9149

Технология организации педагогической деятельности классного руководителя

Реферат

Педагогика и дидактика

Технология организации педагогической деятельности классного руководителя Технологические аспекты деятельности классного руководителя. Функции классного руководителя. Взаимодействие классного руководителя с учителями-предметниками,...

Русский

2013-02-24

113.5 KB

81 чел.

Технология организации педагогической деятельности классного руководителя

  1.  Технологические аспекты деятельности классного руководителя.
  2.  Функции классного руководителя.
  3.  Взаимодействие классного руководителя с учителями-предметниками, социальным педагогом, психологом.
  4.  Планирование воспитательной работы.
  5.  Формы воспитательной работы.

 

Литература:

1. Азбука форм воспитательной работы: Справочник / З.В. Артеменко, Ж.Е. Завадская  – Минск: Новое знание, 2001. –315 с.

2. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К., Еремкина О.В. Методика воспитательной работы. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 160 с.  

3. Классному руководителю. Учеб.-метод. пособие / Под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 280 с.

4. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М: ВЛАДОС, 2000. – С. 81 – 89.

5. Сластенин В.А., Исаев В.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: «Академия», 2002. – С.387 – 398.   

6. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе / М.: Ценр «Педагогический поиск», 1999. – 160 с.

7. Степаненков Н.К. Педагогика: Учеб. пособие. – Мн.: изд. Скакун В.М., 1998. – С. 405 – 446.

«Легче сделать воспитанника образованным, чем утвердить в его душе уважение к человеку как высшей ценности, чтобы с детства человек был другом, товарищем, братом для другого человека. Поэтому учитель в первую очередь должен быть воспитателем»

Н.М. Саратовкин (1895 г.)

«Главное в деятельности классного руководителя – содействие саморазвитию личности, реализации ее творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты ребенка, создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем».

М.И. Рожков (1999 г.)

  1.  Технологические аспекты деятельности классного руководителя.

Основным структурным элементом школы является класс. Именно в классе осуществляется познавательная деятельность, развивается личность школьника, формируются социальные отношения между учащимися. В классах проявляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга детей и сплочения коллектива, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера. Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий на ученика является классный руководитель. Классный руководитель – непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе, официальное лицо, назначенное директором школы для осуществления воспитательной работы в классе. Без активной работы классных руководителей в школе трудно и даже невозможно создать психологический комфорт и творческую атмосферу, условия, в которых дети и подростки смогут себя по-настоящему раскрыть и творчески реализовать. Подтверждением этого являются слова многих выдающихся педагогов. Целесообразно в этом отношении обратить внимание на высказывания, ставшие эпиграфом к нашей лекции. Первое из высказываний сделано еще в конце ХIХ в., однако это нисколько не умаляет его актуального значения для современной педагогики.   

Официальное утверждение института классного наставничества впервые произошло в России в 70-х гг. ХIХ в. Однако еще в начале ХIХ в., в период правления Николая I, был принят «Устав учебных заведений, подведомых университетам» (1804 г.), согласно которому учителя помимо образования учащихся должны были заниматься и их воспитанием на основе гуманистического подхода к ребенку. Об этом в уставе говорилось так: «Учителя занимают у своих учеников место родителей и поэтому должны принять их ласково, терпеливо, внимательно и не должны почитать себя за самовластных судей над детьми». Не оставалась в уставе без внимания и проблема взаимодействия учителей с родителями: «Учитель совокупным трудом и советом с родителями должен стараться о наилучшем детей воспитании».

В период советской власти (1923 г.) классное наставничество было ликвидировано, т.к. делалась ставка на ученическое самоуправление. Но как показала школьная практика, воспитательная деятельность ученических организаций оказались в состоянии кризиса, так как сказались недостаток опыта организаторской деятельности детей, переоценка их возможностей и снижение роли учителя в становлении самоуправления и организации деятельности ученического коллектива. Одно время выход находили в том, что к классам прикрепляли учителей-групповодов. И только в 1934 г. Уставом и Положением о единой трудовой школе обязанности по организации учебно-воспитательного процесса в классах были возложены снова на классных руководителей. В этом же 1934 г. было утверждено «Положение о классном руководителе», ставшее основным документов, регламентирующем деятельность классных руководителей в школах.

