91272

Учение о Христе как основ христианского богословия

Реферат

Религиоведение и мифология

Рассмотреть данный вопрос с точки зрения Священного Писания, литургического богословия, догматики, патрологии, нравственного богословия, истории Церкви. Объектом исследования является учение о Христе

Русский

2015-07-14

7.03 MB

0 чел.

Учение о Христе как основ христианского богословия.

 Введение.

 В контексте современной школьной программы ОПК, дети должны хорошо усвоить базовые понятия  Православия, к которым относится центральность учения Христа. Для более доступного детям изложения данной темы на уроках, она требует глубокой проработки в исследовании. В этом заключается актуальность данного реферата.

 Целью данного реферата является освещение учения о Христе, как средоточия христианского богословия. В соответствии с целью, поставлены следующие задачи: рассмотреть данный вопрос с точки зрения Священного Писания, литургического богословия, догматики, патрологии, нравственного богословия, истории Церкви. Объектом исследования является учение о Христе. Предметом исследования является доказательство того, что данное учение является средоточием христианства. Реферат имеет две части: теоретическую часть и практическую часть — конспект урока Основ Православной культуры близкой тематики. В интересах соблюдения заданного объема, теоретическая часть, оформленая в форме подразделов, будет краткой и содержательной.

 Священное Писание. Ветхий Завет.

Священное Писание Ветхого Завета во многом предвосхищает события Завета Нового. Не умаляя роли Бога Саваофа, очень многие ветхозаветные пророки предвозвещали пришествие в мир Спасителя, и перемены большинства законов. Если детально исследовать Священное Писание Ветхого Завета, можно составить сравнительную таблицу пророчеств о Христе ветхозаветных пророков и событий Евангельской истории. Очень во многом обнаружатся совпадения. Вот некоторые пророчества о Мессии: «Итак, Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут Ему имя: Еммануил» (Ис.7:14) - указание на отличие Христа от «обычных» праведников даже фактом такого чудесного рождения; «...возвещу определение: Господь сказал мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя.» (Пс. 2:7)- прямое указание на Его божественность, богосыновство; "клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мельхиседека" (Пс. 109:4)- указание на священство Иисуса Христа [1]. Стоит обратить внимание также на то, как много пророчеств о том, из какого рода Христос произойдет. Если рассуждать простым языком, так бдительно «отслеживать» предков «обычного» праведника не имеет смысла. Значит речь идет о куда большей фигуре- воплощенном Господе, тем более что пророчества «генеологического» характера мы читаем у совершенно разных пророков: Исайи, Иеремии, Михея.   

Проанализировав пророчества Ветхого Завета об Иисусе Христе, можно сделать вывод, что Ветхий Завет почти дублирует Новый Завет в его ключевых местах. Это было нужно для того, чтобы подготовить израильский народ к пришествию Мессии. Ведь именно ветхозаветные мудрецы высчитали время появления путеводной звезды, ведущей к вертепу Спасителя. Значит, сведущие ветхозаветные люди отслеживали время Его рождения по пророчествам. Это ясно  говорит о том, что между Ветхим и Новым Заветами есть связь, причем один и Тот же Бог просто меняет способ взаимодействия со Своим народом: от обращения к нему посредством явлений избранным Своим и через пророков, к вочеловечению и пришествию в мир Спасителя Господа Иисуса Христа, Который Сам является Первосвященником по примеру древних, но новым Первосвященником. « Он — Первосвященник по чину Мелхиседека и потому является носителем подлинного, окончательного первосвященнического служения, которое далеко превосходит ветхозаветное и упраздняет его (7,1-28); этот небесный Первосвященник становится посредником нового, более совершенного Завета (гл. 8-я); Его первосвященство основано на Его единственной кровавой жертве на кресте, действительной на все времена; она означает завершение и отмену прежнего богослужения и делает возможными вход в небесное святилище, подлинное прощение и совершенство для соединенного с Ним народа (9,1-10,18)» [12, с181].

 Священное Писание. Новый Завет.

В Евангелиях Нового Завета достаточно четко написано, что Христос является главой Церкви, при чем не главой  в смысле фактического лидерства в определенной организации, а центра по своей духовной сути. Характерным примером- доказательством будет приведение следующего эпизода. Иисус спросил учеников : за кого люди принимают Его?  «Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты— Христос, Сын Бога живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее». (Мф: 14-18). То есть, святые апостолы знали, что их учитель выше всех пророков, за которых Его принимал народ. А по самой простой логике, выше великих пророков Ветхого завета, (Илии, например), может быть только Господь. Сам Господь воплотившийся и есть центр христианского богословия (здесь даже состав слов сам за себя говорит: христ-ианское бого- словие). Также считает богослов Алистер Макграт : «В то время как "богословие" можно определить как "разговор о Боге" в целом, "христианское богословие" выделяет центральную роль Иисусу Христу....» [6, c 186]. Также он приводит несколько других неоспоримых доводов : с Иисуса Христа и берет начало христианство, Христос открывает истинного Бога для людей, Он является носителем спасения, определяет форму искупленной жизни.

