91191

ЧАЙЛДФРИ ‒ СОЗНАТЕЛЬНЫЙ ВЫБОР ИЛИ МОДНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

В условиях трансформации современного общества модными становятся свободные отношения между молодыми людьми однополые браки получило развитие такое новое явление как чайлдфри представители которого добровольно отказываются от деторождения. Изучение феномена чайлдфри отражено в работах интститута демографии и социальных исследований им. Многие следуют идеологии движения свободных от детей для того чтобы быть в тренде или же стремятся противостоять обществу и...

Русский

2015-07-13

53.76 KB

15 чел.

Медведенко М.Г.,

Восточноукраинский национальный

университет имени Владимира Даля,

г. Луганск, Украина.

«ЧАЙЛДФРИ» ‒ СОЗНАТЕЛЬНЫЙ ВЫБОР ИЛИ МОДНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ?

Постановка проблемы. В условиях трансформации современного общества модными становятся свободные отношения между молодыми людьми, однополые браки, получило развитие такое новое явление, как «чайлдфри», представители которого добровольно отказываются от деторождения. Это движение было основано в 70 - х годах в США, где возникает Национальная организация для неродителей (The National Organization for Non-Parents) и организация No Kidding. Именно в это время начинается социальная и политическая деятельность последователей движения «родители без детей». В 1972 году журнал «TIME» впервые применяет термин «childfree»(в дословном переводе -добровольная бездетность или свобода от детей). Как свидетельствует статистика, больше всего бездетных семей в Японии, Италии, Испании и Португалии. В Германии и США постепенно увеличивается количество молодых людей, которые отказываются от деторождения [1]. Национальный центр статистики здравоохранения США утверждает, что доля американских женщин детородного возраста, которые определяют себя как «добровольно бездетные», быстро растет: 2,4% – в 1982 году, 4,3% – в 1990-м, 6,6% – в 1995-м [2]. В европейских странах открываются рестораны, музеи, отели, где вход с детьми запрещен. Возникает вопрос: общество «потребления» формирует новые ценности, среди которых детям нет места?

Анализ последних исследований и публикаций по проблеме.

Изучение феномена «чайлдфри» отражено в работах интститута демографии и социальных исследований им. М.В. Птухи НАНУ. Особенности «добровольно бездетных» в своих исследованиях описывали Дж. Э. Виверс, К. Джиллеспи, М. Книл, Э.Джоши, Ч.Морелл, Л.Чанси. Снижение рождаемости рассматривали С.В. Захаров, В.А. Борисов, А.Вишневский. Социально – психологические факты, влияющие на репродуктивное положение семьи отражены в исследованиях Л.Е. Дарского, М. Джеймса, А.И. Антонова, В.В.Елизаров, В.В.Бойко. 

Изложение основного материала.

«Объединение неродителей» является явлением мегаполисов - в больших городах люди менее «подвержены» семейным ценностям; приоритетом становится жизнь в свое удовольствие. Представителями «добровольно бездетных» являются материально обеспеченные, высокообразованные люди, которые менее религиозны и откладывают на второй план соблюдение семейных обычаев и гендерных ролей. Бездетные пары, не имеющие детей по физиологическим причинам, не принадлежат к последователям этого направления. Для каждой личности отказ от деторождения происходит на индивидуальном уровне. Высокий уровень образования привел к тому, что многие молодые люди хотят просто жить: посвящать себя карьере, науке, всесторонне развиваться, иметь различные хобби, путешествовать и развлекаться. Все эти мечты и желания с детьми осуществить практически невозможно. Другим аспектом данной проблемы является то, что некоторые люди не хотят заводить детей в связи с психологическими травмами детства. Многие пары появлением ребенка боятся нарушить семейную идиллию, один из супругов боится «отойти» на второй план. Современные женщины ориентированы на личностный и карьерный рост, отдавая дань моде, они боятся испортить фигуру. Результатом этого является потеря одного из главнейших инстинктов - материнского. Эти люди не хотят потерять деньги, здоровье, покой, свободное время для развлечений. Они боятся ответственности, детских болезней, неблагодарности потомков. Многие следуют идеологии движения «свободных от детей» для того, чтобы быть в тренде или же стремятся противостоять обществу и традиционным устоям, они часто подражают знаменитостям, среди которых немало представителей направления «чайлдфри»: Джордж Бернард Шоу, Кристофер Уокен, Фаина Раневская, Майя Плисецкая, Опра Уинфи и др.

Так как движение «добровольно бездетных» очень отличается своей идеологией, то создать целостную картину или описать единую «психологическую проблему» чайлдфри сложно. Большинство «свободных от детей» стремятся к саморазвитию, к личностному и карьерному росту. Они имеют широкий круг интересов и увлечений и при этом позитивно относятся к тем, кто хорошо заботится о своих детях. По нашему мнению, в Украине добровольный отказ от деторождения, мотивирует также отсутствие социальной и экономической стабильности в обществе. Многие считают, что они не способны преодолеть финансовые затруднения и дополнительные затраты, связанные с образованием и лечением ребенка.

