912

Ценностные ориентации подростков

Курсовая

Педагогика и дидактика

Теоретические аспекты формирования ценностных ориентаций подростков. Подходы в исследовании ценностных ориентаций подростков. Экспериментальное исследование ценностных ориентаций подростков. Анализ результатов экспериментального исследования.

Русский

2013-01-06

164.5 KB

576 чел.

                                   Министерство образования и науки Р.Ф.

Федеральное агенство образования

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия

Кафедра психологии

Курсовая работа

Ценностные ориентации подростков.

Выполнила: Ефимова О. С.

студентка ФЛФ, 31 группа.

Проверила: Кузнецова Е. Н.

Кандидат психологических наук

Доцент

Нижний Тагил, 2011 год

Содержание

Содержание …………………………………………………………2

Введение……………………………………………………………...3

Глава 1 . Теоретические аспекты формирования ценностных ориентаций подростков……………………………………………………5

  1.  Краткая характеристика подросткового возраста…………5
    1.  Подходы в исследовании ценностных ориентаций подростков…………………………………………………………………14
    2.  Формирование  ценностных ориентаций личности……….17

Выводы по главе……………………………………………………23

Глава 2. Экспериментальное исследование ценностных ориентаций подростков…………………………………………………………………25

2.1. Описание и обоснование методов исследования…………….25

2.2.  Анализ результатов экспериментального исследования…..29

Заключения…………………………………………………………..31

Литература…………………………………………………………..33

Введение

          Современная образовательная ситуация характеризуется гуманизацией и гуманитаризацией обучения и воспитания, ориентации на развитие целостной, разносторонне развитой личности, способной к самоопределению в многообразии открывающихся в ней перспектив. Одним из неотъемлемых процессов в усилении гуманизации образования является его аксиологизация - насыщение ценностно важными содержательными компонентами, играющими значительную роль в становлении мировоззрения, в духовном развитии школьника. Однако, основное влияние в подростковом возрасте на формировании личности оказывает не столько собственно содержание образования, сколько методы и технологии обучения и воспитания, характер и стиль педагогического общения. Нельзя также не учитывать влияния собственной субъективности, социальной среды и наследственности подростка.

Проблема развития ценностных ориентаций является междисциплинарной и имеет богатую историю развития. Она изучалась философами: Н.А.Бердяевым, Н.О. Лосским, А.А. Лосевым, М.Каганом, социологами: У. Томасом, Ф. Знаменским, М.Вебером, психологами: А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном В.Н. Мясищевым и Б.Г. Ананьевым, Л. И. Божович и педагогами: В. А. Караковским, В.А. Сластениным, И.Я Лернером, И.Л. Федотенко. Несмотря на значительный литературный материал по проблеме, вне поля зрения ученых оставался такой аспект как развитие ценностных ориентаций подростков.

Актуальность избранной проблемы в научном аспекте определяется необходимостью рассмотрения влияния педагогического общения с подростками на развитие эмоционально-ценностного отношения к духовности, человеческой культуре и истории, к знанию как таковому, культуре.

Объект – подростки 14 – 15 лет.

Предмет исследования – система ценностных ориентаций подростков 14 – 15 лет.

Цель – изучение системы ценностных ориентаций подростков.

Задачи:

  1.  На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть теоретические аспекты ценностных ориентации подростков.
  2.  Провести экспериментальное исследование и сделать анализ полученных результатов.
  3.  Опираясь на результаты исследования сделать вывод о характере ценностных ориентаций подростков.

Глава 1. Теоретические аспекты формирования ценностных ориентаций подростков.

  1.  Краткая характеристика подросткового возраста.

Средний школьный возраст принято в психологии называть отроческим или подростковым. Его границы охватывают возраст от 9-11 до 14-15 лет. Отрочество - период жизни между детством и взрослостью. Однако уже это простое определение содержит проблему: если начало пубертатного периода может быть с достаточной четкостью определено с помощью биологических критериев, то этого нельзя сказать о его окончании. Отрочество кончается, когда индивид достигает социальной и эмоциональной зрелости и получает опыт, способность и желание принять на себя роль взрослого, выражающуюся в широком веере поступков - так, как она задана той культурой, в которой живет .

Возраст отрочества, являясь одним из наиболее сложных периодов развития человека, во многом определяет дальнейшее развитие субъекта.

Важнейший фактор развития личности подростка - его собственная большая социальная активность, направленная на усвоение определенных образцов и ценностей, на построение удовлетворяющих отношений со взрослыми и сверстниками, и, наконец, на себя .

Сравнивая себя со взрослым, подросток приходит к выводу, что между ним и взрослым никакой особой разницы нет. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, он осознает, что также обладает правами. Центральное новообразование этого возраста - возникновение представления о себе как не о ребенке; подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к миру детей, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, но зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими.

Процесс формирования новообразований растянут во времени и может происходить неравномерно, из-за чего в подростке одновременно существуют и детское и взрослое. В его социальной ситуации развития наличествуют 2 тенденции: 1) тормозящая развитие взрослости (занятость школьной учебой, отсутствие других постоянных и социально значимых обязанностей, материальная зависимость и родительская опека и т.п.); 2) овзросляющая (акселерация, некоторая самостоятельность, субъективное ощущение взрослости и т.п.). Это создает огромное разнообразие индивидуальных вариантов развития в подростковом возрасте. Учитель может, например, в VII классе обнаружить школьников с детским обликом и интересами, но также и почти взрослых подростков, уже приобщившихся к некоторым сторонам жизни взрослых (и часто бравирующих этим). В любом среднем классе (V-VIII) есть интеллектуалы, занимающиеся самообразованием и профессионально определившиеся, но есть и те, кто не способен самостоятельно усвоить даже учебный материал .

