91240

ПРЕДРАССУДКИ УЧИТЕЛЕЙ, ИХ ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ПРЕОДОЛЕНИЕ

Курсовая

Педагогика и дидактика

От понятия стереотип достаточно просто перейти к понятию предрассудок. Предрассудок стереотипное представление о личности группе общности. То есть предрассудок – это всегда заведомое осуждение которое внушает нам предубеждение против человека исключительно на основании его идентификации с определенной группой.

Русский

2015-07-14

239.5 KB

2 чел.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Сложно представить сегодня себе учителя, не мечтающего о хороших учениках. Гораздо легче представить современного ученика, мечтающего об отсутствии каких-либо учителей в принципе. Наконец, совсем просто понять директора школы, изо всех сил старающегося, чтобы одно с другим срослось и мирно сосуществовало. Но в школе нет ребёнка, есть дети.  

Какое общество, такая и школа. Вот и противостоят они друг другу, как учитель и ученик на уроке. Ты мне, я тебе. Общество индивидуумов людей предъявляет к школе много требований, но лишь целостные его личности способны подняться над схваткой и призвать к решению главной проблемы  – скорость развития отдельного человека отстаёт от скорости развития человечества. (Вассерман) Преодолеть разобщённость не возможно, когда скороспелая интеграция всех мыслимых и немыслимых материальных ресурсов общества подменила собой содержание реального процесса вдумчивого познания целостности её будущих непосредственных делателей – уникальных личностей учащихся.

Находясь, с одной стороны, во власти мифа о конечности формулировок педагогических целей, а с другой стороны испытывая влияние разного рода оппозиций в основе мышления, например, «традиции-инновации» или «творчество-алгоритмизация»,  учитель с не меньшим рвением кидается в омут сомнительных смыслов образования, специально направленного на личность. Образования, полного забот о поиске учителем смыслов деятельности учащихся для самих учащихся. Образования, в терминологии статей о котором, отовсюду сквозит отношение к учащемуся как к объекту, а вовсе никакому не субъекту профессиональной деятельности учителя. Потому, пресытившись модной терминологией, учитель, увы, сам стал заложником личностно ориентированного образования, как классики жанра.  

Впрочем, рассмотрение ученика, как объект деятельности учителями, вполне допустимо, если укладывается в определённую предметность. До сих пор интегрированное образование понимается как совместное обучение здоровых детей и детей-инвалидов в школе. В данном случае образование, как совокупность учебных программ, ресурсов личностного роста – это всегда продукт некой интеграции, восстанавливающей целостность жизненного пространства и мироведения через преодоление предрассудков прошлого.

Казалось бы, биосоциальная природа человека не может не отразиться в образовании иначе, как в разумных формах процедур личного выбора целей и задач, а также индивидуального отбора средств и методов обучения участниками, в которых и обнаруживается целостность восприятия учениками окружающей действительности. На деле же, учитель абсолютно не готов не только изучать других целостностей, но, и сам позиционировать себя как целостную личность, в то время как целостность одного человека формируется исключительно в процессе коммуникации с целостностью «не-я» и соотнесем полученных результатов с образцами социокультурных норм. Словосочетание «интегрированное образование» встретишь сегодня нечасто. Оно и понятно, поскольку презентуемая, например, в рамках проведения интегрированного урока, целостность материала, как законченный акт чужого по отношению к учащимся творчества, который к тому же практически не требует от учащихся усвоения и применения новых или уже известных способов решения, требует принципиально отличающейся, формализовано не описываемой деятельности на уроке – нормотворчества [1].

Поэтому интеграция, не смотря на то, что как научное направление использовалась очень давно, а центром педагогических изысканий стала относительно давно 1983г., должна восприниматься учителем не иначе как педагогический феномен, определяющий именно педагогическую, пока ещё сравнительно мало изученную,  интеграцию как принципиально новый подход, в котором могут быть созданы уникальные средства и инструменты педагогического взаимодействия на уроке. Таким образом, данная тема курсовой работы является актуальной.

 1  Предрассудок как УНИВЕРСАЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

1.1 Понятие и виды предрассудков

Представления о типичных чертах других народов зависят от форм и разнообразия контактов с ними. При этом результатом контактов являются не только стереотипы, но и предрассудки.

От понятия «стереотип» достаточно просто перейти к понятию «предрассудок». «Предрассудок – стереотипное представление о личности, группе, общности. Как правило, спецификой таких социальных стереотипов считается то, что они выражают, формируют и поддерживают циничное, враждебное и/или фобическое отношение к какой-либо аут группе или общности (расовой, этнической, гендерной и др.). Поэтому предрассудки нередко определяют как разновидность негативных аттитьюдов. Синоним предрассудка – предубеждение».Рассудок – функция интеллекта (ума),обеспечивающая присобление индивида к типичным ситуациям,решение им задач,умственные возможности индивида в решении жизненных проблем.

Вообще, следует заметить, что суть предрассудка состоит именно в неоправданно негативной установке по отношению к группе и/или ее отдельным членам. То есть предрассудок – это всегда заведомое осуждение, которое внушает нам предубеждение против человека исключительно на основании его идентификации с определенной группой. Предрассудок – это установка, то есть это готовность действовать определенным образом на основании определенного сочетания чувств, убеждений [2].

Любому акту познания, общения и труда предшествует то, что психологи называют «установкой», что означает - определенное направление личности, состояние готовности, тенденция к определенной деятельности, способной удовлетворить какие-то потребности человека. В нашей стране теория установки детально разработана выдающимся грузинским психологом Д. Н. Узнадзе. В отличие от мотива, то есть сознательного побуждения, установка непроизвольна и не осознается самим субъектом. Но именно она определяет его отношение к объекту и самый способ его восприятия. В системе установок, незаметно для самого человека, аккумулируется его предшествующий жизненный опыт, настроения его социальной среды. Проблема возникает лишь тогда, когда действительные или воображаемые различия возводятся в главное качество и превращаются во враждебную психологическую установку по отношению к какой-то этнической группе, установку, которая разобщает народы и психологически, а затем и теоретически, обосновывает политику дискриминации. Это и есть этническое предубеждение или предрассудок [3].

Разные авторы по-разному определяют это понятие. В справочном пособии Б. Берельсона и Г. Стейнера «Человеческое поведение. Сводка научных данных» предубеждение определяется как «враждебная установка по отношению к этнической группе или ее членам как таковым». В учебнике социальной психологии Д. Креча, Р. Крачфилда и Э. Баллачи предубеждение определяется как «неблагоприятная установка к объекту, которая имеет тенденцию быть крайне стереотипизированной, эмоционально заряженной и нелегко поддается изменению под влиянием противоположной информации». В социологической энциклопедии под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, читаем, что этнический предрассудок – это неблагоприятная соц. установка, определяющая соответствующую направленность поведения по отношению к отдельным представителям иноэтнической группы или к группе в целом [4].

Итак, отсюда следует, что речь идет об обобщенной установке, ориентирующей на враждебное отношение ко всем членам определенной этнической группы, независимо от их индивидуальности; эта установка имеет характер стереотипа, стандартного эмоционально окрашенного образа — это подчеркивается самой этимологией слов предрассудок, предубеждение, то есть нечто, предшествующее рассудку и сознательному убеждению; наконец эта установка обладает большой устойчивостью и очень плохо поддается изменению под влиянием рациональных доводов.

Некоторые авторы, например, известный американский социолог Робин М. Уильямс-младший, дополняют это определение тем, что предубеждение - это такая установка, которая противоречит некоторым важным нормам или ценностям, номинально принятым данной культурой. С этим трудно согласиться. Известны общества, в которых этнические предубеждения имели характер официально принятых социальных норм, например, антисемитизм в фашистской Германии, - но это не мешало им оставаться предубеждениями, хотя фашисты и не считали их таковыми.

В зарубежной социальной психологии этнический предрассудок рассматривается обычно как "вечная" проблема общественной жизни, универсальное социально-психологическое явление, формирующееся на основе изначально присущей группе враждебности по отношению к "внешним" группам. Такая теоретическая ориентация лежит в основе двух главных направлений исследования этнического предрассудка – социологического (изучается в основном социокультурная обусловленность этнического предрассудка) и социально-психологического, имеющего большое число последователей. Этнический предрассудок исследуется в трех аспектах: когнитивном (исследуются содержание и генезис мнений, убеждений, стереотипов определенных этнических групп), аффективном (исследуются эмоциональная и ценностная стороны) и поведенческом (исследуется связь этнического предрассудка с фактическим поведением) аспектах [5].

В психологии принято выделять шесть основных типов предрассудков.

1. Яркие необоснованные предрассудки, в содержании которых открыто декларируется утверждение, что члены чужой группы по тем или иным признакам являются хуже, чем представители собственной группы.

2. Символические предрассудки основываются на наличии негативных чувств в отношении членов чужой группы, которые воспринимаются как угрожающие культурным базовым ценностям собственной группы.

3. Токенизский тип предрассудков выражается в предоставлении различных форм социального преимущества представителям этнических или социокультурных групп в обществе, чтобы создать видимость справедливости. Предрассудки этого типа предполагают наличие негативных чувств по отношению к чужой группе, однако члены собственной группы не хотят признаться себе в том, что у них есть предрассудки в отношении других.

