91159

ВВЕДЕНИЕ В ОБРАЗОВАНИЕ СПЕЦДИСЦИПЛИН – МНЕНИЕ ВРАЧЕЙ-СТОМАТОЛОГОВ

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Для выявления методов коррекции психоэмоционального состояния врачам-стоматологам был задан вопрос «Есть ли необходимость введения в учебные планы медвузов спецдисциплин типа «конфликтология» и «стрессотерапия»...

Русский

2015-07-13

69.21 KB

0 чел.

Запорожец Т.Н.,

Саник А.В.

Украинская медицинская

стоматологическая академия,

г.Полтава, Украина

ВВЕДЕНИЕ В ОБРАЗОВАНИЕ СПЕЦДИСЦИПЛИН – МНЕНИЕ ВРАЧЕЙ-СТОМАТОЛОГОВ

Постановка проблемы. По данным литературы, стоматологическая практика считается одной из стрессоопасных профессий [1, 3, 5, 6]. Статистические сведения показывают, что врачи-стоматологи имеют наименьшую продолжительность жизни по сравнению в представителями других профессий, высокий уровень психосоматических заболеваний.

В исследовании Т.Дж. Ваддингтон [2] выделено 27 стресс-факторов в профессиональной деятельности врача-стоматолога, в том числе конфликты с пациентами.

Анализ последних исследований и публикаций по проблеме. Данная тематика освещена в работах Н.Н.Бондаренко, В.А.Катаевой, Л.И.Ларенцовой, Г.А.Пашиняна, Л.М.Лукиных. В своих работах авторы выделили проблемы нормативно-правовых взаимоотношений и конфликтов в сфере «врач-стоматолог – пациент».

Цель: выявление средств и методов регуляции психоэмоционального напряжения у врачей-стоматологов на современном амбулаторном стоматологическом приеме.

Объект и методы исследования. Было проведено комплексное медико-социологическое исследование с помощью формализированного письменного опроса среди 120 врачей-стоматологов Украины, что позволяет считать полученную выборку репрезентативной. С целью получения достоверной информации обследование проводилось анонимно. Возраст врачей-стоматологов от 22 до 65 лет, гендерный состав: мужчин – 53 человека (44,0%), женщин – 67 (56,0%). В основу инструментария (опросный лист) была положена авторская методика «Способ определения стрессорного воздействия в профессиональной деятельности врача-стоматолога» [4]. Статистический анализ результатов опроса проводился с помощью методов непараметрической статистики с использованием критерия U Манна-Уитни в пакете компьютерной программы SPSS 17.0.

Изложение основного материала. Для выявления методов коррекции психоэмоционального состояния врачам-стоматологам был задан вопрос «Есть ли необходимость введения в учебные планы медвузов спецдисциплин типа «конфликтология» и «стрессотерапия»? Результаты представлены на рис. 1.

Рис.1 – Необходимость введения в учебные планы медвузов спецдисциплин типа «конфликтология» и «стрессотерапия», (%)

Анализ полученных результатов показал, что большинство опрошенных врачей-стоматологов считают, что в учебные планы мединститутов необходимо вводить спецдисциплины типа «Конфликтология» (79,2% респондентов) и «Стрессотерапия» (78,3% респондентов).

Проведенный гендерный анализ показал, что врачи-стоматологи мужчины и женщины практически единогласны с введением в учебный процесс медвузов дисциплин «конфликтология» и «стрессотерапия». Результаты представлены на рис.2.

Рис. 2 – Гендерный анализ мнения врачей-стоматологов о необходимости введения в учебные планы медвузов спецдисциплин

типа «конфликтология» и «стрессотерапия», (%)

Проведенное нами исследование выявило возрастные аспекты врачей-стоматологов мужчин и женщин по данному вопросу. Результаты представлены на рис.3 и 4.

