9154

История развития научной психологии

Лекция

Психология и эзотерика

История развития научной психологии Структура конспекта: Этапы становления и развития психологии как самостоятельной науки Основные направления зарубежной психологии XX века Основные направления отечественной психологии XX века...

Русский

2013-02-24

25.75 KB

29 чел.

История развития научной психологии

Структура конспекта:

  1.  Этапы становления и развития психологии как самостоятельной науки
  2.  Основные направления зарубежной психологии XX века
  3.  Основные направления отечественной психологии XX века
  4.  Этапы становления и развития психологии как самостоятельной науки:

Этап

Время существования

Предмет психологии

Основные положения

1 этап

7-6 века до н.э.

Психология как наука о душе (анемический характер)

Каждый предмет наделяется душой. По Аристотелю душа – бестелесна. Она форма живого тела, причина и цель всех жизненных функций. Далее сложилось 2 точки зрения на психику:

  1.  Материалистическая (Демокрит). Душа и природа – материальны, обе состоят из атомов. Познание мира – взаимодействие со средой через органы чувств.
  2.  Идеалистическая (Платон). Душа – не материальна, поэтому она идеальна. Познание мира – воспоминание души о ее идеальном мире до того, как она попала в тело. Душевные явления: разум в голове, мужество в груди, вожделение в брюхе. Единство этих трех компонентов придает целость душевной жизни.

Методы: методы других наук – философии, медицины, математики.

2 этап

Средние века

Психология как наука о душе (сверхъестественный характер)

Усиление церковного влияния на все стороны жизни общества  душа – божественное, сверхъестественное начало. Человеческому суждению доступно лишь внешняя сторона души, которая обращена к материальному миру, внутренняя сторона доступна в религиозном опыте.

Методы: интроспекция (наблюдение за самим собой)

3 этап

17 – 18 век

Психология как наука о сознании

Возникает в связи с развитием естественных наук.

Р.Декарт: у животных нет души, их поведение – рефлексы на внешние воздействия. Сознание – непосредственное знание субъекта о том, что происходит в нем, когда он мыслит.  Д.Локк: принцип атомистического анализа сознания – психические явления могут быть доведены до первичных ощущений, на их основе через ассоциации более сложные образования.  Т.Гоббс + Д. Гартли: детерминистские представления об ассоциациях.

Методы: интроспекция, методы индукции, дедукции, анализа

4 этап

Конец 18 – середина 19 веков

Психология как наука о поведении

Разработка метода условных рефлексов, практика лечения психических заболеваний, экспериментальные исследования психики. Д.Уотсон: несостоятельность концепции о сознании. Психология должна изучать поведение, поступки, реакции, ибо они доступны наблюдению. Мотивы, вызывающие поступки, не учитываются.

Методы: интроспекция, логики, метод проб и ошибок.

5 этап

Конец 19 века

Психология становится самостоятельной наукой

Это связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений.

Методы: методы основных направлений и школ

6 этап

современность

Психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики

Сформирован на базе материалистического взгляда на мир. Отличается многообразием подходов к изучению психики, многоотраслевым и прикладным характером исследований. Тенденция к единству, синтезу, а не к постоянному дроблению.

Методы: эксперимент, диагностические методики

  1.  Основные направления зарубежной психологии XX века

Направление

Представители

Концептуальные  положения

Бихевиоризм

 Д. Уотсон

1. Предмет исследования – не сознание, а поведение как результат ответа организма на среду.

2. Основные понятия: стимул (раздражение на среду), реакция (ответ на раздражения), подкрепление (реакция окружающих). Схема S-R позволять использовать математические методы для обработки результатов.

3. В психике нет врожденных психических актов, кроме сосательных и хватательных.

4. Задача бихевиоризма – накопление наблюдений над поведением таким образом, чтобы можно было предугадать реакцию человека на стимул.

Гештальтпсихология

Т. Вертгеймер

В. Келер

К. Левин

1. Изучение психики с помощью целостных структур - гештальтов, которые располагаются в виде схем в психическом поле личности и могут изменять это поле.

2. Полное отречение от прошлого опыта, приоритет сиюминутной ситуации.

3. Восприятие  - не сумма ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства его частей. Фигура и фон – важнейшие категории.

4. Разработаны понятия психического образа, утверждение системного подхода к психическим явлениям.

Глубинная психология

Психология К.Юнга

Психоанализ Фрейда

Индивидуальная психология А. Адлера

Фрейд: 1. Поведение определяется сознательным и бессознательным.

2. Психическое развитие является мотивационным.

3. Цель этого развития – адаптация к среде, которая всегда противостоит индивиду.

4. Движущие силы психического развития – бессознательные влечения и желания, требующие разрядки.

5. Основы личности заложены в раннем детстве. 

