91496

Экономическая теория (ЭТ). Предмет, функции. Экономические законы (ЭЗ) и категории

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Экономические законы ЭЗ и категории ЭТ наука изучающая поведение людей и их групп в процессе производства распределения обмена и потребления экономических благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченности ресурсов. Таким образом предметом изучения ЭТ являются: экономические отношения складывающиеся в процессе общественного развития; их взаимодействие с производительными силами; экономический механизм хозяйствования учитывающий интересы всех субъектов общества. Экономическая теория как учебная дисциплина изучает:...

Русский

2015-07-21

58.57 KB

0 чел.

Экономическая теория (ЭТ). Предмет, функции. Экономические законы (ЭЗ) и категории

ЭТ – наука, изучающая поведение людей и их групп в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономических благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченности ресурсов.

При определении предмета ЭТ следует учитывать:

1. ЭТ – общественная наука, т. е. имеет взаимосвязь с другими социальными науками.

2. ЭТ – фундамент всей системы экономических наук, т. е. имеет взаимосвязь с другими экономическими науками.

Известны три подхода к определению предмета ЭТ

  1.  В связи с безграничностью материальных потребностей и ограниченностью экономических ресурсов эффективность экономики достигается путем рационального выбора: выпуск одного вида продукции может быть увеличен при сокращении другого.

Главное — соотношение "потребности — ресурсы", которое и выступает предметом исследования экономической теории.

Характерен для представителей "Экономикса".

Предметом изучения является деятельность человека, домашние хозяйства, предприятия, фирмы в процессе производства, обмена, распределения и потребления благ.

  1.  Второй подход заключается в исследовании системы производительных сил и производственных отношений, т. е. исследуются и внешние проявления тех и других, и их социальная сущность, взаимодействие субъектов общественных отношений и законы развития экономики.

Данный подход характерен для марксистско-ленинской экономической теории, политической экономии.

  1.  Предметом изучения является экономическая система общества как совокупность экономических отношений, системы хозяйствования, эффективное использование ресурсов, а также методы государственного регулирования и экономической политики в целях достижения стабильного экономического роста и благосостояния.

Таким образом предметом изучения ЭТ являются:

  1.  экономические отношения, складывающиеся в процессе общественного развития;
  2.  их взаимодействие с производительными силами;
  3.  экономический механизм хозяйствования, учитывающий интересы всех субъектов общества.

Экономическая теория как учебная дисциплина изучает:

  1.  экономические категории;
  2.  экономические законы;
  3.  механизм хозяйствования, регулирующий отношения в производстве, распределении, обмене и потреблении, а также на различных уровнях функционирования экономической системы – микро-, макроэкономики и мирового хозяйства.

Информационные экономические науки:

- статистика;

- анализ хоз. деятельности;

- экономическая социология...

Взаимосвязь ЭТ с другими экономическими науками можно представить в виде схемы.

Функциональные экономические науки:

- менеджмент;

- маркетинг;

- коммерческая деятельность…

ЭТ

Историко-экономические науки:

- история национального хозяйства;

- история мирового хозяйства;

- история экономических учений…

Отраслевые экономические науки:

- экономика промышленности;

- экономика торговли;

- экономика строительства;

- экономика сельского хозяйства…

ЭТ сама по себе неоднородна и имеет сложную структуру:

  1.  микроэкономика (изучает поведение отдельного хозяйствующего субъекта – покупателя, продавца);
  2.  макроэкономика (национальная экономика);
  3.  мезоэкономика (экономика народно-хозяйственных комплексов);
  4.  метаэкономика (мировая экономика).

Микроэкономика изучает экономические, хозяйственные отношения предприятий (фирм), домохозяйств. Центральными проблемами микроэкономики являются рыночная цена товара, эластичность спроса и предложения. Основные механизмы – маркетинг как система рыночной организации работы предприятия и менеджмент как система управления коммерческим предприятием, социальная подсистема рыночной экономики.

Макроэкономика исследует систему хозяйствования в национальной экономике в целом. Ее категории – совокупный спрос и совокупное предложение, национальный продукт и доход, денежная система, инфляция, госбюджет, рынок труда и занятость, социальная защита населения, инвестиции и эффективность национального богатства, макроэкономические пропорции и их регулирование.

Мировая экономика исследует важнейшие формы международных экономических отношений, принципы их функционирования и регулирования. Важнейшими категориями этого раздела являются интернационализация производства, экспорт, импорт, мировой рынок, валютный курс, паритетность и покупательная способность валют, торговый и платежный балансы, различные инструменты и институционально-организационные формы регулирования международных экономических отношений.

Важнейшая задача ЭТ – объяснение и систематизация экономических законов и категорий.

Экономические законы – внутренние общественные повторяющиеся причинно-следственные связи между явлениями и процессами хозяйственной жизни. Бывают общие и частные.

