9146

Образование как целостный педагогический процесс

Реферат

Педагогика и дидактика

Образование как целостный педагогический процесс План Понятие о педагогическом процессе его характеристика, компоненты и структура. Движущие силы педагогического процесса. Педагогический процесс как целостное явление. Законом...

Русский

2013-02-24

47.5 KB

57 чел.

Образование как целостный педагогический процесс

План

  1.  Понятие о педагогическом процессе его характеристика, компоненты и структура.
  2.  Движущие силы педагогического процесса.
  3.  Педагогический процесс как целостное явление.
  4.  Закономерности и принципы педагогического процесса.

  1.  Понятие о педагогическом процессе его характеристика, компоненты и структура.

Процесс (от лат.) – продвижение, движение вперед, изменение.

Педагогический процесс – целенаправленное содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и изменение ребенка в результате активной  жизнедеятельности, при ведущей и направляющей роли воспитателей.

Структура  педагогического процесса

Педагогический процесс

Процесс воспитания                                                   Процесс обучения

Процесс развития

Самовоспитание                                                           Самообразование

Педагогический процесс включает в себя совокупность урочных занятий, внеклассной и внешкольной воспитательной работы, проводимых педагогическим и ученическим коллективами по единому плану. А все эти виды деятельности предусматривают взаимодействия учителя и ученика. Таким образом, в основе педагогического процесса – различные виды педагогического взаимодействия (педагогическое взаимодействие – универсальная характеристика педагогического процесса): 

информационное (учитель дает информацию – ученик получает и усваивает),

коммуникативное (учитель–ученик–учитель–обратная связь),

организационно-деятельностное (совместная деятельность, сотрудничество).

Педагогическое взаимодействие всегда имеет две стороны, два взаимообусловленных компонента: педагогическое воздействие и ответную реакцию воспитанника.

Воздействия могут быть прямые и косвенные, различаться по направленности, содержанию и формам предъявления, по наличию или отсутствию цели, характеру обратной связи (управляемые, неуправляемые) и т.п. Столь же многообразны и ответные реакции воспитанников: активное восприятие и переработка информации, игнорирование или противодействие, эмоциональное переживание или безразличие, действия, поступки, деятельность и т.п.

Компоненты педагогического взаимодействия в целостном педагогическом процессе:

  •  педагог (как объект и субъект)
  •   воспитанник (как объект и субъект)
  •  содержание образования (основы человеческого опыта, основы наук)
  •   материальная база (средства).

Компоненты ПП: цель, содержание, формы, методы обучения и воспитания, а также результат. Отсутствие одного из этих компонентов разрушает его целостность. Рассмотрим эти компоненты.

Системообразующим фактором педагогического процесса выступает его цель. Цель – идеальное представление о результате деятельности  (чего необходимо добиться?). Бывают нескольких уровней:

  •  цель-идеал (формирование всесторонней и гармонически развитой личности);
  •  государственные цели (стандарт образования);
  •  цели отдельных образовательных систем и этапов образования;
  •  цели обучения отдельному предмету и воспитания в определенном возрасте;
  •  индивидуальные цели личности.

Содержание – часть общественного опыта, которая подлежит усвоению.

Форма – внешняя сторона организации педагогического процесса (в каком виде?).

Методы (воспитания и обучения) – способы достижение целей воспитания и обучения (как?).

Средства – совокупность материальных объектов, которые служат источниками информации и инструментами для усвоения содержания педагогического процесса (с помощью чего?).

Результат  то, что достигнуто в ходе реализации педагогического процесса.

В педагогическом процессе социальный опыт (объективное) интериоризируется в качества личности (субъективное).

  1.  Движущиеся силы педагогического процесса.

Движущими силами педагогического процесса являются противоречия. Внутренней движущей силой педагогического процесса является противоречие между выдвигаемыми требованиями и реальными возможностями воспитуемых по их выполнению. (Разрыв между зоной ближайшего развития и зоной актуального развития).

Существует противоречие между активно-деятельной природой ребенка и социально-педагогическими условиями его жизни.

Частные противоречия:

– между общественными интересами и интересами личности;

– между коллективом и личностью;

– между стремительно нарастающим потоком информации и возможностями учебно-воспитательного процесса и др.

3.Педагогический процесс как целостное явление.

Целостность - синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем. Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие.

Основные аспекты целостности педагогического процесса:

  •  содержательно-целевой,
  •  организационно-процессуальный

В содержательном плане – это взаимосвязь знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру.

В организационном плане – это единство

1. процесса освоения содержания образования и материальной базы;

2. процесса делового взаимодействия педагогов и воспитанников по усвоению содержания образования;

3. процесса взаимодействия педагогов и воспитанников на уровне личных отношений (неформальное общение);

4. процесса освоения воспитанниками содержания образования без непосредственного участия педагога (самообразование и самовоспитание).

