91159

ВВЕДЕНИЕ В ОБРАЗОВАНИЕ СПЕЦДИСЦИПЛИН – МНЕНИЕ ВРАЧЕЙ-СТОМАТОЛОГОВ

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Для выявления методов коррекции психоэмоционального состояния врачам-стоматологам был задан вопрос «Есть ли необходимость введения в учебные планы медвузов спецдисциплин типа «конфликтология» и «стрессотерапия»...

Русский

2015-07-13

69.21 KB

0 чел.

Запорожец Т.Н.,

Саник А.В.

Украинская медицинская

стоматологическая академия,

г.Полтава, Украина

ВВЕДЕНИЕ В ОБРАЗОВАНИЕ СПЕЦДИСЦИПЛИН – МНЕНИЕ ВРАЧЕЙ-СТОМАТОЛОГОВ

Постановка проблемы. По данным литературы, стоматологическая практика считается одной из стрессоопасных профессий [1, 3, 5, 6]. Статистические сведения показывают, что врачи-стоматологи имеют наименьшую продолжительность жизни по сравнению в представителями других профессий, высокий уровень психосоматических заболеваний.

В исследовании Т.Дж. Ваддингтон [2] выделено 27 стресс-факторов в профессиональной деятельности врача-стоматолога, в том числе конфликты с пациентами.

Анализ последних исследований и публикаций по проблеме. Данная тематика освещена в работах Н.Н.Бондаренко, В.А.Катаевой, Л.И.Ларенцовой, Г.А.Пашиняна, Л.М.Лукиных. В своих работах авторы выделили проблемы нормативно-правовых взаимоотношений и конфликтов в сфере «врач-стоматолог – пациент».

Цель: выявление средств и методов регуляции психоэмоционального напряжения у врачей-стоматологов на современном амбулаторном стоматологическом приеме.

Объект и методы исследования. Было проведено комплексное медико-социологическое исследование с помощью формализированного письменного опроса среди 120 врачей-стоматологов Украины, что позволяет считать полученную выборку репрезентативной. С целью получения достоверной информации обследование проводилось анонимно. Возраст врачей-стоматологов от 22 до 65 лет, гендерный состав: мужчин – 53 человека (44,0%), женщин – 67 (56,0%). В основу инструментария (опросный лист) была положена авторская методика «Способ определения стрессорного воздействия в профессиональной деятельности врача-стоматолога» [4]. Статистический анализ результатов опроса проводился с помощью методов непараметрической статистики с использованием критерия U Манна-Уитни в пакете компьютерной программы SPSS 17.0.

Изложение основного материала. Для выявления методов коррекции психоэмоционального состояния врачам-стоматологам был задан вопрос «Есть ли необходимость введения в учебные планы медвузов спецдисциплин типа «конфликтология» и «стрессотерапия»? Результаты представлены на рис. 1.

Рис.1 – Необходимость введения в учебные планы медвузов спецдисциплин типа «конфликтология» и «стрессотерапия», (%)

Анализ полученных результатов показал, что большинство опрошенных врачей-стоматологов считают, что в учебные планы мединститутов необходимо вводить спецдисциплины типа «Конфликтология» (79,2% респондентов) и «Стрессотерапия» (78,3% респондентов).

Проведенный гендерный анализ показал, что врачи-стоматологи мужчины и женщины практически единогласны с введением в учебный процесс медвузов дисциплин «конфликтология» и «стрессотерапия». Результаты представлены на рис.2.

Рис. 2 – Гендерный анализ мнения врачей-стоматологов о необходимости введения в учебные планы медвузов спецдисциплин

типа «конфликтология» и «стрессотерапия», (%)

Проведенное нами исследование выявило возрастные аспекты врачей-стоматологов мужчин и женщин по данному вопросу. Результаты представлены на рис.3 и 4.

Рис. 3 – Возрастной анализ мнения врачей-стоматологов мужчин

о необходимости введения в учебные планы медвузов спецдисциплин

типа «конфликтология» и «стрессотерапия», (%)

Анализ мнения врачей-стоматологов мужчин о необходимости введения в учебные планы медвузов дисциплины «Конфликтология» показал, что наиболее уязвима для конфликтов средняя возрастная группа (34-39 лет) – 100% респондентов. Высокий процент врачей-стоматологов, желающих получить знания в этом направлении, наблюдается у молодых докторов – 88,9% (22-27 лет) и 95% (28-33 года). Мы предполагаем, что это связано с профессиональным становлением, утверждением своего авторитета среди пациентов и коллег. В старшей возрастной группе врачей-стоматологов мужчин наблюдается тенденция к снижению потребности знаний в области конфликтологии, что можно связать с особенностями эмоционально-волевой сферы и жизненным опытом респондентов.

У врачей-стоматологов женщин наблюдается несколько иная картина (Рис. 4).

