9154

История развития научной психологии

Лекция

Психология и эзотерика

История развития научной психологии Структура конспекта: Этапы становления и развития психологии как самостоятельной науки Основные направления зарубежной психологии XX века Основные направления отечественной психологии XX века...

Русский

2013-02-24

25.75 KB

29 чел.

История развития научной психологии

Структура конспекта:

  1.  Этапы становления и развития психологии как самостоятельной науки
  2.  Основные направления зарубежной психологии XX века
  3.  Основные направления отечественной психологии XX века
  4.  Этапы становления и развития психологии как самостоятельной науки:

Этап

Время существования

Предмет психологии

Основные положения

1 этап

7-6 века до н.э.

Психология как наука о душе (анемический характер)

Каждый предмет наделяется душой. По Аристотелю душа – бестелесна. Она форма живого тела, причина и цель всех жизненных функций. Далее сложилось 2 точки зрения на психику:

  1.  Материалистическая (Демокрит). Душа и природа – материальны, обе состоят из атомов. Познание мира – взаимодействие со средой через органы чувств.
  2.  Идеалистическая (Платон). Душа – не материальна, поэтому она идеальна. Познание мира – воспоминание души о ее идеальном мире до того, как она попала в тело. Душевные явления: разум в голове, мужество в груди, вожделение в брюхе. Единство этих трех компонентов придает целость душевной жизни.

Методы: методы других наук – философии, медицины, математики.

2 этап

Средние века

Психология как наука о душе (сверхъестественный характер)

Усиление церковного влияния на все стороны жизни общества  душа – божественное, сверхъестественное начало. Человеческому суждению доступно лишь внешняя сторона души, которая обращена к материальному миру, внутренняя сторона доступна в религиозном опыте.

Методы: интроспекция (наблюдение за самим собой)

3 этап

17 – 18 век

Психология как наука о сознании

Возникает в связи с развитием естественных наук.

Р.Декарт: у животных нет души, их поведение – рефлексы на внешние воздействия. Сознание – непосредственное знание субъекта о том, что происходит в нем, когда он мыслит.  Д.Локк: принцип атомистического анализа сознания – психические явления могут быть доведены до первичных ощущений, на их основе через ассоциации более сложные образования.  Т.Гоббс + Д. Гартли: детерминистские представления об ассоциациях.

Методы: интроспекция, методы индукции, дедукции, анализа

4 этап

Конец 18 – середина 19 веков

Психология как наука о поведении

Разработка метода условных рефлексов, практика лечения психических заболеваний, экспериментальные исследования психики. Д.Уотсон: несостоятельность концепции о сознании. Психология должна изучать поведение, поступки, реакции, ибо они доступны наблюдению. Мотивы, вызывающие поступки, не учитываются.

Методы: интроспекция, логики, метод проб и ошибок.

5 этап

Конец 19 века

Психология становится самостоятельной наукой

Это связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений.

Методы: методы основных направлений и школ

6 этап

современность

Психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики

Сформирован на базе материалистического взгляда на мир. Отличается многообразием подходов к изучению психики, многоотраслевым и прикладным характером исследований. Тенденция к единству, синтезу, а не к постоянному дроблению.

Методы: эксперимент, диагностические методики

  1.  Основные направления зарубежной психологии XX века

Направление

Представители

Концептуальные  положения

Бихевиоризм

 Д. Уотсон

1. Предмет исследования – не сознание, а поведение как результат ответа организма на среду.

2. Основные понятия: стимул (раздражение на среду), реакция (ответ на раздражения), подкрепление (реакция окружающих). Схема S-R позволять использовать математические методы для обработки результатов.

3. В психике нет врожденных психических актов, кроме сосательных и хватательных.

4. Задача бихевиоризма – накопление наблюдений над поведением таким образом, чтобы можно было предугадать реакцию человека на стимул.

Гештальтпсихология

Т. Вертгеймер

В. Келер

К. Левин

1. Изучение психики с помощью целостных структур - гештальтов, которые располагаются в виде схем в психическом поле личности и могут изменять это поле.

2. Полное отречение от прошлого опыта, приоритет сиюминутной ситуации.

3. Восприятие  - не сумма ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства его частей. Фигура и фон – важнейшие категории.

4. Разработаны понятия психического образа, утверждение системного подхода к психическим явлениям.

Глубинная психология

Психология К.Юнга

Психоанализ Фрейда

Индивидуальная психология А. Адлера

Фрейд: 1. Поведение определяется сознательным и бессознательным.

2. Психическое развитие является мотивационным.

3. Цель этого развития – адаптация к среде, которая всегда противостоит индивиду.

4. Движущие силы психического развития – бессознательные влечения и желания, требующие разрядки.

5. Основы личности заложены в раннем детстве. 

6. Оно – влечение к жизни и влечение к смерти. Я – сознание, Сверх-Я – внутренний критик, нравственная сторона. Сверх-Я подавляет Оно, что вызывает невыносимое напряжение, которое может быть частично снято с помощью вытеснения, рационализации, сублимации и регрессии.

