9157

Психика, поведение и деятельность

Доклад

Психология и эзотерика

Психика, поведение и деятельность. Развитие психики в филогенезе Первый вопрос, который возникает при исследовании развития психики в онтогенезе, это вопрос об объективном критерии, который отделяет психическую жизнь от допсихической. Су...

Русский

2015-02-01

28.67 KB

21 чел.

Психика, поведение и деятельность.

Развитие психики в филогенезе

Первый вопрос, который возникает при исследовании развития психики в онтогенезе, это вопрос об объективном критерии, который отделяет психическую жизнь от допсихической. Субъективно этим критерием является наличие чувствительности, т.е. ощущения. Однако тот факт, что ощущения возникают у самых простейших живых существ, не оставляя исследователям иного пути, кроме внешнего наблюдения, поскольку рефлексией эти живые существа, естественно, не обладают. Итак, необходимо, исходя из особенностей поведения, разделить раздражимость и чувствительность. Раздражимость — это реакция любого живого существа (и обладающего психикой, и не обладающего ею) на жизненно важный стимул. Так, простейшие инфузории плывут в сторону света, который является для них источником жизни, растения раскрываются навстречу солнцу и т.д. Чувствительность — это способность к ощущениям, и она существует только у тех организмов, которые обладают психикой.

Появление ощущения свидетельствует о том, что данное существо находится на первом этапе развития психики, получившем название сенсорного (сенсорика — ощущения).. На втором этапе, получившем название перцептивного (перцепция — восприятие), поведение значительно усложняется. Млекопитающие, находящиеся на т р е т ь е м этапе развития

психики, обладают не только ощущениями, восприятием, памятью, но и мышлением. Поэтому этот этап и получил название этапа интеллекта.

Развитие, психики в онтогенезе.

Важным для психологии является и вопрос о границах и особенностях динамики процесса психического развития, о том, является ли он преформированным или непреформированным. Преформированное развитие имеет верхний предел, заложенный изначально в развивающуюся систему. Например, любой цветок, как бы он ни изменялся, распустившись или увядая, остается розой или фиалкой, не превращаясь в ландыш или ромашку. Его развитие преформировано и ограничено структурой того семени, из

которого вырастает конкретный цветок. Но ограничено ли развитие психики? В определенной степени психологи склонны были положительно ответить на этот вопрос, так как существуют, на пример, ограничения, связанные с продолжительностью жизни

человека, его врожденными способностями, границами его ощущений и т.д. В то же время многие данные показывают, что развитие, познание, совершенствование воли, личности человека не имеют предела.

Теории периодизации психики

Первые психологические периодизации были созданы в начале

XX в., при этом основным вопросом, как и при создании периодизации развития психики в филогенезе, стал вопрос об объективном критерии, который давал бы возможность выделить различные этапы формирования психики.

Однако наиболее значимыми для понимания природы и механизмов психического развития стали периодизации, построенные на основании чисто внутренних, психологических параметров, прежде всего изменений в интеллектуальной и мотивационной сферах. Э. Мейман, Э. Клапаред и Ж. Пиаже разработали Периодизации, критерием в которых являются этапы интеллектуального развития.

Т ри основные стадии:

0—2 года — стадия сенсомоторного интеллекта;

2—11 лет — стадия конкретных операций (2—7 — дооперациональный этап);

с 12 лет — стадия формальных операций.

Поведение и деятельность

В психологии выделяется два вида активности — активность внешняя и активность внутренняя. При этом внешняя активность отождествляется с поведением, а внутренняя — с познавательными процессами, о которых подробнее будет рассказано в следующей главе.

Теория деятельности Рубинштейна — Леонтьева

Теория деятельности, созданная С.Л. Рубинштейном и А.Н. Леонтьевым, не только раскрывает структуру и содержание психологической деятельности и ее связь с потребностями, но и помогает понять, каким образом исследование внешней деятельности, поведения, может стать методом исследования внутренних состояний психики. Поэому она, как уже указывалось выше, и является одним из важнейших методологических положений российской психологии. Потребность - это внутреннее состояние организма, испытывающего нужду в чем-то.

