9147

Педагогика в системе наук о человеке

Реферат

Педагогика и дидактика

Педагогика в системе наук о человеке. Возникновение педагогики как науки. 2. Объект, предмет, функции и задачи педагогики. 3. Понятийный аппарат педагогики. Структура педагогических наук. Связь педагогики с другими наук...

Русский

2013-02-24

132 KB

150 чел.

Педагогика в системе наук о человеке.

  1.  Возникновение педагогики как науки.

2.  Объект, предмет, функции и задачи педагогики.

3.  Понятийный аппарат педагогики.

  1.  Структура педагогических наук.
  2.  Связь педагогики с другими науками.

1. Возникновение педагогики как науки.

Изучение всякой науки начинается с уяснения таких вопросов: как возникла и развивалась эта наука, и какие специфические проблемы она исследует?

Воспитание как общественная функция передачи опыта жизнедеятельности от старшего поколения к младшему возникает вместе с появлением человека.

2-ое тысячелетие до н.э. – происходит зарождение педагогической деятельности. Появилась общественная функция педагога (род выделял человека, который передавал подрастающему юношеству опыт предыдущих поколений).

5 век до н. э. – возникновение педагогической теории.

Педагогическая теория зарождалась в недрах философии. В трудах древнегреческих философов – Гераклита (530-470 гг. до н.э.), Демокрита (460 - нач. IV в. до н.э.), Сократа (469-399 гг. до н.э.), Платона (427-347 гг. до н.э.), Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) и др. – содержалось немало глубоких мыслей по вопросам воспитания.

Из античной Греции ведёт своё происхождение и термин «педагогика».

Свое название педагогика получила от греческого слова «пайдагогос» («пайд» - «дитя», «гогос» - «веду»), которое означает «детоводство» или «дитяведение». Данный термин закрепился в качестве названия науки о воспитании. Как же это произошло?

В Древней Греции педагогами назывались рабы, которым аристократы поручали присматривать за своими детьми, сопровождать их в школу и из школы, нести учебные принадлежности, а также совершать с ними прогулки. Греческое слово «пейдагогос» (пейда – ребёнок, гогос – вести) обозначает «детоводитель». В дальнейшем педагогами стали называть специально подготовленных людей, которые занимались обучением и воспитанием детей и для которых педагогическая деятельность являлась профессией. Отсюда особая наука о воспитании стала называться – педагогикой.

Надо сказать, что из Древней Греции ведут своё происхождение и многие другие педагогические понятия и термины, например, школа, что, означает «досуг», гимназия – общественная школа физического воспитания, а впоследствии просто средняя школа, и др.

Значительное место занимали вопросы воспитания также в трудах древнеримских философов и ораторов. Интересные педагогические идеи, например, высказывали Лукреций Кар (ок. 99-55 гг. до н.э.), Квинтилиан (42-118 гг. до н.э.) и др.

В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-богословами, педагогические идеи которых носили религиозную окраску и были пронизаны церковной догматикой (Августин, Боэций, Алкуин и др.).

Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в трудах мыслителей эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.). Виднейшие деятели этой эпохи – итальянский гуманист Витторио да Фельтре (1378-1446), испанский философ и педагог Хуан Вивес (1442-1540), нидерландский мыслитель Эразм Роттердамский (1465-1536), наиболее яркие представители французского Возрождения Франсуа Рабле (1494 – 1553) и Мишель Монтень (1533 – 1592) и др. Они критиковали механическую зубрёжку, процветавшую в обучении, выступали за гуманное отношение к детям, за гармоничное развитие всех сторон личности ребенка. Несмотря на интенсивное развитие воспитательной теории, педагогика продолжала оставаться частью философии. Как особая наука педагогика впервые была выделена из системы философских знаний в начале XVII в.

17 век – выделение педагогики в самостоятельную науку.  

Английский философ Фрэнсис Бэкон в трактате «О достоинстве и увеличении наук» выделил педагогику в число самостоятельных дисциплин. Сущность педагогики была определена им как «руководство чтением»

Оформление педагогики как самостоятельной научной дисциплины большинство исследователей связывает с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). Сформулированные им принципы, методы, формы организации учебной работы с детьми и нравственного воспитания стали неотъемлемыми элементами последующих научно-педагогических систем («Великая дидактика», «Материнская школа», «Открытая дверь языков»).

