91527

Понятие финансов и их функции. Государственные и частные финансы

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Таким образом финансы это совокупность отношений по поводу формирования распределения и использования общегосударственных и децентрализованных фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения ВВП...

Русский

2015-07-21

84.21 KB

0 чел.

Понятие финансов и их функции. Государственные и частные финансы

Финансы – категория не только экономическая, но и историческая. Историческое образование финансов связано с уравновешиванием ТДО и усилением роли государства, переходом от простой финансовой статистики к денежной, с взиманием налогов в денежной форме.

Финансы – лат “finansia” – “платёж, срок платежа”. Он получил распространение в торговых городах Италии в эпоху позднего средневековья. Он означал совокупность деловых открытий между государством и населением по поводу образования денежных ресурсов государства. С развитием капиталистических отношений финансы стали включать в себя отношения по поводу формирования денежных фондов предприятий и домохозяйств.

Таким образом, финансы – это совокупность отношений по поводу формирования, распределения и использования общегосударственных и децентрализованных фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения ВВП, необходимых для осуществления государственных функций и обеспечения расширенного воспроизводства.

Основные признаки финансов:

1.Финансы не являются эквивалентом денег, они –  особые денежные отношения.

2. К финансовым относятся не все денежные отношения, а лишь те из них, посредством которых осуществляется движение стоимости, непосредственное движение товаров.

3. Финансовые отношения имеют распределительный характер, т.е. они связаны не с созданием, а с распределением и перераспределением уже созданной стоимости.

4. В результате финансовых отношений создаются фонды денежных средств, имеющие целевое назначение.

Источник финансовых ресурсов  –  сумма прибыли в сфере производства, т.е. прибавочный продукт.

Функции финансов:

  1.  распределительная,
  2.  регулирующая,
  3.  контрольная.

Распределительная функция позволяет:

1. Создать целевые финансы денежных средств на уровне хозяйственных субъектов, населения, государства, органов местного самоуправления.

2. Осуществить внутрихозяйственное, внутри- и межотраслевое, межтерриториальное перераспределение между производственной и непроизводственной сферами и социальными группами.

3.Создавать резервы на уровне хозяйственного субъекта, государства, домашнего хозяйства.

Регулируемая функция позволяет упростить экономическую деятельность в обществе в соответствии с правовыми нормами.

Контрольная функция выполняется в ходе движения финансовых ресурсов, когда их показатели позволяют нам дать характеристику результатов деятельности как данного субъекта хозяйствования, так и экономики в целом.

Дальнейшим развитием и конкретизацией понятия «финансы» является понятие «финансовая система». Финансовая система – это совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений и соответствующих им финансовых учреждений, организующих образование, распределение, использование централизованных и децентрализованных денежных средств.

Финансовые отношения можно разделить на две крупные сферы:

1. Централизованные финансы (гос. и о/гос. финансы).

2. Децентрализованные финансы (финансы субъектов хозяйствования).

Государственный бюджет – доходы и расходы государства. Внебюджетные финансы – это средства правительства и местных органов власти, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. Это –  резерв, к которому прибегает правительство в случае финансовых трудностей. Они имеют строго целевое назначение.

Внебюджетные финансы – это фонд пенсионного обеспечения, занятости, медицинского страхования.

Как правило, они формируются за счёт обязательных целевых отчислений предприятий (устанавливаемых в % к фонду оплаты труда).

Государственный кредит – денежные отношения, в которых государство выступает как заемщик средств.

Основные формы государственного кредита:

  1.  продажа на фондовом рынке облигаций и казначейских обязательств,
  2.  денежная  или кредитная эмиссия.

Государственное страхование –  создание резервных фондов для защиты субъектов хозяйствования, организаций и граждан от различного вида рисков.

В январе 2009 финансовой системе Республики Беларусь 90 лет.

Современная финансовая система Республики Беларусь. 

  1.  Децентрализованные финансы:
  2.  коммерческих организаций;
  3.  финансы некоммерческих организаций;
  4.  финансы домашнего хозяйства.
  5.  Централизованные финансы:
  6.  государственный бюджет;
  7.  целевые фонды(бюджетные и внебюджетные);
  8.  государственный кредит.
  9.  Органы управления финансами.

Структура финансовой системы определена  Гражданским кодексом Республики Беларусь в 1998 г.

Государственный бюджет Республики Беларусь включает в себя:

-бюджеты областей                                         Консолидированный

-бюджет города Минска                                 Бюджет Республики Беларусь

Внебюджетных фондов в России больше 30, а в Республике Беларусь в связи с тем, что контроль за их использованием был недостаточным, они были либо отменены, либо с 1998 года включены в состав государственного бюджета. В настоящее время только фонд социальной защиты населения (ФСЗН) сохранил статус внебюджетного.

