9152

Формирование мировоззрения, нравственно-эстетической и гражданской культуры личности

Реферат

Педагогика и дидактика

Формирование мировоззрения, нравственно-эстетической и гражданской культуры личности Формирование научного мировоззрения учащихся. Формирование нравственной культуры школьников. Развитие эстетической культуры детей в педагогическом...

Русский

2013-02-24

96.5 KB

61 чел.

Формирование мировоззрения, нравственно-эстетической и гражданской культуры личности

  1.  Формирование научного мировоззрения учащихся.
  2.  Формирование нравственной культуры школьников.
  3.  Развитие эстетической культуры детей в педагогическом процессе школы.
  4.  Формирование гражданской культуры учащихся в учебно-воспитательном процессе школы.

  1.  Формирование научного мировоззрения учащихся.

Организация и осуществление интеллектуального развития школьников в условиях современного учебно-воспитательного учреждения преследует в отношении каждого ученика главную цельформирование творчески мыслящей личности.

Отсюда важнейшие задачи умственного воспитания учащихся формулируются следующим образом:

  •  развитие интеллектуальной культуры личности современного школьника, познавательных мотивов его деятельности;
  •  формирование навыков мыслительной деятельности учащихся и, в целом, их диалектического мышления;
  •  совершенствование у школьников навыков рациональной организации учебного труда;
  •  формирование у учащихся научного мировоззрения.

На современном этапе ведущими факторами интеллектуального развития учащихся выступают следующие факторы: а) окружающая среда; б) средства массовой информации; в) достижения науки и техники; г) произведения различных видов искусства.

В условиях современного образовательно-воспитательного учреждения выделяются два основных пути развития интеллектуальной культуры учащихся: 1– систематическое обучение учащихся, построенное на основе принципов развивающего обучения; 2 – внеклассная работа по развитию умственных способностей.

Умственное воспитание связано с формированием научного мировоззрения учащихся. Значительную роль при этом играют мировоззренческие умения, к которым относят умение обобщать конкретные факты и делать мировоззренческие выводы; умение раскрывать содержание мировоззренческих идей, оценивать с позиции диалектики природные и социальные явления; умение защищать и обосновывать свою точку зрения, опровергать несостоятельные позиции собеседника.

Однако, прежде всего, необходимо обратиться к трактовке самого понятия «мировоззрение». Этот термин возник в конце ХVIII в. и стал впервые использоваться представителями немецкой классической философии.

В педагогике мировоззрение следует понимать как специфическую форму сознания человека, включающего в себя обобщенную систему его знаний, взглядов, убеждений и идеалов, в которых выражается его отношение к природе и обществу и которые определяют его социальную и нравственно-эстетическую позиции и поведение в различных жизненных сферах (по И.Ф. Харламову).

Качественная характеристика взглядов и убеждений человека может быть различной. В зависимости от содержания мировоззрения и его связей с научными знаниями, верой и жизненным опытом людей в истории развития человечества можно выделить следующие виды  мировоззрения:

  •  мифологическое  – фантастические представления людей о мире в силу отсутствия объективных знаний о явлениях природы;
  •  религиозное – представления о жизни и происхождении мира с позиций различных вероисповеданий; вера в существование бога, бессмертие души и т.д.; в то же время использование физических, исторических, философских и социальных знаний для объяснения некоторых явлений;
  •  обыденное (житейское) – духовный опыт; здравый смысл; стихийные, эмпирические и не всегда систематизированные представления человека о мире;
  •  научное – теоретическое осмысление причинно-следственных связей, характеризующих развитие природных и общественных явлений.  

Научное мировоззрения является объективно верным, ибо именно различные науки служат источником формирования мировоззренческих взглядов и убеждений.

Мировоззрение как целостно-психологическое образование имеет сложную и многоаспектную структуру. Анализируя определения мировоззрения, сделанные учеными с философской, педагогической и социологической точек зрения, можно заключить, что сущность мировоззрения составляют знания, взгляды, убеждения, идеалы. Причем эти элементы целесообразно представить в виде объективного и субъективного компонентов в структуре мировоззрения.

