91205

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ ПО ОТНОШЕНИЮ К СМЕРТИ У РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Даже сама мысль о неизбежности смерти пугает. И от того как мы относимся к смерти показывает наше отношение к жизни ее насыщенность. Поэтому важно научиться адекватно относиться к смерти к ее неизбежности.

Русский

2015-07-13

50.22 KB

2 чел.

Пчельникова Е.И.

аспирант кафедры

социальной и практической

психологии, 

Восточноукраинский национальный

университет имени Владимира Даля,

г. Луганск, Украина

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ ПО ОТНОШЕНИЮ К СМЕРТИ У РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Постановка проблемы. Слово «смерть» практически у всех людей вызывает страх. Даже сама мысль о неизбежности смерти пугает. Но именно смерть определяет жизнь, ее ценность. И от того, как мы относимся к смерти, показывает наше отношение к жизни, ее насыщенность. Поэтому важно научиться адекватно относиться к смерти, к ее неизбежности. Если у человека присутствует сильный страх по отношению к смерти, это может мешать ему нормально жить. Человек в таком случае находится в постоянной тревоге, не может радоваться и наслаждаться жизнью.

Анализ последних исследований и публикаций по проблеме. Особо тщательно установки по отношению к смерти были изучены с помощью «Профиля аттитьюдов по отношению к смерти», разработанного П. Т. П. Вонгом, Г. Т. Рикером, Дж. Гессер. Так, с помощью опросника «Профиль аттитьюдов по отношению к смерти» П. Т. П. Вонг, выявил 5 видов отношения к смерти на основании 5 шкал: «Страх смерти», «Избегание темы смерти», «Нейтральное принятие», «Приближающее принятие», «Избавляющее принятие». Эти шкалы он объединил в кластеры негативного отношения к смерти (шкалы «Страх смерти», «Избегание темы смерти») и позитивного отношения к смерти (шкалы «Нейтральное принятие», «Приближающее принятие» и «Избавляющее принятие»), которые наиболее точно показывают вариацию отношений [1].

В зарубежной психологии существует большое количество методик, исследующих отношение к смерти (J. I. Boyar, G. Gesser, J. McLennan, R. A. Neimeyer, G. T. Reker, D. I. Templer, P. T. P. Wong) [2; 3]. Но многие из них остаются неизвестными для наших исследователей и не адаптированы для изучения в нашей стране. В настоящее время активно ведется психометрическая адаптация данных методик (Т. А. Гаврилова, К. А. Чистопольская) [1; 2].

Изложение основного материала. Очень важно, как относятся к смерти люди, чья профессия неизбежно связана с ней. Часто в своей практике соприкасаются со смертью работники здравоохранения. И от того как именно относятся к смерти работники учреждений здравоохранения зависит жизнь их пациентов и эффективность их работы. В зависимости от того, позитивное, либо негативное отношение к смерти у медперсонала вырабатываются определенные установки к смерти.

Так, принято считать, что если у медперсонала преобладают позитивные установки, то это более благоприятно сказывается на результативности их работы с пациентами. Позитивные установки к смерти у работников учреждений здравоохранения положительно сказываются как на отношении к собственной смертности, так и на их взаимосвязи с больными. Медперсонал, в таком случае, помогает пациентам адекватно относиться к смерти, демонстрируя это на своем примере. Это позволяет больным, находящимся на терминальной стадии, более спокойно принять неизбежность собственной смерти, переосмыслить жизнь, по-другому прожить ее остаток, возможно, попытаться что-то в ней изменить, исправить.

Преобладание у медперсонала негативных установок по отношению к смерти отрицательно сказывается как на их взаимодействии с пациентами, так и на самих больных. Негативные установки порождают страх, тревогу по отношению как к собственной смертности работников учреждений здравоохранения, так и смерти пациентов. Они растормаживают собственные переживания, страх смерти, ее неизбежность у медперсонала. Все это может отразиться на пациентах, находящихся на терминальной стадии. И без того напуганные скорым неизбежным концом жизни, больные также видят страх медперсонала, их защитную реакцию, желание отстраниться от умирающего пациента, проявление меньшей заинтересованности их состоянием, нежелание их успокоить. Зачастую работники учреждений здравоохранения относятся к терминальным больным, как к уже «потерянным» для общества, т.к. они скоро умрут и с этим уже ничего нельзя сделать.

Со стороны пациентов, в данном случае, наблюдаются повышенная тревожность, суетливость, страх, иногда доходящий до панических атак, агрессия, в связи с неизбежностью приближающейся смерти и непонимания со стороны медперсонала. Больные сталкиваются с тем, что работники учреждений здравоохранения не могут должным образом выслушать их, успокоить.

Так, с одной стороны, преобладание позитивных установок к смерти над негативными у работников учреждений здравоохранения, благоприятно сказываются как на пациентах, так и на самих сотрудниках. Это минимизирует развитие профессионального выгорания у медперсонала. Но, с другой стороны, позитивные установки в гипертрофированной форме могут нарушить адекватность оценки смерти, выработать нейтральное, «наплевательское» отношение к ней, когда смерть больных не имеет для них никакого значения, носит незначительный характер, что также свидетельствует о профессиональном выгорании медперсонала.

