91162

Феномен демонстративного потребления в современном обществе

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Существенным фактором демонстративного поведения выступает феномен моды. В XXI веке проблема демонстративного поведения приобрела большое значение и можно утверждать что без демонстративного поведения не существовало бы целых отраслей производства и сферы услуг. Другой вид демонстративного потребления наблюдается у индивидов которые недавно стали зарабатывать больше и поднялись по социальной лестнице.

Русский

2015-07-13

50.12 KB

1 чел.

Кривошеева Т. В., 

студентка гр. СТ-521,

Восточноукраинский национальный

университет имени Владимира Даля,

г. Луганск, Украина

Феномен демонстративного потребления

в современном обществе

... Казаться, а не быть

Эрих Фромм

В последние десятилетия мы наблюдаем нарастающую тенденцию распространения социальных практик статусного доминирования. Люди всячески пытаются показаться лучше, богаче, успешнее, чем они есть на самом деле. Таким образом, представители различных страт стремятся «дотянуться» до более высоких уровней системы социальной иерархии. Подобная тенденция только усугубилась в XXI веке и уже имела место на предыдущих стадиях развития общества.

В конце XIX века американский социолог Торстейн Веблен дал определение расточительным тратам на товары или услуги с преимущественной целью продемонстрировать собственное богатство. В своей работе «Теория праздного класса» он назвал этот феномен «демонстративным потреблением». Дик Мейер из CBS News охарактеризовал демонстративное потребление как антисоциальное поведение, обусловленное отчуждением, вызванным анонимностью и разрывом коммунитарных связей, и назвал демонстративное потребление «агрессивной показухой».

Существенным фактором демонстративного поведения выступает феномен моды. Мода традиционно является важным предметом рассмотрения в работах социологов. Так, Г. Зиммель рассматривал моду как феномен, включающий в себя и стремление человека к индивидуальности и его следование массовым вкусам и тенденциям. Помимо Зиммеля, мода анализируется в работах таких классиков как В. Зомбарт и Г. Тард.

В XXI веке проблема демонстративного поведения приобрела большое значение и можно утверждать, что без демонстративного поведения не существовало бы целых отраслей производства и сферы услуг. Состоятельные люди могут позволить себе приобретать товары, которые не выполняют сугубо утилитарную функцию, но имеют очень высокую цену. В основе этого феномена лежат перенасыщение и изобилие, связанные с экономическими и культурными аспектами.

Предприниматели и производители пользуются стремлением средних и низших страт не отличаться внешне от высших слоев общества. Заметно возрастает склонность к покупке ненужных, но дорогих вещей среди молодежи. Большую роль здесь также играет психологический фактор, так как на стадии формирования личности, для подростка очень важно, что о нем думаю окружающие, и он крайне чувствителен к критике и осуждению. Многие руководствуются принципом «чем я хуже?», тем самым вынуждая родителей тратить чуть ли не последние деньги на предмет роскоши, чтобы не расстроить их ребенка. В связи с этой тенденцией маркетологи изучают множество психологических приемов, с помощью которых пропагандируют или даже навязывают совершенно бесполезные товары. Потребители чаще всего даже не замечают того давления, которое СМИ и реклама оказывают на них и тем самым подчиняются этому процессу.

Другой вид демонстративного потребления наблюдается у индивидов, которые недавно стали зарабатывать больше и поднялись по социальной лестнице. Они стремятся продемонстрировать все свои новоприобретенные возможности – покупают более дорогие аксессуары, модную одежду,гаджеты последних моделей и не заботятся о степени рациональности такой поведенческой стратегии. Как писал Веблен, «для господина, живущего в праздности, демонстративное потребление материальных ценностей есть средство достижения уважения. По мере того как богатство сосредоточивается в его руках, его собственные усилия не обеспечат ему без посторонней помощи доказательств своего могущества. Следовательно, он приводит на подмогу друзей и соперников, прибегая к ценным подаркам и устраивая дорогие пиры и увеселения» [1].

