91162

Феномен демонстративного потребления в современном обществе

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Существенным фактором демонстративного поведения выступает феномен моды. В XXI веке проблема демонстративного поведения приобрела большое значение и можно утверждать что без демонстративного поведения не существовало бы целых отраслей производства и сферы услуг. Другой вид демонстративного потребления наблюдается у индивидов которые недавно стали зарабатывать больше и поднялись по социальной лестнице.

Русский

2015-07-13

50.12 KB

1 чел.

Кривошеева Т. В., 

студентка гр. СТ-521,

Восточноукраинский национальный

университет имени Владимира Даля,

г. Луганск, Украина

Феномен демонстративного потребления

в современном обществе

... Казаться, а не быть

Эрих Фромм

В последние десятилетия мы наблюдаем нарастающую тенденцию распространения социальных практик статусного доминирования. Люди всячески пытаются показаться лучше, богаче, успешнее, чем они есть на самом деле. Таким образом, представители различных страт стремятся «дотянуться» до более высоких уровней системы социальной иерархии. Подобная тенденция только усугубилась в XXI веке и уже имела место на предыдущих стадиях развития общества.

В конце XIX века американский социолог Торстейн Веблен дал определение расточительным тратам на товары или услуги с преимущественной целью продемонстрировать собственное богатство. В своей работе «Теория праздного класса» он назвал этот феномен «демонстративным потреблением». Дик Мейер из CBS News охарактеризовал демонстративное потребление как антисоциальное поведение, обусловленное отчуждением, вызванным анонимностью и разрывом коммунитарных связей, и назвал демонстративное потребление «агрессивной показухой».

Существенным фактором демонстративного поведения выступает феномен моды. Мода традиционно является важным предметом рассмотрения в работах социологов. Так, Г. Зиммель рассматривал моду как феномен, включающий в себя и стремление человека к индивидуальности и его следование массовым вкусам и тенденциям. Помимо Зиммеля, мода анализируется в работах таких классиков как В. Зомбарт и Г. Тард.

В XXI веке проблема демонстративного поведения приобрела большое значение и можно утверждать, что без демонстративного поведения не существовало бы целых отраслей производства и сферы услуг. Состоятельные люди могут позволить себе приобретать товары, которые не выполняют сугубо утилитарную функцию, но имеют очень высокую цену. В основе этого феномена лежат перенасыщение и изобилие, связанные с экономическими и культурными аспектами.

Предприниматели и производители пользуются стремлением средних и низших страт не отличаться внешне от высших слоев общества. Заметно возрастает склонность к покупке ненужных, но дорогих вещей среди молодежи. Большую роль здесь также играет психологический фактор, так как на стадии формирования личности, для подростка очень важно, что о нем думаю окружающие, и он крайне чувствителен к критике и осуждению. Многие руководствуются принципом «чем я хуже?», тем самым вынуждая родителей тратить чуть ли не последние деньги на предмет роскоши, чтобы не расстроить их ребенка. В связи с этой тенденцией маркетологи изучают множество психологических приемов, с помощью которых пропагандируют или даже навязывают совершенно бесполезные товары. Потребители чаще всего даже не замечают того давления, которое СМИ и реклама оказывают на них и тем самым подчиняются этому процессу.

Другой вид демонстративного потребления наблюдается у индивидов, которые недавно стали зарабатывать больше и поднялись по социальной лестнице. Они стремятся продемонстрировать все свои новоприобретенные возможности – покупают более дорогие аксессуары, модную одежду,гаджеты последних моделей и не заботятся о степени рациональности такой поведенческой стратегии. Как писал Веблен, «для господина, живущего в праздности, демонстративное потребление материальных ценностей есть средство достижения уважения. По мере того как богатство сосредоточивается в его руках, его собственные усилия не обеспечат ему без посторонней помощи доказательств своего могущества. Следовательно, он приводит на подмогу друзей и соперников, прибегая к ценным подаркам и устраивая дорогие пиры и увеселения» [1].