Открывается подростковый возраст кризисом, по которому часто весь период именуют критическим, переломным. Кризис связан с многочисленными качественными сдвигами в развитии, часто носящими характер коренной ломки прежних особенностей, интересов и отношений ребенка. Эти сдвиги происходят в сравнительно короткий срок, что производит впечатление неожиданного скачка, срыва. Перемены в психическом развитии нередко сопровождаются появлением у самого подростка значительных субъективных трудностей разного порядка и трудностям в его воспитании и общении с ним. В это время подросток не поддается дисциплинарным воздействиям взрослых, становится непослушным, дерзким, упрямым, грубым. Для него типичны демонстративные протестные реакции, негативизм, строптивость. Он становится скрытным, замкнутым, недоверчивым.

В развитии идеи, что подростковый возраст есть период поиска ребенком своего места в обществе, проникновение в общественную жизнь взрослых, особая роль принадлежит К. Левину. Он первым поставил проблему подростка в контекст социальной психологии: подросток, вышедший из мира детей и не дошедший до мира взрослых, оказывается между социальными группами, неприкаянным, что порождает особую подростковую субкультуру.

Не обошел вниманием подростковый возраст и Л.С. Выготский, поставивший новые проблемы исследования подросткового возраста - необходимость выделять основное новообразование в сознании подростка и выяснить особенности социальной ситуации развития . Таким центральным и специфическим для возраста новообразованием является возникающее представление о себе как уже не ребенке: он начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым. Своеобразие этой особенности, названной чувством взрослости, заключается в том, что подросток отвергает свою принадлежность к детям, но полноценной взрослости еще нет, хотя появляется потребность в признании его взрослости окружающими.

Основой этого чувства взрослости является как осознание физиологических сдвигов в собственном организме, так и субъективное переживание социальных изменений (в частности, в отношениях с родителями). Л.С. Выготский писал, что если в начале фаза развития интересов стоит под знаком романтических стремлений, то конец фазы знаменуется реалистическим и практическим выбором одного наиболее устойчивого интереса, большей частью непосредственно связанного с основной жизненной линией, избираемой подростком.

Особое внимание он обращал на развитие мышления в подростковом возрасте. Главное в нем - овладение подростком процессом образования понятий, который ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности, новым способам поведения. По словам Л.С. Выготского, функция образования понятий лежит в основе всех интеллектуальных изменений в этом возрасте.

Важные изменения происходят и в развитии воображения. Под влиянием абстрактного мышления воображение уходит в сферу фантазии, которая обращается в интимную сферу, скрываемую от других, являющуюся формой мышления исключительно для самого себя. Подросток прячет свои фантазии как сокровеннейшую тайну и охотнее признается в своих проступках, чем обнаруживает свои фантазии.

Происходят изменения и в организации памяти. На первое место выходит смысловая, логическая память. Это есть результат интеграции мышления и памяти: память становится осмысленной в куда большей степени, чем у младшего школьника. Другие виды мнемических процессов испытывают в этот период по большей части количественные изменения.

Л.С. Выготский описал также еще два новообразования подросткового возраста - это развитие рефлексии и на ее основе развитие самосознания. Развитие рефлексии не ограничивается только внутренними изменениями самой личности, в связи с возникновением самосознания для подростка становится возможным и неизмеримо более широкое и глубокое понимание других людей. Развитие самосознания, как никакая другая сторона душевной жизни, как считал Л.С. Выготский, зависит от культурного содержания среды.

В концепции Д.Б. Эльконина подростковый возраст связан с новообразованиями, возникающими из ведущей деятельности предшествующего период . Учебная деятельность производит поворот от направленности на мир к направленности на самого себя.

Особенности развития подростка проявляются в следующих симптомах: 1) вновь возникают трудности в отношениях со взрослыми: негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов, уход из школы, т.к. главное для ребенка происходит теперь вне школы; 2) детские компании (поиски друга, поиски того, кто может тебя понять); 3) ребенок начинает вести дневник. Все это означает обращение ребенка к самому себе. Во всех симптомах просматривается вопрос «Кто я?».

Несмотря на то, что традиционно подростковый возраст связывается с половым созреванием, Д.Б. Эльконин считает, что самоизменение возникает и начинает осознаваться сначала психологически в результате развития учебной деятельности и лишь подкрепляется физическими изменениями. Это делает поворот к себе еще более интимным.

Стремление быть взрослым вызывает сопротивление со стороны действительности. Оказывается, что никакого места в системе отношений со взрослыми ребенок еще занять не может, и он находит свое место в детском сообществе. Для подросткового возраста характерно господство детского сообщества над взрослым. Здесь-то складывается новая социальная ситуация развития. Идеальная форма - то, что ребенок осваивает в этом возрасте, с чем он реально взаимодействует, - это область моральных норм, на основе которых строятся социальные взаимоотношения. Общение со своими сверстниками - ведущий тип деятельности в это время. Именно здесь осваиваются нормы социального поведения, нормы морали, здесь устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. Если подросток в школе не может найти системы удовлетворяющего его общения, он часто уходит из школы, разумеется, чаще психологически, хотя и не так уж редко и буквально.

