91118

Исследование конъюнктуры рынка

Лекция

Маркетинг и реклама

Анализ масштаба и потенциала рынка. Анализ тенденций и устойчивости развития рынка. Оценка и анализ сезонности и цикличности рынка.

Русский

2015-07-13

224.51 KB

2 чел.

Исследование конъюнктуры рынка.

  1. Методика конъюнктурного исследования и показатели рыночной конъюнктуры.
  2. Анализ масштаба и потенциала рынка.
  3. Оценка сбалансированности и устойчивости спроса.
  4. Анализ тенденций и устойчивости развития рынка.
  5. Оценка и анализ сезонности и цикличности рынка.

1. Методика конъюнктурного исследования и показатели рыночной конъюнктуры.

Вся маркетинговая деятельность предприятия тесно связана с рыночной ситуацией, сложившейся в данный момент на рынке. Позиция организации на рынке, ее шансы на коммерческий успех, выбор стратегии ее маркетинговой деятельности и т.д. в значительной мере зависят от внешних условий и, в частности, от текущей и перспективной рыночной ситуации. Благоприятные условия, сложившиеся на рынке, создают потенциальную возможность коммерческого успеха даже для предприятий, которые обладают ограниченным потенциалом, и, наоборот, неблагоприятная ситуация на рынке может не оправдать те надежды, которые руководство возлагало на будущее. Именно поэтому исследования рыночной ситуации или конъюнктуры рассматриваются маркетологами как основополагающие при разработке различных маркетинговых программ.

Согласно Беляевскому И.К., конъюнктура рынка (от лат. conjungere – соединяю, связываю) – это состояние рынка или конкретная экономическая ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент или ограниченный отрезок времени под воздействием комплекса сил, факторов и условий.

Авторы Лебедева О.А. и Лыгина Н.И. рассматривают конъюнктуру как совокупность признаков, характеризующих текущее состояние экономики в определенный период времени.

Большой экономический словарь Борисова А.Б. дает определение конъюнктуры (от лат. conjunctura – связывать) как экономической ситуации на рынке, характеризуемой уровнями спроса и предложения, рыночной активностью, ценами, объемами продаж.

В целом необходимо отметить, что конъюнктура представляет собой сложное и быстро меняющееся явление. Она складывается из множества условий, развитие которых подчиняется вероятностным законам, и характеризуется определенным кругом качественных и количественных признаков, поддающихся измерению и оценке.

Стратегические цели конъюнктурного анализа требуют выявления и моделирования закономерностей действия рыночного механизма. Это необходимо для обеспечения предсказуемости развития рынка и обоснования применения социально-экономических рычагов регулирования.

Оперативные цели оценки и анализа сложившейся рыночной ситуации ориентированы на удовлетворение потребностей маркетинга и менеджмента.

Сочетание стратегических и оперативных целей позволяет сформулировать задачи конъюнктурного анализа. Так, Беляевский И.К. в качестве таковых предлагает рассматривать четыре концептуальные задачи конъюнктурного анализа:

• анализ динамических закономерностей, тенденций;

• оценка пропорциональности развития;

• анализ устойчивости рынка;

• анализ повторяемости развития рынка, выделение циклов.

Конечная задача конъюнктурного анализа начертание картины вероятного будущего: определение возможностей, которыми следует воспользоваться, и потенциальных опасностей, которых следует избежать.

Выполнение данных задач реализуется в рамках конъюнктурного исследования.

Конъюнктурное исследование – это целенаправленный непрерывный сбор и обработка информации о состоянии хозяйства и товарного рынка, анализ и выявление особенностей и тенденций их функционирования, прогнозирование основных параметров и выдвижение возможных альтернатив для принятия решений.

Беляевский И.К. предлагает следующую структуру конъюнктурного исследования:

Рис. 1. Структура конъюнктурного исследования

Конъюнктурное исследование требует многоуровневого (иерархического) описания объекта. Объект должен быть представлен не менее чем на трех уровнях обобщения: как целое, характеризующееся наиболее обобщенными показателями; как структура, характеризующаяся показателями состояния элементов и их связей; как описание состояния отдельных элементов.

Пример: Предположим, что цель конъюнктурного исследования состоит в определении фазы экономического цикла. В этом случае объектом исследования выступает общехозяйственная конъюнктура страны. В соответствии с поставленной целью объект как целое может характеризоваться такими обобщенными показателями, как объем ВВП и выпуск промышленной продукции. Как структура объект может быть представлен объемами личного и государственного потребления, объемами экспорта и импорта, капитальных вложений, объемом выпуска по отдельным отраслям промышленности. На уровне элементов общехозяйственная конъюнктура может быть охарактеризована следующими показателями: потребление населением продуктов питания, различных услуг и товаров длительного пользования; капитальные вложения в промышленности и в жилищном строительстве; объем выпуска продукции в отдельных отраслях промышленности в соответствии с их структурой и т.д.

