91151

Активные формы обучения в системе подготовки будущих социальных работников

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Активные формы предполагают практическую отработку типовой ситуации в аудиторных условиях дают возможность освоения обобщенных алгоритмов частных технологий социальной работы; быстрого получения обратной связи от преподавателя; проработки абсолютно любых ситуаций. В системе подготовки будущих социальных работников преподаватели Луганского колледжа строительства экономики и права используют следующие активные формы работы: тренинги практикумы круглые столы деловые игры. Такие формы работы дают возможность развития профессионального...

Русский

2015-07-13

52.53 KB

1 чел.

Дидрова

Активные формы обучения в системе подготовки

будущих социальных работников

Программа подготовки социальных работников включает как теоретический курс, так и курс практической подготовки. Планируя учебный процесс, важно не проводить резкую грань между теорией и практикой, разводя на два «полюса» фундаментальное теоретическое обучение и практическую работу в системе социальной защиты населения – отмечают современные диктаты. Существуют различные традиционные (лекции и семинары) и нетрадиционные (активные) формы обучения, способствующие наиболее оптимальному изучению дисциплины. Активные формы предполагают практическую отработку типовой ситуации в аудиторных условиях, дают возможность освоения обобщенных алгоритмов частных технологий социальной работы; быстрого получения «обратной связи» от преподавателя; проработки абсолютно любых ситуаций.

Потенциал специальных дисциплин в профессиональной подготовке заключается в применении будущими социальными работниками специфических знаний, умений, навыков, полученных в процессе их изучения, и включает в себя:

  1.  развивающий потенциал реализуется в процессе выполнения комплекса разнообразных действий, производимых будущими социальными работниками во внеучебной деятельности, т.е. участие в конференциях, написание научных статей;
  2.  образовательный потенциал реализуется путём насыщения учебного процесса актуальной информацией, получаемой в процессе внеучебной деятельности, касающейся непосредственно будущей профессиональной деятельности социальных работников: освоение разнообразных форм, методов и средств в процессе посещения учреждений социального значения; помощь в реабилитации некоторых групп населения; проведение благотворительных мероприятий и акций;
  3.  воспитательный потенциал реализуется через усвоение общечеловеческих морально-этических ориентиров, формирование ценностных ориентации, понимание нравственных норм и принципов этики будущей профессиональной деятельности социальных работников, развитие эстетической сферы личности, особенности коммуникации с субъектами социальной сферы. Конкретное содержание специальных дисциплин воплощается в проведении и участии в мероприятиях, участии в различных акциях.

В системе подготовки будущих социальных работников преподаватели Луганского колледжа строительства, экономики и права используют следующие активные формы работы: тренинги, практикумы, «круглые столы», деловые игры. В ходе проведения учебно-практических занятий преподаватели ставят своей целью формирование этических ориентаций будущего специалиста, его гуманистической позиции, поиск инновационных подходов в профессиональной деятельности. Такие формы работы дают возможность развития профессионального самосознания – четкого определения своей профессиональной роли.

Если остановиться на тренинговой форме работы, то можно сказать, что тренинг обладает большими возможностями: именно в тренинге вся группа является активной участницей процесса обучения. Основное преимущество его в том, что нужная информация подается в комфортной атмосфере обоюдной заинтересованности всех его участников. Причем тренинг успешно сочетается с уникальным методом «равный-равному» благодаря своей основной концепции: передачи знаний людьми, имеющими одинаковые социальные признаки. На сегодняшний день любое учебное заведение дает полную возможность для его реализации. Поэтому и в нашем колледже осуществляет уже несколько лет свою работу Школа тренеров, состоящая исключительно из студентов специальности «Социальная работа» и работающая по методу «равный-равному». Ребята Школы тренеров проводят различные тренинги для студентов колледжа и отрабатывают свои профессиональные навыки. Этот метод позволяет студентам чувствовать себя комфортно. Студентам-тренерам удается благодаря одной возрастной линейке создать доверительные открытые отношения с участниками тренинга, ввиду чего они могут в свободной форме высказать свои переживания, свою точку зрения, тем самым помогая нам добиваться хороших результатов.

