91177

КУЛЬТУРНО СООТВЕТСТВУЮЩИЙ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ КУРДСКИХ СТУДЕНТОВ -МУСУЛЬМАН: СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Актуальность темы исследования обосновывается тем что в современных условиях глобализации стремительно развиваются научно-культурные связи христианского и мусульманского мира. Украина занимает 9-е место в мире по количеству иностранных студентов. Преподаватели высшей школы должны принять тот факт что им предстоит работать в группах студентов с культурными этническими расовыми и прочими отличиями и структурировать...

Русский

2015-07-13

53.22 KB

0 чел.

Крупенина Н.А.,

доцент кафедры социологии,

Восточноукраинский национальний

университет имени Владимира Даля,

г. Луганск, Украина

КУЛЬТУРНО СООТВЕТСТВУЮЩИЙ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ КУРДСКИХ СТУДЕНТОВ -МУСУЛЬМАН: СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Актуальность темы исследования обосновывается тем, что в современных условиях глобализации стремительно развиваются научно-культурные связи христианского и мусульманского мира. Украина занимает 9-е место в мире по количеству иностранных студентов. По данным Министерства образования, молодежи и спорта, представленных на портале Delo.ua, в 2010 – 2011 уч.гг. высшее образование в Украине получали 46,6 тыс. граждан из 134 стран мира. В вузах г. Луганска обучаются студенты из Ирака, Пакистана, Афганистана и других стран [1]. Преподаватели высшей школы должны принять тот факт, что им предстоит работать в группах студентов с культурными, этническими, расовыми и прочими отличиями и структурировать процесс обучения, обеспечивать его эффективность через культурное соответствие. Этот термин впервые был введен Глорией Ладсон-Биллинг (1992) [2]. Чтобы учебный процесс был культурно соответствующим у преподавателей высшей школы должна быть сформирована культурная компетентность как одна из основных составляющих педагогического мастерства.

Как компонент культуной компетентности могут выступать знания о курдах. Курды (курд. Kurd/ کورد/ Кöрд, курд. Kurmancî/ کورمانجی/ Кöрманщи) — иранский народ, представляющий собой совокупность многочисленных племенных групп, расселённых главным образом в районах среднего и северного Загроса и в верховьях Тигра и Евфрата — в регионе, называемом Курдистаном. В настоящее время Курдистан поделён между Турцией, Ираном, Ираком и Сирией. Курды являются мусульманским народом. Большинство курдов исповедует ислам суннитского толка, часть ислам шиитского толка, часть ислам-алевизм. Важным тот факт, что среди часть курдов по вероисповеданию являются езидами и хгтстианами.

Культурно компетентный преподаватель будет использовать культурные особенности курдских студентов мусульман как средство обучения. Данные особенности выявляются относительно условий социализации, национально-культурных характеристик среды и круга общения студентов. Однако на практике это положение не является общепринятой аксиомой в украинских вузах.

Результаты проведенного нами исследования в 2013-2014 уч.гг. свидетельствуют о том, что у 75,6% преподавателей сформирован позитивный этнический стереотип по отношению одной группы студентов и преимущественно негативный по отношению к другим. Таким образом, некоторые этнические группы считаются «удобными» для обучения, а другие – «неудобными». Ко второй группе 61,9% преподавателей, принимающих участие в исследовании, отнесли курдских студентов. Такая абсолютизация этнического стереотипа неблагоприятно сказывается на педагогическом общении и, следовательно, на эффективности учебного процесса.

Для анализа означенной проблемы мы обратились к результатам исследований европейских и курдских ученых [3]. Они показывают, что за отдельными фактами скрываются фундаментальные различия культурных стандартов участников процесса обучения. Например, для курдских студентов мусульман важна гендерная иерархия. В семье велика роль отца, поведение женщин жестко регламентировано. Мужчина по своему социальному статусу изначально выше женщины. С учетом же факта преобладания женщин в профессорско-преподавательском составе высших учебных заведений Украины, мы можем прогнозировать влияние гендерного фактора на процесс обучения курдских студентов.

Культурно соответствующий процесс обучения курдских студентов - мусульман предполагает минимизацию психологических стрессоров: правильная организация учебных занятий, установление комфортного микроклимата в учебной группе и т.д. Однако практика преподавания показывает, что стрессором являются и сами необычные для курдских студентов формы и методы организации учебного процесса. Так, в ряде арабских странах принята 10-балльная система оценки знаний. Студенты, получающие оценки по 100 бальной системе, испытывают затруднения в определении уровня собственных знаний и предъявляют претензии преподавателям. Однако таких трудностей не испытывают студенты из Иракского Курдистана, так как там принятв 100-бальная система оценивания знаний.