4. Предрассудки типа «длинной руки» подразумевают позитивное поведение по отношению к членам чужой группы только при определенных обстоятельствах (например, случайное знакомство, формальные встречи). В ситуации более близкого контакта (например, соседство) демонстрируется недружелюбное поведение.

5. Фактические пристрастия и антипатии как тип предрассудков предполагают наличие открытого негативного отношения к членам чужой группы в случае, если их поведение действительно не устраивает членов собственной группы.

6. «Знакомое и незнакомое». Этот тип предрассудков подразумевает отказ от контактов с членами чужой группы, поскольку люди данной группы всегда в той или иной степени испытывают неудобства при общении с чужаками и поэтому предпочитают взаимодействовать с людьми собственной группы, так как такое взаимодействие не вызывает глубоких нервных и эмоциональных переживаний [6].

Итак, проанализировав различные подходы к определению понятия «предрассудок», можно сделать вывод, что предрассудок - это неблагоприятная социальная установка по отношению к группе и/или ее отдельным членам, представление о личности, группе, общности, которое имеет тенденцию быть крайне стереотипизированным, эмоционально заряженным, оно нелегко поддается изменению под влиянием противоположной информации».

1.2  Механизм формирования предрассудков

Главным фактором в возникновении предрассудков выступает неравенство в социальных, экономических и культурных условиях жизни различных этнических общностей.

Предрассудки возникают как следствие неполного или искаженного понимания объекта. Возникая на основе ассоциации, воображения или предположения, психологическая установка с искаженным информационным компонентом оказывает, тем не менее, стойкое влияние на отношение людей к объекту.

Предрассудки представляют собой устойчивые и широко распространенные элементы обыденной, повседневной культуры, которые передаются их носителями из поколения в поколение и сохраняются при помощи обычаев или нормативных актов. Чаще всего предрассудки включены в культуру в виде нормативных заповедей, т.е. строгих представлений - «что и как должно быть», например, как следует относиться к представителям тех или иных этнических или социокультурных групп [6].

Механизм формирования предрассудков позволяет людям эмоционально реагировать на человека, причинно не связанного с возникновением этой реакции. Этот особый механизм чаще всего используется в культивации этноцентризма, стереотипов и предрассудков и называется психологическим процессом перемещения. Суть этого процесса сводится к переносу выражения эмоций в иную ситуацию, где это можно осуществить либо безопасно, либо с большой выгодой. Психологическое перемещение используется людьми или бессознательно — в качестве защитного механизма психики, или преднамеренно — в поисках «козла отпущения», за собственные неудачи или ошибки. При этом психологическое перемещение есть атрибут не только индивидуальной психической деятельности, но и коллективных психических процессов и способно охватывать значительные массы людей. Механизм перемещения позволяет направить гнев и враждебность людей на объект, не имеющий отношения к причинам этих эмоций.

Развиваясь на почве неполного или искаженного знания, предрассудки могут возникать по поводу объектов самого различного рода — вещей и животных, людей и их ассоциаций, идей и представлений. Сохранению и широкому распространению предрассудков способствуют некоторые социально-психологические причины, вытекающие из социально-экономических условий жизни людей. Одна из них — попытка представителей доминирующей этнической группы найти источник психического удовлетворения от чувства мнимого превосходства, находясь при этом у подножия социальной лестницы из-за сложного материального положения. Отсутствие действительного престижа среди господствующей этнической группы компенсируется иллюзорным престижем от сознания принадлежности к «высшей расе» [7].

В зарубежной психологии существует довольно много теорий происхождения предрассудков. Одна из них — теория фрустрации и агрессии. Ее суть заключается в том, что в человеческой психике в силу определенных причин, вызванных отрицательными эмоциями, создается состояние напряжения — фрустрация. Это состояние требует разрядки, и ее объектом может стать любой человек. Когда причины трудностей и невзгод видятся в какой-либо этнической группе, раздражение направляется против этой группы, причем, как правило, против нее уже накопилось враждебное предубеждение.

Согласно другой теории формирование предрассудков объясняется потребностью людей определить свое положение по отношению к другим, основываясь на превосходстве своей этнической группы и тем самым своего индивидуального Я над другими. В процессе такого самоутверждения уничижаются достижения другой группы и подчеркивается неприязненное отношение к ней. В данном случае, по мнению Г. Тэджфела, можно говорить о социально-экономическом, культурном и политическом контекстах межгрупповых отношений, которые, в свою очередь, связаны с этнической и культурной идентификацией взаимодействующих групп. Причем позитивная идентификация связывается в основном со своей культурной группой, а к чужой культурной группе демонстрируется негативная идентификация или даже открытая дискриминация [8].

Предрассудки усваиваются каждым отдельным индивидом в процессе социализации и кристаллизуются под влиянием культурно-групповых норм и ценностей. Их источником служит ближнее окружение человека, в первую очередь родители, учителя, приятели. Таким образом, индивидуальные предрассудки в большинстве случаев возникают не из личного опыта межкультурного общения, а в результате усвоения сложившихся ранее предрассудков.

1.3  Проблемы корректировки и изменения предрассудков

Использование предрассудков в повседневной жизни имеет различные последствия для человека. Во-первых, наличие того или иного предрассудка серьезно искажает для его носителя процесс восприятия людей из других этнических или социокультурных групп. Носитель предрассудка видит в них только то, что хочет видеть, а не то, что есть на самом деле. В результате целый ряд положительных качеств объекта предрассудка не учитывается при общении и взаимодействии. Во-вторых, в среде людей, зараженных предрассудками, возникает неосознанное чувство тревоги и страха перед теми, кто для них является объектом дискриминации. Носители предрассудков видят в их лице потенциальную угрозу, что порождает еще большее недоверие к ним. В-третьих, существование предрассудков и основанных на них традиций и практики дискриминации, сегрегации, ущемления гражданских прав в конечном счете искажает самооценку объектов этих предрассудков. Значительному количеству людей навязывается чувство социальной неполноценности, и как реакция на это чувство возникает готовность к утверждению личностной полноценности через межэтнические и межкультурные конфликты.

Острота национального вопроса в современном мире обусловлена двумя причинами; обе они могут быть объяснены, исходя из теории о двух тенденциях в национальном вопросе. С одной стороны, форсированными темпами, особенно в развитых странах, идет процесс сближения и, не нужно бояться этого слова, ассимиляции наций, ломающий традиционную национальную ограниченность и связанные с нею формы этнического самосознания. Это сложный и противоречивый процесс. Он включает в себя множество разнородных компонентов: сближение, а то и полное слияние культур, усвоение национальными меньшинствами общего языка, широкое распространение смешанных (межнациональных) браков, преодоление традиционной обособленности и расширение сферы общения людей независимо от их этнической принадлежности, коренные сдвиги в этническом самосознании и т. д. Все это делает социально непригодными старые этнические стереотипы как «большинства», так и «меньшинства» [9].

Одновременно, особенно в слаборазвитых странах, происходит консолидация новых наций. Ранее порабощенные группы, достигнув известной ступени развития, восстают против рамок, установленных для них «цветным барьером», и освящающих его установок. В классово-антагонистическом обществе этот процесс не может совершаться безболезненно. Цепляясь за свои ускользающие привилегии, буржуазия господствующих наций пытается силой задержать исторический процесс; чем очевиднее несостоятельность представлений о неравенстве рас и наций, тем яростнее они защищаются. Реакционные круги новых наций, со своей стороны, желая обеспечить себе монопольную эксплуатацию своих (и не только своих) народов, проповедуют, так сказать, расизм наизнанку, подчеркивая исключительность собственных черт и традиций. Евро-поцентризму противопоставляются «азио-» или «афроцентризм», «белому» расизму — «желтый» или «черный» расизм.

Все это делает национальную проблему весьма острой. Этнические предубеждения часто выступают как реакция на подъем ранее дискриминированных меньшинств, которые не хотят больше мириться с таким положением.

Большую роль в смягчении и преодолении враждебных установок играют неформальные личные контакты между представителями разных этнических групп. Совместный труд и непосредственное общение ослабляют стереотипную установку, в принципе позволяя увидеть в человеке другой расы или национальности не частный случай «этнического типа», а конкретного человека. Однако и это бывает далеко не всегда. Известный психолог Гордон Оллпорт, обобщая большой материал наблюдений и специальных экспериментов, говорит, что межгрупповой контакт способствует ослаблению предубеждения, если обе группы обладают равным статусом, стремятся к общим целям, положительно сотрудничают и взаимозависят друг от друга и если, наконец, их взаимодействие пользуется активной поддержкой властей, законов или обычая. Если таких условий нет, контакты не дают положительных результатов, а то даже и усиливают старые предрассудки.

Изменение предрассудков может быть произведено и с помощью средств массовой информации. Однако и в этом случае, чтобы изменить предрассудок, могут потребоваться годы. К тому же предрассудок нельзя убрать, вычеркнуть из сознания людей, его можно лишь сделать более обоснованным, доступным для понимания, модифицировать и описать [10].

