91193

ЭкзистенциальныЙ подход к анализу ценностно-нормативной структуры общества

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Состояние социальной нестабильности современного общества все чаще становится предметом дискуссий среди социологов и представителей социальных наук. В этих научных дискуссиях существует относительное согласие в определении нескольких общих причин социальной нестабильности

Украинкский

2015-07-13

48.53 KB

0 чел.

Мельников А.С.,

доцент кафедры социологии,

Восточноукраинский национальный

университет имени Владимира Даля,

м. Луганск, Украина

ЭкзистенциальныЙ ПОДХОД к анализу

ценностно-нормативной структуры общества

Состояние социальной нестабильности современного общества все чаще становится предметом дискуссий среди социологов и представителей социальных наук. В этих научных дискуссиях существует относительное согласие в определении нескольких общих причин социальной нестабильности, среди которых можно отметить распад советского блока, процессы глобализации и революционные изменения в области коммуникационных технологий. Все эти причины объединяет их комплексная взаимозависимость с трансформациями социальных ценностей и норм. В свете анализа стремительных социальных изменений, одной из крайне актуальных и нерешенных исследовательских проблем остается осмысление глубинной экзистенциальной сущности ценностно-нормативной структуры общества и ее динамики.

Нельзя сказать, что проблеме трансформаций ценностно-нормативной структуры общества социологи уделяют недостаточно внимания. Так, в классической социологии наибольшее распространение получила концепция социальной аномии (Э. Дюркгейм, Р. Мертон), объясняющая переходные состояния от одной системы морали к другой. Непосредственно в экзистенциальной социологии попытки обозначить основные черты изменений социальных ценностей и норм отражены в работах Э. Тирикьяна, Дж. Дугласа, М. Болль де Баля, в которых ценностная структура общества рассматривается преимущественно как структура сознания.

Для украинского общества, после распада советской системы, нестабильность стала основной характеристикой социальной жизни и придала негативный характер социально-психологическому состоянию населения, которое также можно назвать состоянием социальной депрессии и массового цинизма. Произошло разрушение не только институционализированных социальных норм, но и моральных ценностей, причем это разрушение произошло в ситуации, когда формирование новой ценностной системы стало ориентироваться на полярно противоположную социокультурную модель западного общества. Кроме этого, кардинальные изменения ценностно-нормативной структуры украинского общества усилились процессами изменений самой западной системы моральных ценностей и норм, вызванными нарастающим потоком глобализации.

По нашему глубокому убеждению, одним из наиболее релевантных теоретико-методологических подходов к исследованию стремительных изменений ценностно-нормативной структуры общества и возникновения вследствие данных изменений состояния социальной нестабильности может стать экзистенциальная социология, направленная на изучение кризисной социальной проблематики, а также совмещающая в себе возможности теоретического и эмпирического анализа.

Изучение трансформаций ценностно-нормативной структуры украинского общества с позиции экзистенциального подхода может быть ориентировано в нескольких основных направлениях.

1) Пограничная ситуация – анализ распада советского общества как социетальной пограничной ситуации, в которой, при трансформациях системы ценностей и норм, обнажилась ранее скрытая, экзистенциальная социальная реальность, лишенная прежних рационализированных форм, выполнявших защитную функцию. Пограничную ситуацию можно описать как разрушение естественной установки и выход за пределы ценностно-нормативных структур сознания.

2) Аутентичность – изучение степени внутренней согласованности истинных и декларируемых ценностей индивида, а также, его согласованности с внешним миром и принятие актуальной реальности, выражающихся, в итоге, в соответствии высших внутренних ценностей и социального поведения.

3) Смысложизненные ориентации – исследование ценностных структур общественного сознания, в которых смысложизненные ценности выступают в качестве предельных уровней ценностных иерархий и могут быть обозначены как экзистенциальные ценности, превосходящие рационально-оценочный и эмоционально-оценочный уровни сознания.

4) Экзистенциальный опыт – качественный эмпирический анализ непосредственного опыта индивидов, переживающих трансформации как состояния субъективной реальности. Сущностью такого подхода является эмпатическое проникновение во внутренний мир индивида, а его общая стратегия ориентирована на индуктивный анализ, где исходным пунктом являются не теоретические обобщения, а эмпирический опыт без преобладания над ним предварительно сконструированной абстрактно-теоретической программы исследования. Среди конкретных качественных методов здесь можно выделить включенное наблюдение, глубинное интервью, интроспекцию, исследование случаев, этнографические и биографические методы и др.

