9148

Сущность, закономерности, принципы процесса воспитания и самовоспитания

Реферат

Педагогика и дидактика

Сущность, закономерности, принципы процесса воспитания и самовоспитания 1. Характеристика особенностей процесса воспитания. 2. Содержание и основные этапы процесса воспитания. 3. Самовоспитание и перевоспитание как неотъемлемые компонент...

Русский

2013-02-24

55.5 KB

167 чел.

Сущность, закономерности, принципы процесса воспитания и самовоспитания

1.  Характеристика особенностей процесса воспитания.

2.  Содержание и основные этапы процесса воспитания.

3. Самовоспитание и перевоспитание как неотъемлемые компоненты процесса воспитания.

4. Понятие о закономерностях и принципах воспитания. Система принципов воспитания.

1. Характеристика особенностей процесса воспитания.

Воспитание (в широком значении) – функция человеческого опыта по передаче социально-культурного опыта от старшего поколения к младшему.

Воспитание (в узком значении) – целенаправленный  сознательно организуемый педагогический процесс по формированию личности.

Особенности процесса воспитания:

  •  целенаправленность процесса воспитания;
  •  двусторонность процесса воспитания;
  •  непрерывность и длительность процесса воспитания;
  •  переход внешнего объективного во внутреннее субъективное;
  •  многофакторный характер процесса воспитания;
  •  результаты воспитательного процесса неоднозначны;
  •  отдаленность результатов;
  •  комплексность.

2. Содержание и основные этапы процесса воспитания

Содержание воспитания – система знаний, взглядов, убеждений, ценностных отношений, умений, навыков и устойчивых привычек поведения, качеств, которыми личность овладевает согласно поставленным целям и задачам.

Знания – факты, понятия, теории о природе, человеке, обществе.

Взгляды – оценочные суждения личности по поводу норм, правил, вкусов (хорошо/плохо, правильно/неправильно/, красиво/некрасиво).

Убеждения – принятые личностью знания, которыми она руководствуется в деятельности.

Мировоззрение – система взглядов человека на мир, совокупность его научных, философских, политических, правовых, нравственных, религиозных и других убеждений и идеалов.

Ценностное отношение – устойчивая, избирательная, предпочтительная связь человека с материальным или духовным объектом, когда этот объект приобретает для человека личностный смысл, расценивается как значимый для его жизни.

Привычки поведения – автоматизированные действия, выполнение которых в определенных условиях стало потребностью и не вызывает трудностей волевого или познавательного характера.

Личностное качество – единство устойчиво проявляющихся потребностей и привычных способов их реализации, которое определяет поведение человека в любых изменяющихся условиях.

В результате усвоения содержания воспитания формируется базовая культура.

Базовая культура личности – основы человеческой культуры (культурный минимум), усвоенные личностью для его дальнейшего развития и самоопределения в обществе.

Базовая культура

Включает:

(Содержание воспитания на основе Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь)

1. Морально-этическая культура (нравственное воспитание)

2. Национальная культура (язык, письменность, достижения искусства, науки и техники, знание истории, традиций и обычаев.)  

3. Гражданская культура (правовое воспитание)

4. Психологическая культура (социальное воспитание)

5. Культура труда (трудовое воспитание)

6. Культура семейных отношений

7. Гендерная культура (обоснование физиологических, психологических и этических особенностей юношей и девушек, свойственных им качеств, манер, черт характера и т.д.)

8. Культура здорового образа жизни (валеологическое воспитание)

9. Эстетическая культура

10. Экологическая культура

Но следует помнить, что человек – это целостный мир, он не воспитывается по частям, но в единстве четырех его интегративных составляющих: ум (интеллектуальная сфера), воля (волевая сфера), эмоция (эмоциональная сфера), духовность – это и есть содержательная сторона воспитания.