 

Структура мировоззрения

Объективный компонент                             Субъективный компонент

(знания)                                     (взгляды, убеждения, идеалы)

Знания – система научных истин, связанных с осмыслением и пониманием сущности природных и общественных явлений. Для того, чтобы знания способствовали развитию и формированию научного мировоззрения, они должны приобрести для человека субъективный смысл, т.е. перейти в его взгляды и убеждения, сделаться основой выработки его идеалов.

Взгляды – суждения, субъективный вывод человека, связанный с объяснением природных и общественных явлений и выражающий его отношение к этим явлениям.

Убеждения – совокупность глубоко осмысленных и эмоционально пережитых идей, определяющих твердость жизненных позиций личности, характер ее деятельности и поведения. Убеждения – это уверенность человека в правильности своих взглядов, которую он приобрел в результате своего жизненного опыта.

Идеал (греч. – идея, понятие, представление) – это осмысление и эмоциональное принятие наивысшего совершенства в различных жизненных сферах; то, что становится целью деятельности личности, ее жизненным стремлением.

Академик Б.Т. Лихачев в ряду структурных элементов называет также интеллектуальные чувства и теоретическое мышление, относя их к субъективному компоненту. Интеллектуальные чувства при этом автор рассматривает как органические свойства убеждений в виде радости познания, веры в истину, социальный оптимизм и целеустремленность. Теоретическое мышление он представляет как развитую человеческую способность творческого осмысления знаний, явлений действительности, совершенствования мировоззрения и направления воли на реализацию убеждений.     

Мировоззрение выполняет ряд важных общественных функций. В современной педагогике существуют  различные классификации функций мировоззрения. Рассмотрим некоторые из них.

Функции мировоззрения по Б.Т. Лихачеву: просветительная, воспитательная, развивающая, организационная, прогностическая.

Просветительная – научное мировоззрение делает для человека понятным явления природы и общества, вооружает его методами познания действительности, обогащает системой духовно-ценностных ориентаций.

Воспитательная – принятые человеком взгляды и убеждения требуют от него проявления определенных морально-волевых качеств и эстетического отношения к действительности.

Развивающая – внутренняя духовная работа по усвоению содержания мировоззрения включает в активную деятельность мышление, делая его гибким и творческим.

Организационная – научное мировоззрение является исходной позицией в практической деятельности людей.

Прогностическая – научно-теоретическое и практическое осмысление тенденций развития природы и общества, выдвижение созидательных идей, направленных на преобразование окружающей действительности.

Дидактические условия формирования научного мировоззрения:

а) обеспечение глубокой научной доказательности, логической убедительности и непротиворечивости всех усваиваемых выводов мировоззренческого характера:

  •  изложение материала на основе ярких и убедительных фактов и их глубокого анализа;
  •  обеспечение научного истолкования всех изучаемых явлений, процессов, их причинно-следственных связей;
  •  побуждение учащихся к выяснению всех возникающих у них в ходе обучения вопросов, формирование эмоционального заинтересованного отношения учащихся к изучаемым фактам.
  •  тесная связь обучения с жизнью; вовлечение школьников в практическую деятельность, позволяющую осмыслить изучаемый материал.

б) придание обучению общественной направленности (раскрытие социально-идеологической основы общества, осмысление тенденций демократического развития общества.

в) соблюдение принципа историзма при изучении программного материала (раскрытие генезиса и сложных путей развития истины в науке, осознание закономерностей эволюции природных явлений и общественно-экономических изменений).

г) развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся в процессе урочных и внеклассных занятий (факультативов, конференций, кружков, диспутов и т.д.).

д) учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в ходе учебно-воспитательного процесса (младшие школьники в силу отсутствия жизненного опыта не могут иметь сформированное мировоззрение).

е) влияние личности учителя (авторитет педагога, демонстрация им собственных мировоззренческих позиций, основанных на правильном понимании закономерностей развития природы и общества, являются примером для учащихся).  

  1.  Формирование нравственной культуры школьников.

Нравственные нормы – это «выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в различных сферах общественной и личной жизни»   (И.Ф. Харламов).

Это формулировка подводит нас к трактовке термина «мораль». В переводе с латинского «моралис» означало уклад, привычку, нравы. В современной авторской трактовке мораль выглядит следующим образом: «Мораль – особый способ духовного освоения действительности, организующий и регулирующий общественную жизнь человека через выработку общечеловеческих духовных ценностей и свободное, добровольное и бескорыстное следование им» (В.А. Кондрашов «Нравственные ценности и личность»).