Неоценимое значение для становления научной педагогики имели труды таких виднейших деятелей, как Джон Локк (1632-1704) в Англии, Ж. Ж. Руссо (1712-1778) во Франции, Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) в Швейцарии, Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790-1866) и Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) в Германии.

То, что педагогика выдвинула такое большое количество крупных педагогов, не является случайным. Общество с его интенсивным развитием производства, науки и культуры требовало повышения грамотности основных производителей. Без этого оно не могло развиваться. Поэтому растёт количество образовательно-воспитательных учреждений, расширяется сеть народных школ, дающих необходимую подготовку детям, открываются специальные учебные заведения по подготовке учителей и начинает преподаваться педагогика как особая научная дисциплина. Всё это давало большой толчок развитию педагогической теории.

На становление отечественной научной педагогики большое влияние оказали труды русских педагогов Н.И. Пирогова (1810-1881), Л.Н. Толстого (1828-1910). Целостное, систематизированное раскрытие педагогических идей было дано в трудах К.Д. Ушинского (1824-1870). Большой вклад в развитие советской педагогики внесли А.С. Макаренко (1888-1939), В.А. Сухомлинский (1918-1970).

Белорусские просветители также внесли особый вклад в развитие мировой педагогической мысли: Ефрасиния Полоцкая, Кирилл Туровский, Франциск Скорина, Казимир Лыщинский, Симеон Полоцкий, Якуб Колас, Цетка и др.

Возникнув как наука о воспитании детей и молодёжи, педагогика по мере расширения границ воспитания и сферы действия субъективных факторов в жизни общества всё более становятся наукой об общих закономерностях воспитательного воздействия на людей всех возрастов.

2. Предмет, объект и функции педагогики.

Педагогика - наука о воспитании человека на всех этапах его развития. Педагогика изучает закономерности, принципы, содержание, методы, формы образования, воспитания, обучения.

Педагогика – это наука о том, как воспитать человека, как помочь ему стать духовно богатым, творчески активным, реализованным в жизни, найти равновесие с природой и обществом.

Каждая наука в одном и том же объекте изучения выделяет свой предмет исследования – ту или иную форму бытия объективного мира, ту или иную сторону процесса развития природы и общества.

Объект познания в педагогике – человек, личность.

Предмет педагогики – исследование сущности формирования личности, разработка на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного педагогического процесса.

Структура предметной области педагогики.

История педагогики                                    Теория образования

история школы                           – менеджмент образования

этнопедагогика                           – сравнительная педагогика

онтопедагогика                          – социология образования

   школоведение

Дидактика                                               Теория воспитания

– прикладные методики                        – теория и методика   

– методика самообразования                   воспитательной работы

                                                                            –теория и методика

                                                              самовоспитания

Функции педагогики:

теоретическая функция реализуется на трех уровнях:

  •  описательно-объяснительном (изучение, обобщение и описание практического опыта воспитания и обучения; выявление закономерностей, принципов, правил обучения и воспитания);
  •  диагностическом (выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих);
  •  прогностическом (предвидение (прогнозирование) дальнейшего развития педагогической теории и практики);

технологическая функция предполагает также три уровня реализации:

  •  проективном (разработка учебных планов, программ, пособий и т.д.);
  •  преобразовательном (внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику);
  •  рефлексивно-коррекционном (предполагает оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности);

3. Понятийный аппарат педагогики.

Непременным условием выделения и функционирования любой науки является наличие в ней категориального аппарата. К категориям относятся наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки. В любой науке категории выполняют ведущую роль, они пронизывают всё научное знание и как бы связывают его в целостную систему.

Понятийный аппарат педагогики.

Воспитание                         ·Просвещение               ·Обучение

Самовоспитание                ·Образование                ·Преподавание

Перевоспитание                 ·Самообразование        ·Учение

                                                                                         ·Научение

·Педагогическая система

·Педагогический процесс

·Педагогические технологии

Категория  «воспитание» - одна из основных в педагогике.

В педагогической науке принят многоаспектный подход к определению категории «воспитание».

Так, воспитание (в широком значении) – функция человеческого общества по передаче социально-культурного опыта от старшего поколения к младшему.

Воспитание (в узком значении) – целенаправленный сознательно организуемый педагогический процесс по формированию личностных качеств воспитанников.