6. Оно – влечение к жизни и влечение к смерти. Я – сознание, Сверх-Я – внутренний критик, нравственная сторона. Сверх-Я подавляет Оно, что вызывает невыносимое напряжение, которое может быть частично снято с помощью вытеснения, рационализации, сублимации и регрессии.

Адлер: Чувство неполноценности и необходимость его компенсировать определяет психическое развитие личности. Отмечает отсутствие жестких границ между сознательным и бессознательным.

Юнг: Смотрел на личность в свете того, что есть в ней здорового и крепкого, а только с точки зрения пороков.

Когнитивная психология

У. Найссер

А. Пайвио

1. Психика – сложная система когнитивных реакций, предназначенных для переработки информации.

2. Исследует формы познания, лежащие в основе построения образов.

3. Основное понятие – схема (план в голове обработки информации).

4. Выделены свойства познавательной деятельности: избирательность, определяемость средой, неполнота схем.

5. Описаны кратковременная и долговременная память, внимание  как отбираемые нужные сигналы фильтр.

Гуманистическая психология

Олпорт

Роджерс

Маслоу

1.  В отличие от животных, человек не стремится к равновесию со средой, т.к. оно уменьшает или уничтожает стремление к самоактуализации. Стремление к росту, развитию, самореализации – основа развития человека и общества.

2. Человек – носитель своеобразного сочетания личностных качеств, уникален.

3. Человек изначально добр  или нейтрален, а агрессия – результат воздействия окружающей среды. Таким образом, впервые они обратили внимание на позитивные стороны, а не только на отклонения и трудности.

4. Значение имеют полноценные и здоровые люди, а не только невротики.

Генетическая психология (логика+биология)

Ж.Пиаже

1. Этапы психического развития – развития интеллекта, через которые проходит ребенок в формировании адекватной схемы ситуации. В процессе развития организм активно адаптируется к окружающей среде, т.к. схема не дается при рождении, ее приобретают. По сути, психическое развитие – смена ассимиляции (человек пытается втиснуть внешние проявления в жестко заданную схему)  и аккомодации (изменение готовой схемы при изменении ситуации).

3) Основные направления отечественной психологии XX века

Выдающиеся российские психологи:

  1.  Бехтерев В.М. (1857-1927): основал первую в России экспериментальную психологическую лабораторию (1885), затем первый в мире центр по комплексному изучению человека (1908); разработал естественно-научную теорию поведения, научную рефлексологию.
  2.  Блонский П.П. (1884-1941): рассматривал психологию как науку о поведении живых существ, выступал за комплексный подход к изучению личности, сформулировал генетическую теорию памяти.
  3.  Выготский Л.С. (1896-1934): разработал учение о развитии психических функций в процессе совместной деятельности, научения, освоения индивидом ценностей культуры.
  4.  Гальперин П.Я.: автор концепции поэтапного формирования действий, образцов, понятий; психические процессы – ориентировочная деятельность субъектов в проблемной ситуации.
  5.  Запорожец А.В. (1905-1981): разрабатывал общепсихологическую теорию деятельности в онтогенетическом аспекте, теорию перцептивных действий.
  6.  Корнилов К.Н. (1879-1957): разрабатывал принципы изучения личности, проблемы психологии воли и характера.
  7.  Ланге Н.Н. (1858 – 1921): один из основателей экспериментальной психологии.
  8.  Леонтьев А.Н. (1903-1979): вместе с Выготским и Лурия разрабатывал культурно-историческую теорию.
  9.  Лурия А.Р. (1902-1977): основоположник нейропсихологии в России. Основное внимание уделял экспериментальному исследованию, проблемам локализации высших психических функций.
  10.  Нечаев А.П. (1870-1948): один из основателей экспериментальной психологии в России, исследовал память и индивидуальный различия.
  11.  Павлов И.П. (1849-1936): великий русский ученый-физиолог, основатель учения о высшей нервной деятельности человека.
  12.  Рубинштейн С.Л. (1889-1960): разработал деятельностный подход в психологии, принцип детерминизма, принцип личностного подхода.
  13.  Сеченов И.М. (1829-1960): разработал естественно-научную теорию психической регуляции поведения.

Культурно-системный подход. Личность – продукт активного, деятельного участия в общественной жизни на протяжении всей жизни.

Психологическая теория деятельности - система представлений о происхождении и развитии психики как особой формы деятельности — продукта развития внешней материальной деятельности, которая преобразуется во внутреннюю деятельность. Составляющие деятельности - потребность, мотив, цель, условия. Метод психологического анализа деятельности человека направлен на выявление ее конкретно-исторической природы, строения, предметного содержания и взаимопереходов ее форм и составляющих.

Философская (гуманистическая) психология (В.С. Соловьев). Предмет психологии-личность, которая занимает промежуточное положение между Всеедином целым (Бог) и миром явлением. Мертвая материя, проходя через человеческую среду, становится живой. Прогресс человеческого духа происходит по пути нравственного совершенствования.

