9146

Образование как целостный педагогический процесс

Реферат

Педагогика и дидактика

Образование как целостный педагогический процесс План Понятие о педагогическом процессе его характеристика, компоненты и структура. Движущие силы педагогического процесса. Педагогический процесс как целостное явление. Законом...

Русский

2013-02-24

47.5 KB

63 чел.

Образование как целостный педагогический процесс

План

  1.  Понятие о педагогическом процессе его характеристика, компоненты и структура.
  2.  Движущие силы педагогического процесса.
  3.  Педагогический процесс как целостное явление.
  4.  Закономерности и принципы педагогического процесса.

  1.  Понятие о педагогическом процессе его характеристика, компоненты и структура.

Процесс (от лат.) – продвижение, движение вперед, изменение.

Педагогический процесс – целенаправленное содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и изменение ребенка в результате активной  жизнедеятельности, при ведущей и направляющей роли воспитателей.

Структура  педагогического процесса

Педагогический процесс

Процесс воспитания                                                   Процесс обучения

Процесс развития

Самовоспитание                                                           Самообразование

Педагогический процесс включает в себя совокупность урочных занятий, внеклассной и внешкольной воспитательной работы, проводимых педагогическим и ученическим коллективами по единому плану. А все эти виды деятельности предусматривают взаимодействия учителя и ученика. Таким образом, в основе педагогического процесса – различные виды педагогического взаимодействия (педагогическое взаимодействие – универсальная характеристика педагогического процесса): 

информационное (учитель дает информацию – ученик получает и усваивает),

коммуникативное (учитель–ученик–учитель–обратная связь),

организационно-деятельностное (совместная деятельность, сотрудничество).

Педагогическое взаимодействие всегда имеет две стороны, два взаимообусловленных компонента: педагогическое воздействие и ответную реакцию воспитанника.

Воздействия могут быть прямые и косвенные, различаться по направленности, содержанию и формам предъявления, по наличию или отсутствию цели, характеру обратной связи (управляемые, неуправляемые) и т.п. Столь же многообразны и ответные реакции воспитанников: активное восприятие и переработка информации, игнорирование или противодействие, эмоциональное переживание или безразличие, действия, поступки, деятельность и т.п.

Компоненты педагогического взаимодействия в целостном педагогическом процессе:

  •  педагог (как объект и субъект)
  •   воспитанник (как объект и субъект)
  •  содержание образования (основы человеческого опыта, основы наук)
  •   материальная база (средства).

Компоненты ПП: цель, содержание, формы, методы обучения и воспитания, а также результат. Отсутствие одного из этих компонентов разрушает его целостность. Рассмотрим эти компоненты.

Системообразующим фактором педагогического процесса выступает его цель. Цель – идеальное представление о результате деятельности  (чего необходимо добиться?). Бывают нескольких уровней:

  •  цель-идеал (формирование всесторонней и гармонически развитой личности);
  •  государственные цели (стандарт образования);
  •  цели отдельных образовательных систем и этапов образования;
  •  цели обучения отдельному предмету и воспитания в определенном возрасте;
  •  индивидуальные цели личности.

Содержание – часть общественного опыта, которая подлежит усвоению.

Форма – внешняя сторона организации педагогического процесса (в каком виде?).

Методы (воспитания и обучения) – способы достижение целей воспитания и обучения (как?).

Средства – совокупность материальных объектов, которые служат источниками информации и инструментами для усвоения содержания педагогического процесса (с помощью чего?).

Результат  то, что достигнуто в ходе реализации педагогического процесса.

В педагогическом процессе социальный опыт (объективное) интериоризируется в качества личности (субъективное).

  1.  Движущиеся силы педагогического процесса.

Движущими силами педагогического процесса являются противоречия. Внутренней движущей силой педагогического процесса является противоречие между выдвигаемыми требованиями и реальными возможностями воспитуемых по их выполнению. (Разрыв между зоной ближайшего развития и зоной актуального развития).

Существует противоречие между активно-деятельной природой ребенка и социально-педагогическими условиями его жизни.

Частные противоречия:

– между общественными интересами и интересами личности;

– между коллективом и личностью;

– между стремительно нарастающим потоком информации и возможностями учебно-воспитательного процесса и др.

3.Педагогический процесс как целостное явление.

Целостность - синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем. Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие.

Основные аспекты целостности педагогического процесса:

  •  содержательно-целевой,
  •  организационно-процессуальный

В содержательном плане – это взаимосвязь знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру.

