91100

Система менеджмента качества и организация технического контроля качества продукции

Лекция

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Понятие и показатели качества продукции На современном этапе развития экономических отношений определяющим фактором эффективного функционирования предприятий является производство конкурентоспособной продукции. Конкурентоспособность продукции – понятие многогранное включающее ряд элементов среди которых особое место занимает качество продукции определяющее гарантию ликвидности товара и экономическую эффективность предприятий. Поскольку качество продукции отражает многосторонние связи и зависимости процесса воспроизводства то оценка его...

Русский

2015-07-13

68.35 KB

1 чел.

Система менеджмента качества и организация технического контроля качества продукции

11.1. Понятие и показатели качества продукции

На современном этапе развития экономических отношений определяющим фактором эффективного функционирования предприятий является производство конкурентоспособной продукции. Конкурентоспособность продукции – понятие многогранное, включающее ряд элементов, среди которых особое место занимает качество продукции, определяющее гарантию ликвидности товара и экономическую эффективность предприятий. Поскольку качество продукции отражает многосторонние связи и зависимости процесса воспроизводства, то оценка его становится одним из важнейших показателей работы предприятий и их подразделений. Чем выше сортность и качество продукции, тем выше уровень цен и при прочих равных условиях, сумма прибыли. Это создает финансовый источник для возмещения дополнительных затрат, необходимых для повышения качества, и гарантируется экономическая эффективность производства.

Под качеством понимается совокупность свойств продукции, обусловливающих её пригодность удовлетворять определённые потребности в соответствии с назначением.

Вырабатываемая на промышленных предприятиях продукция должна соответствовать установленным в государственном порядке определённым показателям качества продукции. Показатель качества продукции – это количественная оценка одного или нескольких свойств продукции. Основные показатели качества продукции отражены в стандартах (международных, национальных, стандартах предприятия) и технических условиях.

Для оценки качества продукции используется система показателей, которая включает следующие группы.

  1.  Обобщающие, характеризующие общий уровень качества продукции, объём и долю прогрессивных (новых) видов продукции в общем выпуске, сортность (марочность) продукции и др.
  2.  Комплексные, характеризующие несколько свойств изделий. Например, в каждой отрасли пищевой промышленности применяются свои специфические показатели. Так, оценка качества яблочного сока оценивается по содержанию сухих веществ (9,5 – 11 %), общая кислотность (0,3  – 1,2 %) в пересчёте на яблочную кислоту, содержание спирта не более –  0,3-0,5 %, аскорбиновой кислоты – не более 0,06 %, содержание твердых металлов на 1 л не более: меди 5 мг, олова 100 мг, свинца – не допускается. Сок должен быть прозрачным.

Так, например, оценка качества сливок производится по следующим физико-химическим показателям:

  1.  массовая доля жирности, % (в зависимости от жирности сливок – если 8 % жирность, то 80,5; 20 %  – 200,5);
  2.  кислотность, Т (не выше 19 %) и др.

Общими для молочной промышленности являются такие показатели, как внешний вид, цвет, консистенция, запах и вкус.

  1.  Единичные, характеризующие одно из свойств продукции.

Для оценки качества машин, механизмов используется следующая номенклатура показателей:

– показатели назначения изделия. Назначение характеризуется приспособленностью продукции для использования по назначению;

– показатели надёжности и долговечности. Надёжность – свойство изделия сохранять технические параметры  в заданных пределах. Долговечность – свойство изделия длительно сохранять работоспособность в определённых условиях эксплуатации (срок службы);

 эргономические показатели, учитывающие комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических свойств человека;

 эстетические, выражающие такие свойства продукции, как выразительность, оригинальность, соответствие среде, моде, стилю и т. п.;

– экономические, отражающие относительные показатели: материалоёмкости, энергоёмкости и энергопотребления;

– экологические показатели;

– эксплуатационные показатели (трудоёмкость обслуживания и ремонта).

Технический уровень (или качества) продукции – это относительная характеристика качества продукции, основанная на сопоставлении значений показателей оцениваемой продукции с соответствующими базовыми значениями. Он зависит от совокупности показателей технического совершенства. Определяют его путём сопоставления значения показателей оцениваемого образца с базовым. Базовый образец должен сочетать в себе такие показатели, которые в наибольшей степени отвечают требованиям конкретного рынка на момент предполагаемого выхода на него с данным товаром. Базовым товаром может быть тот, который пользуется наибольшим спросом на рынке конкретной страны.

