9148

Сущность, закономерности, принципы процесса воспитания и самовоспитания

Реферат

Педагогика и дидактика

Сущность, закономерности, принципы процесса воспитания и самовоспитания 1. Характеристика особенностей процесса воспитания. 2. Содержание и основные этапы процесса воспитания. 3. Самовоспитание и перевоспитание как неотъемлемые компонент...

Русский

2013-02-24

55.5 KB

175 чел.

Сущность, закономерности, принципы процесса воспитания и самовоспитания

1.  Характеристика особенностей процесса воспитания.

2.  Содержание и основные этапы процесса воспитания.

3. Самовоспитание и перевоспитание как неотъемлемые компоненты процесса воспитания.

4. Понятие о закономерностях и принципах воспитания. Система принципов воспитания.

1. Характеристика особенностей процесса воспитания.

Воспитание (в широком значении) – функция человеческого опыта по передаче социально-культурного опыта от старшего поколения к младшему.

Воспитание (в узком значении) – целенаправленный  сознательно организуемый педагогический процесс по формированию личности.

Особенности процесса воспитания:

  •  целенаправленность процесса воспитания;
  •  двусторонность процесса воспитания;
  •  непрерывность и длительность процесса воспитания;
  •  переход внешнего объективного во внутреннее субъективное;
  •  многофакторный характер процесса воспитания;
  •  результаты воспитательного процесса неоднозначны;
  •  отдаленность результатов;
  •  комплексность.

2. Содержание и основные этапы процесса воспитания

Содержание воспитания – система знаний, взглядов, убеждений, ценностных отношений, умений, навыков и устойчивых привычек поведения, качеств, которыми личность овладевает согласно поставленным целям и задачам.

Знания – факты, понятия, теории о природе, человеке, обществе.

Взгляды – оценочные суждения личности по поводу норм, правил, вкусов (хорошо/плохо, правильно/неправильно/, красиво/некрасиво).

Убеждения – принятые личностью знания, которыми она руководствуется в деятельности.

Мировоззрение – система взглядов человека на мир, совокупность его научных, философских, политических, правовых, нравственных, религиозных и других убеждений и идеалов.

Ценностное отношение – устойчивая, избирательная, предпочтительная связь человека с материальным или духовным объектом, когда этот объект приобретает для человека личностный смысл, расценивается как значимый для его жизни.

Привычки поведения – автоматизированные действия, выполнение которых в определенных условиях стало потребностью и не вызывает трудностей волевого или познавательного характера.

Личностное качество – единство устойчиво проявляющихся потребностей и привычных способов их реализации, которое определяет поведение человека в любых изменяющихся условиях.

В результате усвоения содержания воспитания формируется базовая культура.

Базовая культура личности – основы человеческой культуры (культурный минимум), усвоенные личностью для его дальнейшего развития и самоопределения в обществе.

Базовая культура

Включает:

(Содержание воспитания на основе Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь)

1. Морально-этическая культура (нравственное воспитание)

2. Национальная культура (язык, письменность, достижения искусства, науки и техники, знание истории, традиций и обычаев.)  

3. Гражданская культура (правовое воспитание)

4. Психологическая культура (социальное воспитание)

5. Культура труда (трудовое воспитание)

6. Культура семейных отношений

7. Гендерная культура (обоснование физиологических, психологических и этических особенностей юношей и девушек, свойственных им качеств, манер, черт характера и т.д.)

8. Культура здорового образа жизни (валеологическое воспитание)

9. Эстетическая культура

10. Экологическая культура

Но следует помнить, что человек – это целостный мир, он не воспитывается по частям, но в единстве четырех его интегративных составляющих: ум (интеллектуальная сфера), воля (волевая сфера), эмоция (эмоциональная сфера), духовность – это и есть содержательная сторона воспитания.

Этапы процесса воспитания:

  •  формирование    когнитивного    уровня   воспитанности    (формирование знаний нравственных, правовых, экологических, эстетических и т.д.)
  •  формирование  эмоционального  уровня воспитанности  (формирование чувств и отношений на основе полученных знаний)
  •  формирование поведенческого уровня воспитанности (реализация знаний и отношений через конкретные поступки и действия).

3. Самовоспитание и перевоспитание как неотъемлемые компоненты процесса воспитания,

Воспитание достигает своей цели, если переходит в самовоспитание.

Самовоспитание – сознательная, целенаправленная самостоятельная деятельность человека, ведущая к реализации, развитию и совершенствованию его личности.

Потребность в самовоспитании - это высшая форма развитая личности. Она зависит от волевых свойств личности, ее идеалов и нравственных качеств и демонстрирует уровень общего интеллектуального и культурного развития личности.

Этапы процесса самовоспитания

Самовоспитание начинает с

  1.  осознания потребности изменить себя, усовершенствовать свои личностные качества;
  2.  самоанализа и самооценки своих личностных качеств;
  3.  определения цели и плана собственной деятельности по самоизменению;
  4.  подбора методов, приемов, форм и средств деятельности по самосовершенствованию

Методы самовоспитания:

  •  самооценка, самоанализ, самообязательство, самоубеждение, самовнушение, самопринуждение;
    •  самоутешение, самопоощрение, самокритика, самонаказание, мысленный перенос в эмоциональное состояние другого человека;
    •  самоинструктаж, самопонимание, самоприказ, саопереключение.

5. самоконтроль и самооценка результатов, корректировка плана деятельности.

Перевоспитаниесистематический процесс взаимодействия педагога и воспитанника, направленный на изменение у последнего неправильно сложившихся взглядов и преобразование негативных сторон его поведения в положительные.

