91205

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ ПО ОТНОШЕНИЮ К СМЕРТИ У РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Даже сама мысль о неизбежности смерти пугает. И от того как мы относимся к смерти показывает наше отношение к жизни ее насыщенность. Поэтому важно научиться адекватно относиться к смерти к ее неизбежности.

Русский

2015-07-13

50.22 KB

2 чел.

Пчельникова Е.И.

аспирант кафедры

социальной и практической

психологии, 

Восточноукраинский национальный

университет имени Владимира Даля,

г. Луганск, Украина

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ ПО ОТНОШЕНИЮ К СМЕРТИ У РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Постановка проблемы. Слово «смерть» практически у всех людей вызывает страх. Даже сама мысль о неизбежности смерти пугает. Но именно смерть определяет жизнь, ее ценность. И от того, как мы относимся к смерти, показывает наше отношение к жизни, ее насыщенность. Поэтому важно научиться адекватно относиться к смерти, к ее неизбежности. Если у человека присутствует сильный страх по отношению к смерти, это может мешать ему нормально жить. Человек в таком случае находится в постоянной тревоге, не может радоваться и наслаждаться жизнью.

Анализ последних исследований и публикаций по проблеме. Особо тщательно установки по отношению к смерти были изучены с помощью «Профиля аттитьюдов по отношению к смерти», разработанного П. Т. П. Вонгом, Г. Т. Рикером, Дж. Гессер. Так, с помощью опросника «Профиль аттитьюдов по отношению к смерти» П. Т. П. Вонг, выявил 5 видов отношения к смерти на основании 5 шкал: «Страх смерти», «Избегание темы смерти», «Нейтральное принятие», «Приближающее принятие», «Избавляющее принятие». Эти шкалы он объединил в кластеры негативного отношения к смерти (шкалы «Страх смерти», «Избегание темы смерти») и позитивного отношения к смерти (шкалы «Нейтральное принятие», «Приближающее принятие» и «Избавляющее принятие»), которые наиболее точно показывают вариацию отношений [1].

В зарубежной психологии существует большое количество методик, исследующих отношение к смерти (J. I. Boyar, G. Gesser, J. McLennan, R. A. Neimeyer, G. T. Reker, D. I. Templer, P. T. P. Wong) [2; 3]. Но многие из них остаются неизвестными для наших исследователей и не адаптированы для изучения в нашей стране. В настоящее время активно ведется психометрическая адаптация данных методик (Т. А. Гаврилова, К. А. Чистопольская) [1; 2].

Изложение основного материала. Очень важно, как относятся к смерти люди, чья профессия неизбежно связана с ней. Часто в своей практике соприкасаются со смертью работники здравоохранения. И от того как именно относятся к смерти работники учреждений здравоохранения зависит жизнь их пациентов и эффективность их работы. В зависимости от того, позитивное, либо негативное отношение к смерти у медперсонала вырабатываются определенные установки к смерти.

Так, принято считать, что если у медперсонала преобладают позитивные установки, то это более благоприятно сказывается на результативности их работы с пациентами. Позитивные установки к смерти у работников учреждений здравоохранения положительно сказываются как на отношении к собственной смертности, так и на их взаимосвязи с больными. Медперсонал, в таком случае, помогает пациентам адекватно относиться к смерти, демонстрируя это на своем примере. Это позволяет больным, находящимся на терминальной стадии, более спокойно принять неизбежность собственной смерти, переосмыслить жизнь, по-другому прожить ее остаток, возможно, попытаться что-то в ней изменить, исправить.

Преобладание у медперсонала негативных установок по отношению к смерти отрицательно сказывается как на их взаимодействии с пациентами, так и на самих больных. Негативные установки порождают страх, тревогу по отношению как к собственной смертности работников учреждений здравоохранения, так и смерти пациентов. Они растормаживают собственные переживания, страх смерти, ее неизбежность у медперсонала. Все это может отразиться на пациентах, находящихся на терминальной стадии. И без того напуганные скорым неизбежным концом жизни, больные также видят страх медперсонала, их защитную реакцию, желание отстраниться от умирающего пациента, проявление меньшей заинтересованности их состоянием, нежелание их успокоить. Зачастую работники учреждений здравоохранения относятся к терминальным больным, как к уже «потерянным» для общества, т.к. они скоро умрут и с этим уже ничего нельзя сделать.

Со стороны пациентов, в данном случае, наблюдаются повышенная тревожность, суетливость, страх, иногда доходящий до панических атак, агрессия, в связи с неизбежностью приближающейся смерти и непонимания со стороны медперсонала. Больные сталкиваются с тем, что работники учреждений здравоохранения не могут должным образом выслушать их, успокоить.

Так, с одной стороны, преобладание позитивных установок к смерти над негативными у работников учреждений здравоохранения, благоприятно сказываются как на пациентах, так и на самих сотрудниках. Это минимизирует развитие профессионального выгорания у медперсонала. Но, с другой стороны, позитивные установки в гипертрофированной форме могут нарушить адекватность оценки смерти, выработать нейтральное, «наплевательское» отношение к ней, когда смерть больных не имеет для них никакого значения, носит незначительный характер, что также свидетельствует о профессиональном выгорании медперсонала.