К числу важнейших и наиболее общих педагогических понятий относятся также образование и обучение.

Образование – процесс и результат передачи и присвоения человеком системы знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и отношений.  

Обучение – специально организованный двухсторонний целенаправленный процесс взаимодействия учителя и ученика, в ходе которого происходит усвоение знаний, умений и навыков, осуществляется развитие их умственных сил и способностей.  

Обучение представляет собой целостный педагогический процесс, в ходе которого решаются задачи образования, осуществляется воспитание и развитие учащихся.

Основные понятия педагогики, как и явления, которые в них отражаются, неотделимы друг от друга, они перекрещиваются, частично совпадают и взаимно связаны в едином и целостном педагогическом процессе. Поэтому при их характеристике необходимо всегда видеть главную функцию каждого понятия и именно на этой основе отличать его от других категорий.

Междисциплинарные понятия, используемые педагогикой.

Личность

Формирование

Деятельность

Индивидуальность

Развитие

Общение

Объект-субъект

Становление

Отношение

Взаимодействие

Социализация

Коллектив

         

  1.  Структура педагогических наук.

Общественный прогресс сопровождается накоплением знаний, расширением запасов интеллектуального богатства во всех областях человеческой деятельности. Не составляет исключения и область образования. По мере роста запаса новых знаний, расширения сфер проникновения научной мысли в реальную жизнь происходит расширение отраслей педагогики. Такое развитие педагогики, естественно, привело к тому, что ее уже определяют как систему наук о воспитании и образовании детей и взрослых. В общепринятый перечень научных дисциплин, составляющих структуру педагогики, в настоящее время принято включать довольно значительное их число. В целом эта структура выглядит следующим образом (Табл. 1).


Таблица 1

Система педагогических наук

- производственная

- военная

- социальная

- сравнительная

- семейная

- исправительно-

трудовая

- педагогика третьего

возраста

- история педагогики

- лечебная

- педагогика

частных методик


Ясельная педагогика изучает закономерности и условия воспитания детей младенческого возраста. По своему возрасту это сравнительно молодая отрасль педагогики. Однако ее вес по мере проникновения научной мысли в секреты направленного влияния на ум, здоровье, эмоциональную, социальную сферы формирования ребенка стремительно увеличивается. Характерной особенностью ясельной педагогики является ее взаимодействие с другими отраслями знаний: психологией, физиологией, медициной.

Дошкольная педагогика представляет собою науку о закономерностях развития, формирования личности детей дошкольного возраста. Разрабатываются теоретические основы и технологии воспитания дошкольников в государственных, частных, негосударственных учебно-воспитательных учреждениях и в условиях одно, дву- и многодетных, полных, неполных семей.

Педагогика школы относится к самым богатым и развитым отраслям науки о воспитании. Тысячелетия ее существования в мировой истории позволили накопить несметные ценности опыта руководства развитием, формированием подрастающих поколений в различных социально-экономических условиях.

Педагогика профессионально-технического образования представляет собой отрасль науки, предметом которой являются закономерности подготовки рабочих высокой квалификации. Ее возникновение связано с потребностями практики бывшего СССР в обучении молодежи рабочим профессиям.

Педагогика среднего специального образования как самостоятельная отрасль науки находится на стадии становления. Ее теоретический фонд в настоящее время развивается за счет заимствования, адаптации научных и прикладных положений школьной и вузовской педагогики. Наблюдаются факты активизации научных исследований на стыке среднего и высшего профессионального образования. В связи с развитием комплексов по вертикали типа «педколледж-педвуз» интегрируются силы ученых, разрабатывающих теорию и практику профессиональной подготовки кадров на границе среднего и высшего уровней специального образования.

Педагогика высшей школы в системе педагогических наук занимает особое место. Ее развитие обусловлено несколькими факторами. Среди них — фактор научного потенциала. Будущих специалистов обучают представители высшей квалификации: доктора наук, профессора, академики, авторы научных теорий, разработчики концепций, создатели инновационных технологий в своих специальных областях. Однако многие из них участвуют в создании новых дидактических конструкций высшего образования, разрабатывают оригинальные методики обучения студентов. Нередко эти инновационные разработки организуются при участии студентов. Многие дидактические разработки, выполненные для нужд вузовского обучения, создаются в двух версиях: вузовской и школьной. В итоге методика университетского, институтского познавательного труда переносится в школу и оказывается средством обновления школьного учебного процесса.