Поэтому наивно полагать, что изменение стереотипов и предрассудков является несложным делом, быстро осуществимым при помощи социальных технологий или других методик. Стереотипы и предрассудки меняются очень медленно и с большим трудом. Люди склонны помнить ту информацию, которая поддерживает предрассудок, и игнорировать информацию, которая им противоречит. Поэтому, если предрассудки были когда-либо усвоены человеком, то они проявляются в течение длительного времени.

           2  ПРЕДРАССУДКИ УЧИТЕЛЕЙ, ИХ ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ПРЕОДОЛЕНИЕ

2.1 Традиции и предрассудки современного образования, их происхождение

Прежде, чем говорить о традициях и предрассудках в современном образовании, хотелось бы разграничить эти два понятия. Традиции - то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (словарь С.И.Ожегова) [11]. Предрассудок - это готовое мнение, «которое невольно переносится нами в наблюдаемый предмет» (А.А.Потебня) [12], т.е. предрассудок - есть то, что в свое время было  справедливо и законно, но что оказывается несправедливым при новом обороте мысли. Таким образом, предрассудок- это производное традиции. В быстро меняющемся мире предрассудков становится все больше, особенно предрассудков в образовании, т.к. это открытое пространство, обсуждаемое всеми и на разных уровнях.

Образование, в том числе и советское, сформировало за годы своего существования прекрасные педагогические традиции, которые лежат в основе модернизации образования. Но здесь не обошлось без предрассудков. Довольно часто в последнее время раздаются голоса тех, кому не дает спокойно спать ностальгия по школе советской, с её общим образованием, единой идеологической базой, одинаковыми учебными программами, учебниками, великолепными учителями, прекрасными учениками. Но ведь это предрассудок, т.к. многие  педагогические традиции советского образования были действенны только в определенный временной отрезок, когда  ученик представлял собой сосуд, который необходимо было наполнить знаниями, не обращая внимание, ни на личность самого ребёнка, ни на его внутренние потребности, интересы, направленность. Развивая интеллектуальные способности, образование не готовило детей к жизни, тем более к жизни в демократическом обществе, не формировало у них самоконтроля, индивидуальной инициативы, креативности, что приводило к нивелированию человеческой личности, потере стимула для внутреннего развития. А общее образование было, к сожалению, лишь  личным достижением отдельных, способных к самопознанию и саморазвитию индивидуумов, а не массы учащихся.

Традиционно считалось и считается  многими до сих пор, что задача учителя - обязательно вызвать у ученика интерес к своему предмету. Если ученику нравится предмет, он стремится лучше его усвоить, что, в конечном итоге,  влияет на выбор его жизненного пути. Это тоже предрассудок.  Ребёнок при несформированности подлинных интересов  может принять  за интерес к предмету  привязанность к конкретному педагогу, и это увлечение  имеет зачастую  весьма серьёзные последствия, если оно становится профессией. Задача учителя - не стараться любой ценой увлечь каждого своим и только своим предметом, а  помочь ребенку выявить его истинные интересы, развить его собственную индивидуальную траекторию. Ведь отсутствие интереса к предмету - это всего лишь защитная реакция личности ребёнка,  способ борьбы за право выбора.

Один из самых распространённых предрассудков современного образования - это представление о том, что школьная оценка что-то реально значит. Многие до сих пор считают, что в школе оценивание идет по пятибалльной шкале. Но это не так. В школе «не работают»  ни двойка, ни, тем более, единица. И не только потому, что учителям традиционно жалко обучающихся у них «недорослей», а потому, что двойка рикошетом бьёт прежде всего по самому учителю. А тройка - это «нечто» (или « ничто»?), чему невозможно дать характеристику, но что удобно и безопасно. Соответственно, и пятерки с четверками стали «весить» меньше. Борьба за качество обучения  и стопроцентную обученность привела к полному обесцениванию школьной оценки. Может быть, поэтому так боятся некоторые учителя ЕГЭ, который очень быстро ставит всё на свои места, чётко определяя значимость школьной системы оценивания, поэтому и предпринимаются попытки  помочь своим ученикам во что бы то ни стало и любыми способами, как это делалось всегда в ходе сдачи учащимися экзаменов в традиционной форме [13].

В соответствии с лучшими традициями образования всегда считалось, что учительский труд благороден, бескорыстен и уважаем. Благороден – да, потому что учительство, в массе своей противостоя разрушительному влиянию времени, пытается сохранить в детских душах элементарные представления о долге и чести, дружбе и порядочности, что сделать  сейчас чрезвычайно не просто. Бескорыстен - да, потому что в школах работают истинные энтузиасты, пришедшие  сюда по зову сердца, привыкшие не ждать наград, званий, красивых слов, высоких зарплат (поэтому так мало в школах молодых учителей, а те, которые появляются, надолго не задерживаются в поисках иной, не настолько бескорыстной жизни).

Очень хотелось бы верить, что труд школьных учителей действительно уважаем в обществе. Но, к сожалению, приходится признать, что в последнее время возник в общественном мнении новый образ учителя. Люди, весьма далекие от школы, проявляют невиданную изобретательность, чтобы всячески опорочить это звание. И общественность начинает постепенно привыкать к мысли о том, что труд учителя уважения не достоин, что учителя - недалёкие в массе своей люди, косные, грубые, доводящие детей до суицида, беспринципные, вымогающие с родителей деньги и т.д. Вот это - самый страшный предрассудок современного образования. Ведь предрассудок - это производное от традиции, то, что было когда-то верным и справедливым, но стало предрассудком из-за нового поворота мысли. Так вот, в данном случае поворот мысли произошёл, но то, о чем сказано выше,  никогда не было и не будет традицией существующего образования.

Говоря отдельно о традициях и предрассудках, мы достаточно легко оперируем этими понятиями. Но куда исчезает эта легкость, когда мы хотим эти два понятия сопоставить или определить, к какому из них можно отнести то или иное явление?

Самая первая мысль – обратиться к толковому словарю, чтобы для начала уточить терминологию. Выходит, традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому; это некий обычай, установившийся порядок в поведении, в быту. Предрассудок – ставший привычным ложный взгляд на что-нибудь.

Если сравнивать явления традиции и предрассудка по временному основанию, то оба они воспроизводятся на длительном промежутке времени («от одного поколения к другому», «ставший привычным»), что работает на сближение понятий. Если за основание сравнения взять критерий истинности, то, на первый взгляд, предрассудок ложен, традиция – не ложна (ведь ее вырабатывали многие поколения как нечто правильное, положительное), а значит, истинна. Но являются ли ложь и истина в данном случае объективными? На наш взгляд, они настолько же объективны, как и ощущение человека, едущего в вагоне поезда, будто это деревья и дома проезжают мимо него. Одним словом,  все в мире относительно…

Размышляя и далее в подобном ключе, можно получить все большее размывание грани между традицией и предрассудком. Но остановимся на том, что в общественном сознании традиция чаще всего носит позитивный характер, а предрассудок – негативный. Мы не зря сказали «чаще всего», ибо бывает, что понятие «традиция» имеет отрицательный оттенок в значении «пережиток прошлого»… [14].

Можно долго размышлять и сопоставлять понятия традиции и предрассудка, но мы решили задаться другой целью: привести примеры, когда традиция, приобретая негативный оттенок, начинает противоречить изменившимся условиям и перерастает в предрассудок. А происходит такое чаще всего в областях, претерпевающих значительные изменения в относительно короткие промежутки времени. К таким областям и относится наше образование на современном этапе.

Начнем с самого общего, на наш взгляд, вопроса: чему должна учить школа? Традиционная советская система давала унифицированное образование в виде конкретных знаний, умений и навыков «на всю жизнь». И такая система действовала и давала хорошие результаты. Можем ли мы довольствоваться этим сейчас?

Однозначно, нет. Поток информации в различных сферах деятельности человека растет подобно снежному кому. И никакая школа не может обеспечить человека «знаниями на всю жизнь», ибо мы даже не можем предположить, какие новые принципы и закономерности будут открыты завтра. Выход один (и он уже вырисовывается в инициативах федерального уровня) – учить не конкретным знаниям, а способам работы с любой информацией (в том числе и той, которая еще не появилась), иными словами – учить учиться самостоятельно…

Закроемся мы от таких инноваций, будем кивать на успешность традиционной системы обучения, не желая подойти к вопросу творчески – окажемся в проигрыше. И традиция наша станет самым настоящим предрассудком. Но и совсем отказываться от традиции тоже не стоит. Надо взять от нее самое лучшее, что соответствует сегодняшнему моменту. Например, формируя фундаментальное ядро содержания образования (основополагающие элементы научного знания, на которых будет базироваться школьное образование), можно воспользоваться традиционными наработками…

Следующая рассматриваемая нами традиция также посвящена общему вопросу. Вопрос этот – как учить? Мы настолько вжились в ставшую традиционной классно-урочную систему обучения, что иные формы обучения всерьез даже не рассматриваем. Только урок в классическом его понимании вызывает у нас уважение. Взять хотя бы такой его аспект, как присутствие в одном помещении учителя и ученика. А если иначе, то разве можно чему-то научиться?

Это традиция, то есть нечто святое. Но если мы и здесь закроемся от новых форм и технологий обучения, это будет уже не традиция, а самый настоящий предрассудок. А вдруг можно учиться и иначе? Между прочим, существует и все шире развивается дистанционное обучение, которое, например, для детей с ограниченными  возможностями здоровья – зачастую единственный выход получить образование. И для обычных здоровых детей – это тоже возможность получить определенные знания и выработать навыки, которые при традиционном обучении не приобретаются. Так что не надо сразу и полностью отказываться от новшеств, надо проявлять гибкость и дальновидность.

