91194

ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ДИАПАЗОНЕ

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Все, что для человека является дорогим, жизненно важным и определяет его отношение к действительности, называется ценностями, которые формировались вместе с развитием человечества, его культуры. Существует деление ценностей на материальные и духовные.

Русский

2015-07-13

53.79 KB

2 чел.

Мельникова С.В.,

Мелитопольский государственный

педагогический университет

имени Богдана Хмельницкого,

г. Мелитополь, Украина

ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ДИАПАЗОНЕ

Постановка проблемы. Все, что для человека является дорогим, жизненно важным и определяет его отношение к действительности, называется ценностями, которые формировались вместе с развитием человечества, его культуры. Существует деление ценностей на материальные и духовные. Материальные ценности способствуют жизни человека. Духовные – призваны вызывать у человека высокие чувства и обладают практической значимостью – воздействуют своим содержанием на жизнь отдельного человека и общества в целом [3]. Без духовных ценностей не может быть материального, технического, интеллектуального прорыва в будущее и должного человеческого общения в высоком смысле этого слова.

По мнению Дж.П.Кэррилея [4], духовные ценности труднее всего достичь, потому что кого-либо к ним принудить; они формируются в течение длительного времени, но в конечном итоге они могут так и не сформироваться.

Анализ последних достижений и публикаций по проблеме. Данная проблема освещена в работах А.Ф.Бондаренко, Н.Н.Никитиной, И.А.Соловцовой, Дж.П.Кэррилея. Учитывая, что в кризисный период общества происходит смена ценностных ориентиров, нарушается духовное единство людей, размываются жизненные ориентиры молодежи, определилась тематика данного исследования.

Изложение основного материала. В современном гуманитарном знании понятие духа, духовности и духовной жизни играет очень важную роль, ибо выражает собой основные мировоззренческие поиски, которые характерны для человечества в эпоху его глубоко кризисного состояния.

В своей работе «Философия духа» Г.В.Ф.Гегель [2] дал определение духа как способности постигать себя, как форму самопознания. По мнению автора, для человека духовная жизнь есть форма самопонимания и самоопределения. Личность представляет собой субъективную сторону духовности, т.е. ее внутреннюю, скрытую от непосредственного наблюдения, внешне не выражаемую форму.

Через духовность человек не только познает себя - он еще и обращается к постижению внешнего мира. В работах русского философа Н.А.Бердяева [1] есть идея о том, что человеческий дух космичен, имеет поистине вселенский масштаб. Человек как микрокосм содержит в себе все тайны Вселенной, поэтому, разгадывая себя, человек тем самым получает возможность разгадать смыслы всех вещей. По Н.А.Бердяеву, лишь тот есть Вселенная внутри себя, кто равен Вселенной, способен ее познать.

В настоящее время наше общество переживает кризисную ситуацию, явления которой оказали негативное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку. Отдельной проблемой выделяется духовный кризис. По мнению Н.Н.Никитиной [5], духовный кризис – глобальное явление, которое связывают с преобладающим характером цивилизационного развития человечества. Современное постиндустриальное общество, ориентированное на максимальное потребление материальных благ и преобразование окружающего мира для более полного их удовлетворения, породило особый тип технократической личности – «кибернетического человека», интеллектуально развитого и технически образованного, но неспособного к подлинно человеческим отношениям и духовно отчужденного от мира природы и человеческой культуры.

В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры молодежи, происходит девальвация ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. Поэтому, в настоящее время образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации общества, в его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.

Известно, что ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. По Л.С.Выготскому, наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому в учебных заведениях должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь молодежи. Отношение к обучению и учебным заведениям, как единственным социальным институтам, через которые проходят все граждане нашей страны, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства. Ребенок, подросток, молодежь наиболее восприимчивы к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В дальнейшем недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.

Обращение государства и системы образования к идее духовно-нравственного воспитания как основного условия возрождения современного общества и человека не случайно. Нравственная деградация, прагматизм, утрата смысла жизни и культ потребления, подростковая наркомания и алкоголизм – вот те характеристики состояния современного общества и человека, которые свидетельствуют о духовном кризисе общества и утрате духовного здоровья личности.

По мнению Н.Н.Никитиной [5], формирование духовно-нравственной культуры подрастающего поколения стало одним из приоритетов государственной образовательной политики. Автор считает, что эта проблема духовного воспитания перестает быть преимущественно делом различных, чуждых нам конфессий и деструктивных сект. В настоящее время ее разрешение осуществляется в сотрудничестве, объединении усилий государства, общественности, системы образования и православной церкви.

Изначально сущность, основное назначение воспитания заключается в формировании духовного стержня человека – его внутреннего, духовного мира, который проявляется в системе его эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру и к самому себе. Разложив воспитание на отдельные составляющие (интеллектуальное, эстетическое, нравственное, трудовое, физическое и т.д.), педагогическая наука сослужила плохую службу педагогу-практику, побудив его поверить в возможность формирования и развития человека «по частям», в то время как целостность человека и проявление его человеческой сущности в любых видах деятельности возможны только на основе становления его целостного духовного мира.

