91556

Сущность современного мирового хозяйства

Доклад

Мировая экономика и международное право

Наиболее распространено понимание мирового хозяйства как совокупности национальных хозяйств взаимосвязанных системой международного разделения труда экономических и политических отношений. Согласно другой точке зрения мировая экономика трактуется как система международных экономических взаимоотношений как общая универсальная связь между национальными хозяйствами. При более полном толковании понятия мировое хозяйство определяют как глобальную экономическую систему...

Русский

2015-07-21

26.43 KB

0 чел.

Сущность современного мирового хозяйства

Современное мировое хозяйство (мировая экономика) представляет собой закономерно развивающуюся и усложняющуюся систему взаимодействия национальных экономик различных стран мира, которая проявляется в разнообразных формах их международных экономических отношений на основе международного разделения труда.

Мировая экономика является сложной системой, включающей в себя множество находящихся во взаимосвязи, зависимости и взаимодействии элементов. Основу этой системы образуют международное и ограниченное рамками отдельных государств национальное производство материальных и духовных благ, их распределение, обмен и потребление. Каждая из этих фаз мирового воспроизводственного процесса, как в глобальном масштабе, так и в рамках отдельных государств, в зависимости от их места и доли, в целом оказывает влияние на функционирование всей мировой хозяйственной системы.

Хотя мировая экономическая система уже давно стала реальностью, однако до настоящего времени не существует единого определения понятия «мировая экономика» в силу его сложности и многоплановости.

В отечественной литературе выделяют несколько подходов к этому вопросу.

Наиболее распространено понимание мирового хозяйства как совокупности национальных хозяйств, взаимосвязанных системой международного разделения труда, экономических и политических отношений. Здесь основными составными частями выступают национально обособленные страны вне зависимости от того, идет их производство на внутренний или внешний рынок. При таком подходе затушевываются причины, которые определяют взаимосвязи, перспективы и состояние развития мировой экономики.

Согласно другой точке зрения, мировая экономика трактуется как система международных экономических взаимоотношений, как общая, универсальная связь между национальными хозяйствами. Подобной концепции придерживаются многие западные исследователи, считая, в частности, что международная экономическая система включает в себя и торговлю, и финансовые отношения, а так же неравное распределение капитальных ресурсов и рабочей силы. В данном случае из поля зрения исследователей выпадает производство, которое во многом определяет международные экономические взаимосвязи.

При более полном толковании понятия мировое хозяйство определяют как глобальную экономическую систему, самовоспроизводящуюся на уровне производительных сил, производственных отношений и определенных аспектов правовых и политических отношений в той мере, в какой входящие в него хозяйствующие субъекты обладают определенной совместимостью на каждом из трех названных уровней. В этом определении находят отражения основные составные части хозяйства, включая материальную базу, реализацию различных форм собственности и определенный порядок функционирования воспроизводственных процессов.

Современное мировое хозяйство неоднородно: входящие в него государства отличаются социальной структурой, политическим устройством, уровнем развития производительных сил и производственных отношений, а также характером, масштабами и методами международных экономических отношений.

Ведущее положение в мировом хозяйстве занимают семь промышленно развитых стран: США, Япония, Канада, Германия, Франция, Великобритания и Италия. На их долю приходится более 80% промышленного производства группы промышленно развитых стран (ПРС) и около 60% всего мирового промышленного производства; соответственно 70 и 60% производства электроэнергии, более 60% экспорта товаров и около 50% услуг.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9170. Методы, приемы, средства управления образовательными системами 156.5 KB
  Методы, приемы, средства управления образовательными системами Научное управление системой образования Методы, приемы, средства управления образовательными системами знать: методы, приемы и средства управления образовательными системами уметь...
9171. Мышление и интеллект Определение мышления 22.33 KB
  Мышление и интеллект Определение мышления. Мышление - это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью познавательный психический процесс, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением связей и отношений между...
9172. Основные категории педагогики 26.34 KB
  Основные категории педагогики. Любое теоретическое построение требует четкого разграничения между обыденными представлениями и научными знаниями. В обыденной речи воплощается повседневная практика воспитания и обучения. Научные понятия передают педа...
9173. Особенности педагогической профессии 14.85 KB
  Особенности педагогической профессии Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в особенностях его деятельности и образе мышления. По классификации, предложенной Е.А. Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий,...
9174. Ощущения. Виды и закономерности ощущений 24.57 KB
  Ощущения Содержание Понятие ощущение Виды ощущений: экстероцептивные, проприоцептивные, интероцептивные Закономерности ощущений: пороги, адаптация, взаимодействие, синестезия. Требование: уметь классифицировать виды ощущений...
9175. Память и ее характеристики 20.4 KB
  Память и ее характеристики Определение памяти. Память- это процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта...
9176. Принципы управления образовательными системами 16.74 KB
  Принципы управления образовательными системами Принципы управления - это основополагающие, фундаментальные правила, которые должны соблюдаться при осуществлении управления, обеспечивать достижение заданных целей. П.И. Пидкасистый -сочетание коллегиал...
9177. Профессиональная деятельность педагога 21.03 KB
  Профессиональная деятельность педагога Педагогическая деятельность - есть особый вид общественно-полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленный на подготовку подрастающего поколения к жизни в соответствии с экономическими, по литичес...
9178. Психология личности. Личность как социальный индивид 20.14 KB
  Психология личности Личность- это социальный индивид, субъект общественных отношений, деятельности и общения. Э. Фромм: личность есть целостность врожденных и приобретенных...