9142

Синтез системы автоматического регулирования

Контрольная

Коммуникация, связь, радиоэлектроника и цифровые приборы

Синтез системы автоматического регулирования Под синтезом системы регулирования понимается направленный расчет, имеющей конечной целью отыскание рациональной структуры системы и установление оптимальных величин параметров ее отдельных звеньев. По от...

Русский

2013-02-24

376 KB

12 чел.

Синтез системы автоматического регулирования

Под синтезом системы регулирования понимается направленный расчет, имеющей конечной целью отыскание рациональной структуры системы и установление оптимальных величин параметров ее отдельных звеньев. По отношению к основе синтеза в настоящее время имеются разные точки зрения.

Синтез можно трактовать как пример вариационной задачи и рассматривать такое построение системы, при котором для данных условий работы (управляющие возмущающие воздействия, помехи, ограничения по времени работы и т.п.) обеспечивается теоретический минимум ошибки.

Синтез можно трактовать, как инженерную задачу, сводящуюся  к такому построению системы автоматического регулирования, при котором обеспечивается выполнение технических требований к ней. Подразумевается, что из многих возможных решений инженер, проектирующий систему, будет выбирать те, которые являются оптимальными с точки зрения существующих конкретных условий и требований к габаритам, весу, простоте, стоимости, надежности и т.п.

Мы рассмотрим только инженерный синтез и в более узком смысле. А именно, рассмотрим синтез, имеющей целью определение вида и параметров корректирующих средств, которые необходимо добавить к неизменяемой части системы регулирования (объект с регулятором), чтобы обеспечить требуемые динамические свойства.

При инженерном синтезе системы автоматического регулирования необходимо обеспечить, во-первых, требуемую точность и, во-вторых, приемлемый характер переходных процессов.

Решение первой задачи в большинстве случаев сводится к определению требуемого общего коэффициента усиления разомкнутой системы и, в случае необходимости, - вида корректирующих средств, повышающих точность системы (регулирование по управляющему и возмущающему воздействиям, изодромные устройства, неединичные обратные связи, масштабирование входной и выходной величин и т.п.). Эта задача может решаться при помощи определения ошибок в типовых режимах на основе критериев точности. Решение этой задачи, как правило, не сопряжено с трудностями принципиального или вычислительного характера, так как критерии просты и число определяемых параметров невелико. В простейшем случае необходимо найти общий коэффициент усиления разомкнутой системы.

Можно сказать, что точность обеспечивается при статическом расчете системы автоматического регулирования.

Решение второй задачи – обеспечение приемлемых переходных процессов – оказывается более трудным вследствие большого числа варьируемых параметров и многозначности решения задачи демпфирования системы. В настоящее время для целей синтеза широко используются вычислительные машины, позволяющие производить полное или частичное моделирование проектируемой системы. При моделировании становится возможным наиболее полно исследовать влияние различных факторов нелинейности, зависимость параметров от времени и т.д.

Однако моделирование на вычислительных машинах не может заменить расчетных методов проектирования, которые во многих случаях позволяют исследовать вопрос в общем виде и среди многих решений найти оптимальное.

Метод  логарифмических  амплитудных  характеристик

Наиболее приемлемы для целей синтеза логарифмические амплитудные характеристики, так как построение ЛАХ, как правило, может делаться почти без вычислительной работы. Особенно удобно пользоваться асимптотическими ЛАХ. В дальнейшем считаем, что в системе содержатся только минимально-фазовые звенья. В процессе синтеза можно ориентироваться на показатели качества переходного процесса или частотные критерии качества.

Методика синтеза методом логарифмических характеристик на следующих соображениях. ЛАХ разомкнутой системы условно можно разбить на три участка: низких, средних и верхних частот. При этом:

1. Участок низких частот практически не влияет на устойчивость. Высота расположения ЛАХ на низкочастотном участке зависит от коэффициента усиления, а он определяет величину ошибки установившегося режима. Наклон низкочастотного участка определяет порядок астатизма системы.

2. Среднечастотный участок определяет быстродействие, устойчивость и запасы устойчивости. В соответствие с ЛАХ и ЛФХ оптимальной разомкнутой системы наклон ЛАХ в области частоты среза должен составлять -20 дБ/дек, а запас устойчивости по фазе должен быть порядка .

3. Участок высоких частот практически не влияет ни на устойчивость, ни на точность.

На основании этого желаемую ЛАХ надо начинать строить со среднечастотного участка и слева и справа стараться участками со стандартными наклонами (кратными 20 дБ/дек) доводить до ЛАХ нескорректированной системы. Слева (в области низких частот) нельзя проводить ниже, чтобы не уменьшить коэффициента усиления. Чтобы поднять выше, надо увеличить коэффициент усиления. В случае совмещения  с  в области низких или верхних частот не требуется коррекции (деформации ЛАХ). Если в области верхних частот провести  параллельно , то корректирующее звено будет простым (усилительным) звеном на этих частотах. Желательно быстрое затухание ЛАХ в области высоких частот, чтобы уменьшить чувствительность системы к высокочастотным помехам.

