9146

Образование как целостный педагогический процесс

Реферат

Педагогика и дидактика

Образование как целостный педагогический процесс План Понятие о педагогическом процессе его характеристика, компоненты и структура. Движущие силы педагогического процесса. Педагогический процесс как целостное явление. Законом...

Русский

2013-02-24

47.5 KB

62 чел.

Образование как целостный педагогический процесс

План

  1.  Понятие о педагогическом процессе его характеристика, компоненты и структура.
  2.  Движущие силы педагогического процесса.
  3.  Педагогический процесс как целостное явление.
  4.  Закономерности и принципы педагогического процесса.

  1.  Понятие о педагогическом процессе его характеристика, компоненты и структура.

Процесс (от лат.) – продвижение, движение вперед, изменение.

Педагогический процесс – целенаправленное содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и изменение ребенка в результате активной  жизнедеятельности, при ведущей и направляющей роли воспитателей.

Структура  педагогического процесса

Педагогический процесс

Процесс воспитания                                                   Процесс обучения

Процесс развития

Самовоспитание                                                           Самообразование

Педагогический процесс включает в себя совокупность урочных занятий, внеклассной и внешкольной воспитательной работы, проводимых педагогическим и ученическим коллективами по единому плану. А все эти виды деятельности предусматривают взаимодействия учителя и ученика. Таким образом, в основе педагогического процесса – различные виды педагогического взаимодействия (педагогическое взаимодействие – универсальная характеристика педагогического процесса): 

информационное (учитель дает информацию – ученик получает и усваивает),

коммуникативное (учитель–ученик–учитель–обратная связь),

организационно-деятельностное (совместная деятельность, сотрудничество).

Педагогическое взаимодействие всегда имеет две стороны, два взаимообусловленных компонента: педагогическое воздействие и ответную реакцию воспитанника.

Воздействия могут быть прямые и косвенные, различаться по направленности, содержанию и формам предъявления, по наличию или отсутствию цели, характеру обратной связи (управляемые, неуправляемые) и т.п. Столь же многообразны и ответные реакции воспитанников: активное восприятие и переработка информации, игнорирование или противодействие, эмоциональное переживание или безразличие, действия, поступки, деятельность и т.п.

Компоненты педагогического взаимодействия в целостном педагогическом процессе:

  •  педагог (как объект и субъект)
  •   воспитанник (как объект и субъект)
  •  содержание образования (основы человеческого опыта, основы наук)
  •   материальная база (средства).

Компоненты ПП: цель, содержание, формы, методы обучения и воспитания, а также результат. Отсутствие одного из этих компонентов разрушает его целостность. Рассмотрим эти компоненты.

Системообразующим фактором педагогического процесса выступает его цель. Цель – идеальное представление о результате деятельности  (чего необходимо добиться?). Бывают нескольких уровней:

  •  цель-идеал (формирование всесторонней и гармонически развитой личности);
  •  государственные цели (стандарт образования);
  •  цели отдельных образовательных систем и этапов образования;
  •  цели обучения отдельному предмету и воспитания в определенном возрасте;
  •  индивидуальные цели личности.

Содержание – часть общественного опыта, которая подлежит усвоению.

Форма – внешняя сторона организации педагогического процесса (в каком виде?).

Методы (воспитания и обучения) – способы достижение целей воспитания и обучения (как?).

Средства – совокупность материальных объектов, которые служат источниками информации и инструментами для усвоения содержания педагогического процесса (с помощью чего?).

Результат  то, что достигнуто в ходе реализации педагогического процесса.

В педагогическом процессе социальный опыт (объективное) интериоризируется в качества личности (субъективное).

  1.  Движущиеся силы педагогического процесса.

Движущими силами педагогического процесса являются противоречия. Внутренней движущей силой педагогического процесса является противоречие между выдвигаемыми требованиями и реальными возможностями воспитуемых по их выполнению. (Разрыв между зоной ближайшего развития и зоной актуального развития).

Существует противоречие между активно-деятельной природой ребенка и социально-педагогическими условиями его жизни.

Частные противоречия:

– между общественными интересами и интересами личности;

– между коллективом и личностью;

– между стремительно нарастающим потоком информации и возможностями учебно-воспитательного процесса и др.

3.Педагогический процесс как целостное явление.

Целостность - синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем. Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие.