Неоспоримо, в свете Нового Завета говоря о Христе, как о средоточии христианского богословия, необходимо обратить внимание на послания апостольские. « нет  ни Еллина, ни Иудея... но все и во всем Христос»  - читаем мы в послании к Колоссянам (Кол, 3: 11). Это означает, что Христос и есть главный основатель Церкви, общности Иудеев, Эллинов и любых народов, в Нем ее средоточие.

Кроме того, вопросу первосвященства Иисуса Христа в Церкви уделяется достаточное внимание в послании к Евреям. Например, Евр, 3:1; 4:14; 5:9-10. Поскольку Бог есть Первосвященник, истинный Глава Церкви, то в Нем средоточие всего ее богословия, то есть христианства.

          Догматика.

 «Господь Иисус Христос Сам невидимо пребывает в Церкви. Он не только ее Основатель, но и источник новой жизни...»- пишет протоиерей Олег Давыденков  [2, c 498]. А любая церковь, в том числе и нехристианская, имеет свое учение. И если Христос- источник жизни и деятельности Православной церкви, то ее богословие не может по определению сосредотачиваться на ком- либо еще. Жизнь церкви является путеводным примером для всех верующих, и все церковные обряды имеют божественное установление. « Он поставил  одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова». Это еще раз доказывает что Христос не просто Основатель Церкви, Он есть сама Церковь.

В Священном Писании есть достаточно мест, где Иисус Христос представлен неотделимым от Своей Церкви. Протопресвитер Михаил Помазанский в своей книге «Православное догматическое богословие» выделяет следующие образные сравнения : « Образ Виноградной Лозы и ее ветвей, образ Пастыря и стада, образ Главы и тела, образ строящего здание»[8, с 84 – 85].

Теперь возьмем сложный вопрос о Богочеловеческом единстве. По определению Ороса 4 Вселенского Собора, данное единство основывается на четырех терминах : оно неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно. Именно эти определения характеризуют слияние воедино в Иисусе Христе  двух различных естеств — Божественного и человеческого. «Во Христе Божественная и человеческая природы соединены по образу того, как соединены душа и тело в человеке» [2, c 375]. Тут будет уместно упомянуть православное учение о воипостасении. «... во Христе есть только одно «Я» - это «Я» тождественно Второму Лицу Пресвятой Троицы, Сыну Божию. Это «Я» живет, действует и сознает себя в двух природах, по Божеству и по человечеству. Во Христе есть полная человеческая природа, которая включает в себя человеческое тело, разумную человеческую душу, даже человеческое сознание. Но Тот, Кто обладает этой природой, Тот, Кто через природу живет и действует, Кто осознает Себя через эту природу, есть Бог- Второе Лицо Пресвятой Троицы» [2, c 376-377].

Ипостасное соединение двух природ в Иисусе Христе имеют три основных комплекса последствий: по отношению к Нему Самому; по отношению к Святой Троице; по отношению к Деве Марии.

Следствия по отношению к Самому Господу. 1. Господь может наделяться человеческими свойствами, также как и Человек-Христос может носить божественные свойства. Богословие определяет это, как «общение свойств». 2. Иисус Христос является носителем обоженой человеческой природы. 3. В Иисусе Христе две воли и два действия.

Следствия по отношению к Святой Троице. 1. Святая Троица полностью соединилась с человеческим естеством, «а не часть с частью» - пишет Св. Иоанн Дамаскин. 2. «Воплощение, во-первых, не вводит в Троицу четвертого лица, а во- вторых, не рассекает единого Лица Сына Божия» [2, c 390].

Следствия по отношению к Деве Марии.  1. Мы называем Деву Марию Богородицей, « имеется ввиду, что Она родила не Божество, не Божественную природу саму по себе, потому что Божественная природа вечна и никакого рождения во времени претерпеть не могла, - Она родила Бога Слова по человечеству» [2, c 391]. 2. Мы называем Богородицу Приснодевой.  « … Она была Девой прежде рождества, пребыла истинною Девою в рождестве, родив Иисуса Христа безболезненно, без нарушения девства, и осталась чистою Девою и по рождестве, не познав во всю жизнь мужа» [2, c 394].