Также хочу отметить такую активную форму обучения, как творческая работа будущих социальных работников. Работа над созданием собственного буклета профилактической направленности, социального плаката, видеоролика учит студентов мыслить системно, творчески; развивает профессиональные умения и навыки и приобщает к социальной деятельности в период обучения. Развитие профессиональной направленности находится в отношении взаимной обусловленности с развитием профессионально важных качеств личности и становлением индивидуального стиля деятельности. В колледже ежегодно проводится Фестиваль творческих работ студентов на социальную тематику. Студенты принимают активное участие в фестивале, поскольку понимают особую значимость и актуальность социальной тематики для общества. Нашей целью в проведении подобных мероприятий является сосредоточение внимания молодежи на важности анализа и решения социальных проблем.

Социальная реклама является одним из средств воспитания гражданской активности и ответственности молодежи, несет в массы знания, культуру, высокие моральные образцы, способствует успешной социализации молодых людей в условиях современной окружающей среды.

Работая над созданием собственного буклета, будущий социальный работник глубже изучает конкретную проблему, учится учитывать интересы той целевой аудитории, для которой готовится буклет. Темы для своих буклетов студенты выбирают различные: это и здоровый образ жизни, охрана материнства и детства, проблемы социально незащищенных категорий общества, антиреклама табачной и алкогольной зависимости.

Такая форма социальной рекламы, как социальный плакат - направлена на формирование общественного сознания. Актуальность социального плаката заключается в том, что он раскрывает проблематику и указывает на нравственные ценности общества.

Одним из основных символов в построении целостного композиционного ансамбля, является слоган, который действует на зрителя, не только словом, как сутью проблемы, но и работает как графический образ с психологической составляющей. Поэтому будущие социальные работники стараются подобрать яркие и запоминающиеся лозунги. Проблемы, поднятые в плакатах, насущные: насилие в семье, социальное сиротство, т.е. те, с которыми вплотную, быть может, столкнутся наши студенты, как специалисты социальной работы. Таким образом, обучаясь еще в стенах учебного заведения, студент осваивает новые роли, вырабатывая профессиональные умения и навыки.

Пожалуй, одной из самых интересных форм работы для наших студентов является работа над социальным видеороликом. Работая над созданием видеоролика, вся команда целиком и полностью погружается в этот процесс. Главное достоинство видео рекламы - высокая эмоциональная убедительность. Всего за несколько секунд она может вызвать у зрителей устойчивую эмоциональную реакцию, которая будет сохраняться длительное время. Студентам предстояло учесть следующие критерии: нестандартность ролика – неординарность сюжета; новизна и оригинальность оформления; актуальность освещенной в ролике проблемы; эстетичность; степень эмоционального и воспитательного воздействия работы на зрителя; простота и доступность восприятия социального ролика. Поэтому процесс рождения социального видеоролика – очень сложный, но чрезвычайно интересный. И я предлагаю вашему вниманию видеоролик, посвященный проблеме негативных явлений в молодежной среде.

Ролик Колиоглу Р. На мой взгляд, такие приемы, использованные в ролике, как: черно-белое видео, медленная трансформация героини, косвенное указание проблемы – оказывают эмоциональное воздействие на зрителя, успешно достигая поставленной цели.

Важной активной формой работы с будущими социальными работниками является проведение благотворительных акций и организация досуговой игровой программы для социально-незащищенных слоев населения.

Так, уже несколько лет наш колледж сотрудничает с КУ «Луганский городской территориальный центр социального обслуживания», а именно с «Клубом О'Кей» для людей с особыми потребностями. Ребята клуба с удовольствием участвуют в игротеках, подготовленных нашими студентами ко Дню улыбки, Дню святого Николая, Дню смеха. Эта работа двусторонняя: организуя досуг для людей с особыми потребностями, студенты учатся толерантности к данной категории граждан, вырабатывая в себе уважение и терпимость к тем, кто нуждается в нашей поддержке.

Так же, уже доброй традицией стала для наших студентов организация развлекательной программы ко Дню Святого Николая, Дню Святого Валентина для детей-сирот КУ «Луганский областной центр социально-психологической реабилитации детей», Луганский областной детский дом № 1 и № 2. Даря детям долгожданные подарки, сладости и просто хорошее настроение, наши студенты проникаются теплом и пониманием того, что все в жизни начинается с самого человека; убеждаются в правильности выбора своей профессии.

Таким образом, использование активных форм обучения будущих социальных работников способствует объединению теорию с практикой, развитию у студентов личностного интереса к выбранной профессии и формированию профессионально-мотивационной установки на деятельность.

Литература

1. Актуальные вопросы организации работы с молодежью [Текст]: Материалы Всерос. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 24 апр. 2009 г. / ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т» ; под ред. Н.Ю. Масленцевой. Екатеринбург, 2009.253 с. (С.24-26).

