91205

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ ПО ОТНОШЕНИЮ К СМЕРТИ У РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Даже сама мысль о неизбежности смерти пугает. И от того как мы относимся к смерти показывает наше отношение к жизни ее насыщенность. Поэтому важно научиться адекватно относиться к смерти к ее неизбежности.

Русский

2015-07-13

50.22 KB

2 чел.

Пчельникова Е.И.

аспирант кафедры

социальной и практической

психологии, 

Восточноукраинский национальный

университет имени Владимира Даля,

г. Луганск, Украина

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ ПО ОТНОШЕНИЮ К СМЕРТИ У РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Постановка проблемы. Слово «смерть» практически у всех людей вызывает страх. Даже сама мысль о неизбежности смерти пугает. Но именно смерть определяет жизнь, ее ценность. И от того, как мы относимся к смерти, показывает наше отношение к жизни, ее насыщенность. Поэтому важно научиться адекватно относиться к смерти, к ее неизбежности. Если у человека присутствует сильный страх по отношению к смерти, это может мешать ему нормально жить. Человек в таком случае находится в постоянной тревоге, не может радоваться и наслаждаться жизнью.

Анализ последних исследований и публикаций по проблеме. Особо тщательно установки по отношению к смерти были изучены с помощью «Профиля аттитьюдов по отношению к смерти», разработанного П. Т. П. Вонгом, Г. Т. Рикером, Дж. Гессер. Так, с помощью опросника «Профиль аттитьюдов по отношению к смерти» П. Т. П. Вонг, выявил 5 видов отношения к смерти на основании 5 шкал: «Страх смерти», «Избегание темы смерти», «Нейтральное принятие», «Приближающее принятие», «Избавляющее принятие». Эти шкалы он объединил в кластеры негативного отношения к смерти (шкалы «Страх смерти», «Избегание темы смерти») и позитивного отношения к смерти (шкалы «Нейтральное принятие», «Приближающее принятие» и «Избавляющее принятие»), которые наиболее точно показывают вариацию отношений [1].

В зарубежной психологии существует большое количество методик, исследующих отношение к смерти (J. I. Boyar, G. Gesser, J. McLennan, R. A. Neimeyer, G. T. Reker, D. I. Templer, P. T. P. Wong) [2; 3]. Но многие из них остаются неизвестными для наших исследователей и не адаптированы для изучения в нашей стране. В настоящее время активно ведется психометрическая адаптация данных методик (Т. А. Гаврилова, К. А. Чистопольская) [1; 2].

Изложение основного материала. Очень важно, как относятся к смерти люди, чья профессия неизбежно связана с ней. Часто в своей практике соприкасаются со смертью работники здравоохранения. И от того как именно относятся к смерти работники учреждений здравоохранения зависит жизнь их пациентов и эффективность их работы. В зависимости от того, позитивное, либо негативное отношение к смерти у медперсонала вырабатываются определенные установки к смерти.

Так, принято считать, что если у медперсонала преобладают позитивные установки, то это более благоприятно сказывается на результативности их работы с пациентами. Позитивные установки к смерти у работников учреждений здравоохранения положительно сказываются как на отношении к собственной смертности, так и на их взаимосвязи с больными. Медперсонал, в таком случае, помогает пациентам адекватно относиться к смерти, демонстрируя это на своем примере. Это позволяет больным, находящимся на терминальной стадии, более спокойно принять неизбежность собственной смерти, переосмыслить жизнь, по-другому прожить ее остаток, возможно, попытаться что-то в ней изменить, исправить.

Преобладание у медперсонала негативных установок по отношению к смерти отрицательно сказывается как на их взаимодействии с пациентами, так и на самих больных. Негативные установки порождают страх, тревогу по отношению как к собственной смертности работников учреждений здравоохранения, так и смерти пациентов. Они растормаживают собственные переживания, страх смерти, ее неизбежность у медперсонала. Все это может отразиться на пациентах, находящихся на терминальной стадии. И без того напуганные скорым неизбежным концом жизни, больные также видят страх медперсонала, их защитную реакцию, желание отстраниться от умирающего пациента, проявление меньшей заинтересованности их состоянием, нежелание их успокоить. Зачастую работники учреждений здравоохранения относятся к терминальным больным, как к уже «потерянным» для общества, т.к. они скоро умрут и с этим уже ничего нельзя сделать.

Со стороны пациентов, в данном случае, наблюдаются повышенная тревожность, суетливость, страх, иногда доходящий до панических атак, агрессия, в связи с неизбежностью приближающейся смерти и непонимания со стороны медперсонала. Больные сталкиваются с тем, что работники учреждений здравоохранения не могут должным образом выслушать их, успокоить.

Так, с одной стороны, преобладание позитивных установок к смерти над негативными у работников учреждений здравоохранения, благоприятно сказываются как на пациентах, так и на самих сотрудниках. Это минимизирует развитие профессионального выгорания у медперсонала. Но, с другой стороны, позитивные установки в гипертрофированной форме могут нарушить адекватность оценки смерти, выработать нейтральное, «наплевательское» отношение к ней, когда смерть больных не имеет для них никакого значения, носит незначительный характер, что также свидетельствует о профессиональном выгорании медперсонала.