В соответствии с законом о бюджете его средства включены в состав бюджета. В областях создаются местные целевые бюджетные  фонды - инновационные.

Финансовый аппарат Республики Беларусь (регламентирует деятельность финансовые системы):

  1.  Парламент (Национальное собрание из двух палат)

-Палата представителей.

-Совет Республики –   высший законодательный и представительный орган Республики Беларусь.

-утверждают Республиканский бюджет, законы о бюджете, налогах.

  1.  Президент (законы, указы, декреты).
  2.  Правительство –  исполнительная власть:

-разрабатывает проект государственного бюджета,

-проводит финансовую, кредитную, денежную политику.

  1.  Министерство финансов Республики Беларусь,

Министерство по налогам и сборам,                           специальные органы,

Таможенный комитет Республики Беларусь,           учреждения в финансо

Комитет по ценным бумагам при Правительстве   вой деятельности стра

                                                                                      ны                                       


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77867. Объекты гражданских правоотношений и их основные виды 27.5 KB
  Гражданское законодательство относит деньги к движимым вещам. В гражданском обороте деньги оцениваются количеством выраженных в них единиц а не числом банкнот или монет. Вместе с тем деньги могут выступать и в роли особого товара самостоятельного предмета некоторых сделок например займа и кредита ибо последний по сути...
77868. Основания возникновения, изменения и прекращения 29.5 KB
  В действиях проявляется воля субъектов. Правомерные это действия соответствующие требованиям законов иных правовых актов и принципов права. Юридические акты правомерные действия имеющие целью возникновение изменение или прекращение. Основным видом сделки волевые действия направленные на достижение определенного правового результата.
77869. Понятие и виды сделок 28 KB
  Сделки акты осознанных целенаправленных волевых действий лиц совершая которые они стремятся к достижению определенных правовых последствий. Действительность сделки означает признание за ней качеств юридического факта порождающего тот правовой результат к которому стремились субъекты сделки. Действительность сделки определяется законодательством посредством следующей системы условий: а законность содержания; б способность лиц совершающих ее к участию в сделке; в соответствие воли и волеизъявления; г соблюдение формы...
77870. Недействительность сделок и ее последствия 30.5 KB
  Недействительность сделок и ее последствия Недействительность означает что действие совершенное в виде сделки не обладает качествами юридического факта способного породить гражданскоправовые последствия. Ничтожность сделки означает что действие не порождает и не может породить желаемые для ее участников правовые последствия в силу несоответствия закону. Оспоримость означает что действия совершенные в виде сделки признаются судом при наличии предусмотренных законом оснований недействительными по иску управомоченных лиц....
77871. Понятие, способы и пределы осуществления 30 KB
  Понятие способы и пределы осуществления Осущ. Под фактическими способами осуществления субъективного права понимается действие или система действий управомоченного лица не обладающих признаками сделок или иные юридически значимые действия. Под юридическими способами осуществления суб. Процесс осуществления суб.
77872. Право на защиту 33 KB
  Право на защиту Субъективное право на защиту это юридически закрепленная возможность управомоченного лица использовать меры правоохранительного характера с целью восстановления нарушенного права и пресечения действий нарушающих право. Содержание: а само содержание правоохранительной меры; б основания ее применения; в круг субъектов уполномоченных на ее применение; г процессуальный и процедурный порядок ее применения; д материально-правовые и процессуальные права субъектов по отношению к которым применяется данная мера....
77873. Гражданско-правовая ответственность 30.5 KB
  Гражданско-правовая ответственность Гражданско-правовая ответственность одна из форм государственного принуждения состоящая во взысканий судом с правонарушителя в пользу потерпевшего имущественных санкций перелагающих на правонарушителя неблагоприятные имущественные последствия его деяния...
77874. Представительство в гражданском праве 29.5 KB
  Основаниями возникновения правоотношения являются следующие: волеизъявление представляемого о предоставлении полномочия представителю выраженное в договоре или доверенности добровольное представительство. Оно осуществляется на основании договора заключенного в письменной форме и содержащего указания на полномочия представителя а при отсутствии таких указаний также и доверенности. По содержанию и объему полномочий которыми наделяется представитель различается...
77875. Сроки в гражданском праве 30 KB
  Сроки в гражданском праве Срок определяется периодом времени с указанием на событие которое должно наступить. Сроки представляют собой особую категорию юридических фактов которые не могут быть отнесены ни к событиям ни к действиям. По назначению: сроки возникновения правоотношений. Сроки осуществления гражданских прав: Пресекательные сроки устанавливают пределы существования гражданских прав.