91124

Европейская валютная система

Лекция

Мировая экономика и международное право

Европейская валютная система Европейская валютная система далее ЕВС – это региональная валютная система действующая в рамках Европейского союзадалее – ЕС. С 1990 года страны ЕС приступили к подготовке введения единой коллективной валюты – евро. Цели введения евро: 1.Необходимость повышения конкурентоспособности экономики западноевропейских стран.

Русский

2015-07-13

33.11 KB

0 чел.

Лекция 5. Европейская валютная система

Европейская валютная система (далее - ЕВС) – это региональная валютная система, действующая в рамках Европейского союза(далее – ЕС). Она является частью Ямайской международной валютно-финансовой системы. Задачи ЕВС: 1) стабилизация взаимных курсов валют; 2) усиление координации экономической политики стран ЕС; 3)развитие взаимной торговли стран ЕС.

С 1990 года страны ЕС приступили к подготовке введения единой коллективной валюты – евро. Цели введения евро:

1.Необходимость повышения конкурентоспособности экономики западноевропейских стран. Экономика западноевропейских стран постепенно теряла конкурентоспособность по сравнению с более динамично развивавшимися США, Японией и странами Юго-Восточной Азии. Причины снижения конкурентоспособности западноевропейских стран: а) отставание качества подготовки работников от технологического уровня производства; б)высокая цена труда; в) более низкий возраст выхода на пенсию и более высокий размер пенсии, чем в других странах; г) высокий уровень государственного долга; д) более низкая доля расходов на научные исследования в ВВП и низкая эффективность этих расходов. Западноевропейским странам необходимо было существенно изменить свою макроэкономическую политику. Более эффективно это можно было сделать совместными усилиями.

2.Повышение уровня финансовой дисциплины со стороны национальных правительств . В результате валютной интеграции страны вынуждены придерживаться единых критериев и ввести режим экономии.

3. Выравнивание уровня цен. В условиях валютной интеграции существование заметных различий в ценах на какие-либо товары вызывает движение товаров из страны с низкими ценами в страны с высокими ценами до тех пор, пока не произойдет их относительное выравнивание.

4.Эффект масштаба. Формирование единого емкого рынка является дополнительным стимулом для развития бизнеса и роста западноевропейских компаний.

5. Повышение стабильности финансовых рынков. Переход к единой валюте исключает валютные спекуляции между валютами западноевропейских стран, избавляет их центральные банки от необходимости проведения валютных интервенций по отношению к другим европейским валютам, не позволяет отдельным странам осуществлять девальвацию национальной валюты и решать внутренние проблемы за счет других государств.

6. Избавление от расходов на взаимную конвертацию валют и страхование валютных рисков (транзакционных издержек).

7. Получение «премии за коллективизм». Единая валюта способна составить конкуренцию доллару, став второй по значению мировой расчетной и резервной валютой. Доля расчетов и резервов в евро значительно превысила сумму соответствующих расчетов и резервов в отдельных европейских валютах.

Переход к евро оказался возможным только потому, что процесс интеграции экономик западноевропейских стран уже продолжался в течение многих десятилетий (с 1949 года) и принял глубокий характер. К тому времени в ЕС уже сложился общий рынок товаров, капиталов и труда.

Переход на евро производился поэтапно в течение четырех лет.

1 этап (май 1998 г. – 1 января 1999 г.). ЕС определил 11 стран, которые по своим экономическим критериям могли быть приняты в зону евро на первом этапе. Был создан Европейский Центральный банк. Он одобрил проекты дизайна банкнот и монет будущей общеевропейской валюты.

2 этап (1 января 1999 г. – 1 января 2002 г.). Введение евро в безналичный денежный оборот. Причем там евро использовалось параллельно с национальными валютами. За участниками расчетов (как юридическими, так и физическими лицами) сохранялось право выбора расчетов между евро и замещаемыми национальными валютами. В полном объем на евро были переведены межбанковские расчеты, финансовые рынки и эмиссия государственных облигаций.