Необходимо отметить, что исследование конъюнктуры не может быть представлено одноразовым мероприятием, носить случай или несвязный характер. Для того чтобы конъюнктурные исследования были эффективными, т.е. своевременно давали возможные альтернативы для принятия решения, они должны быть непрерывными и комплексными.

Методика изучения и прогнозирования конъюнктуры включает ряд последовательных этапов:

  1.  Текущее наблюдение.
  2.  Анализ конъюнктуры
  3.  Прогноз конъюнктуры для принятия решения

I этап. Постоянное наблюдение за конъюнктурой и сбор необходимой информации занимает большую часть времени всякого исследования конъюнктуры, так как связано с крайне трудоемкой работой и источниками. Прежде чем приступить к текущему наблюдению, изучающий конъюнктуру должен наметить круг вопросов, в рамках которых будет происходить накопление материала, в том числе масштабы и характер показателей, отображающих развитие выбранного объекта наблюдения. Причем объем и характер информации зависят от схемы текущего наблюдения.

Пример: Если объектом наблюдения является конъюнктура страны, то схема может иметь следующий вид:

  1.  промышленность;
  2.  сельское хозяйство;
  3.  строительство;
  4.  грузооборот и пассажирские перевозки;
  5.  внутренний рынок и денежное обращение;
  6.  внешняя торговля, торговый и платежный баланс, торговая политика

При наблюдении за конъюнктурой товарного рынка схема текущего наблюдения может иметь следующий вид:

  1.  производство и его структура, если у товара есть подвиды, сдвиги в технике и технологии производства,  конкурентоспособность товара;
  2.  потребление товара по отраслям и в целом, изменения в характере потребления под влиянием НТП, конкуренция с товарами-субститутами;
  3.  фирменная структура рынка – фирмы-производители и фирмы-потребители, контрагенты, конкуренты и посредники;
  4.  товарные запасы в целом и на складах производителей, посредников и потребителей;
  5.  внешняя торговля – физический и стоимостный объем экспорта и импорта данного товара, торгово-политические мероприятия, межгосударственные товарные соглашения, сведения о кредитах на экспорт или импорт товара, сведения о фрахтовании тоннажа для перевозок товаров и фрахтовых ставках;
  6.  цены  сделок  на товар  во  внешней торговле,  справочные, прейскурантные, биржевые котировки (срочные и на реальный товар), контрактные, а также оптовые, розничные цены внутреннего рынка.

Схема текущего наблюдения за конъюнктурой товарного рынка корректируется в зависимости от особенностей самого товара и того места, которое он занимает в процессе общественного производства.

Быстрое и методически правильное проведение конъюнктурного исследования предполагает хорошее знание круга источников конъюнктурной информации. При выборе источников важны собственный опыт, основанный на систематическом чтении широкого круга источников, и помощь ведущих научно-исследовательских организаций соответствующего профиля.

II этап. Анализ конъюнктуры включает несколько шагов:

1) Формирование временных рядов по каждому из отобранных показателей. Временной ряд описывает последовательность изменения показателя в определенный промежуток времени;

2) определение  степени   и   направления   воздействия   каждого фактора в отдельности. Здесь взаимосвязано применение методов экспертных оценок, основанных на использовании знаний, опыта и интуиции специалистов, занимающихся изучением и прогнозированием конъюнктуры;

3) рассмотрение в совокупности и взаимосвязи всех отобранных факторов и установление места и роли каждого из них в формировании конъюнктуры.

III этап. Прогнозирование развития конъюнктуры является заключительным и самым сложным этапом изучения конъюнктуры. О методах прогнозирования мы поговорим позднее.

Для изучения конъюнктуры рынка используется широкий перечень показателей, которые можно классифицировать по следующим основным группам:

  1.  показатели  производства;
  2.  показатели внутреннего товарооборота;
  3.  показатели внешней торговли;
  4.  показатели уровня цен;
  5.  финансовые показатели.

Показатели производства включают в себя данные по промышленному и сельскохозяйственному производству.

1) Индексы промышленного производства. Используются для анализа состояния производства по отрасли. Как правило, рассчитывают отраслевой и сводный  индексы. На основе составления указанных индексов делаются оценки динамики отраслевого производства в сравнении со сложившимися экономическими условиями на рынке.

2) Объем и динамика выпуска продукции по отрасли в целом  в абсолютных величинах:

3) Темпы обновления продукции

4) Объем и динамика капитальных вложений. Данный показатель характеризует процесс обновления и расширения основного капитала. Величина капитальных вложений определяет объем и масштабы производства, а также поток заказов на производственное оборудование. Этот показатель дается в качестве валовых инвестиций, в числе которых новые вложения и затраты на возмещение основного капитала (амортизация). Инвестиции в основной капитал распределяются между закупками оборудования, промышленным, жилищным и коммунальным строительством. Для изучения конъюнктуры рынка необходимо проведение сопоставления объемов и динамики капитальных вложений в отраслях производства и потребления. Между объемами производства и величиной капитальных вложений отмечена прямая корреляционная связь – изменения в объемах капитальных вложений определяют изменения в объемах производства.