 Сегодня классный руководитель также непосредственно взаимодействует как с учащимися, так и их родителями. Современный классный руководитель осуществляет свою деятельность на основе базовых принципов, среди которых выделяются следующие:

– сочетание природосообразности и культуросообразности в организации воспитательной деятельности учащихся;

– социализация личности каждого школьника осуществляется через самоопределение, самоуправление и самореализацию;

– педагогическое стимулирование творческого саморазвития личности и ученического коллектива.

Воспитательные задачи, содержание и формы работы классного руководителя не могут быть единообразными. Они определяются запросами, интересами, потребностями детей и их родителей, условиями класса, школы, социума, возможностями самого педагога. Следовательно, основными задачами классного руководителя являются:

– помощь каждому ученику в становлении его личности; создание условий для проявления и обогащения его внутренних сил, склонностей, интересов и способностей;

– организация в классном коллективе воспитывающей и развивающей деятельности;

– формирование в классном коллективе благоприятного психологического климата, способствующего духовному развитию каждого школьника;

Исходя из задач, обозначаются функции классного руководителя, которые в свою очередь определяют содержание воспитательной деятельности с классом.

  1.  Функции классного руководителя.

Функции классного руководителя (по Г.Н. Сибирцовой)

Функции

Методы и процедуры воспитания

Концептуальная

Выбор приоритетных теорий и принципов воспитания исходя из характеристики класса

Целевая

Отбор и конкретизация целей и задач воспитания

Диагностическая

Углубленное изучение личности и классного коллектива на основе наблюдения, анкетирования, бесед, интервьюирования, тестирования.  

Планирования

Отбор и структурирование форм и методов воспитания, проектирование деятельности учащихся.

Организаторская

Организация органов самоуправ-ления класса, коллективной деятельности обучающихся; обучение их рациональному использованию учебного времени и приобщение к внеклассным занятиям по интересам.   

Стимулирующая

Активизация деятельности и позитивного поведения учащихся, их интересов и творческого потенциала на основе мотивации

Коммуникативная

Психологический контакт с классом: благоприятная атмосфера, взаимопонимание, сотрудничество.

Контрольно-оценочная

Оперативность и системность контрольных мероприятий; анализ, учет и оценка результатов воспитания, стимулирование самоконтроля и самооценки.

Корректирующая

Коррекция системы общения и поведения учащихся, применение технологии разрешения конфликтов.

Прогностическая

Построение модели возможного хода и результатов воспитания

Задачи, функции, права и обязанности классного руководителя отражены в документе «Положение о классном руководителе общеобразовательной школы». Здесь же представлены и направления его деятельности к которым относят:

– воспитание у школьников положительного сознательного отношения к учению;

– подготовка учащихся к труду и выбору профессии;

– формирование социально значимых качеств личности, нравственной позиции каждого воспитанника, культуры его поведения;

–  включение учащихся в сферу внеклассной деятельности с учетом их интересов и способностей;

– взаимодействие с учителями-предметниками, родителями учащихся и общественными организациями в процессе воспитания;

– забота о сохранности психического и физического здоровья учащихся.

3. Взаимодействие классного руководителя с учителями- предметниками, социальным педагогом, школьным психологом.

 Взаимодействие классного руководителя с учителями-предметниками, работающими во вверенном ему классе, направлено на решение следующих задач:

  •  изучение особенностей преподавательской деятельности каждого учителя, его отношений с детьми;
  •  регулирование отношений между учителями класса, между учителями и детьми, между педагогами и родителями;
  •  определение общих целей и средств деятельности, организация совместной работы по их достижению;
  •  педагогически целесообразное использование возможностей педагогов в организации внеклассной воспитательной работы с детьми и их родителями.  

Классный руководитель должен знакомить учителей с результатами диагностики уровней обученности и воспитанности учащихся, степени их продвижения в знаниях по изучаемых предметам. Совместно с учителями классный руководитель намечает способы и средства, обеспечивающие самореализацию каждого учащегося на уроке и во внеурочное время.  

