91205

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ ПО ОТНОШЕНИЮ К СМЕРТИ У РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Даже сама мысль о неизбежности смерти пугает. И от того как мы относимся к смерти показывает наше отношение к жизни ее насыщенность. Поэтому важно научиться адекватно относиться к смерти к ее неизбежности.

Русский

2015-07-13

50.22 KB

2 чел.

Пчельникова Е.И.

аспирант кафедры

социальной и практической

психологии, 

Восточноукраинский национальный

университет имени Владимира Даля,

г. Луганск, Украина

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ ПО ОТНОШЕНИЮ К СМЕРТИ У РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Постановка проблемы. Слово «смерть» практически у всех людей вызывает страх. Даже сама мысль о неизбежности смерти пугает. Но именно смерть определяет жизнь, ее ценность. И от того, как мы относимся к смерти, показывает наше отношение к жизни, ее насыщенность. Поэтому важно научиться адекватно относиться к смерти, к ее неизбежности. Если у человека присутствует сильный страх по отношению к смерти, это может мешать ему нормально жить. Человек в таком случае находится в постоянной тревоге, не может радоваться и наслаждаться жизнью.

Анализ последних исследований и публикаций по проблеме. Особо тщательно установки по отношению к смерти были изучены с помощью «Профиля аттитьюдов по отношению к смерти», разработанного П. Т. П. Вонгом, Г. Т. Рикером, Дж. Гессер. Так, с помощью опросника «Профиль аттитьюдов по отношению к смерти» П. Т. П. Вонг, выявил 5 видов отношения к смерти на основании 5 шкал: «Страх смерти», «Избегание темы смерти», «Нейтральное принятие», «Приближающее принятие», «Избавляющее принятие». Эти шкалы он объединил в кластеры негативного отношения к смерти (шкалы «Страх смерти», «Избегание темы смерти») и позитивного отношения к смерти (шкалы «Нейтральное принятие», «Приближающее принятие» и «Избавляющее принятие»), которые наиболее точно показывают вариацию отношений [1].

В зарубежной психологии существует большое количество методик, исследующих отношение к смерти (J. I. Boyar, G. Gesser, J. McLennan, R. A. Neimeyer, G. T. Reker, D. I. Templer, P. T. P. Wong) [2; 3]. Но многие из них остаются неизвестными для наших исследователей и не адаптированы для изучения в нашей стране. В настоящее время активно ведется психометрическая адаптация данных методик (Т. А. Гаврилова, К. А. Чистопольская) [1; 2].

Изложение основного материала. Очень важно, как относятся к смерти люди, чья профессия неизбежно связана с ней. Часто в своей практике соприкасаются со смертью работники здравоохранения. И от того как именно относятся к смерти работники учреждений здравоохранения зависит жизнь их пациентов и эффективность их работы. В зависимости от того, позитивное, либо негативное отношение к смерти у медперсонала вырабатываются определенные установки к смерти.

Так, принято считать, что если у медперсонала преобладают позитивные установки, то это более благоприятно сказывается на результативности их работы с пациентами. Позитивные установки к смерти у работников учреждений здравоохранения положительно сказываются как на отношении к собственной смертности, так и на их взаимосвязи с больными. Медперсонал, в таком случае, помогает пациентам адекватно относиться к смерти, демонстрируя это на своем примере. Это позволяет больным, находящимся на терминальной стадии, более спокойно принять неизбежность собственной смерти, переосмыслить жизнь, по-другому прожить ее остаток, возможно, попытаться что-то в ней изменить, исправить.

Преобладание у медперсонала негативных установок по отношению к смерти отрицательно сказывается как на их взаимодействии с пациентами, так и на самих больных. Негативные установки порождают страх, тревогу по отношению как к собственной смертности работников учреждений здравоохранения, так и смерти пациентов. Они растормаживают собственные переживания, страх смерти, ее неизбежность у медперсонала. Все это может отразиться на пациентах, находящихся на терминальной стадии. И без того напуганные скорым неизбежным концом жизни, больные также видят страх медперсонала, их защитную реакцию, желание отстраниться от умирающего пациента, проявление меньшей заинтересованности их состоянием, нежелание их успокоить. Зачастую работники учреждений здравоохранения относятся к терминальным больным, как к уже «потерянным» для общества, т.к. они скоро умрут и с этим уже ничего нельзя сделать.

Со стороны пациентов, в данном случае, наблюдаются повышенная тревожность, суетливость, страх, иногда доходящий до панических атак, агрессия, в связи с неизбежностью приближающейся смерти и непонимания со стороны медперсонала. Больные сталкиваются с тем, что работники учреждений здравоохранения не могут должным образом выслушать их, успокоить.

Так, с одной стороны, преобладание позитивных установок к смерти над негативными у работников учреждений здравоохранения, благоприятно сказываются как на пациентах, так и на самих сотрудниках. Это минимизирует развитие профессионального выгорания у медперсонала. Но, с другой стороны, позитивные установки в гипертрофированной форме могут нарушить адекватность оценки смерти, выработать нейтральное, «наплевательское» отношение к ней, когда смерть больных не имеет для них никакого значения, носит незначительный характер, что также свидетельствует о профессиональном выгорании медперсонала.