Для оценки уровня качества продукции наиболее приемлемым методом является метод относительных показателей, который основан на сравнении единичных показателей качества оцениваемого (Pi) и базового (Pia) товара:

,

где Di – относительный показатель качества.

Если показателей много и трудно отдать какому-то из них предпочтение, то определяется обобщённый показатель качества:

,

где n – количество относительных показателей.

Уровень качества оцениваемой продукции выше или равен уровню базового образца, если значение обобщающего показателя больше или равно единице.

11.2. Элементы системы управления качеством продукции

Доминирующее положение качества в формировании конкурентоспособности предполагает необходимость управления процессом формирования потребительских свойств продукции. Поэтому важнейшей задачей и составляющей общего менеджмента предприятия, как современного способа управления производством, является менеджмент качества.

Изменения в системе экономических отношений, реорганизация промышленного производства в соответствии с рыночными условиями  диктуют необходимость установления закономерностей и принципов современного менеджмента качества в формировании методологических подходов к системе  обеспечения производства продукцией с высокими потребительскими свойствами. Механизм управления качеством продукции должен обеспечивать реализацию следующих основных функций.

1. Прогнозирование потребностей в области потребительских свойств продукции.

2. Планирование улучшения качества продукции.

3. Правовое и информационное обеспечение системы управления качеством продукции.

4. Материально-техническое и технологическое обеспечение качества продукции.

5. Метрологическое обеспечение качества продукции.

6. Организация взаимоотношений по качеству продукции между потребителями и поставщиками.

7. Мотивация качества труда и продукции.

8. Подготовка и повышение квалификации персонала в области улучшения качества продукции.

9. Внутризаводской учет качества труда и продукции.

10. Контроль качества и безопасности продукции.

Одним из важнейших составляющих элементов системы управления качеством на промышленных предприятиях являются принципы ее организации.

В качестве основополагающих принципов выделяют следующие:

- комплексное решение проблемы, предполагающее раскрытие совокупности свойств, образующих единое целое;

- системный подход при построении механизма управления качеством;

- организация работ на базе стандартизации;

- оптимальность соотношения системы управления качеством с функцией стимулирования исполнителей;

- создание органов управления качеством или определения ответственных исполнителей;

- постоянное совершенствование системы.

Сущность принципа комплексного решения проблемы заключается в том, что управление качеством включает систему мер, имеющих единую цель – производство продукции соответствующего качества. Только комплексный подход позволит обеспечить максимальный эффект от применения системы управления качеством.

Сущность системного принципа определяется тем, что каждое экономическое явление рассматривается и оценивается во взаимосвязи с другими.

Комплексный и системный подходы являются методологическими принципами построения системы управления качеством.

Работа на базе стандартизации по типовым нормативам, параметрам каждой трудовой операции (третий принцип системы) должна проводиться на всех стадиях производства продукции. Стандартизация помогает объективно оценить качество с помощью норматива, что способствует и соблюдению трудовой дисциплины. Совершенствование нормативной базы является основой интенсификации производства, применения современных методов и приемов хозяйствования.

Сущность четвертого принципа заключается в необходимости тесной увязки уровня потребительских свойств продукции и уровня стимулирования работников, что является основной целью системы стимулирования качества труда и продукции, которая должна обеспечивать заинтересованность работников в производстве продукции высокого качества.

Учитывая, что труд является решающим фактором формирования продукции высокого качества, ее показатели во многом могут служить и показателями оценки качества труда. Каждый исполнитель должен быть уверен, что за добросовестный труд он получит соответствующее, адекватное его вложенным усилиям вознаграждение.

Показатели качества продукции не всегда определяют качество труда. Труд – целесообразная  деятельность человека по созданию необходимых для жизни материальных и духовных благ, непременное условие его существования и развития. Процесс труда есть процесс воздействия человека на элементы природы в целях приспособления их к своим потребностям. Процесс труда состоит из элементов: целесообразной деятельности, предметов и средств труда. Отличительная особенность труда – направленность на качество, поэтому оно должно быть основой системы стимулирования исполнителей.