3 этап (1 января 2002 г. – 1 июля 2002 г.). В обращение выпущены банкноты и монеты евро. Они обращались параллельно с национальными валютами.

С 1 июля 2002 г. все расчеты в национальных валютах стран-участниц ЕВС прекращены. Оставшиеся у населения суммы в национальной валюте беспрепятственно принимались к обмену на евро в любом банке в течение длительного времени.

Введение евро позволило увеличить объем торговли между странами ЕВС более чем на 10 %,повысить занятость на 1,5 процентных пункта, увеличить суммарный ВВП стран ЕВС за счет снижения валютных издержек на 0,2 %.

В день рождения евро его первоначальный курс к американскому доллару составил 1,18 евро за доллар.

Для стран ЕС, желающих вступить в ЕВС, установлены критерии допуска. Они называются Маастрихтские критерии и могут рассматриваться как необходимые показатели «финансового здоровья» государства. Без выполнения этих условий произошло бы перераспределение национального богатства из более в менее развитые страны, обесценение евро и в перспективе – полный крах евро и экономической системы ЕС в целом.

Маастрихтские критерии включают следующие условия:

1.Дефицит государственного бюджета не должен превышать 3% ВВП.

2.Государственный долг должен составлять менее 60% ВВП.

3.Уровень инфляции не должен превышать более чем на 1,5 процентных пункта средний уровень трех стран ЕС с самыми низкими показателями инфляции.

4.Процентные ставки по долгосрочным кредитам не должны превышать более чем на 2 процентных пункта средний уровень этих же трех стран.

5.Пределы колебаний курса национальной валюты по отношению к валютам других стран ЕС не должны превышать 15 % в обе стороны на протяжении по крайней мере двух последних лет.

Эти критерии должны соблюдаться каждой страной и после перехода на единую европейскую валюту.

Первоначально, с 1 января 1999 г., на евро перешли 11 из 15 стран ЕС. К ним относятся Австрия, Бельгия, Германия, Нидерланды, Италия, Испания, Ирландия, Люксембург, Португалия, Финляндия и Франция. Три страны (Великобритания, Дания и Швеция) отказались вводить евро. Греции принятие в еврозону было временно отказано из-за несоответствия в тот период ее финансовых показателей Маастрихтским критериям. Греция перешла на евро с 2001 года.

В последующие годы состав ЕС и ЕВС расширился за счет вступления новых стран. В 2010 г. в ЕС входят 27 государств, а в ЕВС – 16. К зоне евро присоединились Словения, Словакия, Кипр и Мальта. С 1 января 2011 г. в ЕВС вступит Эстония, экономика которой и в годы кризиса удовлетворяет Маастрихтским критериям. Для новых членное ЕС обязательство со временем вступить в еврозону является обязательным условием приема в ЕС. Кроме официальных членов еврозоны эта валюта используется в качестве платежного средства еще в девяти странах (в Черногории, Косово и в карликовых государствах).

Евро состоит из 100 центов (евроцентов). Каждой стране устанавливается квота выпуска банкнот и монет в евро. При этом все банкноты и монеты, независимо от места выпуска, равноправны и обязательны к приему во все виды платежей во всех странах ЕВС. Все монеты евро имеют одну общую сторону, на которой обозначен номинал монеты на фоне изображения географических контуров всех стран еврозоны. На оборотной, «национальной» стороне, находится изображение, выбранное страной-эмитентом монеты. Монеты имеют номинал от 1 цента до 2 евро. Все банкноты имеют одинаковый дизайн для каждого номинала на обеих сторонах, независимо от страны выпуска. При этом каждая страна ставит перед серийным номером банкноты присвоенную ей букву латинского алфавита (например, Германия – X, Италия – S и т.д.). Логотип евро является комбинацией буквы Е, обозначающей Европу, и пересекающих знак двух параллельных горизонтальных линий, символизирующих стабильность.

