9148

Сущность, закономерности, принципы процесса воспитания и самовоспитания

Реферат

Педагогика и дидактика

Сущность, закономерности, принципы процесса воспитания и самовоспитания 1. Характеристика особенностей процесса воспитания. 2. Содержание и основные этапы процесса воспитания. 3. Самовоспитание и перевоспитание как неотъемлемые компонент...

Русский

2013-02-24

55.5 KB

162 чел.

Сущность, закономерности, принципы процесса воспитания и самовоспитания

1.  Характеристика особенностей процесса воспитания.

2.  Содержание и основные этапы процесса воспитания.

3. Самовоспитание и перевоспитание как неотъемлемые компоненты процесса воспитания.

4. Понятие о закономерностях и принципах воспитания. Система принципов воспитания.

1. Характеристика особенностей процесса воспитания.

Воспитание (в широком значении) – функция человеческого опыта по передаче социально-культурного опыта от старшего поколения к младшему.

Воспитание (в узком значении) – целенаправленный  сознательно организуемый педагогический процесс по формированию личности.

Особенности процесса воспитания:

  •  целенаправленность процесса воспитания;
  •  двусторонность процесса воспитания;
  •  непрерывность и длительность процесса воспитания;
  •  переход внешнего объективного во внутреннее субъективное;
  •  многофакторный характер процесса воспитания;
  •  результаты воспитательного процесса неоднозначны;
  •  отдаленность результатов;
  •  комплексность.

2. Содержание и основные этапы процесса воспитания

Содержание воспитания – система знаний, взглядов, убеждений, ценностных отношений, умений, навыков и устойчивых привычек поведения, качеств, которыми личность овладевает согласно поставленным целям и задачам.

Знания – факты, понятия, теории о природе, человеке, обществе.

Взгляды – оценочные суждения личности по поводу норм, правил, вкусов (хорошо/плохо, правильно/неправильно/, красиво/некрасиво).

Убеждения – принятые личностью знания, которыми она руководствуется в деятельности.

Мировоззрение – система взглядов человека на мир, совокупность его научных, философских, политических, правовых, нравственных, религиозных и других убеждений и идеалов.

Ценностное отношение – устойчивая, избирательная, предпочтительная связь человека с материальным или духовным объектом, когда этот объект приобретает для человека личностный смысл, расценивается как значимый для его жизни.

Привычки поведения – автоматизированные действия, выполнение которых в определенных условиях стало потребностью и не вызывает трудностей волевого или познавательного характера.

Личностное качество – единство устойчиво проявляющихся потребностей и привычных способов их реализации, которое определяет поведение человека в любых изменяющихся условиях.

В результате усвоения содержания воспитания формируется базовая культура.

Базовая культура личности – основы человеческой культуры (культурный минимум), усвоенные личностью для его дальнейшего развития и самоопределения в обществе.

Базовая культура

Включает:

(Содержание воспитания на основе Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь)

1. Морально-этическая культура (нравственное воспитание)

2. Национальная культура (язык, письменность, достижения искусства, науки и техники, знание истории, традиций и обычаев.)  

3. Гражданская культура (правовое воспитание)

4. Психологическая культура (социальное воспитание)

5. Культура труда (трудовое воспитание)

6. Культура семейных отношений

7. Гендерная культура (обоснование физиологических, психологических и этических особенностей юношей и девушек, свойственных им качеств, манер, черт характера и т.д.)

8. Культура здорового образа жизни (валеологическое воспитание)

9. Эстетическая культура

10. Экологическая культура

Но следует помнить, что человек – это целостный мир, он не воспитывается по частям, но в единстве четырех его интегративных составляющих: ум (интеллектуальная сфера), воля (волевая сфера), эмоция (эмоциональная сфера), духовность – это и есть содержательная сторона воспитания.

Этапы процесса воспитания:

  •  формирование    когнитивного    уровня   воспитанности    (формирование знаний нравственных, правовых, экологических, эстетических и т.д.)
  •  формирование  эмоционального  уровня воспитанности  (формирование чувств и отношений на основе полученных знаний)
  •  формирование поведенческого уровня воспитанности (реализация знаний и отношений через конкретные поступки и действия).

3. Самовоспитание и перевоспитание как неотъемлемые компоненты процесса воспитания,

Воспитание достигает своей цели, если переходит в самовоспитание.

Самовоспитание – сознательная, целенаправленная самостоятельная деятельность человека, ведущая к реализации, развитию и совершенствованию его личности.

Потребность в самовоспитании - это высшая форма развитая личности. Она зависит от волевых свойств личности, ее идеалов и нравственных качеств и демонстрирует уровень общего интеллектуального и культурного развития личности.

Этапы процесса самовоспитания

Самовоспитание начинает с

  1.  осознания потребности изменить себя, усовершенствовать свои личностные качества;
  2.  самоанализа и самооценки своих личностных качеств;
  3.  определения цели и плана собственной деятельности по самоизменению;
  4.  подбора методов, приемов, форм и средств деятельности по самосовершенствованию

Методы самовоспитания:

  •  самооценка, самоанализ, самообязательство, самоубеждение, самовнушение, самопринуждение;
    •  самоутешение, самопоощрение, самокритика, самонаказание, мысленный перенос в эмоциональное состояние другого человека;
    •  самоинструктаж, самопонимание, самоприказ, саопереключение.

5. самоконтроль и самооценка результатов, корректировка плана деятельности.