В этике мораль понимают как систему выработанных в обществе норм, правил и требований, которые предъявляются к личности в различных сферах жизни и деятельности.     

  В зависимости от того как освоена и принята человеком мораль, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведение с действующими моральными нормами и принципами, можно судить о его уровне нравственности. Следовательно, нравственность – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства как доброта, честность, справедливость, трудолюбие, ответственность, порядочность и т.д. (В.А. Сластенин).

И.Ф. Харламов в свою очередь определяет нравственность человека как совокупность его сознания, чувств, навыков и привычек поведения, связанных с соблюдением этих норм и требований.  

Исходя из сказанного выше можно  определить цель нравственного воспитания – формирование у школьников нравственного сознания, нравственных чувств, нравственных навыков и привычек поведения.   

 Нравственное сознание – знание моральных принципов и норм, осмысление соответствия своей моральной позиции принятым в обществе нормам (Б.Т. Лихачев).

 Нравственные ценности значимость объектов окружающего мира для человека, группы людей, общества в целом; оценка этой значимости, исходя из моральных принципов, норм, идеалов, установок, целей (БЭС). Все нравственные ценности В.С. Кукушин делит на объективные (ценности вокруг нас – добро, справедливость, милосердие и т.д.) и субъективные (ценности внутри нас – качества личности). Задача воспитателя – объективные ценности переместить в область внутренних качеств личности.   

Нравственные чувства субъективное восприятие человеком  моральных норм, принципов, идеалов, проявляющееся в  его отношении к себе, к окружающим людям, к природе, к происходящим событиям, ко всей окружающей действительности.  

Нравственное поведениесознательное следование человека в собственных действиях и поступках моральным принципам и нормам (Б.Т. Лихачев).  

Критерии нравственной воспитанности личности (Н. Горожанкина):

– глубина осмысления правил морали;

– степень развитости и сформированности нравственных умений, навыков и привычек нравственного поведения;

  •  характер моральной ориентации в сложных нравственных ситуациях;
  •  степень принципиальности;
  •  меры нравственной требовательности к себе, к людям;
  •  характер поведения наедине с собой и в коллективе;
  •  наличие гуманистических черт характера и поведения;
  •  степень уважительного и доброжелательного отношения к людям;
  •  уровень развития чувства собственного достоинства;
  •  уровень развития совести, чести, стыда.  

  1.  Развитие эстетической культуры детей в педагогическом процессе школы.

Термин «эстетика» произошел от греческого слова «эстетикос», что означает «имеющий отношение к чувственному восприятию». Эстетика – философская наука о прекрасном в действительности, об особенностях познания и преобразования мира «по законам красоты», об общих закономерностях искусства.

Термин «эстетика» введен в научный обиход немецким философом-рационалистом Александром Баумгартеном в 1750 г., но сама наука зародилась в глубокой древности, в эпоху рабовладельческого общества в Египте, Вавилоне, Индии и Китае.

 Основные категории эстетики – прекрасное и безобразное.

 Прекрасное – это, то, что в наивысшей степени соответствует глубинным лучшим человеческим потребностям, представлениям, целям. Прекрасное выполняет функцию соответствия между природой и человеком, предметом и человеком, и, как правило, вызывает человеческие эмоции. «Эмоции» – понятие также греческого происхождения, которое означает душевное переживание, волнение. У человека наблюдается два класса полярных эмоций: положительные (приятные ощущения и чувства, вызывающие удовлетворение, восхищение и т.д.) и отрицательные (неприятные чувства, побуждающие человека к устранению и избеганию вызывающих их обстоятельств). Отрицательные эмоции, как правило, вызываются предметами, поступками и т.д., характеризующимися категорией безобразного.     

Высшим продуктом развития эмоций у человека становятся чувства, которые превращаются в доминанту эмоциональной жизни. Чувства – это устойчивые эмоциональные отношения человека к окружающей действительности; они осознаются, мотивируются и могут управляться человеком.

 Категория прекрасного имеет два основных критерия:

1) соответствие содержания и формы (предмета, объекта и т.д.);

2) гармоничное соотношение всех сторон предметов и явлений в конкретных условиях.   

Эстетика как наука служит развитию у людей чувства прекрасного.

