91188

Социальная ответственность журналиста

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

В Украине сложилась ситуация, когда ошибки в прессе, теле-радио передачах могут привести к трагическим последствиям. Поэтому уместно взглянуть на сегодняшнюю работу СМИ с позиций теории социальной ответственности, которая представляет собой компромисс между мнением...

Русский

2015-07-13

58.55 KB

2 чел.

Москалюк Б.А.,

заслуженный журналист Украины,

старший преподаватель

кафедры журналистики;

Восточноукраинский национальный

университет имени Владимира Даля,

г. Луганск, Украина

Социальная ответственность журналиста

(Нужно ли «подносить информационные патрона»?)

В Украине сложилась ситуация, когда ошибки в прессе, теле-радио передачах могут привести к трагическим последствиям. Поэтому уместно взглянуть на сегодняшнюю работу СМИ с позиций теории социальной ответственности, которая представляет собой компромисс между мнением о необходимости правительственного контроля и поддержкой полной свободы прессы. Эта теория удовлетворяла на Западе не всех, но получила широкое распространение, особенно в медиа. Даже сегодня большинство практиков отечественных медиа руководствуются тем или иным ее вариантом.

Возлагая на себя ответственность перед обществом, и применяя эти обязательства, медиа, применительно к обстоятельствам, должны саморегулироваться в рамках закона и существующих институтов. Далее, они должны избегать всего, что может привести к преступлению, насилию или гражданским волнениям либо оскорбить группы меньшинств. Медиа в целом должны быть плюралистскими и отражать разнообразие общества, предоставляя доступ к различным точкам зрения и право на ответ. Эти обязательства должны выполняться за счет установления высоких или профессиональных стандартов информативности, правдивости, точности, объективности и баланса. Однако стремление подать новости «живьем» или «почти живьем» ставит под угрозу традиционные журналистские приемы работы с информацией [1].

На днях, 2 апреля т. г., по радио «Эра-FM», в передаче «Ранок великої країни» её ведущая журналист Юлия Дилова, обращаясь к радио аудитории, произнесла: «…а, сейчас моя коллега N поднесет новые информационные патроны». Шутка? Или скорее оговорка по-Фрейду?

«Радио-Эра» первая и единственная негосударственная национальная информационно-вещательная радиостанция. В медиа-просторе с 12 июля 2002 року. Покрытие – 46 городов Украины, в том числе Луганск на частоте 107,30 и Лисичанск – 102, 50. Контент новости политики, бизнеса и культуры, итерактивный обмен мнениями с гостями студии и со слушателями, авторские программы. Однако здесь односторонний, заангажированный подход к освещению последних событий убеждает в верности суждения – «кто платит, тот и заказывает музыку». И оспаривать, что это не так трудно.

10 декабря 2013г. В Украинском национальном информационном агентстве «Укринформ» прошла пресс-конференция на тему: «Майдан-2013: социальная структура, мотивы, требования». Организаторы фонд «Демократические инициативы имени Илька Кучерива» и Киевский международный институт социологии представили свое видение. Если внимательно посмотреть на результаты этого мониторинга, то невольно подтверждаются выводы ряда экспертов об олигархической природе текущего «евромайдана».

Украинской общественности хорошо известны имена основных владельцев крупнейших СМИ Украины.

Современный период в исследованиях СМИ и массовой коммуникации характеризуется пересмотром старых концепций и разработкой новых.

С помощью теорий социального присутствия и обильности средств массовой информации и коммуникации исследователи изучают модели использования компьютерной коммуникации, например. в социальных сетях, для того, чтобы объяснить межличностное влияние.

Самым революционным в новых коммуникационных технологиях считается их интерактивный характер, из-за которого ученые вынуждены пересматривать привычные методы исследований, отказываясь от линейных моделей эффектов масс-медиа.