Марксистская психология (Выготский, Рубинштейн, Леонтьев). Предмет психологии – деятельность внешняя (поведение) и внутренняя (познание). Люди могут управлять высшими психическими сознательно с помощью искусственных знаков. Знаки – психические орудия, изменяющие сознание субъектов, которые их исследуют. Они несут на себе отпечаток культуры.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21733. Принципы вывода изображений 209 KB
  Принципы организации видеопамяти. Такой способ отображения называется линейным линейной последовательности пикселов соответствует линейная последовательность бит или групп бит видеопамяти. Многослойное отображение пикселов памяти Таким образом объем видеопамяти в битах V требуемый для хранения образа экрана определяется как произведение количества пикселов p в строке на количество строк n и на количество бит на пиксел b. Если физический объем видеопамяти превышает объем необходимый для отображения матрицы всего экрана видеопамять...
21734. Обработка видеоизображений 128.5 KB
  Стандарты кодеков изображений MPEG. Более совершенные устройства позволяют записывать в реальном времени последовательность видеокадров выполняя их сжатие методами MJPEG DVI или INDEO MPEGкодирование требует слишком больших ресурсов для выполнения преобразования в реальном времени. MPEG ряд кодеков MPEG1 MPEG2 MPEG4 MPEG7. Стандарты кодеков изображений MPEG.
21735. Дисплей и его разновидности 147 KB
  Крупицы люминофора Зерно триады экрана Экран Заполнение экрана Шаг матрицы зерен экрана Рис 5. Шаг матрицы зерен экрана Dot Pitch принято измерять в миллиметрах. Однако отождествлять эти два параметра не очень корректно и параметр Dot Pitch лучше перевести как зернистость экрана но не размер зерна. У 15 мониторов проволочка одна она расположена снизу на высоте примерно 1 3 высоты экрана.
21736. Интерфейсы и адаптеры дисплеев 327 KB
  В традиционной технике цветного телевизионного вещания PAL SECAM или NTSC видеосигнал непосредственно несет информацию о мгновенном значении яркости fн а цветовая информация передается в модулированном виде на дополнительных частотах fд . Таким образом обеспечивается совместимость чернобелого приемника игнорирующего цветовую информацию с цветным передающим каналом. fп 35МГц f МГц fд1 =443Мгц fн=45МГц fд2=46 МГц Однако для вывода графической информации с...
21737. Печатающие устройства 188.5 KB
  По способу печати принтеры разделяются на буквопечатающие и знакосинтезирующие что аналогично текстовому и графическому режимам дисплея а также последовательные и параллельные. В последовательных принтерах печать осуществляется поэлементно с продвижением по строке и после завершения печати одной строки переходят к печати следующей строки. Вместе с тем у них есть преимущество в качестве печатаемых символов а в ряде случаев и в скорости печати. Во время печати головка движется по строке слева направо и ударами иголок...
21738. Устройства хранения данных 237 KB
  Устройства хранения данных Вопросы: Общая характеристика устройств хранения данных. Общая характеристика устройств хранения данных. Утройства хранения данных относятся к внешней памяти компьютера они пзволяют сохранять информацию для последующего ее использования независимо от состояния включен или выключен компьютера. В устройствах хранения данных могут быть реализованы различные физические принципы хранения информации магнитный оптический электронный в любых их сочетаниях.
21739. Накопители на гибких магнитных дисках 323 KB
  С тех пор эти устройства претерпели относительно не большие изменения размер дискеты уменьшился почти в два раза а емкость возросла всего на порядок. Первые накопители использовали дискеты диаметром 525 133 мм для краткости обозначаемые как 5 заключенные в мягкие конверты рис. Поскольку дискеты НВ отличаются более высокой коэрцитивной силой носителя для них требуется более сильный ток записи чем для обычных дискет. Эти компактные дискеты заключены в пластмассовый конверт.
21740. Организация работ в очистных забоях. Основные понятия и определения 23.5 KB
  Организация производства комплекс мероприятий направленный на рациональное сочетание процессов труда с вещественными элементами производства в пространстве и времени с целью повышения эффективности горного производства. Для разработки конкретных и детальных мероприятий по организации производственных процессов разрабатывается проект. В состав проекта входят графики работы очистных и подготовительных забоев определение типа бригады и выполняемых ею производственных процессов количество членов бригады их разряды нормы выработки и...
21741. Формы организации производства в очистных забоях 36 KB
  Цикличность ведение работ по циклам характеризуется повторяемостью выполнения определенных процессов в известной последовательности. Под циклом понимают совокупность всех процессов и операций выполняемых в определенной последовательности и объеме и необходимых для выемки полезных ископаемых по всей длине лавы очистного забоя на установленную паспортом величину подвигания забоя. Полный цикл совокупность всех процессов выполняемых в данном забое в определенном порядке и объеме необходимом для его подвигания на установленную величину...