91191

ЧАЙЛДФРИ ‒ СОЗНАТЕЛЬНЫЙ ВЫБОР ИЛИ МОДНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

В условиях трансформации современного общества модными становятся свободные отношения между молодыми людьми однополые браки получило развитие такое новое явление как чайлдфри представители которого добровольно отказываются от деторождения. Изучение феномена чайлдфри отражено в работах интститута демографии и социальных исследований им. Многие следуют идеологии движения свободных от детей для того чтобы быть в тренде или же стремятся противостоять обществу и...

Русский

2015-07-13

53.76 KB

13 чел.

Медведенко М.Г.,

Восточноукраинский национальный

университет имени Владимира Даля,

г. Луганск, Украина.

«ЧАЙЛДФРИ» ‒ СОЗНАТЕЛЬНЫЙ ВЫБОР ИЛИ МОДНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ?

Постановка проблемы. В условиях трансформации современного общества модными становятся свободные отношения между молодыми людьми, однополые браки, получило развитие такое новое явление, как «чайлдфри», представители которого добровольно отказываются от деторождения. Это движение было основано в 70 - х годах в США, где возникает Национальная организация для неродителей (The National Organization for Non-Parents) и организация No Kidding. Именно в это время начинается социальная и политическая деятельность последователей движения «родители без детей». В 1972 году журнал «TIME» впервые применяет термин «childfree»(в дословном переводе -добровольная бездетность или свобода от детей). Как свидетельствует статистика, больше всего бездетных семей в Японии, Италии, Испании и Португалии. В Германии и США постепенно увеличивается количество молодых людей, которые отказываются от деторождения [1]. Национальный центр статистики здравоохранения США утверждает, что доля американских женщин детородного возраста, которые определяют себя как «добровольно бездетные», быстро растет: 2,4% – в 1982 году, 4,3% – в 1990-м, 6,6% – в 1995-м [2]. В европейских странах открываются рестораны, музеи, отели, где вход с детьми запрещен. Возникает вопрос: общество «потребления» формирует новые ценности, среди которых детям нет места?

Анализ последних исследований и публикаций по проблеме.

Изучение феномена «чайлдфри» отражено в работах интститута демографии и социальных исследований им. М.В. Птухи НАНУ. Особенности «добровольно бездетных» в своих исследованиях описывали Дж. Э. Виверс, К. Джиллеспи, М. Книл, Э.Джоши, Ч.Морелл, Л.Чанси. Снижение рождаемости рассматривали С.В. Захаров, В.А. Борисов, А.Вишневский. Социально – психологические факты, влияющие на репродуктивное положение семьи отражены в исследованиях Л.Е. Дарского, М. Джеймса, А.И. Антонова, В.В.Елизаров, В.В.Бойко. 

Изложение основного материала.

«Объединение неродителей» является явлением мегаполисов - в больших городах люди менее «подвержены» семейным ценностям; приоритетом становится жизнь в свое удовольствие. Представителями «добровольно бездетных» являются материально обеспеченные, высокообразованные люди, которые менее религиозны и откладывают на второй план соблюдение семейных обычаев и гендерных ролей. Бездетные пары, не имеющие детей по физиологическим причинам, не принадлежат к последователям этого направления. Для каждой личности отказ от деторождения происходит на индивидуальном уровне. Высокий уровень образования привел к тому, что многие молодые люди хотят просто жить: посвящать себя карьере, науке, всесторонне развиваться, иметь различные хобби, путешествовать и развлекаться. Все эти мечты и желания с детьми осуществить практически невозможно. Другим аспектом данной проблемы является то, что некоторые люди не хотят заводить детей в связи с психологическими травмами детства. Многие пары появлением ребенка боятся нарушить семейную идиллию, один из супругов боится «отойти» на второй план. Современные женщины ориентированы на личностный и карьерный рост, отдавая дань моде, они боятся испортить фигуру. Результатом этого является потеря одного из главнейших инстинктов - материнского. Эти люди не хотят потерять деньги, здоровье, покой, свободное время для развлечений. Они боятся ответственности, детских болезней, неблагодарности потомков. Многие следуют идеологии движения «свободных от детей» для того, чтобы быть в тренде или же стремятся противостоять обществу и традиционным устоям, они часто подражают знаменитостям, среди которых немало представителей направления «чайлдфри»: Джордж Бернард Шоу, Кристофер Уокен, Фаина Раневская, Майя Плисецкая, Опра Уинфи и др.

Так как движение «добровольно бездетных» очень отличается своей идеологией, то создать целостную картину или описать единую «психологическую проблему» чайлдфри сложно. Большинство «свободных от детей» стремятся к саморазвитию, к личностному и карьерному росту. Они имеют широкий круг интересов и увлечений и при этом позитивно относятся к тем, кто хорошо заботится о своих детях. По нашему мнению, в Украине добровольный отказ от деторождения, мотивирует также отсутствие социальной и экономической стабильности в обществе. Многие считают, что они не способны преодолеть финансовые затруднения и дополнительные затраты, связанные с образованием и лечением ребенка.

Среди представителей «свободных от детей» есть «детоненавистники», но они встречаются и в традиционных семьях. Примером в последнем случае выступают родители, которые отказываются от своих детей. Последователи направления «чайлдфри» - люди разных профессий: врачи, психологи, учителя, политики и бизнесмены. Интересен тот факт, что Джерри Стейнберг, который является основателем No Kidding, Лесли Лафайет, активист по борьбе за права бездетных - учителя.

