9145

Методы, формы и средства воспитания и самовоспитания

Реферат

Педагогика и дидактика

Методы, формы и средства воспитания и самовоспитания Сущность понятия метод воспитания, прием воспитания, средства воспитания. Классификация методов воспитания И.Т. Щукиной. Характеристика методов воспитания и самовосп...

Русский

2013-02-24

132.5 KB

313 чел.

Методы, формы и средства воспитания и самовоспитания

  1.  Сущность понятия «метод воспитания», «прием воспитания», «средства воспитания».
  2.  Классификация методов воспитания И.Т. Щукиной.  
  3.  Характеристика методов воспитания и самовоспитания.
  4.  Условия выбора методов воспитания в процессе педагогической деятельности.

  1.  Сущность понятия «метод воспитания», «прием воспитания», «средства воспитания».

Метод (methodas) слово греческого происхождения – путь, способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи.

В философском определении метод – способ упорядоченной деятельности по достижении определенной цели.

Метод воспитания –  специфический способ воспитательной работы, который используется в процессе формирования личностных качеств для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки навыков и привычек поведения, а также для его коррекции и совершенствования.

В более общем понимании метод воспитания – это способ осуществления воспитательных взаимодействий учителя и учащихся, направленный на решение воспитательных задач.

А.С. Макаренко удачно назвал методы воспитания «инструментами прикосновения к личности», это означает непосредственное обращение метода к личности воспитанника. Современные исследования свидетельствуют, что эффективными оказываются лишь те методы, которые отвечают внутренним потребностям и установкам, а они у каждого индивидуальны.

Методы воспитания опираются на закономерности и принципы воспитания, которые мы рассматривали ранее. Так принцип сочетания требовательности и уважения к личности ученика предполагает, что недопустимы методы наказания, унижающие достоинство ученика, оскорбляющие воспитанника.

В повседневной практике воспитателю приходится постоянно корректировать поведение учащихся, развивать нужные качества, черты характера, преодолевать недостатки. В этих случаях воспитатель использует различные приемы воспитания. Прием воспитания – это частное выражение метода, по отношению к методу он носит частный характер. Прием – составная часть метода.

Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой. Приемы в то же время определяют своеобразие методов работы учителя, придают индивидуальность манере его педагогической деятельности. Кроме того, используя разнообразные приемы, можно обойти или сгладить сложности динамичного учебно-воспитательного процесса.

Например, метод поощрения включает такие приемы, как одобрение, похвала, благодарность, награда.

Метод наказания может включать следующие приемы: замечание, предупреждение, выговор, строгий выговор.

Приемы воспитания можно разделить на две группы:

1. созидающие приемы (приемы, корректирующие поведение). Способствуют развитию положительных качеств и подавляют негативное начало.

Например: моральная поддержка, просьба, доверие, укрепление веры в силы ребенка, организация успеха, авансирование личности и т.п.

2. тормозящие приемы (приемы, помогающие исправить поведение), пробуждая отрицательные чувства – стыд, раскаяние. Тормозящие приемы способствуют преодолению негативных качеств.

Необходимо выделить приемы, которые недопустимы, но употребляются отдельными педагогами в конфликтных ситуациях: проявление возмущения в раздражительной, грубой форме; придирчивые осуждения, систематические упреки; безапелляционная характеристика поступка; возбуждение тревоги о предстоящем наказании и др.

Средства воспитания – понятие очень широкое. К средствам относятся, с одной стороны, различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и др.), а с другой – совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы (наглядные пособия, историческая, художественная и научно-популярная литература, произведения изобразительного и музыкального искусства, технические приспособления, средства массовой информации и т.п.).

Нельзя недооценивать роль средств.

Предположим, педагог обсуждает с учащимися проблему свободы человека в современном обществе. Поищем средства, которые могут исполнить данную функцию: бездомная собака, бродящая в поисках пищи? Хулиган, не подчиняющийся социальным нормам жизни? Великий Ньютон, работавший по 16 часов в сутки? Видеозапись артиста балета, изнуряющего себя ежедневными тренировками? Или лежащий на диване бездеятельный человек?

Педагог выберет то, что ближе его пониманию свободы. И чем точнее будет произведен отбор средств, тем эффективнее деятельность.

Предложим работу педагога с учащимися: заготовлены лопаты, ведра, чтобы высадить молодые деревца около училища; количество инструментов равно количеству жаждущих работать. Но еще приготовлены салфетки, мыло, фартуки, халаты – все, что обеспечит гигиену труда. Принесены колышки, веревка, дощечки и тушь, что обеспечит символическое присутствие рядом с училищем этих деревьев. Такой пестрый инструментарий окрашивает групповое дело красками ценностных отношений, придавая действиям духовный смысл. Если аннулировать данный подбор, оставив лишь лопату и ведро, - немедленно групповое дело преобразуется в работу узко предметного содержания.

  1.  Классификация методов воспитания.

Методов воспитания чрезвычайно много. По самым скромным подсчетам их не менее пятисот.

В настоящее время наиболее эффективной и удобной представляется классификация методов воспитания на основе интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания (Щукина Г.И.). В соответствии с этой характеристикой выделяются три группы методов. (Используется таблица).


КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ

(Щукина Г.И.)

Методы формирования сознания личности

Методы организации деятельности, общения и поведения

Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения

Методы контроля

Рассказ

Объяснение

Разъяснение

Лекция

Этическая беседа

Внушение

Инструктаж

Диспут

Доклад

Пример

Метод формирования общественного мнения

Упражнение

Приучение

Педагогическое требование

Поручение

Переключение

Создание воспитывающих ситуаций

КТД (коллективное творческое дело)

Соревнование

Поощрение

Наказание

Построение перспективных линий

Метод «взрыва»

Метод естественных последствий

Педагогическое наблюдение

Опросы

Анкеты

Тесты

Беседа

Создание контрольных ситуаций


I группа – это методы, с помощью которых прежде всего формируются представления, понятия, взгляды, убеждения, осуществляется оперативный объем информацией в педагогической системе между ее членами.

II группа – это методы, с помощью которых организуется деятельность воспитуемых и стимулируются позитивные ее мотивы.

III группа – это методы, с помощью которых прежде всего стимулируются самооценки и оказывается помощь воспитуемым в саморегуляции их поведения, в самоанализе, самовоспитании, а также производятся официальные оценки поступков учащихся.

  1.  Характеристика методов воспитания и самовоспитания.

Первый этап правильно организованного воспитания – знание (понимание) воспитанником тех норм и правил поведения, тех нравственных качеств личности, которые должны быть сформированы в процессе воспитания.

Все виды информационного воздействия имеют функцию убедить и сформировать взгляды о том, «что такое хорошо и что такое плохо», взгляды о Добре и Зле, о допустимом и недопустимом. Методы этой группы способны разъяснить факты и явления общественной и личной жизни. Функции этой группы методов – привнесение теории в жизненный опыт ребенка, формирование у него системы понятий и отношений, обобщение и осмысление собственного опыта, своих поступков.

Данная группа методов:

  1.  Конкретизирует сложные моральные, общественные, трудовые, эстетические нормы и понятия.
  2.  Создает эмоциональный настрой деятельности.
  3.  Способствует развитию положительной, нравственной мотивации деятельности.

Главным инструментом этой группы методов является слово. Умело пользоваться словом обязан каждый учитель. В.А.Сухомлинский говорил: «Слово учителя ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника. Искусство воспитания заключает прежде всего искусство говорить, обращаться к человеческому сердцу. Я твердо убежден, что множество школьных конфликтов, нередко оканчивающихся большой бедой, имеют своим источником неумение учителя говорить с учениками».

В качестве одной из характерных особенностей этой группы методов является аргументированность и доказательность преподносимой информации, которая должна воздействовать не только на рациональную, но и эмоционально–волевую сферу личности. Указывая на неоценимую роль чувств и эмоций в процессе формирования сознания воспитанников, М.М.Пистрак писал: «…для ребенка и подростка обращение к его рассудку тогда убедительнее, действеннее и глубже, когда оно связано с приведением в движение соответствующих эмоций ребенка».

В нашей реальной действительности у многих учащихся явно ощущается неразвитость эмоциональной сферы личности.

Зададим себе вопрос: где и почему выросли дети, способные добить раненую птицу, удавить немощного котенка, толкнуть, сбить с ног, унизить увечного одногодка, организовать групповое изнасилование, хладнокровно убить сверстника, оскорбить израненного в боях ветерана….?

Ответ прост: их не учат ни сострадать, ни умению чувствовать.

Убеждение в воспитательном процессе достигается при использовании различных методов. В старой школе, например, широко использовались назидательные истории, притчи, басни и другие непрямые и образные способы сообщения необходимых знаний. Выводы должны были делать сами ребята. Сейчас все больше учителей включают в арсенал методов убеждения забытые библейские притчи, эзоповы и крыловские басни, назидательные рассказы К.Д.Ушинского и Л.Н.Толстого.

Рассмотрим наиболее сложные по содержанию и применению методы словесно–эмоционального воздействия.

Рассказ – это яркое эмоциональное изложение конкретных факторов и событий. Воздействуя на чувства, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения. У рассказа несколько функций: служить источником знаний; обогащать нравственный опыт личности опытом других людей; служить способом использования положительного примера в воспитании. К условиям эффективности рассказа относятся следующие.

  1.  Рассказ должен соответствовать социальному опыту учащихся.
  2.  Рассказ должен раскрыть содержание той или другой нравственной нормы, понятия, мало знакомого или недостаточно привлекающего внимание, непонятного воспитанникам.
  3.   Содержание рассказа должно быть изложено ярко и эмоционально, чтобы могло произвести на ребят достаточно сильное впечатление.
  4.  Рассказ сопровождается иллюстрациями, которыми могут быть произведения живописи, художественные фотографии: усиливает его восприятие хорошо подобранное музыкальное сопровождение.
  5.  При помощи рассказа может быть представлен идеальный образ нравственного поведения, психологически близкий учащимся, чтобы вызвать желание подражать этому примеру.
  6.  Рассказ обязательно должен переживаться слушателями. Нужно позаботиться, чтобы впечатление от него сохранилось как можно дольше. Неумелый, косноязычный рассказчик не может рассчитывать на успех.