Учебная деятельность отступает в подростковом возрасте на второй план, а центр жизни перемещается в деятельность общения. Главная жизнь в школе протекает на переменах. Изменяются и отношения с учителем: то место, которое ребенок занимает внутри коллектива, становится важнее оценки учителя. В общении осуществляется отношение к человеку именно как к человеку, и именно за счет этого осваиваются социальные нормы взаимоотношений, формируется самосознание, самоконтроль.

В переходный возраст происходят значительные изменения в самых различных сферах психики. В частности, важные изменения касаются мотивации, в которой на первый план выходят мотивы, связанные с мировоззрением, с планами будущей жизни. В этом возрасте усваивается большинство моральных образцов, начинается процесс самоопределения.

Описание отрочества как периода стрессов, тревог и конфликтов имеет долгую историю. Подобное представление об этом возрасте впервые встречается у Ж.-Ж.Руссо, затем у немецких романтиков, чей storm and stress был внесен С.Холлом в возрастную психологию. Для психоанализа пубертатный расцвет связан с неизбежным возрождением конфликтов эдипова комплекса; с наступлением отрочества активизируются все проблемы, отражающие кровосмесительные влечения к родителю противоположного пола. Чтобы восстановить равновесие и отношение к родительским образам, перевернутые этим отходом к периоду эдипова комплекса, подросток в целях самоутверждения вынужден отказаться от идентификации с родителями  .

Школа и учение по-прежнему занимают большое место в жизни подростка, но на позиции ведущей деятельности выходит общественно-полезная деятельность, в которой реализуется его потребность в самоопределении, в самовыражении, в признании взрослыми его активности (участие в спортивных, творческих кружках, секциях и факультативах, посещение студий, участие в молодежных общественных организациях и т.д.). Разные авторы вкладывают разный смысл в понятие общественно-полезной деятельности. Одни полагают, что это деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других людей, коллектива и общества в целом, другие считают, что общественно-полезный характер приобретает любая деятельность, выполняемая для коллектива, общества. Третьи думают, что это деятельность, которая исключает производственные цели, а имеет лишь воспитательные. Все это обусловлено тем, что подростковый период сензитивен к той стороне деятельности, которая касается отношений с людьми, усвоения норм, правил, моделей этих отношений.

В подростковом возрасте, когда ребенок активно стремится к общению с сверстниками и взрослыми, ищет свое место в социальной действительности, общественно-полезная деятельность становится той зоной ближайшего развития, которая включает подростков в качественно новые отношения с обществом.

В начале подросткового периода особенно вероятно возникновение противоречий, вызванных негибким поведением родителей и чудовищными притязаниями подростка на свою взрослость. Конфликты, возникающие в это время, могут стать хроническими, если взрослые не изменят своего отношения к ребенку. Любопытно, что исследования образа подростков в родительском сознании часто содержит представления о собственном отрочестве и окрашено романтически. Конфликтные отношения благоприятствуют развитию приспособительных форм поведения и эмансипации подростка. Появляются отчужденность, убеждение в несправедливости взрослых, которые питаются представлениями о том, что взрослый его не понимает и понять не может. На этой основе может возникнуть уже сознательное непринятие требований, оценок, взглядов взрослого, и он вообще может утратить возможность влиять на подростка.

Чем больше подросток неудовлетворен отношениями со взрослыми, тем интенсивнее его общение со сверстниками и тем сильнее их влияние на него. Причина этого - принципиально разное положение подростка в системах общения со взрослыми и сверстниками.

В подростковом периоде происходит становление различных по степени близости отношений: есть просто товарищи, близкие знакомые, друзья, друг. Общение с ними выходит в это время за пределы школы и выделяется в самостоятельную важную сферу жизни. Общение со сверстниками представляет для подростка большую ценность, иногда отодвигающую на второй план учение и общение с родными. Обычно первыми такое отдаление детей замечают матери.

Смена деятельности, развитие общения перестраивают и познавательную, интеллектуальную сферу подростка. В первую очередь исследователи отмечают уменьшение поглощенности подростка учением.

Расширяется в подростковом возрасте и содержание понятия учение. В него вносится элемент самостоятельного интеллектуального труда, направленного на удовлетворение индивидуальных интеллектуальных потребностей, выходящих за рамки учебной программы. Приобретение знаний для части подростков становится субъективно необходимым и важным для настоящего и подготовки к будущему.

Именно в подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с формированием жизненной перспективы и профессиональных намерений, идеалов и самосознания. Учение для многих приобретает личностный смысл и превращается в самообразование.

В подростковом возрасте начинают формироваться элементы теоретического мышления. Его специфическое качество - способность рассуждать гипотетико-дедуктивно (от общего к частному), т.е. на основе одних общих посылок путем построения гипотез и их проверки. Здесь все идет в словесном плане, а содержанием теоретического мышления является высказывание в словах или других знаковых системах.

Разумеется, далеко не все подростки достигают равного уровня в развитии мышления. В целом для мышления подростка характерно: 1) осознание собственных интеллектуальных операций и управление ими; 2) более контролируемой и управляемой становится речь; 3) интеллектуализация процессов восприятия; 4) формирование установки на размышление.

Подростковый возраст характерен еще и тем, что в это время появляется первая профессиональная направленность интересов и жизненных планов.

Самые существенные изменения происходят в подростковом возрасте в личностной сфере. Первое, что здесь бросается в глаза - это формирование черт  взрослости, чувства взрослости.

Центральную роль в становлении личности играет так называемый образ тела. Скорость, с которой происходят соматические перемены, ломает детский образ и требует построения нового телесного Я. Эти изменения ускоряют смену психологических позиций, которую должен совершить подросток; наступление физической зрелости, очевидное и для самого подростка, и для его окружения, делает невозможным сохранение детского статуса.

