91159

ВВЕДЕНИЕ В ОБРАЗОВАНИЕ СПЕЦДИСЦИПЛИН – МНЕНИЕ ВРАЧЕЙ-СТОМАТОЛОГОВ

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Для выявления методов коррекции психоэмоционального состояния врачам-стоматологам был задан вопрос «Есть ли необходимость введения в учебные планы медвузов спецдисциплин типа «конфликтология» и «стрессотерапия»...

Русский

2015-07-13

69.21 KB

0 чел.

Запорожец Т.Н.,

Саник А.В.

Украинская медицинская

стоматологическая академия,

г.Полтава, Украина

ВВЕДЕНИЕ В ОБРАЗОВАНИЕ СПЕЦДИСЦИПЛИН – МНЕНИЕ ВРАЧЕЙ-СТОМАТОЛОГОВ

Постановка проблемы. По данным литературы, стоматологическая практика считается одной из стрессоопасных профессий [1, 3, 5, 6]. Статистические сведения показывают, что врачи-стоматологи имеют наименьшую продолжительность жизни по сравнению в представителями других профессий, высокий уровень психосоматических заболеваний.

В исследовании Т.Дж. Ваддингтон [2] выделено 27 стресс-факторов в профессиональной деятельности врача-стоматолога, в том числе конфликты с пациентами.

Анализ последних исследований и публикаций по проблеме. Данная тематика освещена в работах Н.Н.Бондаренко, В.А.Катаевой, Л.И.Ларенцовой, Г.А.Пашиняна, Л.М.Лукиных. В своих работах авторы выделили проблемы нормативно-правовых взаимоотношений и конфликтов в сфере «врач-стоматолог – пациент».

Цель: выявление средств и методов регуляции психоэмоционального напряжения у врачей-стоматологов на современном амбулаторном стоматологическом приеме.

Объект и методы исследования. Было проведено комплексное медико-социологическое исследование с помощью формализированного письменного опроса среди 120 врачей-стоматологов Украины, что позволяет считать полученную выборку репрезентативной. С целью получения достоверной информации обследование проводилось анонимно. Возраст врачей-стоматологов от 22 до 65 лет, гендерный состав: мужчин – 53 человека (44,0%), женщин – 67 (56,0%). В основу инструментария (опросный лист) была положена авторская методика «Способ определения стрессорного воздействия в профессиональной деятельности врача-стоматолога» [4]. Статистический анализ результатов опроса проводился с помощью методов непараметрической статистики с использованием критерия U Манна-Уитни в пакете компьютерной программы SPSS 17.0.

Изложение основного материала. Для выявления методов коррекции психоэмоционального состояния врачам-стоматологам был задан вопрос «Есть ли необходимость введения в учебные планы медвузов спецдисциплин типа «конфликтология» и «стрессотерапия»? Результаты представлены на рис. 1.

Рис.1 – Необходимость введения в учебные планы медвузов спецдисциплин типа «конфликтология» и «стрессотерапия», (%)

Анализ полученных результатов показал, что большинство опрошенных врачей-стоматологов считают, что в учебные планы мединститутов необходимо вводить спецдисциплины типа «Конфликтология» (79,2% респондентов) и «Стрессотерапия» (78,3% респондентов).

Проведенный гендерный анализ показал, что врачи-стоматологи мужчины и женщины практически единогласны с введением в учебный процесс медвузов дисциплин «конфликтология» и «стрессотерапия». Результаты представлены на рис.2.

Рис. 2 – Гендерный анализ мнения врачей-стоматологов о необходимости введения в учебные планы медвузов спецдисциплин

типа «конфликтология» и «стрессотерапия», (%)

Проведенное нами исследование выявило возрастные аспекты врачей-стоматологов мужчин и женщин по данному вопросу. Результаты представлены на рис.3 и 4.

Рис. 3 – Возрастной анализ мнения врачей-стоматологов мужчин

о необходимости введения в учебные планы медвузов спецдисциплин

типа «конфликтология» и «стрессотерапия», (%)

Анализ мнения врачей-стоматологов мужчин о необходимости введения в учебные планы медвузов дисциплины «Конфликтология» показал, что наиболее уязвима для конфликтов средняя возрастная группа (34-39 лет) – 100% респондентов. Высокий процент врачей-стоматологов, желающих получить знания в этом направлении, наблюдается у молодых докторов – 88,9% (22-27 лет) и 95% (28-33 года). Мы предполагаем, что это связано с профессиональным становлением, утверждением своего авторитета среди пациентов и коллег. В старшей возрастной группе врачей-стоматологов мужчин наблюдается тенденция к снижению потребности знаний в области конфликтологии, что можно связать с особенностями эмоционально-волевой сферы и жизненным опытом респондентов.

У врачей-стоматологов женщин наблюдается несколько иная картина (Рис. 4).

Анализ мнения врачей-стоматологов женщин о необходимости введения в учебные планы медвузов спецдисцилины «Конфликтология» выявил, что наиболее подвержена конфликтам возрастная группа 34-45 лет, которая является наиболее профессионально зрелой и физически работоспособной. Также выявлен высокий процент потребности знаний в области конфликтологии у врачей-стоматологов женщин старшей возрастной группы (80% респондентов), что связано с изменением социального статуса женщины в семейно-брачных отношениях и вхождением в роль тещи, свекрови и бабушки. В этой ситуации образование семьи у детей, появление новых членов семьи (зять, невестка, внуки) являются значительным стрессом, а в ряде случаев – кризисом и психотравмирующей ситуацией, поэтому вполне обосновано, что работающей женщине данной возрастной группы необходимы дополнительные знания в области конфликтологии.

