91154

Ценностные факторы регуляции социального поведения

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Совокупность процессов воздействия людей друг на друга, их взаимоотношения, являются основными факторами человеческой жизнедеятельности. В обществе человек пытается найти тех, кто сможет понять и разделить его идеи, тех, в ком он сможет найти отражение самого себя.

Русский

2015-07-13

49.75 KB

0 чел.

Ефременко В. О.,

студентка гр. СТ-521,

Восточноукраинский национальный

университет имени Владимира Даля,

м. Луганск, Украина

ценностные факторы регуляции

социального поведения

Совокупность процессов воздействия людей друг на друга, их взаимоотношения, являются основными факторами человеческой жизнедеятельности. В обществе человек пытается найти тех, кто сможет понять и разделить его идеи, тех, в ком он сможет найти отражение самого себя. Часто этот процесс является весьма сложным и долговременным, т.к. люди по своей природе различны и им бывает тяжело найти «общий язык». Это происходит из-за ряда естественных факторов: этнической и социальной принадлежности, воспитания, образования, круга общения и т.д. У человека существует достаточно широкий набор потребностей, но для каждого индивида эти потребности имеют разный «вес».

Наиболее важными для человека потребностями выступают его ценности. Они формируются социальной средой, в которой он растет и воспитывается. Осмысление человеком своих ценностей приводит к формированию убеждений, дающих обоснование своих действий и позволяющих построить целостную картину мира. Люди по-разному воспринимают одни и те же объекты, ситуации и нормы морали. Общие ценности являются интегративным фактором, они так же могут не только объединять, но и указывать на дифференциацию, так как системы ценностей могут быть противоположными. Изучение возможностей продуктивного взаимодействия, невзирая на моральные противоречия, является крайне актуальным для социальных наук в наше время.

Существенный вклад в понимание и объяснение человеческого поведения в обществе внес английский философ Ф.Бекон. Он одним из первых заговорил об отсутствии безусловного приоритета разума над эмоциями, опираясь на идею о «погрешимости» человеческого разума, то есть о возможности разума человека ошибаться. Так, прожив в определенных условиях некоторое время, индивид может понимать свои ценностные ориентации как единственно верные, не задумываясь о возможных других ценностных позициях. На почве непонимания моральных особенностей собеседника у людей часто возникают конфликты, которые невозможно урегулировать. Дж. Ролз главную причину социальных конфликтов связывает с нарушением норм моральной справедливости и, как следствие – с ущемленным чувством собственного достоинства [1]. Человек не может активно взаимодействовать с окружающими, если те имеют противоположные ценностные ориентации.

В одной из последних работ рационалист Р.Декарт пришел к выводу о недостаточности только рационального объяснения человеческого поведения, он считал, что страсти могут порождать как возвышенное, так и низменное социальное поведения человека. Ценности всегда связаны не столько с субъектом, но с его жизненным воплощением, поскольку» ценность – есть бытие в его самопереживаемом или переживаемом другими существами значении для осуществления абсолютной полноты жизни или удаления от нее» [2].

Любой человек подвержен эмоциональным импульсам, которые часто доминируют над разумом, по причине чего возник феномен социальных норм поведения. Моральные требования к индивиду в нравственном сознании принимают самые разнообразные формы: это могут быть как прямые правила поведения («не лги», «почитай старших»), так и морально-психологические механизмы самоконтроля личности (долг, совесть).

Роль морального воспитания очень важна для формирования полноценной личности и социальной адаптации, поэтому с детства родители прививают детям определенные качества, выбирая какие из них выдвинуть на первый план, а какие оставить «в тени». Ребенок фиксирует и запоминает поведение родителей и стремится подражать, начиная понимать позитивные и негативные формы поведения. Так, в основе концепции Л.С. Выготского лежит «представление о развитии высших психических функций, которые, в отличие от натуральных, являются опосредованными, произвольными и осознанными» [3]. Развитие индивида с этой позиции понимается как усвоение общественно выработанных средств овладения собой и организации своего поведения.

Особое место в формировании духовного мира личности, ее сознания, культуры и активной жизненной позиции принадлежит праву и морали, которые являются важнейшими социальными регуляторами, включенными в систему общественных отношений, целенаправленно взаимодействующими на преобразование сознания личности. Моральность выступает характеристикой субъекта социальной деятельности в его отношении не столько к объекту своих действий, сколько к самому себе в них. Человек развивает в себе моральные качества не только для достижения внутренней гармонии, но и для конструктивного и положительного взаимодействия с миром.

Литература

  1.  Ролз Дж. Теория справедливости / Дж. Ролз. – Новосибирск : изд-во НГУ, 1995.
  2.  Алтунина И.Р. Мотивы и мотивация социального поведения / И.Р. Алтунина – М. : Изд-во Московского психолого-социального института, 2006.
  3.  Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М. : Изд-во «Феникс», 1998.