Классный руководитель является связующим звеном между учащимися, социальным педагогом и школьным психологом. От него поступает первичный запрос и первичная информация о ребенке. Чаще всего он обращается к специалисту тогда, когда собственные меры воздействия на воспитанника и его семью не приносят желаемого результата.

Взаимодействие классного руководителя, социального педагога и школьного психолога имеет своей целью совместное выявление причин возникающих у ребенка проблем и проведение социально-педагогической и психологической коррекционной работы для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций.

Как показывает изучение школьной практики, в числе наиболее распространенных вопросов, с которыми обращаются классные руководители к социальным педагогам, следует назвать:

  •  оказание помощи в социально-педагогическом обследовании ребенка (окружение ребенка, жизнедеятельность вне школы и т.д.);
  •  своевременная поддержка детей, попавших в экстремальные ситуации (лишение их отцов и матерей родительских прав, сиротство ребенка, определение ребенка в госучреждение для дальнейшего обучения и воспитания и т.д.);
  •  сбор документов для определения детей и подростков в специальные воспитательно-профилактические учреждения и т.д.;
  •  принятие мер воспитательного воздействия к ребенку в случае частых пропусков занятий в школе;
  •  взаимодействие в ходе работы с родителями ребенка;
  •  обеспечение охраны жизни и здоровья, пропаганда здорового образа жизни среди детей и подростков;
  •  получение специальной информации или консультации, связанной с отклонениями в поведении ребенка нравственного характера (пристрастие к вредным привычкам, алкоголизм, наркомания и т.д.).

К школьному психологу классный руководитель обращается, как правило, по следующим вопросам:

  •  трудности учащихся в усвоении учебной программы;
  •  сложности взаимоотношений учащихся с педагогами, сверстниками и родителями; разрешение ситуация конфликтного характера;
  •  адаптация детей (особенно новичков) в школе и классе;
  •  эмоциональные и личностные нарушения учащихся, становящиеся причинами школьных и коммуникативных проблем;
  •  выявление и развитие интересов, склонностей, потенциальных способностей учащихся.

Совместные формы работы классного руководителя, социального педагога и школьного психолога: совместные консультации как для отдельных учащихся, так и для всего класса; психолого-педагогические практикумы с детьми и их родителями; совместные семинары для учащихся, родителей, педагогов школы; игровые способы коррекции поведения детей, совместное проведение родительских собраний; наблюдения за учащимися на уроках и во внеклассное время и т.д.

  1.  Планирование воспитательной работы.

Залогом успеха воспитательной работы является высокопрофессиональное целеполагание и планирование педагогом взаимодействия с учащимися.  

Планирование работы – творческий процесс, не прекращающийся на протяжении всей работы с детьми. Оно основывается на сотрудничестве педагога, детского коллектива и родителей учащихся, осмыслении ими целей и задач совей совместной деятельности и на желании сделать школьную жизнь интересной, полезной, творческой.

Как правило, перед постановкой целей и задач воспитания педагог предварительно изучает с помощью диагностических методов свой классный коллектив (психологическую атмосферу, специфику межличностных отношений, уровень воспитанности каждого учащегося, интересы и склонности детей, способности учащихся к различным видам деятельности и т.д.). На основе полученных результатов диагностики, он приступает к определению воспитательных целей и задач.    

При постановке целей воспитательной работы с детским коллективом педагог-мастер прогнозирует изменения, которые должны произойти в отношениях между детьми, в ценностных ориентациях коллектива. В диагностично сформулированных целях им отражаются те новообразования, которые будут присущи ученическому коллективу через определенный период его развития. Эти цели, как правило, связаны с развитием детей в различных областях:

нравственно-правовой (проявление чувств, сформированность отношений и нравственных позиций, правовая грамотность, правовое мышление);

познавательной (развитие интеллектуальных умений, усвоенные знания и нормы, формирование мотивов познавательной деятельности);

 экологической (формирование экологического мировоззрения, экологическое просвещение и воспитание, стимулирование к природоохранной деятельности);

оздоровительной (навыки, действия, спортивные и трудовые умения);

творческой (развитие природных задатков и способностей) ;

коммуникативной (взаимоотношения в системах «ученик – учитель», «ученик – ученик», «ученик – родители», «ученик – окружающие люди»);

 личностно-оценочной (умения самоанализа, самооценки, самовоспитания).

