9154

История развития научной психологии

Лекция

Психология и эзотерика

История развития научной психологии Структура конспекта: Этапы становления и развития психологии как самостоятельной науки Основные направления зарубежной психологии XX века Основные направления отечественной психологии XX века...

Русский

2013-02-24

25.75 KB

29 чел.

История развития научной психологии

Структура конспекта:

  1.  Этапы становления и развития психологии как самостоятельной науки
  2.  Основные направления зарубежной психологии XX века
  3.  Основные направления отечественной психологии XX века
  4.  Этапы становления и развития психологии как самостоятельной науки:

Этап

Время существования

Предмет психологии

Основные положения

1 этап

7-6 века до н.э.

Психология как наука о душе (анемический характер)

Каждый предмет наделяется душой. По Аристотелю душа – бестелесна. Она форма живого тела, причина и цель всех жизненных функций. Далее сложилось 2 точки зрения на психику:

  1.  Материалистическая (Демокрит). Душа и природа – материальны, обе состоят из атомов. Познание мира – взаимодействие со средой через органы чувств.
  2.  Идеалистическая (Платон). Душа – не материальна, поэтому она идеальна. Познание мира – воспоминание души о ее идеальном мире до того, как она попала в тело. Душевные явления: разум в голове, мужество в груди, вожделение в брюхе. Единство этих трех компонентов придает целость душевной жизни.

Методы: методы других наук – философии, медицины, математики.

2 этап

Средние века

Психология как наука о душе (сверхъестественный характер)

Усиление церковного влияния на все стороны жизни общества  душа – божественное, сверхъестественное начало. Человеческому суждению доступно лишь внешняя сторона души, которая обращена к материальному миру, внутренняя сторона доступна в религиозном опыте.

Методы: интроспекция (наблюдение за самим собой)

3 этап

17 – 18 век

Психология как наука о сознании

Возникает в связи с развитием естественных наук.

Р.Декарт: у животных нет души, их поведение – рефлексы на внешние воздействия. Сознание – непосредственное знание субъекта о том, что происходит в нем, когда он мыслит.  Д.Локк: принцип атомистического анализа сознания – психические явления могут быть доведены до первичных ощущений, на их основе через ассоциации более сложные образования.  Т.Гоббс + Д. Гартли: детерминистские представления об ассоциациях.

Методы: интроспекция, методы индукции, дедукции, анализа

4 этап

Конец 18 – середина 19 веков

Психология как наука о поведении

Разработка метода условных рефлексов, практика лечения психических заболеваний, экспериментальные исследования психики. Д.Уотсон: несостоятельность концепции о сознании. Психология должна изучать поведение, поступки, реакции, ибо они доступны наблюдению. Мотивы, вызывающие поступки, не учитываются.

Методы: интроспекция, логики, метод проб и ошибок.

5 этап

Конец 19 века

Психология становится самостоятельной наукой

Это связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений.

Методы: методы основных направлений и школ

6 этап

современность

Психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики

Сформирован на базе материалистического взгляда на мир. Отличается многообразием подходов к изучению психики, многоотраслевым и прикладным характером исследований. Тенденция к единству, синтезу, а не к постоянному дроблению.

Методы: эксперимент, диагностические методики

  1.  Основные направления зарубежной психологии XX века

Направление

Представители

Концептуальные  положения

Бихевиоризм

 Д. Уотсон

1. Предмет исследования – не сознание, а поведение как результат ответа организма на среду.

2. Основные понятия: стимул (раздражение на среду), реакция (ответ на раздражения), подкрепление (реакция окружающих). Схема S-R позволять использовать математические методы для обработки результатов.

3. В психике нет врожденных психических актов, кроме сосательных и хватательных.

4. Задача бихевиоризма – накопление наблюдений над поведением таким образом, чтобы можно было предугадать реакцию человека на стимул.

Гештальтпсихология

Т. Вертгеймер

В. Келер

К. Левин

1. Изучение психики с помощью целостных структур - гештальтов, которые располагаются в виде схем в психическом поле личности и могут изменять это поле.

2. Полное отречение от прошлого опыта, приоритет сиюминутной ситуации.

3. Восприятие  - не сумма ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства его частей. Фигура и фон – важнейшие категории.

4. Разработаны понятия психического образа, утверждение системного подхода к психическим явлениям.

Глубинная психология

Психология К.Юнга

Психоанализ Фрейда

Индивидуальная психология А. Адлера

Фрейд: 1. Поведение определяется сознательным и бессознательным.

2. Психическое развитие является мотивационным.

3. Цель этого развития – адаптация к среде, которая всегда противостоит индивиду.