Производственная педагогика изучает закономерности обучения работающих, переориентации их на новые средства производства, повышения их квалификации, переучивание на новые профессии. Необходимость научных разработок в этой области педагогики предопределяется объективными законами развития как материального, так и духовного производства. Неодолимое действие объективного закона перемены труда превращает в неизбежность постоянное, непрерывное образование людей, занятых в любой сфере производства, теоретические и прикладные результаты исследований в данной области напрямую связаны с производственным прогрессом. Наука обеспечивает теоретическими обоснованиями и разработкой дидактических средств огромную сеть институтов, центров, курсов переподготовки кадров, повышения их квалификации.

Военная педагогика вскрывает закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, методы, формы обучения и воспитания военнослужащих всех рангов. Элементы военной педагогики встречаются в общеобразовательных школах и в системе вузовского образования.

Социальная педагогика содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного образования и воспитания детей и взрослых. В последнее время укореняется понятие «второго образования», которое дают многопрофильные образовательно-воспитательные учреждения. В клубах, на станциях юных техников, в домах народного творчества, на спортивных базах, в студиях музыкального и театрального искусства дети и молодежь находят возможность удовлетворять свои творческие потребности, вовлекаться в полезные формы досуга, получать необходимые, в том числе и профессиональные, знания. Благодаря научным исследованиям внешкольная система занятости детей и взрослых получает возможность эффективного развития, превращается в источник повышения культуры общества.

Педагогика третьего возраста разрабатывает систему образования, развития людей пенсионного возраста. Мировая практика работы с пожилыми людьми, прекратившими активную профессиональную деятельность на производстве, показывает многообразие вариантов modus wiwendi лиц, перешедших на ступень послепроизводственного возраста. Педагогика третьего возраста находится в стадии становления. Многие педагогические разработки для создания оптимальной реализации опыта пожилых людей, их нормального, здорового режима жизнедеятельности ведутся на границах медицины и такой специфической отрасли знаний, как геронтология. По данным социально-психологических и демографических исследований, благодаря внедрению педагогических разработок, относящихся к третьему возрасту, общество предупреждает потерю огромного интеллектуального потенциала и снимает страх людей перед неизбежностью утраты активной роли в жизни общества.

Исправительно-трудовая педагогика содержит теоретические обоснования и разработки практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления. Другое ее название — «педагогика пенитенциарных учреждений». Существует детская и взрослая отрасли наук по перевоспитанию людей, отбывающих наказание за совершенные преступления. По мере появления новых разновидностей преступлений расширяется поле научных поисков в области исправления антисоциальных форм поведения детей и взрослых. Исправительно-трудовая педагогика взаимосвязана с юриспруденцией и правоведением.

Сравнительная педагогика исследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и различий. Поиски общего и специфического в образовательных системах у различных народов позволяют находить, давать научное толкование образовательным традициям, системам, обогащать национальную педагогическую культуру за счет международного опыта.

Лечебная педагогика сравнительно новая отрасль педагогики. Развивается она на границе с медициной. Основным предметом ее является система образовательно-воспитательной деятельности педагогов с длительно и часто болеющими школьниками. В связи с ростом болезней среди детей возникает проблема разработки щадящих воспитательно-образовательных конструкций. Обучение и лечение в их оптимальном сочетании требуют межнаучных теоретических обоснований, методических разработок. Возникает интегрированная медико-педагогическая наука.

История педагогики известна как наука о закономерностях функционирования и развития воспитания, образования, обучения в прошлом. Одной из современных проблем истории педагогики является ее идеологическая независимость. С этой точки зрения, оценка образовательных парадигм дореволюционной Беларуси, советской системы образования с ее плюсами и минусами, современного состояния образования и науки о нем требуют от исследователей полной беспристрастности, объективности, честности.

В последние годы все больше набирает темпы в своем развитии так называемая философия образования, хотя на сегодняшний день нет четкого определения объекта и предмета данной отрасли знания как составного компонента структуры педагогической науки.