4.Закономерности и принципы педагогического процесса.

Закономерности – это объективные, устойчивые, повторяющиеся связи ПП с другими явлениями:

  •  связь ПП и социальной системы;
  •  связь ПП и деятельности, активности самой личности;
  •  связь ПП и общения.

Закономерности педагогического процесса находят свое выражение в принципах. Принцип – основное требование к практической деятельности, вытекающее из установленных наукой закономерностей.

Принципы педагогического процесса:

  1.  принцип культуросообразности (передача и усвоение в ПП социально-исторического опыта конкретного народа и его культуры, а так же приобщение к достижением общей цивилизационной культуре);
  2.  принцип природособразности (создание в ПП условий для выявления и учета природных задатков, возрастных и индивидуальных особенностей развития личности, а так же учета в процессе воспитания и обучения общих природных законов развития);
  3.  принцип гуманизма (понимание личности как высшей ценности и уважение в ПП ее прав, потребностей и интересов).

PAGE  2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12517. Измерение и уменьшение производственного шума 315.5 KB
  Измерение и уменьшение производственного шума: Методические указания к лабораторной работе по дисциплине Безопасность жизнедеятельности / Ю. Н. Хмельницкий Л. Я. Уфимцева Б. В. Мусаткина О. В. Игнатов Е. Н. Рыжкова; Омский гос. унт путей сообщения. Омск 2007. 32 с. В метод...
12518. ПОВЕРХНОСТНОЕ НАТЯЖЕНИЕ ЖИДКОСТЕЙ 123.5 KB
  Тема: ПОВЕРХНОСТНОЕ НАТЯЖЕНИЕ ЖИДКОСТЕЙ Цель: Изучение поверхностного натяжения жидкостей и определение коэффициента поверхностного натяжения. Теория. Рассмотрим силы действующие на молекулы одна из котор...
12519. ИЗМЕРЕНИЕ ТЕПЛОЕМКОСТИ ТЕЛ 101 KB
  Тема: ИЗМЕРЕНИЕ ТЕПЛОЕМКОСТИ ТЕЛ Цель: измерить теплоемкость стаканов и удельные теплоемкости латунного и дюралевого цилиндров Оборудование и принадлежности: установка для проведения измерений. ОПИСАНИЕ УСТАНОВКИ Внешний вид уст...
12520. Установка виртуального сервера и создание базы данных 923.21 KB
  Лабораторная работа № 2 Установка виртуального сервера и создание базы данных. Цель работы: рассмотреть процесс инсталляции ПО необходимого для работы PHP и MySQL. Теоретические сведения Для того чтобы начать работу с платформой PHP5/MySQL необходимо предварительно уст
12521. Запуск и интерфейс программы Corel DRAW 5.51 MB
  Практическая работа № 1. Запуск и интерфейс программы Corel DRAW. Теоретическая часть. После запуска программы и выбора варианта работы мы видим на экране главное окно программы Corel DRAW с основными элементами пользовательского интерфейса см. Рис. 1. 1. Стандартная п
12522. РАБОТА В ГРАФИЧЕСКОМ РЕДАКТОРЕ CORELDRAW 476 KB
  Лабораторная работа №1 Работа в графическом редакторе Coreldraw 1. Цель работы. Изучение основных возможностей программы векторной графики CorelDRAW Графический редактор CorelDRAW предназначен для работы с векторной графикой и является несомненным лидером среди аналогичных...
12523. ПОСТРОЕНИЕ ЛИНИЙ В CORELDRAW. ОПЕРАЦИИ С ОБЪЕКТАМИ. ГРУППИРОВКА 1.06 MB
  Лабораторная работа №2 Построение линий в Coreldraw. операции с объектами. группировка. 1. Цель работы. Обучение рисованию и оформлению линий и фигур. Знакомство с операциями над объектами. Модель кривой Инструменты позволяющие строить линии различных типов сведены в...
12524. РАБОТА С ТЕКСТОМ В CORELDRAW 337 KB
  Лабораторная работа №3 работа с текстом в Coreldraw. Цель работы. Обработка различных приемов размещения текста и его редактирования. Изучение приемов организации стилей и цветов а также эффектов преобразования объектов типы заливки создания глубины средства трехме...
12525. ИНТЕРАКТИВНОЕ ПЕРЕТЕКАНИЕ ИМИТАЦИЯ ОБЪЕМА 726.5 KB
  Лабораторная работа №4 ИНТЕРАКТИВНОЕ ПЕРЕТЕКАНИЕ. ИМИТАЦИЯ ОБЪЕМА 1. Цель работы. Знакомство с интерактивными инструментами оформления изображения. Эффект Интерактивное перетекание Инструмент Интерактивное перетекание относится к категории интерактив