Науковий керівник: канд. соц. н., доцент кафедри соціології СНУ ім. В. Даля ‒ Мельніков А.С. 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30227. Информатизация общества: социальные условия, предпосылки и последствия 46 KB
  Социальные условия информатизации это реальная обстановка в которой происходит процесс информатизации. Социальные последствия информатизации реальные и прогнозируемые изменения в обществе происходящие под влиянием информатизации. Рассмотрение в этом смысле условий и предпосылок информатизации это анализ реального и необходимого состояния всех сфер жизни общества с точки зрения их готовности воспринять и развивать информатизацию; “социальное†в узком смысле слова.
30228. Формирование информационной среды общества 33 KB
  Формирование информационной среды общества Современное общество не может существовать в условиях сенсорного голода для его развития и саморганизации совершенно необходимо всеобъемлющее информационное поле. Например 1012 это требующий кардинальных решений порог уровня безработицы в обществе 14 это коэффициент характеризующий катастрофическое соотношение доходов 10 самых богатых и 10 самых бедных членов общества. Наиболее важным понятием которое необходимо определить при изучении информационной среды общества является понятие...
30229. Информационный образ жизни: общество и личность в условиях информатизации 37.5 KB
  Проблемы адаптации людей с ограниченными физическими возможностями в современной информационной среде. Например: во многих странах мира для слепых и слабовидящих людей широко применяются специальные синтезаторы позволяющие осуществлять голосовой ввод информации; практически полностью потерявшие подвижность могут осуществляють работу на компьютере ввод информации движением глаз при помощи специальных шлемов. В России создана специальная программа по компьютерной технике адаптированной для лиц имеющих различные физические отклонения...
30230. Постиндустриальное, информационное общество: социальная структура и специфика трудовой деятельности 22 KB
  Однако следует отметить что проблема “атомизации†общества обсуждается сегодня учеными все шире [1]. Поскольку получение информации о происходящем в стране и в мире уже не требует прямого общения между людьми человек может все больше и больше изолироваться от общества подвергаться иллюзии независимости от него. Американские исследователи отмечают что “конвергенция меняющихся общественных и личных ценностей с новой техникой и энергоэкономическими нуждами делает становление мозаичного общества по существу неизбежнымâ€[2]. Проблема...
30231. Социальная информатика: предмет и задачи курса 29 KB
  Одним из критериев перехода общества к постиндустриальной и далее к информационной стадии развития может служить процент населения занятого в сфере услуг: если в обществе более 50 населения занято в сфере услуг наступила постиндустриальная фаза его развития; если в обществе более 50 населения занято в сфере информационных услуг общество стало информационным. Концепция постиндустриального общества как общесоциологическая теория развития достаточно глубоко разработана западными исследователями: Д. Понятие...
30232. Семантические основы социальной информатики 56 KB
  Нередко в этих теоретических построениях термин информация наполнен разным смыслом а следовательно сами теории высвечивают лишь часть граней некоторой системы знаний которую можно назвать общей теорией информации или информологией наукой о процессах и задачах передачи распределения обработки и преобразования информации. Формализация знаний: методы и приемы. При поиске наиболее удобных рациональных средств и форм информационного обмена человек чаще всего сталкивается с проблемой компактного и...
30233. Социальные коммуникации: история, современность, перспективы 22.5 KB
  Когда информационная среда рассматривается с точки зрения хранимой и циркулирующей в ней информации она как правило выступает как объект техники служащей определенным человеческим целям которые выступают по отношению к этой технике внешними условиями функционирования. Опираясь на количественные меры математической теории информации Робертсон ранжирует цивилизации по количеству производимой ими информации следующим образом : Уровень 0 информационная емкость мозга отдельного человека 107 бит; Уровень 1 устное общение внутри...
30234. Информационные ресурсы общества 25.5 KB
  Информационный кризис начала 70х годов ХХ века проявился в снижении эффективности информационного обмена: резко возрос объем публикуемых данных; между группами разных специалистов стало трудно общаться; возрос объем неопубликованной информации; выросла проблема межязыкового обмена в мире. информационного “взрыва†лавинообразного роста объемов социоинформации сопровождающегося информационным “голодом†физиологическими ограничениями человека в восприятии и переработке информации и трудностями в выделении нужной информации из...
30235. Понятие и структура оборотных фондов предприятий СКСиТ 89 KB
  Понятие об оборотных средствах их классификация. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА Текущие активы денежные средства вложенные в оборотные производственные фонды и фонды обращения. Состав оборотных средств: денежные средства наиболее ликвидная часть оборотных активов. Это денежные средства в кассе и денежные средства в банках в т.