Если в определенных случаях демонстративные товары приобретаются с целью»быть как все, либо не хуже», то иной тип демонстративного поведения ориентирована на преодоление эффекта толпы, массовости в которой принято скрывать или маскировать свои недостатки внешними преимуществами. В связи с этим можно предполагать, что индивид, добившийся многого в своей жизни в рамках социально одобряемых средств, будет менее склонен к демонстративным формам поведения. И напротив, неуспешные в социальном отношении индивиды более подвержены негативному воздействию демонстративности и таких ее характеристик как реактивность, некритичность, имитационность, подавление. Данная постановка вопроса указывает на связь между проблемами демонстративного поведения и аутентичной самореализации личности, которые требуют дополнительного внимания представителей социальных наук.

Литература

  1.  Веблен Т. Теория праздного класса: экономическое исследование институций / Т. Веблен. – М.: 1984. – Режим доступа: http://gtmarket.ru/laboratory.

Науковий керівник: канд. соц. н., доцент кафедри соціології СНУ ім. В. Даля ‒ Мельніков А.С. 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46705. Корпус ПСМ (Переключателя скважин многоходового) 1.84 MB
  Переключатель скважин многоходовой, содержит корпус с несколькими входными патрубками и одним общим выходным патрубком, крышку с патрубком для подключения к измерительному устройству, полый вал между полостями корпуса и крышки, отличающийся тем, что в корпусе выполнены каналы от каждого входного патрубка до внутренней поверхности плоского участка
46706. Objects and tasks of grammar 26.5 KB
  ech form is product of the grmmrins nlysis nd process grmmr is lso key vrint in the procces of lnguge. We think of mny wys tht grmmr is deployed in communiction. how we use it Grmmr consists of 2 fundmentl ingredients syntx rrgenments of elements nd morphology. study of grmmr revels structure nd regulrity which enble us to tlk bout the lnguge system.
46708. Оценка эффективности менеджмента 26.51 KB
  Проведенные исследования показали что привлекательность сфер российской инфраструктуры для иностранных инвесторов значительно выше чем отраслей материального производства. Проведенные исследования показали что привлекательность сфер российской инфраструктуры для иностранных инвесторов значительно выше чем отраслей материального производства. Маркетинговые исследования их содержание и методы проведения. Маркетинговые исследования их содержание и методы проведения Маркетинговые исследования комплексная систем изучения организации...
46709. Финансы и финансовая система государства. Публичные (общественные) финансы 29.07 KB
  Расходы на производство и реализацию продукции определяющие себестоимость состоят из стоимости используемых в производстве продукции природных ресурсов сырья основных и вспомогательных материалов топлива энергии основных фондов трудовых ресурсов и прочих расходов по эксплуатации а также внепроизводственных затрат. Расходы на производство и реализацию объединяются в 4 гр: Материальные расходы включают покупные сырье и материалы входящие в состав производимой продукции: основные и вспомогательные материалы комплектующие изделия и...
46710. Классификация ЧС 26.88 KB
  Антропогенные ЧС это аварии и катастрофы на химических биологически и радиационноопасных объектах соответственно ХОО БОО и РОО крушения поездов и аварии на транспорте интенсивные загрязнения воды почв и воздуха. К I категории относят: СБ охватывающие территории превышающие административные границы района города и причинившие народнохозяйственный ущерб; аварии приводящие к полной или частичной остановка производства с большим материальным ущербом и гибелью производственного персонала; аварии с возможным выбросом в ОС РВ и...
46712. Загальновживані слова. Свідоме й критичне використання жаргонізмів і діалектизмів у різних комунікативних сферах 27 KB
  Загальновживані слова. За сферою вживання слова в українській мові поділяють на загальновживані й незагальновживані. Загальновживані слова це слова уживання яких не обмежене ні діалектними ні професійними межами; вони вживаються всіма носіями мови. Незагальновживані слова це слова уживання яких обмежене сферою спілкування та поширенням.
46713. Розробка проекту модернізації локальної комп’ютерної мережі для Васловіського Навчально-Виховного Комплексу 1.31 MB
  Метою даної дипломної роботи є розробка проекту модернізації локальної комп’ютерної мережі для Васловіського Навчально-Виховного Комплексу, що дозволить покращити роботу таких ланок як «приймальня директора...