Говоря о Богочеловеке Христе, нельзя обойти Его отличия от нас по человечеству. Во — первых, Его рождение сверхъестественным образом. Люди, рождающиеся от своих родителей, наследуют от них первородный грех. Бога же не может касаться ничто греховное, поэтому Он не мог родиться, подобно всем людям. Во-вторых, Иисус Христос безгрешен по своей человеческой природе, в отличие от нас.

 

Патрология.

 Если говорить о ересях, колеблющих постулат о том, что Христос есть центр христианского богословия, и о святых отцах, боровшихся с ними,  нужно упомянуть о ереси гностицизма. «Эти люди утверждали, что они обладают неким высшим, привилегированным знанием, гнозисом» [7, c. 15], причем знанием, не отраженном в Священном писании, а ведомом только им. «Согласно утверждениям гностиков, происхождение множества гностических теорий восходило к Марии Макдалине, которой Спаситель по Своем воскресении будто бы открыл много разных тайн. От нее это эзотерическое знание дошло до последующих поколений через ряд избранных людей — элиты, достойной хранить простым смертным гнозис» [7, c. 15] .

 Таким образом получается, что в Церкви содержится не вся полнота божественного откровения. Логично, что нельзя сосредоточить богословие на том, чем располагаешь не вполне. Против этого учения, имевшего в себе и черты языческих мировоззрений, выступил св. Ириней Лионский, написавший пять книг против ересей. В своих книгах он скурпулезно разбирает гностические заблуждения и шаг за шагом постепенно все их опровергает на основе Священного писания и здравого смысла. «Противопоставляя «Предание апостолов» «преданиям» эзотерических гностических сект, святой Ириней писал: «Прежде Валентина не было валентиан, и до Маркиона не было маркионитов, равно и прочих худомыслящих (учителей)… не было прежде, чем появились основатели и изобретатели их превратного учения». Между тем как учение Церкви, или, как его называет святитель, «устроение нашего спасения», «мы узнали не чрез кого другого, а чрез тех, чрез которых дошло к нам Евангелие, которое они тогда проповедовали (устно), потом же по воле Божией предали нам в Писаниях как будущее основание и столп нашей веры». Таким образом, основу Предания составляет керигма – свидетельство самих апостолов о Христе, о Его словах и делах» [11].

Также заслуживает внимания ересь докетов, согласно которой Иисус Христос, равно как и вся Его земная жизнь-не более чем призрачное ведение, а не реальность. Богословие не может быть сосредоточено на неком абстрактном духе или галлюцинации. Возникновение этой ереси стало плодом неверного понимания некоторых эпизодов Евангелия от Иоанна, связанных с воскресением Христа, и Его последующими явлениями. Против него выступали такие святые отцы, как свв. Игнатий Богоносец, Тертуллиан, Ириней Лионский.

Если в рассмотрении вопроса о том, что учение о Христе является центром христианского богословия, исследования сделать упор не на ереси, а на точки зрения святых, то много информации можно найти в Посланиях Апостольских.

 Литургическое богословие.

 То, что учение Христа является центром всего христианского богословия, становится очевидно, если обратится к таинствам Церкви. Центром всей православной жизни всегда является Евхаристия, а все знают, что смыслом прихода Иисуса Христа в мир было как раз искупление человеческих грехов Им, как Богом. Евхаристия является образом этого искупления и в наши дни. Через нее поддерживается связь человека с Богом.  Архимандрит Киприан (Керн) пишет: «Таинство Евхаристии установлено Спасителем на Его последней Вечере с учениками при произнесении Им слов "приимите, ядите... пийте от нея вси... сие творите в Мое воспоминание..." Но еще задолго до этой таинственной трапезы Спаситель раскрыл апостолам мистический смысл причащения Его Тела и Крови. В самом деле, сразу же после первого чудесного насыщения 5 000 человек пятью хлебами, т.е. еще задолго до Преображения и до Его входа в Иерусалим, точнее в период между I и II пасхой Своего общественного служения, Господь Иисус Христос произнес в капернаумской синагоге Свою проповедь о Хлебе Жизни » [3, c 6]. Таким образом мы видим, что смысл Евхаристии содержится в учении Господа Иисуса Христа. Евхаристия является центром христианского богословия, а по простой логике, значит, и Его учение также является центром христианского богословия.

 

Нравственное богословие.

