91162

Феномен демонстративного потребления в современном обществе

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Существенным фактором демонстративного поведения выступает феномен моды. В XXI веке проблема демонстративного поведения приобрела большое значение и можно утверждать что без демонстративного поведения не существовало бы целых отраслей производства и сферы услуг. Другой вид демонстративного потребления наблюдается у индивидов которые недавно стали зарабатывать больше и поднялись по социальной лестнице.

Русский

2015-07-13

50.12 KB

1 чел.

Кривошеева Т. В., 

студентка гр. СТ-521,

Восточноукраинский национальный

университет имени Владимира Даля,

г. Луганск, Украина

Феномен демонстративного потребления

в современном обществе

... Казаться, а не быть

Эрих Фромм

В последние десятилетия мы наблюдаем нарастающую тенденцию распространения социальных практик статусного доминирования. Люди всячески пытаются показаться лучше, богаче, успешнее, чем они есть на самом деле. Таким образом, представители различных страт стремятся «дотянуться» до более высоких уровней системы социальной иерархии. Подобная тенденция только усугубилась в XXI веке и уже имела место на предыдущих стадиях развития общества.

В конце XIX века американский социолог Торстейн Веблен дал определение расточительным тратам на товары или услуги с преимущественной целью продемонстрировать собственное богатство. В своей работе «Теория праздного класса» он назвал этот феномен «демонстративным потреблением». Дик Мейер из CBS News охарактеризовал демонстративное потребление как антисоциальное поведение, обусловленное отчуждением, вызванным анонимностью и разрывом коммунитарных связей, и назвал демонстративное потребление «агрессивной показухой».

Существенным фактором демонстративного поведения выступает феномен моды. Мода традиционно является важным предметом рассмотрения в работах социологов. Так, Г. Зиммель рассматривал моду как феномен, включающий в себя и стремление человека к индивидуальности и его следование массовым вкусам и тенденциям. Помимо Зиммеля, мода анализируется в работах таких классиков как В. Зомбарт и Г. Тард.

В XXI веке проблема демонстративного поведения приобрела большое значение и можно утверждать, что без демонстративного поведения не существовало бы целых отраслей производства и сферы услуг. Состоятельные люди могут позволить себе приобретать товары, которые не выполняют сугубо утилитарную функцию, но имеют очень высокую цену. В основе этого феномена лежат перенасыщение и изобилие, связанные с экономическими и культурными аспектами.

Предприниматели и производители пользуются стремлением средних и низших страт не отличаться внешне от высших слоев общества. Заметно возрастает склонность к покупке ненужных, но дорогих вещей среди молодежи. Большую роль здесь также играет психологический фактор, так как на стадии формирования личности, для подростка очень важно, что о нем думаю окружающие, и он крайне чувствителен к критике и осуждению. Многие руководствуются принципом «чем я хуже?», тем самым вынуждая родителей тратить чуть ли не последние деньги на предмет роскоши, чтобы не расстроить их ребенка. В связи с этой тенденцией маркетологи изучают множество психологических приемов, с помощью которых пропагандируют или даже навязывают совершенно бесполезные товары. Потребители чаще всего даже не замечают того давления, которое СМИ и реклама оказывают на них и тем самым подчиняются этому процессу.

Другой вид демонстративного потребления наблюдается у индивидов, которые недавно стали зарабатывать больше и поднялись по социальной лестнице. Они стремятся продемонстрировать все свои новоприобретенные возможности – покупают более дорогие аксессуары, модную одежду,гаджеты последних моделей и не заботятся о степени рациональности такой поведенческой стратегии. Как писал Веблен, «для господина, живущего в праздности, демонстративное потребление материальных ценностей есть средство достижения уважения. По мере того как богатство сосредоточивается в его руках, его собственные усилия не обеспечат ему без посторонней помощи доказательств своего могущества. Следовательно, он приводит на подмогу друзей и соперников, прибегая к ценным подаркам и устраивая дорогие пиры и увеселения» [1].

Если в определенных случаях демонстративные товары приобретаются с целью»быть как все, либо не хуже», то иной тип демонстративного поведения ориентирована на преодоление эффекта толпы, массовости в которой принято скрывать или маскировать свои недостатки внешними преимуществами. В связи с этим можно предполагать, что индивид, добившийся многого в своей жизни в рамках социально одобряемых средств, будет менее склонен к демонстративным формам поведения. И напротив, неуспешные в социальном отношении индивиды более подвержены негативному воздействию демонстративности и таких ее характеристик как реактивность, некритичность, имитационность, подавление. Данная постановка вопроса указывает на связь между проблемами демонстративного поведения и аутентичной самореализации личности, которые требуют дополнительного внимания представителей социальных наук.