В систему педагогических наук входят многочисленные методики обучения школьников и студентов различным дисциплинам: методики преподавания языка, литературы, истории, физики, математики, химии, биологии и всех иных учебных предметов. Здесь содержатся специфические частные закономерности управления развитием мышления учащихся. Исследователи методик преподавания обогащают науку не только узкими предметными истинами обучения конкретной дисциплине, воспитания ее средствами. Накопляемые ими знания приобретают надпредметный вес и расширяют арсенал общей теории образования — дидактики.

Специальные педагогические науки: сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика разрабатывают теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования детей и взрослых, имеющих отклонения в физическом развитии. Системы воспитания и образования лиц без зрения, слуха и с нарушениями в развитии мышления строятся в отечественной и мировой практике в соответствии с глубокими и всесторонними исследованиями физиологических, психологических механизмов связи детей и взрослых с окружающим миром, компенсаторными способностями человеческого организма в общении со средой. Интенсивность научных разработок в этих отраслях педагогики предопределяется масштабами рождения детей с аномальным развитием.

Таков состав педагогических наук, отражающих современное состояние педагогической мысли. Мы не касаемся зарубежной педагогики, которая имеет, естественно, и сходства и различия с отечественной наукой о воспитании и тем более практикой школьного и вузовского дела.

5. Связь педагогики с другими науками.

Педагогическая отрасль человеческих знаний не развивается изолированно от других наук о человеке. Успехи ученых в разработке педагогических инноваций чаще всего достигаются в результате межнаучного подхода к объектам исследований. Именно на стыке педагогической науки с другими науками о человеке чаще всего происходят открытия. История науки свидетельствует о том, что педагогическая мысль первоначально развивалась в русле общефилософских знаний. Идеи образования и воспитания отражались в религиозных догматах, учении о государстве, законодательных уложениях, литературных произведениях прошлого.

По мере углубления и расширения научных знаний наступал период дифференциации наук, оформление педагогики в самостоятельную отрасль отражения реальной действительности. Дальше, как мы увидели ранее, происходила внутринаучная дифференциация и оформление множества самостоятельных педагогических наук, образование их системы. Наконец, как свидетельствует науковедение, наступает период межнаучного синтеза. Таковы общие тенденции развития наук о человеке и природе. Рассмотрим современное представление о межнаучных связях педагогики и представим их в кратком изложении.

Педагогика органически связана с психологией. Между ними существует несколько узлов связи. Главный из них — предмет этих наук. Психология изучает законы развития психики человека. Педагогика разрабатывает законы управления развитием личности. Воспитание детей и взрослых есть не что иное, как целенаправленное изменение этой психики (мышления, деятельности). Следовательно, оно не может осуществляться специалистами, не владеющими психологическими знаниями. Второй узел связи двух наук — показатели и критерии обученности и воспитанности личности. Степень продвинутости знаний школьников регистрируется по изменениям памяти, запасов знаний, оперативным способностям использовать знания в практических целях, владению приемами когнитивной деятельности, скорости воспроизведения знаний, владению терминологией, навыками переноса знаний в нестандартные ситуации, приемами предметной эвристики и многим другим показателям. Воспитанность же фиксируется в мотивированных поступках, системе сознательного и импульсивного поведения, стереотипах, навыках деятельности и суждений, Все это означает, что симптомами достижений в образовательно-воспитательной работе взрослых с детьми выступают сдвиги в психике, в мышлении и поведении учащихся. Иначе говоря, результаты педагогической деятельности диагностируются по изменениям психологических характеристик воспитуемых.

Межнаучные коммуникации двух отраслей знания имеют место, далее, и в методах исследований педагогики и психологии. Многие инструменты психологического научного поиска с успехом служат решению педагогических исследовательских задач (психометрия, парное сравнение, рейтинг, психологические тесты и др.). Базовые понятия психологии, оказавшись в педагогической лексике, расширяют научно-педагогическую лингвистику и позволяют преодолеть барьеры между педагогическим и психологическим языковым отражением явлений образования и воспитания.

Своеобразным мостом между двумя науками выступает педагогическая и возрастная психология, психология профессиональной педагогической деятельности, психология управления педагогическими системами и многих психологических исследований других областей образования.

