91521

Домашнее хозяйство как экономический субъект. Понятие общей и предельной полезности

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Понятие общей и предельной полезности Домашнее хозяйство – основная потребительская единица рынка которая: 1 формирует предложение экономических ресурсов на различных ресурсных рынках 2 формирует спрос на готовые товары и услуги стремясь уравновесить полученные факторные доходы с потребительскими расходами 3 является субъектом налогообложения физическим лицом а также стороной получающей трансфертные платежи из государственного бюджета. Если мы обозначим это удовлетворение вслед за теорией предельной полезности как полезность то...

Русский

2015-07-21

61.2 KB

0 чел.

Домашнее хозяйство как экономический субъект. Понятие общей и предельной полезности

Домашнее хозяйство – основная потребительская единица рынка, которая:

1) формирует предложение экономических ресурсов на различных ресурсных рынках,

2) формирует спрос на готовые товары и услуги, стремясь уравновесить полученные факторные доходы с потребительскими расходами,

3) является субъектом налогообложения, физическим лицом, а также стороной, получающей трансфертные платежи из государственного бюджета.

Потребитель оценивает ощущение удовольствия, удовлетворения, изменяет интенсивность потребностей в том или ином благе.

Домашнее хозяйство, покупая на рынке готовые товары и услуги, решает главные вопросы потребительского рынка:

Что купить? Как уложиться в ограниченный бюджет? Какая покупка доставит наибольшее удовлетворение?

В основе современной теории потребления лежат следующие методологические принципы.

Принцип свободы выбора и суверенитета потребителя. На первый взгляд может показаться, что главными действующими субъектами в экономической системе являются производители, ведь именно они определяют объем и структуру производства, имеют возможность оказывать влияние на уровень цен на товары и услуги, а результатом их эффективной деятельности является возможность получения прибыли. В этих условиях допустимо производство лишь такого товара, который может быть продан на рынке по цене, превышающей издержки производства. Именно в этом моменте и смещается акцент из сферы производства в сферу потребления. Если потребитель отдал за товар определенную сумму денег, превышающую издержки производства, значит, производитель получит прибыль и сможет продолжать свою деятельность. В ином случае производитель не реализует свой товар, потерпит убытки и в конце концов разорится. Именно это свидетельствует о суверенитете потребителя, т.е. о возможности влияния на объем и структуру производства посредством формирования спроса на конкретные товары и услуги.

Необходимым моментом суверенитета потребителя выступает свобода потребительского выбора. В действительности часто встречается ограничение такой свободы. В основе подобного рода ограничений лежат весьма разнообразные мотивы: чрезвычайные обстоятельства, желание уберечь население от вредного блага, стремление обеспечить гражданам равенство в потреблении. Результатом же такого действия станет отказ от подобного рода суверенитета потребителя. Люди уже не смогут сигнализировать производителю о своем отношении к конкретным товарам и услугам и передавать ему ту сумму денежных средств, которую сочтут нужной. Производитель же не сможет расширить производство благ, необходимых потребителю. Все решения о производстве будут приниматься административными органами исходя из их собственных предпочтений.

Надо заметить, что свобода потребительского выбора является важным, но не достаточным условием суверенитета потребителя.

Принцип рационального поведения человека в экономике. Считается, что каждый потребитель имеет свою субъективную шкалу предпочтений, т.е. знает, что ему нравится больше, а что меньше. Из множества товарной массы  индивид стремится выбрать наиболее предпочтительный товар или их набор, а также определяет объем этого выбора. Такой принцип называется гипотезой рациональности. Термин «рациональность» не стоит толковать в том плане, что человек, истративший весь свой доход на покупку цветов  любимому человеку, нерационален, а человек, отложивший деньги на автомобиль, рационален. С точки зрения экономиста, они оба ведут себя рационально, если они только на самом деле самостоятельно выбрали для себя эти варианты. Ученые не оценивают шкалу предпочтений потребителя, для них важен лишь тот факт, что она реально существует, и человек пытается получить максимум удовлетворения в соответствии со своим доходом. Если мы обозначим это удовлетворение вслед за теорией предельной полезности как «полезность», то принцип рациональности потребителя можно сформулировать следующим образом: при заданных ценах и доходе потребитель стремится распределить свои денежные средства так, чтобы получить максимум полезности.

Принцип редкости. В соответствии с ним в теорию было заложено предположение об ограниченной, фиксированной величине производства того или иного товара. В результате цена попадала в полную зависимость от спроса, а последний увязывался с субъективными оценками блага потребителя.

Принцип полезности. Полезность объявляется целью потребления и рассматривается как свойство экономических благ удовлетворять потребности. Приведем пример. Различают общую и предельную полезности. Предположим, что конкретный потребитель в состоянии измерить в условных единицах  полезность от потребления определенного количества сахара. Пусть он может потреблять этот продукт следующими способами: добавлять в кофе, использовать при выпечке торта, для приготовления варенья и т.д.

Полезность, которую потребитель извлекает из каждой дополнительной единицы блага, называют предельной полезностью. В свою очередь, сумма предельных полезностей дает общую полезность некоторого количества блага.

