91106

Организационная структура системы разработки и освоения новой продукции

Лекция

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Современное предприятие, функционируя в сложной общественноэкономической среде, должно постоянно создавать и внедрять различного рода инновации, обеспечивающие его эффективность в рыночной экономике. Внедрение инноваций нарушает внутреннее равновесие производства

Русский

2015-07-13

55.01 KB

3 чел.

Организационная структура системы разработки и освоения новой продукции

2.1. Жизненный цикл изделия, его сущность, структура

Современное предприятие, функционируя в сложной общественноэкономической среде, должно постоянно создавать и внедрять различного рода инновации, обеспечивающие его эффективность в рыночной экономике. Внедрение инноваций нарушает внутреннее равновесие производства, но создает экономическую основу для его перехода в повое качество, а именно; в новое равновесное состояние. Чем быстрее осуществляется инновационный процесс, тем выше вероятность того, что инновация принесет положительные результаты. В современной теории инноватики выделяют понятие «жизненный цикл продукции».

Для формирования качества продукции важно знать ее жизненный цикл. Каждый товар проходит определенные стадии (этапы).

Жизненный цикл инновации-продукта состоит из четырех этапов: 1) исследовательской 2) технической подготовки, 3) стабилизации объемов производства промышленной продукции, 4) снижения объемов производства и продаж.

Каждая инновация — продукт (поколение техники) проходит в своем развитии обособленный жизненный цикл. В рыночных условиях по мере старения продукта происходит снижение экономических результатов. Это и побуждает к внедрению новых инноваций.

Первые две фазы жизненного цикла составляют понятие подготовки производства. Они связаны с большим риском.

Подготовка производства представляет собой деятельность различных коллективов по разработке и реализации в производстве инноваций-продуктов для удовлетворения постоянно растущих запросов потребителей. Она включает:

  1.  цикл научных исследований;
  2.  техническую подготовку производства.

Содержанием исследовательской стадии подготовки производства являются научные исследования и разработки, связанные с теоретическим обоснованием основных закономерностей технического прогресса. Научно-исследовательские работы (НИР) обусловлены возникновением потребности общества, государства в выполнении продукцией (техникой) новых функций. Они могут носить фундаментальный, поисковый или прикладной характер.

Поисковые научно-исследовательские работы проводятся для изучения возможности применения в прикладных исследованиях результатов фундаментальных исследовании.

Прикладные исследования и опытно-конструкторские работы осуществляются после проведения поисковых научно-исследовательских работ. Они имеют четкую программу проведения, конкретные цели, экономические расчеты и сроки выполнения.

Под технической подготовкой производства понимается комплекс технических, организационных и экономических мероприятий, обеспечивающих создание и освоение развернутого производства новых изделий в заданных масштабах. Это самостоятельный этап подготовки производства, осуществляемый непосредственно на предприятии путем проведения работ по реализации фундаментальных и поисковых научных исследований в производстве. Указанные стадии подготовки производства диалектически ,взаимосвязаны. Необходимость такой взаимосвязи вытекает из органичного единства науки и производства.

Техническая подготовка производства включает:

  1.  создание новых и совершенствование ранее освоенных видов продукции;
  2.  проектирование новых и совершенствование действующих технологических процессов;
  3.  внедрение новых видов продукции и технологических процессов в промышленное производство;
  4.  организацию и планирование работ по технической подготовке производства.

На организацию работ технической подготовки производства оказывают влияние масштаб производства изделий, сложность и точность их изготовления, с тепень конкретной преемственности изделий, уровень стандартизации, объем кооперирования и другие факторы.

Техническая подготовка состоит из нескольких этапов:

  1.  проектно-конструкторской;
  2.  технологической;

  1.  организационно-экономической подготовки;
  2.  промышленного освоения новых изделий

Эти этапы подготовки производства диалектически взаимосвязаны в процессе проектирования, разработки и освоения производства новой продукции.