В условиях нынешнего экономического кризиса, когда объем налоговых поступлений в бюджет сократился, а социальные расходы государства, напротив, выросли, страны ЕВС столкнулись с серьезными трудностями. В частности, все они (кроме Финляндии) в последние годы резко превысили допустимые предельные значения дефицита государственного бюджета и долга. В особо плохом состоянии оказались экономики Греции, Испании, Португалии, Италии и Ирландии.

Исключение или добровольный выход из еврозоны хотя бы одного государства нанесло бы непоправимый репутационный ущерб ЕВС и евро. Поэтому для оказания помощи странам еврозоны, которые самостоятельно не могут справиться с трудностями, в 2010 г. был создан Европейский стабилизационный фонд. Его объем составляет 750 млрд. евро. Это крупнейший финансовый фонд в мировой истории. Он сформирован из трех источников: 1) кредитов ЕС (60 млрд. евро.); 2)гарантий правительств государств ЕС (440 млрд. евро.); 3) кредитов МВФ (250 млрд. евро). Наибольший вклад в стабилизационный фонд внесла Германия (148 млрд. евро). В 2010 г. фонд открыл кредитную линию Греции в объеме 110 млрд. евро несколькими траншами сроком на три года. Эти средства предоставлены Греции при условии сокращения дефицита ее государственного бюджета.

В рамках ЕС была создана Европейская система центральных банков (далее – ЕСЦБ). Это международная банковская система, состоящая из Европейского Центрального банка (далее – ЕЦБ) и национальных центральных банков государств-членов ЕС.

ЕЦБ – это первый в истории наднациональный Центральный банк. Его штаб-квартира находится во Франкфурте-на-Майне (Германия). ЕЦБ начал свою деятельность в 1999 г. с переходом большинства стран ЕС к единой валюте. Центральные банки государств, не входящих в зону евро, являются участниками ЕСЦБ с особым статусом. Они не имеют права влиять на решения, которые распространяются только на страны-члены ЕВС.

ЕЦБ полностью независим от других органов ЕС и правительств входящих в ЕС стран. Уставный капитал ЕЦБ составляет 5 млн. евро.

Главной целью создания ЕСЦБ является поддержание стабильности цен. Индекс цен на потребительские товары в странах ЕС не должен расти больше, чем на 2 % в год. Для достижения основной цели ЕСЦБ решает четыре задачи.

1.Разработка и проведение единой денежно-кредитной политики. Для проведения денежно-кредитной политики используются стандартные инструменты, которые применяют центральные банки всего мира. К ним относятся:

а) кредитование коммерческих банков;

б) операции на открытом рынке, т.е. купля-продажа долговых ценных бумаг;

в) изменение нормы обязательных резервов, хранимых коммерческими банками в центральных банках. Все страны ЕВС обязаны применять единый, установленный ЕЦБ, норматив резервирования. Его предельное значение составляет 10 %. Кроме того, на хранимые резервы центральные банки должны начислять одинаковый для всех государств ЕВС процент вознаграждения. Его предельное значение составляет 14 % годовых.

ЕЦБ и национальные центральные банки не имеют права кредитовать органы ЕС, государственные, региональные и местные органы власти. Кредиты могут выдаваться только коммерческим банкам, в том числе принадлежащим государству.

2.Хранение и управление официальными золотовалютными резервами стран-членов ЕВС и осуществление валютных операций.

Центральные банки стран ЕВС передали ЕЦБ на кредитной основе часть государственных золотовалютных резервов своих стран на общую сумму 50 млрд. евро. Взнос каждого национального Центрального банка соответствует его доле в капитале ЕЦБ. 85 % средств внесено в валюте, 15 % - в золоте. ЕЦБ использует полученные резервы для проведения валютных интервенций с целью не допустить чрезмерных или хаотичных колебаний курса евро по отношению к другим основным валютам. Золотовалютные резервы, остающиеся в распоряжении национальных центральных банков, в пределах лимитов, установленного ЕЦБ, могут использоваться национальными центральными банками по своему усмотрению. Суммы сверх действующего лимита используются для выполнения обязательств по отношению к международным финансовым организациям. Проведение других операций сверх лимита должно быть согласовано с ЕЦБ. Это необходимо для проведения согласованной валютной и денежной политики в рамках ЕВС.