Разъяснение – метод эмоционально–словесного воздействия на воспитанников. Его отличительные черты это ориентированность воздействия на определенную группу или отдельную личность. Необходима глубокая мотивация, разъяснение общественного смысла моральных понятий.

Разъяснение применяется: а) чтобы сформировать или закрепить новое моральное качество или форму поведения; б) для выработки правильного отношения воспитанников к определенному поступку, который уже совершен.

В практике воспитания прибегают к увещеваниям, сочетающим просьбу с разъяснением и внушением. Педагогическая эффективность его зависит от авторитета воспитателя, его личных нравственных качеств, убежденности в правоте своих слов и действий. Необходимыми предпосылками увещевания являются опора на положительное, похвала, обращение к чувствам собственного достоинства, чести.

Наиболее распространенным методом является беседа. В зависимости от содержания она может быть познавательной, этической, эстетической, на правовую, экологическую тему и т.д. Беседа – это метод привлечения воспитанников к выработке правильных оценок и суждений по всем волнующим их вопросам. Беседа может проводиться с группой учащихся, а может быть и индивидуальной.

Эффективность беседы зависит от соблюдения ряда важных условий:

  1.  Очень важно, чтобы тема выбранной беседы была актуальной и отвечала воспитательным задачам и запросам учащихся.
  2.  Важно, чтобы беседа имела проблемный характер и предполагала борьбу взглядов, идей, мнений. Воспитатель должен сам стимулировать нестандартные вопросы, помогать учащимся самим находить на них ответы.
  3.  Важна опора на имеющийся опыт учащихся, использование его, и если необходимо, его коррекция. Обязательна динамика бесед в соответствии с возрастом, связь с жизнью коллектива.
  4.  Необходимо тщательно подходить к отбору содержания беседы, новых неизвестных учащимся фактов, четкая формулировка выводов.
  5.  Целесообразно предварительно сообщать ученикам тему беседы, вопросы для обсуждения и рекомендовать выполнение конкретных заданий, предпочтительно группового характера.
  6.  Во время беседы необходимо акцентировать внимание на выявлении и формировании личного отношения учеников к обсуждаемым проблемам. Этому способствует использование приемов дискуссии: сопоставление различных точек зрения, выбор способов поведения в анализируемой жизненной ситуации, оценка действий участников событий.
  7.  Положительный эмоциональный фон беседы (располагающая обстановка, доверительный тон воспитателя, внимание  его к ответам учащихся, поощрение удачных ответов, деликатное исправление неудачных, уместный юмор, шутка).
  8.  Необходимо оснащать беседу наглядностью, конкретизировать примерами, использовать технические средства.
  9.  Если позволяет тема и характер обсуждения, в конце беседы может быть принята программа практической деятельности. Такой подход способствует формированию единства слова и дела, опыта нравственного поведения.

Диспут наиболее сложный метод убеждения. Диспуты проводятся на различные темы: «О вкусах не спорят», «Воспитанные ли мы люди», «Право быть или слыть», «Что значит жить так, как будто на тебя смотрит будущее поколение», «Нужны ли современному человеку скромность и обходительность», «Что значит быть совершенным», «Жить с достоинством – что это значит» и т.д.

В основе диспута – спор, борьба мнений. Чтобы диспут дал хороший результат, к нему нужно готовиться. Тема диспута должна быть проблематичной, вопросы тоже предполагают неоднозначных ответов. К диспуту разрабатывается 5-6 вопросов, требующих самостоятельных суждений. С вопросами диспута учащиеся знакомятся заранее, рекомендуется литература по теме диспута. Диспут учит отстаивать свои доводы, аргументировать свои суждения. С максимальной деликатностью и уважением надо относиться к высказываниям учащихся. Возможен «разговор по секрету» с отдельными учащимися, которые обязательно должны включаться в обсуждение тех или иных вопросов.

Диспут сложный метод и требует высокого уровня подготовки воспитателя. Полезно заранее готовить учащихся к будущим дискуссиям, знакомить с правилами ведения спора.

Правила диспута:

  1.  Прежде, чем спорить, подумай, о чем будешь спорить.
  2.  Спорить честно и искренне, не искажай мыслей и слов своих товарищей.
  3.  Начиная спорить, ясно и определенно выскажи свои положения, которые будешь защищать.
  4.  Помни, что доказательством и лучшим способом опровержения являются факты, бесспорные и точные.
  5.  Доказывая и опровергая, говори ясно, отчетливо, точно. Старайся говорить своими словами.
  6.  Если доказали ошибочность твоего мнения, имей мужество признать правоту своего противника.
  7.  Заканчивая свое выступление, подведи итоги, сформулируй выводы.
  8.  Не перебивай товарища, учись слушать.

Пример – воспитательный метод исключительной силы. Пример дает конкретные образцы для подражания и тем самым формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность. «Долог путь наставлений, – говорил римский философ Сенека, – короток путь примера». К.Д.Ушинский отмечал, что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности, что на воспитание личности можно воздействовать только личностью.

