91159

ВВЕДЕНИЕ В ОБРАЗОВАНИЕ СПЕЦДИСЦИПЛИН – МНЕНИЕ ВРАЧЕЙ-СТОМАТОЛОГОВ

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Для выявления методов коррекции психоэмоционального состояния врачам-стоматологам был задан вопрос «Есть ли необходимость введения в учебные планы медвузов спецдисциплин типа «конфликтология» и «стрессотерапия»...

Русский

2015-07-13

69.21 KB

0 чел.

Запорожец Т.Н.,

Саник А.В.

Украинская медицинская

стоматологическая академия,

г.Полтава, Украина

ВВЕДЕНИЕ В ОБРАЗОВАНИЕ СПЕЦДИСЦИПЛИН – МНЕНИЕ ВРАЧЕЙ-СТОМАТОЛОГОВ

Постановка проблемы. По данным литературы, стоматологическая практика считается одной из стрессоопасных профессий [1, 3, 5, 6]. Статистические сведения показывают, что врачи-стоматологи имеют наименьшую продолжительность жизни по сравнению в представителями других профессий, высокий уровень психосоматических заболеваний.

В исследовании Т.Дж. Ваддингтон [2] выделено 27 стресс-факторов в профессиональной деятельности врача-стоматолога, в том числе конфликты с пациентами.

Анализ последних исследований и публикаций по проблеме. Данная тематика освещена в работах Н.Н.Бондаренко, В.А.Катаевой, Л.И.Ларенцовой, Г.А.Пашиняна, Л.М.Лукиных. В своих работах авторы выделили проблемы нормативно-правовых взаимоотношений и конфликтов в сфере «врач-стоматолог – пациент».

Цель: выявление средств и методов регуляции психоэмоционального напряжения у врачей-стоматологов на современном амбулаторном стоматологическом приеме.

Объект и методы исследования. Было проведено комплексное медико-социологическое исследование с помощью формализированного письменного опроса среди 120 врачей-стоматологов Украины, что позволяет считать полученную выборку репрезентативной. С целью получения достоверной информации обследование проводилось анонимно. Возраст врачей-стоматологов от 22 до 65 лет, гендерный состав: мужчин – 53 человека (44,0%), женщин – 67 (56,0%). В основу инструментария (опросный лист) была положена авторская методика «Способ определения стрессорного воздействия в профессиональной деятельности врача-стоматолога» [4]. Статистический анализ результатов опроса проводился с помощью методов непараметрической статистики с использованием критерия U Манна-Уитни в пакете компьютерной программы SPSS 17.0.

Изложение основного материала. Для выявления методов коррекции психоэмоционального состояния врачам-стоматологам был задан вопрос «Есть ли необходимость введения в учебные планы медвузов спецдисциплин типа «конфликтология» и «стрессотерапия»? Результаты представлены на рис. 1.

Рис.1 – Необходимость введения в учебные планы медвузов спецдисциплин типа «конфликтология» и «стрессотерапия», (%)

Анализ полученных результатов показал, что большинство опрошенных врачей-стоматологов считают, что в учебные планы мединститутов необходимо вводить спецдисциплины типа «Конфликтология» (79,2% респондентов) и «Стрессотерапия» (78,3% респондентов).

Проведенный гендерный анализ показал, что врачи-стоматологи мужчины и женщины практически единогласны с введением в учебный процесс медвузов дисциплин «конфликтология» и «стрессотерапия». Результаты представлены на рис.2.

Рис. 2 – Гендерный анализ мнения врачей-стоматологов о необходимости введения в учебные планы медвузов спецдисциплин

типа «конфликтология» и «стрессотерапия», (%)

Проведенное нами исследование выявило возрастные аспекты врачей-стоматологов мужчин и женщин по данному вопросу. Результаты представлены на рис.3 и 4.