Процесс синтеза обычно включает в себя следующие операции:

1. Построение располагаемой ЛАХ, или ЛАХ нескорректированной системы . Предполагается, что система, состоящая из регулируемого объекта и регулятора (не снабженного корректирующими средствами), построена исходя из требований в режиме стабилизации или слежения по мощности, скорости, ускорению и точности в статическом режиме. Синтезом необходимо обеспечить требуемое качество переходного процесса, т.е. запас устойчивости.

2. Построение желаемой ЛАХ . Делается на основе требований, предъявляемых к системе по точности, скорости и ускорению в типовом режиме и требований по запасу устойчивости или по качеству переходного процесса.

3. Определение вида и параметров корректирующего устройства. Наиболее просто определяется корректирующее устройство последовательного типа. Желаемая передаточная функция . Отсюда  

     ;     .               (2.13.7)

Т.е. ЛАХ последовательного звена равна разности между желаемой ЛАХ и ЛАХ нескорректированной системы.

4. Техническая реализация корректирующих средств. По виду ЛАХ последовательного корректирующего звена можно подобрать схему и параметры звена (или нескольких последовательно соединенных звеньев) по табл.2.5.1, или по более полным таблицам из литературы). Если звено последовательного типа трудно реализовать, то производится переход к звену отрицательной обратной связи. Как правило, хороший результат получается при охвате обратной связью части системы, имеющей большой коэффициент усиления.

5. Поверочный расчет и построение переходного процесса. В случае необходимости полученная система регулирования вместе с корректирующими средствами может быть исследована обычными методами анализа.

Выдержки из учебного пособия “Теория система автоматического регулирования” Бесекерский В.А., Попов Е.П.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85461. М.Коцюбинський. Харитя 52 KB
  Мета. Удосконалювати навички виразного читання; розвивати вміння орієнтуватися у структурі оповідання, придумувати заголовки, розвивати навички елементарного аналізу художнього твору, давати характеристику дійовим особам твору, збагачувати словниковий запас, розвивати мовлення...
85462. Життєвий і творчий шлях І.Я.Франка. І.Я.Франко «Дивувалася зима» 43.5 KB
  Мета. Поглибити знання учнів про життя і творчість Івана Яковича Франка; вчити виразно читати вірші, формувати вміння аналізувати віршовані твори, виховувати через образне слово почуття любові до свого народу, до України, рідної мови.
85463. «Два брехуни одної правди не кажуть», або «Рука руку миє, нога ногу підпирає». Порівняльний опис байки Л.І. Глібова «Зозуля й півень» та байки І.А. Крилова «Зозуля й півень» 188 KB
  Мета: Розширювати знання дітей про жанр байки, вчити виразно, інтонаційно читати, порівнювати твори різних авторів; словниковий запас учнів; розвивати вміння визначати головну думку байки; виховувати почуття справедливості.
85464. Великий Кобзар. Т. Г. Шевченко «Вітер з гаєм розмовляє...»; «Садок вишневий коло хати...» 2.28 MB
  Розробка уроку читання у 4 класі на заявлену тему мета якого збагатити й узагальнити знання дітей про Тараса Шевченка великого поета і художника; зосередити увагу на образних засобах створення поетичних картин української природи; розвивати вміння виразно читати образне мислення і мовлення...
85465. Василь Сухомлинський «Усмішка» 309 KB
  Мета: активізувати і розширити знання дітей про життя і творчість В.Сухомлинського, розвивати навички швидкого виразного читання, вміння швидко орієнтуватися в тексті, знаходити описи, висловлювати оцінні судження; виховувати в учнів доброзичливе ставлення до оточуючих.
85466. Життя і творчість Павла Тичини. «Гаї шумлять», «Хор лісових дзвіночків» 77 KB
  Мета: формування ключових компетентностей: вміння вчитися – самоорганізовуватися до навчальної діяльності у взаємодії; загальнокультурної особливості національної і загальнолюдської культури в побутовій і культурно–дозвільній сфері; компетентності з ІКТ.
85467. Только тот, кто помнит о прошлом, достоин будущего. Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного 70-й годовщине начала Великой Отечественной войны 90.5 KB
  Цель мероприятия: - создавать у учащихся целостное представление о Великой Отечественной войне, повышать мотивацию учащихся для получения новых знаний; воспитывать общечеловеческие ценности, чувство патриотизма, уважительное отношение к историческому наследию Украины, родного края, к старшему поколению...
85468. Гурток цікавої української мови. «У світі чарівних звуків та слів» 163 KB
  Звуки утворені із них слова та речення сприймаються нами як щось звичайне буденне пересічне. У світі чарівних звуків і слів гурток цікавої української мови Мета курсу: розширити і поглибити знання учнів з української мови; показати багатство і образність слова повести до скарбниці лексичних перлин що мають тільки їм властиву і неповторну будову та значення і разом з тим тісно повязаних між собою нитками походження звучання граматичних особливостей; переконати учнів що світ звуків і слів не менш цікавий ніж світ тварин і рослин...
85469. Щоб збулося все нівроку — з новим щастям, з Новим роком! 57 KB
  Мета: поповнити, систематизувати знання дітей про народні свята зимового циклу (Святвечір, Різдво, Святого Василя); ознайомити зі звичаями і обрядами, пов’язаними з цими святами; розвивати акторські здібності учнів, формувати естетичний смак; виховувати любов і пошану до традицій українського народу.