91177

КУЛЬТУРНО СООТВЕТСТВУЮЩИЙ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ КУРДСКИХ СТУДЕНТОВ -МУСУЛЬМАН: СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Актуальность темы исследования обосновывается тем что в современных условиях глобализации стремительно развиваются научно-культурные связи христианского и мусульманского мира. Украина занимает 9-е место в мире по количеству иностранных студентов. Преподаватели высшей школы должны принять тот факт что им предстоит работать в группах студентов с культурными этническими расовыми и прочими отличиями и структурировать...

Русский

2015-07-13

53.22 KB

0 чел.

Крупенина Н.А.,

доцент кафедры социологии,

Восточноукраинский национальний

университет имени Владимира Даля,

г. Луганск, Украина

КУЛЬТУРНО СООТВЕТСТВУЮЩИЙ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ КУРДСКИХ СТУДЕНТОВ -МУСУЛЬМАН: СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Актуальность темы исследования обосновывается тем, что в современных условиях глобализации стремительно развиваются научно-культурные связи христианского и мусульманского мира. Украина занимает 9-е место в мире по количеству иностранных студентов. По данным Министерства образования, молодежи и спорта, представленных на портале Delo.ua, в 2010 – 2011 уч.гг. высшее образование в Украине получали 46,6 тыс. граждан из 134 стран мира. В вузах г. Луганска обучаются студенты из Ирака, Пакистана, Афганистана и других стран [1]. Преподаватели высшей школы должны принять тот факт, что им предстоит работать в группах студентов с культурными, этническими, расовыми и прочими отличиями и структурировать процесс обучения, обеспечивать его эффективность через культурное соответствие. Этот термин впервые был введен Глорией Ладсон-Биллинг (1992) [2]. Чтобы учебный процесс был культурно соответствующим у преподавателей высшей школы должна быть сформирована культурная компетентность как одна из основных составляющих педагогического мастерства.

Как компонент культуной компетентности могут выступать знания о курдах. Курды (курд. Kurd/ کورد/ Кöрд, курд. Kurmancî/ کورمانجی/ Кöрманщи) — иранский народ, представляющий собой совокупность многочисленных племенных групп, расселённых главным образом в районах среднего и северного Загроса и в верховьях Тигра и Евфрата — в регионе, называемом Курдистаном. В настоящее время Курдистан поделён между Турцией, Ираном, Ираком и Сирией. Курды являются мусульманским народом. Большинство курдов исповедует ислам суннитского толка, часть ислам шиитского толка, часть ислам-алевизм. Важным тот факт, что среди часть курдов по вероисповеданию являются езидами и хгтстианами.

Культурно компетентный преподаватель будет использовать культурные особенности курдских студентов мусульман как средство обучения. Данные особенности выявляются относительно условий социализации, национально-культурных характеристик среды и круга общения студентов. Однако на практике это положение не является общепринятой аксиомой в украинских вузах.

Результаты проведенного нами исследования в 2013-2014 уч.гг. свидетельствуют о том, что у 75,6% преподавателей сформирован позитивный этнический стереотип по отношению одной группы студентов и преимущественно негативный по отношению к другим. Таким образом, некоторые этнические группы считаются «удобными» для обучения, а другие – «неудобными». Ко второй группе 61,9% преподавателей, принимающих участие в исследовании, отнесли курдских студентов. Такая абсолютизация этнического стереотипа неблагоприятно сказывается на педагогическом общении и, следовательно, на эффективности учебного процесса.

Для анализа означенной проблемы мы обратились к результатам исследований европейских и курдских ученых [3]. Они показывают, что за отдельными фактами скрываются фундаментальные различия культурных стандартов участников процесса обучения. Например, для курдских студентов мусульман важна гендерная иерархия. В семье велика роль отца, поведение женщин жестко регламентировано. Мужчина по своему социальному статусу изначально выше женщины. С учетом же факта преобладания женщин в профессорско-преподавательском составе высших учебных заведений Украины, мы можем прогнозировать влияние гендерного фактора на процесс обучения курдских студентов.

Культурно соответствующий процесс обучения курдских студентов - мусульман предполагает минимизацию психологических стрессоров: правильная организация учебных занятий, установление комфортного микроклимата в учебной группе и т.д. Однако практика преподавания показывает, что стрессором являются и сами необычные для курдских студентов формы и методы организации учебного процесса. Так, в ряде арабских странах принята 10-балльная система оценки знаний. Студенты, получающие оценки по 100 бальной системе, испытывают затруднения в определении уровня собственных знаний и предъявляют претензии преподавателям. Однако таких трудностей не испытывают студенты из Иракского Курдистана, так как там принятв 100-бальная система оценивания знаний.