В каждой стране движение «чайлдфри» имеет свои особенности. В некоторых государствах это явление вдвойне грустное, в связи с их демографической ситуацией. К числу таких государств относится и Украина. По состоянию на декабрь 2011 года в нашей стране проживало 45,6 млн. человек; в 1991 году этот показатель равнялся 52 млн. человек. Таким образом, за годы независимости население Украины сократилось на 6,4 млн. человек [3]. По прогнозам Института демографии и социальных исследований НАНУ до 2050 года население Украины сократится до 36,2 - 36,3 млн. человек [4].

Выводы

Движение «чайлдфри» постоянно испытывает психологическое давление со стороны общества. Многие призывают активно бороться с представителями этого направления. Часто это обусловлено тем, что общество не понимает тех людей, которые разрушают сформировавшиеся поведенческие нормы, ценности и социальные стереотипы. «Движение добровольно бездетных» представляет для многих, безусловно, отклонение от традиционной и привычной модели построения семьи. Угнитая представителей этого направления, окружающие не пытаются понять индивидуальных причин и мотивов их выбора. Социальное явление «чайлдфри» является неоднозначным. С одной стороны – это угроза вырождению нации, разрушение традиционных семейных ценностей, гедонизм, а с другой – идивидуальный выбор каждого человека.

Литература

  1.   Балашова С. «Чайлдфри» - движение за права эгоистов / С. Балашова. [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: http://kabmir.com/novosti.
  2.  «Jurnal By». ‒ [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: http://www.jurnal.by/.
  3.  R.B. GROUP  Маркетинговые исследования. [ Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rb.com.ua/rus/marketing.
  4.  Перший національний. ‒ [ Электронный ресурс]. Режим доступа: http://1tv.com.ua/ru/specialnews/2013/07/10/18782.

Научный руководитель: кандидат социологических наук, доцент кафедры ВНУ им. В.И.Даля Лобовикова Е.А.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81993. Стежинами рідного міста 155 KB
  Познайомити учнів з головними історичними подіями в процесі розвитку рідного міста. Розвивати зв’язне мовлення, пізнавальний інтерес, уміння робити висновки. Виховувати патріотичні почуття, бажання набувати нові знання.
81994. Дзеркало людської душі 46.51 KB
  На початку виховної години для розвитку креативного мислення проводиться мозковий штурм Вихователь пропонує дітям відгадати що в неї в подарунковому пакеті пропонуючи підказки з історії виникнення дзеркала його форми і де воно зустрічається в літературі.
81995. ЛЮБОВ – ЦЕ ДАР. І БОГ САМ ВИБИРА, ХТО ЗАСЛУЖИВ ОЦЕ ПІЗНАТИ ДИВО 42.5 KB
  Мета: поспілкуватися з учнями про кохання, про те, що вважається природним і що є небажаним у взаєминах молоді; зорієнтувати учнів на толерантне ставлення до вираження почуттів протилежними статями; допомогти учням розібратися у собі, підготувати до майбутнього сімейного життя.
81996. Виховна година «Злочин і покарання» 35.5 KB
  Мета: запобігати шкідливим звичкам, які негативно впливають на здоров’я підлітків; формувати вміння і навички учнів щодо власної безпеки, розуміння відповідальності за власні вчинки та їх наслідки; виховувати в учнів бажання зберегти власне здоров’я.
81997. Прийди до серця, Україно, благослови добром мене… 45.5 KB
  Мета: виховувати почуття патріотизму, національної гордості, любові до рідного краю, розуміння своєї причетності до всіх подій, які відбувалися в Україні; формувати переконаність у нетлінності духовних скарбів народу.
81998. Пронеси добро і милосердя через усе своє життя 32.5 KB
  Пронеси добро і милосердя через усе своє життя Що таке добро милосердя Як ви думаєте діти Відповіді дітей. Я б хотіла діти щоб ви усвідомлювали свої вчинки несли за них відповідальність бо без відповідальності за них не буде добра і милосердя. Діти Що є головним для кожного з вас що є найважливіше для вас...
81999. Знакомые незнакомцы 53 KB
  Цель викторины: обобщить и расширить знания учащихся о мире животных; развивать память, логическое мышление, творчество, умение сочетать любовь к животным и бережное отношение к ним; воспитывать эстетические чувства, любовь к живой природе.
82000. Внеклассное чтение Волшебница зима 34 KB
  Цель: обобщить знания учащихся о зиме и её отображение в художественных произведениях; расширять круг чтения; совершенствовать умение выразительно читать стихотворения наизусть; развивать навыки самостоятельной работы с художественной литературой, творческие способности учащихся; прививать любовь к литературе.
82001. Сім’я і здоров’я. Ставлення до ВІЛ-інфікованих людей. Рольова гра «Як ВІЛ руйнує імунітет» 51 KB
  Мета: Виховувати любов і повагу до всіх членів родини. Виховувати співчуття і чуйне ставлення до людей ВІЛ-інфікованих. Розширити знання про сім’ю, як основний чинник здоров’я. Розширити знання про ВІЛ-інфекцію, її дію на імунну систему. Розвивати вміння піклуватися про сім’ю – обов’язок усіх членів сім’ї.