91153

ПОКАЗАТЕЛИ ИНФОРМАЦИОНННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Современный период общественного развития, характеризуется многими исследователями, как этап глобальной информатизации. Информационные и компьютерные технологии влияют на социальные взаимодействия всех слоев населения, обеспечивая изменение как социальных

Русский

2015-07-13

50.14 KB

0 чел.

Евтушенко Ю. Е.,

студентка гр. СТ-511,

Восточноукраинский национальный

университет имени Владимира Даля,

м. Луганск, Украина

ПОКАЗАТЕЛИ ИНФОРМАЦИОНННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Современный период общественного развития, характеризуется многими исследователями, как этап глобальной информатизации. Информационные и компьютерные технологии влияют на социальные взаимодействия всех слоев населения, обеспечивая изменение как социальных, так и личностных структур, ибо в условиях «перехода» к новому типу культуры, происходит деформация привычного способа существования. Резкий скачек компьютеризации вызывает шоковое состояние от быстрых перемен, “страх перед будущим” (Э.Тоффлер).Данные изменения получили широкое отображение в трудах таких теоретиков как Й. Масуда, Д. Белл, М.Порат и др.

Среди исследователей утвердилась позиция, согласно которой» информация становится основным ресурсом научно-технического и социально-экономического развития общества, играет значительную роль в процессе модернизации образования, где формирование умений ее эффективного поиска, сбора, анализа и переработки приобретает особую значимость»[2].

Информационная революция изменила доступ к любой познавательной среде, открыла дверь перед неизведанными тайнами общественного развития, позволяющие индивиду рационально интерпретировать динамизм современных цивилизационных явлений, но процесс формирования, осуществляемый с помощью интерактивных источников, зачастую вызывает сложность применения, так как основной процесс образования целостной структуры личности и увеличение культурных развитий осуществляется неосознанным путем.

Таким образом, необходимо создавать условия для овладения комплексом компетенций, которые позволят активно действовать в современном, постоянно изменяющемся мире. Взаимодействие человека в культурно-информационной среде требует от него мобильности, способности к освоению новых знаний, креативности, выдержки и др. «Одна из важнейших особенностей нового человека информационного общества состоит в том, что он отказывается быть пассивным материалом, подчиненным развивающемуся техническому прогрессу и с успехом реализуется в виртуальном пространстве, прежняя культура постепенно вытесняется новой – компьютерной культурой» [4, с. 3].

Исследование информационно-коммуникативной компетентности в социальных взаимодействиях является необходимым процессом, в период становления информационного общества. Под «формированием информационно-коммуникативной компетенции» [1]мы понимаем процесс систематизированного накопления в ее содержании позитивных качественных и количественных изменений, позволяющих эффективно осуществлять взаимодействие в социокультурной среде.

В состав компетентности включают совокупность знаний, навыков и норм, посредством которых индивид имеет возможность ориентироваться в любой социальной ситуации. Личность в условиях развития информационных технологий непременно должна овладеть компьютерной культурой как мерой формирования и развития сущностных сил человека, научиться самостоятельно искать, анализировать, отбирать, перерабатывать, передавать и сохранять, а также создавать в результате познавательной деятельности личностно значимые продукты. Коммуникативную грамотность составляют знания, позволяющие формировать единое коммуникативное пространство культуры и адекватно воспринимать происходящие изменения, осуществлять коллективную работу на основе знания необходимых языков и способов взаимодействия, иметь непосредственную связь с особенностями играемых человеком социальных ролей. «Личность, обладающая информационно-коммуникативной компетентностью – это целостная личность, способная к активному формированию ментальных ресурсов сознания и информационной структуры, отражающей знание и опыт человека» [5, с. 322].

К показателям информационно-коммуникативной компетентности современного индивида относят[3, с. 87]:

  1.  готовность к освоению эффективного доступа к практически неограниченному объему информации и ее аналитической обработке;
  2.  наличие высокого уровня коммуникативной культуры(в том числе посредством информационных средств);
  3.  готовность к использованию современных интерактивных телекоммуникационных технологий;
  4.  освоения культуры получения, отбора, хранения, воспроизведения, передачи и интеграции информации.

Таким образом, по мере развития комплексного владения информационной и коммуникативной компетентностями, передающимися в процессе повседневного, регулярного обучения, в условиях непрерывного образования в постоянно меняющемся информационном обществе, этот процесс преобразовался в научное образование и получил возможность превратиться в неотъемлемый элемент «спокойной» социальной жизнедеятельности, образа жизни общества и конкретных людей.

Литература

  1.  Блауберг И.В. Становление и сущность системного подхода / И.В. Блауберг. – М.: Наука, 1973. – 271 с.
  2.  Веневцева А.А. Методические подходы к формированию информационно-коммуникативной компетенции у студентов средних образовательных учреждений железнодорожного профиля [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.rae.ru/.
  3.  Информационные технологии в системе непрерывного педагогического образования (проблемы методологии и теории): Монография / Под ред. В.А. Изводчикова. – СПб:Образование,1996. – 224 с.
  4.  Коган В. З. Человек: информация, потребность, деятельность / В. З. Коган, В. А. Уханов. – Томск: Изд-во Том.ун-та, 1991. – 193 с.
  5.  Микешина Л. А. Философия науки: учебное пособие / Л. А. Микешина.– М.: Прогресс-Традиция : МПСИ : Флинта, 2005. – 464 с.