5) Информация о портфеле заказов. Имеющийся наличный портфель и  сведения о новых поступлениях характеризуют степень загрузки производства в настоящий момент и в ближайшем будущем. Портфель заказов, имеющийся у отдельной фирмы или по отрасли в целом, определяется стоимостью всех заказов на определенный момент, независимо от  времени поступления. О направлении развития конъюнктуры можно судить по результатам сопоставления ежемесячных поступлений с ежемесячными отгрузками или продажами. Информация о снижении портфеля заказов у поставщиков может и должна быть использована заказчиком при проведении переговоров – весьма высока вероятность получения скидок, льготных условий поставок и расчетов.

6) Объем производственных мощностей и степень их загрузки по отдельным отраслям промышленности

7) Данные по труду представлены следующими показателями:

  1.  производительность труда,
  2.  занятость,
  3.  размеры безработицы,
  4.  продолжительность рабочей недели,
  5.  ставки и фонды заработной платы.

8) Показатели сельскохозяйственного производства. К их числу относятся:

  1.  индекс производства продукции аграрного сектора;
  2.  объем производства в абсолютных цифрах;
  3.  размер посевных площадей (поголовье скота и размер пастбищ);
  4.  средняя урожайность культур (продуктивность скота);
  5.  количество хозяйств;
  6.  цены   на   сельскохозяйственную   продукцию,    агротехнику, удобрения, пестициды;
  7.  доходы хозяйств, физических лиц, занятых в с/х;
  8.  показатели   использования   сельскохозяйственной   техники, удобрений, пестицидов и др.

Индексы производства сельскохозяйственной продукции рассчитываются по аналогии с индексом промышленного производства.

Показатель урожайности рассчитывается как отношение валового сбора к весенней продуктивной площади.

Падеж скота вычисляется как отношение количества павших животных к среднегодовому поголовью скота, в процентах.

Средний годовой удой молока определяется как отношение количества надоенного молока к количеству всех коров.

Индекс валового сбора представляет собой отношение валового сбора отчетного периода к валовому сбору базисного периода

У1,0 – урожайность отчетного, базисного периода;

П1,0 – посевные площади отчетного, базисного периода.

Показатели внутреннего товарооборота описывают динамику и направление изменений конъюнктуры внутреннего рынка и включают:

  1.  оборот оптовой и розничной торговли,
  2.  объемы продаж крупнейших оптовых и розничных торговых предприятий,
  3.  индексы стоимости жизни,
  4.  потребительские расходы (объем и структура),
  5.  информацию о движении товарных запасов,
  6.  объема потребительского кредита,
  7.  данные о внутренних перевозках грузов.

Анализ динамики реализации оптовой и розничной торговли позволяет оценить характер и изменения платежеспособного спроса на продукцию производственно-технического и потребительского назначения.

Увеличение объемов потребительского кредитования обуславливает кратковременное увеличение спроса. Однако в будущем продажи в кредит вызовут снижение показателей реализации вследствие уменьшения реального спроса на сумму товаров, закупленных ранее в кредит, плюс проценты за пользование кредитными ресурсами.

Следует учитывать, что таким образом объемы продаж в кредит складываются в преддверии кризиса. Усугубление кризиса предопределяет снижение объема потребительского кредитования.

Существенные отличия имеет характер динамики запасов сырья и готовой продукции. Размеры запасов сырья непосредственно зависят от объемов производства: увеличение производства предполагает рост запасов сырья и наоборот.

Запасы готовой продукции, напротив, при расширении производства уменьшаются. Рост запасов готовой продукции свидетельствует об ухудшении конъюнктуры: они достигают максимального значения в начале кризиса, минимального – при переходе из фазы депрессии в фазу оживления, в момент расширения объемов производства.

Показатели внешней торговли включают:

  1.  физический и стоимостный объем внешнеторгового оборота;
  2.  индексы физического и стоимостного объема внешнеторгового оборота;
  3.  физический и стоимостный объем экспорта, импорта;
  4.  географическое распределение экспорта, импорта;
  5.  индексы физического и стоимостного объема экспорта и импорта;
  6.  сальдо торгового баланса;
  7.  товарную структуру экспорта и импорта;
  8.  удельный вес страны в мировом экспорте и импорте;
  9.  долю экспорта и импорта в производстве и потреблении продукции.

Индексы физического и стоимостного внешнеторгового оборота, экспорта, импорта рассчитываются по аналогии с индексами промышленного производства.

, где:

S – сальдо внешнеторгового баланса;

Е – экспорт;

I – импорт.

Географическое распределение экспорта и импорта товара находится по следующей формуле:

, где

F (%) – вес (доля) экспорта (импорта) конкретной товарной позиции изучаемого региона в структуре общегосударственного экспорта (импорта);

Н – объем экспорта (импорта) товара изучаемого региона (производителя, рынка);

Q – общегосударственный объем экспорта (импорта) конкретного товара.