Педагогика тесно, органически связана с физиологией. Будучи наукой о жизнедеятельности целостного организма и его отдельных частей, функциональных систем – физиология раскрывает картину материально-энергетического развития ребенка. Особенно важными для понимания механизмов управления физическим и психическим развитием школьника являются закономерности функционирования высшей нервной деятельности. А теория функциональных систем П.К.Анохина раскрывает учителю и самому воспитуемому природу процессов познания и социализации. Знание учителем физиологических процессов развития младшего школьника и подростка, старшеклассника и самого себя ведет к глубокому проникновению в секреты воспитательного влияния среды и методик, предупреждает от рискованных, ошибочных решений в организации педагогического труда, определении нагрузок, в предъявлении выполнимых требований к учащимся и себе.

Многообразны взаимосвязи педагогики с социологией. Будучи наукой об обществе как целостной системе, об отдельных составляющих ее компонентах, о процессах функционирования и развития общества, социология в сферу своего анализа, теоретического, прикладного рассмотрения захватывает и область образования, воспитания, науку о них. В структуре социологического отражения действительности развиваются и такие специальные ветви, как, например, социология образования, воспитания, социология студенчества, социология города, деревни, здоровья и т.д.

Результаты социологических исследований обогащают науку об образовании и позволяют оценивать педагогические явления в ракурсе другой науки. Например, по данным социологических исследований в числе отсеивающихся школьников, т.е. недобирающих образование, оказываются чаще представители мужского пола. А это негативно сказывается впоследствии на морали, техническом прогрессе, обороноспособности общества. Еще один пример. Снижение уровня обязательного образования со среднего на неполное среднее в Беларуси привело, по данным социологов, к многократному увеличению правонарушений, безнадзорности, дезорганизованности жизни несовершеннолетних, оказавшихся вне школы и вне производства. Эти и множество других социологических исследований информируют специалистов образовательной деятельности о состоянии системы в социально-экономической и духовной, правовой и демографической среде.

Многие педагогические явления получают, благодаря двунаучному теоретическому осмыслению при совместной работе ученых-педагогов и социологов, целостное отображение. Недаром говорится, что существует два типа педагогического мышления: плоское и объемное. Плоским оно оказывается у того, кто оперирует только педагогическими понятиями. Объемным – у тех, кто педагогические явления отражает с точек зрения разных наук. Лень школьника, по мнению педагога, — следствие его недисциплинированности, несобранности, слабоволия, запущенности. С точки зрения медицины, лень может выступать защитной реакцией организма в ситуациях опасности для здоровья и психического развития школьника.

К числу наиболее продуктивных факторов прогресса педагогической науки следует отнести ее взаимосвязи с философией. В ней наука о воспитании находит, прежде всего, опорные методологические положения. Философские категории необходимости и случайности, общего, единичного и особенного; законы взаимосвязи и взаимозависимости, законы развития и его движущие силы, субъективный и объективный детерминизм педагогических явлений и многие другие. Способствуют развитию исследовательского мышления и такие разделы философии, как материалистическая диалектика и теория познания (гносеология).

В связи с углублением философского осмысления различных сторон реальной действительности получают развитие и отраслевые философии. Получают статус отраслей наук философия образования, философия культуры, философия истории, философия права, философия науки и т.д. А так как педагогическая наука развивается во взаимосвязи с другими науками о человеке, обращение к их философиям способствует ее успеху.

Существенные возможности развития педагогической науки содержатся в перспективах ее интеграции с отраслями медицинских наук. И не только тех, которые изучают «детские болезни». Нервные расстройства, инфекционные заболевания, болезни функциональной дезорганизации организма школьников, токсикомания, наркомания — недуги, поражающие детей школьного возраста, ставят перед педагогической наукой глобальную и весьма наукоемкую задачу — разработать специальную систему обучения и воспитания длительно и часто болеющих детей. Начало этому положено известным врачом-педагогом А.А.Дубровским, теоретиком и практиком т.н. лечебной педагогики. Чтобы убедиться в остроте указанной глобальной задачи создания теории образования и воспитания длительно и часто болеющих детей, достаточно вспомнить свое школьное прошлое. Одинаковые требования учителей к здоровым и нездоровым учащимся приводят к конфликтам и страданиям последних. А дидактогенные неврозы, причиной которых оказываются переживания учебных неуспехов и негативных отношений учителей и учащихся, особенно драматичны для самочувствия недомогающих детей и подростков.