Перевоспитаниесистематический процесс взаимодействия педагога и воспитанника, направленный на изменение у последнего неправильно сложившихся взглядов и преобразование негативных сторон его поведения в положительные.

Последовательность действий учителя при перевоспитании:

  1.  изучение личности воспитанника (индивидуально-психологических особенностей, уровня воспитанности и обученности, интересов и способностей, условий проживания в семье, ближайшего окружения и характера использования свободного времени);
  2.  установление причин отклонения в поведении воспитанника;
  3.  определение методов и средств перевоспитания и составление на этой основе программы индивидуальной коррекции личности воспитанника.
  4.  изменение характера межличностных отношений воспитанника с одноклассниками и учителями, работающими в данном классе;
  5.  активизация позиции воспитанника в сфере внеклассной деятельности с вовлечением его в различные виды воспитательной работы на основе выявленных способностей и интересов;
  6.  применение гибкой системы требований в сочетании с методами одобрения и осуждения, наказания и поощрения в зависимости от ситуации;
  7.  стимулирование  воспитанника на выполнение  временных  и постоянных поручений в коллективе;
  8.   коррекция условий семейного воспитания (по возможности).

4. Понятие о закономерностях и принципах воспитания. Система принципов воспитания.

Закономерности воспитания - устойчивые, повторяющиеся связи между условиями протекания процесса воспитания и его результатом.

Общие закономерности процесса воспитания:

Эффективность процесса воспитания зависит от:

  •  сложившихся воспитательных отношений;
  •  соответствия цели и организации действий, помогающих эту цель достичь;
  •  совокупного действия объективных и субъективных факторов;
  •  интенсивности воспитания и самовоспитания;
  •  активности сопутствующих процессов обучения и развития;
  •  интенсивности воздействия на «внутреннюю сферу» воспитанников (систему мотивов, потребностей, эмоций, воли);
  •  интенсивности и качества взаимоотношений (общение).

Принципы воспитания – основные исходящие требования, которым руководствуется педагог, формируя личность в процессе взаимодействия с воспитанником.

Система принципов воспитания:

  •  усвоение ценностей национальной и мировой культуры (принцип культуросообразности)
  •  учет возрастных и индивидуальных особенностей личности воспитанника (принцип природосообразности);
  •  гуманизм и уважение к личности воспитанника в сочетании с разумной требовательностью
  •  воспитание личности в деятельности (учебной, нравственной, эстетической и т. д.)
  •  стимулирование активности личности - формирование мотивов (субъективное отношение личности к деятельности, в основе которого лежит сознательно поставленная и обоснованная цель) и интересов (окрашенная положительными эмоциями и мотивированная потребность, придающая человеческой деятельности увлекательный характер);
  •  принцип перспективных линий (ощущение радости от успеха, открытие перспективы роста);
  •  опора на положительные качества воспитанника
  •  сочетание коллективного и индивидуального воспитания;
  •  принцип единства и согласованности педагогических усилий школы, семьи и других социальных институтов воспитания;
  •  сочетание педагогического руководства и самостоятельной деятельности;
  •  единство воспитания и самовоспитания.

PAGE  4


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37066. ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ К.И. ЧУКОВСКОГО 23.93 KB
  ЧУКОВСКОГО Тема: ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ К. ЧУКОВСКОГО Цели: 1. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского. Сегодня мы встретимся с героями сказок Корнея Чуковского.
37067. В дела ты добрые вложи всё лучшее своей души! 55.5 KB
  Сформировать в сознании детей понятие доброта; 2. Говорят что если есть в человеке доброта значит он как человек состоялся. Человеческая доброта и милосердие умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Сейчас возрождаются такие понятия как доброта милосердие доброжелательность внимание друг к другу.
37070. Ценности и ценностные ориентации (Ценности жизни) 28 KB
  Рокича Ценности и ценностные ориентации Дать определение слов счастье успех цель и установить логическую связь между этими словами. Команды должны нарисовать важные по убывающей ценности Пирамиду счастья Дети: Крепкая семья преданные друзья любовь и уважение окружающих любимое дело и цель в жизни и кончено же успех.мы можем установить такую смысловую связь между этими словами: цельуспехсчастье.И только третий будет понастоящему счастливым: он видит большую красивую цель ради которой работает и живет.
37071. Гимн профессии! Классный час 57.5 KB
  Маяковский 1й слайд из презентации Л. Слово Бухр возникло в Германии 2й слайд Основоположник бухучета Лука Пачоли Корейко – УБРАТЬ 3й слайд Л. 4й слайд Бухгалтерия – это наука дающая мир душе сохраняющая богатства и продвигающая к счастью Пьер Пурр – французский бухгалтер 1676 г. 5й слайд Вы бывали в бухгалтерии.
37072. Знакомство с детьми. Классный час 13.96 KB
  1 урок Например 1 апреля День смеха День дурака 1 апреля с давних времен считается праздником розыгрышей. По традиции этот день называют Днем дурака ведь в дурацкой ситуации может оказаться в этот день любой из нас.д 2 апреля – День детской книги.
37073. Безопасность дорожного движения 76.5 KB
  Конкурсы викторины праздники по ПДД для школьников 2008 г. Праздник в школе: сценарии конкурсы викторины 2009 г. 1 конкурс Вопросы Вы видите 3 квадрата в которых находится буквы обозначающая область знаний из которой будут заданы вопросы командам. Подсчитывание баллов за 1 конкурс.