Как правило, при улучшении конъюнктуры рынка, увеличении объемов производства, облегчается задача активизации внешней торговли. В то же время отмечено несовпадение динамики внешней торговли и собственно производства. Ухудшение  конъюнктуры в первую очередь отражается  на показателях промышленности и лишь затем, вызывает снижение объемов внешнеторговых операций. Подобная ситуация обуславливается договорными обязательствами сторон по долгосрочным контрактам. Несовпадения могут быть вызваны также неравномерностью развития экономики различных стран. В четвертом квартале, как правило, объемы внешней торговли достигают максимального значения (период накопления сырья, топлива на зиму, уборки и реализации урожая) и снижаются в первом квартале.

Показатели динамики и уровня цен включают:

1) Индекс оптовых цен

, где

ip – индивидуальный индекс оптовых цен;

P1, P0 – цена за конкретный товар на рассматриваемом рынке в текущем и базисном периоде;

, где

I – агрегатный индекс оптовых цен;

Σp1q1 – сумма стоимости продажи товара в текущем году по текущим оптовым ценам;

Σp0q1 – сумма стоимости продажи товара в текущем году по базисным оптовым ценам

и (или)

, где

Σp1q0 – сумма стоимости продажи товара в базисном году по текущим оптовым ценам;

Σp0q0 – сумма стоимости продажи товара в базисном году по базисным оптовым ценам;

2) Индекс розничных цен рассчитывается аналогично индексу оптовых цен.

Рекомендуется также проводить сопоставление динамики оптовых и розничных цен.

3) Индексы себестоимости продукции.

В некоторых случаях целесообразно сопоставлять динамику цен и издержек производства по отдельным фирмам – крупнейшим производителям анализируемых групп товаров. Для этих целей и рассчитывают индексы себестоимости продукции.

, где

iz – индивидуальный индекс себестоимости;

Z1, Z0  – себестоимость единицы продукции в текущем и базисном году;

, где

lz – агрегатный индекс себестоимости;

Σz1q1 – фактические затраты на производство продукции в текущем году;

Σz0q1 – расчетные затраты на производство продукции в текущем году по базисной себестоимости.

и (или)

, где

lz – агрегатный индекс себестоимости;

Σz1q0 – расчетные затраты на производство продукции в базисном периоде по себестоимости текущего периода;

Σz0q1 – фактические затраты на производство продукции в базисном периоде.

Финансовые показатели включают:

  1.  эмиссию ценных бумаг;
  2.  курсы акций предприятий, доминирующих в отрасли;
  3.  ставку рефинансирования ЦБ РБ;
  4.  уровень инфляции;
  5.  величину денежной массы в обращении;
  6.  курсы валют;
  7.  банковские депозиты;
  8.  ссудный процент.

При рассмотрении эмиссии ценных бумаг необходим анализ ее структуры. Увеличение эмиссии государственных ценных бумаг не всегда свидетельствует об улучшении рыночной конъюнктуры. Как правило, в период кризиса эмиссия резко возрастает и растет в фазе подъема, при этом максимум выпуска наступает несколько раньше максимального увеличения объема производства.

На котировку ценных бумаг оказывает влияние множество факторов, в том числе величина банковского процента – при повышении процента курс акций, как правило, падает. Изменения в динамике курса предшествуют изменению конъюнктуры.

Рост ссудного процента свидетельствует о повышении инвестиционного спроса, что в свою очередь указывает на активизацию коммерческой деятельности и тенденцию к расширению промышленного производства. Изменение ссудного процента в зависимости от направления оказывает стимулирующее или сдерживающее воздействие на темпы развития производства и совокупного спроса.

Валютный курс оказывает непосредственное влияние на платежеспособный и внешнеторговый балансы, на конкурентоспособность экспортируемых товаров.

Снижение показателя движения банковских депозитов характеризует замедление процесса обращения товаров и говорит об ухудшении конъюнктуры рынка.

2. Анализ масштаба и потенциала рынка.

При изучении показателей конъюнктуры важным является знание масштаба и потенциала исследуемого рынка (см. рис. 1).

Масштаб рынка определяется объемом продажи товаров, а также числом и размером фирм, выступающих на нем в качестве продавцов (как производителей, выводящих свой товар на рынок, так и торговых посредников). При этом характеризуется функциональная специализация предприятий: вид товара, его ассортимент, основные свойства. Объем продаж определяется размером сбыта произведенной продукции, оптово-посредническим товарооборотом, розничным товарооборотом. Фирмы ранжируются по размеру и формам собственности, а также по доле, занимаемой ими на рынке.

