91159

ВВЕДЕНИЕ В ОБРАЗОВАНИЕ СПЕЦДИСЦИПЛИН – МНЕНИЕ ВРАЧЕЙ-СТОМАТОЛОГОВ

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Для выявления методов коррекции психоэмоционального состояния врачам-стоматологам был задан вопрос «Есть ли необходимость введения в учебные планы медвузов спецдисциплин типа «конфликтология» и «стрессотерапия»...

Русский

2015-07-13

69.21 KB

0 чел.

Запорожец Т.Н.,

Саник А.В.

Украинская медицинская

стоматологическая академия,

г.Полтава, Украина

ВВЕДЕНИЕ В ОБРАЗОВАНИЕ СПЕЦДИСЦИПЛИН – МНЕНИЕ ВРАЧЕЙ-СТОМАТОЛОГОВ

Постановка проблемы. По данным литературы, стоматологическая практика считается одной из стрессоопасных профессий [1, 3, 5, 6]. Статистические сведения показывают, что врачи-стоматологи имеют наименьшую продолжительность жизни по сравнению в представителями других профессий, высокий уровень психосоматических заболеваний.

В исследовании Т.Дж. Ваддингтон [2] выделено 27 стресс-факторов в профессиональной деятельности врача-стоматолога, в том числе конфликты с пациентами.

Анализ последних исследований и публикаций по проблеме. Данная тематика освещена в работах Н.Н.Бондаренко, В.А.Катаевой, Л.И.Ларенцовой, Г.А.Пашиняна, Л.М.Лукиных. В своих работах авторы выделили проблемы нормативно-правовых взаимоотношений и конфликтов в сфере «врач-стоматолог – пациент».

Цель: выявление средств и методов регуляции психоэмоционального напряжения у врачей-стоматологов на современном амбулаторном стоматологическом приеме.

Объект и методы исследования. Было проведено комплексное медико-социологическое исследование с помощью формализированного письменного опроса среди 120 врачей-стоматологов Украины, что позволяет считать полученную выборку репрезентативной. С целью получения достоверной информации обследование проводилось анонимно. Возраст врачей-стоматологов от 22 до 65 лет, гендерный состав: мужчин – 53 человека (44,0%), женщин – 67 (56,0%). В основу инструментария (опросный лист) была положена авторская методика «Способ определения стрессорного воздействия в профессиональной деятельности врача-стоматолога» [4]. Статистический анализ результатов опроса проводился с помощью методов непараметрической статистики с использованием критерия U Манна-Уитни в пакете компьютерной программы SPSS 17.0.

Изложение основного материала. Для выявления методов коррекции психоэмоционального состояния врачам-стоматологам был задан вопрос «Есть ли необходимость введения в учебные планы медвузов спецдисциплин типа «конфликтология» и «стрессотерапия»? Результаты представлены на рис. 1.

Рис.1 – Необходимость введения в учебные планы медвузов спецдисциплин типа «конфликтология» и «стрессотерапия», (%)

Анализ полученных результатов показал, что большинство опрошенных врачей-стоматологов считают, что в учебные планы мединститутов необходимо вводить спецдисциплины типа «Конфликтология» (79,2% респондентов) и «Стрессотерапия» (78,3% респондентов).

Проведенный гендерный анализ показал, что врачи-стоматологи мужчины и женщины практически единогласны с введением в учебный процесс медвузов дисциплин «конфликтология» и «стрессотерапия». Результаты представлены на рис.2.

Рис. 2 – Гендерный анализ мнения врачей-стоматологов о необходимости введения в учебные планы медвузов спецдисциплин

типа «конфликтология» и «стрессотерапия», (%)

Проведенное нами исследование выявило возрастные аспекты врачей-стоматологов мужчин и женщин по данному вопросу. Результаты представлены на рис.3 и 4.

Рис. 3 – Возрастной анализ мнения врачей-стоматологов мужчин

о необходимости введения в учебные планы медвузов спецдисциплин

типа «конфликтология» и «стрессотерапия», (%)

Анализ мнения врачей-стоматологов мужчин о необходимости введения в учебные планы медвузов дисциплины «Конфликтология» показал, что наиболее уязвима для конфликтов средняя возрастная группа (34-39 лет) – 100% респондентов. Высокий процент врачей-стоматологов, желающих получить знания в этом направлении, наблюдается у молодых докторов – 88,9% (22-27 лет) и 95% (28-33 года). Мы предполагаем, что это связано с профессиональным становлением, утверждением своего авторитета среди пациентов и коллег. В старшей возрастной группе врачей-стоматологов мужчин наблюдается тенденция к снижению потребности знаний в области конфликтологии, что можно связать с особенностями эмоционально-волевой сферы и жизненным опытом респондентов.

У врачей-стоматологов женщин наблюдается несколько иная картина (Рис. 4).

Анализ мнения врачей-стоматологов женщин о необходимости введения в учебные планы медвузов спецдисцилины «Конфликтология» выявил, что наиболее подвержена конфликтам возрастная группа 34-45 лет, которая является наиболее профессионально зрелой и физически работоспособной. Также выявлен высокий процент потребности знаний в области конфликтологии у врачей-стоматологов женщин старшей возрастной группы (80% респондентов), что связано с изменением социального статуса женщины в семейно-брачных отношениях и вхождением в роль тещи, свекрови и бабушки. В этой ситуации образование семьи у детей, появление новых членов семьи (зять, невестка, внуки) являются значительным стрессом, а в ряде случаев – кризисом и психотравмирующей ситуацией, поэтому вполне обосновано, что работающей женщине данной возрастной группы необходимы дополнительные знания в области конфликтологии.