Психолого-педагогической основой воздействия положительного примера на воспитанника является подражательность и стремление копировать в своем поведении те действия и поступки, которые кажутся значительными и укрепляют достоинство. Наблюдая и анализируя лучшие образцы положительного поведения, учащийся осмысливает сущность и содержание нравственного идеала. Характер подражательной деятельности, как показывают исследования, изменяется с возрастом, и по мере накопления социального опыта. Младшие школьники подражают тем, кто оказывает на них наиболее сильное впечатление. В подростковом возрасте подражательность приобретает избирательный, осознанный характер.

В процессе подражательности психологи выделяют три этапа. Первый – непосредственное восприятие конкретного образа, действия другого лица. Второй – формирование желания действовать по образцу. Третий – синтез самостоятельных и подражательных действий, проявляющийся в приспособлении поведения к поведению кумира.

Разновидности примера – пример живых конкретных людей – родителей, воспитателей, друзей, учителей, передовиков производства, известных ученых, спортсменов и т.д. Большую воспитательную силу имеют герои книг, фильмов, телепередач.

Метод положительного примера выполняет своеобразную роль убеждения и служит средством повышения влияния различных форм разъяснительной работы, формирования у учащихся духовных потребностей, моральных установок. Для возбуждения у учащихся духовных потребностей к активной работе над собой, в развитии и совершенствовании своих личностных свойств и качеств можно широко использовать пример жизни и деятельности величайшего оратора и политического деятеля античного мира Демосфена, знаменитого американского изобретателя Т.Эдисона, создателя теории относительности А.Энштейна, великого русского художника И.Е.Репина, выдающегося физиолога И.П.Павлова, великого химика Д.И.Менделеева и др.

Для воспитания человеколюбия, активного деятельного милосердия разумно использовать примеры жизни замечательного русского врача Федора Петровича Газа, гуманиста 20 века; нравственный подвиг Альберта Швейцера; подвижничество матери Терезы. Пример таких личностей в воспитании непреходящ и бесценен. (Материал см. в ст. Станчица М.А. Пример выдающихся личностей как метод воспитания у школьников человеколюбия //Проблемы выхавання. Вып. I, 1995.)

Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Обращать внимание учащихся на негативное в жизни и поведении людей, анализировать последствия плохих поступков, извлекать правильные выводы не только желательно, но и необходимо. Вовремя и к месту приведенный негативный пример помогает удержать воспитанника от неправильного поступка.

Мы рассмотрели некоторые методы данной группы, выделили условия их эффективного применения.

В качестве конкретных рекомендаций по применению методов убеждения в конкретной практической деятельности учителя можно выделить следующие:

– метод убеждения необходимо систематически использовать в практической работе. С его помощью решаются задачи расширения знаний и углубления у учащихся мировоззренческих понятий;

– в воспитательной работе целесообразно использовать разнообразие методов убеждения;

– информация, преподносящаяся воспитателем, должна быть научной, т.е. объективно излагать факты: связанной с практикой; убедительной, доступной, яркой по форме изложения;

– воспитательные воздействия надо обращать не только к уму воспитанников, но и к их чувствам, которые играют огромную роль в усвоении знаний;

– учащихся следует учить отстаивать, доказывать истину, справедливость, человеколюбие, миролюбие;

– не следует злоупотреблять длинными выступлениями, беседами, докладами; строить их надо с учетом возраста воспитанников;

– не следует считать метод убеждения единственным. В воспитательной работе его надо сочетать с другими методами воспитания.

Методы организации деятельности и формирования опыта правильного поведения.

Использованием только группы методов убеждения мы не решим воспитательные задачи. Несостоятельность сложившейся воспитательной системы в том, что в ней преобладали и преобладают словесные методы воздействия. Ныне же теоретикам и практикам воспитания очевидно, что воспитывает больше всего предметно-практическая деятельность и общение в процессе ее. В этой связи организация деятельности и формирования опыта поведения рассматриваются как сердцевина воспитательного процесса. Методы этой группы способствуют формированию единства сознания и поведения. Необходимо одновременно с убеждением формировать навыки и привычки, а они формируются только в деятельности. К.Д.Ушинский писал: «Если человек остается без работы в руках, без мысли в голове, именно в те самые минуты портятся голова, сердце и нравственность». Недаром основная закономерность воспитания гласит: «чем целесообразнее будет организована положительная деятельность и разумнее общение в процессе этой деятельности, тем эффективнее будет протекать процесс воспитания».

Средствами реализации методов этой группы являются все виды деятельности. Дадим характеристику некоторым методам данной группы.

Всеобщий практический метод формирования необходимых качеств личности – упражнение. Он известен с древнейших времен и обладает исключительной эффективностью. Под методом упражнения (приучения) понимается многократное повторение действий и поступков учащихся в целях образования и закрепления у них навыков и привычек правильного поведения. (Болдырев Н.И.). Харламов И.Ф. дополняет это определение «… в процессе формирования навыков и привычек поведения повторяться должны не только действия и поступки, но и вызывающие их потребности и мотивы, т.е. те внутренние стимулы, которыми определяется поведение личности».

А.С.Макаренко в своих работах неоднократно указывал на необходимость нравственной натренированности воспитанников, вооружения их моральным опытом. В своих лекциях о воспитании детей он писал: «…нужно стремиться к тому, чтобы у детей как можно крепче складывались хорошие привычки, а для этой цели наиболее важным является упражнение в правильном поступке. Постоянные же рассуждения и разглагольствования о правильном поведении могут испортить какой угодно хороший опыт».