Необходимо наличие двух источников материального стимулирования качества: за счет фонда заработной платы в зависимости от условий хозяйствования и возможностей конкретного предприятия; за счет отчислений от прибыли.

Целесообразно предусмотреть создание специального органа с функциями управления и контроля качества, возложенными на руководителей низшего и среднего звена при обеспечении общего контроля и руководства высшим звеном управления – дирекцией, другими соответствующими органами контроля (пятый принцип).

Шестым принципом является постоянное совершенствование системы управления качеством труда и продукции. Этот принцип можно рассматривать как отдельно, так и в системе общего управления производством. Совершенствование и разработка новых технических средств производства и технологических процессов, изменение социально-экономических условий, ресурсных возможностей, приоритетов на рынке, потребительских вкусов – все это диктует необходимость динамичного развития как менеджмента предприятия, так и управления качеством.

Одной из основных методологических основ системы управления качеством труда и продукции являются методы управления. Под методами управления понимают способы, которыми субъект управления приводит в действие те или иные факторы формирования качества продукции. Комплексный подход при создании современных систем управления качеством предполагает взвешенное отношение ко всем методам воздействия на факторы формирования качества труда и продукции. Основой общей их классификации является выделение административных (организационно-распорядительных) и экономических методов. Наряду с ними выделяют социально-психологические, воспитательные и другие методы управления качеством.

Сущность экономического метода управления качеством состоит в том, чтобы путем целенаправленного воздействия на интересы управляемого объекта создать механизм его ориентации на более эффективный режим работы с целью производства продукции высокого качества без излишнего вмешательства органов управления. К конкретным инструментам реализации метода относятся материальное стимулирование качества труда, ценообразование, организация расчетов с поставщиками и потребителями, регулирование экономического воздействия в целях соблюдения договоров и обязательств по поставкам, поощрение рационализаторских предложений по внедрению и совершенствованию техники и технологии.

Административные методы управления – это в первую очередь обеспечение внедрения отраслевых республиканских стандартов на продукцию, конструкторской и технологической документации, разработка и внедрение стандартов, распространение и помощь во внедрении передового опыта, новых изобретений, технологий производства экологически чистой и безопасной для здоровья населения продукции, что является прерогативой государственных органов и должно осуществляться во взаимодействии с экономическими методами.

Социально-психологические методы управления качеством включают планирование социального развития коллектива, установление благоприятного психологического климата, использование различных форм коллективного и индивидуального поощрения за выпуск продукции высокого качества, учет индивидуальных психологических особенностей членов коллектива и т.д.

Анализ факторов, обеспечивающих формирование качества продукции, указывает на широкое их многообразие. Степень  воздействия каждого из них требует обязательного учета при решении проблемы обеспечения качества. В зависимости от субъекта, осуществляющего функции регулирования качества, методы регулирования реализуются на государственном, корпоративном и внутризаводском уровнях, где в зависимости от степени развития производительных сил и производственных отношений решаются конкретные задачи.

Основные факторы, влияющие на формирование системы государственного регулирования качества:

1. Социальные интересы общества в области качества.

2. Создание условий для устойчивого и эффективного развития отраслей промышленности.

К основным факторам, обусловливающим особенности регулирования качества на корпоративном уровне, относятся:

1. Учет требований фактических и потенциальных потребителей продукции, а также других заинтересованных сторон.

2. Обеспечение эффективного производства конкурентоспособной продукции высокого качества на предприятиях, входящих в конкретные объединения.

Выделение внутризаводского регулирования качества продукции целесообразно на крупных и средних предприятиях, где широко используется труд наемного персонала. Фактически же цель, задачи и методы  внутризаводского регулирования качества сводятся к цели, задачам и методам, которые реализуются в рамках систем менеджмента качества в соответствии с современными требованиями, основные из которых сформулированы в МС ИСО серии 9000.

11.3. Сертификация продукции

Условием успешной реализации товаров, как на внутреннем, так и на внешнем рынке является их соответствие требованиям норм, правил и законов, действующих в данной стране.

