91543

Денежный рынок: спрос на деньги, денежное предложение, равновесие

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Денежный рынок охватывает сферу свободных денежных средств передаваемых в кредит через систему институтов обеспечивающих взаимодействие предложения и спроса на деньги т. это рынок на котором покупается и продается особый товарденьги. Элементы денежного рынка: предложение денег Sm; спрос на деньги Dm; цена денег или ставка ссудного процента r.

Русский

2015-07-21

66.47 KB

0 чел.

Денежный рынок: спрос на деньги, денежное предложение, равновесие

Процесс функционирования денег создал специфический вид рынка-денежный. Его появление обусловлено тем, что потребности людей очень часто превышают их платежеспособный спрос в определенный момент времени.

Денежный рынок охватывает сферу свободных денежных средств, передаваемых в кредит через систему институтов, обеспечивающих взаимодействие предложения и спроса на деньги, т.е. это рынок, на котором покупается и продается особый товар-деньги.

Элементы денежного рынка:

- предложение денег (Sm);

-спрос на деньги (Dm);

- цена денег, или ставка ссудного процента (r).

Предложение денег –  это общее количество имеющихся в стране как наличных, так и безналичных денег. Предложение денег осуществляет государство в лице центрального банка (в нашей стране – Национальный банк РБ), при этом эмиссия денег осуществляется исходя из состояния экономики, предложение денег фиксировано на определенный период и не зависит от уровня процентной ставки.

  r

                      Sm

  

 

 0                                   M

График функции – предложение денег,

Где r – ставка процента;

      M – количество денег

Формально предложение денег – это компетенция центрального банка, но фактически центральный банк  может непосредственно регулировать лишь денежный агрегат М1, а это не более 25 % денег в стране. Другие компоненты денежной массы центральный банк регулирует косвенно, путем создания банковских резервов.

Банковские резервы – это требования коммерческих банков к главному или центральному банку страны.

Способность коммерческих банков к кредитованию обеспечивает в экономике мультипликационный эффект. Денежный мультипликатор (множитель) показывает, как изменится денежное предложение при росте денежной базы  на одну единицу. В свою очередь, денежная база это сумма наличных денег в обращении и в резервах коммерческих банков. Таким образом, центральный банк может контролировать предложение денег на величину денежной массы, воздействуя на денежную базу через мультипликационный эффект. Если в банке появился 1 рубль на депозите, то через мультипликацию произойдет увеличение на 10 рублей или, наоборот, сужение – при том, когда мы забираем, например, 1 рубль.

Денежный мультипликатор  есть величина, обратная норме обязательных резервов (R).

    

ρ=   

Невозможность центрального банка полностью контролировать предложение денег в стране связана со следующим:

  1.  коммерческие банки сами определяют величину избыточных резервов;
  2.  коммерческие банки самостоятельны в определении объемов кредитов;
  3.  центральный банк не может полностью контролировать поведение населения.

Таким образом, для определения максимального количества новых денег на текущих счетах необходимо избыточные резервы банков умножить на денежный мультипликатор.

Центральный банк ответственен за кредитно-денежную эмиссию, но не может контролировать все деньги. Например, взять денежный агрегат М3. Наш банк не эмиссирует иностранную валюту и не может диктовать в чем (в какой валюте) нам хранить деньги в банках. В любой стране обеспечить грамотно предложение денег очень трудно.

Спрос на деньги – это те денежные средства, которые востребованы макросубъектами (государство, фирма, домашнее хозяйство, заграница).

Спрос на деньги обусловлен двумя главными функциями денег:

  1.  как средства обращения. В этом случае объясняют спрос на деньги для сделок (транзакционный спрос на деньги) Dm1 . Транзакционный спрос на деньги не зависит от ставки процента (r) и пропорционален номинальному ВВП  страны. Если номинальный ВВП увеличивается, то необходимо больше денег для сделок.

r                                                                   r

                     Dm1

                                                                                              Dm2

0                                 M                              0                                 М

транзакционный спрос на деньги                спрос на деньги со стороны активов

  1.  как средства накопления и сбережения. В этом случае имеет место спрос на деньги  со стороны активов как средств сохранения богатства, которые формируют второй вид спроса на деньги со стороны активов – Dm2 .

Нисходящий вид линии Dm2 связан с выбором формы сбережений, т.е. сберегать в наличной форме или в виде ценных бумаг (облигаций), обеспечивающих доход в виде процента. Выбор формы сбережения зависит от уровня процентной ставки. Например, чем выше ставка процента, тем больше спрос на ценные бумаги и меньше спрос на наличные деньги, и наоборот.

Суммарный или общий спрос на деньги – это сумма транзакционного спроса на деньги и спроса на деньги со стороны активов. И в общем виде на денежном рынке спрос на деньги может быть представлен: Dm = Dm1 +Dm2  

r                         

                 Sm               

                                       

                                         

                       Dm

0                                 M

В экономической теории по-разному рассматривается спрос на деньги. Существует три теории:

  1.  количественная теория денег:

                               или    .

 

Т.е. спрос на деньги зависит от трех элементов: V – скорость обращения денег, P – уровень цен, Q – реальный объем производства. В принципе,  = ВВП т.е. спрос на деньги прямо пропорционален ВВП и обратно пропорционален V– скорости обращения денег. А скорость обращения денег ЦБ определяет с помощью n – числа оборотов денежных средств до момента их возвращения в банк.

