91154

Ценностные факторы регуляции социального поведения

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Совокупность процессов воздействия людей друг на друга, их взаимоотношения, являются основными факторами человеческой жизнедеятельности. В обществе человек пытается найти тех, кто сможет понять и разделить его идеи, тех, в ком он сможет найти отражение самого себя.

Русский

2015-07-13

49.75 KB

0 чел.

Ефременко В. О.,

студентка гр. СТ-521,

Восточноукраинский национальный

университет имени Владимира Даля,

м. Луганск, Украина

ценностные факторы регуляции

социального поведения

Совокупность процессов воздействия людей друг на друга, их взаимоотношения, являются основными факторами человеческой жизнедеятельности. В обществе человек пытается найти тех, кто сможет понять и разделить его идеи, тех, в ком он сможет найти отражение самого себя. Часто этот процесс является весьма сложным и долговременным, т.к. люди по своей природе различны и им бывает тяжело найти «общий язык». Это происходит из-за ряда естественных факторов: этнической и социальной принадлежности, воспитания, образования, круга общения и т.д. У человека существует достаточно широкий набор потребностей, но для каждого индивида эти потребности имеют разный «вес».

Наиболее важными для человека потребностями выступают его ценности. Они формируются социальной средой, в которой он растет и воспитывается. Осмысление человеком своих ценностей приводит к формированию убеждений, дающих обоснование своих действий и позволяющих построить целостную картину мира. Люди по-разному воспринимают одни и те же объекты, ситуации и нормы морали. Общие ценности являются интегративным фактором, они так же могут не только объединять, но и указывать на дифференциацию, так как системы ценностей могут быть противоположными. Изучение возможностей продуктивного взаимодействия, невзирая на моральные противоречия, является крайне актуальным для социальных наук в наше время.

Существенный вклад в понимание и объяснение человеческого поведения в обществе внес английский философ Ф.Бекон. Он одним из первых заговорил об отсутствии безусловного приоритета разума над эмоциями, опираясь на идею о «погрешимости» человеческого разума, то есть о возможности разума человека ошибаться. Так, прожив в определенных условиях некоторое время, индивид может понимать свои ценностные ориентации как единственно верные, не задумываясь о возможных других ценностных позициях. На почве непонимания моральных особенностей собеседника у людей часто возникают конфликты, которые невозможно урегулировать. Дж. Ролз главную причину социальных конфликтов связывает с нарушением норм моральной справедливости и, как следствие – с ущемленным чувством собственного достоинства [1]. Человек не может активно взаимодействовать с окружающими, если те имеют противоположные ценностные ориентации.

В одной из последних работ рационалист Р.Декарт пришел к выводу о недостаточности только рационального объяснения человеческого поведения, он считал, что страсти могут порождать как возвышенное, так и низменное социальное поведения человека. Ценности всегда связаны не столько с субъектом, но с его жизненным воплощением, поскольку» ценность – есть бытие в его самопереживаемом или переживаемом другими существами значении для осуществления абсолютной полноты жизни или удаления от нее» [2].

Любой человек подвержен эмоциональным импульсам, которые часто доминируют над разумом, по причине чего возник феномен социальных норм поведения. Моральные требования к индивиду в нравственном сознании принимают самые разнообразные формы: это могут быть как прямые правила поведения («не лги», «почитай старших»), так и морально-психологические механизмы самоконтроля личности (долг, совесть).

Роль морального воспитания очень важна для формирования полноценной личности и социальной адаптации, поэтому с детства родители прививают детям определенные качества, выбирая какие из них выдвинуть на первый план, а какие оставить «в тени». Ребенок фиксирует и запоминает поведение родителей и стремится подражать, начиная понимать позитивные и негативные формы поведения. Так, в основе концепции Л.С. Выготского лежит «представление о развитии высших психических функций, которые, в отличие от натуральных, являются опосредованными, произвольными и осознанными» [3]. Развитие индивида с этой позиции понимается как усвоение общественно выработанных средств овладения собой и организации своего поведения.

