91220

К вопросу о влиянии музыки на состояние работоспособности

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Одним из способов коррекции постоянно действующих психологических нагрузок на человека является музыка Это связано с тем что восприятие музыки человеком является бессознательным воздействием на его психику на его эмоциональное и функциональное состояние. Восприятие музыки носит активный характер и с психологической точки зрения включает...

Русский

2015-07-13

109.08 KB

0 чел.

Шевяков А.В.

Днепропетровский

гуманитарный университет,

г. Днепропетровск, Украина

К ВОПРОСУ О влияниИ музыки на СОСТОЯНИЕ

РАБОТОСПОСОБНОСТИ

Постановка проблемы. Одним из способов коррекции постоянно действующих психологических нагрузок на человека является музыка Это связано с тем, что восприятие музыки человеком является бессознательным воздействием на его психику, на его эмоциональное и функциональное состояние. Музыка возникла из потребности людей в общении. Процесс человеческой эволюции, переход от нерасчлененных, невербализированных, бессловесных средств общения к мышлению, в том числе мышлению образному, музыкальному, сделал возможным развитие художественных форм общения. Музыкальное искусство с глубокой древности было теснейшим образом связано со всей жизнью человека – с его трудом и повседневным бытом, с его материальными и духовными потребностями.

Анализ последних публикаций по проблеме. Музыка – один из самых эмоциональных видов искусства. Она характеризуется широким спектром выражения различных эмоций, чувств, настроений и, как правило, не нуждается в точном предметном соответствии звуковых образов образам реальной действительности.

Восприятие, как психический процесс, является неотъемлемой частью полноценного развития человека, его познавательной сферы и поддержания жизнедеятельности. Восприятие музыки носит активный характер и с психологической точки зрения включает в себя не только психоакустический план анализа, но и понимание музыки, имеющей свои особенности и внутреннюю структуру, обусловленные исторически сложившимися культурно-специфическими условиями и нормами.

Процесс восприятия музыки у людей неодинаков, он предполагает представление и осмысление. В основе этого процесса лежит оценочное отношение к произведению. Единство эмоционального и сознательного является основным принципом восприятия музыки. Музыкальное восприятие обладает определенными свойствами: эмоциональностью, целостностью, образностью, осмысленностью, ассоциативностью. Выделены основные способности, присущие человеку, без которых акт музыкального восприятия не мог бы состояться: мыслительная деятельность, память, способность к сотворчеству, эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух [1].

Отмечено, что люди, принадлежащие к различным культурам, физиологически по-разному реагируют на одно и то же музыкальное звучание. Физиологические и психологические изменения при слушании зависят от степени «знакомства» с музыкальным материалом. Но при этом даже у равнодушных к музыке людей, во время ее звучания, отмечены изменения кожно-гальванической реакции, что свидетельствует о наличии эмоционального отклика. Замечена отчетливая связь эмоционального переживания музыки с трансформацией внутреннего «Я» [2].

Изложение основного материала. На основании выше изложенного нами было проведено исследование, целью которого является выявление особенностей влияния музыки, созданной композиторами различных исторических эпох на психологическое состояние работоспособности человека.

В эксперименте приняли участие такие группы испытуемых:

1. Слушатели с художественным образованием: 3 группы по 10–15 чел. следующих возрастных категорий – 5 - 7 лет; 10 - 13 лет; 18 - 32 года.

2. Слушатели без художественного образования: 3 группы – возрастная категория 8 - 11 лет (16 чел.); 12 - 14 лет (13 чел.); 18 - 65 лет (21 чел.).

Всего в эксперименте принимало участие 80 – 95 человек (учитывая непостоянное присутствие членов первой группы).

Для проведения исследования были использованы следующие методики: первая группа испытуемых выполняла методика «Свободный рисунок» [3], со второй группой испытуемых был проведены восьмицветовой тест Люшера [4], методика САН [4] и метод свободных описаний (модифицированная нами методика САН) - испытуемым было предложено диагностировать себя по критериям теста САН: настроение, самочувствие, активность. Надо было описать свое состояние, какие действия сейчас хочется выполнять, какие возникают образы и желания . Далее предлагалось прослушать небольшой отрезок музыки (2 – 3 мин.) и затем снова повторить диагностику.

Для прослушивания испытуемым были предложены 5 музыкальных фрагментов: И. С. Бах. «Ария»; В. А. Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 14, III ч.; Ф. Шопен. «Вальс» № 9; С. Прокофьев. Концерт для фортепиано с оркестром № 4, I ч.; А. Шнитке. «Тема Паганини» для скрипки.

