91177

КУЛЬТУРНО СООТВЕТСТВУЮЩИЙ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ КУРДСКИХ СТУДЕНТОВ -МУСУЛЬМАН: СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Актуальность темы исследования обосновывается тем что в современных условиях глобализации стремительно развиваются научно-культурные связи христианского и мусульманского мира. Украина занимает 9-е место в мире по количеству иностранных студентов. Преподаватели высшей школы должны принять тот факт что им предстоит работать в группах студентов с культурными этническими расовыми и прочими отличиями и структурировать...

Русский

2015-07-13

53.22 KB

0 чел.

Крупенина Н.А.,

доцент кафедры социологии,

Восточноукраинский национальний

университет имени Владимира Даля,

г. Луганск, Украина

КУЛЬТУРНО СООТВЕТСТВУЮЩИЙ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ КУРДСКИХ СТУДЕНТОВ -МУСУЛЬМАН: СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Актуальность темы исследования обосновывается тем, что в современных условиях глобализации стремительно развиваются научно-культурные связи христианского и мусульманского мира. Украина занимает 9-е место в мире по количеству иностранных студентов. По данным Министерства образования, молодежи и спорта, представленных на портале Delo.ua, в 2010 – 2011 уч.гг. высшее образование в Украине получали 46,6 тыс. граждан из 134 стран мира. В вузах г. Луганска обучаются студенты из Ирака, Пакистана, Афганистана и других стран [1]. Преподаватели высшей школы должны принять тот факт, что им предстоит работать в группах студентов с культурными, этническими, расовыми и прочими отличиями и структурировать процесс обучения, обеспечивать его эффективность через культурное соответствие. Этот термин впервые был введен Глорией Ладсон-Биллинг (1992) [2]. Чтобы учебный процесс был культурно соответствующим у преподавателей высшей школы должна быть сформирована культурная компетентность как одна из основных составляющих педагогического мастерства.

Как компонент культуной компетентности могут выступать знания о курдах. Курды (курд. Kurd/ کورد/ Кöрд, курд. Kurmancî/ کورمانجی/ Кöрманщи) — иранский народ, представляющий собой совокупность многочисленных племенных групп, расселённых главным образом в районах среднего и северного Загроса и в верховьях Тигра и Евфрата — в регионе, называемом Курдистаном. В настоящее время Курдистан поделён между Турцией, Ираном, Ираком и Сирией. Курды являются мусульманским народом. Большинство курдов исповедует ислам суннитского толка, часть ислам шиитского толка, часть ислам-алевизм. Важным тот факт, что среди часть курдов по вероисповеданию являются езидами и хгтстианами.

Культурно компетентный преподаватель будет использовать культурные особенности курдских студентов мусульман как средство обучения. Данные особенности выявляются относительно условий социализации, национально-культурных характеристик среды и круга общения студентов. Однако на практике это положение не является общепринятой аксиомой в украинских вузах.

Результаты проведенного нами исследования в 2013-2014 уч.гг. свидетельствуют о том, что у 75,6% преподавателей сформирован позитивный этнический стереотип по отношению одной группы студентов и преимущественно негативный по отношению к другим. Таким образом, некоторые этнические группы считаются «удобными» для обучения, а другие – «неудобными». Ко второй группе 61,9% преподавателей, принимающих участие в исследовании, отнесли курдских студентов. Такая абсолютизация этнического стереотипа неблагоприятно сказывается на педагогическом общении и, следовательно, на эффективности учебного процесса.

Для анализа означенной проблемы мы обратились к результатам исследований европейских и курдских ученых [3]. Они показывают, что за отдельными фактами скрываются фундаментальные различия культурных стандартов участников процесса обучения. Например, для курдских студентов мусульман важна гендерная иерархия. В семье велика роль отца, поведение женщин жестко регламентировано. Мужчина по своему социальному статусу изначально выше женщины. С учетом же факта преобладания женщин в профессорско-преподавательском составе высших учебных заведений Украины, мы можем прогнозировать влияние гендерного фактора на процесс обучения курдских студентов.

Культурно соответствующий процесс обучения курдских студентов - мусульман предполагает минимизацию психологических стрессоров: правильная организация учебных занятий, установление комфортного микроклимата в учебной группе и т.д. Однако практика преподавания показывает, что стрессором являются и сами необычные для курдских студентов формы и методы организации учебного процесса. Так, в ряде арабских странах принята 10-балльная система оценки знаний. Студенты, получающие оценки по 100 бальной системе, испытывают затруднения в определении уровня собственных знаний и предъявляют претензии преподавателям. Однако таких трудностей не испытывают студенты из Иракского Курдистана, так как там принятв 100-бальная система оценивания знаний.