Особое место в формировании духовного мира личности, ее сознания, культуры и активной жизненной позиции принадлежит праву и морали, которые являются важнейшими социальными регуляторами, включенными в систему общественных отношений, целенаправленно взаимодействующими на преобразование сознания личности. Моральность выступает характеристикой субъекта социальной деятельности в его отношении не столько к объекту своих действий, сколько к самому себе в них. Человек развивает в себе моральные качества не только для достижения внутренней гармонии, но и для конструктивного и положительного взаимодействия с миром.

Литература

  1.  Ролз Дж. Теория справедливости / Дж. Ролз. – Новосибирск : изд-во НГУ, 1995.
  2.  Алтунина И.Р. Мотивы и мотивация социального поведения / И.Р. Алтунина – М. : Изд-во Московского психолого-социального института, 2006.
  3.  Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М. : Изд-во «Феникс», 1998.

Науковий керівник: канд. соц. н., доцент кафедри соціології СНУ ім. В. Даля ‒ Мельніков А.С. 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4220. Аналіз інвестиційної діяльності в умовах ринкової економіки 293.5 KB
  Вступ. Успішне проведення ринкових реформ в Україні неможливо без ефективної структурно-інвестиційної політики перетворення економіки з метою створення сприятливого інвестиційного клімату. Докорінно повинно помінятись діяльність інвесторів в умовах ...
4221. Исследование интегрирующего и дифференцирующего усилителей на базе ОУ 90 KB
  Исследование интегрирующего и дифференцирующего усилителей на базе ОУ. Цель работы Целью лабораторной работы является экспериментальное исследование свойств и характеристик операционного усилителя на ИМС в двух функциональных схемах его включения...
4222. Исследование Луны 60 KB
  Исследование Луны. Неудивительно, что первый полет космического аппарата выше околоземной орбиты был направлен к Луне. Эта честь принадлежит советскому космическому аппарату Луна-l, запуск которого был осуществлен 2 января 1958 года. В соответстви...
4223. Лекции по Истории Экономики 615.5 KB
  Тема №1 Экономика Древнего Рима. Вершина хозяйственного развития древнего мира. Введение, предмет, и задачи экономической истории Установление гегемонии Рима на Средиземноморье в 3-2вв до н.э. Провинции – главный источник доходов ри...
4224. Новая историческая школа. Кембриджская школа - предельный доход и предельные издержки 31.9 KB
  Австрийская школа. Английский вариант теории предельной полезности Родоначальником австрийской школы был Карл Менгер (1840-1921), профессор Венского университета, опубликовавший в 1871 г. Основания политической экономии», а в 1887 г...
4225. Применение ПК в экономике 258.5 KB
  Введение Процесс расширенного воспроизводства в агропромышленном комплексе представляет сложную совокупность многочисленных, одновременно протекающих процессов. Процессы экономические связанные с совершенствованием производства, с вложениями в...
4226. Україна у ХIХ – першій половині ХХ століття: боротьба за державність 290 KB
  Вступ Цей конспект-довідник є черговою працею авторського колективу кафедри українознавства УДУВГП, якому передували видання Україна давня і середньовічна та Україна козацька. Третій випуск присвячується подіям, пов...
4227. Практична робота на тему Масив 20.25 KB
  Масив Мета РГР: побудова схеми алгоритму для рішення задачі, обробки одновимірного масиву у відповідності з варіантом написати програму на мові Pascal, згідно з алгоритмом. Записка до РГР повинна містити: титульний лист текс...
4228. Особливості психології управління 412 KB
  Предмет психології управління. Розгляд процесу формулювання предмета психології управління не тільки в хронологічному, а й у хронологічно-концептуальному аспекті дає змогу дослідити його і в часі, і в межах різних наукових підходів...