Эстетическое воспитание – целенаправленный систематический процесс развития эстетических идеалов, потребностей и вкусов воспитанников.

Психологическая основа эстетического воспитания – художественно-эстетическое восприятие – заключается в эстетическом отношении к миру. Требует развитой способности к восприятию формы, цвета, композиции, музыкального слуха, стиля, тональности, мышления художественными образами.

Эстетическое восприятия способствует развитию эстетического чувства.

Эстетическое чувство – субъективное эмоциональное состояние, вызванное оценочным отношением человека к эстетическим явлениям действительности или искусства. Основано на эстетическом переживании  - более короткое во времени эмоциональное субъективное состояние (страдание, радость, восторг и др.).

Эстетическая потребность – устойчивая нужда в общении с художественно-эстетическими ценностями.

Эстетическое сознание – осознанное эстетическое отношение, выраженное совокупностью идей, теорий, взглядов.

Эстетический идеал – центральное звено эстетического сознания, социально обусловленное представление о красоте.

Эстетическое суждение – идейно-эмоциональная оценка эстетического явления.

Художественно-эстетический вкус – эстетическое сознание + эстетическое чувство.

Структура эстетического воспитания

Эстетическое воспитание

Художественное воспитание                 Воспитание учащихся средствами

                                                                       окружающей действительности 

 

Художественное воспитание – целенаправленный процесс формирования у детей способности воспринимать, чувствовать, оценивать произведения искусства, а также самостоятельно создавать художественные ценности.  Художественное воспитание подразумевает и художественное образование – процесс освоения школьниками искусствоведческих знаний, умений и навыков, формирование у них мировоззренческих установок отношения к искусству и художественному творчеству. Результат художественного воспитания и художественного образования – художественно-творческое развитие детей (целенаправленное развитие способностей и дарований детей в различных областях искусства).

Воспитание учащихся средствами окружающей действительности – приучение и стимулирование учащихся к проявлению эстетических вкусов, суждений и чувств в различных сферах жизнедеятельности человека (трудовая деятельность, рабочая обстановка, быт, межличностные отношения, отношения к природе, внешний вид – прическа, одежда, макияж).   

Функции эстетического воспитания:

  •  Раскрытие мира реально существующей красоты.
  •  Воспитательная функция искусства.
  •  Художественно-эстетическое просвещение.
  •  Функция развития (способность к художественному творчеству).
  •  Организационно-педагогическая функция (занимает свободное время).
  •  Средство самовыражения.
  •  Катарсис.

Цель эстетического воспитания – эстетическое развитие личности.

Эстетическое развитие – организованный процесс становления в ребенке природных сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, творческого воображения, эстетического переживания, образного мышления и формирования духовных потребностей.

Задачи эстетического воспитания можно разделить на 2 группы:

  1.  Приобретение теоретических знаний (решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям).
    1.  Формирование практических умений (решает вопросы активного включения в эстетическую деятельность).

Таким образом, можно выделить следующие задачи эстетического воспитания:

- формирование эстетических знаний;

- воспитание эстетической культуры;

- овладение эстетическим и культурным наследием;

- формирование эстетических отношений;

- развитие эстетических чувств;

- формирование эстетических потребностей;

- формирование эстетического идеала

- формирование стремления быть прекрасным во всем: мыслях, делах, поступках, внешнем виде.

В условиях современной школы выделяются два пути эстетического воспитания учащихся: 1) учебный процесс; 2) внеклассная и внешкольная воспитательная работа с учащимися.

Все учебные предметы, наряду с передачей детям основ наук, содержат специфические возможности по эстетическому воспитанию учащихся. В этом отношении своеобразна роль физики, химии, биологии, математики, истории, физической культуры, трудового обучения. Среди всех школьных предметов выделяются дисциплины художественного цикла: литература, музыка, изобразительное искусство, так как их содержание направлено на нравственно-эстетическое воспитание школьников.

