91184

Возможные ошибки социального работника при общении с клиентами

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Социальную работу вполне можно назвать деятельностью в социальной сфере c клиентами у которых возникли проблемы. Социальная работа как практическая деятельность направлена на поддержание развитие и реабилитацию индивидуальной и социальной субъектности которые в единстве характеризуют жизненные силы человека. раскрыть важности общения и роль ошибок в социальной работе по отношению к клиентам. Целью социальной работы является удовлетворение социально гарантированных интересов и потребностей различных слоев населения.

Русский

2015-07-13

52.2 KB

7 чел.

Мкртчян А.Н.,

студентка 3 курсу

зі спеціальності «Соціальна робота»,

Східноукраїнський національний університет

імені Володимира Даля,

м. Луганськ, Україна

Возможные ошибки социального работника при общении с клиентами

Постановка проблемы. Социальную работу вполне можно назвать деятельностью в социальной сфере c клиентами, у которых возникли проблемы. Они связаны и с внешней стороной жизни индивида (бродяжничество, алкоголизм, инвалидность), и внутренней (например, комплекс неполноценности либо завышенная самооценка, лень, жестокость, агрессивность и тому подобное).

Социальная работа как практическая деятельность направлена на поддержание, развитие и реабилитацию индивидуальной и социальной субъектности, которые в единстве характеризуют жизненные силы человека.

Наличие этого единства приобретает большое значение, когда речь идет о профессиональной деятельности в сфере «человек-человек», поскольку для данного вида профессий предметом трудовой деятельности выступает человеческая личность, которая требует поддержки, не допуская при этом ошибок при общении, что данную тему делает наиболее актуальной.

Степень разработанности проблемы. Общетеоретические и практические аспекты состояния и развития системы делового общения нашли свое отражение в трудах Андреевой Т., Хмеля Ф., Баевой О., Добряхиной О., Зельдович Б., Каменской Е., Кузнецова И., Столяренко Л., Мегедь В., Титовой Л., Фионовой Л., Чернышовой Л., Ягера Д. и др.

Целью исследования является:

изучение понятий «социальная работа» и «ценностные ориентиры социального работника».

раскрыть важности общения и роль ошибок в социальной работе по отношению к клиентам.

Изложение основного материала. Социальная работа ‒ это интегрированный, универсальный вид деятельности [1,стр.160].

Целью социальной работы является удовлетворение социально гарантированных интересов и потребностей различных слоев населения. Специфика социальной работы заключается в том, что:

социальные работники имеют дело с людьми из разных социальных групп;

сталкиваются с разными сферами жизни человека и общества - медициной, правосудием, системой образования, планированием семьи, финансовыми программами, с проблемами трудоустройства и др;

социальные работники и клиенты находятся в неравных отношениях с точки зрения власти - клиент зависит от работника;

в социальной работе очень важны такие ценности, как достоинство, социальная справедливость, самоопределение, удовлетворение основных человеческих потребностей [2, стр.275].

На успешность трудовой деятельности, в том числе и социального работника, большое влияние оказывает уровень сформированной профессиональной системе ценностей индивида. Профессиональные ценности можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, под профессиональными ценностями можно понимать ориентацию личности на профессиональную деятельность, на ценность профессиональной деятельности как таковой (в отличие от других видов деятельности - досуга, быта). Во-вторых, профессиональные ценности можно рассматривать с точки зрения ценностей конкретной профессии. Так, для социальной работы профессиональными являются ценности гуманизма, альтруизма, самоопределения, социальной справедливости и др.

Без общения невозможно представить жизнь человека, оно необходимо в совместной деятельности, оно способствует не только обмену информацией, но и выработке единой стратегии взаимодействия человека с человеком в обществ. Оно помогает не только восприятию, но и пониманию человека человеком, способствует взаимопониманию между людьми, а для социального работника это имеет особую, поскольку именно при общении социальный работник может решить любую проблему.

Некоторые человеческие качества являются необходимым условием эффективных межличностных отношений, лежат в основе всех отношений между людьми, которые можно назвать эффективными. Нельзя начинать обучение навыкам межличностного общения, не обсудив предварительно связанные с этим понятием установки и личные качества. Те, кто помогает людям овладевать навыками межличностного общения, должны снова и снова обращаться к этим основополагающим качествам как главному предмету. В рамках межличностных отношений под «теплотой» понимают способность быть доступным и открытым клиенту[3, стр. 326]. Теплота в отношениях – это одновременно и особый стиль мышления, и навык[4, стр. 144]. Навык, проявляющийся в виде способности быть честным с самим собой, в готовности быть открытым другим людям, в виде отношения к другому человеку как к равному.

Если мы оказываем кому-то профессиональную помощь, мы обязаны проявлять теплоту по отношению к этому человеку. Однако мы не должны рассчитывать на такое же отношение к нам. Тем не менее наши отношения с другими людьми строятся по принципу обратной связи: вступая с человеком в контакт, мы предполагаем, какое впечатление на него произведем, и в соответствии с этим строим свое поведение. Именно поэтому мы ощущаем, не потеряли ли мы чувство меры в проявлении нашего хорошего отношения, и понимаем, когда наша теплота воспринимается негативно. Эта способность контролировать свое поведение и свои отношения с другими людьми является важной частью процесса развития коммуникативных навыков и навыков проведения консультаций.

