91544

Структура денежно-кредитной системы. Центральный и коммерческие банки. Особенности денежно-кредитной системы в Республике Беларусь

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Рефинансирования выдача Центральным банком кредитов коммерческим банкам; ЦБ устанавливает обязательные нормативы деятельности коммерческих банков; осуществляет операции на открытом рынке ценных бумаг т. Коммерческие банки выполняют два типа операций: пассивные – это операции по аккумуляции временно свободных денежных средств для создания резервной базы для последующего осуществления активных операций. Главные пассивные операции: депозиты до востребования; срочные депозиты; сберегательные депозиты; операции с депозитными...

Русский

2015-07-21

56.52 KB

0 чел.

Структура денежно-кредитной системы. Центральный и коммерческие банки. Особенности денежно-кредитной системы в Республике Беларусь

Банковская система страны – это совокупность банков и банковских институтов, выполняющих свойственные им свойства. В самом общем виде банковская система может быть построена как одноуровневая (характерна для стран с плановой экономикой), так и двухуровневая (характерна для стран с рыночной экономикой). В настоящее время в РБ действует двухуровневая банковская система. Первый уровень представлен Центральным (Национальным) банком, выполняющим функцию эмиссионного центра страны. Второй уровень образуют коммерческие банки (частные и государственные). Эта система действует в РБ с 1990 года. Денежно-кредитная система Республики Беларусь является системой открытого рыночного типа.

В Республике Беларусь могут создаваться универсальные банки, имеющие лицензию на осуществление всех видов банковских операций, а также специализированные банки, деятельность которых направлена на осуществление отдельных банковских операций. Особенности функционирования специализированных (сберегательных, инвестиционных, ипотечных и др. банков) определяются отдельным законодательством.

                      Кредитно-банковская система страны

банковская система                                                       парабанковская система

    эмиссионные        Центральный                  специализированные

        банки                    банк                            финансово-кредитные

                                                                                    институты

   неэмиссионные    коммерческие

            банки                     банки              

                                                                             почтово-сберегательная

                                                                                      система

                                 специализированные                       

                                          банки    

Главный эмиссионный центр страны, т.е. Центральный банк, выполняет ряд особенных функций:

  1.  ЦБ имеет исключительное право на эмиссию денежных единиц страны и изъятие из обращения денежных знаков;
  2.  проведение единой кредитно-денежной политики в стране. Для этого ЦБ страны проводит политику учетной ставки, т.е. рефинансирования – выдача Центральным банком кредитов коммерческим банкам;
  3.  ЦБ устанавливает обязательные нормативы деятельности коммерческих банков;
  4.  осуществляет операции на открытом рынке ценных бумаг, т.е. их покупку и продажу;
  5.  покупка и продажа иностранной валюты, связанная с регулированием курса национальной денежной единицы;
  6.  расчетное и кассовое обслуживание государства, коммерческих банков, иногда, в порядке исключения, отдельных фирм, предприятий;
  7.  определяет порядок формирования и расходования страховых и резервных фондов страны.

Общепризнанный в мировой практике критерий, который показывает положение ЦБ страны – это зависимость или независимость ЦБ от исполнительной власти. У нас полная  экономическая, финансовая независимость ЦБ.

Коммерческие банки выполняют два типа операций:

  1.  пассивные – это операции по аккумуляции временно свободных денежных средств для создания резервной базы, для последующего осуществления активных операций.

Главные пассивные операции:

  1.  депозиты до востребования;
  2.  срочные депозиты;
  3.  сберегательные депозиты;
  4.  операции с депозитными сертификатами;
  5.  активные предполагают использование накопленных резервов для формирования доходов банковских институтов.

Главные виды активных операций:

  1.  ссудные (выдача ссуд и кредитов);
  2.  инвестиционные (покупка ценных бумаг для инвестирования различных отраслей экономики);
  3.  депозитные операции – это операции кредитных учреждений по привлечению денежных средств во вклады и их размещению (открытие корреспондентских или расчетных счетов в ЦБ и других полномочных банках).

Существуют еще виды активных операций:

  1.  Расчетные операции – это операции, связанные с осуществлением банками расчетов и переводов по поручению клиентуры.
  2.  Валютные операции – это сделки с валютными ценностями и операции связанные с переходом права собственности на валютные ценности, использованием в качестве платежа иностранной валюты при осуществлении внешэкономической деятельности, ввозом (пересылкой) из-за границы и вывозом (пересылкой) за границу валютных ценностей, а также осуществлением международных денежных переводов.
  3.  Кассовые операции – это операции по кассовому обслуживанию хозяйства и населения.
  4.  Фондовые операции – это операции банков с ценными бумагами. Фондовые операции являются инвестиционными операциями.
  5.  Лизинговые операции – это сделки, при которых одна сторона (лизингодатель) по поручению другой стороны (пользователя) вступает в соглашение по приобретению имущества с третьей стороной (производителем) на условиях, одобренных пользователем, поскольку они затрагивают его интересы.
  6.  Трастовые (доверительные) операции – это операции банков по управлению имуществом и выполнению иных услуг по поручению и в интересах клиента на правах его доверенного лица (прием, хранение и обмен ценных бумаг, наблюдение за их курсами, купля-продажа ценных бумаг с целью сохранности и увеличения активов и др.).
  7.  Факторинговые операции – это операции по приобретению и уступке денежных требований, передаче права на взыскание долгов.
  8.  Трансфертные операции – это операции банков по переводу иностранной валюты или золота из одной страны у другую; банковские операции, связанные со встречными переводами национальных или национальной и конвертируемой валют двух или нескольких стран.

