91567

Классификация стран по различным критериям. Типы стран в мировой экономике

Доклад

Мировая экономика и международное право

Типы стран в мировой экономике Для того чтобы определить характерные черты стран мира и установить их место в мировой хозяйстве проводится классификация стран по тем или иным признакам. расположению стран на определенной территории или принадлежности к региональным интеграционным группировкам национальные экономики подразделяются на группы: по региональноконтинентальному критерию страны группируются по географическому расположению: например страны Восточной Западной Южной и Северной Европы; Северной и Латинской Америки Южной...

Русский

2015-07-21

29.48 KB

12 чел.

Классификация стран по различным критериям. Типы стран в мировой экономике

Для того, чтобы определить характерные черты стран мира и установить их место в мировой хозяйстве, проводится классификация стран по тем или иным признакам.

Выделяют: региональный, организационный, социально-экономический и прочие принципы группировки.

1) По региональному принципу, т.е. расположению стран на определенной территории или принадлежности к региональным интеграционным группировкам, национальные экономики подразделяются на группы:

- по регионально-континентальному критерию страны группируются по географическому расположению: например, страны Восточной, Западной, Южной и Северной Европы; Северной и Латинской Америки, Южной, Юго-Восточной, Восточной и Центральной Азии; Ближнего и Среднего Востока и т.д..

- по регионально-интеграционному критерию, когда наблюдается общность экономических интересов, территориально-географическая близость, страны формируют интеграционные группировки (европейское – ЕС, евразийское – СНГ, североамериканское – НАФТА, юго-восточно-азиатское – АСЕАН)

2) По организационному принципу систематизация стран мира отражает особенности сочетания форм международных экономических отношений и их регулирования.

- По степени интеграции в мировую хозяйственную систему выделяют национальные экономики закрытого и открытого типа (до 27% и выше 27%).

- По структуре народного хозяйства различают аграрные, аграрно-индустриальные и индустриально экономики.

- В зависимости от экспортной специализации: страны-экспортеры товаров и услуг, страны-экспортеры сырья, экспортеры промышленной продукции и др.

- По преобладанию определенных технологических укладов выделяют доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные экономики.

- По участию в международных организациях выделяют соответствующие страны-участницы.

3) Социально-экономический принцип:

- по показателю «ВВП на душу населения» (методика Всемирного банка)

- по уровню развития (критерием типологии стран является «Индекс человеческого развития» (данный показатель введён ООН): Иппж - индекс предстоящей продолжительности жизни; Иуж - индекс уровня жизни; Ионо - индекс охвата населения образованием

- по уровню внешнего долга

- государства с высоким уровнем внешней задолженности (отношение текущей стоимости обслуживания внешнего долга к ВВП больше 80%, отношение текущей стоимости обслуживания долга к объему экспорта превышает 220%);

- государства со средней величиной внешнего долга (один или оба показателя превышают 60%, но не достигают критических величин);

- государства с наименьшей внешней задолженностью.

Принятая ООН типология стран следующая: – «промышленно развитые», «индустриально развивающиеся», т.е. государства с рыночной экономикой, и государства «с переходной экономикой».

В группу развитых (промышленно-развитых, индустриальных) стран входят государства с рыночной экономикой и высоким уровнем социально-экономического развития. Группа промышленно развитых стран включает около 30 государств. Большинство развитых стран входит в интеграционные объединения, из которых наиболее мощными является ЕС и Североамериканское соглашение о свободной торговле – НАФТА.

В группу развивающихся стран (менее развитых, слаборазвитых) входят государства с рыночной экономикой и низким уровнем экономического развития. В группу развивающихся стран входит самое большое число государств мира (около 150), для них характерна большая численность населения и огромная территория.

Верхний эшелон развивающихся стран составляют государства со сравнительно современной структурой экономики, большим ВВП на душу населения, высоким индексом человеческого развития. Из них выделяют подгруппу новых индустриальных стран. В нее включают страны, которые в последние два-три десятилетия продемонстрировали очень высокие темпы экономического роста К этой группе относят государства, которые с 80-90-х гг. осуществляют переход от административно-командной (социалистической) экономики к рыночной (поэтому их часто называют постсоциалистическими). Это страны Центральной и Восточной Европы, страны бывших советских республик, которые ныне объединены в Содружество Независимых Государств (СНГ). Это Монголия, Албания, Югославия, Румыния, Болгария, Чехия, Словения, Белоруссия, Узбекистан, Туркмения, страны Балтии, Россия и т.д.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54155. Гра «Щасливий випадок» 51.5 KB
  Запитання для першої команди Результат додавання чисел називається сума Одиницею вимірювання площі є см Фігура яка складається з чотирьох точок і чотирьох відрізків що послідовно їх сполучають називається чотирикутник Площа квадрата обчислюється за формулою а Градусна міра прямого кута. 90˚ Прямі називаються паралельними якщо вони не перетинаються Рівність що містить змінну називається рівнянням Добуток всіх дійсних чисел дорівнює 0 Відрізок що зєднує вершину трикутника з серединою...
54156. Математичний бій 50 KB
  Хід заходу Ведучий 1: Добрий день всім хто зібрався сьогодні в цьому залі Ведучий 2: Всім шанувальникам великої і прекрасної науки. Ведучий 1: Математика. Ведучий 2: Математика. Ведучий 1: Математика це мистецтво наук і наука мистецтв Ведучий 2: Математика це політ фантазії і творчості.
54158. Математика в оточуючому світі 33.5 KB
  Відстань між пристанями А і В дорівнює 40 км. Від А до В за течією річки рухається моторний човен, власна швидкість якого 18 км/год., а від В до А – інший моторний човен, власна швидкість якого 16 км/год. При зустрічі виявилось, що перший човен йшов 1 год., а другий – 1,5 год. Знайдіть швидкість течії річки.
54159. Неможливо бути математиком, не будучи в той же час поетом у душі 92 KB
  Мета: Показати учням звязок математики з літературою, формувати філософське сприймання світу як органічне поєднання духовності і науковості; Розширити кругозір учнів, збагатити їх інтелект, виховувати в них свідоме ставлення до одержання знань.
54160. НАЙРОЗУМНІШИЙ. Математична гра для учнів 5-6 класів 85.5 KB
  Модуль числа це: Завжди невідємна величина; Завжди відємна величина; Завжди число. Як називається сота частина числа відсоток; ар; міліметр. Натуральні числа. Квадрат числа.
54161. Математика – цариця наук 102.5 KB
  Мета: активізація пізнавальної діяльності учнів; розвиток логічної та загально математичної культури учнів; тренування уваги, пам’яті учнів; підвищення інтересу до вивчення математики.
54162. Інтегрований підхід на уроках математики 1.48 MB
  Львова Підготувала учитель математики вища кв. Для математики спорідненими є фізика чи інформатика а протилежними християнська етика музика історія основи здоровя і т. Працюючи багато років вчителем математики я зауважила що досягнути кращих результатів з математики можна поєднуючи її з основами християнської етики. Головним завданням математики є забезпечення міцного і свідомого оволодіння учнями системою математичних знань і умінь необхідних у професійної освіти.
54163. Додавання та віднімання дробів з різними знаменниками 807.5 KB
  Тема уроку: розвязання вправ за темою Додавання та віднімання дробів з різними знаменниками. Розвивальна мета: розвивати практичні вміння та навички співнавчання та взаємонавчання; розвивати мислення; самостійність. Доданок Доданок Сума 27 Готуючись до уроку я розвязала ваше домашнє завдання але потім картки впали і переплутались. Розвязок.