 С точки зрения нравственного богословия, справедливость  учения о Христе, как средоточии христианской жизни становится весьма очевидной. Вот что пишет по этому поводу протоиерей Вадим Леонов: «В личном плане [Господь] соединяет в Себе всех членов через веру и любовь, а в природном плане объединяет их через нетварную божественную благодать» [4, c 366]. И, на что в особенности стоит обратить внимание: « … [христианство] не есть вера в доктрину, но вера в личность Сына Божия, ставшего человеком» [4, c 366]. Из этого следует, что главное во всем христианском богословии как раз и является вера в Иисуса Христа. Это дает нам право считать, что Христос является центром христианского богословия и с позиции нравственного богословия.

 В Новом Завете, из которого мы узнаем повествование об Иисусе Христе и учение Иисуса Христа, « … необыкновенно высоко оценивается достоинство человеческой личности, потому что необыкновенно высоко достоинство совершенной Личности Иисуса Христа, которая становится нравственным идеалом для тех, кто принимает Новый Завет во всей его полноте» [10, c 16]. Из этого мы видим, что Господь Христос является нравственным идеалом всех христиан, откуда ясно следует, что « нет, по-видимому ни одного нравственного соображения вне-евангельского, которое  бы так или иначе не рассматривалось в новозаветном сознании. Все эти соображения в новозаветном сознании и качественно и количественно абсолютизируются, ибо возводят ум и сердце к Богу, снисшедшему на землю» [10 , c 17].

Закончить этот раздел было бы  хорошо следующими словами: « … божественное откровение ( преимущественно через Иисуса Христа) становится источником совершенного нравственного знания — особенно в смысле установления и внедрения в сознание основных принципов нравственной жизни» [10, c 17].

 

         История Церкви.

Если рассматривать утверждение о том, что Христос является средоточием христианского богословия с точки зрения истории Церкви, то его справедливость очевидно подтверждается. «С пришествием в мир Мессии, Христа–Спасителя, принесшего Себя в жертву за грехи всего мира, обрядовое ветхозаветное богослужение потеряло всякое значение и оно сменяется новозаветным, в основу которого легло величайшее Таинство Тела и Крови Христовой, установленное на Тайной Вечери Самим Господом Иисусом Христом и носящее название Святой Евхаристии, или Таинства благодарения» [1,  c 13]. С началом нового богослужения и начинается новая, новозаветная Церковь- Церковь, установленная на самой крови Спасителя, а значит, сосредоточенная всецело на Нем, сосредоточившая на Нем и свое богословие.

Догмат о главенстве учения Иисуса Христа в христианской Церкви, как неоспоримый факт, в основном формировался на первых четырех Вселенских соборах. Любопытное объяснение этому факту предлагает св. Афанасий Великий, выступивший против Ария на Первом Вселенском соборе . Он утверждает, что ни одно создание не может искупить другое создание. Арий утверждает, что Христос Сам созданный, следовательно, согласно Арию, Христос не может искупить человечество. Тогда теряется вообще весь смысл христианства. « ...А  если Христос не воскрес, то и проповедь наша

тщетна, тщетна и вера ваша». (1 Кор, 15: 14 ). Тот же святой предлагает следующий силлогизм: лишь Бог может спасать; Иисус Христос спасает; следовательно, Иисус Христос — Бог.  

Также на Первом Вселенском соборе был сформулирован Символ веры, состоящий из первых семи членов, кратко излагающих православное учение. Уже в этом, первом Символе Веры, об Иисусе Христе было сказано: «Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша».

Богословские вопросы Второго Вселенского собора  в основном касались сущности Святого  Духа. Созван он был против арианина Македония, Константинопольского епископа. Македоний учил, что якобы Святой Дух сотворен также, как и ангелы, и Богом не является, а только служит Богу Отцу и Богу Сыну. Против этого ересиарха выступили святые Кирилл Иерусалимский, Григорий Нисский,  Амфилохий Иконийский, Мелетий Антиохийский.

Для нашего исследования более интересен Третий Вселенский собор , на котором осудили лжеучение архиепископа Нестория, который утверждал, что Богородица родила просто человека Христа, в которого уже потом вселился Бог, подобно тому, как вселялся в древних пророков. Поэтому Самого Христа Несторий называл не Богом, а богоносцем, а Богородицу христородицей.

Св. Кирилл Александрийский  разработал новую антиеретическую концепцию: « Православное богословие прежде никогда не рассматривало и не веровало во Христа, отдельного от Церкви, которая и есть Его Тело. Если речь идет о воплощении Бога, то и нужно говорить о Его плоти, - а плоть Бога — это Церковь» [5, c 113].