Исследования показывают, что в это время резко возрастает уровень тревожности, озабоченности и неудовлетворенности в отношении своей внешности.

           

      1.2 Подходы в исследовании ценностных ориентаций подростков

Ценность – представление о том, что свято для человека, коллектива, общества в целом, их убеждения и представления, выраженные в поведении. В узком значении под ценностью понимаются требования, нормы, выступающие в качестве регулятора и цели человеческих отношений и деятельности. Можно сказать, что от ценностей зависит уровень культурного развития общества, степень его цивилизованности.

С понятием ценность тесно связано понятие «ценностная ориентация», которое впервые стало употребляться в американской социологии, в частности, Т. Парсонсом. Ценностная ориентация – это индивидуальное и групповое ранжирование ценностей, в котором одним придаётся большая значимость, чем другим, что влияет на выбор целей деятельности и средств их достижения. Ценностные ориентации являются важнейшим элементом сознания личности, в них преломляются нравственные, эстетические, правовые, политические, экологические, экономические, мировоззренческие знания, представления и убеждения [3, С. 53].

Значимость ценностей в жизни личности и общества была осознана еще античными философами. Были предприняты попытки сформулировать вопросы, касающиеся сферы ценностных ориентации человека: существует ли высшее счастье? В чем смысл жизни человека? Что есть истина? Что нужно любить и что ненавидеть? Что такое красота? Философы отмечали противоречивость природы ценности: красивые вещи могут спровоцировать человека на преступление; красивые слова — скрывать неблаговидные замыслы, а красивая внешность — духовное уродство.

Категория «ценностная ориентация» является фокусом, в котором сходятся точки зрения отраслей научного знания на личность. С ней связаны все основные понятия, которые разрабатывались в философии, социологии, социальной психологии, педагогике.

Ценностные ориентации — важнейший компонент сознания личности, существенно влияющий на восприятие окружающей среды, отношение к обществу, социальной группе, на представления человека о самом себе. Как элемент структуры личности они отражают ее внутреннюю готовность к действиям по удовлетворению потребностей и целей, дают направление ее поведению во всех сферах деятельности.

Специфика ценностных ориентации состоит в том, что эта категория наиболее тесно связана с поведением субъекта, управляет этим процессом как осознанным действием. Ценностные ориентации представляют собой особым образом структурированную и иерархизированную систему ценностных представлений, выражающих субъективное отношение личности к объективным условиям жизни, реально детерминируют поступки и действия человека, проявляют и обнаруживают себя в практическом поведении. Ценностные ориентации являются стержневой, базисной характеристикой личности, социальным свойством личности [6, С. 23].

Древнегреческий философ Гераклит главной ценностью считал весь мир, который он рассматривал как живой организм. Мерой всех вещей он считал человека. По мнению Гераклита, выше его стоит только бог. Демокрит в качестве высшей ценности рассматривал мудрого человека. Сократ дал определение таким этическим понятиям, как «справедливость», «доблесть», «счастье», «добродетель». Счастья человек не достигает не потому, что не хочет его, а потому, что не знает, в чем оно заключается. Тезис «Никто не ошибается добровольно» подчеркивает ценность знания, позволяющего отличить реальное добро от того, которое таковым не является. Аристотель считал, что кроме материальных благ есть такие, которые находятся вне тела и души — почет, богатство, власть. Однако духовное благо он считал «самым высоким» [19, С. 9].

Большинство современных авторов определяет ценностные ориентации как установку личности на те или иные социальные ценности, обусловленные общественным характером существования человека. Они более подвижные, изменчивые, находятся под непосредственным влиянием людей. Среди них есть ценности общечеловеческого значения (производство, общественные отношения, труд, дисциплина, воспитание, мораль и др.). Они предстают как условия жизни людей, способы их действия, которые должны быть переданы, закреплены и усвоены последующими поколениями.

Философ А.Н, Максимов считает, что ценность является первичной формой предмета реальности, в которой он предстает перед сознанием через ценностное отношение человека к этому предмету. Он убежден в том, что «встреча с любым предметом сразу же предполагает включение механизма оценки, ценностного отношения».

П.И. Смирнов утверждает, что «ценностью считается любое материальное или идеальное явление, имеющее значение для человека, ради которого он действует, тратит силы, ради которого он живет». Ученый подчеркивает, что личность реализовывает свой потенциал только с опорой на ценностные ориентации и объект остается один и тот же — поведение личности, а через него — сама жизнь [19, С. 9].

В ценностных ориентациях сосредоточены уровень притязаний личности, представления о нравственных ценностях, готовности или неготовности действовать в соответствии с моральными нормами и правилами. Ценностные ориентации являются саморегулирующим механизмом поведения личности [12, С. 50].

В современных условиях процесс формирования ценностных ориентаций молодого поколения протекает на фоне реформирования самого общества. Данные перемены ведут не только к изменению системы экономических отношений, но и самым прямым образом сказываются на духовном климате, межличностных связях и отношениях [17, С. 55].


1.3  Формирование ценностных ориентаций у подростков

         Проблемы, связанные с человеческими ценностями, относятся к числу важнейших для наук, занимающихся изучением человека и общества. Это вызвано, прежде всего тем, что ценности выступают интегративной основой как для отдельно взятой личности, так и для любой социальной группы, нации и всего человечества в целом [3, С. 53].