Воспитательные задачи, поставленные педагогом, конкретизируют, какие способности, качества, отношения будут развиты  у школьников, какими знаниями, умениями и навыками  овладеют учащиеся класса.

Намеченные цели и задачи воспитательной работы обусловливают выбор педагогом форм и методов взаимодействия с учащимися, что составляет основу плана воспитательной работы. К такому плану предъявляются определенные требования: 1) целенаправленность содержания; 2) учет возрастных особенностей учащихся, ведущих интересов в классном коллективе; 3) преемственность, систематичность, последовательность запланированных дел; 4) реальность выполнения задуманного; 5) разнообразие запланированных форм и методов; 6) творческий характер планирования.

Исходя из сказанного выше, структура плана воспитательной работы с классом выглядит следующим образом:

 Структура плана воспитательной работы с классом

1. Характеристика классного коллектива (состав класса и его общая характеристика; сплоченность класса и его ценностные ориентации; связь классного коллектива с общешкольным, с микрорайоном школы).

2. Воспитательные цели и задачи

3. Жизнедеятельность классного коллектива

4. Работа с родителями учащихся

5. Индивидуальная работа с учащимися

Раздел «Жизнедеятельность классного коллектива», как правило, представляет собой комплекс форм и методов работы с учащимися и их родителями. Существуют различные подходы к оформлению этого раздела плана. Среди них выделяются:

– планирование по ключевым делам (В.А. Караковкский)

– календарное планирование

– план-сетка (линейно-хронолигическое планирование)

– планирование по видам деятельности (Н.Е. Щуркова)

Приведем примерный образец оформления комплексного планирования воспитательной работы на основе использования различных видов деятельности:

№ п/п

Цели и формы воспитательной работы

Время проведения

Ответственные и исполнители

Умственное воспитание школьников

1.

2.

3.

4.

 

Беседа «Как работали над собой великие люди?»

Цель: стимулирование уча-щихся к самосовершенство-ванию

Проведение круглого стола для родителей «Как помочь детям учиться?»

Цель: педагогическое просве-щение родителей, содействие осознанию ими необходимости контроля учебных нагрузок и

домашних занятий учащихся

Тренинг «Как развивать свои способности?»

Цель: сообщение учащимся методов и приемов, способствующих развитию памяти, внимания, логике мышления и т.д.

Олимпиада по школьным предметам

Цель: стимулирование и мотивация учащихся к учебной деятельности.

и т.д.

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Классный руководитель, актив класса

Классный руководитель,

Учителя-предметники

Школьный психолог,

классный руководитель

Завуч, учителя-предметники

Эстетическое воспитание учащихся и т.д.

При желании педагог-мастер сам может разработать свой оригинальный вариант оформления плана воспитательной работы. Продуманный неформальный план воспитательной работы с классом окажет несомненную помощь в организации воспитывающей деятельности в классе, координации усилий педагогов, родителей, детей в создании условий для развития как всего коллектива, так и личности каждого школьника.

  1.  Формы воспитательной работы.

Содержание и формы работы классного руководителя с родителями учащихся.

 Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит  то, насколько семьи понимают позицию, занимаемую школой по отношению к обучению и воспитанию учащихся, и участвуют в ее реализации.

В практике воспитания сложились пять направлений работы школы и классного руководителя с родителями учащихся.

 Первое направление. Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса (специфика учебного процесса, школьные традиции, правила и т.д.), организуемого школой с целью выработки единых требований в семейном воспитании и педагогическом процессе школы. Для этого используются следующие формы работы:

  •  дни творчества детей и их родителей;
  •  открытые уроки и внеклассные мероприятия;
  •  помощь родителей в организации и проведении внеклассных дел и укреплении материально-технической базы школы и класса;
  •  шефская помощь;
  •  участие родителей класса в работе совета школы.

