91153

ПОКАЗАТЕЛИ ИНФОРМАЦИОНННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Современный период общественного развития, характеризуется многими исследователями, как этап глобальной информатизации. Информационные и компьютерные технологии влияют на социальные взаимодействия всех слоев населения, обеспечивая изменение как социальных

Русский

2015-07-13

50.14 KB

0 чел.

Евтушенко Ю. Е.,

студентка гр. СТ-511,

Восточноукраинский национальный

университет имени Владимира Даля,

м. Луганск, Украина

ПОКАЗАТЕЛИ ИНФОРМАЦИОНННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Современный период общественного развития, характеризуется многими исследователями, как этап глобальной информатизации. Информационные и компьютерные технологии влияют на социальные взаимодействия всех слоев населения, обеспечивая изменение как социальных, так и личностных структур, ибо в условиях «перехода» к новому типу культуры, происходит деформация привычного способа существования. Резкий скачек компьютеризации вызывает шоковое состояние от быстрых перемен, “страх перед будущим” (Э.Тоффлер).Данные изменения получили широкое отображение в трудах таких теоретиков как Й. Масуда, Д. Белл, М.Порат и др.

Среди исследователей утвердилась позиция, согласно которой» информация становится основным ресурсом научно-технического и социально-экономического развития общества, играет значительную роль в процессе модернизации образования, где формирование умений ее эффективного поиска, сбора, анализа и переработки приобретает особую значимость»[2].

Информационная революция изменила доступ к любой познавательной среде, открыла дверь перед неизведанными тайнами общественного развития, позволяющие индивиду рационально интерпретировать динамизм современных цивилизационных явлений, но процесс формирования, осуществляемый с помощью интерактивных источников, зачастую вызывает сложность применения, так как основной процесс образования целостной структуры личности и увеличение культурных развитий осуществляется неосознанным путем.

Таким образом, необходимо создавать условия для овладения комплексом компетенций, которые позволят активно действовать в современном, постоянно изменяющемся мире. Взаимодействие человека в культурно-информационной среде требует от него мобильности, способности к освоению новых знаний, креативности, выдержки и др. «Одна из важнейших особенностей нового человека информационного общества состоит в том, что он отказывается быть пассивным материалом, подчиненным развивающемуся техническому прогрессу и с успехом реализуется в виртуальном пространстве, прежняя культура постепенно вытесняется новой – компьютерной культурой» [4, с. 3].

Исследование информационно-коммуникативной компетентности в социальных взаимодействиях является необходимым процессом, в период становления информационного общества. Под «формированием информационно-коммуникативной компетенции» [1]мы понимаем процесс систематизированного накопления в ее содержании позитивных качественных и количественных изменений, позволяющих эффективно осуществлять взаимодействие в социокультурной среде.

В состав компетентности включают совокупность знаний, навыков и норм, посредством которых индивид имеет возможность ориентироваться в любой социальной ситуации. Личность в условиях развития информационных технологий непременно должна овладеть компьютерной культурой как мерой формирования и развития сущностных сил человека, научиться самостоятельно искать, анализировать, отбирать, перерабатывать, передавать и сохранять, а также создавать в результате познавательной деятельности личностно значимые продукты. Коммуникативную грамотность составляют знания, позволяющие формировать единое коммуникативное пространство культуры и адекватно воспринимать происходящие изменения, осуществлять коллективную работу на основе знания необходимых языков и способов взаимодействия, иметь непосредственную связь с особенностями играемых человеком социальных ролей. «Личность, обладающая информационно-коммуникативной компетентностью – это целостная личность, способная к активному формированию ментальных ресурсов сознания и информационной структуры, отражающей знание и опыт человека» [5, с. 322].

К показателям информационно-коммуникативной компетентности современного индивида относят[3, с. 87]:

  1.  готовность к освоению эффективного доступа к практически неограниченному объему информации и ее аналитической обработке;
  2.  наличие высокого уровня коммуникативной культуры(в том числе посредством информационных средств);
  3.  готовность к использованию современных интерактивных телекоммуникационных технологий;
  4.  освоения культуры получения, отбора, хранения, воспроизведения, передачи и интеграции информации.

Таким образом, по мере развития комплексного владения информационной и коммуникативной компетентностями, передающимися в процессе повседневного, регулярного обучения, в условиях непрерывного образования в постоянно меняющемся информационном обществе, этот процесс преобразовался в научное образование и получил возможность превратиться в неотъемлемый элемент «спокойной» социальной жизнедеятельности, образа жизни общества и конкретных людей.

Литература

  1.  Блауберг И.В. Становление и сущность системного подхода / И.В. Блауберг. – М.: Наука, 1973. – 271 с.
  2.  Веневцева А.А. Методические подходы к формированию информационно-коммуникативной компетенции у студентов средних образовательных учреждений железнодорожного профиля [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.rae.ru/.
  3.  Информационные технологии в системе непрерывного педагогического образования (проблемы методологии и теории): Монография / Под ред. В.А. Изводчикова. – СПб:Образование,1996. – 224 с.
  4.  Коган В. З. Человек: информация, потребность, деятельность / В. З. Коган, В. А. Уханов. – Томск: Изд-во Том.ун-та, 1991. – 193 с.
  5.  Микешина Л. А. Философия науки: учебное пособие / Л. А. Микешина.– М.: Прогресс-Традиция : МПСИ : Флинта, 2005. – 464 с.

Науковий керівник: канд. соц. н., доцент кафедри соціології СНУ ім. В. Даля ‒ Мельніков А.С. 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61529. Духовная жизнь: достижения и потери 30.63 KB
  Цели урока: 1)образовательные: Помочь учащимся целостно представить проект изучения новой темы и сформировать представление о причинах идеологического наступления на культуру. 2) развивающая: Развитие информационной культуры учащихся, умение структурировать информацию...
61530. Животные 21.94 KB
  Подготовка к новому материалу 10 мин Физ. минутка 1 мин Объяснение новой темы 15 мин Физ. минутка 1 мин Закрепление пройденного 10 мин Итог урока 2 мин Ход урока Этап работы Содержание работы Примечание...
61531. Использование элементов фольклора по теме «Глагол» 36.86 KB
  Цель: Научить детей распознавать глагол как часть речи на примере устного народного творчества. б Закреплять умение ставить вопрос к глаголу.
61534. Понятие об одушевленных и неодушевленных существительных 20.54 KB
  Цель урока: открыть новые знания: имена существительные которые отвечают на вопрос: Кто обозначающие живой предмет живых существ умеющих самостоятельно бегать летать плавать хватать пищу наделенные душевными переживаниями называются одушевленными...
61535. Система счисления 14.57 KB
  Система счисления Система счисления символический метод записи чисел представление чисел с помощью письменных знаков. Вес разряда число равное основанию системы счисления в степени номера разряда.
61536. Виды алгоритмов 14.83 KB
  Цель: закрепить знания учащихся о записи алгоритма и работы с ним. Задачи: Напомнить учащимся как выглядит алгоритм на письме Закрепить навыки работы с программой Word Организационный момент.
61537. Жизнь древних славян 21.73 KB
  Педагогические задачи: Образовательная: формировать представление о жизни древних славян. Конечный результат: расширятся знания о жизни древних славян об их быте и культуре.