Огромные возможности по эстетическому воспитанию учащихся содержит внеклассная и внешкольная воспитательная работа. Во-первых, это систематическое занятие школьников в театральных студиях и студиях  изобразительного искусства; кружках, студиях и ансамблях художественной самодеятельности (вокальных, музыкальных, хореографических и т.д.) и декоративно-прикладного творчества. Во-вторых, это периодические формы работы с учащимися – различные концерты; выставки творческих работ учащихся; музыкальные и театральные фестивали; конкурсы художественной самодеятельности; недели детской книги; литературно-музыкальные композиции; тематические вечера с участием поэтов, писателей, художников, музыкантов, артистов и т.д. Все эти формы работы преследуют главную цель – духовное обогащение учащихся, формирование их культурных потребностей, развитие эстетических вкусов и творческих способностей через приобщение к художественно-творческой деятельности.      

В ходе учебной, а также внеклассной и внешкольной воспитательной работы по эстетическому воспитанию учащихся необходимо соблюдать ряд педагогических принципов, обусловливающих эффективность этой работы:

  •  всеобщность эстетического воспитания и художественного образования (стимулирование всех учащихся к развитию и совершенствованию эстетических вкусов и творческих способностей);
  •  комплексный подход к процессу эстетического воспитания школьников (полноценное использование возможностей учебного и воспитательного процессов в ходе эстетического воспитания учащихся);
  •  принцип органической связи художественно-эстетического воспитания учащихся с жизнью, взаимосвязь эстетического и нравственного воспитания;
  •  принцип эстетизации всей детской жизни (организация отношений, деятельности, общения школьников по законам «красоты» – оформление классных кабинетов, опрятность костюма, форма отношений с одноклассниками и взрослыми и т.д. Все это постигается на примере педагогов, работающих с детьми в школе);
  •  принцип учета психологических закономерностей эстетического восприятия (эстетическое восприятие объектов, предметов и т.д. зависит от эстетического опыта ребенка и степени сформированности у него эстетических представлений);
  •  эмоциональный характер эстетического воспитания (восприятие произведений искусства, самостоятельная художественно-творческая деятельность учащихся должна вызывать у них определенные эмоции и чувства, способствующие развитию их духовной культуры).    

4. Формирование гражданской культуры учащихся в учебно-воспитательном процессе школы.

Основой формирования гражданской культуры является правовое воспитание.

Правовое воспитание представляет собой составную часть гражданского воспитания личности, т.к. законодательство – один из важнейших каналов проведения в жизнь политики государства. Понятие «законодательство» тесно связано с понятием «право».

Право – это совокупность норм и правил поведения людей, выраженных в законах, постановлениях государственных органов власти, и регулирующих отношения (межличностные, производственные и др.) между гражданами в данном обществе. В отличие от морали право имеет юридическую силу, и его соблюдение обеспечивается государственным принуждением. Законы регулировали жизнь людей в обществе еще до нашей эры (Сборник законов царя Хаммурапи).

Юридической базой для всех правовых актов и законодательной деятельности служит Конституция страны – основной закон, который определяет взаимоотношения в конкретном государстве, социальную и экономическую основу, формы собственности, права и обязанности граждан, систему органов власти  и механизм их формирования и др.

Право выполняет в жизни общества ряд важнейших социальных функций.

Регулирующая функция  На основе Конституции разрабатывается и действует законодательство в различных областях общественной жизни: трудовое, гражданское, семейное, уголовное, административное, о собственности, о предприятии, о кооперации и т.д.

Защитная или охранительная функция. Оберегает закон, права, собственность и жизнь граждан от нарушений и преступлений. Исполняется специальными правоохранительными органами: судом, прокуратурой, адвокатурой, арбитражем, нотариатом.

 Воспитательная функция. Раскрывается идеал поведения человека в правовом демократическом обществе – активное и сознательное исполнение им норм нравственности и права. Это подтверждает взаимодействие педагогической и юридической наук, направленное на формирование нравственно-правовой культуры личности.

Основополагающей для педагогики является воспитательная функция, на основе которой правовое воспитание трактуется как организованное систематическое и целенаправленное влияние школы, семьи и других социальных институтов воспитания (общественные объединения, инспекция по делам несовершеннолетних и др.), направленное на формирование нравственно-правовой культуры личности.

Цель правового воспитания – формирование правового сознания формирующейся личности и введение учащихся в сложную систему правовых отношений. Рассмотрим структуру правового сознания личности.

Структура правового сознания личности.