Второе направление. Психолого-педагогическое просвещение родителей. Основные формы работы:

  •  школьные и классные тематические конференции для родителей (Н-р, «Развитие современного школьника в воспитательном пространстве школы»);
  •  читательские конференции для родителей, обзоры и вчставки литературы педагогического профиля;
  •  родительские лектории по микрогруппам на основе интересов (лектории для родителей трудных учащихся, лектории для родителей одаренных школьников и т.д.);
  •  индивидуальные и групповые консультации с участием специалистов (школьного психолога, сотрудника инспекции по делам несовершеннолетних, врача определенного профиля и т.д.);
  •  тренинги и ролевые игры;
  •  «круглые столы» по обмену воспитательским опытом и обсуждению важных проблем класса.

Третье направление.  Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность в сфере свободного времени через следующие формы:

  •  участие родителей во внеурочной деятельности, организуемой классным руководителем (походы, экскурсии, вечера, конкурсы и соревнования, ремонт и благоустройство школы);
  •  подготовка и проведение дальних походов и поездок (экскурсии в др. города и т.д.);
  •  участие родителей в организации и процессе работы студий и кружков для учащихся, школьных производственных кооперативов;
  •  участие в семейных праздниках и фестивалях («День бабушек и дедушек», «Песни и стихи о маме» и т.д.), семейных конкурсно-игровых программах («Мама, папа, я – спортивная семья», «Самая музыкальная семья», «Семья – эрудит» т.д.);

Четвертое направление. Корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся (оказание психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим одаренных учащихся, проявляющих склонность к определенным видам деятельности, а также оказание психолого-педагогической помощи семьям в решении проблем воспитания – профилактика формирования вредных привычек, разрешение противоречий подросткового возраста и т.д.). Данная работа проводится в виде индивидуальной помощи и консультаций.  

 Пятое направление. Организация работы с родительским активом и взаимодействие с общественными организациями родителей (родительский комитет школы, школьный совет, женский совет, совет по месту жительства). Классный руководитель совместно с родительским комитетом решает основные проблемы жизни класса на периодических заседаниях (планирование и осуществление внеклассной работы с учащимися, ремонт и благоустройство класса и школы, контроль за воспитанием в неблагополучных семьях класса и за успеваемостью и поведением трудных учащихся и т.д.).

Одной из распространенных форм контроля за воспитанием  в семьях учащихся класса является посещение семьи, которое классный руководитель может осуществлять совместно с родительским комитетом. При этом необходимо соблюдение педагогического такта, чтобы родители, которых посещают, не расценили такое посещение как вторжение в частную жизнь семьи. Здесь уместно соблюдение следующих правил:

  •  заранее сообщите родителям ученика о визите и согласуйте время;
  •  на визит отводить немного времени (15-20 мин), чтобы не обременять семью;
  •  не начинать разговор стоя у порога, не снимая верхнюю одежу;
  •  нельзя вести беседу агрессивным и раздражительным тоном 9только спокойным и доброжелательным), нужно не поучать родителей, а советовать им, спрашивая их мнение по поводу проблемы;
  •  начинать беседу нужно не с рассказа о негативных действиях ученика, а с характеристики его положительных качеств и поступков.

Роль классного руководителя в организации коллективного творческого дела

Коллективное творческое дело – это уникальное и в то же время естественное социальное и педагогическое явление, которое может быть положено в основу всей деятельности коллектива. Как педагогическая технология коллективная творческая деятельность или отдельные ее элементы могут быть использованы педагогом-воспитателем при подготовке и проведении различных коллективных форм работы.