Анализ мнения врачей-стоматологов женщин о необходимости введения в учебные планы медвузов спецдисцилины «Конфликтология» выявил, что наиболее подвержена конфликтам возрастная группа 34-45 лет, которая является наиболее профессионально зрелой и физически работоспособной. Также выявлен высокий процент потребности знаний в области конфликтологии у врачей-стоматологов женщин старшей возрастной группы (80% респондентов), что связано с изменением социального статуса женщины в семейно-брачных отношениях и вхождением в роль тещи, свекрови и бабушки. В этой ситуации образование семьи у детей, появление новых членов семьи (зять, невестка, внуки) являются значительным стрессом, а в ряде случаев – кризисом и психотравмирующей ситуацией, поэтому вполне обосновано, что работающей женщине данной возрастной группы необходимы дополнительные знания в области конфликтологии.

Рис. 4 – Возрастной анализ мнения врачей-стоматологов женщин

о необходимости введения в учебные планы медвузов спецдисциплин

типа «конфликтология» и «стрессотерапия», (%)

Выводы. Социологический анализ мнения врачей-стоматологов по поводу введения в образование медвузов дисциплин «конфликтология» и «стрессотерапия» показал, что более 2/3 опрошенных заявляют о необходимости изучения этих предметов. Отмечаются гендерные и возрастные различия мнения врачей-стоматологов по поводу введения в образование медвузов дисциплин «конфликтология» и «стрессотерапия».

Литература

  1.  Бондаренко Н.Н. Стоматолог и пациент: права, обязанности, ответственность / Н.Н.Бондаренко. – М. : Медицинская книга, 2004. – 96 с.
  2.  Ваддингтон Т.Дж. О роли среднего медперсонала в успешной работе стоматологической практики / Т.Дж. Ваддингтон // Стоматолог. ‒ 2001.– № 3. ‒ С. 52-53.
  3.  Дудэк В. Субъективная оценка нервно-эмоциональной напряженности врачей / В. Дудэк, А. Вихровска // Труд и здоровье медицинских работников: тезисы докл. [под ред. В.А. Капцова]. – Тбилиси-М., 1989. – 211 с.
  4.  Лазоренко (Мельникова) С.В. Визначення стресорного впливу в професійній діяльності лікаря-стоматолога / С.В. Лазоренко (Мельникова) // Свідоцтво про реєстрацію авторського права на твір ПА № 1370 від 31.08.98.
  5.  Ларенцова Л.И. Конфликты в стоматологической практике: подходы к их решению и профилактике / [Л.И. Ларенцова, В.И. Полуев, Е.С. Тучик].М. : Медицинская книга, 2005. – 92 с.
  6.  Скрипников П.Н. Аспекты современной профессиональной деятельности врача-стоматолога: учеб. пособие / П.Н. Скрипников, Т.П. Скрипникова, С.В. Мельникова. – Полтава : ИнАрт, 2009. – 84 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

364. Экономический расчет работы предприятия 473.5 KB
  Расчет численности младшего обслуживающего персонала. Определение средней тарифной ставки по видам воздействий. Расчет сдельного расценка за 1 автомобиле-день работы автомобиля. Затраты на расходные материалы и запасные части для ремонтной.
365. Основы программирования 110 KB
  Описание процесса компиляции и запуска программы. Программа для вычислений над матрицами. Microsoft Visual Studio Express. Стандартная библиотека шаблонов (STL). Создание динамического класса для работы с матрицами.
366. Создание транспортной сети SDH в городе Темиртау. 517.5 KB
  Разработка схемы включения станций в проектируемую сеть SDH города Темиртау. Выбор топологии включения станций проектируемой сети. Возможность интеграции с каналами PDH. Развитие магистральных телекоммуникаций казахстанских операторов связи.
367. Трансформация образа трикстера в современной культуре 843 KB
  Основные характеристики трикстера как мифологического персонажа в архаической традиции. Исходная парадигма образа героя-трикстера: этиологические мифы. Трикстериада и ее взаимоотношения с институтом шаманизма и волшебной сказкой.
368. Смарт-карты известных мировых производителей 139.5 KB
  Основные сведения о смарт-картах. Чтение/запись смарт-карты через параллельный порт. Основные управляющие команды карты. Назначение областей данных. Принципиальная схема источника питания.
369. Решение вопросов теории вероятности на уроках математики 583 KB
  Выделить основные цели и задачи изучения теории вероятностей в курсе школьной математики. Изучение и анализ научной учебно-методической литературы, программ по математике для общеобразовательных учреждений. Наблюдение за деятельностью учащихся, ее анализ.
370. Проектирование усилителя низкой частоты 354.5 KB
  Расчет режима работы транзистора по постоянному и переменному току. Расчет КПД каскада для максимального входного сигнала. Расчет коэффициента гармонических искажений. Расчет элементов цепи смещения.
371. Управление производственной деятельностью станций технического обслуживания 380.5 KB
  Расчет производственной программы по количеству ТО и ТР автомобилей. Выбор метода технологического процесса на объекте проецирования. Выбор режима работы объекта и график работы автомобиля на линии. Выбор метода организации производства ТО и ТР на предприятии.
372. Раздел совместно нажитого имущества супругов 81 KB
  Раздел общего имущества по соглашению сторон. Определение долей при разделе общего имущества супругов. Имущество не подлежащее разделу. Общая собственность на имущество. Судебные дела по принудительному обмену.