91177

КУЛЬТУРНО СООТВЕТСТВУЮЩИЙ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ КУРДСКИХ СТУДЕНТОВ -МУСУЛЬМАН: СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Актуальность темы исследования обосновывается тем что в современных условиях глобализации стремительно развиваются научно-культурные связи христианского и мусульманского мира. Украина занимает 9-е место в мире по количеству иностранных студентов. Преподаватели высшей школы должны принять тот факт что им предстоит работать в группах студентов с культурными этническими расовыми и прочими отличиями и структурировать...

Русский

2015-07-13

53.22 KB

0 чел.

Крупенина Н.А.,

доцент кафедры социологии,

Восточноукраинский национальний

университет имени Владимира Даля,

г. Луганск, Украина

КУЛЬТУРНО СООТВЕТСТВУЮЩИЙ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ КУРДСКИХ СТУДЕНТОВ -МУСУЛЬМАН: СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Актуальность темы исследования обосновывается тем, что в современных условиях глобализации стремительно развиваются научно-культурные связи христианского и мусульманского мира. Украина занимает 9-е место в мире по количеству иностранных студентов. По данным Министерства образования, молодежи и спорта, представленных на портале Delo.ua, в 2010 – 2011 уч.гг. высшее образование в Украине получали 46,6 тыс. граждан из 134 стран мира. В вузах г. Луганска обучаются студенты из Ирака, Пакистана, Афганистана и других стран [1]. Преподаватели высшей школы должны принять тот факт, что им предстоит работать в группах студентов с культурными, этническими, расовыми и прочими отличиями и структурировать процесс обучения, обеспечивать его эффективность через культурное соответствие. Этот термин впервые был введен Глорией Ладсон-Биллинг (1992) [2]. Чтобы учебный процесс был культурно соответствующим у преподавателей высшей школы должна быть сформирована культурная компетентность как одна из основных составляющих педагогического мастерства.

Как компонент культуной компетентности могут выступать знания о курдах. Курды (курд. Kurd/ کورد/ Кöрд, курд. Kurmancî/ کورمانجی/ Кöрманщи) — иранский народ, представляющий собой совокупность многочисленных племенных групп, расселённых главным образом в районах среднего и северного Загроса и в верховьях Тигра и Евфрата — в регионе, называемом Курдистаном. В настоящее время Курдистан поделён между Турцией, Ираном, Ираком и Сирией. Курды являются мусульманским народом. Большинство курдов исповедует ислам суннитского толка, часть ислам шиитского толка, часть ислам-алевизм. Важным тот факт, что среди часть курдов по вероисповеданию являются езидами и хгтстианами.

Культурно компетентный преподаватель будет использовать культурные особенности курдских студентов мусульман как средство обучения. Данные особенности выявляются относительно условий социализации, национально-культурных характеристик среды и круга общения студентов. Однако на практике это положение не является общепринятой аксиомой в украинских вузах.

Результаты проведенного нами исследования в 2013-2014 уч.гг. свидетельствуют о том, что у 75,6% преподавателей сформирован позитивный этнический стереотип по отношению одной группы студентов и преимущественно негативный по отношению к другим. Таким образом, некоторые этнические группы считаются «удобными» для обучения, а другие – «неудобными». Ко второй группе 61,9% преподавателей, принимающих участие в исследовании, отнесли курдских студентов. Такая абсолютизация этнического стереотипа неблагоприятно сказывается на педагогическом общении и, следовательно, на эффективности учебного процесса.

Для анализа означенной проблемы мы обратились к результатам исследований европейских и курдских ученых [3]. Они показывают, что за отдельными фактами скрываются фундаментальные различия культурных стандартов участников процесса обучения. Например, для курдских студентов мусульман важна гендерная иерархия. В семье велика роль отца, поведение женщин жестко регламентировано. Мужчина по своему социальному статусу изначально выше женщины. С учетом же факта преобладания женщин в профессорско-преподавательском составе высших учебных заведений Украины, мы можем прогнозировать влияние гендерного фактора на процесс обучения курдских студентов.

Культурно соответствующий процесс обучения курдских студентов - мусульман предполагает минимизацию психологических стрессоров: правильная организация учебных занятий, установление комфортного микроклимата в учебной группе и т.д. Однако практика преподавания показывает, что стрессором являются и сами необычные для курдских студентов формы и методы организации учебного процесса. Так, в ряде арабских странах принята 10-балльная система оценки знаний. Студенты, получающие оценки по 100 бальной системе, испытывают затруднения в определении уровня собственных знаний и предъявляют претензии преподавателям. Однако таких трудностей не испытывают студенты из Иракского Курдистана, так как там принятв 100-бальная система оценивания знаний.

Курдские студенты-мусульмане ориентированы, прежде всего на заучивание, им свойственна приверженность ранее полученным знаниям, отсутствует стремление к новизне, навык анализа причинно-следственных связей, исследовательская активность. Если не подготовленный к подобным проявлениям преподаватель столкнется с ними в процессе обучения, то незнание культурных особенностей данного контингента может существенно затруднить решение стоящих перед этим преподавателем задач.

Таким образом, обучающая деятельность преподавателя в группе курдских студентов-мусульман должна структурироваться исходя из социокультурных особенностей обучаемых, что обуславливает повышенные требования к квалификации преподавателей. Мы полагаем, что содержательную составляющую системы последипломного образования преподавателей высшей школы следует пересмотреть и направить на формирование культурной компетентности профессорско-преподавательского состава высшей школы Украины.