Сертификация – это система мер и действий, подтверждающих соответствие фактических характеристик продукции требованиям международных стандартов, технических условий и иных нормативных документов, действующих на мировом рынке или в той или иной стране-импортере продукции или услуг. Отсюда, чтобы продукция была сертифицирована, она должна соответствовать установленным требованиям, которые по мере прогресса науки и техники неуклонно повышаются. Стремление расширить рынки сбыта вынуждает предпринимателей заниматься разработкой новых, более совершенных изделий, внедрять прогрессивные технологии, оборудование, материалы, совершенствовать организацию производства и труда, т.е. осуществлять весь комплекс мер, направленных на повышение качества продукции.

Длительная оторванность наших предприятий от внешнего рынка привела к тому, что из-за незнания международных требований к качеству изделий и сертификации, отсутствия необходимых приборов и метрологического оборудования конкурентоспособность большинства продукции снижалась. Переход к рыночным отношениям, активизация внешнеэкономической деятельности настоятельно требуют проведения работ по сертификации продукции, исходя из международных требований. В республике принят Закон «О сертификации продукции, работ и услуг», который предусматривает три раздела:

  1.  общие положения;
  2.  обязательная сертификация;
  3.  добровольная сертификация.

Обязательная сертификация – это деятельность субъектов хозяйствования по подтверждению соответствия продукции показателю, обеспечивающему безопасность для жизни, здоровья человека и другим показателям, установленным законодательно. Обязательной сертификации подлежат продукты питания, электрооборудование, строительные материалы и др.

Добровольная сертификация – это деятельность субъектов хозяйствования по подтверждению соответствия продукции показателям, по которым законодательством проведение обязательной сертификации не предусмотрено.

Сертификация систем качества проводится в разных формах. Существует практика так называемой самосертификации качества. Производитель заполняет декларацию. В ней он заявляет, что его система удовлетворяет требованиям, например стандартам 9001, и прилагает технические документы. На основании этих документов потребитель или третья сторона могут провести необходимый анализ и оценить эффективность системы. Широко распространена сертификация второй стороной (в США и в ряде стран Европы). Чаще её проводит у своих поставщиков предприятие, выпускающее конечную продукцию. Сертификация третьей стороной – это проверка и оценка систем качества специализированными органами. Они могут быть частными, национальными, международными.

На продукцию, прошедшую сертификацию, выдаётся сертификат соответствия, и продукция маркируется знаком соответствия. Она заносится в сертификационном центре в список продукции, разрешённой к продаже. Предприятию выдаётся свидетельство о признании сертификата.

Сертификат соответствия – документ, подтверждающий соответствие сертифицированной продукции требованиям нормативных документов по стандартизации.

Знак соответствия – это знак, который подтверждает соответствие маркированной им продукции требованиям конкретных стандартов.

Система сертификации – система, располагающая собственными правилами процедуры и управления для проведения сертификации продукции. Наибольшее распространение получили системы, когда сертификационным органом является национальная организация по сертификации (стандартизации). Система сертификации включает:

  1.  сертификацию продукции;
  2.  сертификацию производства;
  3.  аттестацию изготовителей;
  4.  аккредитацию испытательных лабораторий, органов по сертификации продукции, систем качества и аттестации предприятий и др.

Система сертификации является независимой, так как она не относится ни к изготовителю, ни к потребителю. Процедура сертификации начинается с подачи организацией заявки в соответствующую организацию на сертификацию продукции. В настоящее время документы соответствия белорусской Национальной системы сертификации признаются без проведения дополнительных испытаний во всех странах СНГ, Литве, Словакии, Польше, Турции и Китае.

Для предприятий, поставляющих свою продукцию в страны Европейского союза, актуальным является решение проблемы её маркировки знаком «СЕ», подтверждающим, что производителем выполнены все требования директив ЕС по её безопасности.

Белорусским производителям уже недостаточно декларировать соответствие национальным стандартам или даже межгосударственным. Необходимо обеспечить международный уровень. На рассмотрении государств – членов ООН находится проект международной модели технического согласования. В её основе – принцип соответствия продукции международным стандартам, в первую очередь Международной организации по стандартизации (ИСО) и Международной электротехнической организации (МЭК).

С 1993 года Беларусь стала членом ведущих международных организаций – ИСО, МЭК, МОЗМ (Международная организация законодательной метрологии), с 2000 года участвует в работе Европейской организации по качеству.

