91162

Феномен демонстративного потребления в современном обществе

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Существенным фактором демонстративного поведения выступает феномен моды. В XXI веке проблема демонстративного поведения приобрела большое значение и можно утверждать что без демонстративного поведения не существовало бы целых отраслей производства и сферы услуг. Другой вид демонстративного потребления наблюдается у индивидов которые недавно стали зарабатывать больше и поднялись по социальной лестнице.

Русский

2015-07-13

50.12 KB

1 чел.

Кривошеева Т. В., 

студентка гр. СТ-521,

Восточноукраинский национальный

университет имени Владимира Даля,

г. Луганск, Украина

Феномен демонстративного потребления

в современном обществе

... Казаться, а не быть

Эрих Фромм

В последние десятилетия мы наблюдаем нарастающую тенденцию распространения социальных практик статусного доминирования. Люди всячески пытаются показаться лучше, богаче, успешнее, чем они есть на самом деле. Таким образом, представители различных страт стремятся «дотянуться» до более высоких уровней системы социальной иерархии. Подобная тенденция только усугубилась в XXI веке и уже имела место на предыдущих стадиях развития общества.

В конце XIX века американский социолог Торстейн Веблен дал определение расточительным тратам на товары или услуги с преимущественной целью продемонстрировать собственное богатство. В своей работе «Теория праздного класса» он назвал этот феномен «демонстративным потреблением». Дик Мейер из CBS News охарактеризовал демонстративное потребление как антисоциальное поведение, обусловленное отчуждением, вызванным анонимностью и разрывом коммунитарных связей, и назвал демонстративное потребление «агрессивной показухой».

Существенным фактором демонстративного поведения выступает феномен моды. Мода традиционно является важным предметом рассмотрения в работах социологов. Так, Г. Зиммель рассматривал моду как феномен, включающий в себя и стремление человека к индивидуальности и его следование массовым вкусам и тенденциям. Помимо Зиммеля, мода анализируется в работах таких классиков как В. Зомбарт и Г. Тард.

В XXI веке проблема демонстративного поведения приобрела большое значение и можно утверждать, что без демонстративного поведения не существовало бы целых отраслей производства и сферы услуг. Состоятельные люди могут позволить себе приобретать товары, которые не выполняют сугубо утилитарную функцию, но имеют очень высокую цену. В основе этого феномена лежат перенасыщение и изобилие, связанные с экономическими и культурными аспектами.

Предприниматели и производители пользуются стремлением средних и низших страт не отличаться внешне от высших слоев общества. Заметно возрастает склонность к покупке ненужных, но дорогих вещей среди молодежи. Большую роль здесь также играет психологический фактор, так как на стадии формирования личности, для подростка очень важно, что о нем думаю окружающие, и он крайне чувствителен к критике и осуждению. Многие руководствуются принципом «чем я хуже?», тем самым вынуждая родителей тратить чуть ли не последние деньги на предмет роскоши, чтобы не расстроить их ребенка. В связи с этой тенденцией маркетологи изучают множество психологических приемов, с помощью которых пропагандируют или даже навязывают совершенно бесполезные товары. Потребители чаще всего даже не замечают того давления, которое СМИ и реклама оказывают на них и тем самым подчиняются этому процессу.

Другой вид демонстративного потребления наблюдается у индивидов, которые недавно стали зарабатывать больше и поднялись по социальной лестнице. Они стремятся продемонстрировать все свои новоприобретенные возможности – покупают более дорогие аксессуары, модную одежду,гаджеты последних моделей и не заботятся о степени рациональности такой поведенческой стратегии. Как писал Веблен, «для господина, живущего в праздности, демонстративное потребление материальных ценностей есть средство достижения уважения. По мере того как богатство сосредоточивается в его руках, его собственные усилия не обеспечат ему без посторонней помощи доказательств своего могущества. Следовательно, он приводит на подмогу друзей и соперников, прибегая к ценным подаркам и устраивая дорогие пиры и увеселения» [1].

Если в определенных случаях демонстративные товары приобретаются с целью»быть как все, либо не хуже», то иной тип демонстративного поведения ориентирована на преодоление эффекта толпы, массовости в которой принято скрывать или маскировать свои недостатки внешними преимуществами. В связи с этим можно предполагать, что индивид, добившийся многого в своей жизни в рамках социально одобряемых средств, будет менее склонен к демонстративным формам поведения. И напротив, неуспешные в социальном отношении индивиды более подвержены негативному воздействию демонстративности и таких ее характеристик как реактивность, некритичность, имитационность, подавление. Данная постановка вопроса указывает на связь между проблемами демонстративного поведения и аутентичной самореализации личности, которые требуют дополнительного внимания представителей социальных наук.

Литература

  1.  Веблен Т. Теория праздного класса: экономическое исследование институций / Т. Веблен. – М.: 1984. – Режим доступа: http://gtmarket.ru/laboratory.

Науковий керівник: канд. соц. н., доцент кафедри соціології СНУ ім. В. Даля ‒ Мельніков А.С. 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17732. Основные принципы построения страховых тарифов 76.5 KB
  ТЕМА 6.Основные принципы построения страховых тарифов 1. Актуарные расчеты. 2.Основные положения расчетов страховых тарифов. 3. Тарифная политика в страховании 4.Показатели страховой статистики 1. Актуарные расчеты преставляют собой систему статистических и экономик
17733. Экономические показатели деятельности страховых компаний 43.5 KB
  Экономические показатели деятельности страховых компаний 1. Структура доходов расходов и прибыли страховщика 2.Налогообложение СК 3. Финансовая устойчивость страховых операций. 1. Структура доходов расходов и прибыли страховщика 1.Главной особенностью деятельн...
17734. Страхование ответственности 67.5 KB
  Тема 8 Страхование ответственности Имущественное страхование Особенности страхования в сельском хозяйстве Особенности страхования строенийОсобенности в транспортном страховании Страхование ответственности это отрасль страхования где объектом страхован
17735. Понятие и сущность перестрахования 44.5 KB
  Тема 9 Перестрахование Понятие и сущность перестрахования Виды перестрахования Понятие и сущность перестрахования Перестрахование является необходимым условием обеспечения финансовой устойчивости страховых операций и нормальной деятельности .В больш...
17736. Сетевые адаптеры. Драйверы сетевых адаптеров 40 KB
  Лабораторная работа №8 Сетевые адаптеры. Драйверы сетевых адаптеров. Цель работы: изучить оборудование предназначенное для передачи данных; научиться устанавливать драйверы плат сетевых адаптеров в среде операционной системы Windows NT Server; научиться наст...
17738. ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЛОКАЛЬНЫХ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ СЕТЕЙ 124.87 KB
  Лабораторная работа №1 ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЛОКАЛЬНЫХ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ СЕТЕЙ Цель работы : ознакомиться с основными принципами функционирования локальных вычислительных сетей Основные компоненты и типы ЛВС ЛВС на базе ПК получили в настоящее время
17739. Компоновка локальных вычислительных сетей 103.5 KB
  Лабораторная работа №2. Компоновка локальных вычислительных сетей Цель работы: изучить варианты компоновки локальных вычислительных сетей Понятие топологии сети и базовые топологии Существует большое число способов которыми можно соединить компьютеры
17740. ФИЗИЧЕСКАЯ СРЕДА ПЕРЕДАЧИ ДАННЫХ 205.5 KB
  Лабораторная работа №3 Физическая среда передачи данных Цель работы: изучить оборудование предназначенное для передачи данных Основные типы кабельных и беспроводных сред передачи данных На сегодня большая часть компьютерных сетей используют для соединен...