Науковий керівник: канд. соц. н., доцент кафедри соціології СНУ ім. В. Даля ‒ Мельніков А.С. 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36298. Понятие рекурсии. Прямая и косвенная рекурсия 23.5 KB
  Рекурсия это такой способ организации программы когда процедура или функция в ходе выполнения составляющих ее операторов обращается сама к себе. Примером программы с использованием рекурсии может быть программа вычисления факториала числа. Программы которые используют рекурсивные процедуры отличаются простотой наглядностью и компактностью текста. Максимальное число рекурсивных вызовов процедуры без возвратов которое происходит во время выполнения программы называется глубиной рекурсии.
36299. Работа с динамическими переменными 394 KB
  Использование идентификатора указателя в программе означает обращение к адресу ячейки памяти на которую он указывает. Выделение и освобождение памяти под динамические переменные выполняется стандартными процедурами New Dispose во время работы программы. Р В неопределенном состоянии указатель бывает в начале работы программы до первого присваивания ему или конкретного адреса или пустого адреса nil а также после освобождения области памяти на которую он указывает. b:=nil; Процедура New: выделяет область памяти соответственно тому...
36300. Теория автоматического управления 3.73 MB
  Управление по возмущению управление без обратной связи по регулируемой величине разомкнутые системы управления. Управление по отклонению управление с обратной связью по регулируемой величине замкнутые системы управления. Управление в разомкнутых системах может осуществляться: а в виде программного управления: при этом регулятор УУ действует по заранее заданной жесткой программе.
36301. Правила и особенности выполнения функциональных схем автоматизации упрощенным способом. Пример 22.12 KB
  В нижней части схемы рекомендуется приводить таблицу контуров в соответствии с приложением В. В таблице контуров указывают номера контуров и номер листа основного комплекта на котором приведен состав каждого контура. Для контуров систем автоматического регулирования кроме того на схеме изображают исполнительные механизмы регулирующие органы и линию связи соединяющую контуры с исполнительными механизмами. Предельные рабочие значения измеряемых регулируемых величин указывают рядом с графическими обозначениями контуров или в дополнительной...
36302. Релейные регуляторы. Двух и трехпозиционные, их статические характеристики и параметры настройки 49.85 KB
  Характеристика Рп2 согласно этим выражениям имеет зону неоднозначности 2. Если значение регулируемой величины меньше заданного с учетом зоны неоднозначности то У=В что обеспечивает полное поступление энергии в объект; Х будет увеличиваться. После того как Х превысит Х0 с учетом зоны неоднозначности то У=В доступ энергии в объекте прекратится; Х уменьшается.Снижение зоны неоднозначности приводит к уменьшению периода колебаний и следовательно к увеличению числа переключений.
36303. Адаптивные регуляторы 57.67 KB
  А СНС по отклонению Б СНС по возмущению АР применяются для упря ТП и агрегатами с нестационарными т. Принцип работы самонастраивающейся системы СНС: Для системы задается некоторый функционал качва Qз который зависит от параметров системы и внешних воздействий. Q = Qмин СНС с использованием эталонной модели на основе принципа упря по отклонению рис. Б СНС по возмущению.
36304. Акт вопросы автоматизации в У экономикой 12.76 KB
  Акт вопросы автомции в У экономикой Современные темпы научнотехнического прогресса экономики передовых стран мира демонстрируют практику управления при которой приумножение национальных доходов обеспечивается за счёт интенсивных факторов и только на четверть за счёт экстенсивных. В сфере управления экономикой на всех административных уровнях необходимо более 5 млн. Использование современных технологий в различных сферах обеспечивает экономическую социальную научнотехническую эффективность и эффективность управления.
36305. Аналитические методы оптимизации работы хорошо определённых объектов 21.73 KB
  Хорошо определённые объекты это объекты модели которых достаточно точно формализованы известны параметры математических соотношений и формализована целевая функция. А записывают уравнение или систему уравнений модели объекта Yj= j=1m Б записывают выражение для целевой функции например сумму квадратов отклонений от заданного значения F= Yj заданное значение В из выражения для F исключают Y подстановкой уравнения модели получают формулу критерия оптимальности G= где...
36306. АСУТП широкополосных станов. Функции и структура 13.85 KB
  Нижний уровень ЛАпрограммируемые контроллеры ИМ и датчики а также ЭП. Второй уровень уровень оптимизации технологического процессаТП обеспечивающий анализ технологической информации и расчёт заданий для ЛА. Третий уровень уровень АСУП обеспечивающий расчёт графиков выполнения заказов очерёдности прокатки партий заготовок и связь со сложными АСУ других технологических процессов.