91491

Несовершенство (фиаско) рынка. Роль государства в рыночной экономике

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Функции рынка Инструмент регулирования товарного производства Стимулятор эффективности производства Окончательное признание общественной значимости произведенного продукта и затраченного на него труда Источник информации Обеспечение динамичной пропорциональности между хозяйственными регионами Санирование общественного рынка Дифференциация товаропроизводителей Негативные: нет гарантии полной занятости нет гарантии стабильности цен не имеет механизма защиты окружающей среды не способен остановить социальное расслоение и имущественное...

Русский

2015-07-21

52.55 KB

0 чел.

Несовершенство (фиаско) рынка. Роль государства в рыночной экономике

Рынок имеет как негативные, так и позитивные стороны.

Позитивные:

- распределение ограниченных ресурсов,

- эффективное использование результатов НТП,

- формирование модели “человек экономический”,

- высокая предпринимательская активность,

- высокая адаптация к меняющимся условиям.

Функции рынка

Инструмент регулирования товарного производства

Стимулятор эффективности производства

Окончательное признание общественной значимости произведенного продукта и затраченного на него труда

Источник информации

Обеспечение динамичной пропорциональности между хозяйственными регионами

Санирование общественного рынка

Дифференциация товаропроизводителей

Негативные:

-нет гарантии полной занятости,

- нет гарантии стабильности цен,

- не имеет механизма защиты окружающей среды,

- не способен остановить социальное расслоение и имущественное неравенство,

- не обеспечивает производство общественных благ.

И поэтому фиаско рынка требует государственного вмешательства, суть которого в:

  1.  создании условий для эффективного функционирования рыночной экономики;
  2.  минимизации последствий негативных процессов;
  3.  социальной защите различных слоев населения.

Государственное регулирование может быть как прямым (с помощью административных инструментов), так и косвенным (с помощью экономических инструментов).

Рынок – наиболее эффективная система организации взаимосвязей. Однако его не следует абсолютизировать, так как для успешного функционирования рыночной системы необходимы определенные разумные и обязательные для соблюдения условия. Например, экономической основой становления и развития рыночных отношений выступает частная собственность. Однако хорошо известно, что право частной собственности само по себе определиться не может, его должно установить государство. Или другой пример: рынок предполагает свободу предпринимательской деятельности, однако каждый гражданин воспринимает экономическую свободу по-своему. Если эту свободу не регламентировать законодательно, то она исчезнет, возникнут анархия и беспредел. Государство необходимо также для ограничения монопольных тенденций в экономике, для выработки механизма, стимулирующего трудовую деятельность людей.

Государственное вмешательство в механизм рыночных отношений иногда вызывается процессом производства или воспроизводства. Так, проблемы циклических колебаний в экономике не могут быть устранены механизмом рыночного саморегулирования. Иногда этот механизм не только не способен возвратить экономику в необходимое рыночное равновесие, но и готов подвергнуть её более глубоким потрясениям. Без регулирующей роли государства в этом случае обойтись невозможно. Рыночные отношения во всем мире уже давно регулируются государством, в то время как многие наши теоретики и практики именно в рынке видят панацею от всех хозяйственных бед.  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7948. Ценообразование. Конспект лекций 526.5 KB
  В конспекте лекций изложены основные подходы к ценообразованию на современном этапе, рассмотрены вопросы государственного регулирования цен и ценовой политики предприятия. Содержание Введение...
7949. Понятие внутренней картины болезни и здоровья 283.5 KB
  Понятие внутренней картины болезни и здоровья. Определение понятия внутренняя картина болезни. Внутренняя картина болезни = понятие, введенное отечественным терапевтом Романом Альбертовичем Лурией. Лурия Роман Альбертович, (1874-1944гг)...
7950. Педагогика. Ответы на государственный экзамен 745 KB
  № 1. Предмет и задачи педагогической науки. Методы научно-педагогического исследования. 3 № 2. Закономерности и принципы целостного пед процесса. 6 №3. Сущность воспитания. Современные подходы к воспитанию (В) 9 № 4. Биологическое и соц. в ра...
7951. Педагогическая психология. Учебное пособие 1.49 MB
  В основе пособия - деятельностная теория учения, изложение ее сопровождается различными практическими ситуациями. Приводятся возрастные особенности младших школьников рассматривается учение как один из видов деятельности выявляются его мотивы, за...
7952. Педагогическая психология. Учебник 1.96 MB
  Педагогическая психология Содержание ЧАСТЬ. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: СТАНОВЛЕНИЕ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ Глава. Педагогическая психология - междисциплинарная отрасль научного знания. Общенаучная характеристика педагогической психологии...
7953. Специальная педагогика. Учебное пособие 2.02 MB
  На страницах американских педагогических журналов пятнадцать лет назад обсуждались проблемы взаимодействия массового образования и образования лиц с недостатками в развитии (инвалидов). Отмечалась изолированность одной системы от другой, нежелание у...
7954. Педагогика. Учебник 2.86 MB
  В учебном пособии раскрываются антропологические, аксиологические основы педагогики, теория и практика целостного педагогического процесса организационно-деятельнсстные основы формирования базовой культуры школьника. Дается характеристика педагогич...
7955. Психология и педагогика. Учебник для вузов 2.69 MB
  Учебник представляет собой компактный и высокоинформативный очерк психологии и педагогики. Эта книга задумана как попытка удовлетворить любознательность и потребность студентов в знаниях о психологии человека, механизмах и закономерностях памяти...
7956. Педагогика для студентов педагогических учебных заведений 3.18 MB
  ПЕДАГОГИКА Пособие создано с учетом закономерностей развития и формирования у будущих учителей педагогического профессионализма. В пособие включены материалы не только школьной, но и вузовской дидактики, что расширяет возможности свободы выбора студ...