На основании полученных результатов, были выявлены закономерности:

  1.  музыка И. С. Баха вызывает положительные эмоции, но у 45% - с чувством настороженности, у 35% испытуемых вызывала смешанные чувства – от расслабления, состояния покоя, полной пассивности, до напряжения, с чувством тревоги. В 68% снижает активность, но при этом в 62% улучшает самочувствие;
  2.  музыка В. А. Моцарта в 85% приводит в уравновешенное, гармоничное, здоровое состояние, в 70% улучшает настроение, понижает чувство тревожности, в 64% возникает стремление к активности, оптимизм, повышает чувство свободы и уверенности в себе;
  3.  музыка Ф. Шопена в 70% улучшает настроение и самочувствие, вводит нас в состояние внутренней, душевной гармонии, дает положительные эмоции, хорошее настроение, в 55% - вводит в состояние покоя, равновесия, отдыха, вызывает резкое снижение уровня тревожности;
  4.  музыка С. Прокофьева в 90% вводит в состояние повышенной активности, возникает ощущение бодрости, смелости, уверенности в себе, желание действовать, рабочий настрой;
  5.  музыка А. Шнитке в 86% вызывает отрицательные эмоции (даже подсознательно), чувство тревоги, подавленности, страха, агрессии, резко ухудшает настроение и самочувствие, но одновременно, в 66%, повышает активность, которая связанна с поиском выхода, суетой и паникой, может ввести в состояние раздражения, нервозности, стресса и депрессии.

Обработка полученных данных, позволила определить средние баллы по каждому из исследуемых параметров (самочувствие, активность и настроение). Динамика изменений вызванных действием музыки представлена на рис. 1 – 3.

И.С.Бах Ф.Шопен А.Шнитке

В.А.Моцарт С.Прокофьев

Рис.1. Диаграмма самочувствия

И.С.Бах Ф.Шопен А.Шнитке

В.А.Моцарт С.Прокофьев

Рис.2. Диаграмма активности

И.С.Бах Ф.Шопен А Шнитке

В.А.Моцарт С.Прокофьев

Рис.3. Диаграмма настроения

Выводы. Выявленные закономерности влияния музыки различных композиторов, на психофизиологическое самочувствие работающих, могут быть использованы на производстве для снижения утомляемости, повышения производительности труда, улучшения самочувствия, снижения внутреннего напряжения, для получения полноценного отдыха за короткое время.

Предлагается в начале рабочего дня в целях повышения производительности труда использовать музыку С. Прокофьева, т. к. она повышает активность, при этом нейтрально действуя на самочувствие и настроение (см. рис. 1 – 3). Во время перерыва, для лучшего восстановления самочувствия предлагается прослушивание музыки Ф. Шопена – она улучшает самочувствие и поднимает настроение, при этом снижая активность и тем самым давая организму расслабиться, восстановиться. В середине рабочего дня хорошее действие произведет музыка В. А. Моцарта – она повышает и активность, и самочувствие, и особенно, настроение. Музыку

И. С. Баха не рекомендуется использовать в течение рабочего дня, т.к. у 45% испытуемых она вызвала чувство тревожности, что может негативно сказаться на самочувствии работающих, а музыку А. Шнитке, как и др. композиторов авангардного стиля, учитывая результаты исследований, рекомендуется слушать в индивидуальном порядке, либо на концертах, т. к. на них приходит слушатель подготовленный и настроенный на стиль данной музыки.

Литература

  1.  Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов / сост. А. Карелин –М. : Эксмо, 2006. – С. 36-40.
  2.  Венгер А. Л. Психологическое консультирование и диагностика / А.Л. Венгер. Часть 1. – М. : Генезис, 2005. –154 с.

New

Шевяков О.В.,

Кулюхіна А. С.,

Дніпропетровський

гуманітарний університет,

м. Дніпропетровськ, Україна

ПСИХОЛОГІЧНИЙ ВПЛИВ РЕКЛАМИ НА РІЗНІ КАТЕГОРІЇ РЕЦИПІЄНТІВ

Постанова проблеми. Сьогодні спостерігається бурхливий розвиток використання реклами на телебаченні, в газеті, по радіо, в Інтернеті та інших джерелах комунікації. Ми великими шагами намагаємося наздогнати те, що було “закрито” для нас вподовж тривалого часу. Сьогодні у споживача, з однієї сторони, куди більш можливостей у виборі, ніж навіть п’ять років тому , а з іншої, це різномаїття призводить до певних труднощів, людина просто губиться в такому великому асортименті продукції. 