Каковы же педагогические основы организации упражнений? Их обстоятельно раскрыл К.Д.Ушинский. В соответствии с психологической структурой личностных качеств в процессе выработки навыков и привычек поведения он выделял следующие приемы:

а) постановку воспитательной задачи и возбуждение у учащихся потребности в том или ином виде деятельности;

б) разъяснение способов деятельности и вооружение соответствующими знаниями (развитие сознания);

в) практический показ действий по решению поставленной задачи;

г) организация первоначального воспроизведения учащимися показанных действий (образцов поведения);

д) последующая тренировка в совершенствовании и закреплении способов деятельности;

е) предъявление требований к учащимся в совершенствовании организуемых упражнений;

ж) напоминание и контроль за поведением.

Чтобы сформировать устойчивые навыки и привычки, надо начинать упражнение как можно раньше, ибо чем моложе организм, тем быстрее укореняются в нем привычки /К.Д.Ушинский/.

Метод упражнений реализуется не только с помощью поведения, но и в процессе организации режима, игр и трудовой деятельности, а также участие воспитанников в художественно-творческой, спортивно-оздоровительной деятельности. Во всех этих случаях имеет место приучение учащихся к определенному образу поведения.

Эффективность упражнений зависит от следующих важных условий:

  1.  системы упражнений; 2) их содержания; 3) доступности и посильности упражнений; 4) объема; 5) частоты повторений; 6) контроля и коррекции; 7) личностных особенностей воспитанников; 8)места и времени выполнения упражнений; 9) мотивации и стимулирования упражнений.

Планируя систему упражнений, воспитателю надо предусмотреть, какие навыки и привычки будут вырабатываться. В первую очередь используются упражнения для выработки общечеловеческих нравственных качеств, дефицит которых в современном обществе становится все ощутимее. Использование упражнения признается успешным, когда воспитанник проявляет устойчивое качество во всех противоречивых жизненных ситуациях.

Педагогическое требование – это метод воспитания, с помощью которого учитель организует детей, включает их в деятельность, умело направляет поведение своих воспитанников. Предъявление требования есть способ непосредственного побуждения к тем или иным поступкам или действиям, направленным на улучшение поведения. Педагогическое требование может:

  1.  Выражать нормы общественного поведения. «Хорошо учись и т.д.»
  2.  Требование выступает как конкретная реальная задача, которую надлежит выполнить в процессе данной деятельности. «Составь план и т.д.»
  3.  Требование может иметь стимулирующую или тормозящую функцию, которая проникает в организацию любой деятельности в виде указаний о начале и конце работы, об оказании помощи другому.
  4.  Требование выступает как прием, побуждающий к разумным действиям. Оно помогает уяснить их смысл, полезную необходимость. «От нас ждут реальной помощи. Примем участие. Поможем».

По форме предъявления различаются прямые и косвенные требования. Для прямого требования характерна императивность, определенность, точность, понятные воспитанникам формулировки, не допускающие двух различных толкований. Возможна целая гамма оттенков, которые выражаются интонацией, силой голоса, мимикой. Косвенное требование (совет, просьба, намек, доверие, одобрение, требование– игра и т.д.) отличается тем, что стимулом действий становится уже не столько само требование, сколько вызванные им психологические факторы: переживание, интересы, стремления.

Предъявление требований сочетается с уважением к личности воспитанника. Если родители и учителя нетребовательны, то это характеризует их беспечность по отношению к воспитаннику. Уважение к ученику проявляется в постоянном усложнении требований, предъявлении все более высоких норм поведения и культуры. А.С.Макаренко говорил: «Как можно больше уважения к ребенку и как можно больше требования к нему».

Как организовать воспитательное воздействие, чтобы ребенок позитивно отнесся к педагогическому требованию?

Первое правило – требование должно быть доведено до логического конца.

Второе правило – требование должно подкрепляться четкой инструктивной программой действий.

Третье правило – требование должно быть доступным на данный момент развития воспитанника. Это связано с психологическими особенностями растущего организма, его быстрой утомляемостью, переключением внимания и др.

Четвертое правило – переакцентировка внимания на детали. Оно может осуществляться через постановку вопросов, в любом случае необходимо добиваться впечатления легкости и добровольности выполнения требования.

Реализация этих правил способствует соблюдение педагогом ряда условий.

Первое условие – это этичность форм предъявления требования. Ребенку и взрослому психологически легче выполнить требование, излагаемое как совет или предложение. Надо начать свое обращение с таких речевых формул, как Сделай, пожалуйста… Попробуй… Постарайся…

Второе условие, учитывать которое рекомендуют ученые – психологи, – установление личного контакта. Он может быть речевым, когда мы называем ученика по имени, визуальным: встречаясь глазами, мы можем сказать друг другу то, что не выразить в словах.

Третье условие связано с тоном, которым произносится требование. Он должен быть решительным, энергичным, побуждающим к действию.

Четвертое условие – целесообразность и разумность требования, принятие его воспитанником.

Пятое условие эффективности данного метода – чувство меры.