Собор осудил и отверг учение Нестория, постановив почитать Иисуса Христа как совершенного Бога и совершенного Человека, а Пресвятую Деву Марию — Богородицей.

Заключение

 В данном исследовании мы рассмотрели утверждение о том, что учение о  Христе является центром христианского богословия, с позиции шести дисциплин: Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, догматики, патрологии, литургического богословия, нравственного богословия, истории Церкви.

Анализируя Ветхий Завет, мы можем найти там множество свидетельств ожидания пришествия в мир Христа, множество пророчеств Его избранности и  богочеловечности. Новый Завет всецело посвящен пришедшему Господу: он повествует о жизни Христа, Его учении и чудесах. Основные догматы Церкви говорят о том, что она основана на заветах и учениях Господа, что Он незримо присутствует в основе самого образного огромного здания Церкви.  Патрология по своей сути является наукой, которая прослеживает и систематизирует учения святых отцов о Христе, и их борьбу с ересями. Основой же литургического богословия — всегда было и будет Таинство Евхаристии, главное таинство Православия,  в котором мы приобщаемся к Самому Богу, здесь очевидна Его центральность. Нравственное  богословие делает особый упор на том, что человек, созданный по образу и подобию Божию, должен всячески: и внешне, и внутренне, соответствовать этому образу, то есть Христос есть абсолютный идеал христианина. Православная Церковь на протяжении многих веков хранила, и продолжает хранить чистоту своего исповедания истинной веры, соблюдение основополагающих догматов, составленных по Священному Писанию, таким образом и в ней присутствует Христос, как центральная фигура.

Из вышесказанного следует, что  учение о Христе действительно является  средоточием христианского богословия, так как оно пронизывает все подходы, уровни и грани Православия, и является базовым понятием.

Немаловажно добавить, что подобное исследование будет полезно в рамках подготовки и проведения уроков ОПК. Учитель, проведя такое исследование, будет сам более компетентен, а также сможет включить его фрагменты в урок, сделав подачу материала ученикам более глубокой и филигранной. Поэтому, на базе данной работы, а также на базе учебника диакона Андрея Кураева, разработан урок ОПК со сходной тематикой, который включен в приложение к работе.

                    

                         Список использованной литературы.

  1.  Аверкий (Таушев) еп./Литургика/ Еп. Аверкий (Таушев).  - Нью Йорк: Holy Trinity Monastery, 2001.-144с
    1.  Давыденков О., прот.  Догматическое богословие/ Прот. О. Давыденков.- М.: ПСТГУ, 2013.- 623 с.
      1.  Киприан (Керн), архим.  Евхаристия/ Архим. Киприан (Керн) - Holy Trinity Orthodox Mission, 2001- 207 с.
        1.   Леонов В. , прот. Основы православной антропологии/ Прот. В. Леонов. - М.: Издательство московской патриархии, 2013.- 452 с.
        2.   Лурье, В. М. История византийской философии./ В. М. Лурье. - Спб.: Axioma, 2006. - 546 с.
        3.  Макграт, А. Введение в христианское богословие / А. Макграт. - М.: Библия для всех, 1998. - 333 с.
        4.  Мейендорф И., прот. /Введение в святоотеческое богословие. / Прот. И. Мейендорф, М.: ПСТБИ, 2000. -229 с.
        5.  Помазанский М, протопресв., Православное догматическое богословие / М. Помазанский, протопресв. -Holy Trinity Orthodox Mission, 2001. - 158 с.  
        6.  Сайт  Астанайского благочиния Русской Православной Церкви. http://forum.sobor.kz/viewtopic.php?p=457 
        7.  Свешников, В. прот. Очерки христианской этики/ Прот. В. Свешников. - М.:Паломник, 2000.-622 с.
        8.   Цыпин, В. прот.  Церковь эпохи апологетов/Прот.В. Цыпин,  // http://www.pravoslavie.ru/arhiv/35592.htm 
        9.   Шнакенбург, Р. Новозаветная христология. / Р. Шнакенбург. - М.: «Паолине», 2000. - 207 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

УМК «Школа России», авторы Кураев, А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы Православной культуры. 4 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / А. В. Кураев. - 2 изд. - М.: Просвещение, 2012. - 95 с.

Класс 4

Предмет Основы Православной культуры

Методические рекомендации: в данном уроке применяются такие формы организации как:  фронтальная работа, групповая и индивидуальная работа, игровая и творческая работа по материалам урока. Методы: рассказ, беседа,  работа с учебником.

Технологическая карта урока

Тема урока

Библия и Евангелие.