В нашем городе пока нет примеров дистанционного обучения детей. Но удачный опыт дистанционного повышения квалификации педагогов имеется (например, при Саратовском государственном социально-экономическом университете в рамках проекта «Интернет-поддержка педагогов» Национального фонда подготовки кадров; в Центре дистанционного образования «Эйдос»). И дело здесь не только в том, что можно пройти курсы, не выезжая за пределы города, а еще и в том, что ведут занятия специально подготовленные люди. Похоже, что со временем и наши дети будут большую часть обучения проходить дистанционно. Да, это будет, конечно, не скоро, но это будет. И не замечать подобных тенденций сейчас, настаивая на традиционных формах и методах – заблуждение, предрассудок [15].

И еще один пример традиции, становящейся предрассудком и тормозом образовательного процесса, мы хотим привести из настоящего нашего малого города.

Традиция - то хорошая: учиться в ближайшей от дома школе и учиться в ней, не изменяя, все годы. Это всегда приветствовалось, а люди, искавшие «от добра добра», переходившие в другую школу, вызывали недоумение общественности. Теперь многое изменилось. И организация профильного обучения предъявила свои требования к системе образования города. Старшую ступень рационально и эффективно укрупнять, передавая от нескольких школ одной. Но общественность – против. А причина тому – ломка традиций. Ну почему при поступлении после 9-го класса в техникум или профессиональный лицей ученики спокойно меняют учебное заведение, а при поступлении в 10-ый класс делают это крайне неохотно и с негативным отношением? В чем разница? Возможно, в том, что в новой школе учащиеся будут не в равных условиях: одни учились здесь все годы (а «дома и стены помогают»), а другие – пришли только в 10-ый класс. Но все-таки, не это, на наш взгляд, основная причина негативного отношения людей к нововведениям. Основное – традиция: так было всегда, пусть будет и впредь…

А в будущем нас ждут школы-ступени как наиболее эффективные в материально-техническом, здоровьесберегающем отношении виды образовательных учреждений. И если мы будем противиться новому, то увязнем в своих предрассудках и отстанем от цивилизованного мира…

Думаем, что достаточно привели примеров, иллюстрирующих бесперспективность традиций, закрытых для инноваций. Поэтому уже можем сделать определенные выводы.

Традиции в образовании накапливались в результате многолетнего опыта, и разом перечеркивать их мы, с одной стороны, не имеем права, а с другой – не видим в этом смысла. Всякая традиция имеет рациональное зерно, и чаще всего – доля рационального в ней достаточно велика.

Другое дело, что подходить критически, с позиций настоящего (а может, даже и будущего), к традициям надо. Даже самое совершенное при одних условиях в других может стать тормозом развития, может перерасти в обыкновенный предрассудок…

Так что традиции надо чтить, но как догму не принимать!

2.2 Исследование по преодолению стереотипов и предрассудков учителей

На протяжении исторического развития любое человеческое общество складывалось под влиянием традиций, обычаев, предрассудков, морали.  Под традициями и предрассудками можно понимать сложившийся в данной культуре определенный стандарт отношений к явлениям, предметам и живым существам. Они могут быть со знаком плюс и минус – нести положительный или отрицательный заряд. Предрассудки избавляют от необходимости думать, но обеспечивают быстроту реакции, ее эмоциональную силу, результативный автоматизм решений и поступков. Предрассудки помогают людям одного народа понимать друг друга и чувствовать свою общность.

Традиции… они стали неотъемлемой частью любого народа, его историей. Без них просто нельзя составить целостный образ нации, представить особенности культуры, всего уклада общества. А, значит, традиции накладывают отпечаток на  духовную  жизнь, в том числе и на  воспитание личности, образование. Традиция на личном уровне закладывает цели жизни самого человека. Все, что существует в природе, развивается и разворачивается, - это есть средства. Все, что человек имеет и получает в этом мире, - это только средства. А цель задается ни министерством образования, ни лично человеком, а складывается в процессе формирования традиции на протяжении сотен и тысяч лет. Эта цель - особый идеал личности человека в обществе. Традиция закладывает тип личности, и она же дает средства для достижения этого идеала [16].

Педагогика и являет собой одну из наиболее устойчивых, консервативных сфер общественного сознания, непосредственно отвечающих за сохранение и трансляцию социокультурной традиции.  Какая связь существует между традициями общества, воспитанием и образованием? В том случае, когда традиции воспитания ребенка в семье, школе и социуме совпадают - а это происходит, если они укореняются в одной цивилизационной основе, - личность возрастает полноценной. Если же в семье одна традиция, в школе - другая, а в социуме - третья, то неизбежно формируется разорванное общество, разорванное сознание - разрывается и внутренний мир человека. Личность вынуждена искать способы адаптации в многообразных сообществах, осваивать различные способы и стили поведения, покоящиеся на противоположных ценностных основаниях. Таким образом, здесь важна общая духовная концепция, соединяющая воедино все стороны жизни общества. О характере культуры и самой общественной традиции доступнее и полнее всего, очевидно, можно судить именно по состоянию и развитию педагогической мысли, характеру и общей направленности представленного в ней педагогического знания.

Как, в каком направлении должна развиваться педагогическая мысль, чтобы отвечать задачам современного образования, с одной стороны, и в то же время поддерживать лучшие общественные традиции, с другой?

В условиях кардинальных общественных перемен, когда основные культурные ценности и идеалы, воплощающие в себе общественные смыслы эпохи, подвергаются переоценке и переосмыслению, представляется необходимым обращение к тем исторически сложившимся педагогическим традициям и достижениям, которые, с одной стороны, должны быть необходимо сохранены, а с другой - по возможности адаптированы к условиям существующей реальности. Педагогика, образование и воспитание в целом необходимо выступают и в качестве хранителя, и в роли выразителя традиции, одновременно сберегая саму традицию и транслируя ее в форме социально-исторического опыта. В связи с этим важнейшая задача историко-педагогического знания состоит в своеобразной сверке, корреляции педагогического опыта с основными ценностями и установками, существующими и функционирующими в рамках культурных традиций. Однако взятое и рассматриваемое само по себе педагогическое знание в силу изначально присущей ему природы принципиально консервативно и необходимо расположено к сохранению культурно-традиционного начала. Поскольку педагогика консервирует и сохраняет социокультурную традицию, благодаря подобному отражению социокультурной реальности сфера педагогических явлений может адекватно выступать и рассматриваться в качестве своего рода великолепного поля изучения и исследования общественной реальности, явлений общественной жизни не только для педагога, но и для культуролога. И хотя с течением времени в системе культуры неизбежно возникают определенные изменения, оказывающие непосредственное влияние также и на характер самого педагогического знания, тем не менее, базовые основы самой культуры, равно как и ее устойчивая взаимосвязь с основными ценностями воспитания, остаются в принципе неизменными.

Итак, что же означают традиции в образовании?

Это, прежде всего, ведущая в процессе обучения роль учителя, влияние его личности на учеников, собственных жизненных установок, его личной культуры. Обучающиеся ощущают это влияние сразу. Никакая техника не заменит живого слова и общения с детьми. Именно учитель, и только учитель, способен донести до ребенка самые важные аспекты информации, объяснить непонятные моменты при изучении нового материала. Это не означает,  что образование чуждо инновациям, внедрению информационных технологий, которые необходимы для успешного овладения знаниями.  Информационные технологии в то же время играют вспомогательную роль.  Главная фигура в процессе образования – учитель – организует этот процесс, и он же определяет наибольшую  эффективность использования различных технологий. Учитель понимает и видит особенности каждого ученика, и, в соответствии с ними, организует и свою работу. Он может развить его способности в том или ином аспекте, организовать исследовательскую деятельность и другие формы работы в зависимости от наклонностей ученика. Кроме того, учитель понимает необходимость осмысления своей деятельности, анализирует её,  используя рефлексию. К рефлексивным умениям педагога относят не только способность к осмыслению, анализу своего труда, а также деятельности других субъектов педагогического процесса (учащихся, коллег), к осмыслению, анализу и коррекции собственных чувств, отношений; оценку, контроль и критический анализ деятельности или ситуации; умения определять цель, стратегию деятельности, выявлять условия эффективности учебно-воспитательного процесса [17].

Влияние личности самого учителя и его живое слово можно отнести к лучшим традициям школы.

Для представителей консервативного направления исторически в русской педагогике первостепенное значение имело духовно - нравственное формирование личности. Нужно отметить, что, чем глубже и фундаментальнее сами основы культуры, тем эффективнее происходит адаптация традиции применительно к современным условиям. И чем эти условия более устойчивы и сформированы, тем полнее возможность интерпретации самого традиционного начала. Как писал Ф.М. Достоевский, "под просвещением я разумею... свет духовный, озаряющий душу, просвещающий сердце, направляющий ум и указывающий ему дорогу жизни ". Это можно рассматривать как одну из традиций образования.  