Ценностные ориентации - важнейший компонент сознания личности, существенно влияющий на восприятие окружающей среды, отношение к обществу, социальной группе, на представления человека о самом себе. Как элемент структуры личности они отражают ее внутреннюю готовность к действиям по удовлетворению потребностей и целей, дают направление ее поведению во всех сферах деятельности. Специфика ценностных ориентации состоит в том, что эта категория наиболее тесно связана с поведением субъекта, управляет этим процессом как осознанным действием. Ценностные ориентации представляют собой особым образом структурированную и иерархизированную систему ценностных представлений, выражающих субъективное отношение личности к объективным условиям жизни, реально детерминируют поступки и действия человека, проявляют и обнаруживают себя в практическом поведении. Ценностные ориентации являются стержневой, базисной характеристикой личности, социальным свойством личности.

Ценностная ориентация включает в себя три компонента:

1. когнитивный, или смысловой, в котором сосредоточен социальный опыт личности. На его основе осуществляется научное познание действительности, способствующее становлению ценностного отношения;

2. эмоциональный, который предполагает переживание индивидом своего отношения к данным ценностям и определяет личностный смысл этого отношения;

3. поведенческий, базирующийся на результатах взаимодействия первых двух компонентов. Благодаря познанию действительности и ее ценностному переживанию субъектом формируется готовность действовать, осуществлять задуманное в соответствии с продуманным планом.

Ценностные ориентации являются результатом внутреннего и внешнего взаимодействия в процессе развития личности, субъективным отражением объективного мира в сознании конкретного индивида. Будучи осознанными, ценности играют огромную роль для определения направленности индивида, его ориентации в социальной среде.

Ценностные ориентации подростка формируются постепенно в процессе его социализации путем проникновения социальной информации в индивидуально-психологический мир ребенка. Формирование системы ценностных ориентации представляет собой процесс становления личности, и эта система является средством реализации определенных общественных целей.

Механизм ценностной ориентации реализуется следующим образом: потребность — интерес - установка — ценностная ориентация. Интерес - это осознанная потребность, установка - предрасположенность к определенной оценке на основе социального опыта, приобретаемого личностью по отношению к тем или иным социальным явлениям, и готовность поступать в соответствии с данной оценкой. Ценностная ориентация воспринимается как общая направленность сознания и повеления личности [6, С. 25].

Ценностные ориентации определяются сознанием или подсознанием, формируются в ходе обретения личного опыта. В сформированном состоянии они представляют индивидуальную иерархическую совокупность ценностей, определяющих направленность личности и избирательность ее поведения.

Процесс формирования ценностных ориентации графически представлен в виде модели [20, С. 42].


Модель становления ценностных ориентаций

В познании особенностей социального развития и характера процесса социализации этап подросткового возраста занимает особое место. Он рассматривается как специфический пубертатный период, характеризующийся особой динамикой «изживания предыдущей фазы развития» и становления новой системы жизненных ориентации. Именно поэтому актуальным остается раскрытие структурно-содержательных характеристик, тенденций, факторов, условий, определяющих процесс социализации подростка, формирование его социальной позиции, самоопределения.

Характерной особенностью подросткового возраста является формирование особого типа молодежной субкультуры, на которую оказывают воздействие фундаментальные механизмы культурной трансформации нового типа ценностно-нормативных моделей [6, С. 25].

Психолог Б. Битинас при анализе механизмов формирования ценностных ориентации показывает роль свободного воспитания, фиксированных социальных установок, убеждений. Под интериоризацией понимается процесс превращения социальных идей как специфического опыта человечества в побуждающие его к позитивным поступкам и сдерживающие от негативных. Следовательно, интериоризация — это не только усвоение социальных норм, но и становление этих идей доминантами, регуляторами жизни человека. Социальные идеи считаются интериоризированными, когда овладевают человеком. Таким образом, процесс формирования ценностных ориентации представляет собой процесс перевода объективных ценностей в субъективные, личностно значимые.

Возникает задача формирования у ребенка неосознанных движущих сил просоциального поведения и внутренних «тормозов», сдерживающих негативное поведение. На этом строится концепция свободного воспитания, которая отказывается от принуждения, но только при условии, что сформированы неосознанные внутренние регуляторы поведения ребенка.

Наиболее значимым для подростка является личное участие в социально значимых событиях. При этом Б. Битинас отмечает, что в подростковом возрасте важны не столько сами социальные идеи, сколько эмоциональное отношение взрослых к этим идеям и построение на этом отношении поведения. В младшем подростковом возрасте на первый план выдвигаются удовольствие, переживаемое благодаря правильному поступку, и страдания из-за проступка. При негативном эмоциональном опыте формируется негативная позиция личности. Так, установлено, что в неблагоприятных семьях дети практически не испытывают позитивных переживаний, и это является основной причиной формирования их негативной позиции. Создание условий для позитивных эмоциональных переживаний формирует благоприятные предпосылки для изменений негативной позиции.

Процесс воспитания строится так, чтобы для подростка он выступал как удовлетворение его личностных потребностей, интересов, как процесс самореализации [13, С. 27].

Правомерно можно выделить два аспекта освоения подростками ценностей: процессуальный и содержательный. Содержательный компонент реализуется через освоение знаний о ценностях, нормах поведения, способность к сочувствию и сопереживанию, осознание необходимости определенного поведения в соответствии с ценностями, готовность поступать в соответствии с имеющимися знаниями и имеет ряд особенностей (неустойчивость, недостаточность), обусловленных возрастными особенностями подросткового возраста. Процессуальный аспект включает в себя этапы освоения подростками нравственных ценностей: от познания смыслового содержания нравственных норм и ценностей до реализации в поведении.

