91124

Европейская валютная система

Лекция

Мировая экономика и международное право

Европейская валютная система Европейская валютная система далее ЕВС это региональная валютная система действующая в рамках Европейского союзадалее ЕС. С 1990 года страны ЕС приступили к подготовке введения единой коллективной валюты евро. Цели введения евро: 1.Необходимость повышения конкурентоспособности экономики западноевропейских стран.

Русский

2015-07-13

33.11 KB

1 чел.

Лекция 5. Европейская валютная система

Европейская валютная система (далее - ЕВС) – это региональная валютная система, действующая в рамках Европейского союза(далее – ЕС). Она является частью Ямайской международной валютно-финансовой системы. Задачи ЕВС: 1) стабилизация взаимных курсов валют; 2) усиление координации экономической политики стран ЕС; 3)развитие взаимной торговли стран ЕС.

С 1990 года страны ЕС приступили к подготовке введения единой коллективной валюты – евро. Цели введения евро:

1.Необходимость повышения конкурентоспособности экономики западноевропейских стран. Экономика западноевропейских стран постепенно теряла конкурентоспособность по сравнению с более динамично развивавшимися США, Японией и странами Юго-Восточной Азии. Причины снижения конкурентоспособности западноевропейских стран: а) отставание качества подготовки работников от технологического уровня производства; б)высокая цена труда; в) более низкий возраст выхода на пенсию и более высокий размер пенсии, чем в других странах; г) высокий уровень государственного долга; д) более низкая доля расходов на научные исследования в ВВП и низкая эффективность этих расходов. Западноевропейским странам необходимо было существенно изменить свою макроэкономическую политику. Более эффективно это можно было сделать совместными усилиями.

2.Повышение уровня финансовой дисциплины со стороны национальных правительств . В результате валютной интеграции страны вынуждены придерживаться единых критериев и ввести режим экономии.

3. Выравнивание уровня цен. В условиях валютной интеграции существование заметных различий в ценах на какие-либо товары вызывает движение товаров из страны с низкими ценами в страны с высокими ценами до тех пор, пока не произойдет их относительное выравнивание.

4.Эффект масштаба. Формирование единого емкого рынка является дополнительным стимулом для развития бизнеса и роста западноевропейских компаний.

5. Повышение стабильности финансовых рынков. Переход к единой валюте исключает валютные спекуляции между валютами западноевропейских стран, избавляет их центральные банки от необходимости проведения валютных интервенций по отношению к другим европейским валютам, не позволяет отдельным странам осуществлять девальвацию национальной валюты и решать внутренние проблемы за счет других государств.

6. Избавление от расходов на взаимную конвертацию валют и страхование валютных рисков (транзакционных издержек).

7. Получение «премии за коллективизм». Единая валюта способна составить конкуренцию доллару, став второй по значению мировой расчетной и резервной валютой. Доля расчетов и резервов в евро значительно превысила сумму соответствующих расчетов и резервов в отдельных европейских валютах.

Переход к евро оказался возможным только потому, что процесс интеграции экономик западноевропейских стран уже продолжался в течение многих десятилетий (с 1949 года) и принял глубокий характер. К тому времени в ЕС уже сложился общий рынок товаров, капиталов и труда.

Переход на евро производился поэтапно в течение четырех лет.

1 этап (май 1998 г. – 1 января 1999 г.). ЕС определил 11 стран, которые по своим экономическим критериям могли быть приняты в зону евро на первом этапе. Был создан Европейский Центральный банк. Он одобрил проекты дизайна банкнот и монет будущей общеевропейской валюты.

2 этап (1 января 1999 г. – 1 января 2002 г.). Введение евро в безналичный денежный оборот. Причем там евро использовалось параллельно с национальными валютами. За участниками расчетов (как юридическими, так и физическими лицами) сохранялось право выбора расчетов между евро и замещаемыми национальными валютами. В полном объем на евро были переведены межбанковские расчеты, финансовые рынки и эмиссия государственных облигаций.

3 этап (1 января 2002 г. – 1 июля 2002 г.). В обращение выпущены банкноты и монеты евро. Они обращались параллельно с национальными валютами.