Рис. 4 – Возрастной анализ мнения врачей-стоматологов женщин

о необходимости введения в учебные планы медвузов спецдисциплин

типа «конфликтология» и «стрессотерапия», (%)

Выводы. Социологический анализ мнения врачей-стоматологов по поводу введения в образование медвузов дисциплин «конфликтология» и «стрессотерапия» показал, что более 2/3 опрошенных заявляют о необходимости изучения этих предметов. Отмечаются гендерные и возрастные различия мнения врачей-стоматологов по поводу введения в образование медвузов дисциплин «конфликтология» и «стрессотерапия».

Литература

  1.  Бондаренко Н.Н. Стоматолог и пациент: права, обязанности, ответственность / Н.Н.Бондаренко. – М. : Медицинская книга, 2004. – 96 с.
  2.  Ваддингтон Т.Дж. О роли среднего медперсонала в успешной работе стоматологической практики / Т.Дж. Ваддингтон // Стоматолог. ‒ 2001.– № 3. ‒ С. 52-53.
  3.  Дудэк В. Субъективная оценка нервно-эмоциональной напряженности врачей / В. Дудэк, А. Вихровска // Труд и здоровье медицинских работников: тезисы докл. [под ред. В.А. Капцова]. – Тбилиси-М., 1989. – 211 с.
  4.  Лазоренко (Мельникова) С.В. Визначення стресорного впливу в професійній діяльності лікаря-стоматолога / С.В. Лазоренко (Мельникова) // Свідоцтво про реєстрацію авторського права на твір ПА № 1370 від 31.08.98.
  5.  Ларенцова Л.И. Конфликты в стоматологической практике: подходы к их решению и профилактике / [Л.И. Ларенцова, В.И. Полуев, Е.С. Тучик].М. : Медицинская книга, 2005. – 92 с.
  6.  Скрипников П.Н. Аспекты современной профессиональной деятельности врача-стоматолога: учеб. пособие / П.Н. Скрипников, Т.П. Скрипникова, С.В. Мельникова. – Полтава : ИнАрт, 2009. – 84 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15263. Вычисление и вычерчивание элементов математической основы топографической карты 574.14 KB
  Расчетнографическая работа № 1. Вычисление и вычерчивание элементов математической основы топографической карты. Содержание работы: 1По заданной номенклатуре топографической карты вычислить геодезические координаты углов ее рамки. 2Рассчитать длины сторон р
15265. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ПОСТРОЕНИЕ ОБЛАСТЕЙ УСТОЙЧИВОСТИ ЛИНЕЙНОЙ СИСТЕМЫ НА ПЛОСКОСТИ ДВУХ ПАРАМЕТРОВ. МЕТОДИЧКА 84.95 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 8 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ПОСТРОЕНИЕ ОБЛАСТЕЙ УСТОЙЧИВОСТИ ЛИНЕЙНОЙ СИСТЕМЫ НА ПЛОСКОСТИ ДВУХ ПАРАМЕТРОВ Цель работы. Ознакомление с экспериментальными методами построения областей устойчивости линейных динамических систем и изучение влияния на...
15266. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ПОСТРОЕНИЕ ОБЛАСТЕЙ УСТОЙЧИВОСТИ ЛИНЕЙНОЙ СИСТЕМЫ НА ПЛОСКОСТИ ДВУХ ПАРАМЕТРОВ 69.47 KB
  Лабораторная работа №8 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ПОСТРОЕНИЕ ОБЛАСТЕЙ УСТОЙЧИВОСТИ ЛИНЕЙНОЙ СИСТЕМЫ НА ПЛОСКОСТИ ДВУХ ПАРАМЕТРОВ Вариант №1 1. Цель работы. Ознакомление с экспериментальными методами построения областей устойчивости линейных динамических систем и изуче...
15267. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ПОСТРОЕНИЕ ЧАСТОТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ТИПОВЫХ ДИНАМИЧЕСКИХ ЗВЕНЬЕВ 1.98 MB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 9 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ПОСТРОЕНИЕ ЧАСТОТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ТИПОВЫХ ДИНАМИЧЕСКИХ ЗВЕНЬЕВ Цель работы. Изучение частотных характеристик типовых динамических звеньев и способов их построения. Методические рекомендации. До начала работы студенты д
15268. Экспериментальное построение частотных характеристик типовых динамических звеньев 160.34 KB
  Лабораторная работа №9 Экспериментальное построение частотных характеристик типовых динамических звеньев Вариант 1 Цель работы. Изучение частотных характеристик типовых динамических звеньев и способов их построения. Исследуемые звенья: 1. Апериодическ...
15269. ИССЛЕДОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОГО ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ 2.5 MB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 10 ИССЛЕДОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОГО ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ Цель работы. Изучение математических моделей и исследование характеристик электромеханического объекта управления построенного на основе электродвигателя пос...
15270. Построение математической модели электромеханического объекта управления 332 KB
  Лабораторная работа №10 Построение математической модели электромеханического объекта управления по курсу Теория управления вариант 1 Цель работы: изучение математических моделей и исследование характеристик электромеханического объекта управления пост...
15271. Исследование механических характеристик АД с короткозамкнутым ротором 317.01 KB
  2 ОТЧЁТ ПО ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 Тема: Исследование механических характеристик АД с короткозамкнутым ротором Цель работы: с помощью приложений ActiveASMA и DynAMA исследовать механические характеристики АД с короткозамкнутым ротором; исследовать зависимости...