91567

Классификация стран по различным критериям. Типы стран в мировой экономике

Доклад

Мировая экономика и международное право

Типы стран в мировой экономике Для того чтобы определить характерные черты стран мира и установить их место в мировой хозяйстве проводится классификация стран по тем или иным признакам. расположению стран на определенной территории или принадлежности к региональным интеграционным группировкам национальные экономики подразделяются на группы: по региональноконтинентальному критерию страны группируются по географическому расположению: например страны Восточной Западной Южной и Северной Европы; Северной и Латинской Америки Южной...

Русский

2015-07-21

29.48 KB

8 чел.

Классификация стран по различным критериям. Типы стран в мировой экономике

Для того, чтобы определить характерные черты стран мира и установить их место в мировой хозяйстве, проводится классификация стран по тем или иным признакам.

Выделяют: региональный, организационный, социально-экономический и прочие принципы группировки.

1) По региональному принципу, т.е. расположению стран на определенной территории или принадлежности к региональным интеграционным группировкам, национальные экономики подразделяются на группы:

- по регионально-континентальному критерию страны группируются по географическому расположению: например, страны Восточной, Западной, Южной и Северной Европы; Северной и Латинской Америки, Южной, Юго-Восточной, Восточной и Центральной Азии; Ближнего и Среднего Востока и т.д..

- по регионально-интеграционному критерию, когда наблюдается общность экономических интересов, территориально-географическая близость, страны формируют интеграционные группировки (европейское – ЕС, евразийское – СНГ, североамериканское – НАФТА, юго-восточно-азиатское – АСЕАН)

2) По организационному принципу систематизация стран мира отражает особенности сочетания форм международных экономических отношений и их регулирования.

- По степени интеграции в мировую хозяйственную систему выделяют национальные экономики закрытого и открытого типа (до 27% и выше 27%).

- По структуре народного хозяйства различают аграрные, аграрно-индустриальные и индустриально экономики.

- В зависимости от экспортной специализации: страны-экспортеры товаров и услуг, страны-экспортеры сырья, экспортеры промышленной продукции и др.

- По преобладанию определенных технологических укладов выделяют доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные экономики.

- По участию в международных организациях выделяют соответствующие страны-участницы.

3) Социально-экономический принцип:

- по показателю «ВВП на душу населения» (методика Всемирного банка)

- по уровню развития (критерием типологии стран является «Индекс человеческого развития» (данный показатель введён ООН): Иппж - индекс предстоящей продолжительности жизни; Иуж - индекс уровня жизни; Ионо - индекс охвата населения образованием

- по уровню внешнего долга

- государства с высоким уровнем внешней задолженности (отношение текущей стоимости обслуживания внешнего долга к ВВП больше 80%, отношение текущей стоимости обслуживания долга к объему экспорта превышает 220%);

- государства со средней величиной внешнего долга (один или оба показателя превышают 60%, но не достигают критических величин);

- государства с наименьшей внешней задолженностью.

Принятая ООН типология стран следующая: – «промышленно развитые», «индустриально развивающиеся», т.е. государства с рыночной экономикой, и государства «с переходной экономикой».

В группу развитых (промышленно-развитых, индустриальных) стран входят государства с рыночной экономикой и высоким уровнем социально-экономического развития. Группа промышленно развитых стран включает около 30 государств. Большинство развитых стран входит в интеграционные объединения, из которых наиболее мощными является ЕС и Североамериканское соглашение о свободной торговле – НАФТА.

В группу развивающихся стран (менее развитых, слаборазвитых) входят государства с рыночной экономикой и низким уровнем экономического развития. В группу развивающихся стран входит самое большое число государств мира (около 150), для них характерна большая численность населения и огромная территория.

Верхний эшелон развивающихся стран составляют государства со сравнительно современной структурой экономики, большим ВВП на душу населения, высоким индексом человеческого развития. Из них выделяют подгруппу новых индустриальных стран. В нее включают страны, которые в последние два-три десятилетия продемонстрировали очень высокие темпы экономического роста К этой группе относят государства, которые с 80-90-х гг. осуществляют переход от административно-командной (социалистической) экономики к рыночной (поэтому их часто называют постсоциалистическими). Это страны Центральной и Восточной Европы, страны бывших советских республик, которые ныне объединены в Содружество Независимых Государств (СНГ). Это Монголия, Албания, Югославия, Румыния, Болгария, Чехия, Словения, Белоруссия, Узбекистан, Туркмения, страны Балтии, Россия и т.д.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75046. Жизнь зайца в домашних условиях 260 KB
  В июне месяце, окашивая дачу, папа выкосил трех маленьких зайчат, двое из которых шустро убежали в траву, а вот самый маленький стал новым членом нашей семьи, чтобы он не погиб от лап своих врагов решили: маленького зайчонка спасти от гибели и, выкормив его, понаблюдать за процессом его роста в домашних условиях.
75047. Немецкие автомобили 934.5 KB
  Ich heiße Eshow Wlad. Ich lerne in der Klasse 6. Unser Thema heißt „Das Deutsche Auto“. Im Jahre 2011 (zwanzighundertelf) feierte das Auto sein Jubiläum. Es ist 125 (hundertfünfundzwanzig) Jahre alt. Der vorige Sommer von 7 (siebenten) Mai bis zum 10 (zehnten) September hieß „der Autosommer“.
75048. Русская и немецкая школы. Какие они? 984.5 KB
  Ich heiße Antonowa Anna. Ich lerne in der Klasse 6 «А». Ab 2. Klasse lerne ich Deutsch. Das ist mein Lieblingsfach. Besonders gefiel mir das Thema “Deutsche Schülen. Wie sind sie?” Darüber diskutieren wir viel mit unseren Mitschülern.
75049. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЧИСЕЛ 695.5 KB
  В современном мире человек постоянно пользуется числами, даже не задумываясь об их происхождении. Без знания прошлого нельзя понять настоящее. Поэтому целью данной работы является исследование истории возникновения чисел, связанной с необходимостью выражения всех чисел знаками.
75050. Основные направления поэтического творчества Ф. Достоевского 111.5 KB
  Цель моей исследовательской работы: выявить основные направления поэтического творчества Ф. Достоевского. Объект исследования: произведения поэта, литература о жизни и творчестве поэта после выхода из острога в 1854 году. Задачи исследования я бы сформулировала так: «Каково поэтическое наследие Ф.М.Достоевского?»
75051. Берегите око от монитора 505 KB
  Целью моей исследовательской работы стало изучение влияния компьютера на здоровье школьников а именно влияние компьютера на зрение ребёнка исходя из этого были поставлены следующие задачи: Задачи: Проанализировать влияние компьютера на зрение учащихся.
75052. Исследование динамики распространения вируса гриппа среди населения 114.5 KB
  В последние дни апреля 2009 года в средствах массовой информации появилось сообщение о появлении в Мексике нового вируса гриппа. Жертвами заболевания в Мексике стали в основном взрослые люди от 25 до 45 лет отличительная черта пандемического гриппа. человек 165 населения том числе...
75053. Формирование желаемого поведения (на примере кошки) 92 KB
  Цель моей работы - изучение теории подкрепления и её практическое применение в воспитании домашней кошки Василисы. Мной поставлены задачи: познакомиться с теорией подкрепления желаемого поведения, изучить законы подкрепления, применить принципы подкрепления на практике.
75054. Памятники 63 KB
  Памятники –- это не только архитектурные сооружения со своими композиционными особенностями но это прежде всего история. А история нашего города –- это памятники которые могут о многом поведать: и смутные годы гражданской войны и героические страницы Великой Отечественной и давно забытый...