В процессе своей деятельности банки могут выполнять и другие операции, не противоречащие банковскому законодательству. Банкам запрещается вступать в любого рода сделки, которые могут привести к незаконным доходам.

Специализированные банки – банки, выполняющие отдельные функции либо работающие с определенными категориями  людей. Например, Внешэкономбанк: специализация –  кредитование экспорта.

Специализированные банки бывают: земельные (под залог земли), ипотечные (выдача кредитов под залог недвижимости), инновационные банки (под рискованные (венчурные) проекты и т.д.) и др.

На 2008 год в РБ функционирует:  27 банков с 383 филиалами (23 банка – с иностранным капиталом, 7 банков – со 100%-ным иностранным капиталом РФ, Украины, Германии, Литвы, Латвии.

К 2008 году в РБ есть: НБ, коммерческие банки. Слабые звенья в системе – сфера специализированных банков и специализированных финансово-кредитных институтов. По качественным параметрам (как сумма активов банков соотносится с ВВП страны) в РБ норма никогда не превышала 40 % (норматив равен 100 %),что говорит о самой большой проблеме банков, т.е. о маломощности.

Денежно-кредитное регулирование осуществляется преимущественно экономическими методами на уровне банковской системы. Правовой основой денежно-кредитного регулирования являются Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь, ежегодно разрабатываемые и утверждаемые правлением Центрального банка Республики Беларусь (Национального банка Республики Беларуси).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80891. Организация и планирование работы местной администрации 43.83 KB
  Основным документом определяющим организацию деятельности местной администрации является ее регламент утверждаемый главой администрации. Наряду с регламентом работы администрации важную роль в организации ее деятельности играют нормативные документы регламентирующие деятельность отдельных структурных подразделений и исполнителей. В соответствии с положениями и профилем своей работы структурные подразделения администрации: курируют работу подведомственных предприятий организаций и учреждений; осуществляют сбор информации анализ...
80893. Муниципальное управление охраной здоровья населения 43.99 KB
  Муниципальная система здравоохранения МСЗ включает в себя располагающиеся на территории МО лечебнопрофилактические и иные учреждения системы здравоохранения находящиеся в муниципальной государственной или частной собственности а также органы муниципального управления охраной здоровья населения. Главная цель муниципальная система здравоохранения удовлетворение потребностей населения в услугах сферы здравоохранения отнесенных к предметам ведения местного самоуправления на уровне не ниже государственных минимальных социальных...
80894. Разработка прогноза социально-экономического развития муниципального образования 43.62 KB
  Система планирования комплексного социальноэкономического развития муниципального образования включает в себя прогнозирование текущее и стратегическое планирование. Бюджетный кодекс РФ 2004 года предусматривает обязательную разработку перспективного финансового плана развития муниципального образования на трехлетний среднесрочный период. Этот план разрабатывается на основе прогноза социальноэкономического развития территории на тот же период.
80895. Стратегическое планирование в Муниципальном Образовании 44.44 KB
  Недостаток опыта стратегического планирования комплексного подхода к определению целей и приоритетов перспективного развития муниципальных образований приводит к тому что разработанные концепции и стратегические планы иногда носят декларативный характер отсутствуют механизмы их реализации. В зависимости от стоящих задач концепции и стратегические планы бывают среднесрочные 3 5 лет и долгосрочные до 10 15 лет. Основные этапы разработки концепции комплексного социальноэкономического развития муниципального образования...
80896. Основные направления по противодействию коррупции государственных и муниципальных органах власти 45.12 KB
  Коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
80897. Информационное обеспечение муниципального управления 45.52 KB
  Распоряжения главы администрации и его заместителей протоколы заседаний коллегии ведомости учета изданных мун. Население выражает свое отношение к дти мун. Общественные объединения граждан выражают отношение к деятельности мун.
80898. Сущность и содержание муниципального управления 43.04 KB
  Местное самоуправление в РФ форма осуществления народом своей власти обеспечивающая в пределах установленных Конституцией РФ федеральными законами а в случаях установленных федеральными законами законами субъектов РФ самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций . Дана характеристика основных признаков местного самоуправления отличающих его от...
80899. Система муниципальных правовых актов (МПА), Устав муниципального образования 43.13 KB
  РФ федеральным конституционным законам ФЗ №131ФЗ другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ а также конституциям уставам законам иным нормативным правовым актам субъектов РФ. В систему МПА входят: 1 устав МО правовые акты принятые на местном референдуме сходе граждан; 2 нормативные и иные правовые акты ПО МО; 3 правовые акты главы МО постановления и распоряжения главы местной администрации иных ОМС и должностных лиц МС предусмотренных уставом МО. Устав МО и оформленные в виде правовых актов решения...