Рис. 3 – Возрастной анализ мнения врачей-стоматологов мужчин

о необходимости введения в учебные планы медвузов спецдисциплин

типа «конфликтология» и «стрессотерапия», (%)

Анализ мнения врачей-стоматологов мужчин о необходимости введения в учебные планы медвузов дисциплины «Конфликтология» показал, что наиболее уязвима для конфликтов средняя возрастная группа (34-39 лет) – 100% респондентов. Высокий процент врачей-стоматологов, желающих получить знания в этом направлении, наблюдается у молодых докторов – 88,9% (22-27 лет) и 95% (28-33 года). Мы предполагаем, что это связано с профессиональным становлением, утверждением своего авторитета среди пациентов и коллег. В старшей возрастной группе врачей-стоматологов мужчин наблюдается тенденция к снижению потребности знаний в области конфликтологии, что можно связать с особенностями эмоционально-волевой сферы и жизненным опытом респондентов.

У врачей-стоматологов женщин наблюдается несколько иная картина (Рис. 4).

Анализ мнения врачей-стоматологов женщин о необходимости введения в учебные планы медвузов спецдисцилины «Конфликтология» выявил, что наиболее подвержена конфликтам возрастная группа 34-45 лет, которая является наиболее профессионально зрелой и физически работоспособной. Также выявлен высокий процент потребности знаний в области конфликтологии у врачей-стоматологов женщин старшей возрастной группы (80% респондентов), что связано с изменением социального статуса женщины в семейно-брачных отношениях и вхождением в роль тещи, свекрови и бабушки. В этой ситуации образование семьи у детей, появление новых членов семьи (зять, невестка, внуки) являются значительным стрессом, а в ряде случаев – кризисом и психотравмирующей ситуацией, поэтому вполне обосновано, что работающей женщине данной возрастной группы необходимы дополнительные знания в области конфликтологии.

Рис. 4 – Возрастной анализ мнения врачей-стоматологов женщин

о необходимости введения в учебные планы медвузов спецдисциплин

типа «конфликтология» и «стрессотерапия», (%)

Выводы. Социологический анализ мнения врачей-стоматологов по поводу введения в образование медвузов дисциплин «конфликтология» и «стрессотерапия» показал, что более 2/3 опрошенных заявляют о необходимости изучения этих предметов. Отмечаются гендерные и возрастные различия мнения врачей-стоматологов по поводу введения в образование медвузов дисциплин «конфликтология» и «стрессотерапия».