Последовательность действий учителя при перевоспитании:

  1.  изучение личности воспитанника (индивидуально-психологических особенностей, уровня воспитанности и обученности, интересов и способностей, условий проживания в семье, ближайшего окружения и характера использования свободного времени);
  2.  установление причин отклонения в поведении воспитанника;
  3.  определение методов и средств перевоспитания и составление на этой основе программы индивидуальной коррекции личности воспитанника.
  4.  изменение характера межличностных отношений воспитанника с одноклассниками и учителями, работающими в данном классе;
  5.  активизация позиции воспитанника в сфере внеклассной деятельности с вовлечением его в различные виды воспитательной работы на основе выявленных способностей и интересов;
  6.  применение гибкой системы требований в сочетании с методами одобрения и осуждения, наказания и поощрения в зависимости от ситуации;
  7.  стимулирование  воспитанника на выполнение  временных  и постоянных поручений в коллективе;
  8.   коррекция условий семейного воспитания (по возможности).

4. Понятие о закономерностях и принципах воспитания. Система принципов воспитания.

Закономерности воспитания - устойчивые, повторяющиеся связи между условиями протекания процесса воспитания и его результатом.

Общие закономерности процесса воспитания:

Эффективность процесса воспитания зависит от:

  •  сложившихся воспитательных отношений;
  •  соответствия цели и организации действий, помогающих эту цель достичь;
  •  совокупного действия объективных и субъективных факторов;
  •  интенсивности воспитания и самовоспитания;
  •  активности сопутствующих процессов обучения и развития;
  •  интенсивности воздействия на «внутреннюю сферу» воспитанников (систему мотивов, потребностей, эмоций, воли);
  •  интенсивности и качества взаимоотношений (общение).

Принципы воспитания – основные исходящие требования, которым руководствуется педагог, формируя личность в процессе взаимодействия с воспитанником.

Система принципов воспитания:

  •  усвоение ценностей национальной и мировой культуры (принцип культуросообразности)
  •  учет возрастных и индивидуальных особенностей личности воспитанника (принцип природосообразности);
  •  гуманизм и уважение к личности воспитанника в сочетании с разумной требовательностью
  •  воспитание личности в деятельности (учебной, нравственной, эстетической и т. д.)
  •  стимулирование активности личности - формирование мотивов (субъективное отношение личности к деятельности, в основе которого лежит сознательно поставленная и обоснованная цель) и интересов (окрашенная положительными эмоциями и мотивированная потребность, придающая человеческой деятельности увлекательный характер);
  •  принцип перспективных линий (ощущение радости от успеха, открытие перспективы роста);
  •  опора на положительные качества воспитанника
  •  сочетание коллективного и индивидуального воспитания;
  •  принцип единства и согласованности педагогических усилий школы, семьи и других социальных институтов воспитания;
  •  сочетание педагогического руководства и самостоятельной деятельности;
  •  единство воспитания и самовоспитания.

PAGE  4


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

327. Анализ устойчивости элементов металлических конструкций 523 KB
  Коэффициент запаса устойчивости для данной стойки составляет. Значения критических усилий, определенные по методике СП, практически не отличаются от полученных в программе SCAD. Упругопластическая работа стержня с начальными несовершенствами.
328. Анализ чувствительности задач линейного программирования с использованием Microsoft Excel 261.5 KB
  Освоить технологию анализа чувствительности задач ЛП на основе различных типов отчетов, выдаваемых Microsoft Excel. Допустимое увеличение производства деталей первого типа.
329. Разработка организации технического обслуживания и ремонта МТП в ЦРМ хозяйства 2.51 MB
  Определение количества технических обслуживаний и ремонтов тракторов и автомобилей, распределение их по кварталам. Определение трудоемкости технических обслуживаний и ремонтов для тракторов и автомобилей. Подбор основного технологического оборудования и расчет площади участка.
330. Использование средств VBA для вычисления корня функционального уравнения с помощью численных методов 220 KB
  Описание заданного численного метода. Программа процедуры вычисления корня. Результаты вычисления значения корня для заданных пяти вариантов допустимой ошибки. Аргументы процедуры Koren.
331. Государственное регулирование занятости и трудоустройства молодежи на рынке труда 352.5 KB
  Теоретико-методологические основы исследования государственного регулирования молодежной безработицы. Молодежная безработица в современной России, в Агинском Бурятском Округе. Пути улучшения государственного направления по обеспечению занятости молодежи.
332. Современные проблемы организации коммерческой деятельности на примере магазина Рекорд 630 KB
  Основные направления организации коммерческой деятельности малых предприятий. Современное состояние организации коммерческой деятельности на малом предприятии Рекорд Рекомендации по совершенствованию организации коммерческой деятельности на малых предприятиях.
333. Расчет редуктора в выбранном электродвигателе 5.16 MB
  Пределы выносливости при симметричном цикле изгиба для материала шестерен. Межосевое расстояние из условия контактной прочности зубьев. Ориентировочный расчет валов редуктора. Коэффициенты запаса прочности для предположительно опасных сечений каждого вала.
334. Организация работы воспитателя в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи 195.5 KB
  Обучение детей с общим недоразвитием речи по коррекционной программе в условиях специализированной группы для детей с общим недоразвитием речи позволяет устранить речевые нарушения и подготовить детей к обучению в школе.
335. Жилой 5-ти этажный 2 секционный дом в город Чита 185.5 KB
  Архитектурно-конструктивная часть Фасад 1-9; План 1-го и типового этажей. генеральный план. Схемы расположения фундаментов, плит перекрытия и покрытия; план кровли, разрез 1-1 конструктивные узлы. Защита конструкций от коррозии, гниения и возгорания.