Рис. 4 – Возрастной анализ мнения врачей-стоматологов женщин

о необходимости введения в учебные планы медвузов спецдисциплин

типа «конфликтология» и «стрессотерапия», (%)

Выводы. Социологический анализ мнения врачей-стоматологов по поводу введения в образование медвузов дисциплин «конфликтология» и «стрессотерапия» показал, что более 2/3 опрошенных заявляют о необходимости изучения этих предметов. Отмечаются гендерные и возрастные различия мнения врачей-стоматологов по поводу введения в образование медвузов дисциплин «конфликтология» и «стрессотерапия».

Литература

  1.  Бондаренко Н.Н. Стоматолог и пациент: права, обязанности, ответственность / Н.Н.Бондаренко. – М. : Медицинская книга, 2004. – 96 с.
  2.  Ваддингтон Т.Дж. О роли среднего медперсонала в успешной работе стоматологической практики / Т.Дж. Ваддингтон // Стоматолог. ‒ 2001.– № 3. ‒ С. 52-53.
  3.  Дудэк В. Субъективная оценка нервно-эмоциональной напряженности врачей / В. Дудэк, А. Вихровска // Труд и здоровье медицинских работников: тезисы докл. [под ред. В.А. Капцова]. – Тбилиси-М., 1989. – 211 с.
  4.  Лазоренко (Мельникова) С.В. Визначення стресорного впливу в професійній діяльності лікаря-стоматолога / С.В. Лазоренко (Мельникова) // Свідоцтво про реєстрацію авторського права на твір ПА № 1370 від 31.08.98.
  5.  Ларенцова Л.И. Конфликты в стоматологической практике: подходы к их решению и профилактике / [Л.И. Ларенцова, В.И. Полуев, Е.С. Тучик].М. : Медицинская книга, 2005. – 92 с.
  6.  Скрипников П.Н. Аспекты современной профессиональной деятельности врача-стоматолога: учеб. пособие / П.Н. Скрипников, Т.П. Скрипникова, С.В. Мельникова. – Полтава : ИнАрт, 2009. – 84 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77541. Представление знаний о внешнем мире в интеллектуальных системах 146.5 KB
  Определение того что представлять и как представлять знания. Для функционирования ИС требуются следующие знания: знания о процессе решения задачи; знания о языке общения и способах организации диалога используемые лингвинистическим процессором; знания о способах представления модификации знаний используемые компонентом приобретения знаний; поддерживающие структурные и управляющие знания используемые объяснительным компонентом; знания о методах взаимодействия с внешним окружением; знания о модели внешнего мира. Знания....
77542. Продукционные модели знаний 87.5 KB
  Продукционные модели знаний занимают особое положение, т. к. они являются наиболее декларативным способом представления знаний. Продукционная модель представления знаний – это набор правил вила
77543. Семантические сети и их особенности 108.5 KB
  В бытовом понимании семантика означает смысл слова, действия, художественного произведения и т.п. Семантическая сеть – это граф, вершинам которого сопоставляются понятия (объекты, процессы, явления), дуги графа – это отношения между вершинами.
77544. Крепостное право и кодификация законов 213 KB
  Понять, как положение крепостных отражено в праве. Проанализировать, как сочетаются крепостное право и абсолютизм. Разобраться в том, какие права были у помещиков, а какие у крепостных. Найти ответ на вопрос, что представляло собой крепостное право в эпоху оформления законов и сохранения крепостничества.
77545. Проект технологического процесса изготовления детали «Шестерня» в условиях серийного производства 185.98 KB
  В данной курсовой работе представлена разработка технологического процесса изготовления детали шестерня. Представлены рабочий чертёж детали эскизы операций чертежи специального формообразующего и мерительного инструмента.
77546. Долгосрочный прогноз развития внешней торговли Забайкальского края до 2020 года 2.38 MB
  Рассмотрение научно-теоретических основ прогнозирования; изучение Стратегии социально-экономического развития РФ до 2020 года, а также региональных федерально-целевых программ развития территорий; проведение анализа внешней торговли Забайкальского края (Читинской области) с 1996-2007 гг.; составление прогноза внешней торговли Забайкальского края до 2020 года.
77548. Автоматизована система керування лінією виготовлення кексів на приватному підприємстві «Вікторія» 4.61 MB
  Ефектами від впровадження автоматизації являються: зниження трудомісткості виробництва та трудовитрат збільшення змінності виробництва стабільна швидкість роботи покращення якості виконуваних контрольних та управлінських операцій вирішення задачі автоматизації...
77549. Проектирование микропроцессорной системы устройства управления выводом текстовой информации на жидкокристаллический дисплей на базе микроконтроллера ADuC842BS 1.07 MB
  Выполнить проектирование микропроцессорной системы с разработкой аппаратной части, согласно своему варианту. Разработать программный модуль для реализации заданных согласно варианту функций аппаратной части спроектированной микропроцессорной системы.