Структура правового сознания

Правовая грамотность        Нравственно-правовые  Правовое мышление

                                                      чувства    

Правовая культура личности

 Правовая грамотность. Общее знакомство учащихся с правовыми основами государства (Конституция, «Конвенция о правах ребенка», закон «О правах детей», закон «Об образовании в Республике Беларусь» и др.), видами права и нормами, регулирующими отношения людей на основе закона (законодательства). Таким образом, каждый выпускник школы должен освоить за время обучения нормы и правила поведения в обществе, свои права и обязанности, основные положения о труде, брачно-семейные права, законодательство о здравоохранении, основные положения гражданского и уголовного кодекса.      

 Нравственно-правовые чувства. Воспитание у школьников уважения к закону, нормам жизни общества, чувства патриотизма, гражданской совести, ответственности за свои действия и поступки, чувства долга, милосердия, негодования в отношении нарушителей закона.

 Правовое мышление. Умение оценивать собственные замыслы, поступки, поведение  и поведение других людей с точки зрения правовых норм.

Результат сформированности правового сознания личности определяет ее правовую культуру, под которой понимают наличие системы правовых знаний, развитой нравственно-правовой эмоциональной сферы и мышления, умений использовать нормы права в интересах организаций и своих собственных интересах без их нарушения.     

Задачи правового воспитания школьников:

1. Добиваться усвоения учащимися системы знаний по вопросам государства и права.

2. Воспитывать уважительное отношение школьников к законам своего государства, убеждать в необходимости их выполнения.

3. Прививать учащимся навыки правомерного поведения, потребность активно защищать в установленном порядке интересы и права, как личные, так государственные и общественные.

4. Вырабатывать у воспитанников активную гражданскую позицию, нетерпимость к нарушителям правопорядка.

 В педагогическом процессе правовое воспитание имеет систематический характер.

 Младшие школьники первые представления о правах и обязанностях получают при изучении «Правил для учащихся», в которых предписаны правила поведения учеников в школе и обществе.

 В старших классах с целью нравственно-правового и социального воспитания изучается предмет «Человек. Общество. Государство», который позволяет освоить систему знаний об основных функциях государства, принципах и нормах права, правах и обязанностях граждан, роли государства в социальной, экономической, политической, культурной жизни народа и т.д.        

Элементы правового воспитания, формирования ответственного отношения человека к природе, собственным здоровью и жизни, а также здоровью и жизни окружающих людей в определенной мере присутствуют и на уроках истории, литературы, биологии, географии, химии.

Однако больше возможностей для правового воспитания мы наблюдаем в ходе внеклассной воспитательной работы.   

С учащимися среднего и старшего школьного звена эффективными будут в плане правового воспитания следующие внеклассные формы работы: беседы, диспуты, конференции, просмотр фильмов, встречи с работниками правоохранительных органов, круглые столы, тематические вечера, выставки литературы по правовым вопросам, конкурс стенгазет, викторины и конкурсы на правовую тематику. Эффективными являются и систематические формы правового воспитания, например, деятельность кружка «Юный юрист» или клуба «Правопорядок».

Приведем  примерную тематику представленных форм работы по правовому воспитанию.   

Беседы (для 5- 8 классов):

1. «Моя милиция – меня бережет»

2. Каждый из нас – будущий хозяин своей страны

3. Ты в ответе за себя и за других

4. «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан…»

5. Наш труд охраняется законом

6. Общественный порядок и безопасность граждан   

Тематические вечера (для 8–11 классов):

1. Право и мораль в нашем обществе

2. Твой образ жизни

3. Твои права и обязанности

4. Верный долгу (посвящен Дню милиции)

5. Преступления могло и не быть  

Дискуссии (для 9–11 классов):

1. Общественное достояние и личное благополучие. Как совместить эти понятия?

2. Что значат для тебя гражданский долг и честь ?

3.  Труд, карьера, стяжательство. Твое отношение к этим понятиям.  

Нравственное и правовое воспитание – наиболее сложный участок воспитательной работы. Сегодня необходимо создание системы нравственно-правового воспитания в каждой школе с привлечением к этой работе органов образования, опеки и попечительства, правоохранительных органов, общественных организаций, центров социально-педагогической работы.

PAGE  6


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60538. Письмо строчной буквы «и» 79 KB
  Создание условий для формирования каллиграфического написания строчной буквы и. Предметные: способствовать усвоению гигиенических правил письма; сравнивать печатную и письменную буквы; конструировать буквы из ниток...