Среди представителей «свободных от детей» есть «детоненавистники», но они встречаются и в традиционных семьях. Примером в последнем случае выступают родители, которые отказываются от своих детей. Последователи направления «чайлдфри» - люди разных профессий: врачи, психологи, учителя, политики и бизнесмены. Интересен тот факт, что Джерри Стейнберг, который является основателем No Kidding, Лесли Лафайет, активист по борьбе за права бездетных - учителя.

В каждой стране движение «чайлдфри» имеет свои особенности. В некоторых государствах это явление вдвойне грустное, в связи с их демографической ситуацией. К числу таких государств относится и Украина. По состоянию на декабрь 2011 года в нашей стране проживало 45,6 млн. человек; в 1991 году этот показатель равнялся 52 млн. человек. Таким образом, за годы независимости население Украины сократилось на 6,4 млн. человек [3]. По прогнозам Института демографии и социальных исследований НАНУ до 2050 года население Украины сократится до 36,2 - 36,3 млн. человек [4].

Выводы

Движение «чайлдфри» постоянно испытывает психологическое давление со стороны общества. Многие призывают активно бороться с представителями этого направления. Часто это обусловлено тем, что общество не понимает тех людей, которые разрушают сформировавшиеся поведенческие нормы, ценности и социальные стереотипы. «Движение добровольно бездетных» представляет для многих, безусловно, отклонение от традиционной и привычной модели построения семьи. Угнитая представителей этого направления, окружающие не пытаются понять индивидуальных причин и мотивов их выбора. Социальное явление «чайлдфри» является неоднозначным. С одной стороны – это угроза вырождению нации, разрушение традиционных семейных ценностей, гедонизм, а с другой – идивидуальный выбор каждого человека.

Литература

  1.   Балашова С. «Чайлдфри» - движение за права эгоистов / С. Балашова. [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: http://kabmir.com/novosti.
  2.  «Jurnal By». ‒ [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: http://www.jurnal.by/.
  3.  R.B. GROUP  Маркетинговые исследования. [ Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rb.com.ua/rus/marketing.
  4.  Перший національний. ‒ [ Электронный ресурс]. Режим доступа: http://1tv.com.ua/ru/specialnews/2013/07/10/18782.

Научный руководитель: кандидат социологических наук, доцент кафедры ВНУ им. В.И.Даля Лобовикова Е.А.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37509. Апология Сократа 15.75 KB
  Ксенофонт посвятил Сократу и его учению свои произведения Апология Сократа и Воспоминания о Сократе . Платон же почти все свое учение приписал Сократу так что трудно сказать где кончается Сократ а где начинается Платон Отсутствие прямой информации непосредственно исходящей от Сократа приводит к тому что некоторые историки античной философии в последние десятилетия не раз делали попытки доказать что Сократ всего лишь литературный персонаж. Вопросный метод Сократа Подход Сократа к вопросному методу основан на ведении последовательного...
37510. Патристика и Схоластика 93.75 KB
  К этим принципам относятся: теоцентризм признание в качестве источника всего сущего Бога; креационизм признание того что Бог создал все из ничего; провиденциализм признание того что Бог правит всем; персонализм признание того что человек “персона†сотворен Богом по собственному подобию и наделен совестью; ревеляционизм признание того что самый надежный путь познания наиболее важных для человека истин состоит в постижении смысла Священного писания. И все же на переднем плане осталась проблема человека и его...
37511. Философия. Сборник тестов 425.5 KB
  Предмет и специфика философии. Мировоззрение и философия. Общий обзор исторических типов философии. Античная философия.2 Философия. Средневековья. Философия Возрождения. Философия Нового времени. Немецкая классическая философия. Философия марксизма. Русская философия. Современная западная философия...
37512. Философия. Шпаргалка 363 KB
  Из объемных фигур происходят чувственно воспринимаемые тела которые имеют четыре основы огонь воду землю и воздух; превращение последних приводят к миру живого и человека. Кризис Конечно можно отказаться от атомизма но тогда что делать с парадоксами и апориями элеатов Сюда добавляется еще одна трудность: неясно как подступиться с атомистическими воззрениями к духовному миру человека. Проблема Предлагаемое решение Что удалось объяснить Что не удалось объяснить Что есть единое Материальная субстанция Часть природных явлений...
37514. Философия. Краткий конспект 20.02 KB
  11 Философия Пифагор: Мир не хаос мир подчиняется строгим математическим законам. Средневековая философия. С 5 века по 11 век – европейская философия по 16 – восточная философия. Гуманистическая философия т.
37515. Специфика мифологического мировоззрения 11.53 KB
  Мифологическое мировоззрение характеризуется преимущественно игнорированием причинноследственных методов описания действительности в результате чего картина мира предстает только в ее пространственновременном оформлении например в нереальных сроках жизни людей их перерождении и воскрешении в другом качестве и т. Мифологическое мировоззрение обладает еще одной особенностью – в мифе всегда есть присутствие целостного представления между природной субстанцией и самим человеком. Поэтому мифологическое сознание сначала растворяется в...
37517. Что такое философия На какие вопросы отвечает 10.8 KB
  Философия – не наука. Философия – к человеческим смыслам предпосылкам знания носит созерцательный характер и поэтому исключает научный критерии истинности в качестве которого с точки зрении философии выступает практика. Таким образом философия в отличие от науки – суть абстрактные размышления рефлексия противоположные опыту.