Указанные исследовательские стратегии экзистенциальной социологии могут внести конструктивные изменения в методологию анализа ценностно-нормативной структуры общества и таким образом способствовать ее более глубокому осмыслению.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21990. Гуманизм Италии XIV-XV вв. 147 KB
  Гуманисты были творцами новой системы знания в центре которого стояла проблема человека его земного предназначения термин humanista полагает П. Мишле выдвинул принципиально отличное от средневекового решения проблемы отношения человека к миру. Бурдаха где он писал что новое понимание искусства литературы науки новая концепция человека не вступали в противоречие в христианской религией ибо были предопределены ее пышным цветением в XIII в. Наиболее значительной для Тоффанина была идея божественности человека.
21991. Западная Европа в конце XI в. 30 KB
  Отношения между представителями класса феодалов в государствах Западной Европы строились по принципу т. На ее вершине находился император король который считался верховным сеньором всех феодалов их сюзереном главой феодальной иерархии. Среди церковных феодалов тоже существовала иерархия по рангу занимаемой ими должности: папа римский кардиналы архиепископы епископы аббаты приоры кюре викарий. Многие из них были вассалами светских феодалов по своим земельным владениям и наоборот.
21992. Западные славяне 61.5 KB
  начинается серия войн с Византией велись они с переменным успехом но в целом удачно для Болгарии. престиж Болгарии как международной державы был высок. Послов Болгарии за императорским столом сажали выше чем послов германского императора Оттона I. в Болгарии появилось богомильское движение дуализм.
21993. Индия в IV-VI-VII-XII вв. 50 KB
  Упадок империи Гуптов в Индии явился рубежом отделяющим древность от средневековья. Индии. вождем эфталитов стал Торомана который овладел Гандхарой областью на северозападе Индии затем двинулся в пределы самой империи. Инд частью Центральной Индии совр.
21994. Индия в XII-XVII вв. 74.5 KB
  Завоеванные индийские земли были включены в состав гос. земель державы Гуридов и Мухаммед Гури как их верховный собственник стал раздавать эти земли в условное феодальное держание икта своим военачальникам поставив над ними в качестве наместника Кутбаддина Айбека. Военачальники которым он роздал индийские земли в феодальное держание отказались признать нового правителя Газни своим господином и создали на территории Северной Индии собственное государство получившее название по имени своей столицы Делийский султанат 12061526 гг....
21995. Иран в V-VII – X- XIII вв. 50.5 KB
  Сасанидский Иран крупнейшее государство Передней Азии. Эти изделия вывозились в страны Средиземноморья Азии Китай. Азии. Азии.
21996. Средневековая культура 107 KB
  Не откажите прислать с подателем сего письма деньги а также туфли и чулки. появилось деление на семестры большой ординарный учебный период magnus ordinaries с октября день св. Поскольку смех был изгнан из официальной жизни то поэтому появились праздники дураков которые проводились на Новый год день невинноубиенных младенцев Богоявление Иванов день. Здесь и страдающий Христос окруженный мальчикамиангелами; Тайная вечеря где присутствовал и Фома Аквинский борьба архангела Михаила с демонами источник бьющий вином гроб...
21997. Средневековый город 107.5 KB
  речь идет о функциях и свойствах города его месте в средневековом обществе. В средние века официально городом считалось поселение получившее от властей статус города закрепленный особыми грамотами имеющее внешние атрибуты стены ров укрепления много улиц жителей ратушу собор церкви большие здания порт рынки административные учреждения скопление властей уличную толпу. Существует свыше десятка теорий происхождения средневекового города: романистическая идея непрерывного развития города от римских времен до нового времени...
21998. Столетняя война (1137-1453) 60.5 KB
  Можно рассматривать и как феодальную войну за наследство земли но и как освободительную борьбу о стороны Франции и как первый общеевропейский международный конфликт. Но во Франции сославшись на LXIX титул Lex Salica лилии не прядут престол отдали представителю боковой линии французского дома Капетингов племяннику Филиппа Красивого Филиппу Валуа Филипп VI 13281350 и кузену Карла IV. Эдуард III начал войну в которую втянулись империя Фландрия Арагон Португалия на стороне Англии Кастилия Шотландия папство на стороне...