А преобладание негативных установок к смерти, с одной стороны, вызывает собственный страх, тревогу по отношению к смерти у работников учреждений здравоохранения, что препятствует адекватному отношению к смерти пациентов и может навредить им. Страх медперсонала, нежелание участвовать в их проблеме, помочь им, облегчить их участь, усугубляет состояние терминальных больных. Что, в конечном итоге, может привести к развитию профессионального выгорания, даже при небольшом стаже работы у медперсонала. Но, с другой стороны, именно страх смерти может способствовать лучшему пониманию состояния и участи пациентов, может побудить их больше заботиться о них, облегчить их участь.

Выводы. Главная задача работников учреждений здравоохранения состоит в том, чтобы научиться адекватно реагировать на смерть, принимать неизбежность, как собственной смерти, так и смерти своих пациентов. Это позволит эффективно работать с терминальными больными, предупредить развитие профессионального выгорания, и обеспечить больным наиболее благоприятный уход. Задача психологов, психотерапевтов состоит в том, чтобы вовремя диагностировать чрезмерные позитивные либо негативные установки к смерти у медперсонала, чтобы помочь им оптимально адаптироваться к специфике их работы и предотвратить развитие профессионального выгорания.

Література

  1.  Гаврилова Т. А. Об адаптации опросника «Профиль аттитьюдов по отношению к смерти – переработанный» (DAP-R), разработанного П. Т. П. Вонгом, Г. Т. Рикером и Дж. Гессер / Т. А. Гаврилова // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2011. – №1. – С. 48-57.
  2.  Гаврилова Т. А. Экзистенциальный страх смерти и танатическая тревога: методы исследования и диагностики / Т. А. Гаврилова // Прикладная психология. – 2001. – №6. – С. 1 – 8.
  3.  Кюблер-Росс Э. О смерти и умирании / Э. Кюблер-Росс. – К. : София, 2000. – 204 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39178. ТЕОРІЯ ПРОГРАМНИХ АЛГЕБР КОМПОЗИЦІЙНОГО ТИПУ ТА ЇЇ ЗАСТОСУВАННЯ 3.84 MB
  Перераховані стилі виділяють певний (звичайно, дуже важливий, але один з багатьох) аспект та уточнюють саме його. Так, у структурному програмуванні це каталогізація методів побудови програм, у функціональному – опис програм системами функціональних рівнянь, у логічному – визначення програм специфікаціями певних формальних мов, як правило, першого порядку, в об‘єктно-орієнтованому (модульному) – трактування розмаїтості даних
39179. ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ 1.06 MB
  Другой проблемой на сегодняшний день является тот факт, что большинство педагогов российских школ сами имеют достаточно низкий уровень информационной компетентности. Особенно эта проблема актуальна для сельских школ и тех мест, где внедрение современных телекоммуникационных и информационных технологий только началось. Нередки ситуации, когда в школе уже появилась современная вычислительная техника, но используются она только в качестве печатной машинки с расширенными возможностями, так как учителя не обладают достаточными навыками и умениями для того, чтобы использовать эту технику в образовательном процессе.
39181. Проблемы и перспективы привлечения банковских ресурсов в условиях посткризисного развития экономики Республики Казахстан 1.21 MB
  1 Экономическое содержание банковских ресурсов1.2 Собственный капитал и его роль в формировании банковских ресурсов1.3 Формы привлечения ресурсов банками их модификация в условиях усиления конкуренции на финансовом рынке2 Анализ формирования ресурсов банков второго уровня Республики Казахстан в условиях современного мирового финансового кризиса 2.
39183. Агроекологія 542.5 KB
  Назвати основні типи ерозії, дати оцінку шкідливості ерозійних процесів, та способи запобігання ерозії, які придатні для землеробства України
39184. Анализ технологии подготовки валанжинского газа на УКПГ- 1В Ямбургского месторождения 2.05 MB
  Промысловая подготовка газа на УКПГ-1В производится с применением процесса низкотемпературной абсорбции (НТА) при давлении 5,5-6,5 МПа и температуре минус 25°С, что обеспечивает качество газа согласно требованиям ОСТ 5 1.40-93 - температуру точки росы по влаге и углеводородам не выше минус 25°С, максимально полное извлечение углеводородов С3+, круглогодичное поддержание температуры газа и конденсата на выходе с УКПГ-1В на уровне минус 2°С для предотвращения протаивания многолетнемерзлых грунтов в зоне прокладки трубопровода.
39185. Классификация компьютеров 201 KB
  1 По времени создания компьютеры подразделяют на поколения первое второе третье и четвертое которые характеризуются степенью развития аппаратных и программных средств. Компьютеры первого поколения относятся к середине 40х и концу 50х гг. Компьютеры второго поколения относятся к концу 50х и середине 60х гг. Компьютеры третьего поколения относятся к периоду с середины 60х по середину 70х гг.
39186. Конституционное право государств Европы 1.47 MB
  Нормативная база деятельности Государственных советов 166 Определение статуса Государственного совета по конституции 166 3. Конституционные нормы о полномочиях властных структур в период военного положения 205 Приложение 208 Проект Конституции Европейского Союза229 структура содержание краткие комментарии 208 I. Книга позволяет узнать как конституции этих стран в условиях рыночной экономики регулируют вопросы собственности государственное планирование финансы государства и экологическую охрану общества. Эти конституции отвергают...