91162

Феномен демонстративного потребления в современном обществе

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Существенным фактором демонстративного поведения выступает феномен моды. В XXI веке проблема демонстративного поведения приобрела большое значение и можно утверждать что без демонстративного поведения не существовало бы целых отраслей производства и сферы услуг. Другой вид демонстративного потребления наблюдается у индивидов которые недавно стали зарабатывать больше и поднялись по социальной лестнице.

Русский

2015-07-13

50.12 KB

1 чел.

Кривошеева Т. В., 

студентка гр. СТ-521,

Восточноукраинский национальный

университет имени Владимира Даля,

г. Луганск, Украина

Феномен демонстративного потребления

в современном обществе

... Казаться, а не быть

Эрих Фромм

В последние десятилетия мы наблюдаем нарастающую тенденцию распространения социальных практик статусного доминирования. Люди всячески пытаются показаться лучше, богаче, успешнее, чем они есть на самом деле. Таким образом, представители различных страт стремятся «дотянуться» до более высоких уровней системы социальной иерархии. Подобная тенденция только усугубилась в XXI веке и уже имела место на предыдущих стадиях развития общества.

В конце XIX века американский социолог Торстейн Веблен дал определение расточительным тратам на товары или услуги с преимущественной целью продемонстрировать собственное богатство. В своей работе «Теория праздного класса» он назвал этот феномен «демонстративным потреблением». Дик Мейер из CBS News охарактеризовал демонстративное потребление как антисоциальное поведение, обусловленное отчуждением, вызванным анонимностью и разрывом коммунитарных связей, и назвал демонстративное потребление «агрессивной показухой».

Существенным фактором демонстративного поведения выступает феномен моды. Мода традиционно является важным предметом рассмотрения в работах социологов. Так, Г. Зиммель рассматривал моду как феномен, включающий в себя и стремление человека к индивидуальности и его следование массовым вкусам и тенденциям. Помимо Зиммеля, мода анализируется в работах таких классиков как В. Зомбарт и Г. Тард.

В XXI веке проблема демонстративного поведения приобрела большое значение и можно утверждать, что без демонстративного поведения не существовало бы целых отраслей производства и сферы услуг. Состоятельные люди могут позволить себе приобретать товары, которые не выполняют сугубо утилитарную функцию, но имеют очень высокую цену. В основе этого феномена лежат перенасыщение и изобилие, связанные с экономическими и культурными аспектами.

Предприниматели и производители пользуются стремлением средних и низших страт не отличаться внешне от высших слоев общества. Заметно возрастает склонность к покупке ненужных, но дорогих вещей среди молодежи. Большую роль здесь также играет психологический фактор, так как на стадии формирования личности, для подростка очень важно, что о нем думаю окружающие, и он крайне чувствителен к критике и осуждению. Многие руководствуются принципом «чем я хуже?», тем самым вынуждая родителей тратить чуть ли не последние деньги на предмет роскоши, чтобы не расстроить их ребенка. В связи с этой тенденцией маркетологи изучают множество психологических приемов, с помощью которых пропагандируют или даже навязывают совершенно бесполезные товары. Потребители чаще всего даже не замечают того давления, которое СМИ и реклама оказывают на них и тем самым подчиняются этому процессу.

Другой вид демонстративного потребления наблюдается у индивидов, которые недавно стали зарабатывать больше и поднялись по социальной лестнице. Они стремятся продемонстрировать все свои новоприобретенные возможности – покупают более дорогие аксессуары, модную одежду,гаджеты последних моделей и не заботятся о степени рациональности такой поведенческой стратегии. Как писал Веблен, «для господина, живущего в праздности, демонстративное потребление материальных ценностей есть средство достижения уважения. По мере того как богатство сосредоточивается в его руках, его собственные усилия не обеспечат ему без посторонней помощи доказательств своего могущества. Следовательно, он приводит на подмогу друзей и соперников, прибегая к ценным подаркам и устраивая дорогие пиры и увеселения» [1].

Если в определенных случаях демонстративные товары приобретаются с целью»быть как все, либо не хуже», то иной тип демонстративного поведения ориентирована на преодоление эффекта толпы, массовости в которой принято скрывать или маскировать свои недостатки внешними преимуществами. В связи с этим можно предполагать, что индивид, добившийся многого в своей жизни в рамках социально одобряемых средств, будет менее склонен к демонстративным формам поведения. И напротив, неуспешные в социальном отношении индивиды более подвержены негативному воздействию демонстративности и таких ее характеристик как реактивность, некритичность, имитационность, подавление. Данная постановка вопроса указывает на связь между проблемами демонстративного поведения и аутентичной самореализации личности, которые требуют дополнительного внимания представителей социальных наук.

Литература

  1.  Веблен Т. Теория праздного класса: экономическое исследование институций / Т. Веблен. – М.: 1984. – Режим доступа: http://gtmarket.ru/laboratory.

Науковий керівник: канд. соц. н., доцент кафедри соціології СНУ ім. В. Даля ‒ Мельніков А.С. 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72073. Дослідження існуючих моделей для прогнозування та аналізу кредитних ризиків 2.2 MB
  В умовах сучасної світової економічної кризи і конкуренції ефективне функціонування підприємств, фінансових установ, банків неможливе без всебічного аналізу їх внутрішньої і зовнішньої діяльності, маркетингового аналізу, прогнозування, тощо.
72074. Оценка рыночной стоимости офисного помещения класса А 286 KB
  Для этого вся совокупность объектов рынка например совокупность офисных помещений предлагаемых в аренду в определенном городе в течение определенного периода должна быть разделена на группы типы классы по качеству размеру местоположению а иногда и по другим типологическим признакам...
72077. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг 98.15 KB
  О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации Об основах федеральной жилищной политики и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг дополнил Основы статьями регулирующими размер оплаты жилья и коммунальных услуг...
72078. Оцінка фінансової стійкості підприємства і заходи по її підвищенню (з досвіду ЗАТ ’’Центральна районна аптека № 81’’) 930.5 KB
  Мета дослідження. Полягає в аналізі системи показників, що характеризують внутрішній фінансовий стан підприємства, необхідних для розробки програми, прийняття ділових виробничо - господарських і управлінських рішень по підвищенню фінансової стійкості та розробка пропозицій, щодо покращення фінансового стану підприємства.
72079. Проблема формирования межкультурной компетенции посредством тренинга 282.91 KB
  Актуальность исследования тенденций в существующих на сегодняшний день стратегиях управления монокультурными и поликультурными конфликтами продиктована рядом обстоятельств: Межличностные конфликты в поликультурной среде являются предметом многочисленных исследований что вызвано активными...
72080. Психологические аспекты управления процессом мотивации в системе государственной службы 156.91 KB
  Путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание его мотивации. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления персоналом.