В современных условиях сущность данной воспитательной методики и ее практическая реализация определяются следующими положениями:

  •  доминирование целей развития индивидуальности и реализации личности каждого в коллективной творческой деятельности;
  •  выработка ценностей, идеалов, образцов в коллективе исходя из личных интересов и потребностей;
  •  определение творческих задач, проблем для решения самими участниками деятельности;
  •  создание условия для включения детей в творческую деятельность  различных групп, объединений;
  •  от личности к делу, а не от дела к личности; не отбор предложений и идей при планировании работы, а предоставление возможности каждому выбрать то, что соответствует его интересам и желаниям;
  •  создание условий для самоопределения участниками деятельности своей роли, характера поведения;
  •  оценка результатов, анализ коллективной деятельности с точки зрения проявления и развития личности каждого, формирования его отношений с участниками деятельности.

К формам коллективной творческой деятельности во внеучебное время относят коллективные творческие дела, чередование традиционных поручений, сюжетно-ролевые игры, коллективное планирование, коллективный анализ и т.д. Наиболее распространенными формами являются коллективные творческие дел,(КТД), организация которых предусматривает шесть стадий (по И.П. Иванову). Воспитатель-мастер должен в совершенстве владеть данной методикой, сущность которой – тесное сотрудничество, совместная деятельность всех субъектов воспитательного процесса – социального педагога, психолога, учителей-предметников, родителей и детей, педагогов и школьников.

Первая стадия – предварительная работа. Воспитатель устанавливает место предстоящего КТД во внеклассной работе, планируемой на новый период с данным коллективом, определяет конкретные воспитательный задачи, продумывает способы реализации своих замыслов, намечает действия, которые могут настроить школьников на работу, увлечь перспективой, определяют возможности активизации деятельности каждого участника.

Вторая стадия – коллективное планирование. Школьники сами ищут ответы на поставленные вопросы в микроколлективах (группах): что именно сделать? С кем вместе? Когда? Для кого? и т.д. При этом взрослые – равноправные участники диалога с детьми. Коллективное планирование проходит в виде сбора-старта. Проводит его ведущий (воспитатель), который обобщает предложенные варианты, задает уточняющие вопросы, предлагает обосновать выдвинутые идеи, ставит дополнительные задачи «на размышление». Завершается сбор выбором конкретного дела и совета по организации дела.

Третья стадия – коллективная подготовка дела. Руководящий орган (совет дела) конкретизирует план подготовки и проведения КТД, затем организует его выполнение, побуждая и поощряя инициативу каждого участника. Подготовка может идти по группам. На данной стадии часто проявляется неумение детей слаженно и самостоятельно осуществлять работу. Поэтому здесь велика роль педагога-воспитателя, характер его воздействия на детский коллектив, взаимодействия и эмоциональных контактов с учащимися. Не допуская открытого давления, педагог по-дружески побуждает школьников к целенаправленному, творческому и самостоятельному участию в осуществлении общего замысла. Это может выглядеть в виде подсказок вариантов выполнения работы, советов по использованию источников для поиска нужного материала, оказания особого доверия конкретным ученикам ответственным поручением, установления дружеского контакта с «трудным учеником» и составление с ним договора о выполнении определенных дел.

Четвертая стадия – проведение КТД. Осуществляется конкретный план, составленный советом дела. Школьники в разных формах демонстрируют опыт, накопленный в ходе планирования и подготовки дела. Воспитатель по возможности незаметно для всех участников дела направляет детей, регулирует их настроение, корректирует ошибки, помогает сгладить неудачу, если что-то не удалось так, как было задумано.

Пятая стадия – коллективное подведение итогов КТД. Например, общий сбор коллектива участников, где  обсуждаются положительные и отрицательные стороны подготовки и проведения КТД. Каждый может высказать свое мнение. Это может проводиться в виде опроса, заполнения анкеты через стенгазету, творческого отчета и т.д. Главное для этой стадии –  чтобы каждый научился анализировать свою работу, оценивать, извлекать уроки на будущее. Таким образом школьники приобщаются к выработке общественного мнения, созданию в коллективе добрых традиций.

Шестая стадия – ближайшее последствие КТД. Воспитатель берет на заметку все, что было высказано во время подведения итогов КТД. Намечает программу последовательных действий совместно с активом, определяет исходя из предложений новые коллективные дела.

