91551

Неравномерность социально-экономического развития стран и регионов мира и перспективы ее решения

Доклад

Мировая экономика и международное право

Неравномерность и противоречивость экономического развития отдельных стран и регионов нарастали с такой быстротой что привели к кардинальным сдвигам в мировой экономике. Следовательно системообразующим фактором в ней выступает капитал господство которого во многом обусловливает неравномерность экономического развития. Втретьих для рыночной системы закономерным является цикличность развития: чередование кризисов спадов производства с динамичным ростом.

Русский

2015-07-21

28.18 KB

11 чел.

Неравномерность социально-экономического развития стран и регионов мира и перспективы ее решения

За последние 10-20 лет картина мировой экономики меняется стремительно, как никогда ранее. Неравномерность и противоречивость экономического развития отдельных стран и регионов нарастали с такой быстротой, что привели к кардинальным сдвигам в мировой экономике.

Современное состояние мировой экономики и мирохозяйственных связей характеризуется тем, что рыночные отношения охватили преобладающую ее часть, и все цивилизованные страны вовлечены в них. Административно-командные экономики бывших социалистических стран реформировались и стали рыночными. То есть мировая экономика стала единой рыночной системой. Следовательно, системообразующим фактором в ней выступает капитал, господство которого во многом обусловливает неравномерность экономического развития.

Мировая экономика, будучи рыночной системой, подчиняется определенным рыночным законам. Во-первых, рыночная экономика является системой, определяемой спросом, а производственные мощности, цены, заработная плата, произведенный национальный доход - эффективностью.Во-вторых, в рыночной экономике состояния равновесия и неравновесия чередуются. Сама ее сущность состоит в отклонениях от "нормы". Равновесие есть лишь временное ее состояние. В-третьих, для рыночной системы закономерным является цикличность развития: чередование кризисов (спадов производства) с динамичным ростом. Мировая экономика представляется в виде системы с иерархией подсистем различных уровней: отдельные страны и их объединения, внутристрановые элементы - регионы и районы.

Неравномерность имеет волнообразный характер, например "Новые Индустриальные страны" (НИС) "первой волны": Гонконг, Сингапур, Тайвань, Республика Корея, постепенно переходя к техногенному развитию производства, как бы высвобождают место для НИС "второй волны": Малайзия, Таиланд, Индонезия и др., которые занимает их "ниши" в мировом хозяйстве. Формируется и "третья волна" НИС: Турция, Тунис, Пакистан, Вьетнам и др.

Кроме капитала существует другой интернациональный фактор экономического развития в современном мировом хозяйстве, который также связан с неравномерностью, - научно-технический прогресс (НТП). Мировая цивилизация с конца XIX в. вступила на путь техногенного развития. Экономический прогресс, социальные условия жизни людей в обществе стали выступать как результат технического развития, технически вооруженного труда. К концу прошедшего столетия этот принцип стал универсальным. Модель технико-экономического развития на основе рыночных структур приняла интернациональный, а затем и глобальный характер. Такая ориентация изначально привела к иерархической структуре мирового хозяйства и наличию центров индустриального развития и отсталой периферии, как в рамках мирового хозяйства, так и в рамках отдельных стран. Одни страны и регионы имели преимущества в гонке индустриализации, а другие, не имея этих преимуществ, стали поставщиками минеральной и аграрной продукции. В техногенной модели мирового развития периферия заняла подчиненное, зависимое положение. Перспективы изменить его могут быть связаны только с подключением к индустриальному типу развития. Таким образом, индустриальная модель развития мирового хозяйства по своей сути предлагает известную неравномерность экономического развития и является ее важнейшей причиной. В итоге, неодинаковые уровни индустриального развития в самом конечном счете сводятся к технической вооруженности труда. Он становится важнейшим критерием неравномерности. Национальные экономики как бы отбираются по данному критерию: подходят под него или выбраковываются. Критерий трансформируется, усложняется с переходом мировой экономики к новому этапу международного разделения труда, когда информатика выделяется в отдельную отрасль и преобразует все сферы хозяйства и жизни.

Важнейшим проявлением неравномерности экономического развития является наличие слаборазвитых стран, представляющих собой застойную зону бедности и стран, так называемого "золотого миллиарда" - группы ведущих стран мира, определяющих тенденции мирового развития и получающих наибольшую часть мирового дохода. Разрыв между двумя полюсами мировой экономики все расширяется.