Курдские студенты-мусульмане ориентированы, прежде всего на заучивание, им свойственна приверженность ранее полученным знаниям, отсутствует стремление к новизне, навык анализа причинно-следственных связей, исследовательская активность. Если не подготовленный к подобным проявлениям преподаватель столкнется с ними в процессе обучения, то незнание культурных особенностей данного контингента может существенно затруднить решение стоящих перед этим преподавателем задач.

Таким образом, обучающая деятельность преподавателя в группе курдских студентов-мусульман должна структурироваться исходя из социокультурных особенностей обучаемых, что обуславливает повышенные требования к квалификации преподавателей. Мы полагаем, что содержательную составляющую системы последипломного образования преподавателей высшей школы следует пересмотреть и направить на формирование культурной компетентности профессорско-преподавательского состава высшей школы Украины.

Литература

  1.  В Україні зростає кількість студентів-іноземців. ‒ [Електронний ресурс]. ‒ Режим доступу: ukrinform.ua›…news/v…kilkist_inozemnih_studentiv.
  2.  Ladson-Billings, G. (1992). «Culturally relevant teaching: the key to making multicultural education work». In C.A. Grant (Ed.), Research and multicultural education (pp. 106-121). London: Falmer Press.
  3.  Au, K., & Jordan, C. (1981). «Teaching reading to Hawaiian children: Finding a culutally appropriate solution». In H. Trueba, G. Guthrie, & K. Au (Eds.), Culture and bilingual classroom: Studies in classroom ethnography (pp. 69–86). Rowley, MA: Newbury House; Howard, T. (2003). «Culturally relevant pedagogy: ingredients for critical teacher reflection». Theory into practice 42:3, pp.195-202. Quotations from p. 197; 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19586. Проектирование плоских рычажных механизмов 697 KB
  Плоские рычажные механизмы, звенья которых образуют вращательные или поступательные кинематические пары, получили широкое распространение в современном машино и приборостроении.
19587. Цилиндрические зубчатые передачи 609.5 KB
  Передача непрерывного прошения от одного вала к другому с заданным передаточным отношением чаще всего осуществляется с помощью зубчатых механизмов. Зубчатые механизмы получили очень широкое применение как в машиностроении...
19588. Технологічний процес. Деталь. Фанера 64 KB
  Тема: Технологічний процес. Деталь. Фанера Мета: освітня: формування поняття деталь та технологічний процес; ознайомлення учнів з деякими способами отримання деталей та способами з’єднання з фанери; формування в учнів знань про фанеру як конструкційний матеріал;
19589. Християнство як світова релігія. Новітні релігійні течії 90 KB
  Християнство виникло у 2-й половині 1 століття н.е. у східних провінціях Римської імперії в умовах розпаду рабовласницького ладу. Віросповідними джерелами християнства є «святе письмо» (Біблія) і «священний переказ» - постанови Вселенських соборів, деякі напрямки християнства визнають і інші джерела своєї догматики
19590. Индикаторные приборы 321.67 KB
  При высоковольтной катодолюминесценции электроны ускоряются большими напряжениями (кВ — десятки кВ) и при бомбардировке люминофора проникают почти на всю его глубину. При этом выбиваются вторичные электроны, которые летят к ближайшим положительно заряженным электродам
19591. Методи проектування (фантазування, елементи біоніки). Вибір об’єкту проектування на основі зібраної інформації. Складання ескізу майбутнього виробу 48.5 KB
  Тема уроку: Методи проектування фантазування елементи біоніки. Вибір об’єкту проектування на основі зібраної інформації. Складання ескізу майбутнього виробу. Мета: сформувати уявлення про художньоконструкторську діяльність процес проектування та його основні
19592. ПЛАСТИЧНІ МАСИ 45 KB
  Пластичні маси (пластмаси) — матеріали на основі природних або синтетичних полімерів, здатні під впливом нагрівання і тиску формуватися у вироби складної конфігурації. Обовязковим компонентом усіх пластмас, крім полімерів {органічних сполук
19593. Перспективи вдосконалення технологій міжнародного маркетингу на ринку шоу-бізнесу 199.68 KB
  Ринок послуг є різновидом товарного ринку і разом з цим, має ряд специфічних рис, що зумовлює особливий підхід до підприємницької та маркетингової діяльності, покликаної забезпечити задоволення попиту на послуги.
19594. Методи проектування. Художнє конструювання виробів 51.5 KB
  Тема 1.2: Методи проектування. Художнє конструювання виробів. Мета: Навчальна: сформувати знання з даної теми. Виховна: виховувати в учнів культуру праці. Розвиваюча: розвивати у школярів спеціальні здібності сприяти розвитку технічного мислення. Об’...