Цель урока

Дать детям понятие о Библии и Евангелии, как главных христианских книгах.

Новые термины и понятия

 Священные книги, Библия, Евангелие, евангелисты, пророки, притчи, Откровение.

Информационно-образовательная среда

Учебно-методическое сопровождение

Учебник, рабочая тетрадь, методическое пособие для учителя.

Дидактические материалы

Кроссворды, разработанные учителем.

ИКТ

Мультимедийный проектор, экран и ноутбук.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Личностные

Ученик научится:

Ученик научится/  получит возможность научиться

Ученик научится/  получит возможность научиться

Ученик научится/  получит возможность научиться

Ученик получит возможность формирования и (или) развития

Ученик познакомится  с определениями основных понятий православной культуры (П-1)

Кто такой христианин и сможет объяснить связь слов Христос – христианство – христианин (П-2)

 Кто такие пророки и апостолы. (П-3)

Что такое Священные книги: Библия и Евангелие. (П-4)

Умеет: 

Объяснить, что такое Священное Писание, и из каких частей оно состоит. (П-6)

Объяснить, как переводится слово «Евангелие», и почему оно так называется. (П-7)

Ученик получит новую учебную информацию (По-1)

 Поиск и отбор необходимой информации (По-2)

  Умение структурировать знания (По-3)

Определять основную и второстепенную информацию(По-4)

Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать (По-5)

Представлять информацию в сжатом и развернутом виде (По-6)

Ученик сможет решать учебные задачи сообща с другими (К-1)

 Уметь дого-вариваться, участвовать в диалоге (К-2) 

Работать в группе и парами (К-3)

Ученик научится делать правильный выбор из предложенных вариантов (Р-1)

Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. (Р-2)

Видеть учебную задачу, принимать ее, и решать (Р-3)

 Оценивать степень успешности достижения цели по известным (предложенным критериям) (Р-4)

1. Учиться работать по предло-женному учителем плану (Р-5)

Планировать свои действия при выполнении учебной задачи (Р-6)

 

Интерес к учебному материалу. (Л-1)

Проявление самостоятельности в разных видах деятельности (Л-2)

Осознание личных мотивов обучения.

(Л-3)

Формирование адекватного (благоговейного, уважительного отношения к имени Божию, Священным книгам, святым).

( Л-4)

Этапы урока с указанием времени на каждый этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся, включая способы ее организации (фронтальный, индивидуальный, групповой, в парах)

Информационно-образовательная среда

Формируемые учебные действия

1.Оргмомент (2-3 мин.)

Здравствуйте дети, у нас с вами сейчас урок ОПК. Внимательно посмотрите на ваши парты: на них должны быть учебники, тетради и ру

Учебник, рабочая тетрадь, методическое пособие для учителя.

2.Актуализация знаний (7-10 мин.) и т.д.

Проверяет домашнее задание;

Задает вопросы по теме прошлого урока:

- что такое молитва?

- какие бывают молитвы?

- к кому мы обращаемся в молитве?

- как мы узнаем о молитве?

- откуда черпаем информацию, знания?

- Т.о. учебник, книга – источники информациии знаний  

Дети отвечают на поставленные вопросы, фронтальный способ.

Р-3, К-1.

Новый материал. (10 минут)

Рассказ:

- почти в каждой религии мира есть священные книги, в которых очень точно излагается основное  учение религии. Для христиан такой священной книгой является Библия.

(организовывает работу с учебником, рабочей тетрадью, показ слайдов –демонстрация,  вопросы по картинкам)

Рассказ:

«Библия» в переводе с еврейского означает «книги».

Она состоит из двух частей — Ветхого и Нового Заветов.  

(Работа с учебником)

Я во время рассказа  употребил слово «завет». А что означает это слово? Ведь оно нам еще пригодится на сегодняшнем уроке, и мы должны знать его значение! Откройте учебники на с. 16, найдите и прочтите, что же означает это слово. 

Авторы Ветхого Заветапророки. Пророки — это люди, которые за свою особо праведную жизнь удостоились дара слышать Самого Бога, и Он открыл им будущее, дал важные наставления, как жить и как себя вести, чтобы те передали их народу. (учитель обращает внимание на то, как выглядят пророки, как они одеты) Они записали их в книги, чтобы Божии повеления можно было сохранить для будущих потомков. Всего таких книг 50. Времена Ветхого Завета — это период ожидания прихода в мир Христа. Христос - означает Божий избранник, отмеченный  Божией печатью.  Еще во времена Ветхого Завета пророки получили от Бога откровение, что Христос придет в мир. Это они также отразили в своих книгах, поэтому в Ветхом Завете мы можем найти фрагменты повествования о грядущем Христе.