4. Движущие силы психического развития – бессознательные влечения и желания, требующие разрядки.

5. Основы личности заложены в раннем детстве. 

6. Оно – влечение к жизни и влечение к смерти. Я – сознание, Сверх-Я – внутренний критик, нравственная сторона. Сверх-Я подавляет Оно, что вызывает невыносимое напряжение, которое может быть частично снято с помощью вытеснения, рационализации, сублимации и регрессии.

Адлер: Чувство неполноценности и необходимость его компенсировать определяет психическое развитие личности. Отмечает отсутствие жестких границ между сознательным и бессознательным.

Юнг: Смотрел на личность в свете того, что есть в ней здорового и крепкого, а только с точки зрения пороков.

Когнитивная психология

У. Найссер

А. Пайвио

1. Психика – сложная система когнитивных реакций, предназначенных для переработки информации.

2. Исследует формы познания, лежащие в основе построения образов.

3. Основное понятие – схема (план в голове обработки информации).

4. Выделены свойства познавательной деятельности: избирательность, определяемость средой, неполнота схем.

5. Описаны кратковременная и долговременная память, внимание  как отбираемые нужные сигналы фильтр.

Гуманистическая психология

Олпорт

Роджерс

Маслоу

1.  В отличие от животных, человек не стремится к равновесию со средой, т.к. оно уменьшает или уничтожает стремление к самоактуализации. Стремление к росту, развитию, самореализации – основа развития человека и общества.

2. Человек – носитель своеобразного сочетания личностных качеств, уникален.

3. Человек изначально добр  или нейтрален, а агрессия – результат воздействия окружающей среды. Таким образом, впервые они обратили внимание на позитивные стороны, а не только на отклонения и трудности.

4. Значение имеют полноценные и здоровые люди, а не только невротики.

Генетическая психология (логика+биология)

Ж.Пиаже

1. Этапы психического развития – развития интеллекта, через которые проходит ребенок в формировании адекватной схемы ситуации. В процессе развития организм активно адаптируется к окружающей среде, т.к. схема не дается при рождении, ее приобретают. По сути, психическое развитие – смена ассимиляции (человек пытается втиснуть внешние проявления в жестко заданную схему)  и аккомодации (изменение готовой схемы при изменении ситуации).

3) Основные направления отечественной психологии XX века

Выдающиеся российские психологи:

  1.  Бехтерев В.М. (1857-1927): основал первую в России экспериментальную психологическую лабораторию (1885), затем первый в мире центр по комплексному изучению человека (1908); разработал естественно-научную теорию поведения, научную рефлексологию.
  2.  Блонский П.П. (1884-1941): рассматривал психологию как науку о поведении живых существ, выступал за комплексный подход к изучению личности, сформулировал генетическую теорию памяти.
  3.  Выготский Л.С. (1896-1934): разработал учение о развитии психических функций в процессе совместной деятельности, научения, освоения индивидом ценностей культуры.
  4.  Гальперин П.Я.: автор концепции поэтапного формирования действий, образцов, понятий; психические процессы – ориентировочная деятельность субъектов в проблемной ситуации.
  5.  Запорожец А.В. (1905-1981): разрабатывал общепсихологическую теорию деятельности в онтогенетическом аспекте, теорию перцептивных действий.
  6.  Корнилов К.Н. (1879-1957): разрабатывал принципы изучения личности, проблемы психологии воли и характера.
  7.  Ланге Н.Н. (1858 – 1921): один из основателей экспериментальной психологии.
  8.  Леонтьев А.Н. (1903-1979): вместе с Выготским и Лурия разрабатывал культурно-историческую теорию.
  9.  Лурия А.Р. (1902-1977): основоположник нейропсихологии в России. Основное внимание уделял экспериментальному исследованию, проблемам локализации высших психических функций.
  10.  Нечаев А.П. (1870-1948): один из основателей экспериментальной психологии в России, исследовал память и индивидуальный различия.
  11.  Павлов И.П. (1849-1936): великий русский ученый-физиолог, основатель учения о высшей нервной деятельности человека.
  12.  Рубинштейн С.Л. (1889-1960): разработал деятельностный подход в психологии, принцип детерминизма, принцип личностного подхода.
  13.  Сеченов И.М. (1829-1960): разработал естественно-научную теорию психической регуляции поведения.

Культурно-системный подход. Личность – продукт активного, деятельного участия в общественной жизни на протяжении всей жизни.

Психологическая теория деятельности - система представлений о происхождении и развитии психики как особой формы деятельности — продукта развития внешней материальной деятельности, которая преобразуется во внутреннюю деятельность. Составляющие деятельности - потребность, мотив, цель, условия. Метод психологического анализа деятельности человека направлен на выявление ее конкретно-исторической природы, строения, предметного содержания и взаимопереходов ее форм и составляющих.