А преобладание негативных установок к смерти, с одной стороны, вызывает собственный страх, тревогу по отношению к смерти у работников учреждений здравоохранения, что препятствует адекватному отношению к смерти пациентов и может навредить им. Страх медперсонала, нежелание участвовать в их проблеме, помочь им, облегчить их участь, усугубляет состояние терминальных больных. Что, в конечном итоге, может привести к развитию профессионального выгорания, даже при небольшом стаже работы у медперсонала. Но, с другой стороны, именно страх смерти может способствовать лучшему пониманию состояния и участи пациентов, может побудить их больше заботиться о них, облегчить их участь.

Выводы. Главная задача работников учреждений здравоохранения состоит в том, чтобы научиться адекватно реагировать на смерть, принимать неизбежность, как собственной смерти, так и смерти своих пациентов. Это позволит эффективно работать с терминальными больными, предупредить развитие профессионального выгорания, и обеспечить больным наиболее благоприятный уход. Задача психологов, психотерапевтов состоит в том, чтобы вовремя диагностировать чрезмерные позитивные либо негативные установки к смерти у медперсонала, чтобы помочь им оптимально адаптироваться к специфике их работы и предотвратить развитие профессионального выгорания.

Література

  1.  Гаврилова Т. А. Об адаптации опросника «Профиль аттитьюдов по отношению к смерти – переработанный» (DAP-R), разработанного П. Т. П. Вонгом, Г. Т. Рикером и Дж. Гессер / Т. А. Гаврилова // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2011. – №1. – С. 48-57.
  2.  Гаврилова Т. А. Экзистенциальный страх смерти и танатическая тревога: методы исследования и диагностики / Т. А. Гаврилова // Прикладная психология. – 2001. – №6. – С. 1 – 8.
  3.  Кюблер-Росс Э. О смерти и умирании / Э. Кюблер-Росс. – К. : София, 2000. – 204 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54469. Квадратні корені. Перетворення ірраціональних виразів 9.85 MB
  Обладнання: мультимедійний проектор презентація уроку Квадратні корені. Перетворення ірраціональних виразів презентація Історія математичних позначень презентація Багатозначні терміни. Оголошення представлення теми та очікуваних результатів слайди № 1-4 Надання необхідної інформації слайд № 5 Інтерактивна вправа...
54470. Математичне моделювання 39.5 KB
  Усні вправи: Якими математичними поняттями зручно змоделювати зображені предмети з навколишнього середовища слайди № 11-16 Розвязування прикладних задач слайди № 23-24 Коментарі до розвязування задач Задача 1. Дана задача прикладна бо в ній говориться про поверхню підлоги нематематичне поняття. слайд № 25 Задача 2. Це також прикладна задача з практичним змістом.
54471. Використання та розробка мультимедійних ресурсів для навчання школярів 118 KB
  Тому зробимо спробу розібратися в тому що представляє собою урок з використанням мультимедійних засобів навчання та як можна залучити учнів до створення мультимедійних ресурсів сучасного уроку мови та літератури. Розпочинаються вони з того що зміст мультимедійного уроку припускає наявність певного пакету: мультимедійну презентацію; сценарій уроку що деталізує виведення та шляхи реалізації навчальних завдань опис технологічних прийомів; наявність відповідного до уроку дидактичного матеріалу; контрольновимірювальні матеріали що...
54472. Музыка в баснях 47 KB
  Цели:организовать деятельность учащихся на ознакомление с образцами стихотворных литературных произведений о музыке; помочь учащимся целостно представить внутреннюю связь музыки с литературой; создать содержательные и организационные условия для привития навыков восприятия музыки разного характера, умению их анализировать...
54473. Музыка и искусство слова 113 KB
  Цель урока: организовать деятельность учащихся на углубление знаний о роли литературы в музыкальном искусстве; обеспечить применение учащимися знаний о жанрах в литературе и музыке, их взаимосвязи, интонационных режимах, музыкальных произведениях; содействовать осознанию учащимися целостного представления о влиянии литературы на музыкальное искусство; содействовать развитию у детей умения общаться;...
54474. Могут ли музыка и литература жить друг без друга? 42 KB
  Цели: направить деятельность учащихся на обобщение представления о многообразии и богатстве связей между музыкой и литературой их взаимовлиянии и взаимодополнении; содействовать развитию представления школьников о специфике музыкально-образного отражения мира; способствовать формированию интонационно-слухового опыта учащихся развитию вокально-хоровых навыков; способствовать формированию музыкальной культуры учащихся как составляющей духовной культуры; продолжить использовать...
54475. Музыка в рассказах 136 KB
  Верите ли вы в счастье Что такое счастье Приведите примеры посетившего вас счастья Д. А что для всех нас будет общим счастьем на уроке музыкального искусства Д. Правильно воплощение мечты явилось счастьем для мышонка. А для меня счастье видеть ваши умные глаза добрые лица отзывчивые сердца и искренние улыбки.
54476. Музыка звучит в сказках 235.5 KB
  Цели: организовать деятельность учащихся на углубление изучения темы Музыка в литературных произведениях; помочь учащимся на примере украинской народной сказки подчеркнуть позитивную роль музыки как носителя добра счастья и справедливости в литературных сюжетах; содействовать осмыслению учащихся музыкального образа в литературе в частности в сказках; содействовать развитию у учащихся образного восприятия самостоятельного мышления умения слышать и выделять главное. Музыкальный материал: Б.
54477. Экономические ресурсы. Ограниченность экономических ресурсовЭкономические ресурсы. Ограниченность экономических ресурсов 41.11 KB
  Экономические ресурсы – это все то, чем располагает общество для производства товаров и услуг. Общая величина ресурсов характеризует потенциальные возможности развития экономики. Они являются исходным звеном в процессе производства благ