А преобладание негативных установок к смерти, с одной стороны, вызывает собственный страх, тревогу по отношению к смерти у работников учреждений здравоохранения, что препятствует адекватному отношению к смерти пациентов и может навредить им. Страх медперсонала, нежелание участвовать в их проблеме, помочь им, облегчить их участь, усугубляет состояние терминальных больных. Что, в конечном итоге, может привести к развитию профессионального выгорания, даже при небольшом стаже работы у медперсонала. Но, с другой стороны, именно страх смерти может способствовать лучшему пониманию состояния и участи пациентов, может побудить их больше заботиться о них, облегчить их участь.

Выводы. Главная задача работников учреждений здравоохранения состоит в том, чтобы научиться адекватно реагировать на смерть, принимать неизбежность, как собственной смерти, так и смерти своих пациентов. Это позволит эффективно работать с терминальными больными, предупредить развитие профессионального выгорания, и обеспечить больным наиболее благоприятный уход. Задача психологов, психотерапевтов состоит в том, чтобы вовремя диагностировать чрезмерные позитивные либо негативные установки к смерти у медперсонала, чтобы помочь им оптимально адаптироваться к специфике их работы и предотвратить развитие профессионального выгорания.

Література

  1.  Гаврилова Т. А. Об адаптации опросника «Профиль аттитьюдов по отношению к смерти – переработанный» (DAP-R), разработанного П. Т. П. Вонгом, Г. Т. Рикером и Дж. Гессер / Т. А. Гаврилова // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2011. – №1. – С. 48-57.
  2.  Гаврилова Т. А. Экзистенциальный страх смерти и танатическая тревога: методы исследования и диагностики / Т. А. Гаврилова // Прикладная психология. – 2001. – №6. – С. 1 – 8.
  3.  Кюблер-Росс Э. О смерти и умирании / Э. Кюблер-Росс. – К. : София, 2000. – 204 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61142. ОЗНАЧЕНО-ОСОБОВІ РЕЧЕННЯ 292.66 KB
  Формувати в учнів поняття про односкладні речення, їх види; ознайомити з означено-особовим реченням, способами вираження в ньому головного члена; розвивати вміння аналізувати ці речення у висловлюваннях
61143. Природа й населення Давньої Греції 48 KB
  Мета. дати уявлення про природно-кліматичні умови Греції та їхній вплив на розвиток господарської діяльності населення Еллади. показати роль міфів як історичного джерела.
61144. НЕОЗНАЧЕНО-ОСОБОВІ РЕЧЕННЯ 159.56 KB
  Поглибити знання учнів про односкладні дієслівні речення; сформувати поняття про неозначено-особове речення, способи вираження в ньому головного члена; розвивати творчі вміння аналізувати, трансформувати й конструювати неозначено-особові речення, у яких головний член має різні способи морфологічного вираження
61145. Мінойська та Ахейська палацова цивілізація 69 KB
  Очікувані результати: Після цього уроку учні зможуть: називати розквіту Критської цивілізації час відкриття археологами Критської цивілізації; основні грецькі міфи Критського циклу їхніх героїв основні заняття греків характерні риси Критської цивілізації...
61146. УЗАГАЛЬНЕНО-ОСОБОВІ РЕЧЕННЯ 49.5 KB
  Внутрішньопредметні звязки: Лексикологія і фразеологія: засвоєння крилатих висловів у формі односкладних узагальненоособових речень. Текст риторичний аспект: використання односкладних узагальненоособових речень у текстах художнього й публіцистичного стилів.
61147. Сімейне право. Житлове право 77.83 KB
  Ознайомити учнів із структурою й джерелами сімейного та житлового права, визначити роль цих галузей у системі права України; розвивати навички учнів аналізувати поняття, працювати з джерелами інформації, аналізувати життєві ситуації з позицій права, формувати правову компетентність школярів як учасників сімейних та житлових правовідносин.
61148. Земельне право 107.5 KB
  Очікувані результати Після опрацювання теми учні зможуть: дати визначення земельного права і назвати його основні джерела; назвати види земель в Україні форми та субєкти права власності на землю і навести приклади...
61149. УСНИЙ СТИСЛИЙ ПЕРЕКАЗ ТЕКСТУ ПУБЛІЦИСТИЧНОГО СТИЛЮ (НА ОСНОВІ ПРОСЛУХАНИХ РАДІО- І ТЕЛЕПЕРЕДАЧ) 42.5 KB
  Дібрати заголовок до тексту переказу. Усний стислий переказ тексту публіцистичного стилю на основі переглянутої телепередачі Переказати стисло одну з переглянутих телепередач каналу 11 використавши поданий початок.
61150. Греція вXI—VI ст. до н. е 67.5 KB
  Після цього уроку учні зможуть: називати час Гомерівського періоду в історії Греції великої грецької колонізації; показувати на карті напрями грецької колонізації; застосовувати та пояснювати на прикладах поняття та терміни: колонія метрополія...