Современные педагоги [5, 6] считают, что духовность – качественная характеристика сознания и самосознания личности, отражающая целостность и гармонию ее внутреннего мира, способность выходить за пределы себя и гармонизировать свои отношения с окружающим миром. Она определяется не столько образованностью, широтой и глубиной культурных запросов и интересов, сколько предполагает постоянный и непрекращающийся труд души, осмысление мира и себя в этом мире, стремление к совершенствованию себя, преобразованию пространства собственного внутреннего мира, расширению своего сознания. Это и особый эмоциональный строй личности, проявляющийся в тонких движениях души, обостренном восприятии всего, что окружает человека, в способности к высоким духовным состояниям и установлению тонких духовных связей между людьми, в основе которых – чуткое отношение к человеку, забота о его духовном росте и благополучии.

Выводы. Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающейся молодежи в учебных заведениях является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определённый характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащейся молодежи в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.

Литература

  1.  Бердяев Н.А. Смысл творчества / Н.А. Бердяев // в кн. : Энциклопедия философских наук. – М. : Политиздат. – 1973. – 326 с.
  2.  Гегель Г.В.Ф. Философия духа / Г.В.Ф. Гегель // в кн. : Энциклопедия философских наук. – М. : Политиздат. – 1973. – 326 с.
  3.  Каган М.С. Философия культуры / М.С. Каган. – СПб. : ТОО ТК «Петрополис», 1996. – 416 с.
  4.  Кэррилей Дж.П. Сохранение морального и физического здоровья в эпоху культурных перемен: основы морали и духовности / Дж. П. Кэррилей // Человек и христианское мировоззрение. – 2004. – Вып.9. – С.6-12/
  5.  Никитина Н.Н. Социально-педагогические основы ценностного самоопределения в ранней юности: [методическое пособие / Н.Н. Никитина, В.Г. Балашова, Н.М. Новичкова]. – Ульяновск: УлГПУ, 2006. – 273 с.
  6.  Соловцова И.А. Законы духовной жизни человека как основа духовного воспитания / И.А. Соловцова // Проблемы духовного воспитания: Гуманитарно-целостный подход: [материалы круглого стола], 20 октября 2005 г. / cост. И.А. Соловцова ; под ред. Н.М. Борытко. – Волгоград: ТЦ «ОПТИМ», 2006. – С. 5-10.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26550. ВСЭ И ТОВАРНАЯ ОЦЕНКА ЯИЦ. ТОВАРОВЕДЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ЯИЦ 18.32 KB
  Яйца куриные пищевые ГОСТ Р 52121 2003 в зависимости от сроков хранения и качества подразделяют на диетические и столовые. К диетическим относят яйца срок хранения которых не превышает 7 суток со дня сортировки маркировки не считая дня снесения. В холодильнике яйца хранят при температуре 2 . Яйца принятые в торговую сеть как диетические но срок хранения которых установленный для яиц диетических в процессе реализации превысил 7 суток пере водят в категорию столовых.
26551. ВСЭ И САНИТАРНАЯ ОЦЕНКА МЯСА ВЫНУЖДЕННО УБИТЫХ ЖИВОТНЫХ ПРИ НЕЗАРАЗНЫХ БОЛЕЗНЯХ (ТИМПАНИЯ, ОЖОГИ, АСФИКСИЯ, ТРАВМЫ) 15.16 KB
  ВСЭ И САНИТАРНАЯ ОЦЕНКА МЯСА ВЫНУЖДЕННО УБИТЫХ ЖИВОТНЫХ ПРИ НЕЗАРАЗНЫХ БОЛЕЗНЯХ ТИМПАНИЯ ОЖОГИ АСФИКСИЯ ТРАВМЫ. ВСЭ и санитарная оценка мяса вынужденно убитых животных при незаразных болезней. ВОСПАЛЕНИЯ ВЕРХНИХ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ а также бронхиты пневмонии плевриты бронхопневмонии и плевропневмонии незаразной этиологии регистрируют чаще у молодняка и реже у взрослых убойных животных. Наиболее частые причины болезней содержание животных в сырых холодных помещениях на сквозняках цементном полу; скармливание заплесневелых кормов...
26552. ВСЭ И САНИТАРНАЯ ОЦЕНКА МЯСА ПРИ АКТИНОМИКОЗЕ И НЕКРОБАКТЕРИОЗЕ. НЕКРОБАКТЕРИО3 11.61 KB