Этапы процесса воспитания:

  •  формирование    когнитивного    уровня   воспитанности    (формирование знаний нравственных, правовых, экологических, эстетических и т.д.)
  •  формирование  эмоционального  уровня воспитанности  (формирование чувств и отношений на основе полученных знаний)
  •  формирование поведенческого уровня воспитанности (реализация знаний и отношений через конкретные поступки и действия).

3. Самовоспитание и перевоспитание как неотъемлемые компоненты процесса воспитания,

Воспитание достигает своей цели, если переходит в самовоспитание.

Самовоспитание – сознательная, целенаправленная самостоятельная деятельность человека, ведущая к реализации, развитию и совершенствованию его личности.

Потребность в самовоспитании - это высшая форма развитая личности. Она зависит от волевых свойств личности, ее идеалов и нравственных качеств и демонстрирует уровень общего интеллектуального и культурного развития личности.

Этапы процесса самовоспитания

Самовоспитание начинает с

  1.  осознания потребности изменить себя, усовершенствовать свои личностные качества;
  2.  самоанализа и самооценки своих личностных качеств;
  3.  определения цели и плана собственной деятельности по самоизменению;
  4.  подбора методов, приемов, форм и средств деятельности по самосовершенствованию

Методы самовоспитания:

  •  самооценка, самоанализ, самообязательство, самоубеждение, самовнушение, самопринуждение;
    •  самоутешение, самопоощрение, самокритика, самонаказание, мысленный перенос в эмоциональное состояние другого человека;
    •  самоинструктаж, самопонимание, самоприказ, саопереключение.

5. самоконтроль и самооценка результатов, корректировка плана деятельности.

Перевоспитаниесистематический процесс взаимодействия педагога и воспитанника, направленный на изменение у последнего неправильно сложившихся взглядов и преобразование негативных сторон его поведения в положительные.

Последовательность действий учителя при перевоспитании:

  1.  изучение личности воспитанника (индивидуально-психологических особенностей, уровня воспитанности и обученности, интересов и способностей, условий проживания в семье, ближайшего окружения и характера использования свободного времени);
  2.  установление причин отклонения в поведении воспитанника;
  3.  определение методов и средств перевоспитания и составление на этой основе программы индивидуальной коррекции личности воспитанника.
  4.  изменение характера межличностных отношений воспитанника с одноклассниками и учителями, работающими в данном классе;
  5.  активизация позиции воспитанника в сфере внеклассной деятельности с вовлечением его в различные виды воспитательной работы на основе выявленных способностей и интересов;
  6.  применение гибкой системы требований в сочетании с методами одобрения и осуждения, наказания и поощрения в зависимости от ситуации;
  7.  стимулирование  воспитанника на выполнение  временных  и постоянных поручений в коллективе;
  8.   коррекция условий семейного воспитания (по возможности).

4. Понятие о закономерностях и принципах воспитания. Система принципов воспитания.

Закономерности воспитания - устойчивые, повторяющиеся связи между условиями протекания процесса воспитания и его результатом.

Общие закономерности процесса воспитания:

Эффективность процесса воспитания зависит от:

  •  сложившихся воспитательных отношений;
  •  соответствия цели и организации действий, помогающих эту цель достичь;
  •  совокупного действия объективных и субъективных факторов;
  •  интенсивности воспитания и самовоспитания;
  •  активности сопутствующих процессов обучения и развития;
  •  интенсивности воздействия на «внутреннюю сферу» воспитанников (систему мотивов, потребностей, эмоций, воли);
  •  интенсивности и качества взаимоотношений (общение).

Принципы воспитания – основные исходящие требования, которым руководствуется педагог, формируя личность в процессе взаимодействия с воспитанником.