А преобладание негативных установок к смерти, с одной стороны, вызывает собственный страх, тревогу по отношению к смерти у работников учреждений здравоохранения, что препятствует адекватному отношению к смерти пациентов и может навредить им. Страх медперсонала, нежелание участвовать в их проблеме, помочь им, облегчить их участь, усугубляет состояние терминальных больных. Что, в конечном итоге, может привести к развитию профессионального выгорания, даже при небольшом стаже работы у медперсонала. Но, с другой стороны, именно страх смерти может способствовать лучшему пониманию состояния и участи пациентов, может побудить их больше заботиться о них, облегчить их участь.

Выводы. Главная задача работников учреждений здравоохранения состоит в том, чтобы научиться адекватно реагировать на смерть, принимать неизбежность, как собственной смерти, так и смерти своих пациентов. Это позволит эффективно работать с терминальными больными, предупредить развитие профессионального выгорания, и обеспечить больным наиболее благоприятный уход. Задача психологов, психотерапевтов состоит в том, чтобы вовремя диагностировать чрезмерные позитивные либо негативные установки к смерти у медперсонала, чтобы помочь им оптимально адаптироваться к специфике их работы и предотвратить развитие профессионального выгорания.

Література

  1.  Гаврилова Т. А. Об адаптации опросника «Профиль аттитьюдов по отношению к смерти – переработанный» (DAP-R), разработанного П. Т. П. Вонгом, Г. Т. Рикером и Дж. Гессер / Т. А. Гаврилова // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2011. – №1. – С. 48-57.
  2.  Гаврилова Т. А. Экзистенциальный страх смерти и танатическая тревога: методы исследования и диагностики / Т. А. Гаврилова // Прикладная психология. – 2001. – №6. – С. 1 – 8.
  3.  Кюблер-Росс Э. О смерти и умирании / Э. Кюблер-Росс. – К. : София, 2000. – 204 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35860. Методи використання тренажерів на уроках теоретичного навчання 393 KB
  Методи використання тренажерів на уроках теоретичного навчання У машинобудівній галузі верстати з числовим програмним управлінням у найближчому майбутньому займуть пріоритетне становище у верстатному парку. Одним з найбільш ефективних методів інтенсивного навчання є використання компютерних засобів або компютерні навчаючі програми а також компютерні тренажери або компютерні тренажериімітатори роботи верстатів. Навчання на тренажерах проводиться у кабінеті навчального закладу під наглядом викладача тому воно позбавлене недоліків...
35861. Алгоритмы кэширования современных микропроцессоров 387.5 KB
  Процесс выполнения программы можно представить как последовательность обращения к строкам основной памяти. Вся информация хранится в основной памяти а часть в кэш памяти. ОПТ оптимальный известна вероятность обращения к строкам памяти. Физически реализуемые Алгоритмы выбора строки из кэш памяти.
35862. Экзаменационные задачи по физике 333.5 KB
  Определите работу совершаемую электрическим током в электродвигателе настольного вентилятора за промежуток времени 30 с если при напряжении 220 В сила тока потребляемого двигателем 100 мА. Определите количество теплоты которое выделилось на резисторе сопротивлением 20 Ом за промежуток времени 5 мин если через его поперечное сечение ежесекундно проходит заряд 10 Кл. Определите силу тока потребляемого электродвигателем лифта и расход электроэнергии при одном подъеме если напряжение на зажимах 380 В а его КПД равен 90 . Определите...
35863. ТЕХНОЛОГІЯ ВЛАШТУВАННЯ МАСТИКОВИХ ПОКРІВЕЛЬ 320.5 KB
  ТЕХНОЛОГІЯ ВЛАШТУВАННЯ МАСТИКОВИХ ПОКРІВЕЛЬ Мастикові покрівлі улаштовують з бітумних емульсійних паст і мастик полімерних мастик гарячих бітумних мастик бітумногумових мастик. Захист покрівлі Бронювання нанесення на покрівлю алюмінієвого пилу Засипання гравієм або мармуровим щебенем 2мм Бітумні емульсійні матеріали це дисперсні системи з бітуму емульгаторів наповнювачів і води. Комбіновані покрівлі це різновид мастикових. Залежно від похилу конструкцію водоізоляційного килима такої покрівлі утворює один або два шари звичайних...
35865. ПРЕВРАЩЕНИЯ В СТАЛИ ПРИ ОХЛАЖДЕНИИ 283 KB
  При скорости охлаждения стали обеспечивающей полное протекание диффузионных процессов и соответственно близкое к равновесному состоянию стали в структуре последней согласно диаграмме железо углерод образуется перлит.5 приведена диаграмма изотермического превращения аустенита для эвтектоидной стали 08 С. Диаграмма изотермического превращения аустенита эвтектоидной стали На диаграмме можно выделить следующие области: 1 область устойчивого аустенита для стали содержащей 08 С выше АС1; 2 область переохлажденного аустенита; 3...
35867. БЖД. Содержание, цель и задачи БЖД 101.92 KB
  Как видим она посвящена решению задач сохранения здоровья и жизни человека в среде его обитания. Объединяющим ее началом стали: воздействие на человека одинаковых по физике опасных и вредных факторов среды его обитания общие закономерности реакций на них у человека и единая научная методология а именно количественная оценка риска несчастных случаев профессиональных заболеваний экологических бедствий и т. Цель дисциплины вооружить будущих специалистов теоретическими знаниями и практическими навыками необходимыми для: 1 создания...