91153

ПОКАЗАТЕЛИ ИНФОРМАЦИОНННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Современный период общественного развития, характеризуется многими исследователями, как этап глобальной информатизации. Информационные и компьютерные технологии влияют на социальные взаимодействия всех слоев населения, обеспечивая изменение как социальных

Русский

2015-07-13

50.14 KB

0 чел.

Евтушенко Ю. Е.,

студентка гр. СТ-511,

Восточноукраинский национальный

университет имени Владимира Даля,

м. Луганск, Украина

ПОКАЗАТЕЛИ ИНФОРМАЦИОНННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Современный период общественного развития, характеризуется многими исследователями, как этап глобальной информатизации. Информационные и компьютерные технологии влияют на социальные взаимодействия всех слоев населения, обеспечивая изменение как социальных, так и личностных структур, ибо в условиях «перехода» к новому типу культуры, происходит деформация привычного способа существования. Резкий скачек компьютеризации вызывает шоковое состояние от быстрых перемен, “страх перед будущим” (Э.Тоффлер).Данные изменения получили широкое отображение в трудах таких теоретиков как Й. Масуда, Д. Белл, М.Порат и др.

Среди исследователей утвердилась позиция, согласно которой» информация становится основным ресурсом научно-технического и социально-экономического развития общества, играет значительную роль в процессе модернизации образования, где формирование умений ее эффективного поиска, сбора, анализа и переработки приобретает особую значимость»[2].

Информационная революция изменила доступ к любой познавательной среде, открыла дверь перед неизведанными тайнами общественного развития, позволяющие индивиду рационально интерпретировать динамизм современных цивилизационных явлений, но процесс формирования, осуществляемый с помощью интерактивных источников, зачастую вызывает сложность применения, так как основной процесс образования целостной структуры личности и увеличение культурных развитий осуществляется неосознанным путем.

Таким образом, необходимо создавать условия для овладения комплексом компетенций, которые позволят активно действовать в современном, постоянно изменяющемся мире. Взаимодействие человека в культурно-информационной среде требует от него мобильности, способности к освоению новых знаний, креативности, выдержки и др. «Одна из важнейших особенностей нового человека информационного общества состоит в том, что он отказывается быть пассивным материалом, подчиненным развивающемуся техническому прогрессу и с успехом реализуется в виртуальном пространстве, прежняя культура постепенно вытесняется новой – компьютерной культурой» [4, с. 3].

Исследование информационно-коммуникативной компетентности в социальных взаимодействиях является необходимым процессом, в период становления информационного общества. Под «формированием информационно-коммуникативной компетенции» [1]мы понимаем процесс систематизированного накопления в ее содержании позитивных качественных и количественных изменений, позволяющих эффективно осуществлять взаимодействие в социокультурной среде.

В состав компетентности включают совокупность знаний, навыков и норм, посредством которых индивид имеет возможность ориентироваться в любой социальной ситуации. Личность в условиях развития информационных технологий непременно должна овладеть компьютерной культурой как мерой формирования и развития сущностных сил человека, научиться самостоятельно искать, анализировать, отбирать, перерабатывать, передавать и сохранять, а также создавать в результате познавательной деятельности личностно значимые продукты. Коммуникативную грамотность составляют знания, позволяющие формировать единое коммуникативное пространство культуры и адекватно воспринимать происходящие изменения, осуществлять коллективную работу на основе знания необходимых языков и способов взаимодействия, иметь непосредственную связь с особенностями играемых человеком социальных ролей. «Личность, обладающая информационно-коммуникативной компетентностью – это целостная личность, способная к активному формированию ментальных ресурсов сознания и информационной структуры, отражающей знание и опыт человека» [5, с. 322].

К показателям информационно-коммуникативной компетентности современного индивида относят[3, с. 87]:

  1.  готовность к освоению эффективного доступа к практически неограниченному объему информации и ее аналитической обработке;
  2.  наличие высокого уровня коммуникативной культуры(в том числе посредством информационных средств);
  3.  готовность к использованию современных интерактивных телекоммуникационных технологий;
  4.  освоения культуры получения, отбора, хранения, воспроизведения, передачи и интеграции информации.