Задача ИСО – содействовать развитию стандартизации в мире, чтобы облегчить международный обмен товарами и услугами, помогать сотрудничеству в интеллектуальной, научно-технической и экономической областях. Соответствие требованиям стандартов – это гарантия высокого качества и надёжности изделий. Сертификация по стандарту ИСО 9000 показывает, что система управления качеством на предприятии организована в соответствии с определёнными требованиями и эффективно обеспечивает высокое стабильное качество выпускаемой продукции. Главное назначение стандартов ИСО – переход от организации обеспечения и контроля качества к управлению качеством, т.е. система качества должна быть взаимоувязана со всеми видами деятельности в организации, определяющими качество.

Созданный в республике Национальный фонд стандартов по объёму информации, автоматизации, номенклатуре документов, сервисным возможностям не уступает информационным центрам в промышленно развитых странах.

11.4. Организация технического контроля качества продукции

На промышленных предприятиях организуется контроль за соблюдением требований, предъявляемых к технологическому процессу и сырьевым ресурсам стандартами и техническими условиями. Завершающей стадией этой работы является контроль качества готовой продукции. Вся совокупность контрольных функций составляет содержание технико-химического контроля.

Все виды контроля классифицируются по ряду признаков:

1) По этапам процесса, на которых осуществляется контроль. Он делится на входной, операционный и приёмочный контроль.

Входной – это контроль сырья, материалов, полуфабрикатов, поступающих от других предприятий. Он направлен на проверку соответствия материалов предъявляемым к ним требованиям качества.

При организации входного контроля первостепенное значение имеет определение качества поступающего сырья. Виды сырья, перерабатываемые на промышленных предприятиях различных отраслей экономики, весьма разнообразны, в связи с чем их качество оценивается различными показателями.

Операционный – это контроль продукции или технологического процесса, выполняемый после завершения определённой производственной операции. Прогрессивным видом операционного контроля является активный контроль, осуществляемый непосредственно в процессе изготовления продукции приборами, встроенными в технологическое оборудование.

Приемочный контроль представляет собой такой вид контроля продукции, по результатам которого принимается решение об её пригодности и поставке.

2) По полноте охвата контролем проверяемых объектов различают сплошной и выборочный контроль.

Сплошной контроль применяется в условиях особо высоких требований к уровню качества продукции. Ему подвергается вся готовая продукция по тем показателям качества, которые определены стандартами. К тому же он осуществляется по тем параметрам, определение которых не связано с порчей контролируемого объекта.

При выборочном контроле проверке подвергается лишь часть продукции. На основе проверки качества лишь этой части судят с достаточной точностью о качестве всей продукции в партии.

3) По связи с объектом контроля во времени контроль подразделяется на непрерывный, периодический и летучий.

Непрерывный контроль применяется в случаях нестабильных техпроцессов и необходимости постоянного обеспечения определенных количественных и качественных характеристик.

Периодический контроль применяется в установившемся производстве при стабильных технологических процессах. Он может быть сплошным и выборочным.

Летучий контроль (может быть только выборочным) представляет собой проверку соблюдения технологии.

Для осуществления контроля качества сырья, материалов, хода технологического процесса, санитарно-гигиенического состояния производства и готовой продукции используются физический, химический, физико-химический, технический, микробиологический, органолептический и статистический методы.

Физический метод основан на определении некоторых физических параметров веществ, содержащихся в сырье, материалах, готовой продукции. Например, определение коэффициента преломления с помощью рефрактометра для контроля содержания сухих веществ в сырье, полуфабрикатах и готовой продукции.

Химический метод базируется на знании соответствующих химических превращений, которые происходят в растворах, приводят к образованию осадков, окрашенных соединений и свидетельствуют о содержании определённых химических веществ, соединений. Этот метод широко используется для определения кислотности, содержания сахара, соли, спирта и т.п.

Физико-химический метод представляет собой соединение рассмотренных выше двух методов, когда возможно наблюдать физические явления при химических реакциях.

Технический метод имеет целью определение различных физических параметров сырья, материалов, технологических режимов, готовой продукции. Он предусматривает установление линейных размеров, объема, веса, температуры, давления и т.п.

Микробиологический метод основан на исследовании наличия и состава микрофлоры в сырье, материалах, воде, воздухе, готовом продукте.

