91194

ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ДИАПАЗОНЕ

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Все, что для человека является дорогим, жизненно важным и определяет его отношение к действительности, называется ценностями, которые формировались вместе с развитием человечества, его культуры. Существует деление ценностей на материальные и духовные.

Русский

2015-07-13

53.79 KB

2 чел.

Мельникова С.В.,

Мелитопольский государственный

педагогический университет

имени Богдана Хмельницкого,

г. Мелитополь, Украина

ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ДИАПАЗОНЕ

Постановка проблемы. Все, что для человека является дорогим, жизненно важным и определяет его отношение к действительности, называется ценностями, которые формировались вместе с развитием человечества, его культуры. Существует деление ценностей на материальные и духовные. Материальные ценности способствуют жизни человека. Духовные – призваны вызывать у человека высокие чувства и обладают практической значимостью – воздействуют своим содержанием на жизнь отдельного человека и общества в целом [3]. Без духовных ценностей не может быть материального, технического, интеллектуального прорыва в будущее и должного человеческого общения в высоком смысле этого слова.

По мнению Дж.П.Кэррилея [4], духовные ценности труднее всего достичь, потому что кого-либо к ним принудить; они формируются в течение длительного времени, но в конечном итоге они могут так и не сформироваться.

Анализ последних достижений и публикаций по проблеме. Данная проблема освещена в работах А.Ф.Бондаренко, Н.Н.Никитиной, И.А.Соловцовой, Дж.П.Кэррилея. Учитывая, что в кризисный период общества происходит смена ценностных ориентиров, нарушается духовное единство людей, размываются жизненные ориентиры молодежи, определилась тематика данного исследования.

Изложение основного материала. В современном гуманитарном знании понятие духа, духовности и духовной жизни играет очень важную роль, ибо выражает собой основные мировоззренческие поиски, которые характерны для человечества в эпоху его глубоко кризисного состояния.

В своей работе «Философия духа» Г.В.Ф.Гегель [2] дал определение духа как способности постигать себя, как форму самопознания. По мнению автора, для человека духовная жизнь есть форма самопонимания и самоопределения. Личность представляет собой субъективную сторону духовности, т.е. ее внутреннюю, скрытую от непосредственного наблюдения, внешне не выражаемую форму.

Через духовность человек не только познает себя - он еще и обращается к постижению внешнего мира. В работах русского философа Н.А.Бердяева [1] есть идея о том, что человеческий дух космичен, имеет поистине вселенский масштаб. Человек как микрокосм содержит в себе все тайны Вселенной, поэтому, разгадывая себя, человек тем самым получает возможность разгадать смыслы всех вещей. По Н.А.Бердяеву, лишь тот есть Вселенная внутри себя, кто равен Вселенной, способен ее познать.

В настоящее время наше общество переживает кризисную ситуацию, явления которой оказали негативное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку. Отдельной проблемой выделяется духовный кризис. По мнению Н.Н.Никитиной [5], духовный кризис – глобальное явление, которое связывают с преобладающим характером цивилизационного развития человечества. Современное постиндустриальное общество, ориентированное на максимальное потребление материальных благ и преобразование окружающего мира для более полного их удовлетворения, породило особый тип технократической личности – «кибернетического человека», интеллектуально развитого и технически образованного, но неспособного к подлинно человеческим отношениям и духовно отчужденного от мира природы и человеческой культуры.

В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры молодежи, происходит девальвация ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. Поэтому, в настоящее время образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации общества, в его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.

Известно, что ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. По Л.С.Выготскому, наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому в учебных заведениях должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь молодежи. Отношение к обучению и учебным заведениям, как единственным социальным институтам, через которые проходят все граждане нашей страны, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства. Ребенок, подросток, молодежь наиболее восприимчивы к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В дальнейшем недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.

Обращение государства и системы образования к идее духовно-нравственного воспитания как основного условия возрождения современного общества и человека не случайно. Нравственная деградация, прагматизм, утрата смысла жизни и культ потребления, подростковая наркомания и алкоголизм – вот те характеристики состояния современного общества и человека, которые свидетельствуют о духовном кризисе общества и утрате духовного здоровья личности.

По мнению Н.Н.Никитиной [5], формирование духовно-нравственной культуры подрастающего поколения стало одним из приоритетов государственной образовательной политики. Автор считает, что эта проблема духовного воспитания перестает быть преимущественно делом различных, чуждых нам конфессий и деструктивных сект. В настоящее время ее разрешение осуществляется в сотрудничестве, объединении усилий государства, общественности, системы образования и православной церкви.

Изначально сущность, основное назначение воспитания заключается в формировании духовного стержня человека – его внутреннего, духовного мира, который проявляется в системе его эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру и к самому себе. Разложив воспитание на отдельные составляющие (интеллектуальное, эстетическое, нравственное, трудовое, физическое и т.д.), педагогическая наука сослужила плохую службу педагогу-практику, побудив его поверить в возможность формирования и развития человека «по частям», в то время как целостность человека и проявление его человеческой сущности в любых видах деятельности возможны только на основе становления его целостного духовного мира.