Адлер: Чувство неполноценности и необходимость его компенсировать определяет психическое развитие личности. Отмечает отсутствие жестких границ между сознательным и бессознательным.

Юнг: Смотрел на личность в свете того, что есть в ней здорового и крепкого, а только с точки зрения пороков.

Когнитивная психология

У. Найссер

А. Пайвио

1. Психика – сложная система когнитивных реакций, предназначенных для переработки информации.

2. Исследует формы познания, лежащие в основе построения образов.

3. Основное понятие – схема (план в голове обработки информации).

4. Выделены свойства познавательной деятельности: избирательность, определяемость средой, неполнота схем.

5. Описаны кратковременная и долговременная память, внимание  как отбираемые нужные сигналы фильтр.

Гуманистическая психология

Олпорт

Роджерс

Маслоу

1.  В отличие от животных, человек не стремится к равновесию со средой, т.к. оно уменьшает или уничтожает стремление к самоактуализации. Стремление к росту, развитию, самореализации – основа развития человека и общества.

2. Человек – носитель своеобразного сочетания личностных качеств, уникален.

3. Человек изначально добр  или нейтрален, а агрессия – результат воздействия окружающей среды. Таким образом, впервые они обратили внимание на позитивные стороны, а не только на отклонения и трудности.

4. Значение имеют полноценные и здоровые люди, а не только невротики.

Генетическая психология (логика+биология)

Ж.Пиаже

1. Этапы психического развития – развития интеллекта, через которые проходит ребенок в формировании адекватной схемы ситуации. В процессе развития организм активно адаптируется к окружающей среде, т.к. схема не дается при рождении, ее приобретают. По сути, психическое развитие – смена ассимиляции (человек пытается втиснуть внешние проявления в жестко заданную схему)  и аккомодации (изменение готовой схемы при изменении ситуации).

3) Основные направления отечественной психологии XX века

Выдающиеся российские психологи:

  1.  Бехтерев В.М. (1857-1927): основал первую в России экспериментальную психологическую лабораторию (1885), затем первый в мире центр по комплексному изучению человека (1908); разработал естественно-научную теорию поведения, научную рефлексологию.
  2.  Блонский П.П. (1884-1941): рассматривал психологию как науку о поведении живых существ, выступал за комплексный подход к изучению личности, сформулировал генетическую теорию памяти.
  3.  Выготский Л.С. (1896-1934): разработал учение о развитии психических функций в процессе совместной деятельности, научения, освоения индивидом ценностей культуры.
  4.  Гальперин П.Я.: автор концепции поэтапного формирования действий, образцов, понятий; психические процессы – ориентировочная деятельность субъектов в проблемной ситуации.
  5.  Запорожец А.В. (1905-1981): разрабатывал общепсихологическую теорию деятельности в онтогенетическом аспекте, теорию перцептивных действий.
  6.  Корнилов К.Н. (1879-1957): разрабатывал принципы изучения личности, проблемы психологии воли и характера.
  7.  Ланге Н.Н. (1858 – 1921): один из основателей экспериментальной психологии.
  8.  Леонтьев А.Н. (1903-1979): вместе с Выготским и Лурия разрабатывал культурно-историческую теорию.
  9.  Лурия А.Р. (1902-1977): основоположник нейропсихологии в России. Основное внимание уделял экспериментальному исследованию, проблемам локализации высших психических функций.
  10.  Нечаев А.П. (1870-1948): один из основателей экспериментальной психологии в России, исследовал память и индивидуальный различия.
  11.  Павлов И.П. (1849-1936): великий русский ученый-физиолог, основатель учения о высшей нервной деятельности человека.
  12.  Рубинштейн С.Л. (1889-1960): разработал деятельностный подход в психологии, принцип детерминизма, принцип личностного подхода.
  13.  Сеченов И.М. (1829-1960): разработал естественно-научную теорию психической регуляции поведения.

Культурно-системный подход. Личность – продукт активного, деятельного участия в общественной жизни на протяжении всей жизни.

Психологическая теория деятельности - система представлений о происхождении и развитии психики как особой формы деятельности — продукта развития внешней материальной деятельности, которая преобразуется во внутреннюю деятельность. Составляющие деятельности - потребность, мотив, цель, условия. Метод психологического анализа деятельности человека направлен на выявление ее конкретно-исторической природы, строения, предметного содержания и взаимопереходов ее форм и составляющих.

Философская (гуманистическая) психология (В.С. Соловьев). Предмет психологии-личность, которая занимает промежуточное положение между Всеедином целым (Бог) и миром явлением. Мертвая материя, проходя через человеческую среду, становится живой. Прогресс человеческого духа происходит по пути нравственного совершенствования.