Каждый из этих этапов зависит от личной значимости для подростка нравственной ценности, знания ее сущности, готовности и умения реализовать ее в поведении, от социальных и педагогических условий, в которых происходит процесс освоения [5, С. 119].

Процесс ориентации предполагает наличие трех взаимосвязанных фаз, обеспечивающих развитие. Фаза присвоения личностью ценностей общества по мере своего функционирования продуцирует ценностное отношение -ценностные ориентации и иерархическую систему ценностных ориентации. Фаза преобразования, базируясь на присвоенных ценностях, обеспечивает преобразование образа Я, которое развивается во взаимодействии «Я -реальное» - «Я - идеальное» - «жизненный идеал». Фаза прогнозазавершающая, обеспечивает формирование жизненной перспективы личности как критерия ориентации.

Для определения эффективности формирования ценностных ориентации Н.Н. Ушакова выделяет следующие критерии:

1. Знание ценностей. Результатом здесь является умение формировать ценностные ориентации. Понятие ценностей считается усвоенным, если подросток полностью овладел содержанием понятия, его объемом, знанием его связей, отношений с другими понятиями, а также умением оперировать понятием в решении практических задач.

2. Дифференциация ценностей — умение подростков производить ценностный выбор.

3. Действенность ценностных ориентации [6, С. 27].

Развитые ценностные ориентации – это признак зрелости личности, показатель меры её социальности. Устойчивая и непротиворечивая структура ценностных ориентаций обусловливает развитие таких качеств личности, как цельность, надёжность, верность определённым принципам и идеалам, активность жизненной позиции. Противоречивость порождает непоследовательность в поведении. Неразвитость ценностных ориентаций является признаком инфантилизма, что особенно заметно у молодого поколения.

Выводы по главе

Формирование системы ценностных ориентаций подростков является для различных исследователей предметом пристального внимания и разнопланового изучения. Исследование подобных вопросов особое значение приобретает в подростковом возрасте, поскольку именно с этим периодом онтогенеза связан тот уровень развития ценностных ориентаций, который обеспечивает их функционирование как особой системы, оказывающей определяющее воздействие на направленность личности, ее активную социальную позицию.

Ценности во многом определяют мировоззрение человека. Как элемент структуры личности ценностные ориентации представляют собой единство мыслей, чувств, практического поведения. В формировании ценностных ориентаций учавствует весь прошлый жизненный опыт индивида. Психологической основой его ценностных ориентаций является многообразная структура потребностей, мотивов, интересов, идеалов, убеждений и соответственно этому ценности носят непостоянный характер, меняются в процессе деятельности.

Таким образом, существенные сдвиги в жизни общества отражаются на формировании ценностных ориентаций современных подростков, что проявляется в преобладании ценностей, связанных с индивидуальной, личной жизнью конкретного человека, а также в значительной вариативности индивидуальных систем ценностных ориентаций.

О духовном мире личности можно судить по тому, на достижение каких целей она направляет свои усилия, какие объекты являются для неё наиболее значимыми, т.е. ценностные ориентации выступают как обобщенный показатель направленность интересов, потребностей, запросов личности, социальной позиции и уровня духовного развития. От того, какие ценности будут сформированы у подростков сегодня, от того, насколько, они будут готовы к новому типу социальных отношений, зависят путь и перспективы развития нашего общества.

Глава 2. Экспериментальное исследование ценностных ориентаций подростков

2.1. Описание и обоснование методов исследования

Участники исследования группа подростков 14-15 лет (9 класс школы №64) в количестве 22 человек. Из них 14 девочек и 8 мальчиков.

Исследование ценностных ориентаций подростков проводилось по методике М. Рокича.

Методика "Ценностные ориентации" Рокича

Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и "философии жизни". Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей, ее результат сильно зависит от адекватности самооценки испытуемого. Поэтому данные, полученные с помощью теста Рокича, как правило, подкрепляют данными других методик.

М. Рокич различает два класса ценностей: терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует традиционному делению на ценности – цели и ценности – средства.

Перед началом тестирования с ребятами был проведен инструктаж: "Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей «Т» (терминальные ценности) и 18 карточек с обозначением ценностей «И» (инструментальные ценности). Ваша задача – разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.

Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная, останется последней и займет 18 место. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию".

Обработка полученных результатов проводилась по каждой ценности отдельно для всех участников; по каждой ценности отдельно для девочек и для мальчиков. Для определения содержания типов ценностных ориентаций обычно прибегают к факторному или таксономическому анализу. Здесь использовали последний – группировка данных по сходным признакам и провели следующую процедуру обработки полученных материалов. Взяв результаты ранжирования учащимися предложенных ценностей в зависимости от степени их дифференциации выявили тех школьников, у которых совпали оценки одних и тех же ценностей. Минимальным числом оказалось совпадение по 12-ти ценностям при расхождении одной из них в один балл. Сгруппировав на этом основании результаты ранжирования, вычислили средний балл по каждой из восемнадцати ценностей. Средний балл определяется путем деления суммы всех оценок по этой ценности на число школьников данной группы.

