91154

Ценностные факторы регуляции социального поведения

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Совокупность процессов воздействия людей друг на друга, их взаимоотношения, являются основными факторами человеческой жизнедеятельности. В обществе человек пытается найти тех, кто сможет понять и разделить его идеи, тех, в ком он сможет найти отражение самого себя.

Русский

2015-07-13

49.75 KB

0 чел.

Ефременко В. О.,

студентка гр. СТ-521,

Восточноукраинский национальный

университет имени Владимира Даля,

м. Луганск, Украина

ценностные факторы регуляции

социального поведения

Совокупность процессов воздействия людей друг на друга, их взаимоотношения, являются основными факторами человеческой жизнедеятельности. В обществе человек пытается найти тех, кто сможет понять и разделить его идеи, тех, в ком он сможет найти отражение самого себя. Часто этот процесс является весьма сложным и долговременным, т.к. люди по своей природе различны и им бывает тяжело найти «общий язык». Это происходит из-за ряда естественных факторов: этнической и социальной принадлежности, воспитания, образования, круга общения и т.д. У человека существует достаточно широкий набор потребностей, но для каждого индивида эти потребности имеют разный «вес».

Наиболее важными для человека потребностями выступают его ценности. Они формируются социальной средой, в которой он растет и воспитывается. Осмысление человеком своих ценностей приводит к формированию убеждений, дающих обоснование своих действий и позволяющих построить целостную картину мира. Люди по-разному воспринимают одни и те же объекты, ситуации и нормы морали. Общие ценности являются интегративным фактором, они так же могут не только объединять, но и указывать на дифференциацию, так как системы ценностей могут быть противоположными. Изучение возможностей продуктивного взаимодействия, невзирая на моральные противоречия, является крайне актуальным для социальных наук в наше время.

Существенный вклад в понимание и объяснение человеческого поведения в обществе внес английский философ Ф.Бекон. Он одним из первых заговорил об отсутствии безусловного приоритета разума над эмоциями, опираясь на идею о «погрешимости» человеческого разума, то есть о возможности разума человека ошибаться. Так, прожив в определенных условиях некоторое время, индивид может понимать свои ценностные ориентации как единственно верные, не задумываясь о возможных других ценностных позициях. На почве непонимания моральных особенностей собеседника у людей часто возникают конфликты, которые невозможно урегулировать. Дж. Ролз главную причину социальных конфликтов связывает с нарушением норм моральной справедливости и, как следствие – с ущемленным чувством собственного достоинства [1]. Человек не может активно взаимодействовать с окружающими, если те имеют противоположные ценностные ориентации.

В одной из последних работ рационалист Р.Декарт пришел к выводу о недостаточности только рационального объяснения человеческого поведения, он считал, что страсти могут порождать как возвышенное, так и низменное социальное поведения человека. Ценности всегда связаны не столько с субъектом, но с его жизненным воплощением, поскольку» ценность – есть бытие в его самопереживаемом или переживаемом другими существами значении для осуществления абсолютной полноты жизни или удаления от нее» [2].

Любой человек подвержен эмоциональным импульсам, которые часто доминируют над разумом, по причине чего возник феномен социальных норм поведения. Моральные требования к индивиду в нравственном сознании принимают самые разнообразные формы: это могут быть как прямые правила поведения («не лги», «почитай старших»), так и морально-психологические механизмы самоконтроля личности (долг, совесть).

Роль морального воспитания очень важна для формирования полноценной личности и социальной адаптации, поэтому с детства родители прививают детям определенные качества, выбирая какие из них выдвинуть на первый план, а какие оставить «в тени». Ребенок фиксирует и запоминает поведение родителей и стремится подражать, начиная понимать позитивные и негативные формы поведения. Так, в основе концепции Л.С. Выготского лежит «представление о развитии высших психических функций, которые, в отличие от натуральных, являются опосредованными, произвольными и осознанными» [3]. Развитие индивида с этой позиции понимается как усвоение общественно выработанных средств овладения собой и организации своего поведения.

Особое место в формировании духовного мира личности, ее сознания, культуры и активной жизненной позиции принадлежит праву и морали, которые являются важнейшими социальными регуляторами, включенными в систему общественных отношений, целенаправленно взаимодействующими на преобразование сознания личности. Моральность выступает характеристикой субъекта социальной деятельности в его отношении не столько к объекту своих действий, сколько к самому себе в них. Человек развивает в себе моральные качества не только для достижения внутренней гармонии, но и для конструктивного и положительного взаимодействия с миром.

Литература

  1.  Ролз Дж. Теория справедливости / Дж. Ролз. – Новосибирск : изд-во НГУ, 1995.
  2.  Алтунина И.Р. Мотивы и мотивация социального поведения / И.Р. Алтунина – М. : Изд-во Московского психолого-социального института, 2006.
  3.  Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М. : Изд-во «Феникс», 1998.

Науковий керівник: канд. соц. н., доцент кафедри соціології СНУ ім. В. Даля ‒ Мельніков А.С. 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19104. Проектирование фильтров с импульсной характеристикой бесконечной длины 174 KB
  Лекция № 16. Проектирование фильтров с импульсной характеристикой бесконечной длины. Фильтры с бесконечной импульсной характеристикой БИХфильтры коренным образом отличаются от КИХфильтров изза наличия обратной связи. Во первых они требуют проверки на устойчив
19105. Основные определения информационной теории измерений 115 KB
  Лекция №1. Введение. Основные определения информационной теории измерений. Цели и задачи курса: данный курс предназначен для освоения базовых понятий теории измерений и базовых принципов построения средств измерения физических величин. Курс знакомит с общими вопр...
19106. Структуры измерительных систем и их характеристики 225 KB
  Лекция № 2. Структуры измерительных систем и их характеристики. Для описания измерительных систем применяются структурные схемы состоящие из функциональных элементов функциональных блоков ФБ измерительных преобразователей ИП связанных между собой входными и вых
19107. Математические модели сигналов 288.5 KB
  Лекция № 3. Математические модели сигналов. Сигнал процесс изменения во времени физического состояния какогото объекта служащий для отображения регистрации и передачи сообщений. Сигналы электрические акустические оптические и т.д. Классификация сигналов. Сиг...
19108. Спектральные характеристики непериодических сигналов 191.5 KB
  Лекция № 4. Спектральные характеристики непериодических сигналов. Теория спектрального представления непериодических импульсных сигналов основанная на прямом и обратном интегральных преобразованиях Фурье позволяет осуществлять анализ прохождения сигналов чер
19109. Спектральный анализ непериодических сигналов 246 KB
  Лекция № 5. Спектральный анализ непериодических сигналов Для практических приложений является важным установление связи между преобразованием сигнала и соответствующим этому преобразованию изменением спектральных характеристик. Спектральная плотность сигнала...
19110. Физические измерительные системы и их математические модели 243.5 KB
  Лекция № 6. Физические измерительные системы и их математические модели Динамические измерительные системы в которых связи между измеряемыми величинами входными сигналами и выходными сигналами описываются дифференциальными уравнениями разнообразны по принци
19111. Динамические характеристики измерительных систем 245 KB
  Лекция № 7. Динамические характеристики измерительных систем Импульсная характеристика системы. Импульсной характеристикой стационарной измерительной системы описываемой оператором называют функцию являющуюся откликом системы на входной сигнал в виде функци...
19112. Модуляция сигналов в измерительных системах 185.5 KB
  Лекция № 8. Модуляция сигналов в измерительных системах Информационные преобразования в аналоговых блоках измерительных систем осуществляются над сигналами имеющими различные информативные параметры или другими словами над сигналами с различными видами модуля...