Марксистская психология (Выготский, Рубинштейн, Леонтьев). Предмет психологии – деятельность внешняя (поведение) и внутренняя (познание). Люди могут управлять высшими психическими сознательно с помощью искусственных знаков. Знаки – психические орудия, изменяющие сознание субъектов, которые их исследуют. Они несут на себе отпечаток культуры.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36859. РАБОТА СО СВОДНЫМИ ТАБЛИЦАМИ В MS EXCEL 88.5 KB
  РАБОТА СО СВОДНЫМИ ТАБЛИЦАМИ В MS EXCEL Цель работы: рассмотреть возможности обработки больших массивов данных средствами MS Excel научиться создавать сводные таблицы и управлять данными. Установите курсор в диапазоне ячеек содержащих значения заголовки строк и столбцов В любую заполненную данными ячейку таблицы Чтобы создать сводную таблицу на вкладке Вставка в группе Таблицы выберите раздел Сводная таблица а затем пункт Сводная таблица. На экран будет выведено диалоговое окно Создание сводной таблицы. На отдельном листе будет...
36860. Функция plot2d 690.5 KB
  Функция plot2d plot2d[logflg]xy[key1=vlue1key2=vlue2. Следует отметить что вовсе не обязательно использовать полную форму записи функции plot2d со всеми ее параметрами. В простейшем случае к ней можно обратиться кратко как и к функции plot. Создавать массив Y необязательно следует лишь в качестве аргумента функции plot2d указать математическое выражение функции.
36861. Форматирование графиков функций 724 KB
  Visibility отображение графика переключатель принимающий значения on и off. Figure nme имя графика это последовательность символов которые выводятся в строке заголовка графического окна. По умолчанию графическому окну присваивается имя Scilb Grphic d где d это порядковый номер графика Figure id.
36862. Word: Работа с таблицами 80 KB
  Выполните подготовительные действия для работы с таблицами: выполните команду меню Таблица и в меню этой команды установите команду Отображать сетку если в этой строке установлена команда Скрыть сетку то выделите эту строку и нажмите на левую кнопку мыши после чего там появится команда Отображать сетку; выведите на экран панель инструментов Таблицы и границы что проще всего сделать нажатием на кнопку Панель границ на Стандартной панели инструментов но можно также или использовать контекстное меню в области панелей...
36863. Работа со сводными таблицами. Создание сводных таблиц 681.5 KB
  Сохраните документ в своей папке под именем Сводные таблицы. Установите курсор в диапазоне ячеек содержащих значения заголовки строк и столбцов В любую заполненную данными ячейку таблицы Выберите команду Данные Сводная таблица. Во втором диалоговом окне проверьте правильно ли выделен диапазон данных для создания сводной таблицы или задайте диапазон данных если диапазон не был выбран Рис. Третье диалоговое окно предлагает выбрать лист для размещения сводной таблицы оставьте принятую по молчанию установку Новый лист Рис.
36864. Исследование недвоичных счетчиков 72.5 KB
  При построении счетчиков с дешифратором состояния наиболее целесообразно использовать счетчики интегрального состояния например 74191 см. Счетчик с дешифратором состояния. D; счетный вход ─ CLK; вход направления счета ─ U суммирование активен высоким уровнем ─ D вычитание активен низким уровнем; вход управления предварительной установкой ─ LOD; выход переноса ─ RCO выход дешифратора состояния активен низким уровнем при достижении последнего состояния счетчика. При выполнении этой части работы необходимо снимать временные диаграммы...
36865. Построение трехмерных графиков в Scilab 676.5 KB
  Функции plot3d и plot3d1 В Scilb поверхность можно построить с помощью функций plot3d или plot3d1. Их отличие состоит в том что plot3d строит поверхность и заливает ее одним цветом а plot3d1 поверхность каждая ячейка которой имеет цвет зависящий от значения функции в каждом соответствующем узле сетки. Обращение к функциям следующее: plot3dxyz[thetlphlegflgebox][keyn=vluen] plot3d1xyz[thetlphlegflgebox][keyn=vluen] здесь x векторстолбец значений абсцисс; y векторстолбец значений ординат; z матрица значений...
36866. ПОДГОТОВКА ДОКУМЕНТА MS EXCEL К ПЕЧАТИ 64.5 KB
  ПОДГОТОВКА ДОКУМЕНТА MS EXCEL К ПЕЧАТИ Цель работы: рассмотреть этапы подготовки документов MS Excel к печати. Вопросы компетенции навыки для освоения: Изучить элементы интерфейса MS Excel служащие для подготовки документа к печати. Освоить технологии и рассмотреть этапы подготовки документов MS Excel к печати. Подготовить к печати документ большого объема.
36867. Построение поверхностей заданных параметрически с помощью функций param3d и param3d1 752 KB
  Затем обратимся к функции prm3d передав ей математические выражения функций y y1 и y2 а также углы в градусах под которыми наблюдатель будет видеть формируемый график 45 и 35 Листинг 6. Построение линии заданной параметрически с помощью функции prm3d t=[0:0. Построение линии заданной параметрически с помощью функции prm3d t=50pi:0. Для построения графиков линий в одной системе координат обратимся к функции prm3d1.