2.2. Стадии разработки и освоения новой продукции

Необходимым этапом подготовки производства является освоение новой продукции, представляющей собой совокупность разнообразных процессов и работ, в процессе которых осуществляются проверка и отработка конструкций и технологии до установленных технических требований, освоение новых форм организации производства. Осуществляется оно в опытном производстве. Эго могут быть экспериментальные цехи предприятий массового и серийного типов производства; экспериментальные участки для отладки новых технологических процессов; цехи предприятий серийного производства, используемые для создания опытных серий новой продукции; предприятия единичного производства, временно используемые для этих целей; экспериментальные производства при отраслевых НИИ; предприятия, специально созданные для отработки и выпуска опытной продукции.

Во время освоения новой продукции достигаются плановые объемы производства, намеченные экономические показатели и техникоэкономические параметры выпускаемой продукции.

Период освоения новой продукции начинается с изготовления опытного образца и завершается серийным производством продукции.

Промышленное производство характеризуется большим разнообразием применяемых методов и этапов освоения новых видов продукции (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Периоды освоения промышленного производства новой продукции

Каждому этапу освоения соответствует определенное содержание работ, зависящее от различных производственных и организационноэкономических условий на данном предприятии.

Выверка новой конструкции представляет собой совокупность работ по проверке, отладке и доводке конструкции изделия и технологии ее изготовления с внесением необходимых уточнений и изменений в целях достижения требований, зафиксированных в технической документации на изделие.

Наладка производства предусматривает переход от опытного производства к серийному (массовому). Осуществляется внедрение разработанных технологических процессов, форм организации производства и труда, проводится работа по стабилизации качества изготовления деталей и сборочных единиц.

В период достижения проектных экономических показателей выполняются работы, связанные с доведением норм расхода материальных ресурсов, трудоемкости, себестоимости и других экономических показателей до проектного уровня за счет роста квалификации рабочих, повышения уровня оснащенности, снижения потерь от брака.

В процессе освоения выпуска новых видов продукции выделяют техническое, производственное и экономическое освоение.

Началом технического освоения считается получение производственным подразделением технической документации и опытного образца изделия одновременно с заданием приступить к его промышленному изготовлению, а окончанием — достижение технических параметров конструкции, определенных стандартом или техническими условиями.

Производственное освоение осуществляется в процессе наладки производства и завершается в условиях, когда все производственные звенья предприятия обеспечивают выполнение установленных объемов вынуека продукции при заданном качестве и необходимой устойчивости производства. В период производственного освоения устраняются «узкие» места, рабочие в полной мере осваивают трудовые операции, стабилизируется загрузка оборудования и рабочей силы.

Экономическое освоение производства новой продукции предполагает достижение основных проектных экономических показателей выпуска изделий. Как правило, затраты на производство первых изделий в несколько раз превышают затраты на серийно выпускаемую продукцию. В последующем происходит резкое снижение этих затрат. Однако с течением времени темпы снижения замедляются и затем становятся незначительными.

2.3. Организация научно-исследовательских работ

Результатом фундаментальных исследований являются открытия и накопление общих знаний путем изучения законов природы и общественного развития. Поисковые научно-исследовательские работы проводятся для изучения возможности применения в прикладных исследованиях результатов фундаментальных исследовании.

Прикладные исследования и опытно-конструкторские работы осуществляются после проведения поисковых научно-исследовательских работ. Они имеют четкую программу проведения, конкретные цели, экономические расчеты и сроки выполнения.

Основным звеном для проведения научных исследований являются научно-исследовательские институты (НИИ) и организации (НИО), такие, как отраслевые НИИ, научные учреждения Академии наук, НИО при предприятиях, комплексные научные учреждения — научнопроизводственные объединения, специализированные НИО.

Предприятие может создать новую продукцию путем приобретения патента или лицензии на производство чужого товара со стороны либо благодаря собственным усилиям за счет создания исследовательских подразделений, занимающихся фундаментальной и поисковой НИР. Тогда предприятия приобретают статус научно-производственного.