3. Обеспечение бесперебойного функционирования платежно-расчетной системы.

Для этого в рамках ЕВС была создана специальная система межбанковских расчетов в евро – Target. Для расчетов в системе Target используются унифицированные, единые для всех стран еврозоны формы банковских документов. Расчеты проводятся с 7-00 до 18-00 по среднеевропейскому времени. Денежные переводы в системе Target осуществляются в течение нескольких минут.

4. Определение объема эмиссии банкнот и монет.

ЕЦБ устанавливает для каждого национального Центрального банка стран ЕВС квоту допустимой эмиссии денежных знаков в евро.

Президент или члены правления ЕЦБ могут быть заслушаны Европарламентом по собственной инициативе или по просьбе какого-либо национального парламента. Деятельность ЕЦБ контролируется судом Евросоюза.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81939. Особенности начисления заработной платы в бюджетном учреждении (на примере ФГУ «Карабашская КЭЧ района») 62.03 KB
  Учет труда и заработной платы по праву занимает одно из центральных мест во всей системе учета в учреждении. Он должен обеспечить оперативный контроль над количеством и качеством труда за использованием средств включаемых в фонд заработной платы и выплаты социального характера.
81940. Ресторанный комплекс при клубе знаменитых людей: ресторан высшего класса на 140 мест, бар на 28 мест, арт-кафе на 40 мест, банкетный зал на 100 мест 395.5 KB
  Дипломная работа включает разработку и обоснование использования различных форм и методов обслуживания, выбор средств и информационного обеспечения процесса обслуживания, порядка подготовки торговых помещений к обслуживанию. Определение рыночной стратегии выхода на рынок: сбытовой, ценовой, и рекламной политики.
81941. Управление инновационной политикой компании по продвижению продукции нетрадиционной энергетики на мировой рынок 771.81 KB
  Экономика глобализируется вследствие возникновения новых форм конкуренции, когда возрастающее количества участников мирохозйственных связей не имеет определенной государственной принадлежности. Развертывание процесса глобализации противоречиво с точки зрения характера влияния на национальные экономики...
81942. ОФИСНАЯ PBX НА БАЗЕ СЕРВЕРА АSTERISK 13.09 MB
  Целью квалификационной работы является создание офисной PBX на базе сервера Asterisk с возможностями. Прием и распределения вызовов через диспетчера, удержание вызова, переадресация вызова, переадресация вызова при отсутствии ответа.
81943. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО СТИМУЛИРОВАНИЮ СБЫТА И ПРОДВИЖЕНИЮ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 110 KB
  Целью исследования настоящей дипломной работы является: совершенствование работы по стимулированию сбыта и продвижению продукции в ООО «Целебные кристаллы». Задачи исследования: проанализировать теоретические аспекты работы по стимулированию сбыта и продвижению продукции на предприятии.
81944. Изучение особенностей существования финансово-промышленных групп в Российской Федерации и за рубежом 382.5 KB
  Одной из основных целей данной работы является выработка альтернативного существующему подхода к формированию финансово промышленной группы не на основе ссудного кредитования а за счет повышения внутренней эффективности и качественно другой информационной составляющей деятельности ФПГ.
81946. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ БОКСЕРСКОЙ ПОДГОТОВКИ 6.2 MB
  Возможны варианты когда плохое чувствование своего тела сказывается на уровне плохой координации работы отдельных элементов тела в неуверенности выполнения движений а значит и в неуверенности своего отождествления.
81947. Стан та перспективи розвитку управлінського консультування на підприємствах України 1.62 MB
  Ринкові умови господарювання спонукають організації підприємства та фірми досить швидко переорієнтовувати свою діяльність ― відповідно до ситуації. Таким чином замовлення консалтингових послуг являє собою своєрідну оренду знань на певний час яких потребують вітчизняні підприємства на певному етапі розвитку.