Принцип убывания предельной полезности в потреблении (законы Госсена). Ученый описал правила рационального поведения индивида, стремящегося извлечь максимум полезности из своей хоздеятельности. Первый закон Госсена можно сформулировать следующим образом. Во-первых, в одном непрерывном акте потребления полезность последующей единицы блага уменьшается по сравнению с полезностью при первоначальном потреблении. Значение первого закона состоит в том, что он позволит различать общую и предельную полезность данного блага; вывести аксиому достижения потребителем состояния равновесия, т.е. такого состояния, при котором происходит извлечение максимума полезности из имеющихся в его распоряжении ресурсов.

Достигнуть же состояния равновесия возможно, если субъект будет использовать второй закон Госсена. Содержание его сводится к следующему: «Индивидуум, обладающий свободой выбора между некоторым числом разных видов потребления, но не имеющий достаточно времени использовать все их сполна, в целях достижения максимума своего наслаждения, как бы различна ни была абсолютная величина отдельных наслаждений, должен, прежде чем использовать полностью наибольшее из них, использовать все их частично и притом в таком соотношении, чтобы размер каждого наслаждения в момент прекращения его использования у всех видов потребления оставался равным». Значит, чтобы получить максимум полезности от потребления определенного набора благ за конкретный период времени, необходимо каждое из них потребить в таких количествах, при которых предельная полезность всех потребляемых благ будет равна одной и той же величине.

Принцип учета дохода потребителя. Он позволяет трансформировать потребности в спрос, т.е. придать им денежную форму. Зависимость между уровнем дохода и типом потребляемых благ была сформулирована в XIX в. Энгелем: при низком доходе потребители расходуют его на приобретение предметов первой необходимости, а по мере роста дохода растет потребление предметов роскоши.

Принцип излишка потребителя. Потребитель, появляясь на рынке, покупает определенное количество необходимого ему товара по конкретной цене. Произвел ли он при этом эквивалентный обмен? Покупатель приобретает товар в количестве, при котором предельная полезность последней единицы, выраженная в денежной форме, равна цене товара. Однако в соответствии с законом Госсена, предельная полезность каждой предшествующей единицы больше последующей, цена же одинакова. Таким образом, полезность всех приобретаемых единиц товара, кроме последней, больше той цены, которую покупатель за нее платит. Отсюда следует, что индивид, произведя покупку, оказывается в выигрыше.

В современной науке существует два подхода к объяснению оценки потребителем обобщенной полезности разных благ:

  1.  кардиналистский (количественный);
  2.  ординалистский (порядковый).

Первый подход ориентирует покупателя на точное измерение количества единиц полезности при совершении покупки. При этом оценка носит субъективно-психологический характер.

Правило кардиналистов, в соответствии с которым можно максимизировать удовлетворение потребностей, заключается в таком распределении денежного дохода потребителя, при котором последняя денежная единица, затраченная на покупку каждого вида продуктов, приносила бы одинаковую предельную полезность. Равенство взвешенных предельных полезностей и представляет собой правило максимизации полезности. В такой ситуации ничто не будет побуждать потребителя к изменению структуры расходов, он будет находиться в состоянии равновесия. Более того, ему не выгодно изменять структуру потребления, поскольку всякое такое изменение только ухудшит его благосостояние.

Для количественного выражения процесса покупки предлагается использование следующих понятий:

  1.  Общая (или совокупная полезность) (TU).
  2.  Предельная (маржинальная) полезность (MU).
  3.  Взвешенная по цене предельная полезность (MU/P).
  4.  Правило максимизации полезности.

TU = f(x1,x2,x3…xn) – прямая связь между количеством единиц купленного блага и уровнем удовлетворения покупателя.

TU

  1.                                              Q

MU – прирост совокупной полезности при покупке дополнительных единиц блага.

MU

100

100

80

60

                                  MU

 0          1      2       3            4               Q

В экономике действует закон убывания предельной полезности, означающей, что с увеличением количества потребляемых единиц блага совокупная полезность будет увеличиваться снижающимися темпами.

MU/P – учет в потребительском выборе фактора цены на покупаемое благо. MU/P позволяет приводить различные блага к сопоставимому виду.

Правило максимизации полезности позволяет оценить оптимальную покупку с учетом максимальной общей полезности и бюджетных ограничений покупателя:

.

