91154

Ценностные факторы регуляции социального поведения

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Совокупность процессов воздействия людей друг на друга, их взаимоотношения, являются основными факторами человеческой жизнедеятельности. В обществе человек пытается найти тех, кто сможет понять и разделить его идеи, тех, в ком он сможет найти отражение самого себя.

Русский

2015-07-13

49.75 KB

0 чел.

Ефременко В. О.,

студентка гр. СТ-521,

Восточноукраинский национальный

университет имени Владимира Даля,

м. Луганск, Украина

ценностные факторы регуляции

социального поведения

Совокупность процессов воздействия людей друг на друга, их взаимоотношения, являются основными факторами человеческой жизнедеятельности. В обществе человек пытается найти тех, кто сможет понять и разделить его идеи, тех, в ком он сможет найти отражение самого себя. Часто этот процесс является весьма сложным и долговременным, т.к. люди по своей природе различны и им бывает тяжело найти «общий язык». Это происходит из-за ряда естественных факторов: этнической и социальной принадлежности, воспитания, образования, круга общения и т.д. У человека существует достаточно широкий набор потребностей, но для каждого индивида эти потребности имеют разный «вес».

Наиболее важными для человека потребностями выступают его ценности. Они формируются социальной средой, в которой он растет и воспитывается. Осмысление человеком своих ценностей приводит к формированию убеждений, дающих обоснование своих действий и позволяющих построить целостную картину мира. Люди по-разному воспринимают одни и те же объекты, ситуации и нормы морали. Общие ценности являются интегративным фактором, они так же могут не только объединять, но и указывать на дифференциацию, так как системы ценностей могут быть противоположными. Изучение возможностей продуктивного взаимодействия, невзирая на моральные противоречия, является крайне актуальным для социальных наук в наше время.

Существенный вклад в понимание и объяснение человеческого поведения в обществе внес английский философ Ф.Бекон. Он одним из первых заговорил об отсутствии безусловного приоритета разума над эмоциями, опираясь на идею о «погрешимости» человеческого разума, то есть о возможности разума человека ошибаться. Так, прожив в определенных условиях некоторое время, индивид может понимать свои ценностные ориентации как единственно верные, не задумываясь о возможных других ценностных позициях. На почве непонимания моральных особенностей собеседника у людей часто возникают конфликты, которые невозможно урегулировать. Дж. Ролз главную причину социальных конфликтов связывает с нарушением норм моральной справедливости и, как следствие – с ущемленным чувством собственного достоинства [1]. Человек не может активно взаимодействовать с окружающими, если те имеют противоположные ценностные ориентации.

В одной из последних работ рационалист Р.Декарт пришел к выводу о недостаточности только рационального объяснения человеческого поведения, он считал, что страсти могут порождать как возвышенное, так и низменное социальное поведения человека. Ценности всегда связаны не столько с субъектом, но с его жизненным воплощением, поскольку» ценность – есть бытие в его самопереживаемом или переживаемом другими существами значении для осуществления абсолютной полноты жизни или удаления от нее» [2].

Любой человек подвержен эмоциональным импульсам, которые часто доминируют над разумом, по причине чего возник феномен социальных норм поведения. Моральные требования к индивиду в нравственном сознании принимают самые разнообразные формы: это могут быть как прямые правила поведения («не лги», «почитай старших»), так и морально-психологические механизмы самоконтроля личности (долг, совесть).

Роль морального воспитания очень важна для формирования полноценной личности и социальной адаптации, поэтому с детства родители прививают детям определенные качества, выбирая какие из них выдвинуть на первый план, а какие оставить «в тени». Ребенок фиксирует и запоминает поведение родителей и стремится подражать, начиная понимать позитивные и негативные формы поведения. Так, в основе концепции Л.С. Выготского лежит «представление о развитии высших психических функций, которые, в отличие от натуральных, являются опосредованными, произвольными и осознанными» [3]. Развитие индивида с этой позиции понимается как усвоение общественно выработанных средств овладения собой и организации своего поведения.