  Больные овцы хромают; при поражении обеих передних ног они ползают на путовых или карпальных суставах при поражении задних конечностей овцы подставляют их далеко под живот; при глубоком поражении тканей нередко спадает роговой башмак. При поражении нескольких органов удовлетворительной упитанности туши решение о возможности использования мяса и внутренних органов принимают после проведения бактериологического исследования на наличие патогенной кокковой микрофлоры и сальмонелл. При поражении костей на месте губчатого костного вещества...
26553. ВСЭ И САНИТАРНАЯ ОЦЕНКА МЯСА ПРИ БРУЦЕЛЛЕЗЕ 5.19 KB
  При ветеринарносанитарной оценке мяса от бруцеллезных животных учитывают клинические признаки заболевания патологоанатомические изменения и данные серологических исследований. Мясо полученное от убоя животных всех видов которые имели клинические или патологоанатомические признаки бруцеллеза выпускают после проварки. Голова печень сердце легкие почки желудки и другие внутренние органы полученные от убоя животных всех видов реагирующих на бруцеллез или имеющие клинические признаки бруцеллеза выпускать в сыром виде запрещается; их...
26554. ВСЭ ПРОДУКТОВ УБОЯ ДИКИХ ПРОМЫСЛОВЫХ ЖИВОТНЫХ 8.84 KB
  ВСЭ ПРОДУКТОВ УБОЯ ДИКИХ ПРОМЫСЛОВЫХ ЖИВОТНЫХ В зависимости от вида диких животных их мясо отличается по органолептическим признакам морфологическому и химическому составу вкусовым и кулинарным качествам. У одних животных его мало лось заяц и такое мясо относится к тощему у других бывают значительные отложения медведь северный олень кабан. У большинства диких животных сразу после снятия шкуры мясо красного цвета. МЯСО ЛОСЯ темнокрасного цвета мышцы на разрезе грубоволокнистые однородного цвета покрыты плотными хорошо...
26555. ВСЭ ПРОДУКТОВ УБОЯ ЖИВОТНЫХ ПРИ ЛУЧЕВОЙ БОЛЕЗНИ,ВЫЗВАННОЙ ВНЕШНИМ ГАММА-ОБЛУЧЕНИЕМ 3.55 KB
  ВСЭ ПРОДУКТОВ УБОЯ ЖИВОТНЫХ ПРИ ЛУЧЕВОЙ БОЛЕЗНИВЫЗВАННОЙ ВНЕШНИМ ГАММАОБЛУЧЕНИЕМ. При внешнем облучении и первом начальном периоде болезни возбуждение сменяется угнетением и общей слабостью снижается атшетит 'появляется тахикардия гиперемия слизистых оболочек одышка 'повышение температуры на 03 05 С усиливается перистальтика возможны рвота и . Третий период разгар болезни характеризуется лихорадкой снижением аппетита общим угнетением поносом с кровью j нарушениями в органах кроветворения и сердечнососудистой...
26556. ВСЭ ПРОДУКТОВ УБОЯ ПРИ ВНУТРЕННЕМ ПОРАЖЕНИИ РВ 2.97 KB
  Выздоровление длится более 3 мес а при крайне тяжелой степени наступает смертельный исход.При хроническом течении различают три степени болезни: легкую среднюю и тяжелую. При легкой степени наблюдаются функциональные изменения в сердечнососудистой системе и органах пищеварения дистоння. При средней степени снижается количество лимфоцитов и нейтрофилов с общей лейкопенией проявляется тромбоцитопения и умеренная эритропения.
26557. ВСЭ ПРОДУКТОВ УБОЯ ПРИ ЛЕПТОСПИРОЗЕ И ЛИСТЕРИОЗЕ 8.32 KB
  Если имеются дегенеративные изменения мускулатуры или желтушное окрашивание не исчезающее в течение двух суток тушу и все внутренние органы направляют на техническую утилизацию. При отсутствии дегенеративных изменений в мускулатуре но при наличии в ней желтушного окрашивания исчезающего в течение двух суток тушу а также внутренние органы не имеющие патологических изменений выпускают после проварки. Кишечник и патологически измененные органы направляют на техническую утилизацию. Патологически измененные органы кровь и головы от...
26558. ВСЭ ТУШ И ОРГАНОВ ВЫНУЖДЕННО УБИТЫХ ЖИВОТНЫХ ПРИ ОТРАВЛЕНИИ ОРГАНИЧЕСКИМИ И МИНЕРАЛЬНЫМИ ЯДАМИ. ПРИЧИНА ОТРАВЛЕНИЙ И ПИЩЕВАЯ НЕПОЛНОЦЕННОСТЬ МЯСА ОТРАВИВШИХСЯ ЖИВОТНЫХ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА 21.73 KB
  ВСЭ ТУШ И ОРГАНОВ ВЫНУЖДЕННО УБИТЫХ ЖИВОТНЫХ ПРИ ОТРАВЛЕНИИ ОРГАНИЧЕСКИМИ И МИНЕРАЛЬНЫМИ ЯДАМИ. ПРИЧИНА ОТРАВЛЕНИЙ И ПИЩЕВАЯ НЕПОЛНОЦЕННОСТЬ МЯСА ОТРАВИВШИХСЯ ЖИВОТНЫХ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА. В практике встречаются случаи отравлений сельскохозяйственных животных минеральными удобрениями ядовитыми растениями хлоридом натрия и другими солями минеральными ядами мышьяк медь и др. Особо опасны при отравлениях животных фосфорорганические хлорорганические карбаматные ртутьсодержащие и другие пестициды ядохимикаты} которые используют в борьбе с...