Система принципов воспитания:

  •  усвоение ценностей национальной и мировой культуры (принцип культуросообразности)
  •  учет возрастных и индивидуальных особенностей личности воспитанника (принцип природосообразности);
  •  гуманизм и уважение к личности воспитанника в сочетании с разумной требовательностью
  •  воспитание личности в деятельности (учебной, нравственной, эстетической и т. д.)
  •  стимулирование активности личности - формирование мотивов (субъективное отношение личности к деятельности, в основе которого лежит сознательно поставленная и обоснованная цель) и интересов (окрашенная положительными эмоциями и мотивированная потребность, придающая человеческой деятельности увлекательный характер);
  •  принцип перспективных линий (ощущение радости от успеха, открытие перспективы роста);
  •  опора на положительные качества воспитанника
  •  сочетание коллективного и индивидуального воспитания;
  •  принцип единства и согласованности педагогических усилий школы, семьи и других социальных институтов воспитания;
  •  сочетание педагогического руководства и самостоятельной деятельности;
  •  единство воспитания и самовоспитания.

PAGE  4


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

50304. Практическое занятие «Разработка Html-документа в редакторе Word» 278 KB
  Для этого: Выделите весь текст командой Правка Выделить все Используя меню Правка Заменить вызовите диалоговое окно Найти и заменить Установите курсор в поле Найти С помощью кнопки Специальный выберите Мягкий перенос см. Для этого: Используя меню Правка Заменить вызовите диалоговое окно Найти и заменить Установите курсор в поле Найти С помощью кнопки Специальный выберите Разрыв строки В поле Найти появится изображение символов разрыва строки Нажмите кнопку Заменить все Окончание процесса замены символов подтвердите...
50305. Визначення характеру та місця пошкодження електричних кіл кабелів зв’язку за допомогою вимірювань приладом TDR 3300 830.5 KB
  Зробити аналіз рефлекторам визначити стан лінії знайти пошкодження на ній визначити їх характер місце пошкодження привязка місця пошкодження до елементів кабельної лінії муфти кабельні оглядові прилади те що Порядок виконання роботи Вивчити принцип дії технічні параметри приладу призначення елементів на передній панелі приладу див Додаток 1 2 3. Після підтвердження вибору зявиться інформаційне вікно в якому буде показана процедура встановлення телефонного звязку з протилежним боком лінії буде послідовно подані...
50306. Інтелектуальні системи підтримки прийняття рішень. Методичні вказівки 568.5 KB
  Проблема принятия решений или проблема выбора вариантов является одной из наиболее распространенных задач которые возникают практически во всех сферах деятельности: технической экономической социальной и т. Одной из наиболее важных особенностей прикладных задач принятия решений является неопределенный нечеткий характер критериев выбора альтернатив их параметров и ограничений. Для поддержки процесса решения задач принятия решений Магистры специальности 8.080401...
50307. Электричество и магнетизм: Учебное пособие 291.5 KB
  Математический маятник длиной 1,2 м колеблется в среде с малым сопротивлением. Считая, что сопротивление среды не влияет на период колебания маятника, найти коэффициент затухания и логарифмический декремент затухания, если за 8 мин амплитуда колебаний маятника уменьшилась в три раза.
50309. Язык имитационного моделирования GPSS 201 KB
  Примером общецелевых языков служит широко распространенный язык GPSS примером специализированного языка язык МПЛ ВС моделирования вычислительных систем. Основные правила и операторы языка GPSS Для описания имитационной модели на языке GPSS полезно представить ее в виде схемы на которой отображаются элементы СМО устройства накопители узлы и источники . Описание на языке GPSS есть совокупность операторов блоков характеризующих процессы обработки заявок.
50311. ДОСЛІДЖЕННЯ КОМУТАЦІЙНИХ ПОЛІВ ТИПІВ Ч-Ч ТА Ч-П-Ч СИСТЕМИ МТ-20/25 643.5 KB
  GTR блок часової комутації прийому. GTE блок часової комутації передачі. SG блок просторової комутації. Цифрове комутаційне поле призначене для комутації розмовних зумерних сигналів і сигналів управління.