2. Золотарева Т.Ф. Практика в системе подготовки специалистов социальной работы в вузе. – М. : Издательско-торговая копорация «Дашков и К», 2008. – 128 с. – С. 20-21.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20449. Диаграмма последовательности (sequence diagram) 112.5 KB
  Сообщения изображаются в виде горизонтальных стрелок с именем сообщения а их порядок определяется временем возникновения. То есть сообщения расположенные на диаграмме последовательности выше инициируются раньше тех которые расположены ниже. Сообщения В UML каждое взаимодействие описывается совокупностью сообщений которыми участвующие в нем объекты обмениваются между собой. Прием сообщения инициирует выполнение определенных действий направленных на решение отдельной задачи тем объектом которому это сообщение отправлено.
20450. HTTP 261 KB
  Основой HTTP является технология клиентсервер то есть предполагается существование потребителей клиентов которые инициируют соединение и посылают запрос и поставщиков серверов которые ожидают соединения для получения запроса производят необходимые действия и возвращают обратно сообщение с результатом. HTTP в настоящее время повсеместно используется во Всемирной паутине для получения информации с вебсайтов. В 2006 году в Северной Америке доля HTTPтрафика превысила долю P2Pсетей и составила 46 из которых почти половина это...
20451. Диаграмма кооперации (collaboration diagram) 122.5 KB
  Прежде всего на диаграмме кооперации в виде прямоугольников изображаются участвующие во взаимодействии объекты содержащие имя объекта его класс и возможно значения атрибутов. В отличие от диаграммы последовательности на диаграмме кооперации изображаются только отношения между объектами играющими определенные роли во взаимодействии. Кооперация Понятие кооперации collaboration является одним из фундаментальных понятий в языке UML.
20452. MySQL 122 KB
  MySQL является собственностью компании Oracle Corporation получившей её вместе с поглощённой Sun Microsystems осуществляющей разработку и поддержку приложения. MySQL является решением для малых и средних приложений. Обычно MySQL используется в качестве сервера к которому обращаются локальные или удалённые клиенты однако в дистрибутив входит библиотека внутреннего сервера позволяющая включать MySQL в автономные программы.
20453. Диаграмма деятельности (activity diagram) 136 KB
  Для моделирования процесса выполнения операций в языке UML используются диаграммы деятельности. Каждое состояние на диаграмме деятельности соответствует выполнению некоторой элементарной операции а переход в следующее состояние выполняется только при завершении этой операции. Таким образом диаграммы деятельности можно считать частным случаем диаграмм состояний.
20454. Разработка и эксплуатация информационных систем 273.62 KB
  Объект сущность в адресном пространстве вычислительной системы появляющаяся при создании экземпляра класса например после запуска результатов компиляции и линковки исходного кода на выполнение. Конечным продуктом этапа проектирования являются: схема базы данных на основании erмодели разработанной на этапе анализа; набор спецификаций модулей системы они строятся на базе моделей функций. На основании системного проекта осуществляется: составление перечня автоматизированных рабочих мест предприятия и способов взаимодействия между...
20455. Кнопкові форми 24.5 KB
  На кнопкову форму виносять форми які відкривають формизвіти або активізують інші кнопкові формизакривабть поточну базу даних. Кнопокі форми можуть містити малюнкинаписи тощо. Кнопкові форми можна створити за допомогою диспетчера кнопкових форм за його допомогою на форму можна помістити до 8 кнопок.
20456. Комбінований метод хорд та дотичних 35.5 KB
  Характерна особливість методів дотичних і хорд та що послідовності їх наближень монотонні. Причому якщо для даного рівняння послідовність наближень методу хорд монотонно спадна то послідовність наближень методу дотичних – монотонно зростаюча і навпаки. У даному випадку за початкове наближення в методі хорд вибирають точку x=a а в методі дотичних – точку b.
20457. Множина́ 41.69 KB
  Основні поняття: Множина вважається означеною якщо про кожен об'єкт що розглядається можна казати що він або належить або не належить множині. Наприклад: ℕ множина натуральних чисел ℤ множина цілих чисел ℚ множина раціональних чисел ℝ множина дійсних чисел ℂ множина комплексних чисел. Нехай А множина. Множина B всі елементи якої належать множині А називають підмножиною множини A або частиною множини А і позначають цей факт символами B ⊆ A A ⊇ B.