Доля фирмы на рынке определяется как отношение товарооборота фирмы (Тi ) к общему объему продаж на рынке ( Тi ):

Оценка масштаба рынка дополняется характеристикой потенциала рынка, определяющего возможности товарного предложения и покупательского спроса. Выявление потенциала рынка позволяет установить, сколько товаров при определенных условиях может быть выставлено на рынок и сколько товаров рынок сможет поглотить. Потенциал рынка подразделяется на:

  1.  производственный и
  2.  потребительский.

Производственный потенциал определяет предельные возможности товарного предложения. Производственный потенциал должен отразить два явления:

а) производство товаров при полном использовании мощностей (предельный потенциал);

б) реальное предложение товаров с учетом требований рынка.

Принципиальная формула, по которой рассчитывается производственный потенциал рынка, имеет следующий вид:

, где

Ni – единица производства (например, предприятие);

Wi – удельная мощность производственной единицы;  
F – прочие факторы и элементы потенциала;

n – число i-ых единиц производства.

Потребительский потенциал рынка обусловлен покупательским спросом и характеризуется показателем емкости рынка.

Емкость рынка – количество товаров, которое рынок способен поглотить (приобрести) за определенный период времени и при определенных условиях.

Существуют разные подходы к расчету емкости рынка. Рассмотрим некоторые из них:

1) Для определения емкости национальных товарных рынков применяется понятие «видимого» потребления товаров, т.е. собственное производство товара в стране за вычетом экспорта и с добавлением импорта аналогичных товаров, а также учетом изменения объема запасов:

Енр = П + И – Э – ∆З, где

Енр – емкость национального рынка;

П – объем внутреннего производства товара на рынке (сегменте);

И – объем импорта;

Э – объем экспорта;

∆З – изменение объема запасов (если наблюдается рост запасов, то ∆З вычитаются, если же снижение – то ∆З прибавляется).

2) Следует различать два уровня емкости рынка: потенциальный и реальный. Действительной емкостью рынка является первый уровень. Потенциальный уровень определяется личными и общественными потребностями и отражает адекватный им объем реализации товаров. Реально складывающаяся емкость рынка может и не соответствовать его потенциальной емкости. Расчет емкости рынка должен носить пространственно-временную определенность.

В общем случае определение реальной емкости рынка можно осуществить по следующей формуле:

Ер = nqp, где

n – число покупателей данного вида продукции на конкретном рынке;

q – число покупок данного товара покупателем за исследуемый период времени;

p – средняя цена продукции.

3. Оценка сбалансированности и устойчивости спроса.

Предложение и спрос поддаются маркетинговому воздействию, их необходимо регулировать с помощью экономических рычагов, имеющихся в распоряжении как рыночных, так и государственных структур. Это в свою очередь обусловливает необходимость анализа степени сбалансированности или разбалансированности рынка. Для этого используются различные методы: балансовый, соотношения показателей динамики, косвенный – с помощью индикаторов, неформальных и экспертных оценок. Сложность анализа заключается в том, что если товарное предложение – показатель документируемый, то спрос непосредственно оценить нельзя. Конечно, об основных закономерностях и тенденциях спроса можно судить по товарообороту (реализованному спросу) или покупательным фондам населения, но фактический спрос в силу ряда причин может существенно не совпадать с ними. И все же условные расчеты приходится принимать во внимание.

В статике соотношение спроса и предложения (с некоторой степенью точности) устанавливается с помощью баланса спроса-предложения. Однако такой расчет можно осуществить только в границах всего товарного рынка в целом. Поэтому его ценность для маркетинга фирмы незначительна. Он чаще используется в макро маркетинге.

Предложение

Спрос

1 . Объем  отечественного  производства товаров потребительского назначения

2. Обуем импорта

3. Изменение  стоимости  товарного поступления за счет роста цен

1 . Денежные  доходы   населения   (за вычетом прироста сбережений, инвестиций в покупку ценных бумаг и недвижимости, а также обязательных платежей)

2. Покупка  производственными  предприятиями товаров для производственного   потребления   и   промышленной переработки

3. Покупка товаров учреждениями  и предприятиями для собственных нужд

4. Изменение  стоимости   купленных товаров за счет снижения цен

Итого

Итого

Сокращение товарных запасов

Рост товарных запасов

Дефицит (П < С)

Избыток (П > С)

Суть расчета в следующем: определяется объем товарного предложения (по данным о поступлении или фактической продаже, с необходимыми расчетами) и покупательные фонды населения (доходы с корректировкой на прирост сбережений минус обязательные платежи), представляющие совокупный спрос населения. А затем происходит их сравнение. Превышение предложения над спросом проявляется в росте товарных запасов, а превышение спроса над предложением – в их сокращении. Этот факт используют для косвенной оценки пропорциональности рынка.

В формализованном виде данные пропорции будут выражены следующим образом:

Iз = 1 => П = С (рынок – сбалансирован);

Iз > 1 => П > С (диспропорция: предложение превышает спрос);

Iз < 1 => П < С (диспропорция: спрос превышает предложение),      

где Iз -  индекс товарных запасов; П – предложение; С – спрос.