Если в определенных случаях демонстративные товары приобретаются с целью»быть как все, либо не хуже», то иной тип демонстративного поведения ориентирована на преодоление эффекта толпы, массовости в которой принято скрывать или маскировать свои недостатки внешними преимуществами. В связи с этим можно предполагать, что индивид, добившийся многого в своей жизни в рамках социально одобряемых средств, будет менее склонен к демонстративным формам поведения. И напротив, неуспешные в социальном отношении индивиды более подвержены негативному воздействию демонстративности и таких ее характеристик как реактивность, некритичность, имитационность, подавление. Данная постановка вопроса указывает на связь между проблемами демонстративного поведения и аутентичной самореализации личности, которые требуют дополнительного внимания представителей социальных наук.

Литература

  1.  Веблен Т. Теория праздного класса: экономическое исследование институций / Т. Веблен. – М.: 1984. – Режим доступа: http://gtmarket.ru/laboratory.

Науковий керівник: канд. соц. н., доцент кафедри соціології СНУ ім. В. Даля ‒ Мельніков А.С. 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7459. Цифровые системы передачи 410 KB
  Цифровые системы передачи. Регенератор. Регенерация формы цифрового сигнала. Проходя через среду распространения, цифровой сигнал ослабляется и подвергается искажению и воздействию помех, что приводит к изменению формы и длительности им...
7460. Проектирование червячного одноступенчатого редуктора с нижним расположением червяка по заданным параметрам 485 KB
  Целью курсовой работы является проектирование червячного одноступенчатого редуктора с нижним расположением червяка по заданным параметрам. В литературном обзоре курсовой работы рассмотрены общие сведения о червячной передачи, достоинства и недостатк...
7461. Изучение кинетики химического травления полупроводника – арсенида галлия. Изучение влияния температуры на кинетику химического травления арсенида галлия в растворе брома в метаноле 91 KB
  Лабораторная работа №1,2 по курсу химии По теме: Изучение кинетики химического травления полупроводника - арсенида галлия. Изучение влияния температуры на кинетику химического травления арсенида галлия в растворе брома в метаноле. Выполнила с...
7462. Проектирование червячной зуборезной фрезы 283 KB
  Проектирование червячной зуборезной фрезы Содержание: 1. Цель и выполняемые задачи работы 2. Исходные данные 3. Определение числа заходов фрезы nZ0 4. Назначение расчетного профильного угла исходной рейки 5. Определение шага зубьев фрезы в нормально...
7463. Вариантное проектирование фундаментов промышленного здания 160.5 KB
  Тема: Вариантное проектирование фундаментов промышленного здания 1. Оценка инженерно-геологических условий площадки строительства 1.1.Определение наименования грунтов, их состояния, величины условного расчетного сопротивления Рассмотрим грунты, данн...
7464. Менеджмент - наука, практика и искусство управления: эволюция становления и развития 184 KB
  Тема 1: Менеджмент - наука, практика и искусство управления: эволюция становления и развития Введение в менеджмент. История развития управленческой мысли. Становление и развития менеджмента. Опыт и основные тенденции развития...
7465. Понятие, предмет, метод, источники и система административно-процессуального права. Понятие и структура административного процесса 153.5 KB
  Тема 1. Понятие, предмет, метод, источники и система административно-процессуального права. Понятие и структура административного процесса Учебные вопросы: 1. Понятие, предмет и метод административно-процессуального права. 2. Источники административ...
7466. Информатизация общества, понятие информации и системы управления 136.5 KB
  Тема 1 Информатизация общества, понятие информации и системы управления 1. Информация и различные аспекты ее обработки 2. Система и системный подход в управлении Измерение производительности - способ оценки возможностей страны обеспечить повыше...
7467. Метрологическое обеспечение на этапах жизненного цикла продукции 36.5 KB
  Тема 1.1 Метрологическое обеспечение на этапах жизненного цикла продукции Студент должен иметь представление: - о роли и значении метрологического обеспечения в управление качеством продукции - об отражении треб...