9146

Образование как целостный педагогический процесс

Реферат

Педагогика и дидактика

Образование как целостный педагогический процесс План Понятие о педагогическом процессе его характеристика, компоненты и структура. Движущие силы педагогического процесса. Педагогический процесс как целостное явление. Законом...

Русский

2013-02-24

47.5 KB

63 чел.

Образование как целостный педагогический процесс

План

  1.  Понятие о педагогическом процессе его характеристика, компоненты и структура.
  2.  Движущие силы педагогического процесса.
  3.  Педагогический процесс как целостное явление.
  4.  Закономерности и принципы педагогического процесса.

  1.  Понятие о педагогическом процессе его характеристика, компоненты и структура.

Процесс (от лат.) – продвижение, движение вперед, изменение.

Педагогический процесс – целенаправленное содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и изменение ребенка в результате активной  жизнедеятельности, при ведущей и направляющей роли воспитателей.

Структура  педагогического процесса

Педагогический процесс

Процесс воспитания                                                   Процесс обучения

Процесс развития

Самовоспитание                                                           Самообразование

Педагогический процесс включает в себя совокупность урочных занятий, внеклассной и внешкольной воспитательной работы, проводимых педагогическим и ученическим коллективами по единому плану. А все эти виды деятельности предусматривают взаимодействия учителя и ученика. Таким образом, в основе педагогического процесса – различные виды педагогического взаимодействия (педагогическое взаимодействие – универсальная характеристика педагогического процесса): 

информационное (учитель дает информацию – ученик получает и усваивает),

коммуникативное (учитель–ученик–учитель–обратная связь),

организационно-деятельностное (совместная деятельность, сотрудничество).

Педагогическое взаимодействие всегда имеет две стороны, два взаимообусловленных компонента: педагогическое воздействие и ответную реакцию воспитанника.

Воздействия могут быть прямые и косвенные, различаться по направленности, содержанию и формам предъявления, по наличию или отсутствию цели, характеру обратной связи (управляемые, неуправляемые) и т.п. Столь же многообразны и ответные реакции воспитанников: активное восприятие и переработка информации, игнорирование или противодействие, эмоциональное переживание или безразличие, действия, поступки, деятельность и т.п.

Компоненты педагогического взаимодействия в целостном педагогическом процессе:

  •  педагог (как объект и субъект)
  •   воспитанник (как объект и субъект)
  •  содержание образования (основы человеческого опыта, основы наук)
  •   материальная база (средства).

Компоненты ПП: цель, содержание, формы, методы обучения и воспитания, а также результат. Отсутствие одного из этих компонентов разрушает его целостность. Рассмотрим эти компоненты.

Системообразующим фактором педагогического процесса выступает его цель. Цель – идеальное представление о результате деятельности  (чего необходимо добиться?). Бывают нескольких уровней:

  •  цель-идеал (формирование всесторонней и гармонически развитой личности);
  •  государственные цели (стандарт образования);
  •  цели отдельных образовательных систем и этапов образования;
  •  цели обучения отдельному предмету и воспитания в определенном возрасте;
  •  индивидуальные цели личности.

Содержание – часть общественного опыта, которая подлежит усвоению.

Форма – внешняя сторона организации педагогического процесса (в каком виде?).

Методы (воспитания и обучения) – способы достижение целей воспитания и обучения (как?).

Средства – совокупность материальных объектов, которые служат источниками информации и инструментами для усвоения содержания педагогического процесса (с помощью чего?).

Результат  то, что достигнуто в ходе реализации педагогического процесса.

В педагогическом процессе социальный опыт (объективное) интериоризируется в качества личности (субъективное).

  1.  Движущиеся силы педагогического процесса.

Движущими силами педагогического процесса являются противоречия. Внутренней движущей силой педагогического процесса является противоречие между выдвигаемыми требованиями и реальными возможностями воспитуемых по их выполнению. (Разрыв между зоной ближайшего развития и зоной актуального развития).

Существует противоречие между активно-деятельной природой ребенка и социально-педагогическими условиями его жизни.

Частные противоречия:

– между общественными интересами и интересами личности;

– между коллективом и личностью;

– между стремительно нарастающим потоком информации и возможностями учебно-воспитательного процесса и др.