Литература

  1.  Веблен Т. Теория праздного класса: экономическое исследование институций / Т. Веблен. – М.: 1984. – Режим доступа: http://gtmarket.ru/laboratory.

Науковий керівник: канд. соц. н., доцент кафедри соціології СНУ ім. В. Даля ‒ Мельніков А.С. 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44522. Участь адвоката у Європейському суду з прав людини 79 KB
  Європейський суд по правах людини був заснований у 1959 р. для забезпечення зобовязань держав-членів, прийнятих відповідно до Конвенції. У функції Суду входить розгляд скарг про порушення прав, гарантованих Конвенцією, поданих одною державою проти іншого, фізичною особою...
44523. Менеджмент. Категории менеджмента 564.41 KB
  Менеджмент (от англ. management — управление, организация) — система программно-целевого управления, перспективного и текущего планирования, организации производства и реализации продукции. Он изучает наиболее рациональную организацию и управление производством, коллективом.
44524. МОДЕЛЮВАННЯ ТА ДОСЛІДЖЕННЯ ДИФЕРЕНЦІАЛЬНОГО ПІДСИЛЮВАЧА ПОСТІЙНОГО СТРУМУ 27.45 MB
  Ознайомитися із схемотехнікою, принципами функціонування та основними параметрами і характеристиками диференціального підсилювача постійного струму на біполярних транзисторах з джерелом стабільного струму
44525. Негосударственные правоохранительные структуры - субъекты правоохранительной деятельности, их роль и участие в обеспечении экономической безопасности субъектов хозяйствования 85.41 KB
  Субъекты безопасности предпринимательской деятельности, как отмечалось, делятся на гос. и негос-е. Негос. организации - охранные и детективные структуры, аналитические центры, информационные службы, учебные, консультационные и др.., кот. начали создаваться параллельно с гос-ми с началом рыночных реформ в Украине.
44526. Мұрын қуысы, қабырғаларының құрылысы, тесіктері, олардың маңызы 15.94 KB
  Жоғарғы қабырғасы-мұрын сүйектен, тор сүйектің горизонтальды табақшасынан және сына сүйек пен, шүйде сүйектің мұрын қуысына қараған бетінен тұрады
44527. Бассүйек шұңқырлары. Олардың шекаралары, құрамы 16.05 KB
  Ми сауытының ортаңғы шұңқыры-Fossa crania media. самай сүйектің тас қыры мен түрік ері арқасы арқ. шектелген. Ортаңғы ойысы-көз шарасы, сына сүйектің үлкен қанаты
44528. Көкет, тесіктері, әлсіз жерлері 15.04 KB
  Көкет (лат. diaphragma ) - көкірек және құрсақ қуыстарын бір-бірінен бөліп тұрған, пішіні күмбез тәрізді жалпақ жұқа бұлшық ет. Күмбездің дөңес келген ортаңғы сіңірлі төбесі көкірек қуысына қарай бағытталған. Көкеттің шеткі етті бөлігі — тарамдалған бұлшықет будаларынан тұрады. Олар бекитін орындарына қарай: бел, қабырға және төс бөлімдеріне бөлінеді.
44529. Іш аймақтары. Тік бұлықеттің қынаптарының пайда болуы 15.85 KB
  Жоғарғы іштік аймақ-regio epigasrtium, қабырғалардың шеміршекастылық оң жіне сол жақтық аймғына-regio hypohondrica dextra et sinisrta, бөлінеді
44530. Мойын, cervix, артқы, латеральды, төс-бұғана-емізікті бұлшықет аймағы ж/е алдыңғы деп 4 аймаққа бөледі 15.59 KB
  Латеральды аймақ, regio cervicalis lateralis, m. sternocledomastoideus-тің артында орналасқан ж/е оны алдыңғы жағынан аталған бұлшықет, астыңғы жағынан бұғана ж/е артқы жағынан m. trapezius шектейді үшбұрышты бөледі. Жауырын-бұғана үшбұрышы, trigonum omoclaviculare