Аналіз останніх досліджень і публікацій. Ще на початку ХХ століття завдання, що ставилися перед рекламою - це навіювання, сугестія, тобто спосіб психологічного впливу на волю людини з метою створення у неї потреби в рекламованому товарі. К.Т. Фридлендер [1] вважав, що кінцевою метою всякої реклами є вплив на свідомість людини , щоб спонукати її до здійснення певного вчинку. А наука, яка зможе це втілити в життя — психологія. Німецький психолог Т. Кеніг [2] стверджував, що торгова реклама - це не що інше, як планомірний вплив на людську психіку з метою викликати в ній вольову готовність купити товар, що рекламується. Вітієс вважав, що реклама здатна не тільки зробити об'єктивну потребу актуальною, перетворити її на мотив, але і створити потребу в товарі ніби «з нічого», тобто без усяких на те об'єктивних причин .

Зараз ця позиція майже не змінилася. Але дуже мало експериментальних даних, які б свідчили про ефективність використання сугестивних психотехнологій в рекламній діяльності. Це питання ще залишається дискусійним, та потребує ретельних досліджень. На сьогодні в даній сфері займаються такі автори, як Ф.Г.Панкратов, О. В. Серьогіна, В.Г.Шахурін, Ч. Сендидж, В. Фрайбургер, К. Ротцолл, І.К.Платонов , К.К.Платонов [3-6] та інші.

Виклад основного матеріалу. У психології впливом називають процес і результат зміни однією людиною поведінки, намірів, поглядів, оцінок іншої людини, що відбувається в ході взаємодії з нею. Мова йде тільки про психологічний вплив, тобто про вплив за допомогою психологічних засобів. А до психологічних засобів ми можемо віднести, насамперед, слова. Це слова у вигляді погроз і обіцянок, ласкаві і вимогливі прохання, а також інформація, що інтригує людину.

Вплив може здійснюватися спрямовано — у цьому випадку людина, яка робить вплив, має перед собою певну мету і намагається домогтися визначеного результату від людини, на яку вона впливає. А може мати місце ненавмисний вплив, тобто певної мети нема, але ефект впливу виникає.

При навмисному, спрямованому впливі людина, яка впливає, навмисне для досягнення своєї мети підбирає потрібні слова, торкається відповідних струн душі, підшукує придатні форми аргументації. Тобто людина, яка намагається цілеспрямовано вплинути на іншу, «плете тенета», щоб схилити її на свою сторону або домогтися від неї відмовлення від наявних, існуючих переконань іншої людини.

Ненавмисний вплив не має певних завдань, він виникає з будь-якої причини. Це може бути природна чарівність, що відразу приваблює, чи, навпроти, щось украй неприємне в зовнішності чи манерах, що відштовхує, викликає побоювання.

При спрямованому впливі діють такі механізми, як навіювання (сугестія) і переконання. При ненаправленому впливі діють такі механізми, як зараження і наслідування.

Навіювання ‒ цілеспрямований процес прямого чи непрямого впливу на психічну сферу людини, орієнтований на специфічне програмування людини і на здійснення нею змісту, що навіюється.

Переконання, як і сугестія є механізмом, чи ще іноді називають способом впливу. Крім того, переконання може бути тісно пов'язане з впливом, відрізняється ж воно від сугестії тим, що впливає на свідомість особистості через звертання до її власного критичного судження.

Метод зараження багато психологів визначають як несвідому, мимовільну схильність індивіда визначеним психічним станам. Воно виявляється не через усвідомлене прийняття якоїсь інформації чи зразків поведінки, а через передачу визначеного емоційного стану (Андрєєва Г. М., Паригін Б.Д., Войтасік Л., Шерковін Ю.А. і ін.). Тут індивід не випробує навмисного тиску, а несвідомо засвоює зразки поводження інших людей, підкоряючи їм.

Багато рекламістів звертають увагу на те, що в рекламі метод створення умов для наслідування найбільше ефективно спрацьовує в тих випадках, коли рекламується те, що для людини престижно, що купується їм з метою бути схожим на відому, популярну, авторитетну особистість.

На думку Г. А. Гончарова [1, с.24], наслідування ‒ це не просте прийняття зовнішніх рис поводження іншої людини, але відтворення індивідом рис і зразків поведінки.