Курдские студенты-мусульмане ориентированы, прежде всего на заучивание, им свойственна приверженность ранее полученным знаниям, отсутствует стремление к новизне, навык анализа причинно-следственных связей, исследовательская активность. Если не подготовленный к подобным проявлениям преподаватель столкнется с ними в процессе обучения, то незнание культурных особенностей данного контингента может существенно затруднить решение стоящих перед этим преподавателем задач.

Таким образом, обучающая деятельность преподавателя в группе курдских студентов-мусульман должна структурироваться исходя из социокультурных особенностей обучаемых, что обуславливает повышенные требования к квалификации преподавателей. Мы полагаем, что содержательную составляющую системы последипломного образования преподавателей высшей школы следует пересмотреть и направить на формирование культурной компетентности профессорско-преподавательского состава высшей школы Украины.

Литература

  1.  В Україні зростає кількість студентів-іноземців. ‒ [Електронний ресурс]. ‒ Режим доступу: ukrinform.ua›…news/v…kilkist_inozemnih_studentiv.
  2.  Ladson-Billings, G. (1992). «Culturally relevant teaching: the key to making multicultural education work». In C.A. Grant (Ed.), Research and multicultural education (pp. 106-121). London: Falmer Press.
  3.  Au, K., & Jordan, C. (1981). «Teaching reading to Hawaiian children: Finding a culutally appropriate solution». In H. Trueba, G. Guthrie, & K. Au (Eds.), Culture and bilingual classroom: Studies in classroom ethnography (pp. 69–86). Rowley, MA: Newbury House; Howard, T. (2003). «Culturally relevant pedagogy: ingredients for critical teacher reflection». Theory into practice 42:3, pp.195-202. Quotations from p. 197; 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79799. Совершенствование управления прибылью и рентабельностью «ИП Иващенко Д.В» 5.34 MB
  Понятие значение и виды прибыли организации. Актуальность мероприятия направленные на увеличение прибыли ИП Иващенко Д. Повышение эффективности использования прибыли. Рикардо впервые сформулировали факторную модель формирования прибыли как результат использования производственных ресурсов: материальных труда и капитала.
79802. Технология DVD в курсе мультимедиа лекций по дисциплине Компьютерная графика 8.37 MB
  Существует достаточно много интерактивных обучающих курсов, как правило, лабораторные работы, или различные виды материалов для дистанционного обучения. Особенностью данной работы является то, что подготовленный материал предназначается для очного образования и для потоковых лекций. Конечный продукт данной работы –DVD диск, который служит как вспомогательный материал для проведения лекций, но никак самостоятельный обучающий курс. Данный продукт повышает интерес студентов к читаемой дисциплине и повышает качество образовательного процесса.
79804. Создание общей дизайн-концепции полиграфии для Ивангородской детской музыкальной школы 1.55 MB
  Первый слой в файле – символ Ивангорода – крепость обернутая в клавиши фортепиано – прозрачное объяснение названия музыкальной школы – Ивангородская. Далее идет слой с текстом обтекающим лиру со всех сторон. Слой Lyer 12 находится ниже остальных и отвечает за нотный стан. Поскольку размер изображения очень большой первый слой был залит белым цветом а не оставлен прозрачным так как это визуально осложнило бы работу над элементами в целом.
79805. Создание интерактивного тренажера «Видеостудия» 4.24 MB
  Создание интерактивного тренажера «Видеостудия», необходимого для иллюстрирования лекционного материала, а так же для дополнения к практическим работам со средствами съемочной студии.
79806. Разработка устройства для измерения освещенности и коэффициента пульсации светового потока 4.02 MB
  Задача дипломного проекта заключается в разработке функциональной и принципиальной схем устройства, позволяющего произвести измерение освещенности в установленных пределах, а также коэффициента пульсации светового потока с погрешностью
79807. Разработка Программы-Робота для автоматического выполнения Биржевых операций с ценными бумагами 2.74 MB
  Разработка торгового робота (автомата), работающего в связке с торговой платформой QUIK, генерирующего сигналы для входа и/или выхода в короткие и/или длинные позиции, с возможностью установки стоп-заявок.