Особое место в формировании духовного мира личности, ее сознания, культуры и активной жизненной позиции принадлежит праву и морали, которые являются важнейшими социальными регуляторами, включенными в систему общественных отношений, целенаправленно взаимодействующими на преобразование сознания личности. Моральность выступает характеристикой субъекта социальной деятельности в его отношении не столько к объекту своих действий, сколько к самому себе в них. Человек развивает в себе моральные качества не только для достижения внутренней гармонии, но и для конструктивного и положительного взаимодействия с миром.

Литература

  1.  Ролз Дж. Теория справедливости / Дж. Ролз. – Новосибирск : изд-во НГУ, 1995.
  2.  Алтунина И.Р. Мотивы и мотивация социального поведения / И.Р. Алтунина – М. : Изд-во Московского психолого-социального института, 2006.
  3.  Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М. : Изд-во «Феникс», 1998.

Науковий керівник: канд. соц. н., доцент кафедри соціології СНУ ім. В. Даля ‒ Мельніков А.С. 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81187. Организационные отношения в системе социального управления (координация) 36.05 KB
  Координация это такой вид социального управления при котором осуществляется горизонтальная упорядоченность как на внутригрупповом так и на межгрупповом уровне а стороны части и элементы одной и той же социальной общности или взаимодействие нескольких общностей характеризуются тождественностью равновеликостью. Координация предоставляет участникам управленческого процесса необходимую самостоятельность широкую возможность для выражения и отстаивания собственного интереса при осуществлении общей работы. Лунев указывал что координация...
81188. Организационные отношения в системе социального управления (субординация) 36.81 KB
  Субординацией соподчинением называется вид социального управления при котором осуществляется вертикальное упорядочение а один из элементов какойлибо общности или одна из взаимодействующих общностей играет роль ведущего определяющего начала в деятельности всех остальных. Субординационное управление свойственно главным образом основным формам взаимодействия другой пары всеобщих носителей социальной деятельности социального субъекта и социального объекта. Она упорядочивает по линии соподчинения не просто целостности а системы в...
81190. Потребности и интересы населения, и их учет в государственном и муниципальном управлении 33.17 KB
  Цели ценности социальные нормы социальные институты и культура как регуляторы жизнедеятельности людей в обществе. Ценности – это какие либо материальные и духовные блага которые присущи тому или иному человеческому сообществу. Ценности различаются по интенсивности силе длительности числу. Ориентация на ценности лежит в основе управленческой деятельности.
81191. Теоретические аспекты мотивации и манипулирования 47.29 KB
  Для всестороннего изучения понятия мотивации рассмотрим 3 аспекта: а что именно в деятельности человека зависит от мотивационного воздействия в каком соотношении находятся внутренние и внешние силы в соотношение мотивации с результатами деятельности человека Но перед тем как рассмотреть эти вопросы необходимо уяснить смысл ключевых понятий имеющих непосредственное отношение к вопросам рассматриваемым в этой работе. Положительная основывается на положительных стимулах например если я сделаю уроки то получу отличную оценку...
81192. Манипулирование как реализация корыстных интересов и его виды 36.12 KB
  Цели ценности социальные нормы социальные институты и культура как регуляторы жизнедеятельности людей в обществе. Социальные нормы: нормы морали нормы права нормы социальных организаций. Древним регулятором жизнедеятельности людей являются социальные нормы – это правило поведения которые либо стихийно складываются в обществе в ходе его исторического развития либо устанавливаются государством и различными социальными организациями. Одни социальные институты представляют собой просто системы правил деятельности другие представляющие...
81193. Сущность и типология социального лидерства 36.9 KB
  Переход к новым формам хозяйствования обусловливает острую потребность в субъектах управления лидерах взаимодействующих основываясь на принципах социального партнерства. Лидер это ведущий идущий впереди; это человек обладающий высоким личным статусом оказывающий сильное влияние на окружающих членов коллектива выполняющий комплекс функции сходных с функциями руководителя. Между понятиями лидерство и руководство есть различия.
81195. Механизм разработки государственного интереса 35.1 KB
  В целом сущность социальных технологий можно определить как инновационную систему методов выявления и использования скрытых потенциалов социальной системы получения оптимального социального результата при наименьших управленческих издержках. Характерными чертами социальных технологий повышения эффективности управления являются: научное обоснование оптимальных пропорций и темпов создания условий необходимых для повышения экономического и социального развития что требует анализа социальноэкономических факторов влияющих на эффективность...