С 1 июля 2002 г. все расчеты в национальных валютах стран-участниц ЕВС прекращены. Оставшиеся у населения суммы в национальной валюте беспрепятственно принимались к обмену на евро в любом банке в течение длительного времени.

Введение евро позволило увеличить объем торговли между странами ЕВС более чем на 10 %,повысить занятость на 1,5 процентных пункта, увеличить суммарный ВВП стран ЕВС за счет снижения валютных издержек на 0,2 %.

В день рождения евро его первоначальный курс к американскому доллару составил 1,18 евро за доллар.

Для стран ЕС, желающих вступить в ЕВС, установлены критерии допуска. Они называются Маастрихтские критерии и могут рассматриваться как необходимые показатели «финансового здоровья» государства. Без выполнения этих условий произошло бы перераспределение национального богатства из более в менее развитые страны, обесценение евро и в перспективе – полный крах евро и экономической системы ЕС в целом.

Маастрихтские критерии включают следующие условия:

1.Дефицит государственного бюджета не должен превышать 3% ВВП.

2.Государственный долг должен составлять менее 60% ВВП.

3.Уровень инфляции не должен превышать более чем на 1,5 процентных пункта средний уровень трех стран ЕС с самыми низкими показателями инфляции.

4.Процентные ставки по долгосрочным кредитам не должны превышать более чем на 2 процентных пункта средний уровень этих же трех стран.

5.Пределы колебаний курса национальной валюты по отношению к валютам других стран ЕС не должны превышать 15 % в обе стороны на протяжении по крайней мере двух последних лет.

Эти критерии должны соблюдаться каждой страной и после перехода на единую европейскую валюту.

Первоначально, с 1 января 1999 г., на евро перешли 11 из 15 стран ЕС. К ним относятся Австрия, Бельгия, Германия, Нидерланды, Италия, Испания, Ирландия, Люксембург, Португалия, Финляндия и Франция. Три страны (Великобритания, Дания и Швеция) отказались вводить евро. Греции принятие в еврозону было временно отказано из-за несоответствия в тот период ее финансовых показателей Маастрихтским критериям. Греция перешла на евро с 2001 года.

В последующие годы состав ЕС и ЕВС расширился за счет вступления новых стран. В 2010 г. в ЕС входят 27 государств, а в ЕВС – 16. К зоне евро присоединились Словения, Словакия, Кипр и Мальта. С 1 января 2011 г. в ЕВС вступит Эстония, экономика которой и в годы кризиса удовлетворяет Маастрихтским критериям. Для новых членное ЕС обязательство со временем вступить в еврозону является обязательным условием приема в ЕС. Кроме официальных членов еврозоны эта валюта используется в качестве платежного средства еще в девяти странах (в Черногории, Косово и в карликовых государствах).

Евро состоит из 100 центов (евроцентов). Каждой стране устанавливается квота выпуска банкнот и монет в евро. При этом все банкноты и монеты, независимо от места выпуска, равноправны и обязательны к приему во все виды платежей во всех странах ЕВС. Все монеты евро имеют одну общую сторону, на которой обозначен номинал монеты на фоне изображения географических контуров всех стран еврозоны. На оборотной, «национальной» стороне, находится изображение, выбранное страной-эмитентом монеты. Монеты имеют номинал от 1 цента до 2 евро. Все банкноты имеют одинаковый дизайн для каждого номинала на обеих сторонах, независимо от страны выпуска. При этом каждая страна ставит перед серийным номером банкноты присвоенную ей букву латинского алфавита (например, Германия – X, Италия – S и т.д.). Логотип евро является комбинацией буквы Е, обозначающей Европу, и пересекающих знак двух параллельных горизонтальных линий, символизирующих стабильность.

В условиях нынешнего экономического кризиса, когда объем налоговых поступлений в бюджет сократился, а социальные расходы государства, напротив, выросли, страны ЕВС столкнулись с серьезными трудностями. В частности, все они (кроме Финляндии) в последние годы резко превысили допустимые предельные значения дефицита государственного бюджета и долга. В особо плохом состоянии оказались экономики Греции, Испании, Португалии, Италии и Ирландии.