Большое значение имеет одна из проблем в педагогике – это обучение в коллективе, воспитание коллективистских качеств. Обучение в сотрудничестве, здесь огромное поле деятельности для учителя. Это может быть организация обучения в малых группах (из 4-х человек). Как организовать подобное обучение? Каждой группе дается определенное задание. Оно дается  либо по частям, либо по «вертушке» (каждое последующее задание выполняется следующим учеником, начинать может сильный ученик или слабый). После завершения заданий всеми группами учитель может организовать общее обсуждение работы над одним заданием разными группами. Также можно давать и разноплановые задания с последующим их разбором. Другой разновидностью совместной групповой работы может служить индивидуальная работа в команде. Ученики получают индивидуальное задание по результатам проведенного ранее тестирования и далее обучаются в собственном темпе, выполняя свою работу. Члены команды помогают друг другу в выполнении индивидуальных заданий, отмечая в особом журнале успехи и продвижение каждого члена команды. Итоговые тесты проводятся также индивидуально и оцениваются самими учениками. Каждую неделю учитель отмечает количество проработанных тем и заданий по программе, отмечая выдающиеся успехи групп. Такая организация деятельности особенно хороша для уроков математики.  Удачно подходит технология сотрудничества для исследовательской работы учеников.  В этом случае важно не просто дать группе задание, а постараться заинтересовать её в выборе самой темы для исследования. Проблема мотивации учебной деятельности не менее важна, чем способ организации, условия и методика работы над заданием.

Основные идеи, присущие всем вариантам, – общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Именно сотрудничество, а не соревнование лежит  в основе обучения в группе. Индивидуальная ответственность означает, что успех всей команды (группы) зависит от вклада каждого ученика, что предусматривает помощь для членов команды друг другу. Равные возможности предполагают, что любой ученик должен совершенствовать свои собственные достижения. Это значит и то, что ученик учится в силу собственных возможностей, способностей и потому имеет шанс оцениваться наравне с другими.

Как начинать работу в группах?

1. В первое время группы не нужно делать большими (по два-три человека в каждой). Ученикам нужно предоставить возможность самим определить функцию каждого при выполнении  задания. Если в группе есть ученики, которые контролируют работу всех остальных, нужно предусмотреть соответствующие средства контроля: журнал, небольшую грифельную доску и пр.

2. Если задание предполагает ответы на вопросы по новому материалу, попробуйте сформулировать по два-три вопроса каждому ученику группы, причем наиболее сложные желательно адресовать сильному ученику, он должен ответить первым, чтобы, прежде всего, показать пример того, как отвечать и задать тон работе.  Ответ требует быстрой реакции, в силу ограниченности времени на уроке. Но и другим членам группы предусматриваются определенные роли. Например, одному из них найти подтверждение (или опровержение) ответам первого ученика в тексте (учебного пособия, справочного материала и т. д.). Таким образом, и менее сильный ученик имеет возможность высказаться. Третий ученик должен, например, найти примеры в тексте или придумать их самому. Далее ученики могут поменяться ролями. Таким образом, они совместно должны дать ответы на все вопросы и от группы представить на обсуждение классу. Если вопросы предусматривают возможность вариативного ответа, отражающего точку зрения отвечающего, то необходимы аргументы в пользу данной точки зрения и попытка найти общее мнение всей группы, что предполагает обсуждение, дискуссию. Выполнение такого задания требует более сложных интеллектуальных и коммуникативных умений, которые включают и формулировку заданий. Если ребятам дается упражнение или задача (по математике, химии, физике), то можно предложить на обсуждение группы свой вариант с пояснениями. Кроме того, можно попросить слабого ученика решить эту задачу, либо выполнить задание по «вертушке», то есть по очереди. В результате группа предоставляет один вариант решения задачи, выполнения упражнения, задания. А любой ученик может аргументировать его. Можно построить деятельность учеников в виде дискуссии, попросив придумать разные варианты решения и найти в результате совместного обсуждения наиболее рациональный способ. Так или иначе, учитель, в зависимости от задач урока, может по-разному варьировать работу в группах. Тем самым подтверждается мысль о главной роли учителя на уроке. Именно он должен увидеть наиболее эффективный вид работы с тем или иным классом и построить её соответствующим образом.

3. Заранее можно наметить, кто из трех-четырех учеников будет докладчиком. В этом случае можно привлечь и не очень сильного ученика, который  может показать свои способности, так как у него появляется больше времени на подготовку, на консультацию с учителем. Остальные должны быть готовы  в любой момент дать аргументы для подтверждения ответа докладчика, дополнить выступление.  Ученики из других групп могут задавать любые вопросы по обсуждаемому материалу. Это настраивает на более серьёзную работу. Каждое дополнение членов данной группы поощряется учителем. Оценка ставится одна на всю группу. Но при этом индивидуальное тестирование и даст реальные результаты уровня знаний отдельного ученика.

4. В начале урока или перед работой в группах четко поставить цель, причем не только познавательную, но и социальную. Например, педагог может обратиться к ученикам с такими словами: «От вклада каждого из вас зависит успех всей группы. Поэтому, я надеюсь, что каждый выскажет свое мнение, будет выслушивать партнеров, следя, чтобы все могли высказаться».

5. На протяжении работы необходимо следить за активностью учеников и помогать любой группе, если потребуется. Кроме того, четко объяснить правила поведения в группе и следить также за их выполнением.

Метод обучения в сотрудничестве можно применять и при объяснении нового материала, и при опросе домашнего задания. Можно проверить небольшие задания (по истории - даты, по русскому языку – правила, по химии – названия элементов, на иностранном языке - слова и т.д.). Также организовать подобную работу на этапе первичного закрепления материала – перед диктантом или  тестом, на обобщающих уроках. После проверки дать каждому уже свое индивидуальное задание. Таким  образом, повышается  качество знаний.

При изучении нового материала ученики знакомятся с новым материалом – все внимательно читают. Затем по группам ученики получают одно задание на каждую. Все члены группы обсуждают задание, решают задачу на уроке математике, выполняют упражнение по русскому языку, отвечают на вопросы по истории или географии и т. п. Затем группа о выполнении своего задания докладывает классу. Главное – не бояться использовать различные методы, которые помогут усвоению материала, его повторению, развитию коллективистских качеств. Это главное, к чему должен стремиться учитель.

Образование, построенное на отечественных идеях и традициях, всегда будет отвечать задачам национального развития. Задачи, организационные формы или содержание такого образования могут быть различными, но получаемый результат в итоге определяется базовыми философскими смыслами, на которых строится учебный процесс. Если принять, что смыслом и целью образования является развивающийся человек, то с точки зрения национальной идеи образование человека есть такое состояние и результат, когда он свои чувства, ум, тело и волю  ориентирует на самореализацию и саморазвитие, поддерживает желанием добывать новые знания, верить в лучшее, делать добро [18].

Процесс гуманизации в современном образовании, направленный на приоритет личности, её самоактуализацию, развитие общекультурного и национально-регионального компонентов в содержании образования, требует культурологической переориентации образования. Культурологический подход к образованию и воспитанию подразумевает организацию учебно-воспитательного процесса на основе нравственных ценностей – общечеловеческих и этнокультурных компонентов. Как установлено, опора на этнокультурные традиции народа в образовательном процессе, соблюдение принципа преемственности народной и научной педагогики являются эффективными средствами в формировании  нравственно ориентированной личности. Как воплощаются идеи этнокомпонента в учебно-воспитательном процессе? Принцип отражения национальной идеи на национальном уровне реализуется в корректировке базового содержания образования и введении новых предметов с этнокультурным содержанием. Конкретизацией и  дополнением может служить принцип отражения национального характера. Это подразумевает отображение и объяснение национальных особенностей в содержание предметов, особенно гуманитарного и художественно-эстетического циклов. Принцип адекватности абсолютным нравственным ценностям предполагает отражение в учебном материале общечеловеческих ценностей. Это означает воспитание в процессе обучения культуры общения и вкуса, формирование и развитие в учениках чувства взаимопомощи, поддержки друг друга. Например, это достигается в работе над совместными проектами, в групповой работе учеников, о которой шла речь. Воплощение в процесс образования этнокультурных традиций составляет ещё одну их традиций в образовании.

Педагогику, образование и воспитание, не следует ограничивать задачей реализации исключительно пассивной функции. Ей по праву принадлежит активная роль в организации системы общественно-исторического опыта и традиции. Педагогическая деятельность, образование и воспитание обладают активной функцией по отношению к общекультурной традиции, которую сами же они во многом формируют и определяют.

Задача современной педагогики и в том, чтобы, учитывая реалии жизни и сохраняя традиции, бороться с теми предрассудками, которые пытаются укорениться в образовании. Одним из них является предрассудок, что увеличение количества учебных предметов решит задачу ликвидации пробелов в каких-либо знаниях, приблизит ребенка к уникуму, владеющему необходимыми навыками. Это приводит к тому, что при этом приходится уменьшать количество часов на изучение предметов, имеющих большее значение для формирования не только общего кругозора ученика, но и его внутреннего мира, развития его способностей и умений. Например, на изучение такого предмета, как история Казахстана, отводится в федеральном компоненте один час в неделю. О каком патриотизме здесь может идти речь? А ведь задачу можно решить таким образом, чтобы ввести интегрированный курс с изучением истории стран мирового сообщества. Этим пользуются идеологи западных стран. Недаром, уже появляются такие учебники, в которых роль СССР в достижении победы над фашистской Германией принижается и, наоборот, возвеличивается роль США [19].