3.Педагогический процесс как целостное явление.

Целостность - синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем. Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие.

Основные аспекты целостности педагогического процесса:

  •  содержательно-целевой,
  •  организационно-процессуальный

В содержательном плане – это взаимосвязь знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру.

В организационном плане – это единство

1. процесса освоения содержания образования и материальной базы;

2. процесса делового взаимодействия педагогов и воспитанников по усвоению содержания образования;

3. процесса взаимодействия педагогов и воспитанников на уровне личных отношений (неформальное общение);

4. процесса освоения воспитанниками содержания образования без непосредственного участия педагога (самообразование и самовоспитание).

4.Закономерности и принципы педагогического процесса.

Закономерности – это объективные, устойчивые, повторяющиеся связи ПП с другими явлениями:

  •  связь ПП и социальной системы;
  •  связь ПП и деятельности, активности самой личности;
  •  связь ПП и общения.

Закономерности педагогического процесса находят свое выражение в принципах. Принцип – основное требование к практической деятельности, вытекающее из установленных наукой закономерностей.

Принципы педагогического процесса:

  1.  принцип культуросообразности (передача и усвоение в ПП социально-исторического опыта конкретного народа и его культуры, а так же приобщение к достижением общей цивилизационной культуре);
  2.  принцип природособразности (создание в ПП условий для выявления и учета природных задатков, возрастных и индивидуальных особенностей развития личности, а так же учета в процессе воспитания и обучения общих природных законов развития);
  3.  принцип гуманизма (понимание личности как высшей ценности и уважение в ПП ее прав, потребностей и интересов).

PAGE  2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4102. Международные отношения Киевской Руси X – нач.XII веков 431 KB
  Введение. Киевская Русь – одно из самых больших государств средневековой Европы - сложилось в IX в. в результате длительного внутреннего развития восточнославянских племен. Ее историческим ядром было Среднее Поднепровье, где очень рано зародили...
4103. Международная экономическая интеграция на примере Евросоюза 401 KB
  Международная экономическая интеграция — характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности н...
4104. Історія України. Соціально-політичні аспекти) 536.5 KB
  У посібнику розглядаються проблеми: соціальні структури і соціальні відносини в українському суспільстві в історичному контексті, їх роль в створенні оригінальної форми державності (до ХІХ ст.). Історія формування та діяльності громадських, культуро...
4105. Соціально політичні аспекти історії України 345 KB
  Історія формування та визначальні тенденції в розвитку освіти, науки, техніки як фундаментальних основ життя українського народу Лекція І. Історичні аспекти виникнення і функціонування освітних систем, становлення вищої освіти в Україні 1. Виникненн...
4106. Етнополітичний контекст української історії 676.5 KB
  Модуль І. Етнополітичний контекст української історії Лекція І. Історія та історіографія в еволюції, їх місце і роль в гуманізації діяльності людини. План Предмет та завдання історії України, її наукова періодизація. Еволюція концепцій з...
4107. Історичний поступ української держави 559 KB
  Історичний поступ української держави. Лекція. Основні закономірності суть і наслідки початкових етапів та процесів українського державотворення. Слов’янська держава Русів. Козацько-гетьманська держава – Військо Запорозьке. Сл...
4108. Соціальні технології в адміністративному менеджменті 259.46 KB
  Методичні рекомендації до виконання контрольної роботи з дисципліни«соціальні технологіїв адміністративному менеджменті. Вступ маємістити:реальні причинита актуальністьвиборусаме цієїадміністратив...
4109. Соціальний простір як обєкт технологізації 460.65 KB
  Соціальний простір як об’єкт технологізації. Соціальний простір можна розглядати як безпосереднє поле взаємодії суспільства і особистості, енергія якого йде від соціуму, породжується рівнем його зрілості, спрямоване до особистості...
4110. Симетричні криптосистеми та криптоалгоритми 118.5 KB
  До нашого часу, криптографія займалася виключно забезпеченням конфіденційності повідомлень (тобто шифруванням) — перетворенням повідомлень із зрозумілої форми в незрозумілу і зворотнє відновлення на стороні одержувача, роблячи його неможливим для прочитання для того.