91184

Возможные ошибки социального работника при общении с клиентами

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Социальную работу вполне можно назвать деятельностью в социальной сфере c клиентами у которых возникли проблемы. Социальная работа как практическая деятельность направлена на поддержание развитие и реабилитацию индивидуальной и социальной субъектности которые в единстве характеризуют жизненные силы человека. раскрыть важности общения и роль ошибок в социальной работе по отношению к клиентам. Целью социальной работы является удовлетворение социально гарантированных интересов и потребностей различных слоев населения.

Русский

2015-07-13

52.2 KB

3 чел.

Мкртчян А.Н.,

студентка 3 курсу

зі спеціальності «Соціальна робота»,

Східноукраїнський національний університет

імені Володимира Даля,

м. Луганськ, Україна

Возможные ошибки социального работника при общении с клиентами

Постановка проблемы. Социальную работу вполне можно назвать деятельностью в социальной сфере c клиентами, у которых возникли проблемы. Они связаны и с внешней стороной жизни индивида (бродяжничество, алкоголизм, инвалидность), и внутренней (например, комплекс неполноценности либо завышенная самооценка, лень, жестокость, агрессивность и тому подобное).

Социальная работа как практическая деятельность направлена на поддержание, развитие и реабилитацию индивидуальной и социальной субъектности, которые в единстве характеризуют жизненные силы человека.

Наличие этого единства приобретает большое значение, когда речь идет о профессиональной деятельности в сфере «человек-человек», поскольку для данного вида профессий предметом трудовой деятельности выступает человеческая личность, которая требует поддержки, не допуская при этом ошибок при общении, что данную тему делает наиболее актуальной.

Степень разработанности проблемы. Общетеоретические и практические аспекты состояния и развития системы делового общения нашли свое отражение в трудах Андреевой Т., Хмеля Ф., Баевой О., Добряхиной О., Зельдович Б., Каменской Е., Кузнецова И., Столяренко Л., Мегедь В., Титовой Л., Фионовой Л., Чернышовой Л., Ягера Д. и др.

Целью исследования является:

изучение понятий «социальная работа» и «ценностные ориентиры социального работника».

раскрыть важности общения и роль ошибок в социальной работе по отношению к клиентам.

Изложение основного материала. Социальная работа ‒ это интегрированный, универсальный вид деятельности [1,стр.160].

Целью социальной работы является удовлетворение социально гарантированных интересов и потребностей различных слоев населения. Специфика социальной работы заключается в том, что:

социальные работники имеют дело с людьми из разных социальных групп;

сталкиваются с разными сферами жизни человека и общества - медициной, правосудием, системой образования, планированием семьи, финансовыми программами, с проблемами трудоустройства и др;

социальные работники и клиенты находятся в неравных отношениях с точки зрения власти - клиент зависит от работника;

в социальной работе очень важны такие ценности, как достоинство, социальная справедливость, самоопределение, удовлетворение основных человеческих потребностей [2, стр.275].

На успешность трудовой деятельности, в том числе и социального работника, большое влияние оказывает уровень сформированной профессиональной системе ценностей индивида. Профессиональные ценности можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, под профессиональными ценностями можно понимать ориентацию личности на профессиональную деятельность, на ценность профессиональной деятельности как таковой (в отличие от других видов деятельности - досуга, быта). Во-вторых, профессиональные ценности можно рассматривать с точки зрения ценностей конкретной профессии. Так, для социальной работы профессиональными являются ценности гуманизма, альтруизма, самоопределения, социальной справедливости и др.

Без общения невозможно представить жизнь человека, оно необходимо в совместной деятельности, оно способствует не только обмену информацией, но и выработке единой стратегии взаимодействия человека с человеком в обществ. Оно помогает не только восприятию, но и пониманию человека человеком, способствует взаимопониманию между людьми, а для социального работника это имеет особую, поскольку именно при общении социальный работник может решить любую проблему.

Некоторые человеческие качества являются необходимым условием эффективных межличностных отношений, лежат в основе всех отношений между людьми, которые можно назвать эффективными. Нельзя начинать обучение навыкам межличностного общения, не обсудив предварительно связанные с этим понятием установки и личные качества. Те, кто помогает людям овладевать навыками межличностного общения, должны снова и снова обращаться к этим основополагающим качествам как главному предмету. В рамках межличностных отношений под «теплотой» понимают способность быть доступным и открытым клиенту[3, стр. 326]. Теплота в отношениях – это одновременно и особый стиль мышления, и навык[4, стр. 144]. Навык, проявляющийся в виде способности быть честным с самим собой, в готовности быть открытым другим людям, в виде отношения к другому человеку как к равному.

Если мы оказываем кому-то профессиональную помощь, мы обязаны проявлять теплоту по отношению к этому человеку. Однако мы не должны рассчитывать на такое же отношение к нам. Тем не менее наши отношения с другими людьми строятся по принципу обратной связи: вступая с человеком в контакт, мы предполагаем, какое впечатление на него произведем, и в соответствии с этим строим свое поведение. Именно поэтому мы ощущаем, не потеряли ли мы чувство меры в проявлении нашего хорошего отношения, и понимаем, когда наша теплота воспринимается негативно. Эта способность контролировать свое поведение и свои отношения с другими людьми является важной частью процесса развития коммуникативных навыков и навыков проведения консультаций.