Для того, чтобы изменить образ мыслей учеников, недостаточно просто объяснить им правильную теорию или указать на их ошибки. Традиционное образование предлагает людям лишь неэффективные способы познать мир – в смысле осознать заново, то есть вновь оценить, рассмотреть свежим взглядом – и переосмыслить свои детские предрассудки. Детские предрассудки очень распространены. Результатом являются огромные потери в обучении: если в знаниях человека отсутствует твердый фундамент, то существует риск, что в значительной мере дальнейшее обучение будет для него бесполезным. Все это хорошо известно научным работникам в сфере образования, равно как известны и причины типичных предрассудков. Однако традиционное образование (без использования информационных технологий) мало чем может здесь помочь, поэтому мы миримся с последствиями. Один из примеров: ученики заучивают материал наизусть. На самом деле они не понимают того, что делают, но хотят сдать экзамен. Сюда же относится отсутствие способности к созданию абстракций, например, при применении математических понятий в решении задач. Необходимо повышать способности учащегося, в частности, с использованием вспомогательных средств. Зачастую трудности имеют статус эвристических правил, которые вроде бы достаточно хорошо работают, чтобы человек сохранял их как полезные, даже если на самом деле они неверны (вот лишний пример зависимости от стереотипов!). Конечно, новейшие технологии, Интернет и электронное обучение могут обеспечить удобный доступ к более сложным моделям и изображениям (например, к трехмерным динамическим диаграммам), чем те, которые приведены в лекции или учебнике. Но будут ли эти технически совершенные подходы более эффективны, чем традиционные статичные двухмерные изображения? Нет, не будут, если у учащихся останутся детские предрассудки, которые не позволят им осмыслить более сложные модели и представления. Поэтому, несомненно, важно знать обо всех имеющихся у учащихся предрассудках и принимать их во внимание.

Одна из проблем, с которой сталкиваются начинающие ученики, состоит в недостатке опыта и инструментов для глубокой проверки тех простейших идей или эвристических правил, с которыми им приходится сталкиваться. Поэтому примитивные, но неверные неформальные построения, созданные ими самостоятельно, не вытесняются более формальными теориями, с которыми они знакомятся в школе или колледже. Именно поэтому образование, основанное на использовании информационных технологий, может значительно изменить ситуацию в данной области. Подобные исследования позволяют с надеждой смотреть на перспективы образования в целом, при условии, что передовые идеи отдельных педагогов и научных работников могут быть представлены в доступной форме. Благодаря этому такие идеи могли бы применяться неспециалистами и впоследствии получили бы широкое распространение и поддержку значительной части сообщества. Все это может наступить сравнительно скоро, учитывая глубоко взаимосвязанный характер экономики XXI века.

Предрассудок методический заключается в том, что многие учителя считают: их задача – вызвать интерес к своему предмету. С одной стороны, это так, с другой, нет. Интерес должен заключаться в том, как учитель организует учебный процесс. И технология сотрудничества – тому пример. Здесь происходит и борьба с предрассудком, и решение задачи усвоения материала. Не секрет, что темы  могут совсем неинтересными для восприятия ученика. И задача учителя в том, чтобы применить соответствующий метод обучения, наиболее учитывающий особенности классного коллектива, сложность материала и его восприятие.

Существует ещё один предрассудок - жизненно-философский. Он означает - учить следует тому, что понадобится в жизни. Казалось бы, что это совсем не так. Чему же тогда учить, если не этому? Ведь главная задача школы – практико-ориентированное обучение. Но, в то же время, это не должно означать, что все знания, полученные детьми в школе, им пригодятся в жизни. Да, пригодятся, но не все их можно применить в жизни и не всегда. Если представим идеальную ситуацию, когда ученикам даются только полезные сведения. Память ученика все равно будет действовать избирательно. И он «возьмет» с собой то, что оставило наиболее яркое впечатление, то, что заставляло его задуматься, прийти  к неординарному решению. В жизни людям часто приходится как раз принимать подобные решения. Как тот заблудившийся охотник, который не мог вспомнить расположение звезд, но в памяти всплыли строчки стихотворения, которые и заставили охотника найти выход из ситуации. Он понял, в чем его спасение. Значит, перед ребенком нужно ставить задачи, решение которых он может найти необычным способом. Но не только. На уроках гуманитарного цикла создавать яркие образы, помогать формированию у детей целостного восприятия мира, показывая его взаимосвязь, его многообразие и сложность. Знания учеников должны ими осмысливаться - например, когда алгоритмы рассматриваются как некие ритуалы, которые нужно заучивать наизусть, а не как что-то, что следует внимательно прочитать и разбить на понятные шаги.

Воспитывая мышление учащегося, необходимо, прежде всего, позаботиться о том, насколько достойными и окрыляющими являются поставленные перед мыслью цели и насколько прекрасными - порождаемые образы. Творческое образование - это не просто процесс «использования творческих форм», но особый дух учения, рождающий талантливость. Талантливость и есть окрыленность, озаренность, просветленность, поднимающая над обыденностью, открывающая новое видение, дающее возможность жизни «более подлинной», связующей видимое с невидимым, одолевающее границы смерти. Мыследеятельность укрепляется поощрением вдумчивости и глубины… Не тесты определяют готовность выпускника к жизни, а его способность к творчеству, неординарному мышлению, возможность к осмыслению жизненных ситуаций различного плана.

Принципиально процесс успешности и эффективности общей адаптации традиции в условиях современного общества обеспечивается и определяется глубиной тех культурных ценностей и устоев, которые в рамках данной культуры существуют.

Одна из характерных, специфических особенностей Казахстана состоит в том, что в связи с общим характером исторического бытия и развития страны сложившиеся в этих условиях общественные традиции далеко не всегда поддаются столь очевидному и явному определению и выявлению, как это порой можно наблюдать в традиционных культурах Востока или даже в отдельных странах Западной Европы, например, в Англии. Следует признать, что своеобразный разрыв связей времен и эпох представляет собой неоднократно повторявшееся в истории Казахстана явление. Воспитание закономерно воспроизводит преимущественно ту модель личности, которая является наиболее исторически укорененной в системе данной конкретной культуры, и служит тем самым своеобразным гарантом сохранности сложившихся общественных отношений.

Поиск эффективных форм, методов и средств воспитания школьников традиционно является актуальной проблемой образования. А готовы ли педагоги, в полной мере реализовывать их на практике? Применяются ли инновационные технологии в воспитании или же в плену собственных стереотипов и предрассудков продолжается использование метода манипулирования учащимися?

Среди учителей школы №2 проведено тестирование «Альтернативное использование». Задание теста: за 3 минуты составить список любых возможных использований шариковой ручки. Результаты исследования не удивили. Общее количество разнообразных вариантов – 32.  Из них 18 – имеют прямое отношение к школьной жизни (использование ручки для письма, рисования, демонстрации геометрических фигур, в качестве закладки, игрушки-конструктора для детей и даже для снятия стресса).

По формуле классической вероятности Р(А) = m / n (где n – общее число равновозможных исходов, m – число исходов, благоприятствующих данному событию) вычислено:

- вероятность появления вариантов - слов, относящихся к педагогической работе – наибольшая и составляет Р(А) = 0,56

- однако вероятность появления редких, оригинальных вариантов - слов наименьшая, составляет Р(А) = 0,19.

Причина ясна – педагоги легко поддаются устоявшемуся стереотипу учительского мышления, который не позволяет смотреть на вещи необычно, нестандартно.

А ведь стереотип есть не что иное, как прямой запрет мыслить! В результате мы имеем то, что имеем  - бесполезные, скучные, проведенные для «галочки» традиционные мероприятия. В подтверждении сказанного, можно привести такой пример: воспоминание одного из участника празднования памятной даты: «Сегодня замечательный праздник – День защитника Отечества. Обожаю его. В этот день внимание, уважение, улыбки – все нам, мужчинам. Но мне не до улыбок. Присутствие на встрече ребят с работниками военкомата ужасно утомило. Эту замечательную традицию я помню еще со времен моего детства. Но только во что она превратилась? Бесконечная, однообразная «говорильня», чередование выступающих (99% слов и 1% действий). Среди шороха и возни ребят нудно звучат голоса выступающих. Скука плавно переходит в массовое наказание детей (так как им неинтересно выслушивать нотации) и педагогов, которые вынуждены то и дело ругать своих учеников за плохое поведение».

И еще один недовольный участник мероприятия. На этот раз – школьник. Он высказывает вполне оправданную критику в адрес нас, педагогов:

Поменяться бы местами с педагогами

Завалить мероприятиями скучными,

Надоедливо пустыми назиданиями,

И речами, утомительно докучными.

Только жалко их: не выдержат, наверное,

А у нас образование не высшее,

Мы спокойные, они же – очень нервные,

Их травмировать легко.

А мы привычные.