Исключение или добровольный выход из еврозоны хотя бы одного государства нанесло бы непоправимый репутационный ущерб ЕВС и евро. Поэтому для оказания помощи странам еврозоны, которые самостоятельно не могут справиться с трудностями, в 2010 г. был создан Европейский стабилизационный фонд. Его объем составляет 750 млрд. евро. Это крупнейший финансовый фонд в мировой истории. Он сформирован из трех источников: 1) кредитов ЕС (60 млрд. евро.); 2)гарантий правительств государств ЕС (440 млрд. евро.); 3) кредитов МВФ (250 млрд. евро). Наибольший вклад в стабилизационный фонд внесла Германия (148 млрд. евро). В 2010 г. фонд открыл кредитную линию Греции в объеме 110 млрд. евро несколькими траншами сроком на три года. Эти средства предоставлены Греции при условии сокращения дефицита ее государственного бюджета.

В рамках ЕС была создана Европейская система центральных банков (далее – ЕСЦБ). Это международная банковская система, состоящая из Европейского Центрального банка (далее – ЕЦБ) и национальных центральных банков государств-членов ЕС.

ЕЦБ – это первый в истории наднациональный Центральный банк. Его штаб-квартира находится во Франкфурте-на-Майне (Германия). ЕЦБ начал свою деятельность в 1999 г. с переходом большинства стран ЕС к единой валюте. Центральные банки государств, не входящих в зону евро, являются участниками ЕСЦБ с особым статусом. Они не имеют права влиять на решения, которые распространяются только на страны-члены ЕВС.

ЕЦБ полностью независим от других органов ЕС и правительств входящих в ЕС стран. Уставный капитал ЕЦБ составляет 5 млн. евро.

Главной целью создания ЕСЦБ является поддержание стабильности цен. Индекс цен на потребительские товары в странах ЕС не должен расти больше, чем на 2 % в год. Для достижения основной цели ЕСЦБ решает четыре задачи.

1.Разработка и проведение единой денежно-кредитной политики. Для проведения денежно-кредитной политики используются стандартные инструменты, которые применяют центральные банки всего мира. К ним относятся:

а) кредитование коммерческих банков;

б) операции на открытом рынке, т.е. купля-продажа долговых ценных бумаг;

в) изменение нормы обязательных резервов, хранимых коммерческими банками в центральных банках. Все страны ЕВС обязаны применять единый, установленный ЕЦБ, норматив резервирования. Его предельное значение составляет 10 %. Кроме того, на хранимые резервы центральные банки должны начислять одинаковый для всех государств ЕВС процент вознаграждения. Его предельное значение составляет 14 % годовых.

ЕЦБ и национальные центральные банки не имеют права кредитовать органы ЕС, государственные, региональные и местные органы власти. Кредиты могут выдаваться только коммерческим банкам, в том числе принадлежащим государству.

2.Хранение и управление официальными золотовалютными резервами стран-членов ЕВС и осуществление валютных операций.

Центральные банки стран ЕВС передали ЕЦБ на кредитной основе часть государственных золотовалютных резервов своих стран на общую сумму 50 млрд. евро. Взнос каждого национального Центрального банка соответствует его доле в капитале ЕЦБ. 85 % средств внесено в валюте, 15 % - в золоте. ЕЦБ использует полученные резервы для проведения валютных интервенций с целью не допустить чрезмерных или хаотичных колебаний курса евро по отношению к другим основным валютам. Золотовалютные резервы, остающиеся в распоряжении национальных центральных банков, в пределах лимитов, установленного ЕЦБ, могут использоваться национальными центральными банками по своему усмотрению. Суммы сверх действующего лимита используются для выполнения обязательств по отношению к международным финансовым организациям. Проведение других операций сверх лимита должно быть согласовано с ЕЦБ. Это необходимо для проведения согласованной валютной и денежной политики в рамках ЕВС.

3. Обеспечение бесперебойного функционирования платежно-расчетной системы.