Усиление тенденций глобализации, демассовизации, конгломерации и конвергенции, стимулируемых новыми коммуникационными технологиями, приводит к размыванию границ разных медиа. Вместе с этим, и к эрозии основных принципов журналистики, подмены их пропагандой, пиаром и рекламой, которые сегодня подвержены подвижной трансформацией, перетекая из одного в другое. Например, пропаганда в теле-радио эфире уже прошла мутацию и от монолога перешла к диалогу, к интерактивному вещанию. Примеров тому более чем достаточно. Так, телеканал «ТВі» (сравнительно новый) перешел на формат сквозного прямого эфира. Это означает, что по будням в течение дня – от окончания шоу «Ранкові курасани», которое длится с 08:00 до 11:00, и до начала вечернего информационного блока в 19:30 – в студии канала в прямом эфире находятся два ведущих, которые организуют весь дневной эфир. Передача получила название «ТВій день» (шеф-редактор дневного эфира Мария Стецюк), потому что ведущие по замыслу редакции канала– это собеседники зрителей в течение всего дня. Вместе с самыми разнообразными экспертами, которые приглашаются в студию ТВі, они как модераторы поднимают самые актуальные и острые ныне для Украины и мира вопросы. Разумеется, кроме глобальных политических и экономических тем, ведущие знакомят зрителей с музыкантами, актерами и художниками, обсуждают так же и самые обычные бытовые темы.

Что касается аудитории, то «новая» мало чем отличается от «старой».

В современных условиях взаимодействие интерактивного типа становится доминирующим, оно не отрицает традиционную журналистику, но создает новый тип информационных отношений.

Круглосуточное информационное вещание накладывает определенный отпечаток на деятельность журналиста. Конкуренция в области новостей заставляет постоянно искать «горячую» информацию, либо новую форму её подачи, чтобы подогревать интерес аудитории.

Например, ведущие Первого украинского информационного — «5-го канала» (www.5.ua), работая в режиме «nonstop» 26 августа 2011 г., продержались в прямом эфире 52 часа. Более двух суток в прямом эфире работали ведущие «5 канала» Павел Кужеев и Татьяна Даниленко этот телевизионный марафон, зафиксирован в Книге рекордов Гиннеса как самый длинный в мире «телезабег» в формате ток-шоу. Подобные рекорды возможно и нужны. Но? Сиюминутность новостей в сочетании с откровенным выпячиванием драмы, насилия и негатива, особенно сегодня в условиях информационных воин, вызывает у отечественной аудитории «страшную коллективную деморализацию», особенно у тех, кто склонен к мазохизму, необходимому, чтобы все это смотреть. Время для обработки информации, написания текста и монтажа сообщения почти не остается, поскольку новая технология обеспечивает мгновенную передачу, а конкуренция между каналами требует драматического соучастия аудитории в происходящих событиях.

Однако ныне такие прямые трансляции ONLINE ведут многие телеканалы («Громадське», «Еспресо», «5 канал», «24 канал», «112 Україна»). При этом мало что подтверждает их стремление неуклонно следовать принципам профессиональной этики в своей работе. Скажем, они по-прежнему низко котируют новостную ценность повседневной деятельности общин и групп по интересам.

Полутораминутный клип с новостями, полуминутный рекламный ролик, фрагмент песни или стихотворения, заголовок, мультик, коллаж, кусочек новостей, компьютерная графика – вот тот арсенал приемов, используемый телеканалами в своих новостных блицах. Нас все больше пичкают короткими модульными вспышками информации рекламой, командами, теориями, обрывками новостей, какими-то обрезанными, усеченными кусочками, не укладывающимися в наши прежние ментальные ячейки. Новый образный ряд не поддается классификации, отчасти из-за того, что выпадает из наших старых концептуальных категорий, но еще и потому, что подается в странной, скоротечной, бессвязной форме. Телевидение, в сущности, стало главным диктатором Украины. В современных новостях видно, как мир (в прямом и переносном смысле) выходит из-под контроля: этот вывод применим к освещению как внутренних, так и международных событий. Растет число свидетельств того, что циничная подача событий «новостными» медиа, их бесчисленные сообщения о насилии, порой чисто подстрекательские, затрудняют решение общественных проблем. Не зря сегодня в народе говорит о ТВ как о «зомбоящике».

Чтобы теория социальной ответственности оставалась жизнеспособной нормативной, необходимо активизировать усилия по ее реализации. В сравнении с огромным объемом исследований эффектов медиа, относительно мало изучено, действительно ли существующие профессиональные методы производства новостей соответствуют целям общества, как это предполагается. Например, одной из главных целей считается передача среднему человеку точной информации о важных событиях. Исследования на эту тему проводились Украинской академией прессы, однако данные далеко не однозначны. Факты говорят о том, что люди мало что узнают из новостей, а узнав, быстро забывают. От плохо структурированных сообщений и зрелищного, но неуместного видеоряда в головах людей возникает путаница. Но результаты этих исследований практически не повлияли на практическую журналистику.