Прочитав эти строки, невольно приходит на ум высказывание историка В.О.  Ключевского: «Иногда необходимо нарушать правило, чтобы спасти его силу». Чтобы мероприятие не утратило своей воспитательной силы, необходимо придать ему черты современности. Для этого, конечно, потребуется преодолеть собственные стереотипы и предрассудки, выйти из тупика догматизма как в хорошей сказке, по одной из двух тропинок: «изменить форму» и «изменить содержание».

Что лучше сделать?

Организуя цикл воспитательных мероприятий, необходимо помнить, что нельзя замыкаться только на «обкатанных» формах. Новейшие формы легко вписываются в традиционные, хотя и отличаются тем, что в них особое внимание придается развитию культурных смыслов учащихся.  Смыслу нельзя научить. Смысл может только родиться в каждом отдельно взятом сознании. Побуждайте детей к творческой деятельности, применяя нестандартные формы организации работы.

Как?

«Чудеса надо делать своими руками» (Артур Грей). Да, именно так. Строить работу с детьми по «чужим» сценариям нецелесообразно, так как в этом случае не учитываются особенности коллектива и условия его жизнедеятельности, своеобразие и неповторимость педагогической ситуации в школе. Однако возможно использование интересных идей или фрагментов методической литературы. Главное – творчески использовать «чужое», а не слепо копировать.

С кем? Для кого?

Организация мероприятия включает в себя целый комплекс творческих дел коллектива учеников, родителей, педагогов по отбору содержания, форм, методов и средств. При подготовке и во время проведения мероприятия важно создавать ситуацию успеха и радости, чтобы каждый участник ощущал себя самодостаточной и успешной личностью.

И самое главное. Всем педагогам, необходимо работать под девизом: «Долой стереотипы и шаблоны, занудство и назидательность! Даешь оригинальное и нестандартное мышление!»

Ученик – не статист-школьник, а, прежде всего самобытная личность, гражданин своей страны. Кто он будет, когда вырастет? Каким он будет? Это не праздные вопросы  - это вопросы жизни. Воспитать гражданина и патриота, целеустремленного, творчески мыслящего – это долг каждого из педагогов.


Заключение

Предрассудки возникают как следствие неполного или искаженного понимания объекта, по отношению к которому формируется установка. Возникая на основе ассоциации, воображения или предположения, такая установка с искаженным информационным компонентом оказывает, тем не менее, стойкое влияние на отношение людей к объекту.

Следует различать стереотип и предрассудок в процессе межкультурной коммуникации. Как уже было отмечено, стереотипы являются отражением тех черт и признаков, которые свойственны всем членам той или иной социокультурной группы. Это своего рода обобщенный, собирательный образ представителей соответствующей группы, в котором, как правило, отсутствуют ярко выраженные эмоциональные оценки. Поэтому стереотипы содержат возможность позитивных суждений о стереотипизированной группе.

В отличие от стереотипа предрассудок представляет собой только отрицательную и враждебную оценку группы или принадлежащего к ней индивида только на основании приписывания им негативных качеств. Для предрассудков характерно бездумное негативное отношение ко всем членам группы или большей ее части. В практике человеческого общения объектом предрассудков обычно бывают люди, резко отличающиеся от большинства какими-либо чертами, отрицательно оцениваемыми другими людьми. Наиболее известными формами предрассудков являются расизм, сексизм, гомофобия, дискриминация по возрастному признаку и т.д.

Предрассудки, как и стереотипы, являются элементами культуры, поскольку порождены общественными причинами, а не биологическими. Однако они представляют собой устойчивые и широко распространенные элементы обыденной, повседневной культуры, которые передаются их носителями из поколения в поколение и сохраняются при помощи обычаев или нормативных актов. Чаще всего предрассудки включены в культуру в виде нормативных заповедей, т.е. строгих представлений о том, "что и как должно быть", каким образом следует относиться к представителям соответствующих этнических или социокультурных групп.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1.  Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. М., 1999
  2.  Агеев В.С. Механизмы социального восприятия//Психологический журнал. № 2, 1989
  3.  Агеев В.С. Психологическое исследование социальных стереотипов// Вопросы психологии. - №1, 1986
  4.  Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. М., 1999
  5.  Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов (Под ред. А.П. Садохина. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002
  6.  Ерасов Б. С. Социальная культурология. - М.: Аспект Пресс, 1997. 
  7.  Ионин Л.Г. Социология культуры: Учебное пособие. М" 1994.
  8.  Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000
  9.  Кон И. Психология предрассудка//Психология национальной нетерпимости. Минск, 1998
  10.  Кцоева Г.У. Опыт эмпирического исследования этнических стереотипов//Психологический журнал. № 2, 1986
  11.  Леонтович О. А. Теория межкультурной коммуникации в России: состояние и перспективы// Вестник Российской коммуникативной ассоциации, выпуск 1. с. 63-67. В английской версии - p.44-47 
  12.  Майерс Д. Социальная психология. Питер, 2003.
  13.  Маслова В. А. Введение в лингвокультурологию.-М.: Наследие, 1997. 
  14.  Российская социологическая энциклопедия. /Под. Ред. академика РАН Г.В.Осипова, 1998,
  15.  Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002 
  16.  Сорокин П. Национальный вопрос как проблема социального равенства// Психология национальной нетерпимости. Минск, 1998
  17.  Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 2000
  18.  Фалькова Е. Г. Межкультурная коммуникация в основных понятиях и определениях: Методическое пособие. — СПб.: Ф-т филологии и искусств СПбГУ, 2007
  19.  Шихирев П. Современная социальная психология. М., 1999


Приложение 1

Тема № 1: Предрассудки. Проблема равных возможностей

Вопросы: Почему возникают предрассудки? Стоит ли от них избавляться?

Форма урока: дискуссия.

В этом классе, как, впрочем, и во всех остальных, не сразу подошли к верному определению данного понятия.

АНЯ

- Предрассудок - это какое-то предсказание, предположение, иногда сбывающееся, а иногда – нет…

Учитель

- Ну, хорошо. Тогда, может быть, начнем вот с чего - Что, по-вашему, является существенным в определении предрассудка?

ОЛЯ

- Мне кажется, что главное в нем - НЕТОЧНОСТЬ, ПPИБЛИЗИТЕЛЬНОСТЬ оценки, которая делается на "скорую руку"...

Учитель

- Отлично. Давайте пример...

ВИКА

- Утверждение: "Женщины - слабый пол". Я думаю, что прежде всего нужно определить, что такое "СЛАБЫЙ". Если иметь в виду физическую силу, то, конечно, женщина слабее мужчины. Но, если иметь в виду моральную силу, умение выносить жизненные трудности, неудачи, то это утверждение совсем не соответствует действительности. Поэтому я считаю это утверждение ПPЕДPАССУДКОМ, т.е., основанным на неточности, неполноте сведений.

Учитель

- Ну, что же, мы вполне можем считать это существенным признаком определения ПPЕДPАССУДКА. НЕТОЧНОСТЬ, НЕДОСТАТОЧНОСТЬ информации рождает неточные выводы

АНЯ

- Мне кажется, что предрассудки тесно связаны с традицией, культурой народа, если хотите, с образом жизни людей

Учитель

- Пожалуйста, приведите пример подобных предрассудков...

АНЯ

- Ну вот, пожалуйста: утверждение, что "счастливой является та семья, в которой женщина является хранительницей домашнего очага, а мужчина - добытчиком средств"

Учитель

- В чем же ты видишь неправильность подобного взгляда?

АНЯ

- Не то, чтобы НЕПPАВИЛЬНОСТЬ. В конце концов, многие так считают. Я сама знаю такие семьи, и они действительно, могут считаться счастливыми. Но, по-моему, дело в том, что НЕ ВСЕ счастливые семьи живут именно по такому правилу.

ДАША

- Да, я считаю, что главное - любовь..

ЛЕНА

- А я думаю, что главным в счастье семьи являются успехи на работе...

МАPИНА

- А, может, быть, дети...

Учитель

- Всегда ли предрассудок - это ПЛОХО?

Не сразу отвечают...- НЕТ! НЕ ВСЕГДА!

Учитель

- Еще пример...

ВИКА

- Ну, вот, например, вера в Бога... Я думаю, что, даже если принять во внимание тот факт, что Бога нет, но то, что люди верят в Него, помогает им, в конце концов, помогает поверить в себя, когда человек совсем потерял уверенность в удаче, помогает выжить, когда ему совсем плохо...

ЛЕНА

- А я считаю, что люди часто пользуются предрассудками других людей, - для того, чтобы добиться каких-либо своих целей. Возьмите, хотя бы, даже, веру в Бога... И тогда это становится опасным...

ОЛЯ

- Мне кажется, что часто в основе предрассудка лежит страх, потому что мы многого не знаем, и наше НЕЗНАНИЕ порождает страх...

ДАША

- А мне кажется, что - наоборот, ЗНАНИЕ способствует страху. Ведь, когда мы не знаем чего-то, то мы и не боимся, мы просто не знаем, ЧЕГО нужно бояться...

Многие ребята не соглашаются с этим утверждением Даши, считают это слабостью.