Основные аспекты целостности педагогического процесса:

  •  содержательно-целевой,
  •  организационно-процессуальный

В содержательном плане – это взаимосвязь знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру.

В организационном плане – это единство

1. процесса освоения содержания образования и материальной базы;

2. процесса делового взаимодействия педагогов и воспитанников по усвоению содержания образования;

3. процесса взаимодействия педагогов и воспитанников на уровне личных отношений (неформальное общение);

4. процесса освоения воспитанниками содержания образования без непосредственного участия педагога (самообразование и самовоспитание).

4.Закономерности и принципы педагогического процесса.

Закономерности – это объективные, устойчивые, повторяющиеся связи ПП с другими явлениями:

  •  связь ПП и социальной системы;
  •  связь ПП и деятельности, активности самой личности;
  •  связь ПП и общения.

Закономерности педагогического процесса находят свое выражение в принципах. Принцип – основное требование к практической деятельности, вытекающее из установленных наукой закономерностей.

Принципы педагогического процесса:

  1.  принцип культуросообразности (передача и усвоение в ПП социально-исторического опыта конкретного народа и его культуры, а так же приобщение к достижением общей цивилизационной культуре);
  2.  принцип природособразности (создание в ПП условий для выявления и учета природных задатков, возрастных и индивидуальных особенностей развития личности, а так же учета в процессе воспитания и обучения общих природных законов развития);
  3.  принцип гуманизма (понимание личности как высшей ценности и уважение в ПП ее прав, потребностей и интересов).

PAGE  2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76560. Изложение, виды изложений, методика их проведений 31 KB
  Воспроизведение текста имеет устную форму пересказ и письменную форму изложение. Изложение является традиционным методом работы по развитию речи учащихся и служит для формирования навыков аудирования запоминания воспроизведения текста и для обогащения словаря и грамматического строя речи учащихся а также для развития речемыслительных механизмов тренировки памяти закрепления и проверки правописных умений и навыков. По отношению к объему исходного текста изложения бывают подробные и сжатые. По отношению к содержанию исходного текста...
76561. Сочинение на уроках русского. Виды сочинений и методика их проведения 33 KB
  Этапы работы над созданием текстов соответствующие разным этапам порождения речи: Начальный доязыковой этап создания текста это определение темы и основной мысли высказывания. Обозначение темы выражается заголовком и или начальными предложениями текста. Слова обозначающие тему являются стержневыми обеспечивают тематическое единство текста. Тема идея коммуникативная установка и сфера применения предопределяет тип речи стиль и жанр текста.
76562. Методика анализа письменных работ учащихся. Работа над ошибками 34 KB
  Текущие контрольные работы являются одновременно и обучающими так как предполагают работу над ошибками. По возможности учитель после работы над ошибками должен провести небольшую самостоятельную работу с целью повторного контроля. Текущие контрольно-обучающие работы оцениваются более строго чем итоговые. При их оценке учитываются: 1 степень самостоятельности учащегося 2 этап обучения 3 объем работы 4 четкость аккуратность каллиграфическая правильность.
76566. Право государственной собственности 44.98 KB
  Право государственной собственности. Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество принадлежащее на праве собственности Российской Федерации федеральная собственность и имущество принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации республикам краям областям городам федерального значения автономной области автономным округам собственность субъекта Российской Федерации. Земля и другие природные ресурсы не находящиеся в собственности граждан юридических лиц либо муниципальных...
76567. Право муниципальной собственности 19.49 KB
  Право муниципальной собственности . Имущество принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям а также другим муниципальным образованиям является муниципальной собственностью. Имущество находящееся в муниципальной собственности закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом статьи 294 296. Приватизация государственного и муниципального имущества Имущество находящееся в государственной или муниципальной собственности может...
76568. Право собственности производственных и потребительских кооперативов 20.58 KB
  Субъектом права собственности кооператива является каждая кооперативная организация признаваемая юридическим лицом независимо от вида кооператива. К производственным кооперативам относятся кооперативы в сферах производства и оказания услуг и сельскохозяйственные кооперативы. Примером потребительского кооператива является и потребительское общество осуществляющее в интересах пайщиков заготовительную торговую и иную деятельность\'\'. Пределы осуществления права собственности кооператива зависят от его вида и от объема правоспособности.