В организационном плане – это единство

1. процесса освоения содержания образования и материальной базы;

2. процесса делового взаимодействия педагогов и воспитанников по усвоению содержания образования;

3. процесса взаимодействия педагогов и воспитанников на уровне личных отношений (неформальное общение);

4. процесса освоения воспитанниками содержания образования без непосредственного участия педагога (самообразование и самовоспитание).

4.Закономерности и принципы педагогического процесса.

Закономерности – это объективные, устойчивые, повторяющиеся связи ПП с другими явлениями:

  •  связь ПП и социальной системы;
  •  связь ПП и деятельности, активности самой личности;
  •  связь ПП и общения.

Закономерности педагогического процесса находят свое выражение в принципах. Принцип – основное требование к практической деятельности, вытекающее из установленных наукой закономерностей.

Принципы педагогического процесса:

  1.  принцип культуросообразности (передача и усвоение в ПП социально-исторического опыта конкретного народа и его культуры, а так же приобщение к достижением общей цивилизационной культуре);
  2.  принцип природособразности (создание в ПП условий для выявления и учета природных задатков, возрастных и индивидуальных особенностей развития личности, а так же учета в процессе воспитания и обучения общих природных законов развития);
  3.  принцип гуманизма (понимание личности как высшей ценности и уважение в ПП ее прав, потребностей и интересов).

PAGE  2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36286. HTML (HyperText Markup Language). Структура гипертекстового документа 181 KB
  Средствами HTML задаются синтаксис и размещение специальных встроенных указаний в соответствии с которыми браузер отображает содержимое документа текст графика мультимедиа гиперссылки. DHTML Dynmic HyperText Mrkup Lnguge : Клиентские сценарииJvScript и VBScript Серверные сценарии SP и PHP Технологии Jv и CGI плагин plugin приложения Другие средства Структура гипертекстового документа html hed title Заголовок HTML документа title hed body Тело HTML документа body...
36287. HTML (HyperText Markup Language). Символы комментариев 131 KB
  и знаков операций для которой можно вычислить значение. При объявлении переменной ей может быть присвоено значение. vr Strbc; Объявлена переменная Strbc vr x=7; Переменной х присвоено значение 7 При составлении сценариев JvScript можно использовать переменные без их предварительного объявления. Если prseFlot сталкивается с недопустимым символа то метод возвращает значение основанное на подстроке следующей до этого символа игнорируя все последующие.
36290. Задачи администратора базы данных 35 KB
  Администрирование базами данных предусматривает выполнение функций направленных на обеспечение надежного и эффективного функционирования системы баз данных адекватности содержания базы данных информационным потребностям пользователей отображения в базе данных актуального состояния предметной области. Администратор базы данных это: управляющий данными а не хозяин; системный программист определенного профиля а также эксперт высшего уровня обеспечивающий службу эксплуатации решениями по процедурам и регламентам работы; лицо принимающее...
36291. Понятие транзакции 38.5 KB
  Понятие транзакции. Транзакции несколько операторов языка SQL которые либо все выполняются по очереди либо все не выполняются. Согласованность гарантия что по мере выполнения транзакции данные переходят из одного согласованного состояния в другое.
36292. Журнализация изменений БД, файл журнала, контрольные точки 31.5 KB
  Это требование предполагает возможность восстановления согласованного состояния базы данных после любого программного или аппаратного сбоя. Типичная СУБД должна предоставлять такие функции восстановления как: механизм резервного копирования предназначенный для периодического создания копий базы данных; средства ведения журнала в котором фиксируются текущее состояние транзакций и вносимые в базы данных изменения; функция создания контрольных точек обеспечивающая перенос выполняемых в базе данных изменений во вторичную помять с целью...
36293. Восстановление базы данных 28 KB
  При этом надо устранить последствия операторов модификации базы данных которые выполнялись в этой транзакции. Ситуация характеризуется потерей той части базы данных которая к моменту сбоя содержалась в буферах оперативной памяти. Восстановление после поломки основного внешнего носителя базы данных жесткий сбой.
36294. Техническое задание. Основные разделы 36.5 KB
  Техническое задание это документ определяющий цели требования и основные исходные данные необходимые для разработки автоматизированной системы управления. требования к программе или программному изделию; требования к функциональным характеристикам; требования к составу выполняемых функций организации входных и выходных данных временным характеристикам требования к надежности; требования к обеспечению надежного функционирования обеспечения устойчивого функционирования контроль входной и выходной информации время восстановления...