Неравномерность экономического развития оценивают путем сопоставления стран по следующим основным показателям: главные макроэкономические показатели национальной экономики (ВВП, в целом и на душу населения) на данный момент и в динамике; производительность труда; развитие отраслей (объем выпускаемой продукции и услуг в целом и на душу населения); роль в мировой торговле (или экспортно-импортная компонента в национальном производстве); инвестиционная ситуация; уровень развития НТП (расходы на НИОКР, количество зарегистрированных патентов, купля-продажа лицензий и др.); уровень жизни населения; конкурентоспособность национальной экономики, то есть способность выйти на мировой рынок с современной продукцией, поддерживать и наращивать свои конкурентные преимущества.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83804. Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение 40.85 KB
  Открытие банком счета организации индивидуальному предпринимателю нотариусу занимающемуся частной практикой или адвокату учредившему адвокатский кабинет счета инвестиционного товарищества без предъявления этим лицом свидетельства уведомления о постановке на учет в налоговом органе а равно открытие счета при наличии решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица влекут взыскание штрафа в размере 20 тысяч рублей. Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога сбора авансового платежа пеней...
83805. Защита прав налогоплательщиков. Право на обжалование. Порядок обжалования 39.88 KB
  Статья 137 НК РФ предоставляет каждому налогоплательщику или налоговому агенту право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера действия или бездействие их должностных лиц если по мнению налогоплательщика или налогового агента такие акты действия или бездействие нарушают их права. Вместе с тем административный порядок не отрицает возможности обращения в последствии за защитой в суд либо предоставляется альтернативный порядок защиты прав субъектов налоговых правоотношений. Вместе с тем НК РФ устанавливает два условия...
83806. Рассмотрение жалобы и принятие решения по ней. Последствия подачи жалобы 39.84 KB
  Вышестоящий орган или вышестоящее должностное лицо в месячный срок со дня получения жалобы обязаны ее рассмотреть и принять одно из сле6дующих решений: оставить жалобу без удовлетворения; отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку; отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении; изменить решение или вынести новое решение по суще6ству обстоятельств дела. Законодательством РФ предусмотрены следующие способы судебной защиты прав налогоплательщиков: признание неконституционным...
83807. Административный порядок защиты нарушенных прав налогоплательщиков 40.72 KB
  Вместе с тем административный порядок не отрицает возможности обращения в последствии за защитой в суд либо предоставляется альтернативный порядок защиты прав субъектов налоговых правоотношений. Вместе с тем НК РФ устанавливает два условия соблюдение которых необходимо для защиты нарушенных прав налогоплательщиков или налоговых агентов: ненормативные акты налоговых органов а также действия бездействие должностных органов этих органов должны по мнению налогоплательщика или налогового агента нарушать их права; нормативные правовые...
83808. Судебный порядок защиты нарушенных прав налогоплательщиков 39.8 KB
  Законодательством РФ предусмотрены следующие способы судебной защиты прав налогоплательщиков: признание неконституционным законодательного акта полностью или в части Конституционным Судом РФ; признание арбитражными судами или судами общей юрисдикции недействительным нормативного либо ненормативного акта налогового органа иного государственного органа или органа местного самоуправления противоречащего закону и нарушающего право и законные интересы налогоплательщика; отмена арбитражными судами или судами общей юрисдикции не...
83809. Современные тенденции совершенствования налоговой системы Российской Федерации 39.76 KB
  Основные направления налоговой политики принимаются ежегодно Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов принимаются и рассматриваются одновременно с проектом закона о федеральном бюджете на текущий период 3 года и утверждаются на заседании правительства РФ. Политики: Поддержка инвестиций Развитие человеческого капитала Повышение предпринимательской активности.
83810. Налоговое администрирование. Структура налоговых органов РФ, их полномочия и функции 41.21 KB
  Структура налоговых органов РФ их полномочия и функции. Нет единой точки зрение на определение налогового администрирования Налоговое администрирование система управления налоговыми правоотношениями или всем комплекс налоговых отношений Титов Налог.администрирование деятельность и управление налоговых органов по осуществлению контроля за соблюдением налогового законодательства. Однако все определения условно можно объединить в 3 блока: Связанные с управлением Не связанные с управлением Опровергающие существование самого этого понятия...
83811. Правовое положение, функции и полномочия Министерства финансов РФ в налоговой сфере 41.23 KB
  Министерство финансов Российской Федерации Минфин России является федеральным органом исполнительной власти осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере бюджетной налоговой страховой валютной банковской деятельности государственного долга аудиторской деятельности бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности производства переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней таможенных платежей определения таможенной стоимости товаров и транспортных...
83812. Правовое положение Федеральной налоговой службы и её органов (структурных подразделений) 40.57 KB
  Основные функции возложенные на ФНС России по контролю и надзору: за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах; за правильностью исчисления полнотой своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов и иных обязательных платежей; за производством и оборотом этилового спирта спиртосодержащей алкогольной и табачной продукции; за соблюдением валютного законодательства в пределах компетенции налоговых органов; за информированием налогоплательщиков по вопросам налогового законодательства и разъяснением системы...