Ординалистский подход отказывается от точного количественного соизмерения единиц полезности совершенных покупок и концентрирует внимание на ранжировании потребностей и потребительских наборов, с помощью которых удовлетворяется та или иная потребности. Хотя этот подход и возник позже, он занял достойное место в экономике.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36677. Моделювання електронних систем методичний посібник 2.66 MB
  Дані методичні вказівки призначені для практичних, самостійних робіт, виконання контрольних робіт, підготовки до модульного контролю студентів денного та заочного відділення професійного рівня навчання «Магістр» зі спеціальності «Електронні системи» денної та заочної форм навчання.
36678. МАРКСИЗМ ТА НЕОМАРКСИЗМ 46.5 KB
  Виникнення та сутність марксизму. Виникнення та сутність марксизму Класична німецька філософія завершує класичний етап розвитку філософії. Філософія марксизму відрізняється від учень його послідовників: І. Віддаючи належне теорії марксизму яка націлила класову боротьбу пролетаріату на завоювання політичної влади і організацію соціалістичного...
36679. НІМЕЦЬКА КЛАСИЧНА ФІЛОСОФІЯ. Конспект лекції 69.5 KB
  НІМЕЦЬКА КЛАСИЧНА ФІЛОСОФІЯ ПЛАН 1. Умови формування та особливості німецької класичної філософії.Умови формування та особливості німецької класичної філософії. Важливу роль у формуванні німецької класичної філософії відіграли досягнення природознавства та суспільних наук: стали розвиватися фізика і хімія просунулося вперед вивчення органічної природи.
36680. ФІЛОСОФІЯ НОВОГО ЧАСУ. Лекція 107 KB
  Проблема методу пізнання. Проблема методу пізнання. Спочатку ці обидва види матеріалізму виступають спільно: і той і інший розпочинають критику схоластики з питання про метод пізнання з метою подолання не лише схоластичної відірваності від досвіду практики але й притаманного схоластиці ідеалізму. Бекон в Англії Декарт у Франції Спіноза в Голландії – при всіх відмінностях їх один від одного збігаються між собою у цьому розумінні мети й завдань пізнання.
36681. ФІЛОСОФІЯ СЕРЕДНЬОВІЧНОГО СУСПІЛЬСТВА ТА ВІДРОДЖЕННЯ 98.5 KB
  Короленка Кафедра філософії Опорний конспект лекції з курсу ФІЛОСОФІЯ на тему: ФІЛОСОФІЯ СЕРЕДНЬОВІЧНОГО СУСПІЛЬСТВА ТА ВІДРОДЖЕННЯ для студентів ІІ курсів усіх факультетів Полтава2011 Тема: Філософія середньовічного суспільства та Відродження ПЛАН 1. А звідси й космоцентризм філософії – намагання зрозуміти сутність природи космосу світу в цілому. Для філософії середньовіччя головним орієнтиром стала не природа а Бог. Саме цим і зумовлювався теоцентризм філософії епохи середньовіччя – істинною реальністю всього світу є Бог а не...
36682. АНТИЧНА ФІЛОСОФІЯ 147.5 KB
  Короленка Кафедра філософії Опорний конспект лекції з курсу ФІЛОСОФІЯ на тему: АНТИЧНА ФІЛОСОФІЯ для студентів ІІ курсів усіх факультетів Полтава2011 Тема: Антична філософія VI ст. Періодизація античної філософії. Класичний період давньогрецької філософії 4. Періодизація античної філософії.
36683. ФІЛОСОФІЯ СТАРОДАВНЬОГО СХОДУ. Лекційне заняття 98 KB
  Поєднують ж їх позиції наступні риси: Віра в пануючі у світі порядок і справедливість завдяки закону Карми – всі гарні чи погані вчинки людини викликають відповідні наслідки в цій та наступних життях; Ідея вічного круговороту як нескінченного переродження всіх живих істот – сансара: Всесвіт – арена де кожен на протязі всього життя відіграє певну роль де смерть не лякає людину адже вона залишається безсмертною перевтілюючись у наступному житті в іншу істоту; Концепція Мокші – найвищої мети життя людини: необхідності звільнення її від...
36684. ФІЛОСОФІЯ, ЇЇ ПРОБЛЕМИ ТА РОЛЬ В ЖИТТІ ЛЮДИНИ І СУСПІЛЬСТВА 86 KB
  Короленка Кафедра філософії Опорний конспект лекції з курсу ФІЛОСОФІЯ на тему: ФІЛОСОФІЯ ЇЇ ПРОБЛЕМИ ТА РОЛЬ В ЖИТТІ ЛЮДИНИ І СУСПІЛЬСТВА для студентів ІІ курсів усіх факультетів Полтава2009 ТЕМА: ФІЛОСОФІЯ ЇЇ ПРОБЛЕМИ ТА РОЛЬ В ЖИТТІ ЛЮДИНИ І СУСПІЛЬСТВА ПЛАН 1. Філософія як любов до мудрості 2. Філософія як форма суспільної свідомості 4. Міф релігія філософія – як етапи сходження людської самосвідомості 1.
36685. ДУХОВНЕ ЖИТТЯ СУСПІЛЬСТВА І КУЛЬТУРА. ФОРМАЦІЯ І ЦИВІЛІЗАЦІЯ У СВІТОВІЙ ІСТОРІЇ 89.5 KB
  Філософське поняття культури. Навпаки врахування специфіки індивідуальної свідомості її багатогранності неповторності всього того що становить сутність духовності особистості є надзвичайно важливою умовою формування та розвитку цінностей духовної культури свідомості людини. Філософське поняття культури. Існує декілька сот визначень того що можна назвати культурою десятки підходів до її вивчення теоретичних концепцій моделей культури.