Литература

  1.  Бондаренко Н.Н. Стоматолог и пациент: права, обязанности, ответственность / Н.Н.Бондаренко. – М. : Медицинская книга, 2004. – 96 с.
  2.  Ваддингтон Т.Дж. О роли среднего медперсонала в успешной работе стоматологической практики / Т.Дж. Ваддингтон // Стоматолог. ‒ 2001.– № 3. ‒ С. 52-53.
  3.  Дудэк В. Субъективная оценка нервно-эмоциональной напряженности врачей / В. Дудэк, А. Вихровска // Труд и здоровье медицинских работников: тезисы докл. [под ред. В.А. Капцова]. – Тбилиси-М., 1989. – 211 с.
  4.  Лазоренко (Мельникова) С.В. Визначення стресорного впливу в професійній діяльності лікаря-стоматолога / С.В. Лазоренко (Мельникова) // Свідоцтво про реєстрацію авторського права на твір ПА № 1370 від 31.08.98.
  5.  Ларенцова Л.И. Конфликты в стоматологической практике: подходы к их решению и профилактике / [Л.И. Ларенцова, В.И. Полуев, Е.С. Тучик].М. : Медицинская книга, 2005. – 92 с.
  6.  Скрипников П.Н. Аспекты современной профессиональной деятельности врача-стоматолога: учеб. пособие / П.Н. Скрипников, Т.П. Скрипникова, С.В. Мельникова. – Полтава : ИнАрт, 2009. – 84 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29587. Принципы отбора медианосителей и оценка их эффективности 13.6 KB
  Рейтинг телевизионного времени доля в тех телезрителей которые смотрели конкретный канал в определенное время от потенциального числа телезрителей. Максимально высокий рейтинг имеет пиковое телевизионное время праймтайм. Сумма всех рейтингов целевой рейтинг показатель чистого полезного охвата умноженный на частоту контакта. Стоимость одного общерейтингового пункта мера определяющая эффективность конкретной программы.
29588. Эффективность рекламных кампаний и лояльность потребителей. Экономические и коммуникативные показатели эффективности 16.05 KB
  Наиболее популярный способ выявления эффективности рекламы методика облегчения вспоминания используемая для того чтобы определить в какой мере человек способен вспомнить ее содержание. Но даже если человек и хорошо запомнил содержание рекламы это вовсе не означает что он готов купить то что рекламируют. Второй способ выявления эффективности рекламы методика узнавания. Людям которые прочитали журнал или видели телевизионную программу предъявляют копии рекламы и задают вопросы о ней.
29589. Новые технологии и виды услуг рекламного рынка 15.87 KB
  Относительно низкая стоимость проекта. Небольшие временные затраты в разработке проекта. Краткосрочность эффекта от реализации проекта Маркетинг слухов Преимущества: 1. Невысокая стоимость в организации проекта.
29590. Соотношение охвата и частоты в медиапланировании. Использование ПО в медиапланировании 20.38 KB
  Соотношение охвата и частоты в медиапланировании. Охват это численность представителей ЦА в рамках компании имевших контакт с рекламой хотя бы 1 раз. При вычислении охвата получатели сообщения учитываются лишь один раз независимо от числа прочитанных ими газет просмотренных или прослушанных телерадиопрограмм. Охват аудитории может быть представлен и как характеристика аудитории которая видела слышала рекламу определенное число раз и как характеристика аудитории которая видела слышала рекламу не менее определенного числа раз.
29591. Рекламные агентства: виды, функции, тенденции развития 12.03 KB
  Агентство также приобретает или привлекает субподрядчиков для покупки рекламного места и времени в различных средствах массовой информации. Фирмы по приобретению рекламного времени. В услуги входит подробный анализ закупаемого времени. После реализации сформированного пакета рекламного времени такая фирма выдает график рекламной трансляции контроль его исполнения и даже проводит расчеты со СМИ.
29592. Место медиапланирования в структуре маркетинговой стратегии. Бюджет рекламной кампании 28.56 KB
  Медиапланирование: Медиапланирование это выбор оптимальных каналов размещения рекламы рекламных контактов проводимый с целью достижения максимальной эффективности рекламной кампании. Медиапланирование важный маркетинговый инструмент управления эффективностью рекламы. Он анализирует представленный товар или услугу его целевую аудиторию бюджет срок размещения рекламы а также цели которые необходимо достигнуть. Таким образом исходя из информации содержащейся в брифе и будет вестись вся последующая работа выбор рекламоносителей...
29593. Понятие индекса в медиапланировании. Расчет индекса 12.65 KB
  Понятие индекса в медиапланировании. Расчет индекса. экономический словарь ИНДЕКС от лат. Индекс исчисляется по отношению к базовому индексу базовой величине соответствующей определенному году принятому в качестве точки отсчета.
29594. Критерии характеристики медианосителя 19.63 KB
  Селективность аудитории избирательность ЦА udience selectivity свойство медианосителя доводить информацию до определенного сегмента потребителей при минимальном охвате незаданного сегмента потребителейт. Потенциал охвата rech potentil способность медианосителя собрать аккумулировать максимальное количество людей в качестве своей аудитории. Скорость аккумулирования аудитории speed of udience ccumultion показатель количества выходов или количества времени необходимых медианосителю для того чтобы охватить всю свою...
29595. Медиапланирование 12.03 KB
  Медианоситель конкретный представитель медиаканала где размещается рекламное сообщение. Медианоситель отбирается по качественным и количественным показателям. Медиамикс размещение рекламных материалов сразу в нескольких СМИ и как правило под типовым набором смеси из СМИ медиамикс понимается комбинация ТВ Радио Пресса Наружка. Долю охваченной и неохваченной аудитории при медиамиксе вычисляем формулам теории вероятности: 1Pb = 1P 1Pb где Pb охваченная медиамиксом аудитория P аудитория охваченная первым медиа Pb...