Литература

  1.  В Україні зростає кількість студентів-іноземців. ‒ [Електронний ресурс]. ‒ Режим доступу: ukrinform.ua›…news/v…kilkist_inozemnih_studentiv.
  2.  Ladson-Billings, G. (1992). «Culturally relevant teaching: the key to making multicultural education work». In C.A. Grant (Ed.), Research and multicultural education (pp. 106-121). London: Falmer Press.
  3.  Au, K., & Jordan, C. (1981). «Teaching reading to Hawaiian children: Finding a culutally appropriate solution». In H. Trueba, G. Guthrie, & K. Au (Eds.), Culture and bilingual classroom: Studies in classroom ethnography (pp. 69–86). Rowley, MA: Newbury House; Howard, T. (2003). «Culturally relevant pedagogy: ingredients for critical teacher reflection». Theory into practice 42:3, pp.195-202. Quotations from p. 197; 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15109. Шәкәрім қажы мен голландық Альвин Бимбоэс 50 KB
  Шәкәрім қажы мен голландық Альвин Бимбоэс ...Жауыннан соң байтақ даладан жамырай бері жүгіретін сансыз жылғалар Есіл өзенін жаз бойы әлдерінше молықтырып жатады. Ақмоланың көшелерінен көтерілетін шаңнан тұншыққан жұрттың еркін тыныстайтын жері де осы маң. Үнемі үс
15110. Шәкәрім Құдайбердиевтің Ләйлі-Мәжнүн дастаны 48.5 KB
  ӘОЖ 577.4 Ш. ҚҰДАЙБЕРДИЕВТІҢ ЛӘЙЛІМӘЖНҮН ДАСТАНЫ – НӘЗИРА ҮЛГІСІНДЕ ЖАЗЫЛҒАН ТӨЛ ШЫҒАРМАСЫ Г.С.Тәженова М.И. Ревшенова Тараз мемлекеттік педагогикалық институтыТараз қ. ХХ ғасырдың басындағы көркем аударма саласына көп еңбегі сіңген ақын жазуш
15111. Шәкәрім поэтикасы 291.5 KB
  Бүгінгідей түрлі мәдениеттер тоғысындағы жаһандану үрдісіне бағыт бұрған заманда ұлтымыздың рухани өресін биіктеткен тұлғалардың қалдырған мұрасына қайта үңілу оның тағылымдық мәнін қайта зерделеу
15112. Шәкәрімнің лирикасы 41.5 KB
  ШӘКӘРІМ ЛИРИКАСЫ АМАНГЕЛДІ БАЯН САҒЫНТАЙҚЫЗЫ №35 ЖОББМ 8сынып оқушысы Павлодар қ. Күні бүгінге дейін қазақ лирикасының тарихы мен жанрлық табиғаты турасында сөз қозғағанда қазақ лирикасын қалыптастырушылардың бірі рет
15113. Шыңғыс Айтматов 41 KB
  ТАНЫМНЫҢ ТАРЛАНБОЗЫ Тарихи танымы мен рухани дамуы есте жоқ ескі замандардан бермен қарай сабақтасып жататын қазаққырғыз ұлыстарының ұлағат биігінен орын алған ортақ мұралары туралы сөз болғанда ойға оралатын құндылықтар шоғыры адамзат өркениетінің өзекті б...
15114. Мағжан Жұмабаев (1893-1938) 25.5 KB
  Мағжан Жұмабаев 1893-1938 Мағжан – қазақ поэзиясының шолпан жұлдыздарының бірі әрі бірегейі.Ол артына өшпес рухани мол мұраөзіне өлмес мәңгілік ескерткіш қалдырып кеткен. Жарты ғасырдан аса оның есімін дешығармаларын да атай алмай келген халқы көп жылдардан кейін ғана ...
15115. Мақатаев Мұқағали (Мұқаметқали) Сүлейменұлы 124.5 KB
  Мақатаев Мұқағали Мұқаметқали Сүлейменұлы 1931 жылғы Алматы облысы Райымбек ауданы Қарасаз аулы – 27.3.1976ж.Алматы қаласы–ақын. Балалық шағы сұрапыл соғыс жылдарына тұстас келді. Ол XX ғасырдың екінші жартысындағы қазақ поэзиясының дамуына үлкен үлес қосқан ақиық ақы
15116. Сейфуллин, Сәкен (Садуақас, 1894-1938) 134 KB
  Сейфуллин Сәкен Садуақас 18941938 қазақтың көрнекті жазушысы қазақ әдебиетін қалыптастырушылардың бірі мемлекет және қоғам қайраткері. Туып өскен жері Қарағанды облысының Шет ауданына бұрынғы Жаңаарқа ауданына қарасты Ортау кеңшарының Қарашілік қыстағы. Саяси реп...
15117. ЖАМБЫЛ ЖАБАЕВ 83.5 KB
  ЖАМБЫЛ ЖАБАЕВ 1846 1945 АҚЫН ӨМІРІ Шу өзенінің бойымен жүре берсеңіз Хан және Жамбыл деген екі тауға кез боласыз. Менің әкем Жабай бір кезде осы тауларда көшіпқонып жүрген. Жамбыл тауының етегінде қақаған қатты боранды күні мен туыппын Маған сол көне Жамбыл тауының е