Основными структурными звеньями предприятия, в котором проводятся научно-исследовательские работы, являются технические лаборатории, решающие целый комплекс задач:

  1.  выполнение НИР по созданию и внедрению прогрессивных технологических процессов;
  2.  проведение НИР по разработке и внедрению новых видов сырья, материалов, новой техники, автоматизации производственных процессов:
  3.  внедрение в производство результатов НИР, выполняемых научно-исследовательскими институтами.

В процессе цикла научных исследований возникают новые идеи, которые должны пройти всестороннюю проверку.

При создании новой продукции зарубежные экономисты рекомендуют ориентироваться на вероятность коммерческого успеха идей, которые вносятся в план научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в 2,5 %. Отечественные исследования показывают, что вероятность того, что новая идея превратится в коммерческий успех, равна всего 1 %.

Высокий процент неудач новой продукции объясняется различными причинами, прежде всего дефектами самой продукции, более высокими, чем предполагалось, издержками и недостаточностью анализа рынка.

Риск увеличивается в прямой зависимости от степени новизны продукта и от того, насколько технология его производства и распределения о тличается от опыта предприятия в этой области.

Основным фактором успеха нового продукта является наличие на предприятии эффективной системы технической подготовки производства, охватывающей все этапы создания и освоения новой техники (СОНТ).

Под технической подготовкой производства понимается комплекс технических, организационных и экономических мероприятий, обеспечивающих создание и освоение развернутого производства новых изделий в заданных масштабах. Это самостоятельный этап подготовки производства, осуществляемый непосредственно на предприятии путем проведения работ по реализации фундаментальных и поисковых научных исследований в производстве. Указанные стадии подготовки производства диалектически взаимосвязаны. Необходимость такой взаимосвязи вытекает из органичного единства науки и производства.

2.4. Организация опытно-конструкторских работ

Организация опытно-конструкторских работ включает проектирование новой продукции н модернизацию ранее производившейся в соответствии с ЕСКД, а также разработку проекта реконструкции и переоборудования предприятия или отдельных его подразделений.

Содержание и объем работ в основном зависят от цели ее проведения (модернизация существующей или разработка новой продукции), типа производства, сложности и характера продукции.

Результаты проектно-конструкторской подготовки оформляются в виде технической документации — чертежей, рецептур химической продукции, спецификаций материалов, деталей и узлов, образцов готовой продукции и др.

Основными этапами опытно-конструкторской подготовки производства по разработке новых и модернизации производившихся изделий являются:

разработка технического задания;

разработка технического предложения;

составление эскизного проекта;

разработка технического проекта;

разработка рабочей документации на опытные образцы, установочные серии для серийного или массового производства.

Опытный образец изделия изготавливается в условиях опытного производства или в специальных мастерских в полном соответствии с рабочими чертежами и техническими требованиями. Производству опытного образца предшествует соответствующая технологическая подготовка его изготовления.

Собранный образец изделия поступает на испытание. Программа испытаний устанавливает жесткие требования к проведению проверки сборочных единиц, деталей, отдельных параметров работы образца при различных режимах, включая критические нагрузки. При этом выявляются недостатки конструирования отдельных элементов, проверяется технологичность изделия и т. д. После испытания при выявлении дефектов конструктор вносит изменения в рабочие чертежи, по которым изготавливаются новые детали и проводятся повторные испытания.

При положительных результатах испытаний опытного образца и подтверждении соответствия конструкции требованиям технических условий изделие считается принятым и передается для изготовления установочной серин. Сдачей установочной серии приемочной комиссии завершается процесс отработки конструкции и формируется документация установившегося серийного или массового производства.

На стадии разработки рабочей документации по результатам проведения приемочных испытаний и принятия опытного образца определяется проект оптовой цены и экономический эффект от производства и использования новой продукции.