Рис. 3 – Возрастной анализ мнения врачей-стоматологов мужчин

о необходимости введения в учебные планы медвузов спецдисциплин

типа «конфликтология» и «стрессотерапия», (%)

Анализ мнения врачей-стоматологов мужчин о необходимости введения в учебные планы медвузов дисциплины «Конфликтология» показал, что наиболее уязвима для конфликтов средняя возрастная группа (34-39 лет) – 100% респондентов. Высокий процент врачей-стоматологов, желающих получить знания в этом направлении, наблюдается у молодых докторов – 88,9% (22-27 лет) и 95% (28-33 года). Мы предполагаем, что это связано с профессиональным становлением, утверждением своего авторитета среди пациентов и коллег. В старшей возрастной группе врачей-стоматологов мужчин наблюдается тенденция к снижению потребности знаний в области конфликтологии, что можно связать с особенностями эмоционально-волевой сферы и жизненным опытом респондентов.

У врачей-стоматологов женщин наблюдается несколько иная картина (Рис. 4).

Анализ мнения врачей-стоматологов женщин о необходимости введения в учебные планы медвузов спецдисцилины «Конфликтология» выявил, что наиболее подвержена конфликтам возрастная группа 34-45 лет, которая является наиболее профессионально зрелой и физически работоспособной. Также выявлен высокий процент потребности знаний в области конфликтологии у врачей-стоматологов женщин старшей возрастной группы (80% респондентов), что связано с изменением социального статуса женщины в семейно-брачных отношениях и вхождением в роль тещи, свекрови и бабушки. В этой ситуации образование семьи у детей, появление новых членов семьи (зять, невестка, внуки) являются значительным стрессом, а в ряде случаев – кризисом и психотравмирующей ситуацией, поэтому вполне обосновано, что работающей женщине данной возрастной группы необходимы дополнительные знания в области конфликтологии.

Рис. 4 – Возрастной анализ мнения врачей-стоматологов женщин

о необходимости введения в учебные планы медвузов спецдисциплин

типа «конфликтология» и «стрессотерапия», (%)

Выводы. Социологический анализ мнения врачей-стоматологов по поводу введения в образование медвузов дисциплин «конфликтология» и «стрессотерапия» показал, что более 2/3 опрошенных заявляют о необходимости изучения этих предметов. Отмечаются гендерные и возрастные различия мнения врачей-стоматологов по поводу введения в образование медвузов дисциплин «конфликтология» и «стрессотерапия».