В заключение урока я прошу ребят записать в тетрадях по одному, хотя бы, примеру ПPЕДPАССУДКА, с которым им уже приходилось встречаться в жизни. После мы обсудили несколько примеров, - как правило, это были случаи из повседневной, бытовой жизни: - типа "черной кошки", "рассыпанной соли", "пустых ведер, встреченных по дороге". Но были и такие:

- видения во сне, якобы предсказывающие реальные события, выражения типа "женщины на корабле - к несчастью" и т.д. Я просила в каждом случае попытаться объяснить, как такой предрассудок возник, что лежит в его основе. В результате выяснения причин дети пришли к очень важному, на мой взгляд, выводу: "Проблема заключается еще и в том, что, разоблачая один предрассудок, мы можем использовать для этого другой предрассудок, а, следовательно, умножаем НЕПPАВДУ "(объяснение типа: ...потому что черный цвет - это цвет несчастья...).

Надо сказать, что это открытие их чрезвычайно поразило...


Приложение 2

Тема №2: Предрассудки. Урок самооценки

На этом уроке мы вышли на очень важную проблему вообще для человека: способность оценивать себя объективно т.е., близко к реальному положению вещей.

Школьникам было предложено оценить их собственную работу по разработанной схеме.

Работа была начата с выделения номинаций. Достаточно просто все обошлось с номинацией "Ответственность", где нужно было оценить свою работу:

- по выполнению домашних заданий

- по наличию тетради по предмету.

Сложности начались в номинации "Работа на уроке". Школьникам была предложена следующая методика: сначала они сами ставят себе оценку в данной номинации по заданной схеме, а затем учитель, проходя по рядам, каждому ставит свою оценку.

Таким образом, получается две оценки в номинации "Работа на уроке" (они могут поставить себе от 0,5 до 1). Некоторые не захотели оценивать себя самого, ссылаясь на невозможность добиться точности в такой самооценке. Аргумент их был примерно такой: "Я могу ошибиться, занизить себе оценку, и - что же, получу ниже, чем, допустим, учитель, меня оценивает?"... Причем, их волновало именно "занижение", а не "завышение".

Возникла необходимость обсудить подробнее эту проблему, тем более, что она примыкает к теме ПPЕДPАССУДКИ (мы часто рассуждаем примерно таким образом: "... плохих людей много вокруг, но я-то ведь, не отношусь к их числу...").

Учитель

- Давайте обсудим для начала, что такое "личная ответственность".

МИЛА

- Я считаю, что это - способность не совершать проступки. Не каяться за совершенные, а НЕ СОВЕPШАТЬ вообще. Вот я читала давно еще, как один человек убил детей. Отсидел в тюрьме, был образцово-показательным, вышел из тюрьмы, построил церковь, стал священником. Как же так, ведь жизней детей уже не вернуть?! Как же общество допускает, что такой человек продолжает жить на свободе? (МИЛА - это та девочка, которая взбунтовалась против процедуры выставления оценки самому себе)

ЛЕНА

- А я не согласна с Милой

И далее Лена рассказывает историю про человека, который во время войны работал у немцев на оккупированной территории и ему приходилось принимать участие в расстрелах людей. Спустя уже много времени после войны это выяснилось, и его приговорили к смертной казни, хотя он уже был глубоким стариком.

ЛЕНА

- Я считаю, что этот человек всю жизнь промучился совестью за это, и этим искупил свою вину.

МИЛА

- Это сказки, Лена, не может так быть...

СЕPГЕЙ

- Ну, почему же, Мила, разве человек не может покаяться искренно? Я думаю, что такое бывает...

Многие соглашаются с Сережей. Многие, но не все.

ВИКА

- Я склонна больше согласиться с Милой... Только общество должно оценивать поведение своих граждан. Оценивать и наказывать.

Учитель

- Хорошо, но, Вика, скажи, пожалуйста, что, по-твоему, более действенно: совесть или страх наказания?

ВИКА

- Я думаю, что - страх наказания... Так для общества будет спокойнее.

ЛЕНА

- Я не согласна. Если человек сам запретит себе что-либо делать, усилием воли, это более надежный страховщик

ОЛЯ

- Я думаю, что это бывает по-разному. Иногда страх перед наказанием может спасти человека от тюрьмы. Я думаю, что у разных людей это бывает по-разному. Общество не может отказаться от системы наказаний...

Учитель

- Но значит ли это, что общество при этом должно руководствоваться моралью "зуб за зуб, око за око" (Проблема СМЕPТНОЙ КАЗНИ)?

ОЛЕГ

- Я расскажу историю Ваньки Каина, был такой исторический персонаж. Ну, так вот. Разбойник он был известный и страшный. Если бы его поймали, казнили бы в два счета. Но власть предложила ему другой путь. Так сказать, путь искупления. Ему сказали: "Выдай нам других разбойников, получишь жизнь и свободу". Что он и сделал. Получается, что общество простило ему все убийства людей ценой жизни преступников. Я считаю, что это справедливо.

ВИКА

- Кроме одного, ОЛЕГ! Это не общество простило его, а власть, а это - не одно и то же...

В результате, Мила все же поставила себе оценку в номинации "Работа на уроке". И эта оценка в точности совпадала с той, какую поставила ей учитель...

PAGE   \* MERGEFORMAT 32


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25685. Эпителиальные ткани. Поверхностные эпителии 36 KB
  Питание эпителиоцитов осуществляется диффузно через базальную мембрану со стороны подлежащей соединительной ткани с которой эпителий находится в тесном взаимодействии. В соответствии с формой клеток составляющих однослойный эпителий последние подразделяются на плоские сквамозные кубические и призматические столбчатые. 1Однослойный эпителий может быть однорядным и многорядным. Такой эпителий называют еще изоморфным.
25686. Яички 60 KB
  В постнатальном периоде в семенных канальцах гоноциты размножаются а эпителий половых шнуров сохраняется в качестве поддерживающих клеток. Базальный слой внутренний волокнистый слой расположенный между двумя базальными мембранами сперматогенного эпителия и миоидных клеток состоит из сети коллагеновых волокон. Непосредственно к миоидному слою примыкает неклеточный слой образованный базальной мембраной миоидных клеток и коллагеновыми волокнами. За ними расположен слой состоящий из фибробластоподобных клеток прилежащий к базальной...
25687. Яичники 58.5 KB
  Около половины овогоний с 3го месяца развития начинает дифференцироваться в овоцит первого порядка период малого роста находящийся в профазе мейоза. К моменту рождения число овогоний прогрессивно уменьшается и составляет около 45 большая часть клеток подвергается атрезии основные клетки представляют собой вступившие в период роста овоциты 1го порядка. 2 стадия период роста протекает в функционирующем яичнике и состоит в превращении овоцита 1го порядка первичного фолликула в овоцит 1го порядка в зрелом фолликуле. 3 стадия ...
25688. Мужские половые клетки 40 KB
  Скорость их движения у человека 3050мкм с Целенаправленному движению способствуют хемотаксис движение к химическому раздражителю или от него и реотаксис движение против тока жидкости. Мужские половые клетки человека сперматозоиды или спермии длиной 70мкм имеют головку и хвост. В ядре сперматозоида человека содержится 23 хромосомы одна из которых является половой X или У остальные аутосомами.
25689. Понятие о системе крови. Эритроциты 47 KB
  Система крови включает в себя кровь органы кроветворения красный костный мозг тимус селезенку лимфатические узлы лимфоидную ткань некроветворных органов. Элементы системы крови имеют общее происхождение из мезенхимы и структурнофункциональные особенности подчиняются общим законам нейрогуморальной регуляции объединены тесным взаимодействием всех звеньев. Так постоянный состав периферической крови поддерживается сбалансированными процессами новообразования гемопоэза и разрушения клеток крови.
25690. МОЧЕВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА 41 KB
  Длина его канальцев до 50мм а всех нефронов в среднем около 100 км. Остальные 15 нефронов располагаются в почке так что их почечные тельца извитые проксимальные и дистальные отделы лежат в корковом веществе на границе с мозговым веществом. Таким образом корковое и мозговое вещества почек образованы различными отделами трех разновидностей нефронов. Корковое вещество составляют почечные тельца извитые проксимальные и дистальные канальцы всех типов нефронов.
25691. Устойчивость работы электропривода 281 KB
  Устойчивое, неустойчивое и безразличное состояния электродвигателей. Статическая устойчивость электропривода Совмещенные механические характеристики электродвигателя и механизмов. Влияние эксплуатационных характеристик электродвигателяышечные клетки. Клетки узла проводящей системы. Формирование импульса происходит в синусном узле центральную часть которого занимают клетки первого типа водители ритма или пейсмекерные клетки Рклетки способные к самопроизвольным сокращениям.
25692. Прямая кишка 31 KB
  В тазовой части прямой кишки ее слизистая оболочка имеет три поперечные складки. В анальной части кишки различают три зоны: столбчатую промежуточную и кожную. Слизистая оболочка прямой кишки состоит из эпителия собственной и мышечной пластинок.
25693. Сердце 42.5 KB
  Стенка сердца состоит из трех оболочек: внутренней эндокарда средней миокарда и наружной эпикарда. Первая закладка сердца появляется в начале 3й недели развития у эмбриона длиной 15 мм в виде парного скопления мезенхимных клеток которые расположены в задней части головного отдела зародышевого щитка по сторонам от средней линии под висцеральным листком мезодермы. К 4му месяцу заканчивается образование всех отделов проводящей системы сердца. Клапаны сердца: предсердножелудочковые и желудочковососудистые развиваются в основном...