Современные педагоги [5, 6] считают, что духовность – качественная характеристика сознания и самосознания личности, отражающая целостность и гармонию ее внутреннего мира, способность выходить за пределы себя и гармонизировать свои отношения с окружающим миром. Она определяется не столько образованностью, широтой и глубиной культурных запросов и интересов, сколько предполагает постоянный и непрекращающийся труд души, осмысление мира и себя в этом мире, стремление к совершенствованию себя, преобразованию пространства собственного внутреннего мира, расширению своего сознания. Это и особый эмоциональный строй личности, проявляющийся в тонких движениях души, обостренном восприятии всего, что окружает человека, в способности к высоким духовным состояниям и установлению тонких духовных связей между людьми, в основе которых – чуткое отношение к человеку, забота о его духовном росте и благополучии.

Выводы. Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающейся молодежи в учебных заведениях является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определённый характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащейся молодежи в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.

Литература

  1.  Бердяев Н.А. Смысл творчества / Н.А. Бердяев // в кн. : Энциклопедия философских наук. – М. : Политиздат. – 1973. – 326 с.
  2.  Гегель Г.В.Ф. Философия духа / Г.В.Ф. Гегель // в кн. : Энциклопедия философских наук. – М. : Политиздат. – 1973. – 326 с.
  3.  Каган М.С. Философия культуры / М.С. Каган. – СПб. : ТОО ТК «Петрополис», 1996. – 416 с.
  4.  Кэррилей Дж.П. Сохранение морального и физического здоровья в эпоху культурных перемен: основы морали и духовности / Дж. П. Кэррилей // Человек и христианское мировоззрение. – 2004. – Вып.9. – С.6-12/
  5.  Никитина Н.Н. Социально-педагогические основы ценностного самоопределения в ранней юности: [методическое пособие / Н.Н. Никитина, В.Г. Балашова, Н.М. Новичкова]. – Ульяновск: УлГПУ, 2006. – 273 с.
  6.  Соловцова И.А. Законы духовной жизни человека как основа духовного воспитания / И.А. Соловцова // Проблемы духовного воспитания: Гуманитарно-целостный подход: [материалы круглого стола], 20 октября 2005 г. / cост. И.А. Соловцова ; под ред. Н.М. Борытко. – Волгоград: ТЦ «ОПТИМ», 2006. – С. 5-10.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17391. СОЦИОЛОГИЯ ВИЛЬФРЕДО ПАРЕТО 130.5 KB
  Лекция седьмаяСОЦИОЛОГИЯ ВИЛЬФРЕДО ПАРЕТО Содержание Жизнь и научная деятельность Идейные истоки и особенности мировоззрения Социология как логикоэкспериментальная наука Логические и нелогические действия Осадки и производные Общество как система в
17392. Линия. Пространственные кривые лини 93 KB
  Линия. Пространственные кривые лини В начертательной геометрии кривую линию часто рассматривают как траекторию описанную движущейся точкой. Кривая линия может быть плоской или пространственной. Все точки плоской кривой принадлежат некоторой плоскости. Крив...
17393. Взаимное положение прямых в пространстве 60.5 KB
  Взаимное положение прямых в пространстве. Рассмотрим взаимное положение прямых в пространстве : параллельные прямые пересекающиеся и скрещивающиеся. Параллельные прямые. Параллельные прямые это прямые лежащие в одной плоскости и никогда ...
17394. Плоскость, линии и точки в плоскости 73.5 KB
  Плоскость линии и точки в плоскости. Проецирование элементов определяющих плоскость. При ортогональном проецировании любая плоскость может быть задана на чертеже проекциями трех точек не лежащих на одной прямой ; проекциями прямой и точки не лежащей на данно...
17395. ВЗАИМНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРЯМЫХ И ПЛОСКОСТЕЙ 64.5 KB
  ВЗАИМНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРЯМЫХ И ПЛОСКОСТЕЙ Прямая параллельная плоскости. Если прямая АВ параллельна прямой лежащей в некоторой плоскости то она параллельна этой плоскости. Если необходимо через заданную точку провести прямую параллельную заданной плоскости необ
17396. ПОВЕРХНОСТИ И ТЕЛА 70.5 KB
  ПОВЕРХНОСТИ И ТЕЛА Все поверхности можно подразделить на графические закон образования которых нам не известен и примером такой поверхности может быть топографическая поверхность Земли и геометрические закон которых известен. Часть пространства ограниченная
17397. ПОВЕРХНОСТИ И ТЕЛА. Циклические поверхности 74.5 KB
  ПОВЕРХНОСТИ И ТЕЛА Циклические поверхности Циклические поверхности могут быть образованы движением в пространстве какой либо окружности постоянного или переменного радиуса при перемещении ее центра по криволинейной направляющей а плоскость окружности ост
17398. Винтовые поверхности 53 KB
  Винтовые поверхности. Винтовой поверхностью называется поверхность которая описывается образующей при ее винтовом движении. Образующие могут быть как кривыми так и прямыми линиями. Прямые линии обычно называются винтовыми параллелями. Расстояние между винтов
17399. Пересечение поверхностей геометрических тел плоскостями 62.5 KB
  Пересечение поверхностей геометрических тел плоскостями. Сечение гранных тел проецирующими плоскостями. При пересечении поверхностей тел проецирующими плоскостями одна проекция сечения совпадает с проекцией проецирующей плоскости. Рассмотрим чертеж шести