Средние показатели значимости типов ценностей по методике М. Рокича в группе 9-классников

Список «терминальных ценностей

По группе в целом

девушки

юноши

Активная, деятельная жизнь

3,65

3,80

3,50

Здоровье

4,14

4,00

4,28

Красота природы и искусства

3,32

3,65

3,20

Материально обеспеченная жизнь

3,46

3,45

3,47

Спокойствие в стране, мир

3,15

3,30

3,00

Познание, интеллектуальное развитие

3,87

3,60

4,35

Независимость суждений и оценок

3,60

3,20

3,80

Счастливая семейная жизнь

4,35

4,55

4,20

Уверенность в себе

3,48

3,40

3,52

Жизненная мудрость

3,18

3,18

3,18

Интересная работа

4,42

4,35

4,50

Любовь

3,95

4,26

3,65

Наличие верных и хороших друзей

4,22

4,00

4,35

Общественное признание

3,10

3,00

3,20

Равенство (в возможностях)

3,62

3,75

3,50

Свобода поступков и действий

3,47

3,58

3,36

Творческая деятельность

3,34

3,25

3,34

Получение удовольствий

3,12

3,25

3,00

Аккуратность

3,31

3,30

3,32

Жизнерадостность

4,40

4,45

4,35

Непримиримость к своим и чужим недостаткам

3,39

3,56

3,62

Ответственность

3,85

4,15

3,60

Самоконтроль

3,43

3,46

3, 40

Смелость в отстаивании своего мнения

3,62

3,40

3,85

Терпимость к мнению других

3,24

3,20

3,28

Честность

4,26

4,12

4,46

Воспитанность

3,45

3,85

3,10

Исполнительность

3,04

3,18

3,00

Рационализм (умение принимать обдуманные решения)

4,29

4,35

4,24

Трудолюбие

3,28

3,34

3,23

Высокие запросы

3,30

3,00

3,60

Независимость

3,66

3,54

3,78

Образованность

3.30

3,00.

3,60

Твердая воля

3,35

3,00

3,70

Широта взглядов

3,64

3,44

3,84

Чуткость

4,10

4,20

4,00

2.2 Результаты исследования

            Анализ данных, полученных по тесту М. Рокича выявил определенные гендерные различия в определении жизненных ценностей подростков.

Девочками первые места были отведены таким ценностям как «счастливая семейная жизнь (4,55), «интересная работа» (4,35), «любовь» (4,26).

Лидирующее положение занимают такие ценности, как «здоровье» (4,20), «хорошие и верные друзья» (4,00).

Средние места в иерархии ценностей отведены: «активной жизненной деятельности» (3,80, «равенство» (3,75), «познание и интеллектуальное развитие» (3,60), «материальное обеспечение жизни» (3,45).

Наименее значимыми ценностями для девочек явились «творческая деятельность» (3,35), «общественное признание» (3,25).

Остальные ценности не определяют жизненную позицию девочек.

Мальчики показали большую ориентированность на «интересную работу» (4,55) и «хороших и верных друзей» (4,45).

Среди ведущих ценностей, определяющих ядро ценностей для мальчиков данной группы, отмечены «познание» (4,35 ), «здоровье» (4,28 ), «уверенность в себе» (4,23 ).

Также высоко оцениваются «счастливая семейная жизнь (3,75 ), «любовь» (3,65 ), «активная деятельная жизнь» (3,50 ).

Малоценными мальчикам представляются такие ценности как «красота природы» (3,20), «творческая деятельность» (3,10), «спокойствие в стране» (3,00).

В целом по группе подростков в начале учебного года ценности распределились таким образом:

Наиболее значимые терминальные ценности - «интересная работа» (4,42), «счастливая семейная жизнь» (4,35), «наличие хороших и верных друзей» (4,22), «здоровье» (4,14).

Наименее значимые ценности – « спокойствие в стране, мир» (3,15), «получение удовольствия» (3,12), «общественное признание» (3,10).

Анализ данных по «инструментальным ценностям» показал, что у данной группы подростков высший ранг занимают «жизнерадостность, «образованность», «честность», «рационализм».

Заключение

В ходе работы нами были достигнуты задачи, поставленные в начале исследования. Мы изучили литературу по теме исследования, рассмотрели теоретические аспекты проблемы.

Подобрали методику для исследования ценностных ориентаций у подростков.

Провели  анализ результатов исследования и сформулировали выводы.

Нами был проведен теоретический анализ литературы по проблеме исследования, и согласно данному анализу выделено определение понятия ценностных ориентаций. Ценность - это значимость для человека чего-то в мире, и только признаваемая ценность способна выполнять важнейшую ценностную функцию – функцию ориентира поведения. Ценностная ориентация обнаруживает себя в определенной направленности сознания и поведения, проявляющихся в общественно значимых делах и поступках.

В ходе исследования, было выявлено, что по значимости жизненных ценностей, девочками первые места были отведены таким ценностям как «счастливая семейная жизнь», «интересная работа», «любовь».

Лидирующее положение занимают такие ценности, как «здоровье», «хорошие и верные друзья».

Мальчики показали большую ориентированность на «интересную работу» и «хороших и верных друзей».

Среди ведущих ценностей, определяющих ядро ценностей для мальчиков данной группы, отмечены «познание», «здоровье», «уверенность в себе».

В иерархии инструментальных ценностей абсолютно доминируют следующие ценности:

1) жизнерадостность (чувство юмора);

2) образованность;

3) честность;

4) рационализм.

Таким образом, задачи, поставленные в работе, успешно реализованы в ходе экспериментального исследования.