Курдские студенты-мусульмане ориентированы, прежде всего на заучивание, им свойственна приверженность ранее полученным знаниям, отсутствует стремление к новизне, навык анализа причинно-следственных связей, исследовательская активность. Если не подготовленный к подобным проявлениям преподаватель столкнется с ними в процессе обучения, то незнание культурных особенностей данного контингента может существенно затруднить решение стоящих перед этим преподавателем задач.

Таким образом, обучающая деятельность преподавателя в группе курдских студентов-мусульман должна структурироваться исходя из социокультурных особенностей обучаемых, что обуславливает повышенные требования к квалификации преподавателей. Мы полагаем, что содержательную составляющую системы последипломного образования преподавателей высшей школы следует пересмотреть и направить на формирование культурной компетентности профессорско-преподавательского состава высшей школы Украины.

Литература

  1.  В Україні зростає кількість студентів-іноземців. ‒ [Електронний ресурс]. ‒ Режим доступу: ukrinform.ua›…news/v…kilkist_inozemnih_studentiv.
  2.  Ladson-Billings, G. (1992). «Culturally relevant teaching: the key to making multicultural education work». In C.A. Grant (Ed.), Research and multicultural education (pp. 106-121). London: Falmer Press.
  3.  Au, K., & Jordan, C. (1981). «Teaching reading to Hawaiian children: Finding a culutally appropriate solution». In H. Trueba, G. Guthrie, & K. Au (Eds.), Culture and bilingual classroom: Studies in classroom ethnography (pp. 69–86). Rowley, MA: Newbury House; Howard, T. (2003). «Culturally relevant pedagogy: ingredients for critical teacher reflection». Theory into practice 42:3, pp.195-202. Quotations from p. 197; 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77287. О СОЗДАНИИ СРЕДЫ РАЗРАБОТКИ СИСТЕМ НАУЧНОЙ ВИЗУАЛИЗАЦИИ 33 KB
  При визуализации той или иной сущности специфическими являются выбор конкретного двух или трехмерного геометрического представления абстрактного объекта и разработка алгоритма построения этого представления на основе данных производимых вычислительной программой. Можно выделить три класса систем визуализации. Наконец к третьему классу относятся специализированные системы визуализации созданные специально для данного исследовательского проекта или даже конкретного пользователя.
77289. ON DEVELOPING ENVIRONMENT FOR CONTRUCTING SYSTEMS OF SCIENTIFIC VISUALIZATION 29 KB
  One cn distinguish three clsses of visuliztion systems. The first one consists of universl systems which include set of lgorithms for constructing wide rnge of typl representtions. For exmple wellknown systems PrView nd VS belong re of this kind.
77290. ENVIRONMENT FOR CONSTRUCTING SYSTEMS OF SCIENTIFIC VISUALIZATION 32 KB
  Ekterinburg The tlk dels with scientific visulistion system which is elborted by the uthors. One of the problems of trditionl visuliztion systems is tht some set of trnsformtion lgorithms is strictly prescribed nd cnnot be chnged. yer go the uthors presented this system lredy.
77291. Развитие программных средств научной визуализации 72.5 KB
  В связи с этим в арсенале визуализации создано множество программных средств. Но что делать если исследуемое явление настолько новое что нет готовых программ визуализирующих его Можно все же попытаться выразить визуальные сущности в терминах готовых систем визуализации. Можно создать программу для визуализации с нуля.
77292. Human-aware content elements as a base for website backend interfaces 24.5 KB
  This is especilly importnt for hosted CMS services becuse there is no personl trining provided for the user. For exmple to dd vcncy on site user often should perform the following steps: crete pge crete nd formt vcncy description dd links to tht pge from min menu nd dd nnounce to compnys news. So user wstes his time nd even my leve the service. t the beginning of site cretion process user is sked for his compny type: rel estte cr rentl DVD store etc.
77293. ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ТРАССЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ 32.5 KB
  В литературе можно найти самые разные подходы к визуализации трасс выполнения параллельных программ. В докладе мы приведем как обзор существующих решений так и предложения по новым подходам к разработке средств визуализации трасс. Поэтому приемы хорошо помогавшие при визуализации данных лет двадцать назад например использование Visul Informtion Seeking Mntr ldquo;Overview first zoom nd filter then detilsondemndrdquo; не срабатывают. Активно используются методы визуализации трассы выполнения на базе разнообразных метафор...
77294. ВИЗУАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА РАСПАРАЛЛЕЛИВАНИЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО КОДА 26.5 KB
  Представляется что создание вспомогательных визуальных сред поддержки распараллеливания программ сможет облегчить работу специалистов и увеличить эффективность и надежность распараллеливания. Нами разработан макет средств визуальной поддержки распараллеливания в двух вариантах параллелизма на основе общей памяти и параллелизма на основе передачи сообщений с использованием библиотек OpenMP и MPI соответственно. Предполагается что пользователь по ходу анализа и обработки текста вносит изменения в текст последовательной программы для ее...