Философская (гуманистическая) психология (В.С. Соловьев). Предмет психологии-личность, которая занимает промежуточное положение между Всеедином целым (Бог) и миром явлением. Мертвая материя, проходя через человеческую среду, становится живой. Прогресс человеческого духа происходит по пути нравственного совершенствования.

Марксистская психология (Выготский, Рубинштейн, Леонтьев). Предмет психологии – деятельность внешняя (поведение) и внутренняя (познание). Люди могут управлять высшими психическими сознательно с помощью искусственных знаков. Знаки – психические орудия, изменяющие сознание субъектов, которые их исследуют. Они несут на себе отпечаток культуры.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53168. Олесь Гончар – сумління України… 84.5 KB
  Олесь знав свою маму лише з фотографій. Перед війною Олесь Гончар писав оповідання вони публікувалися. Коли весна смичком струмка заграє Тоді ми з днем народження вітаєм Славетного Олеся Гончара Олесь Гончар сумління України Любов пречиста.
53169. Виховна година з використанням методики ТРВЗ. Гордість 28 KB
  Гордість Мета. Уточнити уявлення людей про гордість.Ломаковича Добротолюбие избранное для мирян прислів'я про гордість портрет В. А що таке гордість горда людина До якої складової частини людського я можна віднести дане поняття VI.
53170. Виховна година: «Чужого горя не буває» 50.5 KB
  Тип заняття: подорож до Країни Доброти Обладнання: паперові долоньки сонечко замок країни Доброти вислови про добро мультимедійний екран презентація костюми дітей. Хід заняття На дошці малюнок замку Доброти епіграф кінцівку якого діти повинні сказати в кінці заняття: У цьому світі є тільки одна річ перед якою належить схилятися це геній і одна річперед якою слід упасти на коліна це ...
53171. Ділення многочленів за схемою Горнера 165.5 KB
  Прутков Мета уроку: Освітня: Формування вмінь ділити многочлен на двучлен користуючись схемою Горнера; навчити розвязувати рівняння вищих степенів за допомогою схеми Горнера. Розвиваюча: розвивати алгоритмічне мислення учнів використовуючи синтаксис і правила застосування операторів циклу з параметром з передумовою з післяумовою; вміння виконувати змінювати і складати циклічні програми із заздалегідь відомою кількістю повторень невідомою кількістю повторень; задавати початкові значення змінним які використовуються в циклі; вибирати...
53172. Урок географии в 6-м классе по теме "Горы суши" 31.5 KB
  Задачи: а сформировать знания: о различиях гор по высоте об изменениях гор во времени под влиянием внешних и внутренних сил о значении гор для человека б развивать практические умения работать с физической картой шкалой высот; научить обозначать горы на контурной карте; Оборудование: географический атлас 6 класса у каждого ученика физическая карта России физическая карта мира видеофрагмент Кавказ Сход лавины в горах презентация урока в POWER POINT песня В. âГоры сушиâ тема сегодняшнего урока. 1 Цели и задачи...
53173. Умный хозяин 127 KB
  Осень – пора богатого урожая, его пестрые краски мы видим на нашем рынке. Поработаем со стихотворением С. Михалкова «Овощи» и узнаем, что хозяйка купила на базаре, по цвету овощей выберем себе настроение...
53174. Конкурсна програма на 8 березня «Найвродливіша, найкмітливіша господарочка» 244.5 KB
  2 вед Усіх затьмарять сьогодні красою Ви мабуть згодні зі мною Тож ми радо всім побажаєм: Щоб сонце світило мирно і ясно А наші жінки щоб були прекрасні 1 вед Доброго дня шановні гості учителі та учні нашої школи 2 вед Сьогодні ми зібралися з вами в цій святковій залі щоб провести конкурс краси і молодості. 1 вед Є у нашій школі мама Над всіма найголовніша Треба їй про все подбати...
53175. Світове господарство. Міжнародний географічний поділ праці 141 KB
  Міжнародний географічний поділ праці. Мета: сформувати в учнів систему уявлень про поняття світове господарство міжнародний поділ праці всесвітня інтеграція ; систематизувати знання учнів про закономірності розвитку світового господарства та його структуру; розвивати навички роботи з картою та комп'ютером; сприяти розвитку глобального світосприйняття учнів; формувати комунікативні інформаційні полікультурні соціальні компетентності; сприяти розвитку економічного мислення учнів; виховувати пізнавальний інтерес до предмету. Міжнародний...