Требования, предъявляемые к опытным образцам новой продукции:

  1.  непрерывное совершенствование качества продукции — повышение ее мощности, надежности, долговечности, прочности, легкости, улучшения внешнего вида и т. п.;
  2.  повышение уровня технологичности конструкции, под которой понимается облегчение процесса изготовления продукции и возможность применения прогрессивных методов изготовления при заданном объеме производства. Это обеспечивает лучшее использование производственных ресурсов при изготовлении продукции;
  3.  снижение себестоимости новой продукции, достигаемое за счет упрощения и совершенствования конструкции, замены дорогих материалов более дешевыми, снижения эксплуатационных затрат, связанных с применением продукции;
  4.  использование при проектировании продукции существующих стандартов и унифицированных полуфабрикатов;
  5.  эргономические требования.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59742. Сценарій уроку Масляна 38.5 KB
  Тиждень перед Великоднім постом називається Масляна. Щодня жінки, молодь і діти гуляли, пригощались варениками з сиром. Набиралися сил перед довгим постом. Молодь збиралась на вечорниці і гуляла до ранку (досвітки).
59743. Сценарій уроку: Де коза ходить, там жито родить 41 KB
  В цей вечір ватаги дівчат і дітей ходять по хатах і щедрують. Сценарій бажано доповнити книжковою виставкою Щедрий вечір добрий вечір. Щедрий вечір Розкажіть онуку...
59744. Сценарій уроку Золота осінь 44 KB
  Осінь завжди красива барвиста. Осінь ведуча одягнена у однокольорове плаття на якому нашите листя клена. На сцені 5 дітей: 1й: Непомітно зявилася осінь Заходить Осінь вклоняється тим хто в залі Все коротшає день щодоби Глянь берізки уже злотокосі І в дубів багряніють чуби.
59745. Прийди, прийди, весно, прийди, прийди, красна 45.5 KB
  До залу заходить Весна дівчина у квітчастому вбранні на голові віночок з квітів. ВЕСНА: Добрий день мої любі друзі Я Весна я Весна. ВЕСНА: Яка ж бо ти люта сестро Лютуй не лютуй а час твій пройшов. ВЕСНА: Так сестро це було та все пройшло.
59746. Сценарій уроку: Святий Спас прийшов до нас 46 KB
  У серпні Спас крім 19-го святкується ще двічі 14-го та 29-го. Правда назва його Спас мені не зрозуміла. Що воно означає ВЕДУЧА: На Русі свято відоме під назвою Спаса від слова спаситель рятівник яким православна церква іменує Ісуса Христа.
59747. Сценарій уроку: Несу кутю на покутю… 41.5 KB
  Дійові особи: Батько; мати; Оленка старша дочка 1012 р. БАТЬКО: Піду кину сіна вівцям коням та корові. БАТЬКО: Заходячи в хату. БАТЬКО: Обовязково зайду а потім піду кликати Мороза вечеряти з нами.
59748. Сценарій уроку Вечорниці 44.5 KB
  На передньому плані появляється Галя яка поспішає на вечорниці. Галя йде потім зупиняється: Он хтось стоїть чи не Степан Голохвастов уздрівши її: А на ловця і звір біжить ціпціп куріпочко Галя хоче його обійти а Голохвастов заступа їй дорогу Голохвастов...
59749. Сценарій уроку: Різдвяний вертеп 38.5 KB
  ДІТИ: Христос рождається ГОСПОДАР: Славімо його ЗВІЗДАР: Щедрий вечір добрий вечір Мир українській світлій хаті ЗВОНАР: дзвонить виступає вперед хору Добрий вечір тому Хто в цьому дому Старому молодому І Богу святому. Всі проходять до хати і співають: Добрий вечір тобі пане господарю радуйся...
59750. Сценарій уроку Жнива на Україні 40.5 KB
  Жнива складаються з зажинок жнив і обжинок. Тому жнива завжди були святою справою. Жнива починались за тиждень до Петра 12 липня або після нього і обовязково в легкі жіночі дні: середу пятницю суботу.