Также осуществление оценки сбалансированности и устойчивости спроса можно производить посредством сопоставления между собой индикаторов рынка и индексов деловой активности. Такой подход используется в зарубежной практике. В данном случае информацию об устойчивости и сбалансированности спроса рыночные субъекты получают через систему финансовых и производственных показателей деятельности ведущих отраслевых предприятий страны (Индекс Доу-Джонса, например).

4. Анализ тенденций и устойчивости развития рынка.

Важным элементом конъюнктурного анализа служит характеристика динамики исследуемого явления. Рынок, как мы уже указывали, – явление динамическое, он непрерывно изменяется.

Тенденция развития рынка (от лат. tendere – направляться, стремиться) –экономическое и статистическое понятие, характеризующее закономерность изменения его основных параметров во времени.

Для определения вектора и скорости развития рынка строятся динамические ряды показателей, характеризующих основные параметры рынка, а затем исчисляются темпы роста или прироста (базисные и цепные). В тех случаях, когда изучаемое явление рынка представляет собой сложную агрегированную величину (например, товарооборот, состоящий из совокупности разнородных товаров), характеристика динамики количественных показателей достигается с помощью агрегатных или средних индексов, в частности, индекса физического объема товарооборота и общего индекса цен.

Основные тенденции развития рынка выявляются через построение и графическое изображение трендовых моделей (так называемый метод статистического, или аналитического выравнивания). Сущность данного метода заключается в том, что изменение явления (например, продажи товара) рассматривается как функция времени:

К числу наиболее часто используемых трендовых моделей можно отнести:

  1.  Линейная

Знак перед «b» указывает направление: b с плюсом – рост, b с минусом – спад.

  1.  Парабола 2-го порядка

Данная модель позволяет выявить не только скорость развития (b1), но и его ускорение (b2). В зависимости от знаков параметров определяется вектор развития (рост, спад, ускорение, замедление). Не следует забывать, что криволинейную тенденцию часто хорошо аппроксимирует парабола более высокого, чем второй, порядка:

  1.  Экспонента

В тех случаях, когда прирост зависит от величины основания функции, обычно используют сглаживание по экспоненциальной кривой (экспоненте).

либо

  1.  Степенная и показательная функции

На практике также встречаются тенденции, которые можно отразить уравнениями степенной и показательной функций:

  1.  Логарифмическая функция

Если равномерный или даже ускоренный рост параметров рынка сменяется замедлением или затуханием развития, то такую тенденцию достаточно надежно отражает логарифмическая функция типа:

  1.  Гипербола

Если происходит спад с нарастающим замедлением к концу период, то такая зависимость хорошо отражается функцией гиперболы:

Стихийность рынка, действие случайных, непредсказуемых факторов проявляется в колебаниях его параметров, в их отклонениях от линии нормального развития. Рыночные колебания имеют два вектора: динамический (колебания во времени) и пространственный (колебания по предприятиям, по территории). В первом случае наблюдаются отклонения от основной тенденции развития, во втором – от среднего уровня состояния рынка. Чем меньше размах колебаний, т.е. чем устойчивее рынок и его развитие, тем надежнее его оценки и прогнозы, тем ниже риск маркетинговых мероприятий. Именно поэтому характеристика устойчивости развития рынка является важным этапом конъюнктурного анализа.

Устойчивость развития рынка во времени проявляется в характере отклонений фактических уровней развития от основной тенденции, т.е. от тренда. Это позволяет измерять устойчивость развития рынка известным в анализе динамики показателем – коэффициентом аппроксимации.

Сначала исчисляется среднеквадратическое отклонение эмпирических уровней от тренда:

, где

среднеквадратическое отклонение эмпирических уровней динамического ряда от тренда;

yi   i-ый уровень динамического ряда;

yt  – сглаженный i-ый уровень динамического ряда (тренд);

n – число i-ых уровней динамического ряда.

Для того чтобы перейти от чисел к процентам (более показательной величине) и рассчитывают коэффициент аппроксимации

Именно этот показатель, варьирующий в диапазоне между 100% и 0, отражает степень устойчивости развития рынка.

В результате, объединив тенденциальные опросы (как субъективный экспертный метод) с темпами роста товарооборота рынка (Т), уровнем устойчивости рынка (Ка) и степенью деловой активности можем получить следующие варианты оценки рыночной ситуации (согласно Беляевскому И.К.):

  1.  Т > 150%; Ка < 15%. Объем продаж – очень большой. Деловая активность – высокая. Результат: сильный, устойчиво развивающийся рынок.
  2.  Т > 120%; Ка > 33%. Объем продаж – значительный. Деловая активность – нестабильная. Результат: неустойчиво развивающийся рынок.
  3.  Т ≈ 100%; Ка ≈ 0. Объем продаж – значительный. Деловая активность – достаточно высокая. Результат: стабилизировавшийся рынок.
  4.  Т < 100%; Ка > 33%. Деловая активность идет на спад. Результат: сокращающийся рынок.
  5.  Т < 100%; Ка ≈ 12%. Объем продаж – незначительный. Деловая активность – незначительная. Результат: рынок коллапсирует.