Таким образом, по мере развития комплексного владения информационной и коммуникативной компетентностями, передающимися в процессе повседневного, регулярного обучения, в условиях непрерывного образования в постоянно меняющемся информационном обществе, этот процесс преобразовался в научное образование и получил возможность превратиться в неотъемлемый элемент «спокойной» социальной жизнедеятельности, образа жизни общества и конкретных людей.

Литература

  1.  Блауберг И.В. Становление и сущность системного подхода / И.В. Блауберг. – М.: Наука, 1973. – 271 с.
  2.  Веневцева А.А. Методические подходы к формированию информационно-коммуникативной компетенции у студентов средних образовательных учреждений железнодорожного профиля [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.rae.ru/.
  3.  Информационные технологии в системе непрерывного педагогического образования (проблемы методологии и теории): Монография / Под ред. В.А. Изводчикова. – СПб:Образование,1996. – 224 с.
  4.  Коган В. З. Человек: информация, потребность, деятельность / В. З. Коган, В. А. Уханов. – Томск: Изд-во Том.ун-та, 1991. – 193 с.
  5.  Микешина Л. А. Философия науки: учебное пособие / Л. А. Микешина.– М.: Прогресс-Традиция : МПСИ : Флинта, 2005. – 464 с.

Науковий керівник: канд. соц. н., доцент кафедри соціології СНУ ім. В. Даля ‒ Мельніков А.С. 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18957. Рекламная кампания: цели, основные этапы, измерение эффективности 38.5 KB
  Рекламная кампания: цели основные этапы измерение эффективности. Рекламная кампания это несколько рекламных мероприятий объединенных одной целью целями охватывающих определенный период времени и распределенных во времени так чтобы одно рекламное м...
18958. Рекламное сообщение: определение, структура, форма и процесс создания 78 KB
  Рекламное сообщение: определение структура форма и процесс создания Рекламное сообщение безусловно является центральным элементом всего процесса коммуникационного воздействия на получателя. Именно рекламное сообщение представляет коммуникатора его целевой ау
18959. Планирование и организация пресс-службы в государственных и коммерческих структурах 39.5 KB
  Планирование и организация прессслужбы в государственных и коммерческих структурах ПРЕСССЛУЖБА международных организаций высших государственных структур законодательной власти Президента правительства высшей судебной инстанции решает две задачи: обеспечив
18960. Теория фазовых переходов и критические явления применительно к нефтегазовым пластовым системам 351.5 KB
  Законы термодинамики. Термодинамическая система. Параметры состояния. Уравнение состояния идеального газа. Свойства идеального газа. Теплоемкость, энтальпия, энтропия. Реальный газ. Фактор сжимаемости природных газов. Вириальное уравнение состояния, уравнение Майера - Боголюбова
18961. Слухи как коммуникация 42 KB
  Слухи как коммуникация Борьба со слухами входит в арсенал обязательной работы служб ПР. Слух – это самотранслируемое сообщение осуществляющее свою циркуляцию за счет: 1 отражения опрных коллективных представлений вероятнее всего – коренящихся в бессознательном;...
18962. Связи с общественностью в условиях кризиса фирмы: последовательность действий 69.5 KB
  Связи с общественностью в условиях кризиса фирмы: последовательность действий Кризис может иметь различные формы но PRспециалисты обычно имеет дело с кризисом общественного мнения который можно описать разбить на категории и как правило хотя бы в общей форме пред...
18963. Логіка наукового дослідження 57.5 KB
  Кожне наукове дослідження від творчого задуму до остаточного оформлення наукової праці має неповторну специфіку. Однак усі вони наділені загальними особливостями, які охоплюють універсальні послідовні процеси
18964. Классификация рекламы, описание и характер применения 56.5 KB
  Классификация рекламы описание и характер применения Реклама рекламная коммуникация – непрямая форма убеждения базирующаяся на информационном или эмоциональном описании преимуществ продукта. Ее цель– создать благоприятное впечатление о продукте и заставить пот...
18965. Планирование и организация пресс-службы в государственных и коммерческих структурах 28 KB
  On the other hand, English people, after getting into contact with new Americans, condemned their language for the mistakes and territorial peculiarities of their language and considered it to be wrong and barbarous.