Завершая обзор межнаучных связей педагогики, подчеркнем, что к числу ее партнеров в соответствующих условиях при исследовании определенных образовательно-воспитательных проблем относятся и многие другие науки: юриспруденция, экономика, демография, информатика, статистика, экология, этнография, этнология, история, технические науки.


Тест (Вариант 1)

1. Общая педагогика изучает и исследует
а) развитие педагогических идей и практики воспитания в различные исторические эпохи
б) основные закономерности образования
в) особенности воспитания людей на различных этапах возрастного развития
г) особенности психологических процессов

2. Раздел педагогической науки, изучающий научные основы процесса воспитания и методику организации воспитательной работы:

А. общие основы педагогики;

Б. социальная педагогика;

В. теория обучения;

Г. теория воспитания;

Д. история педагогики.

3. Наиболее прочными и традиционными являются связи педагогики с такими науками, как:

1…………………….                                                                      4…………………….

2……………………                                                                       5…………………….

3……………………                                                                       6………………….....

  1.  Дополните предложения:
  •  Педагогика – наука о ………………………………………………….
  •  Объектом познания в педагогике является…………………………..
  •  Предметом педагогики является………………………………………

……………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………….

5. Какие отрасли современного педагогического знания здесь представлены?

  1.  Вспомогательная педагогическая дисциплина, изучающая развитие воспитательных систем и педагогических идей в различные исторические эпохи, называется………………………………………….
  2.  Научно-педагогическая дисциплина, разрабатывающая основы, принципы, методы, формы, средства воспитания и обучения детей, имеющих отклонения в физическом и умственном развитии, называется……………………………………………………….
  3.  Отрасль педагогики, изучающая закономерности обучения работающих, переориентацию их на новые средства производства и повышение их квалификации, называется………………………………
  4.  Отрасль педагогики, раскрывающая закономерности, принципы, методы, формы обучения и воспитания военнослужащих всех рангов, называется……………………………………………………..

Тест (Вариант 2)

1. Установите соответствие:

Теоретическая функция педагогики как науки реализуется на трех уровнях:

1. описательно-объяснительном

А) экспериментальное исследование педагогической деятельности и построение на их основе моделей преобразования действительности

2. диагностическом

Г) изучение передового и новаторского опыта

3. прогностическом

В) выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих

2. Установите соответствие:

Технологическая функция педагогики как науки предполагает три уровня реализации:

1. проективный

А) внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику

2. преобразовательный

Б) разработка учебных планов, программ, пособий и т.д.

3. рефлексивно-коррекционный

В) предполагает оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности

2. Инструкция. Какие дисциплины не входят в структуры педагогических наук.

  1.  Педагогика раннего возраста.
  2.  История педагогики.
  3.  Биология.
  4.  Дошкольная педагогика.
  5.  Педагогика школы.
  6.  Педагогика профессионального образования.
  7.  Анатомия.
  8.  Производственная педагогика.
  9.  Военная педагогика.
  10.  Социальная педагогика.
  11.  Специальная педагогика.
  12.  Сравнительная педагогика.
  13.  Лечебная педагогика.
  14.  Педагогика третьего возраста.
  15.  Исправительно-трудовая педагогика.

3.Инструкция. Дополните перечень межнаучных связей педагогики с другими науками.

1._______________

2._______________

3._______________

4.философия

5.________________

6.медицинские науки

7.юриспруденция

8.информатика

9. экономика

10.________________

4. Педагогическая теория возникла

А) во 2 тысячелетии до нашей эры

Б) В 17 веке

В) в 5 веке

Г) в 5 веке до нашей эры

  1.  К основным педагогическим понятиям относятся

А) воспитание, образование, обучение, педагогическая система;

Б) личность, формирование, деятельность;

В) наука, педагог, ученик, знания, умения, навыки.