Хорошие результаты дает метод поручений. Поручения (практические задания) создают и расширяют опыт учащихся в различных видах деятельности. Поручения имеют разнообразный характер: посетить больного товарища и помочь ему в учебе; подобрать материал к классному часу. Поручения даются и для того, чтобы развить необходимые качества: организованность, ответственность, точность и т.д.

Поручения могут быть длительными и эпизодическими. Сейчас практикуется система чередующихся поручений, так как любое воспитательное дело требует для организации своей инициативной группы, совета дела. Задача учителя – обеспечить общественными поручениями каждого ученика. При этом важно учитывать следующее:

  1.  Общественная работа должна проводиться не от случая к случаю, а регулярно и систематически.
  2.  В процессе включения учащихся в общественно-полезную деятельность необходимо возлагать на них ответственность кА за себя лично, так и за коллектив, поручая конкретные дела и указывая конкретные сроки исполнения.
  3.  При распределении поручений следует учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их интересы, предшествующий опыт.
  4.  Наиболее ценно поручение, которое дается коллективами (в том числе и по совету педагога) и за выполнение которого надо отчитываться перед товарищами.
  5.  В коллективе не должно быть ни одного учащегося без постоянных или временных поручений. Помочь определить каждому дело по душе, правильно распределить обязанности, учитывая интересы и способности – важная практическая задача учителя.
  6.  От несложных по содержанию поручений следует переходить к таким поручениям, которые требуют проявления все более и более значительных волевых усилий, требуют известного подчинения личных интересов общественным.

Метод организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях называют методом воспитывающих ситуаций. Суть метода в организации обстоятельств, требующих от ученика правильных поступков, рассчитанных на развитие определенных черт характера или нравственных качеств. Воспитатель «заставляет» ученика совершить ряд поступков, которые своим содержанием требуют, чтобы он проявил именно эту черту характера.

Ситуация не должна быть надуманной. Ученик ни в коем случае не должен подозревать, что предлагаемое задание носит специально воспитательный характер. Допустимо создать условия, при которых ученику в присутствии товарищей было бы неудобно отказаться от предложенного задания. Преимущество в том, что ученик не замечает своего положения воспитуемого. Успех зависит от умения воспитателя создать условия для возникновения ситуации. Немалую роль для успешного использования метода играет неожиданность. Педагогическими ситуациями могут быть ситуации свободного выбора. Ученик в них ставится перед необходимостью выбрать определенную линию поведения, определенное решение из нескольких возможных вариантов: воспользоваться привилегиями самому, уступить место (билет) другому, промолчать, сказать правду и т.д. В поисках выхода из созданной ситуации ученик переосмысливает, пересматривает и перестраивает свое поведение.

Итак, методы организации деятельности и формирования опыта поведения необходимо широко использовать в повседневной воспитательной работе, чтобы обеспечить единство сознания и поведения.

Эти методы эффективны только тогда, когда они используются во взаимосвязи с методами формирования сознания личности, так как перед воспитанниками необходимо широко раскрывать цели деятельности.

Методы стимулирования деятельности и поведения.

С древних времен известны методы стимулирования человеческой деятельности, как поощрение и наказание. Педагогика 20 века обратила внимание на еще один действенный метод стимулирования – соревнование.

Учащимся, как и взрослым, свойственно стремление знать, кто впереди, кто лучше. Соревнуясь между собой, учащиеся быстрее осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества. Организация соревнования – трудное дело, требующее соблюдения ряда важных условий и требований:

  1.  Организация соревнования – основа его эффективности. Определяются цели и задачи соревнования, составляется программа, разрабатываются критерии оценок, создаются условия для проведения соревнования, подведения итогов и награждения победителей. Соревнование должно быть достаточно трудным, увлекательным. Пункты соревнования должны быть конкретными, чтобы результаты их выполнения можно было оценить и сравнить. Критерии оценок должны быть простыми и понятными для всех участников.
  2.  Должны быть установлены направленность и содержание соревнования.
  3.  Наличие реальной возможности для победы в соревновании.
  4.  Организация учета результатов соревнования, наглядность и широкая гласность хода соревнования.
  5.  Проявление самостоятельности и активности учащихся в организации соревнования при руководящей роли педагогического коллектива.

Жесткие условия соревнования можно смягчить игрой. Игровые формы возбуждают эмоции воспитанников, что делает соревнование привлекательным.

Метод поощрения – положительная оценка тех лучших качеств, которые проявились в учебе и поступках ученика, метод наказания – это выявление ошибок в поведении и осуждение антиобщественных поступков.

Поощрения стимулируют правильную линию поведения, наказания тормозят проявления недисциплинированности, недобросовестности и других отрицательных качеств. Эти методы служат тому, чтобы помочь воспитанникам осознать свои достоинства или недостатки, стимулировать или тормозить определенное поведение, приучать контролировать свое поведение. Без системы этих мер педагогического воздействия нельзя воспитывать, невозможно развить самовоспитание учащихся, их активность. Авторитет и опыт А.С.Макаренко, С.Т.Шацкого, Я.Корчака и других выдающихся педагогов подтверждает этот вывод.