Ученики слушают учителя.

Работают с учебником (читают, рассматривают картинки), работают в тетради: записывают, отвечают на вопросы), смотрят слайд «Священные книги» отвечают на вопросы, характеризуют, описывают)

 

Записывают новые  понятия: Священная книга,

Библия

в тетради (рабочей тетради?)

Работа с учебником (поиск)

Смотрят слайд «Пророки»

Записывают в тетради новые слова: «Ветхий Завет», «пророки».

Проектор, ноутбук, презентация.

По-1, Л-1, П-1.

П-4

П-3

Проработка нового материала (5 мин.)

Завет Бога с пророками называется Ветхим, то есть древним или старым потому, что с рождением Иисуса Христа пришло время Нового Завета

 

К-1, Р-3. Л-2.

Физкультминутка (1 мин)

Повторяют упражнения за учителем

(Руки на пояс, наклоны влево-вправо, вверх вниз, тянутся к потолку, наклоняются к мыскам).

Новый материал (10 мин)

Рассказ:

НовыйЗавет. В нем изложены земная жизнь, чудеса и учение Иисуса Христа. Всего в Новом Завете 27 книг, которые были написаны Его учениками.

Но самых важных книг из этих 27 — четыре. Они называются Евангелия. «Евангелие» в переводе с греческого - «Благая весть», а написали эти книги — евангелисты, избранные ученики Иисуса Христа. Именно в Евангелиях мы можем найти Христово  учение, которое Он возвестил людям, когда пришел на землю. Не все учение Христа было изложено просто и понятно. Некоторые вещи Он рассказал в форме притч. Найдите в учебнике, на с. 18, что такое притчи и прочитайте  в последнем абзаце страницы.

Нам и сейчас очень важно читать Библию и Евангелие  для того, чтобы  верить в Бога, правильно понимая, что написано в них. Тем более, что это священные книги, искажать которые нельзя. Ведь Сам Бог вдохновлял их  авторов через откровения — такие моменты, когда что-то очень важное и ранее недоступное становится вдруг очевидным. (Учитель объясняет термин «откровение», на примере иконы св. Иоанна Богослова, на слайде «Евангелисты»).

 Для того, чтобы правильно понимать написанное, можно посещать церковь и воскресную школу, где более полно и правильно объяснят значение Священного Писания. А если мы сами будем для себя решать, как нам понимать Писание, скорее всего мы ошибемся и, руководстствуясь своим ошибочным мнением, будем совершать нехристианские поступки, думая, что именно так учил Христос. Множество людей, к сожалению, стало жертвой такого неверного самотолкования Писания.  Их называли еретиками. Церковь боролась с их учением, призывая их к исправлению, и ограждая от них других людей.

Слушание учителя, самостоятельная работа с учебником.

Открывают тетради, записывают слово «Новый Завет», «евангелисты», «притчи».

Смотрят слайд « Новый Завет», отвечают на вопросы, описывают Иисуса Христа, рассуждают, что Он делал.

Смотрят слайд «Евангелисты», записывают имена евангелистов.

 

По-1, К-1, П-1.

(П-3)

(По-4)

Р-5

( Л-4)

Закрепление материала(5 мин.).

Организация работы в команде.   

Вопросы на различение Ветхого и Нового Заветов

(-Первая будет поднимать руку тогда, когда помет, что речь идет о Ветхом Завете, вторая -  когда о Новом)

Вопросы:

Эта часть Библии содержит 27 книг.

В написании этой части Библии приняли участие ученики Иисуса Христа.

Здесь можно найти повествование о Христе, но оно написано раньше Его прихода.

Обычно мы связываем этот Завет с приходом Иисуса Христа.

В этой части Библии 50 книг.

В этом Завете есть 4 особенно важных книги.

Книги этой части Библии написали пророки.

Работа в командах, ответы на вопросы

К-1, Р-1, По-5.

Подведение итогов.

Проверка знаний, опрос:

-какие новые понятия узнали на уроке?

дает  творческое задание-кроссворд

Ребята, наш урок близится к завершению. Вы все сегодня молодцы, предлагаю оценить свою работу на уроке при помощи карточек.

Спасибо, наш урок окончен.

Ответ на вопросы, выполнение творческого задания – решение кроссворда

Самооценка.

Дети показывают карточки, которые соответствуют их активности на уроке.