Искренность – это еще один важный аспект профессиональных отношений. Настоящий профессионал искренне желает помочь другому человеку и заботится о нем [5,стр.351]. Подделать профессиональный интерес почти невозможно. Искренность напрямую связана с заинтересованностью специалиста в установлении хороших отношений между двумя людьми. Следует использовать любые средства, способствующие развитию таких отношений. Ничто не мешает быть искренним и одновременно полностью отдавать себе отчет в том, что происходит и в то же время фиксировать рост своей компетенции в области межличностных отношений. Хороший специалист – это человек, который способен быть по-настоящему искренним и в то же время демонстрировать это качество другим людям, и если он не будет придерживаться тех ценностных качеств, которые направлены на помошь и человеколюбие то это и будет считаться ошибками социального работника.

Вывод

Следовательно, для того, чтобы выступать достойным реализатором целей социальной работы и осуществления эффективной профессиональной деятельности по поддержанию клиентов, попавших в трудную жизненную ситуацию, специалист по социальной работе должен владеть немалым арсеналом профессиональных умений, навыков, обладать глубокими знаниями в области наук о человеке ориентируясь на ценностные и моральные устои, которые заложены в каждом человеке и нужно уметь это сделать на профессиональном уровне не допуска ошибок.

Литература

1. Гах. Й.М. Етика ділового спілкування / Й.М. Гах. ‒ К. : Центр навч. літератури, 2005. ‒ 160с.

2. Хміль Ф.І. Ділове спілкування : навч. посібник / Ф.І. Хміль. ‒ К. : 2004. ‒ 275с.

3. Психология и етика делового общения : учебник для вузов / под ред. проф. В.Н. Лавриненко. ‒ 3-е. узд. перераб. и доп. ‒ М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002. ‒326с.

4. Етика та психологія ділових відносин : навч. посібник / за ред. проф. Андреевої Т.Є. ‒ Харків : Бурун Книга, 2004. ‒ 144с.

5. Хміль Ф.І. Мененджмент : підручник / Ф.І. Хміль. - К. : Вища школа, 1995. ‒ 351с.

Науковий керівник:


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10108. Количество информации (содержательный и алфавитный подходы) 17.25 KB
  Количество информации содержательный и алфавитный подходы. Первый подход называется содержательным. В нем информация рассматривается с субъективной точки зрения т.е. с точки зрения конкретного человека. В этом случае количество информации в сообщении не равно нулю е...
10109. THE GESTURE INTERFACE FOR CONTROL OF ANGIOGRAPHIC SYSTEMS 711.5 KB
  The paper is devoted to the design and development of gesture interface for use in surgery applications. The approaches to the gesture recognition for real use in angiographic systems are considered. The model of the angiographic systems, control techniques, gesture language for control, as well as their realizations are described. Possibilities of further development are discussed.
10110. Позиционные системы счисления 11.77 KB
  Систе́ма счисле́ния символический метод записи чисел представление чисел с помощью письменных знаков. Система счисления: дает представления множества чисел целых или вещественных. дает каждому числу уникальное представление или по крайней мере стандартное пред...
10111. Переход из одной системы счисления в другую 51.52 KB
  Переход из одной системы счисления в другую. Запись чисел в разных системах счисления двоичная используются цифры 0 1 восьмеричная используются цифры 0 1 7 шестнадцатеричная для первых целых чисел от нуля до девяти используются цифры 0 1 9 а для следующих ...
10112. Виды информации, обрабатываемые компьютером (числовая, символьная, графическая, звуковая) 16.27 KB
  Виды информации обрабатываемые компьютером числовая символьная графическая звуковая. Как мы хорошо знаем вычислительная техника первоначально возникла как средство автоматизации вычислений о чем совершенно недвусмысленно говорит название ЭВМ. Следующим видом о...
10113. Типы информации (дискретная, непрерывная) 52.5 KB
  Типы информации дискретная непрерывная. Чтобы сообщение было передано от источника к получателю необходима некоторая материальная субстанция носитель информации. Сообщение передаваемое с помощью носителя назовем сигналом. В общем случае сигнал это изменяющийс...
10114. Принципы фон Неймана 91.76 KB
  Принципы фон Неймана Основы учения об архитектуре вычислительных машин заложил выдающийся американский математик Джон фон Нейман. Он подключился к созданию первой в мире ламповой ЭВМ ENIAC в 1944 г. когда ее конструкция была уже выбрана. В процессе работы во время многоч
10115. Устройства ввода-вывода 43.07 KB
  Устройства ввода-вывода Компьютер обменивается информацией с внешним миром с помощью периферийных устройств. Только благодаря периферийным устройствам человек может взаимодействовать с компьютером а также со всеми подключенными к нему устройствами. Любое подключен
10116. Состав и структура системного блока компьютера 15.66 KB
  Состав и структура системного блока компьютера Системный блок основное устройство компьютера. На передней стороне системного блока находится 2 кнопки: Power для включения и выключения компьютера, Reset для перезагрузки компьютера. Индикаторы две светящиеся ла...