  1.  кейнсианская теория. Спрос на деньги связан с предпочтением ликвидности. Имеются три мотива:
  2.  транзакционный мотив, т.е. деньги нужны для платежа, сделок;
  3.  мотив предосторожности, т.е. люди желают иметь деньги на будущее;
  4.  спекулятивный мотив, т.е. деньги в форме облигаций, которые приносят доход в виде процента.
  5.  портфельная теория (монетаристская). Особенность этой теории заключается в том, что Dm   есть функция трех компонентов:

  = ƒ(Y, r, π), где Y – номинальный национальный доход, r – ожидаемая процентная  ставка, π – ожидаемый темп инфляции.

Теория называется «портфельная», т.к. наш спрос на деньги – это формирование активов денег, от которых мы можем получить некоторые доходы

Равновесие на денежном рынке устанавливается тогда, когда спрос на деньги равен предложению денег.

          r

                             Sm”    Sm     Sm

                             уменьш. увелич.

       re” --------------  E”    

       re   ---------------------  E

        re’ -----------------------------  E’

                                                               Dm

          0                                                                M

Равновесие на денежном рынке может изменяться:

  1.  при увеличении или уменьшении предложения денег. Если центральный банк посчитает нужным увеличить предложение денег, то мы связываем это с мягкой кредитно -  денежной политикой. Это повлияет на снижение цены, т.е. снижение процентной ставки, следовательно, кредиты и займы стали более доступными.

Жесткая кредитно - денежная состоит в том, что Центральный банк сокращает реальное денежное предложение, что выражается сдвигом графика Sm влево.

  1.  при изменении спроса на деньги, т.е. при том же количестве предложения на деньги, ставка процента будет меняться в том же направлении, что и спрос на деньги.

        r                            Sm

      re”--------------------  E”

      re --------------------   E     увел.    Dm”

                                                

      re’--------------------    E’    уменьш.  Dm

                                                  

                                                         Dm’

       0                         ME                   M


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67075. Як працювати з програмами на розвиток логічного мислення 2.13 MB
  Мета. Ознайомити учнів з видами логічних задач: ребусами, пазлами, танграмами, формувати уміння роботи з комп’ютером, користування мишею, розгадувати ребуси, працювати з головоломками «Пазл» і «Танграм». Розвиток уваги, логічного мислення, просторової уяви, пам’яті.
67076. Основні правила Інтернет-безпеки і Інтернет-етики 38 KB
  Протягом певного часу необхідно згадати якомога більше термінів, пов’язаних з роботою в Інтернеті; терміни записуються на аркушах фломастерами. По команді вчителя капітани вивішують аркуші на дошку. Далі проводиться обговорення термінів із наведенням командами їх означень. Балами оцінюються кількість згаданих термінів і їх чітке пояснення.
67077. Українські народні музичні інструменти 224.5 KB
  Добрий день! Сьогодні ми з вами поговоримо про українські народні музичні інструменти. Ми живемо в час, коли відроджуються національні традиції, а побудова суверенної України неможлива без виховання національної гідності, любові до народних святинь. Ви маєте можливість не тільки почути розповідь про музичні інструменти...
67078. Дерева, кущі, трав’янисті рослини. Якими бувають рослини. Запис і читання трицифрових чисел. Випадки додавання і віднімання пов’язані з нумерацією чисел. Задача на три дії 60 KB
  Сьогодні ми дізнаємося на які групи поділяються рослини. А також будемо вправлятися у записуванні трицифрових чисел, у додаванні та відніманні розрядних чисел, будемо розв’язувати задачу на три дії. III. Перевірка домашнього завдання. Біля входу в царство нас зустрічає принцеса.
67079. Змінювання іменників за зразком: один - багато 53 KB
  Мета: удосконалювати уміння розпізнавати слова, які означають назви предметів; вчити змінювати слова-назви предметів за зразком: один-багато; сприяти усвідомленню того факту, що всі люди мають рівні права; розвивати уміння працювати в парі та групі; виховувати почуття власної гідності, повагу до інших.
67080. Конспект уроку з міжпредметними зв’язками (Я і Україна, рідна мова) «У царстві тварин» 170 KB
  Мета: ознайомити учнів з різноманітним світом тварин; формувати поняття комахи птахи звірі навчати їх розпізнавати за істотними зовнішніми ознаками; розвивати логічне мислення через завдання на порівняння доведення вилучення зайвого встановлення взаємозв’язку між рослинами і тваринами між самими тваринами...
67081. Зима щедра святами. Інтегрований урок з курсу «Я і України» та позакласного читання 98 KB
  Сьогодні ми з вами більш детальніше зупинимося на дні Святого Миколая, Новому році та Різдві Христовому. У кожного з вас є картка із зображенням або ялинкових прикрас, або зірочок, або чобітків. Я пропоную вам пересісти за той стіл, де назва свята пов'язана, на вашу думку, із зображенням на картці.
67082. Я і Україна та математика. У царстві тварин 150.5 KB
  Продовжити знайомство учнів з різноманітним світом тварин; формувати поняття комахи птахи звірі навчати їх розпізнавати за істотними зовнішніми ознаками;продовжити формувати навички та вміння розпізнавати серед чотирикутників прямокутники розв'язування складених задач на знаходження невідомого доданку; знаходити значення буквених виразів...