К сожалению, большинство нынешних информаторов (информационные агентства, ТВ-службы новостей, новостные порталы и сайты), передоверяя интерактивному мнению и сообщениям с мест, не всегда вникают в суть публикуемого. К сожалению, журналистика «сиюминутности» не столь разборчива в определении надежности это уверенность в компетенции источника, а главное, -достоверности информации –это проблема истинности данных. Даже Телеканал новостей «24» первый украинский круглосуточный новостной канал, один из немногих в украинском медиапространстве, который может себе позволить говорить правду и подавать только проверенную информацию только факты, тоже умудрялся подавать «новости» перевернутые с ног на голову.

Использование современной техники для сбора и передачи информации, а также компьютерной коммуникации дает основание говорить о появлении кибержурналистики. Практикуемый ныне в прессе и электронных СМИ обзор блогов ни есть пока журналистика. Равно как и присутствие в интернете группы «Киберсотня», участники которой виртуально поддерживали самооборону Майдана.

Фактически «Киберсотня» это гражданское сообщество из интернет-активистов, намеренное и далее прибегать к массовым действиям в интернете в рамках законодательства, чтобы достичь своей цели – «честности, уважения и справедливости для каждого человека». И у «Киберсотни» уже есть не только свои страницы в Facebook и Twitter [2].

Множатся и украинские социальные сети. Общее же число национальных соцсетей давно перевалило за десяток. Только за последние две недели марта т. г. было анонсировано пять проектов, которые, по словам их разработчиков, составят серьезную конкуренцию ресурсам Марка Цукерберга и Павла Дурова.

AIN.UA подготовил подборку с кратким описанием и скриншотами последних творений украинских программистов.

Эпидемия соцсетей в Украине началась 21 марта 2011 г., когда был анонсирован проект WEUA.info. Команда WEUA объявила всеукраинский бойкот российских социальных сетей «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Спустя несколько дней после анонса WEUA на просторах уанета появилась еще одна социальная сеть. Ресурс называется «Друзі». Интерфейс сайта внешне напоминает Facebook и «ВКонтакте». Но одним из серьезных отличий является то, что в качестве основного языка страницы можно выбрать только украинский. В ближайшее время администраторы ресурса собираются ограничить доступ к социальной сети пользователям из других стран. Есть уже и социальные сети чисто локального характера. Например, соцантисеть «Antiweb.com.ua» создана и запущена специально для жителей Ровно. По словам разработчиков, с ее помощью можно будет находить друзей по интересам, ставить метки.

Процесс появления новых каналов общения и жанров находит неоднозначную оценку, как в журналистской, так и научной среде. Если публиковать информацию в сети может кто угодно, как это предлагают: Луганское народное интернет-ТВ «Голос народа», городской портал «Луганск и луганчане» (ll.lq.ua), сайт «0642.ua», «CityNews–Новости Луганска и Луганской области», региональное информационно-развлекательное агентство «Донбасс», где каждый зарегистрированный пользователь может опубликовать свой материал на сайте. Воспользуйтесь для этого кнопкой «Написать» в «Личном кабинете».

Спрашивается, от чего же тогда зависит то, что один сайт называется «новостным» или «журналистским», а другой — «развлекательным» или «рекламным»?

Однако, даже если форма пока не устоялась, нет точных критериев, чтобы дать определение и отличить работу журналиста и сетевую журналистику от других видов работы с информацией, информация, которая готовится в печать или эфир, должна быть объективною – это аксиома для журналиста. Беда в том, что, если факт – вещь объективная, то информация о факте зависит от того, кто и как оценивает этот факт.

Самой важной чертой деятельности общественных институтов управления масс-медиа, содействующей примирению указанных выше принципов, является акцент на нейтральность и объективность в отношении правительства и общественных проблем, и включение механизмов, побуждающих соответствующие СМИ, реагировать на запросы своей аудитории и отчитываться перед обществом за свою деятельность. И хотя фундаментальные вопросы, затрагивающие борьбу за власть и проблемы интеграции, остаются в информационном поле Украины центральными, вполне вероятно, что ряд ключевых аспектов взаимоотношений медиа и общества придется пересмотреть в свете происходящих изменений.

Литература

  1.  Бакулев Г. П., М. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции / Г. П. Бакулев. – М. : Аспект Пресс, 2005. ‒ 176 с. ‒ [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа : http://buklib.net/books/27296/
  2.  Активисты Майдана создали киберсотню для интернет-борьбы. Киев, 14 февраля – АиФ Украина. ‒ [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа : http://www.aif.ua/society/social/1105599