Висновки. Після проведення власного експерименту, ми прийшли до виводу, що сугестивні психотехнології можуть сприяти підвищенню якості рекламних зразків шляхом створення додаткової мотивації. Це дійсне при певних умовах:

1) адекватна самооцінка глядачів;

2) люди від 18 до 22 років більш схильні до навіювання ніж від 25 до 45;

3) ефект сугестивного впливу збільшується при впливі на людей від 18 до 45 років з помірною ситуативною та високою особистісною тривожністю та високою ситуативною та особистісною тривожністю, а також на людей від 18 до 22 з низькою ситуативною, помірною особистісною тривожністю та помірною ситуативною і особистісною тривожністю;

4) сугестивність під впливом реклами підвищується, якщо потреби глядачів співпадають з рекламованими товарами.

Крім того, ми вважаємо, якщо рівень самооцінки буде нижчий за норму, то ефект навіювання стане значніше.

При проведенні експерименту нами була розроблена батарея методик, завдяки якій можна виявити сугестивний вплив рекламних зразків на глядачів. Вона має певні плюси, так як може модифікуватися в залежності від умов та задач експерименту.

Література

  1.  Гончаров Г.А. Суггестия: теория и практика / Г.А. Гончаров – М., 1995.– 320с.
  2.  Зарайский Д.А. Управление чужим поведением. Технология личного психологического влияния / Д.А. Зарайский. – Дубна, 1997.– 272с.
  3.  Лебедев-Любимов А. Психология рекламы /А. Лебедев-Любимов.– С Пб.: Питер, 2002.– 368с.
  4.  Михайлюк Е. Б. Психология влияния / Серия «Психологический практикум» / Михайлик Е.Б.– Ростов-на-Дону : Феникс, 2003.– 160с.
  5.  Мокшанцев Р.И. Психология рекламы : [учебн. пособ.] / Р.И. Мокшанцев. – М.: ИНФ-РА-М, Новосибирск: Сибирское согласие, 2010.-340 с.
  6.  Немов Р.С. Психология : [учеб. для студ. высш. пед учеб. заведений : в 3 кн.] / Р.С. Немов. 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1. Основы общей психологии.– 688 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44925. Философия Аристотеля, Основоположник формальной логики 40 KB
  Метафизика (гр.) –говорит о том, что выходит за пределы природы. Метафизика – учение о началах бытия и познания, об их основаниях. «Первая философия» вместо метафизика. То есть сама философия. Вторая философия – физика-производная от метафизики.
44926. My Specialty 12.04 KB
  Those who combine studies with their work re trined t the eveningtime nd the extrmurl deprtments. We ttend lectures do lbortory work nd tests. The fourthyer students combine their studies with their reserch work. We write course ppers nd grdution thesis on the scientific problems of our reserch work.
44928. Первые социологи 17.83 KB
  Знание должно быть реальным а не абстрактным; применимым очевидным организующим Энциклопедическая лестница наук: Иерархия наук в последовательности достижения ими позитивной стадии: Математика первой достигла позитивной стадии Астрономия – Физика –Химия –Биология Социальная физика социология В социологии – два раздела: Социальная Статика – Социальная Динамика Социология – позитивное изучение совокупности фундаментальных законов свойственных социальным явлениям Конт за модель общества применял семью и расширял ее до всего...
44930. Основные этапы складывания древнерусского государства 20.74 KB
  Основные этапы складывания древнерусского государства В своем развитии древнерусское государство прошло ряд этапов. На первом этапе образования древнерусского государства VIIIсередина IХ вв. процесс складывания государства ускоряется во многом благодаря активному вмешательству внешних сил хазар и норманнов варягов. Норманнская теория происхождения древнерусского государства.
44932. Australia. Австралия 15.29 KB
  Australia is one of the most unusual and exotic countries of the world. A significant feature of modern Australian society is the representation of a lot of cultures drawn from many lands by its people
44933. Два способа установки ПО 22.78 KB
  В первом случае пакет ПО обычно поставляется в виде trgz архива во втором случае в виде rpm пакета но это не обязательно исполняемые модули также могут распространяться в виде trgz архива. Проще всего установить ПО представленное в виде rpm пакета содержащего исполняемые файлы. Программа rpm Название этой программы или команды является аббревиатурой от Redht Pckge Mnger. Программа rpm в некотором смысле аналогична программам типа setup wizrd для MS Windows.