PAGE  16


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31409. Дослiдження фазообертача на обертовому трансформаторі 90.5 KB
  Дослiдити зміни фази напруги на роторі обертового трансформатора в залежності від кута ротора. А з ротора знімається напруга U3. Якщо вісь обмотки ротора співпадає з віс’ю обмотки на яку подано напругу U1 то фаза напруги ротора U3 співпадає з фазою U1. Відповідно коли вісь обмотки ротора співпадає з віс’ю обмотки з напругою U2 – фаза U3 співпадає з фазою U2.
31410. Дослiдження потенцiалу i напруженностi поля у електричнiй ваннi 149.5 KB
  Мета: Вимiр потенцiалiв i напруженностi поля для заданної конфiгурацiї електродiв. План роботи Зiбрати макет з заданою конфiгурацiє електродiв згiдно малюнка варiанту завдання. Намалювати свою конфiгурацiю електродiв на графiку. Вставити виводи електродiв моделi у кришку згiдно малюнку завдання так щоб електроди опинились у вiдповiдних отворах кришки.
31412. Дослiдження потужностi у системi джерело-навантаження 112 KB
  Джерело живлення та лiнiя постачання моделюются ЕРС та опором RS що вiдповiдає спiльному опору джерела та лiнiї. Занотувати значення опору RS. Вимiряти ЕРС джерела живлення E падiння напруги на опорi джерела US напругу на навантаженнi споживача UL струм кола I для рiзних значень опору RL. Для кращого вiдтворення результатiв вимiрiв доцiльно провести вимiри для усього диапазону змiн опору навантаження вiд мiнiмального до максимального його значення з приблизно рiвномiрним шагом по опору приблизно 10 максимального значення опора RL.
31413. Дослiдження лічильника електроенергії 69 KB
  Визначити залежність швидкості обертання диска лічильника від потужності активного навантаження. Зичайний асінхронний двигун переважно працює в області малих значень коефіциента ковзання тобто в умовах коли швидкість обертання ротора близка до швидкості обертання магнітного поля. Для двополюсного двигуна масимальна швидкість обертання становить 3000 обертів на минуту для частоти мережі 50 Hz 5060=3000. На відміну від звичайного двигуна ротор лічильника працює в області великих значень ковзання тобто швидкість обертання ротора...
31414. Дослiдження схеми напiвпровiдникового випрямляча 83.5 KB
  Серед них найпоширiнiшi схеми: однонапiвпериодного випрямляча; мостового випрямляча; випрямляча з подвоєнням напруги. Пiд час вимiру опора слiд вибрати полярнiсть мультиметру таким чином щоб дiоди випрямляча не шунтировали опiр RL. Якщо вимiри виконуються за допомогою осцилографа замалювати епюри напруги на виходi випрямляча для максимального i середнього значення опорiв навантаження.
31415. Дослiдження елементiв кола змiнного струму – R, L, C за умов 125.5 KB
  Дослiдження RC ланки Зiбрати стенд для одного з варiантiв ємностi C згiдно завдання C=C1 C=C2 C=C1C2 Електрична схема Перемичкою X3 закорочено iндуктивнiсть L точки 23. Вимiряти напругу джерела живлення E точки 111 напругу на опорi UR точки 12 наругу на конденсаторi UC точки 511. Вимiряти напругу джерела живлення E точки 111 напругу на опорi UR точки 12 напругу на iндуктивностi UL точки 24. Вимiряти напругу джерела живлення E точки 111 напругу на опорi UR точки 12 напругу на iндуктивностi UL точки...
31416. Дослідження трансформатора 72.5 KB
  Варiант Первинна обмотка до джерела ЕРС Вторинна обмотка до навнтаження N1 N2 N1 Пермичка X1: точки 1011 або 1012 N2 Пермичка X2: точки 2124 або вiдсутня N2 N1 N2 Пермичка X2: точки 2021 або 2022 N1 Пермичка X1: точки 1114 або вiдсутня Далi по тексту завдання елементи схеми контрольнi точки вимирiв i точки пiд’єднання перемичок наводиться для варiанту N1 N2 для варiанту N2 N1 у скобках....
31417. Дослiдження бiполярного транзистора 79.5 KB
  Для розрахунку параметрiв схем для рiзних включень транзiстору – спiльний емiтер спiльний колектором спiльна база використовуються сукупностi ВАХ вхiдних та вихiдних характеристик: cукупнсть залежностей струму бази Ib вiд напруги базаемiтер Ube для рiзних значень напруги колектор емiтер Uce сукупнсть залежностей струму колектора – Ic вiд напруги колектор емiтер Uce для рiзних значень струму бази Ib. Виставити потрiбний струм бази Ib i вимiряти залежнiсть струму колектора Ic вiд напруги колектор емiтер Uce для цього...