5. Оценка и анализ сезонности и цикличности рынка.

Для динамического развития рынка характерно явление цикличности, т.е. повторяемости тенденций и интенсивности развития. Это явление обусловлено как внешними факторами, так и глубинными внутренними свойствами рынка. Различаются внутригодовая, сезонная цикличность, или сезонность, и экономическая цикличность, охватывающая несколько лет и отражающая закономерности действия рыночного механизма. Строго говоря, анализ и прогноз цикличности, особенно длительных циклов, относятся к стратегическому анализу. Однако оперативные, конъюнктурного типа характеристики неразрывно связаны с пребыванием рынка в определенной точке экономического цикла.

Цикличность рынка – регулярно повторяющиеся во времени изменения уровня, вектора, скорости и характера его развития.

Малая, или внутригодовая, цикличность обычно носит сезонный характер, более или менее совпадая с климатическими изменениями. Сезонные колебания рынка обусловлены сезонностью сельскохозяйственного производства, сезонно-климатическими изменениями потребностей, вакационными (каникулы) сезонами и т.п.

Сезонность на рынке – внутригодовые и постоянно повторяющиеся колебания спроса и предложения.

Сезонные изменения спроса и предложения охватывают далеко не все товары, но для многих из них характерен значительный размах сезонных колебаний. Следует иметь в виду, что сезонность различных товаров (и сельскохозяйственного, и промышленного происхождения) имеет свои особенности. Это создает ряд организационно-технологических и экономических проблем: образования сезонных товарных запасов, неравномерности нагрузки на работников торговли и торговое оборудование, простои транспортных средств и т.д.

Для выявления и отображения сезонных колебаний используются различные приемы. Прежде всего, необходимо (по возможности) исключить случайные колебания. Чаще всего в этих целях используют среднемесячные или среднеквартальные данные за несколько лет обычно за 3-5 лет. Приведем формулу, где показан средний месячный уровень (i-го месяца) за три года:

, где

где yi1, yi2, yi3 – месячные уровни (например, майские) за три года (например, за 2004, 2005, 2006 гг.)

Простейшим способом выявления сезонных колебаний служит расчет индекса сезонности (iсез), отношение каждого уровня (месячного или квартального) к соответствующей средней величине, исчисленной за год, или за несколько лет:

, где

средний уровень, исчисленный за n периодов (месяцев, кварталов) всех включенных в расчет лет;

уровень i-го периода;

n – число i-ых периодов.

Пример расчета индекса сезонности по квартальным данным за три года.

Индексы сезонности продажи товара

Кварталы

Годы

Сумма за три года

Средне-квартальная

Индекс сезонности,

%

1-й

2-й

3-й

I

II

III

IV

152

126

46

105 429

158

180

52

108

448

160

136

60

120

476

470

392

158

333

1353

157

131

53

111

139

116

47

98

По сумме квартальных данных за три года исчислена среднемесячная продажа, которая послужила базой расчета индексов сезонности (с небольшими округлениями):

Индексы сезонности показывают фактические колебания параметров рынка, соответствующие определенным сезонам, но они не полностью исключают влияние случайных и второстепенных факторов. Для того чтобы выявить закономерности сезонности, тенденции сезонной волны, необходимо сгладить эмпирические данные, ввести сезонную линию тренда. Наиболее простым способом выявления сезонной линии тренда служит механическое выравнивание динамического ряда, или, как его еще называют, метод скользящей средней. Его суть заключена в расчете средней величины из трех (пяти и более) уровней ряда, образованных последовательным исключением начального члена ряда и замещения его следующим по порядку. Более подробно об этой методике поговорим в теме «Прогнозирование рынка».

Цикличность рынка – неотъемлемый компонент рыночного механизма. «Экономика никогда не находится в состоянии покоя, – пишет создатель теории «Экономикс» Питер Самуэльсон. Экономический цикл – общая черта почти для всех областей экономической жизни и для всех капиталистических стран». Опыт рыночной экономики учит, что в своем развитии рынок проходит ряд циклов, сменяющих друг друга по принципу: подъем – спад – подъем и т.д. Подъем рынка приводит к его перенасыщению, кризису сбыта, его сменяет депрессия, деловой застой, который постепенно переходит в оживление деловой активности. Эта смена циклов повторяется многократно.

Проблема классификации рыночных циклов относится к числу остро дискуссионных. Взгляды различных научных школ сильно различаются. Широко известна классификация Гарвардской экономической школы (мы приводим только признаки классификации товарного рынка, хотя на практике цикличность всех рынков теснейшим образом связана):

  1.  депрессия: активность товарного рынка ослабевает, цены имеют тенденцию к снижению;
  2.  оживление: в товарном производстве и торговле начинается
  3.  рост;
  4.  подъем: темпы деловой активности на товарном рынке повышаются, цены продолжают расти;
  5.  инфляция: рост производства и торговли приостанавливается, цены на товары замедляют рост;
  6.  кризис: промышленная и торговая деятельность замирает, договоры не менее чем на 50% не реализуются, поставка не оплачивается, растут товарные запасы, цены падают.