Л-2

1 з

2м

 а

1 а

п

о

с

т

о

л

 в

л

2 е

в

а

н

г

е

л

и

е

 т

т

3 в

е

т

4 х

и

й

а

р

и

3 п

с

4 е

р

е

т

и

к

о

о

р

с

о

к

Вопросы:

По горизонтали: 1.Ученик Иисуса Христа.

                            2. Часть Библии, где описывается жизнь, дела, чудеса и поучения Иисуса Христа.

                            3. Название Завета, предшествующему пришествию Иисуса Христа.

                             4.  Человек, ложно толкующий Священное Писание.

По вертикали:      1.  Союз человека с Богом, отраженный в Библии.

  1.  Имя Бога, которое в переводе означает «Помазанник».
    1.  Прошение человека ко Господу.

                                   4.  Человек, имеющий дар слышать Бога, и передающий людям Его волю.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Слайд 1

Библия и Евангелие

Слайд 2.

Священные книги

Слайд 3.

Библия

Слайд 4.

Ветхий Завет

Царь Давид — автор книги Псалтирь,   Пророк Исаия.               Пророк Иеремия.

содержащей божественные песни

и гимны.                           

Пророк Илия.            Пророк Иезекииль.    Пророки Нафан и Самуил — авторы

                                                                         книг Царств.

Слайд 5.

Новый Завет, Евангелие

                                                                              

Земная жизнь.                 Чудеса.                                           Поучения.

Слайд 6.

Евангелисты

                                                                                                         

                                                                                               

                                                                                           Ангел диктует Святое Писание                                             

                                                                                           апостолу Иоанну.

Святые Евангелисты Марк, Матфей,

Лука и Иоанн.

PAGE 1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7440. Мотопехотный батальон армии США в обороне 55 KB
  Мотопехотный батальон армии США в обороне Введение В данной работе я раскрываю организацию, численность и вооружение мотопехотного батальона армии США, а также действия батальона в обороне. Оборона в армии США считается вынужденным...
7441. Изучение основных положений теории игр, а также разработка игровой программы на языке программирования Turbo Pascal 134.5 KB
  Введение Большинство пользователей, как опытных, так и начинающих, не без удовольствия играют в компьютерные игры. Компьютерные игры сравнительно молодое явление, обладающее достаточно богатой историей, со своими падениями и взлетами. Их история нач...
7442. Технико-экономический проект развития ГТС 219 KB
  Технико-экономический проект развития ГТС Вариант № 08 Задание: На районированной городской телефонной сети с узлами входящих сообщений (УВС) планируется ввод в действие станции в одном из узловых районов. Исходные данные по ёмкости проектируе...
7443. Аналіз проходження сигналів в лінійному електричному колі спектральним методом 234 KB
  Аналіз проходження сигналів в лінійному електричному колі спектральним методом Основна мета роботи Основна мета роботи - засвоєння спектрального метода аналізу процесів шляхом розв‘язку задачі по визначенню реакції лінійного електричного ...
7444. Изучение устройства и работы компрессионных колец двигателя ЗМЗ-406 444 KB
  ВВЕДЕНИЕ Целью работы является изучение устройства и работы компрессионных колец двигателя ЗМЗ-406, а также их взаимодействие с деталями КШМ. Определить изнашиваемые и разрушающиеся поверхности, виды трения и износа. Изучить, как проводится восстано...
7445. Административно-правовое регулирование реализации прав, свобод и обязанностей граждан 206 KB
  Административно-правовое регулирование реализации прав, свобод и обязанностей граждан ПЛАН Введение Понятие и механизм административно-правового регулирования. Административно-правовое обеспечение прав и свобод граждан. Администрат...
7446. Система управленческого учета на предприятии ЗАО Мензелинский хлебозавод 201 KB
  Система управленческого учета на предприятии ЗАО Мензелинский хлебозавод ВВЕДЕНИЕ Переход к рыночным отношениям совершенно по-иному определяет место предприятия экономике. Эффективность его работы во многом зависит от управленческой деятельности, об...
7447. Расчет параметров и изучение структуры гидропривода агрегатного станка 359 KB
  ЗАДАНИЕ на курсовую работу по дисциплине: Гидравлика Тема проекта: Расчет параметров и изучение структуры гидропривода агрегатного станка Технические условия: диаметры трубопроводов гидролиний dтр=12 мм нагрузка на агрегатную головку в период рабоч...
7448. Исследование имиджа фирмы The Coca-Cola Company 89.9 KB
  Введение В современных рыночных условиях функционирует множество организаций, часть из которых является лидерами рынка, другие же распадаются, не выдержав конкуренции. Именно конкуренция заставляет организации бороться за право существования на рынк...