Продуманная система поощрений и наказаний, утверждает А.С.Макаренко, не только законна, но и необходима. Она помогает закалять человеческий характер, воспитывает человеческое достоинство, чувство ответственности.

Если возникает вопрос, с чего начинать, то начинать надо с похвалы. Опережающая похвала педагога – всегда несет в себе положительный воспитательный заряд, веру, намечает хорошую перспективу для личности. Виды поощрений весьма разнообразны: одобрение, ободрение, похвала, благодарность, представление почетных прав, награждение грамотами, подарками и т.д.

Однако надо проявлять осторожность и чувство меры при поощрении. Избыточное поощрение может принести не только пользу, но и вред воспитанию. Учитывается психологическая сторона поощрения, его последствия.

  1.  Поощряя, воспитатели должны стремиться, чтобы поведение воспитанника мотивировалось внутренними убеждениями, нравственными мотивами, а не стремлением получить похвалу или награду.
  2.  Поощрение не должно противопоставлять воспитанника остальным членам коллектива. Надо поощрять тех, кто проявил высокие нравственные качества – трудолюбие, отзывчивость, ответственность, хотя и не добился выдающихся личных успехов.
  3.  Поощрение должно соответствовать заслугам воспитанника, его индивидуальным особенностям. Поощряя, необходимо учитывать мнение коллектива.
  4.  Поощрение требует личностного подхода. Очень важно вовремя одобрить неуверенного, отстающего. Поощрение должно быть справедливым.

Не следует хвалить:

– за то, что получено от  природы;

– за то, что достигнуто не своими усилиями, своей работой;

– больше двух раз за одно и то же достижение;

– из-за жалости.

Не менее значимы в практической педагогической деятельности наказания, к которым следует прибегать в конкретных ситуациях. Наказание должно предупредить нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Практикуются разнообразные виды наказаний: неодобрение, замечание, порицание, предупреждение, обсуждение на собрании, взыскание, отстранение от занятий и т.д.

Среди педагогических условий, определяющих эффективность метода наказания следующие:

  1.  Сила наказания увеличивается, если оно исходит от коллектива или поддерживается им.
  2.  Наказание действенно, когда оно понятно ученику и он считает его справедливым.
  3.  Не рекомендуется применять групповые наказания.
  4.  Применяя наказание, нельзя оскорблять воспитанников.
  5.  Наказание требует педагогического такта, хорошего знания возрастной психологии, а также понимания того, что одними наказаниями делу не помочь. Поэтому наказание применяется только в комплексе с другими методами воспитания.

Использование методов поощрения и наказания основывается на принципе гуманизма. В них проявляется забота о нормальном развитии личности. Методика применения этих воспитательных мер исключает односторонность. Обязательно применение различных видов, форм, приемов поощрения и наказания. Справедлив вывод польского педагога Я.Корчака: «Сердитый взгляд воспитателя, похвала, выговор, шутка, совет, поцелуй, сказка в качестве награды, словесное поощрение – вот лечебные процедуры, которые надо назначать в малых и больших дозах, чаще или реже, в зависимости от данного случая и особенностей организма». Следует помнить:

– не следует переоценивать значение методов поощрения и наказания в воспитательной работе. В хорошо воспитанных ученических коллективах, где сложилась сознательная дисциплина и есть взаимопонимание, длительное время можно обходиться без наказаний вообще;

– использование поощрений и наказаний эффективно только в комплексе с другими методами воспитания;

– ведущим должен быть метод поощрения, вспомогательным – наказание. Это помогает сформировать определенную линию: постоянно опираться на те лучшие качества личности воспитанника, которые есть в нем, развивать эти качества;

– поощрения и наказания должны быть индивидуализированными, учитывать возрастные и психологические особенности личности, педагогическую ситуации. Такт в поощрениях и наказаниях – необходимый элемент.

Итак, мы дали характеристику основным методам воспитания. В реальной работе педагога с детьми это может выглядеть следующим образом. Представим ситуацию Дети приносят и вручают педагогу букет ярких цветов. Педагог: «Как вы узнали, что астры – мои любимые цветы? Спасибо. Вы так добры. Поставим их в воду. Кто-нибудь поможет? Нет-нет, пусть мальчики принесут воду, а девочки подрежут стебли и красиво расположат букет». В этом эпизоде богатейшая гамма воздействий: дети получают информацию о том, что дарить надо то, что человек любит, о том, что работу труднее выполняют мужчины, о том, что девочкам присуще чувство красоты, о том, что врученный подарок выставляется на обозрение, дети получили дополнительный опыт внимания и помощи другому человеку, дети пережили удовлетворение от собственных действий, слегка возвысились в собственных глазах. Теоретический анализ приводит к выводу, что в этом кратком миге ученической жизни были использованы все три группы методов воспитания.

Продумывая работу с детьми, педагог должен всегда в любом групповом деле, в индивидуальном акте поведения стремиться соединить разум, эмоции, действие как формы выражения складывающегося и развивающегося отношения воспитанника к окружающему миру, к людям и себе.

4. Условия выбора методов воспитания.