Список использованной литературы

  1.  Бабосов Е.М. Прикладная социлогия. – Мн.: ТетраСистемс. – 2000. – 496 с.
  2.  Беляева Е.В. Мораль современной молодежи: от традиционализма к постмодерну // Социология. – 2008. - № 4. – С. 70-76.
  3.  Голуб А.М. Формирование ценностных ориентаций молодёжи в процессе досуговой деятельности // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2009. - № 4. – С. 53-57.
  4.  Данилова Е.А. Социодинамика ценностей молодежи Республики Беларусь // Социология. – 2008. - № 4. – С. 99-107.
  5.  Дивисенко К.С. Динамика ценностей школьников (По материалам автобиографий и сочинений) // Социологические исследования. – 2008. - № 8. – С. 118-122.
  6.  Ермолич С.Я. Методологические предпосылки формирования ценностных ориентаций у подростков // Пазашкольнае выхаванне. – 2007. - № 9. – С. 23-27.
  7.  Жиров Ю.С. Семья в системе ценностей учащейся молодежи // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2004. - № 6. – С. 3-12.
  8.  Зауторова Э.В. Искусство и формирование нравственно-ценностных ориентаций личности // Искусство и образование. – 2008. - № 2. – С. 68-73.
  9.  Иоффе Э.Г. Политическая социализация молодежи Беларуси // Народная асвета. – 2008. - № 5. – С. 3-6.
  10.  Карпухин О.И. Национальная культура – основа национальной идентичности в глобаилизирующем мире // Социо-гуманитарные знания. – 2006. - № 2. – С. 31-56.
  11.  Козыренко Н.П. Специфика политической социализации студенческой молодежи Республики Беларусь // Проблемы управления. – 2008. - № 1. – С. 202-206.
  12.  Корявая С.М. Ценностные предпочтения молодежи // Адукацыя і выхаванне. – 2006. - № 10. – С. 49-54.
  13.  Низовских Н.А. Психосемантическое исследование ценностно-мотивационных ориентаций личности // Психологический журнал. – 2005. - № 3. – С. 25-37.
  14.  Пантин В. Семья и семейный ценности в сознании россиян (по данным социалогических опросов) // Воспитание школьников. – 2008. - № 10. – С. 9-14.
  15.  Семёнов В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социологические исследования. – 2007.- № 4. – С. 37-43.
  16.  Сизанов А.Н. Взаимосвязь ценностных ориентаций и состояния здоровья студентов педагогических специальностей // Псіхалогія. – 2008. - № 3. – С. 36-40.
  17.  Сологуб И.Ф. Ценностные ориентации учащихся гимназий // Адукацыя і выхаванне. – 2003. - № 6. – С. 55-58.
  18.  Социология молодежи: Учеб. пособ. / Под ред. Ю.Г. Волкова. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2001. – 576 с.
  19.  Федоришкин А.Н. Самооценка жизненных ценностей человека // Праблемы выхавання. – 2006. - № 6. – С. 9-11.
  20.  Широких О. К вопросу о формировании нравственных ценностных ориентаций // Дошкольное воспитание. – 2007. - № 9. – С. 23-27.


Объект

Свойства

Субъект

Потребности, мотивы, эмоции

енность

Положительное или отрицательное свойство объекта удовлетворять материальные и духовные потребности субъекта

Ценностная позиция

Внутренняя детерминанта поведение субъекта, возникающая на основе ценностное отношение

Ценностная ориентация

Система устойчивых фиксированных установок и предпочтений, детерминирующих деятельность субъекта

Ценностное отношение

Субъективная значимость объекта в виде интереса и цели

Ценностное сознание

Эмоциональное личностно переживаемое отражение свойств объекта

Ценностное знание

Субъективное отражение свойств объекта в ценностных категориях

Ценностная установка

Стремления к активности, готовность к деятельности в соответствии с позицией

  1.  

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

71470. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КООРДИНАТ ТОЧЕК ОБЪЕКТА ПО РАДИОЛОКАЦИОННЫМ ИЗОБРАЖЕНИЯМ 46.5 KB
  Ее положение в системе координат объекта OXYZ определяет вектор RM. Вектор D определяет положение той же точки относительно начала системы координат радиолокационной системы Sxyz. Вектор RS задает начало системы координат радиолокационной системы Sxyz в системе координат объекта.
71473. ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 4.94 MB
  Включены новые материалы по среде функционирования предприятия по трудовым ресурсам производственной и инфраструктуре предприятия организации производственного процесса механизму управления предприятием экстенсивным и интенсивным факторам его развития.
71474. Іноземна (французька мова) 1.21 MB
  Ці матеріали складено у відповідності до програми навчальної дисципліни« Іноземна мова», затвердженої ректором ДДФА у 2012 році, зокрема, тієї її частини, що стосується ІІ етапу навчання у групах нормативного вивчення французької мови.
71475. СЛОВАРЬ ПО СРЕДНЕВЕКОВЫМ ШКОЛАМ И ИНСТИТУТАМ 609.5 KB
  Артистический факультет (лат. artis – искусство) – подготовительный факультет в средневековой высшей школе, на котором изучались семь свободных искусств. Аудитория (лат.audire - слушать) – помещение для чтения и слушания лекций. Появились в XIV веке, до этого для лекций годилось...
71476. ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ КУЛЬТУРЫ. СРЕДНИЕ ВЕКА 1.5 MB
  Гаргульи - С французского переводится как «желоб, водосточная труба». Отсюда и их не только декоративное назначение: гаргульи издавна служат для отвода дождевой воды от крыш и стен зданий. Вода может извергаться из их пастей далеко за пределы собора, поэтому стены и фундамент защищены от разрушения.
71478. Словарь понятий. Литература 2.09 MB
  Аврелий Августин (354 - 430) - христианский теолог и философ, внес неоценимый вклад в разработку проблемы времени. Его биография хорошо известна благодаря написанной им книге «Исповедь», имеющий автобиографический характер. В своем учении Аврелий Августин следовал неоплатонизму...