Экономические категории – теоретические научные понятия реально существующих социальных явлений.

Функции ЭТ:

  1.  Теоретическая (познавательная) – ЭТ выражает самые существенные процессы экономического развития, обеспечивает познание сложного мира экономики, взаимосвязи производства, обмена, распределения и потребления, всех элементов и структур общества.
  2.  Практическая – приводит в систему, в определенный порядок всю массу явлений и процессов экономической жизни, создает заинтересованность и целенаправленность в действиях индивидов и вырабатывает принципы, правила, формы хозяйствования субъектов рыночной экономики.
  3.  Мировоззренческая – ЭТ способствует формированию системного, научного мировоззрения, дает представление не только об экономической, но и о социальной направленности развития общества, в котором мы живем;
  4.  Критическая;
  5.  Методологическая;
  6.  Прогностическая.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55068. Всеукраїнська олімпіада з математики 795 KB
  Завдання: сформулювати і довести теореми Чеви і Менедая; показати їх застосування до доведення відомих і доведених раніше тверджень; вчити використовувати ці теореми під час розвязування задач на доведення і обчислення. Напередодні засідання учитель дає завдання трьом учням підготувати доведення тверджень про перетин в одній точці бісектрис внутрішніх кутів трикутника висот і медіан трикутника поділ кожної медіани їх точкою перетину на частини відношення довжин яких дорівнює 2:1 якщо вимірювати довжину першої частини від вершини....
55069. Позакласна робота з математики 223.5 KB
  Але вона має свої особливості: якщо урок проводиться за програмою то позакласні заняття не регламентуються нею що дозволяє вчителю підбирати завдання які відповідають рівню знань та умінь учнів здійснювати індивідуальний підхід проводити їх в цікавій формі спрямовувати на розширення поглиблення знань...
55070. Поняття про форми організації виховного процесу. Характеристика і методика проведення форм поза навчальної виховної роботи 63.5 KB
  Позакласна виховна робота - це здійснювана в позаурочний час різноманітна діяльність учнів під керівництвом учителіввихователів школи спрямована на задоволення інтересів і запитів розвиток їх інтелектуальних можливостей. Принципи на яких ґрунтується позакласна і позашкільна виховна робота Добровільний характер участі в ній учнів враховуються їх інтереси.
55071. Позакласне заняття. Весняні квіти з гофрованого паперу 34.5 KB
  Діти а для того щоб ви дізналися що ми будемо виготовляти сьогодні на занятті я вам пропоную відгадати загадки. Люблять її діти і дорослі за веселу пісеньку струмочків за дзвінкий спів птахів за ніжні проліски за мякий килим з шовкової травиці за ласкаве сонячне проміння за повітря напоєне запахом молодого листя. Діти тому сьогодні на занятті ми будемо виготовляти з паперу крокуси. Діти давайте повторимо послідовність нашої роботи.
55072. Письменники-лауреати Нобелівської премії 601 KB
  Мета: розповісти про засновника премії Альфреда Нобеля; ознайомити учнів з письменниками-лауреатами Нобелівської премії; сприяти перетворенню загальнолюдських цінностей в індивідуальний духовний досвід учнів; виховувати повагу до людської особистості, до скарбів культури; формувати гуманістичні ідеали добра.
55073. Інтелектуальне шоу «Брейн-ринг» 50 KB
  Мета: відновити в пам’яті учнів уявлення про фізичні та хвмвчні властивості хімічних речовин. Розвинути уміння працювати разом, розвинути логічне, творче мислення, увагу, пам’ять. Сформувати науковий світогляд. Виховати працелюбність, наполегливість, колективність в роботі, волю до подолання труднощів, повагу до думки іншого, інтерес до предмета.
55074. АНТРОПОНОМИНАНТЫ В РУССКОМ И ЧЕШСКОМ ЯЗЫКАХ: СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ 517 KB
  Определить критерии отбора антропономинантов; выделить из всех наименований лица антропономинанты со значением профессии, рода занятий, внешних и внутренних качеств человека; изучить словообразовательные способы и средства, по которым образуются наименования лица по профессии, роду занятий, по внешним и внутренним качествам человека;
55075. Исследование прав авторов и их гражданско-правовой защиты 439 KB
  Исследовать понятие авторского права и его компоненты, понятие исключительного права в контексте авторских прав, изучить проблему определения субъектов авторских прав в современной России, проанализировать вопрос определения объектов авторских прав как основополагающей правовой дефиниции при осуществлении авторских прав, дать анализ проблематике защиты имущественных прав авторов
55076. Т.Г.Шевченко – думи мої… думи… 68 KB
  Тарас Шевченко великий легендарний поет казкового краю художник-мислитель палкий захисник соціальних та національних інтересів українського народу великий борець за волю свого народу свого краю обстоював права українського народу на його вільний суверенний розвиток.