Известны и другие классификации, в частности: денежная теория Хоутри, объясняющая циклы экспансией и сжатием банковского кредита; теория нововведений Хансена, увязывающая циклы с этапами НТП; психологическая теория Пигу, объясняющая циклы оптимистическим и пессимистическим настроением масс; теория недопотребления Фостера, из которой следует, что причины цикличности в диспропорции доходов предпринимателей и инвестиций и т.д.

Рассматривая эти и другие теории циклов, П. Самуэльсон делит их на две категории: экстернальных (внешних) колебаний факторов, лежащих за пределами экономической системы, таких, как войны, социальные и политические потрясения, изменения демографической ситуации, проявления НТР и НТП; интернальных (внутренних) факторов, связанных с функционированием рынка.

Циклы могут иметь различную продолжительность в зависимости от конкретной экономической обстановки и действия комплекса других факторов. Выделяются длинные волны, измеряемые десятилетиями. Самуэльсон упоминает цикл XIX в. длительностью в полстолетия. Российский исследователь Е. Лобанова описывает двадцатилетние циклы, обусловленные сдвигами в воспроизводственной структуре и сменами экономической политики. Известны так называемые циклы Джанглера (7–10 лет), проявляющиеся в результате взаимодействия разнообразных денежно-кредитных факторов, и циклы Катчина (3–5 лет), генерируемые динамикой оборачиваемости запасов, а также частные хозяйственные циклы (от 1 до 12 лет), обусловленные колебаниями инвестиционной активности.

Методика выявления цикличности рынка включает следующие принципиальные операции: На первом этапе отбираются параметры рынка, проявляющие наибольшие колебания. Строятся их динамические ряды, по возможности – за длительный период. В каждом из них исключается тренд, отражающий единую тенденцию к росту или снижению (так называемое вековое движение), а также сезонные колебания. Остаточные ряды, отражающие только конъюнктурные или чисто случайные колебания, стандартизуются, т.е. приводятся к единому знаменателю, обеспечивающему их сравнимость. Затем определяется синхронность и взаимосвязь показателей с помощью расчета коэффициентов корреляции. Многомерность связи обеспечивается разбивкой показателей на однородные кластерные группы. Нанесенные на график кластерные оценки должны показать последовательность изменений основных рыночных процессов и их движение по фазам конъюнктурных циклов.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60071. Сценарій тематичного вечора «Память серця» 57 KB
  Диктор 22 червня 1941 року, неділя. Той чорний день пам’ятають всі. Сільський ранок. Невгамовна дітвора вже на вулиці. Яскраве сонце у волошковому небі, лагідний літній вітерець, дітвора, яка раділа погожому дню, ще не знали, що вже дзвонить...
60072. Виховний захід «Люблю тебе всім серцем і душе, моя рідненька, Україно!» 55.5 KB
  Господиня співає колискову і колише ляльку на руках Оленка: Я чую голос матері ніжненький Вона мені тихесенько співа Щомить мене ласкою зігріва. Господиня: Спіть мої дітоньки спіть засинайте Швидко в солодкому сні підростайте.
60073. Історична пізнавально-розважальна гра «Гей ви, козаченьки!» 39 KB
  Мета. Систематизувати і узагальнити знання дітей з історії українського козацтва. Сприяти пізнавальній активності учнів. Розвивати увагу, мислення, вміння працювати командою.
60075. Зима прийшла і свята привела 87.5 KB
  Варвара Великомучениця. У другій половині ІІІ століття в багатого та знатного Діоскора була дочка на ім’я Варвара. Варвара заслуговувала всього цього. Залишена наодинці відірвана від суспільства Варвара знаходила для себе втіху роздивляючись природу з високої вежі.
60076. ДЖЕНТЛЬМЕН-ШОУ! 64.5 KB
  Чтоб с улыбкою весенней подружиться вы смогли и в хорошем настроении день сегодня провели Песня Мы вам честно сказать хотим Джентльмен 1. Приветствуем вас леди и джентльмены на нашем концерте посвящённом Международному женскому дню.
60078. Яким має бути добро на Землі? 33 KB
  Обладнання: малюнки про добро малюнок дуба калини сонечко. Вступ Діти усміхнімось один одному скажімо: Доброго дня і на краплинку сонця побільшає у світі на краплинку щастя на краплинку радіснішим стане життя вихователь вивішує на дошку...
60079. Ми діти твої, Україно! 59.5 KB
  Мета: стимулювати в учнів інтерес до історії України; формувати національну свідомість школярів; розвивати почуття відповідальності за долю своєї держави; виховувати почуття патріотизму та національної гідності.