Искренность – это еще один важный аспект профессиональных отношений. Настоящий профессионал искренне желает помочь другому человеку и заботится о нем [5,стр.351]. Подделать профессиональный интерес почти невозможно. Искренность напрямую связана с заинтересованностью специалиста в установлении хороших отношений между двумя людьми. Следует использовать любые средства, способствующие развитию таких отношений. Ничто не мешает быть искренним и одновременно полностью отдавать себе отчет в том, что происходит и в то же время фиксировать рост своей компетенции в области межличностных отношений. Хороший специалист – это человек, который способен быть по-настоящему искренним и в то же время демонстрировать это качество другим людям, и если он не будет придерживаться тех ценностных качеств, которые направлены на помошь и человеколюбие то это и будет считаться ошибками социального работника.

Вывод

Следовательно, для того, чтобы выступать достойным реализатором целей социальной работы и осуществления эффективной профессиональной деятельности по поддержанию клиентов, попавших в трудную жизненную ситуацию, специалист по социальной работе должен владеть немалым арсеналом профессиональных умений, навыков, обладать глубокими знаниями в области наук о человеке ориентируясь на ценностные и моральные устои, которые заложены в каждом человеке и нужно уметь это сделать на профессиональном уровне не допуска ошибок.

Литература

1. Гах. Й.М. Етика ділового спілкування / Й.М. Гах. ‒ К. : Центр навч. літератури, 2005. ‒ 160с.

2. Хміль Ф.І. Ділове спілкування : навч. посібник / Ф.І. Хміль. ‒ К. : 2004. ‒ 275с.

3. Психология и етика делового общения : учебник для вузов / под ред. проф. В.Н. Лавриненко. ‒ 3-е. узд. перераб. и доп. ‒ М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002. ‒326с.

4. Етика та психологія ділових відносин : навч. посібник / за ред. проф. Андреевої Т.Є. ‒ Харків : Бурун Книга, 2004. ‒ 144с.

5. Хміль Ф.І. Мененджмент : підручник / Ф.І. Хміль. - К. : Вища школа, 1995. ‒ 351с.

Науковий керівник:


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15006. Айналайын, Атажұртым 450 KB
  Қазақстан – ежелгі ел бірақ әлемнің қазіргі картасынан ол таяуда ғана яғни 1991 жылы орын алды. Біздің Отанымыз – егеменді тәуелсіз Қазақ мемлекеті. Жүз жиырмадан аса ұлт өкілдері тұратын осынау қасиетті мекенде асқақтаған Алатаулы өлкеде кеңшілігі керемет дархан даста...
15007. Ақиқаттан адасудың азабы 49 KB
  Ақиқаттан адасудың азабы Әнес САРАЙ Қазақстан Республикасы Мемлекеттік сыйлығының лауреаты. Шыңғыс Айтматовтың: €œАдам тұлға ретінде трагедиялық қобалжулар арқылы ашылады€ деп айтқаны бар. Шындығында өмір тану мен адам тану дегеніміз – осы екеуінің траг...
15008. Ақыт қажының Жиһаншаһ дастанындағы Шаһзада бейнесі 53.5 KB
  Таңғажайып Рымхан Е.А. Бөкетов атындағы Қарағанды мемлекеттік университетінің аспиранты АҚЫТ ҚАЖЫНЫҢ ЖИҺАНШАҺ ДАСТАНЫНДАҒЫ ШАҺЗАДА БЕЙНЕСІ Халық ақындарының шығармашылығындағы фольклорлық дәстүр мәселесін сөз еткенде ел аузында сақталып келген аңы...
15010. Ахмет Байтұрсынұлының Аққу, шортан, һәм шаян мысалы 69.54 KB
  Ахмет Байтұрсынұлы Аққу шортан һәм шаян мысалы. Ашық сабақ жоспары. Сабақтың тақырыбы: Ахмеn Байтұрсынұлы Аққу шортан Һәм шаян мысалы. Сабақтың мақсаты: а білімділік: Қазақ халқының бір тума ұлы Ахмет Байтұрсынұлының қазақ әдебиетін
15011. Алғашқы қазақ газеттерінің тарихы 39.5 KB
  Алғашқы шығарылған қазақ газеттерінің тарихы. Кез келген әдебиет бір күннің төңірегінде өрбитін немесе белгілі бір тарихи кезеңнің оқиғасын баяндайтын тар ұғымды дүние емес. Мәдениеті бай елдердің әдебиеті де қаз тұрып қалыптасқанша қоғамның дамуы секілді т
15012. Алпамыс батыр дастанының зерттелуі 560 KB
  УДК 398.22 574 А 61 АЛПАМЫС БАТЫР ЖЫРЫНЫЊ ЗЕРТТЕЛУІ А. Аманбаева А. Мќашева Тараз мемлекеттік педагогикалыќ институты Тараз қ. Батырлар жыры ќазақ ауыз әдебиетінің өте ертеден келе жатқан күрделі саласының бірі. Батырлар жыры бір ғасырдың ғана жемісі емес.Ол...
15013. Алпамыс батыр жырын оқыту және тәрбие жұмыстары 42.5 KB
  ӘОЖ 373.371.83 АЛПАМЫС БАТЫР ЖЫРЫН ОҚЫТУ АРҚЫЛЫ ТӘРБИЕ ЖҰМЫСТАРЫНЫҢ ҚҰЗЫРЕТТІЛІГІН АРТТЫРУ З.Д. Көшімбетова Қ.А. Яссауи атындағы Халықаралық қазақтүрік университеті Тараз институты Тараз қ. Алпамыс батыр жыры қазақ халқының ауыз әдебиетіне жатады және жыр...
15014. Арқалық батыр жырының нұсқалары 230.5 KB
  Тақырыптың өзектілігі. Қазақ халқының кез келген халықтың эпикалық қазынасынан кем түспейтін телегей-теңіз мол, әрі көркемдігі кемел, танымдық-тағылымдық мәні зор жырларының басым көпшілігі, әлі де болса