Выбор тех или иных методов воспитания осуществляется в соответствии:

  •  с педагогическими целями

- оперативными (на конкретное воспитательное мероприятие),

- тактическими (на ближайшую перспективу),

- стратегическими (на далекую перспективу);

  •  с учетом специфики общественно-воспитательной среды;
  •  с учетом возраста и индивидуально-типологических особенностей учащихся;
  •  с учетом уровня воспитанности;
  •  с учетом уровня педагогической квалификации воспитателя;
  •  с учетом ожидаемых последствий.

Метод сам по себе не может быть ни хорош, ни плох. В основу воспитательного процесса кладутся не сами методы, а их система. А. С. Макаренко отмечал, что никакое педагогическое средство не может быть признано всегда абсолютно полезным, что самое хорошее средство в некоторых случаях обязательно будет самым плохим.

К.Д.Ушинский считал, что необходимо изучить законы тех психических явлений, которыми мы хотим управлять, и поступать в соответствии с этими законами и теми обстоятельствами, в которых мы хотим их приложить. Бесконечно разнообразны не только эти обстоятельства, но и сами натуры воспитанников. При таком разнообразии обстоятельств воспитания и воспитываемых личностей невозможно предписывать какие-нибудь общие воспитательные рецепты.

Будучи очень гибким и тонким инструментом прикосновения к личности, метод воспитания, вместе с тем, всегда обращен к коллективу, используется с учетом его динамики, зрелости, организованности. Скажем, на известном уровне его развития наиболее продуктивным способом педагогического воздействия является решительное, неукоснительное требование, но неуместными будут лекция или диспут.  

Методика воспитания, по меткому замечанию А. С. Макаренко, не допускает стереотипных решений и даже хорошего шаблона.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27279. Технология перевозки туристов на ЖД транспорте 23.5 KB
  Единая железнодорожная сеть 2.Вагоны разграничены по классу билеты – по категориям пассажиров по возрасту ЖД сеть РФ поделена на жел дороги 17 Перевозки грузов и пассажиров между ж д осуществляться по единому перевозочному документу оформленному по всему пути следования.
27280. Типология и классификация 26.5 KB
  Сущ различные типологии совр отелей: Отельтрадиц тип гост предпр отель люкс гост ср класса гостапартномера кварт типа гост эконом кл мотели отель курортширокий спектр услуг частные гостночлег завтрак отель гарниогран колво услуг апарт отелипредпр из неск квартир пансионпредпр с огран набором усл гост двор бунгалостроение из легких матер ротельпередвиж гост вагон кемпинглагерь авто мото туристов флотелькрупная плав гост флайтельаэрогостиница ботельспец оборуд судно на воде.
27281. Туризм как многогранное явление 26 KB
  Туризм – как вид отдыха путешествия Туризм – как бизнес транспорт размещение питание развлечение торговые предпр экск бюро музеи турфирмы Туризм – как отрасль экономики Туризм – как рынок рынок потребителей спрос на турпродукт рынок производителейвысокая конкуренция появление новых видов услуг Турпродукт – комплекс услуг по перевозке и размещению оказываемых за общую цену по договору о реализации туристского продукта. Туризм – как общественное движение зона предпринимат распределений...
27282. Туристские макрорег мира 30.5 KB
  АзиатскоТихоокеанский Страны Восточной и ЮВ Азии Австралия и Океания 4.Африканский Страны Африки кроме Египта и Ливии 5. Исходя из экономических природных исторических и других предпосылок можно выделить 4 туристских территории: 1ВосточноЕвропейская зона: Польша Центральный Чехия Словакия Венгрия Причерноморский Румыния Болгария 2Зона Северной Европы Скандинавские страны Норвегия Швеция Финляндия Дания 3ЗападноЕвропейская зона Британский Великобритания Ирландия Альпийский Франция Швейцария Австрия...
27283. Факторы регионализма 25 KB
  К факторам регионализма можно отнести: 1.Этнический фактор Этнос исторически возникший вид социальной группировки людей который обладает совокупностью признаков.Демографический фактор демографиянаука которая изучает воспроизводство населения.
27284. Сегментирование. Целевой рынок 24 KB
  Целевой рынок Сегментация рынка заключается в делении рынка на четкие группы покупателей которым следует адресовать разные продукты и разные маркет усилия. Целевой рынок – совокупность сущ и потенц покупателей. Стратегия охвата целевого рынка: Недиффер маркет – товар рынок организация выходит на рынок с одним продуктомПр. Диффер маркет – товар1 рынок1 товар2 рынок2 деят организации на неск сегментахПр.
27286. Цикл обслуживания туриста 26 KB
  Обслуживание во время пребывания Основные услуги Орг прожив гостей питание услуги горничной выдача ключей на ресепшен. Дополнит услуги Услуги бизнесцентра пользование междунар междугор связью копир работы предоставл компьютера переводческие услуги услуги сервисбюро брон билетов орг экс обслуж орг питанияразл подраздел общепита обслуж в номерах орг банкетов орг хран личных вещей камера хранения депозитная ячейка платная эл инд сейфы телекоммуникац услугипобудка услуги платного ТВ анимац услуги Выезд и выписка...
27287. Экономика отрасли 27 KB
  Показатели качества: 1.Техничности это те показатели которые обеспечивают рациональность использования материалов. Экологические показатели отражают степень влияния вредных воздействий на окр. Показатели конкурентоспособности: 1.