Органолептический метод базируется на восприятиях органов чувств человека. Например, зрительно даётся оценка внешнего вида и цвета сырья, готовой продукции, цвета осадков, растворов, микробиологических посевов при проведении анализов и т.п. С помощью органов вкуса определяются запах, вкус сырья, основных и вспомогательных материалов, готовой продукции.

При отгрузке с предприятия продукции на каждую отправляемую партию составляется сертификат, в котором показывается наименование продукции, количество в физических единицах, вид транспортной тары, сорт продукции. К сертификату прилагается документ (химический анализ), который дает исчерпывающую характеристику состава продукции согласно требованиям ГОСТа. В документе указываются: наименование продукта и дата выработки, расфасовка, вид упаковки, качество упаковки, количество тары, вес нетто и др. информация.

Организация технико-химического контроля на предприятии осуществляется в той или иной мере во всех производственных подразделениях и складах. Контрольные функции исполняет практически каждый работник. Вместе с тем в организации есть должностные лица и подразделения, в обязанности которых входит контроль всего производства. Эту работу выполняет производственная лаборатория, которая является самостоятельным структурным подразделением.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80606. Закрепление вычислительных приёмов сложения и вычитания чисел в пределах 1000. Составление формулы здоровья 53 KB
  Цель: закрепить изученные приёмы сложения и вычитания трёхзначных чисел в пределах 1000 умение решать составные задачи простые и составные уравнения; развивать логическое мышление внимание; заботиться и оберегать своё здоровье.
80607. Поняття про числівник як частину мови 42.5 KB
  Консультанти знайомлять учнів з темами підготовленими вдома група: Кількісні числівники. група: Порядкові числівники. група: Прості і складні числівники. З якою частиною мови ми познайомилися Що означає числівник На які питання відповідає Які бувають числівники...
80608. Вправи на доцільне використання прикметників у мовленні. Спостереження за формами прикметників найвищого ступеня (без терміна, практично) 58 KB
  Мета: Ключові компетентності: формувати компетентність вміння вчитися організовувати своє робоче місце орієнтуватися в часі та берегти його доводити роботу до кінця; соціальну компетентність продуктивно співпрацювати з різними партнерами в групі підтримувати та керувати власними взаєминами з іншими.
80609. Порівняння числа та значення числового виразу. Складання задач за малюнками. Рівності 45 KB
  Обладнання: картки-підказки завдання від діда Цифроїда картка до ігор Цифри поховались Віночок Склади картинку бджілки маски Зайчика й Лисички. Лиска ця розумна дуже Додає все віднімає Знає лінії множини І задачі всі рішає Коли зробим всі завдання Частування поверне.віддає великий конверт вчителю...
80610. Слова, які звучать і пишуться однаково 39.5 KB
  Мета: ознайомити дітей з омонімами (без уживання терміну); вчити вдумливо сприймати мовлене і записане слово; розвивати інтерес до мови, до лексичних знань слів. Хід уроку Організація класу Перевірка домашнього завдання. Яке слово, що має багато значень є в вірші Що за коса?
80611. Літературні казки 37.5 KB
  Мета: Формувати компетентність вміння вчитися. Загальнокультурну компетентність Соціальну компетентність Предметні компетентності Практично ознайомити учнів з новим автором літературних казок – Василем Чухлібом та його творами Спонукати дітей пильніше оглядати світ навколо себе...
80612. Жива і нежива природа. Значення природи для людини 40.5 KB
  Мета: Розширити і уточнити знання учнів про різноманітність природи; формувати в учнів поняття природа жива і нежива природа; розвивати уміння спостерігати за об’єктами природи відрізняти предмети природи від предметів створених руками людини; виховувати дбайливе ставлення до природи.
80613. В осінні барви шати вдяглись ліси й поля 71 KB
  Мета. Формування у школярів уміння добирати твори, книги із заданої теми; вчити учнів бачити і розуміти прекрасне в природі, в музиці, поезії; розвивати образне мислення й мовлення; вчити визначати тему і мету твору, виразно читати поетичні твори, читати в особах...
80614. Океани Землі (прес-конференція) 38.5 KB
  Мета: Ознайомити учнів із поняттям «океани», їх розміщенням на карті півкуль і глобусі; продовжити навчати читати карту і працювати з нею; висвітлити значення океанів та використання їх багатств людиною; сприяти розвиткові памяті, спостережливості, вихованню бережливого ставлення до природних багатств.