Для этого в рамках ЕВС была создана специальная система межбанковских расчетов в евро – Target. Для расчетов в системе Target используются унифицированные, единые для всех стран еврозоны формы банковских документов. Расчеты проводятся с 7-00 до 18-00 по среднеевропейскому времени. Денежные переводы в системе Target осуществляются в течение нескольких минут.

4. Определение объема эмиссии банкнот и монет.

ЕЦБ устанавливает для каждого национального Центрального банка стран ЕВС квоту допустимой эмиссии денежных знаков в евро.

Президент или члены правления ЕЦБ могут быть заслушаны Европарламентом по собственной инициативе или по просьбе какого-либо национального парламента. Деятельность ЕЦБ контролируется судом Евросоюза.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58538. УРОК МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 33 KB
  В зависимости от основной дидактической цели урока выделяются следующие типы уроков: Урок изучения нового материала Урок закрепления знаний умений навыков. Наиболее распространённым типом урока математики являются комбинированные уроки. Направленность курса математики на развитие ребёнка вносит существенные изменения во внутреннюю структуру урока. Этап закрепления не ограничивается рамками одного урока.
58539. Повторение таблицы деления на 9 36 KB
  Цель: повторение навыка умножения на 9, закрепление навыка деления на 9. Задачи: Образовательные: повторить и отработать навык деления на 9. Коррекционные: корректировать логическое мышление на основе упражнений в течении урока, развивать память, внимание, умение сравнивать.
58540. Сценка «Урок математики» 26.5 KB
  Что никто не сделал Все: Мы не поняли Учитель: Да что тут понимать Каждое частное решение дифференциального уравнения является некоторой функцией одной переменной которой в системе координат соответствует некоторая линия называемая интегральной кривой данного дифференциального уравнения. Понятно Все: с готовностью Ага Учитель: Так теперь вопрос на засыпку: Как возвести число в квадрат Ученица 1 выпаливает: Чтобы возвести число в квадрат...
58541. Читання, запис, порівняння чисел. Одноцифрові та двоцифрові числа. Попереднє і наступне число до даного числа. Додавання і віднімання одиниці 55.5 KB
  Мета: продовжувати ознайомлювати учнів з одноцифровим та двоцифровими числами, їх записом, утворенням і читанням; формувати вміння утворювати числа шляхом додавання одиниці до наступного числа і віднімання одиниці від наступного; формувати вміння правильно називати попереднє та наступне число до даного...
58542. Умножение как действие, заменяющее сложение равных чисел. Знак умножения 93.5 KB
  Сколько цветов растет на 3 клумбах при помощи графической модели решим эту задачу. Сколько было клумб 3 Сколько цветов было на каждой клумбе. Сколько групп по 5 точек получилось 3 Сколько всего точек...
58543. Нахождение неизвестного вычитаемого. Нахождение значений выражений 54 KB
  Цель: совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи; развивать логическое мышление и умение сравнивать, воображение. Формировать активность детей на уроке; повышать мотивацию обучения, интерес к математике...
58544. Організація навчання математики у початкових класах 239.5 KB
  Цій роботі відводять більшу частину уроку при цьому інші частини уроку також підпорядковані вивченню нового. Структура згаданого типу уроку може бути така: 1. Завдання до дому; Послідовність структури елементів може бути і іншою але основна частина уроку присвячена вивченню нового матеріалу. Структура цього уроку схожа на структуру уроку закріплення знань.
58545. Закрепление сложения и вычитания связанных с нумерацией чисел прямой угол. Задачи на нахождение третьего неизвестного слагаемого 60.5 KB
  Пропишем цифры 1 и 3 Какие числа можно составить из этих цифр 13 и 31 Сколько десятков в числе 13 один А единиц три сколько всего единиц тринадцать сколько десятков в числе 31 три а единиц одна Сколько всего едиництридцать одна Это чётные или не четные числа не чётные Открываем тетради....
58546. Числа от 20 до 100 79 KB
  Цели урока. Закрепить навык счета в пределах 100, формировать вычислительные навыки, упражняться в решении простых задач, в нахождении периметра геометрических фигур, в решении логических задач; воспитывать чувство взаимопомощи; развивать интерес к математике...