Реализация воспитательных возможностей КТД требует от педагога соблюдения следующих условий: 1) нельзя нарушать последовательность стадий при подготовке и проведении КТД, допускать искажение роли, отведенной педагогу как старшему товарищу; 2) подготовка и проведение КТД требуют, чтобы взрослые и дети опирались на опыт предшествующих дел; 3) педагогу необходимо учитывать опыт и знания учащихся, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

43675. Международный договор 40 KB
  Понятие МД – это соглашение между субъектами МП относительно возникновения, прекращения, изменения взаимных прав и обязанностей.
43676. Технологічний процес доставки небезпечних вантажів ТОВ «Вест Експрес» 737.26 KB
  Головною задачею автомобільного транспорту являється своєчасне якісне і повне задоволення народного господарства і населення в перевезеннях. Для ефективного її рішення необхідно: забезпечити розвиток єдиної транспортної системи країни прискорити створення та запровадження сучасної техніки та технологій підвищити темпи оновлення рухомого складу; ширше застосовувати прогресивні методи перевезення вантажів розвивати і вдосконалювати централізовані автомобільні перевезення підвищити ефективність використання автотранспортних засобів...
43677. Изучение средств и методов эффективного управления и использования оборотных средств предприятия 2.23 MB
  Теоретические и практические разработки системы управления оборотными активами относятся в основном к предприятиям, работающих в относительно стабильной и предсказуемой экономической среде, в то время как проблемы управления оборотными активами в условиях российской экономики
43678. Уравнения и системы уравнений 177.84 KB
  Уравнения и системы уравнений. Общая часть областей определения функций F1 и F2 называется областью определения уравнения F или множеством допустимых систем значений аргументов. z=c некоторая система значений аргументов из области определения уравнения; возможен один из следующих случаев. с называется решением уравнения F если значения функций F1 и F2 при х = а у = b .
43679. Проведение детальных сейсморазведочных работ 3Д в пределах площади Северный Нишан 11.3 MB
  Целью настоящего проекта является проведение детальных сейсморазведочных работ 3Д в пределах площади Северный Нишан для уточнения ее геологического строения выявления новых структур и более подробного изучения находящихся в бурении нефтегазоперспективных объектов. Географоэкономическая характеристика района работ В административном отношении месторождение Северный Нишан расположено в Нишанском районе Кашкадарьинской области. Ближайшими населенными пунктами являются железнодорожная станция Нишан в 8 км. восточнее месторождения Северный Нишан.
43680. Государственное управление в области добычи нефти в Российской Федерации 506.32 KB
  Государственное управление права собственности в сфере поиска разведки и добычи нефти в российской федерации Развитие современного института права собственности на нефтяные ресурсы России Субъекты права собственности на ресурсы недр в сфере поиска разведки и добычи нефти Объекты отношений собственности в сфере поиска разведки и добычи нефти
43681. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОДАЖАМИ В ЦЕЛЯХ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 760 KB
  В практике как коммерческой, так и всей хозяйственной деятельности предприятия особенно важной проблемой являются разработка и использование прогнозов спроса и конъюнктуры. Анализ конъюнктуры рынка необходим потому, что его результаты дают возможность предприятию продавать закупаемые товары по более выгодным ценам, а также увеличивать или сокращать закупку товаров в соответствии с ожидаемыми рыночными условиями.
43682. Глобалізація сучасної економіки та основні напрями східного вектору зовнішньої політики України на прикладі взаємовідносин з Китаєм 290.64 KB
  Потім він став використовуватися політологією та соціологією. Цей термін містить ідею, що світовий ринок є деякою системною цілісністю. А це можливо тоді, коли норми, які регламентують відносини між державами, будуть значно поглиблені. У широкому розумінні глобалізація означає зміну всіх сторін життя суспільства під впливом світової тенденції до відкритості та взаємозалежності.
43683. Изучение теоретических и практических вопросов по проблеме брендинга международной авиакомпании ОАО «РусДжет» 1.78 MB
  Развитие промышленного производства и технологических процессов, увеличение ассортимента товара, усложнение идентификации нужного товара на рынке конкурирующих товаров — все это потребовало разработки системы упрощения выбора товара.