Литература

  1.  Бондаренко Н.Н. Стоматолог и пациент: права, обязанности, ответственность / Н.Н.Бондаренко. – М. : Медицинская книга, 2004. – 96 с.
  2.  Ваддингтон Т.Дж. О роли среднего медперсонала в успешной работе стоматологической практики / Т.Дж. Ваддингтон // Стоматолог. ‒ 2001.– № 3. ‒ С. 52-53.
  3.  Дудэк В. Субъективная оценка нервно-эмоциональной напряженности врачей / В. Дудэк, А. Вихровска // Труд и здоровье медицинских работников: тезисы докл. [под ред. В.А. Капцова]. – Тбилиси-М., 1989. – 211 с.
  4.  Лазоренко (Мельникова) С.В. Визначення стресорного впливу в професійній діяльності лікаря-стоматолога / С.В. Лазоренко (Мельникова) // Свідоцтво про реєстрацію авторського права на твір ПА № 1370 від 31.08.98.
  5.  Ларенцова Л.И. Конфликты в стоматологической практике: подходы к их решению и профилактике / [Л.И. Ларенцова, В.И. Полуев, Е.С. Тучик].М. : Медицинская книга, 2005. – 92 с.
  6.  Скрипников П.Н. Аспекты современной профессиональной деятельности врача-стоматолога: учеб. пособие / П.Н. Скрипников, Т.П. Скрипникова, С.В. Мельникова. – Полтава : ИнАрт, 2009. – 84 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54182. Становление элементов культуры в эпоху верхнего палеолита 37 KB
  Координаты вектора Чтобы найти координаты вектора нужно из координат конца вычесть соответственные координаты начала. Абсолютная величина вектора модуль вектора длина вектора Длина вектора равна корню квадратному из суммы квадратов его координат. Равные вектора Векторы равны если равны их соответственные координаты и наоборот. б Условие коллинеарности векторов Если два вектора коллинеарны то их соответственные координаты пропорциональны и наоборот.
54183. Теоретические аспекты коррекционно-воспитательной работы на уроках математики 122 KB
  Коррекционно-воспитательная работа это система комплексных мер педагогического воздействия на различные особенности аномального развития личности ей подчинены все формы и виды классной и внеклассной работы в процессе формирования у школьников общеобразовательных знаний умений и навыков. Описание опыта Для изучения причин неуспеваемости и планировании коррекционной работы с учащимися предлагаю использовать аналитическую схему которую заполняют учителя медсестра психолог классный руководитель в процессе бесед с учащимися на каждого...
54184. ПРОГРАМА факультативного курсу з математики для учнів 10-11 класів універсального профілю ЗНЗ «Довузівська підготовка з математики» 170.5 KB
  Поглиблення реалізується на базі вивчення методів і прийомів розвязування математичних задач які потребують застосування високої логічної та операційної культури розвиваючих науковотеоретичне і алгоритмічне міркування учнів. МЕТА КУРСУ: розвиток математичних здібностей учнів; формування алгоритмічного мислення та високої логічної культури; вироблення навичок самостійної роботи при розвязуванні задач; перенесення засвоєних знань на розвязування складних та нестандартних задач; якісна підготовка до незалежного зовнішнього...
54185. Развитие логического мышления на уроках математики 139.5 KB
  Упражнение Добавь слово Первый ученик называет слово второй называет слово первого и добавляет своё слово третий называет слова первого и второго и добавляет своё слово и т. изначальное умение обеспечивающее сознательное отношение к письму мотивирующее обращение к правилу к словарю.
54186. Обобщение и систематизация знаний по теме «Квадратичная функция» 316 KB
  Способствовать формированию навыков применения алгоритмов построения графиков квадратичной функции решения неравенств второй степени графическим способом методом интервалов c помощью программы dvnced Grpher. Учитель сообщает что цель урока систематизация знаний по теме Квадратичная функция формирование умений построения графиков квадратичной функции и решения неравенств второй степени графическим способом и методом интервалов. Домашнее задание 1Построить график квадратичной функции Y= x 2x 3 Решение DY:x R EY:...
54187. Геометричні фігури (математична народна казка) 1.41 MB
  Козак Мамарига ведучий і різні геометричні фігури жителі казкового села: Точки Відрізок Пряма Промінь хазяйка казкового палацу Геометрія Кути гострий прямий і тупий Бісектриса Трикутник. Квадрат і трикутник. Трикутник показує своє зображення і продовжує. Я найпростіший з багатокутників.
54188. Решение неравенств второй степени с одной переменной.(9 класс) 5.3 MB
  Ввести понятие неравенства второй степени с одной переменной, дать определение. Познакомить с алгоритмом решения неравенств на основе свойств квадратичной функции. Сформировать умения решать неравенства данного вида.
54189. Развитие культуры в эпоху мезолита и неолита. Понятие неолитической революции 33 KB
  В эпоху мезолита изменились климатические условия на планете. Одни животные, на которых охотились, исчезли; им на смену пришли другие. Стало развиваться рыболовство
54190. Лекційно-практична система навчання математики з використанням групових форм роботи 774 KB
  Розвязування задач на використання поняття та властивостей арифметичної прогресії Мета. Закріплення учнями поняття арифметичної прогресії та її властивостей. Біля дошки 3 учні виводять формулу nго члена арифметичної прогресії; властивість суми двох членів арифметичної прогресії рівновіддалених від її кінців; формулу суми n перших членів. Яку послідовність називають арифметичною прогресією Що називається різницею арифметичної прогресії Як знайти різницю арифметичної прогресії Якою є арифметична прогресія якщо d 0 d 0...