Потребность ——» Мотив —• Деятельность

Цель <—- Действие

Условие —• Операция

Исследования поведения в бихевиоризме

Бихевиоризм сделал предметом своего исследования поведение, с чем связано и название этого направления в психологии (behavior — поведение).

Основные закона научения:

1. Закон повторяемости (упражнения). Его суть в том, что чем

чаще повторяется связь между стимулом и реакцией, тем быстрее

она закрепляется и тем она прочнее. Согласно этому закону, реакция на ситуацию связывается с этой ситуацией пропорционально частоте, силе и длительности повторения связей.

2. Закон эффекта, который говорит о том, что из нескольких ре-

акций на одну и ту же ситуацию, при прочих равных условиях, более прочно связываются с ситуацией те из них, которые вызывают

чувство удовлетворения. Позднее этот закон был модифицирован,

так как оказалось, что для ребенка важен результат любой его деятельности, т.е. в конце выученной реакции обязательно должно

быть подкрепление, неважно положительное или отрицательное.

3. Закон готовности, суть которого в том, что образование новых связей зависит от состояния субъекта (голода, жажды, усталости, возбуждения и т.д.).

4. Закон ассоциативного сдвига — если при одновременном появлении двух раздражителей один из них вызывает позитивную реакцию, то и другой приобретает способность вызывать ту же самую реакцию. То есть нейтральный стимул, связанный по ассоциации со значимым, тоже начинает вызывать нужное поведение. Торндайком были выделены и дополнительные условия успешности научения — легкость различения стимула и реакции и осознание человеком связи между ними.

В работах Торндайка, направленных на исследование интеллектуального поведения, впервые было экспериментально доказано,

что психические процессы являются интериоризованными внешними реакциями. Этот факт получил подтверждение и в работах Уотсона. Его эксперименты, направленные на исследование речи и мышления, доказывали правильность понимания интеллектуальных операций как перенесенных во внутренний план действий сформированных путем проб и ошибок, о которых писал Торндайк. Уотсон просил испытуемых произнести какую-то фразу, при этом он с помощью осциллографа наблюдал движения мышц гортани на экране и измерял их по осциллограмме.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46852. Кризис подросткового возраста. Его преодоление 31.96 KB
  Кризис подросткового возраста, является одной из актуальнейших проблем детей современного мира. Это связано с возникновением современно новых требований, предъявляемых к ним происходящими социально – экономическими преобразованиями.
46853. Определение наивыгоднейших и максимальных зазоров. Влияние основных факторов на износ 33.46 KB
  На процесс изнашивания рабочих поверхностей деталей машин оказывают влияние различные факторы которые можно разделить на две группы: 1 факторы влияющие на износостойкость деталей; 2 факторы влияющие на изнашиваемость деталей. К факторам влияющим на изнашиваемость деталей относятся: вид трения сопряженных деталей; характер и величина удельных нагрузок на поверхностях трения; относительные скорости перемещения трущихся поверхностей; форма и размер зазора между сопряженными поверхностями; условия смазки трущихся поверхностей; наличие...
46854. Государственная гражданская служба в системе государственного управления 33.49 KB
  Данное законом определение государственной службы указывает на ее сущность. Система государственной службы включает в себя следующие виды: 1 государственная гражданская служба; 2 военная служба; 3 правоохранительная служба. Государственная гражданская служба РФ – вид государственной службы представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы РФ по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов государственных органов субъектов РФ лиц замещающих...
46857. Роль общения в психическом развитии ребенка. Влияние дефицита общения на психическое развитие ребенка 33.5 KB
  Роль общения в психическом развитии ребенка. Влияние дефицита общения на психическое развитие ребенка. Путь ребенка к вещам и к удовлетворению собственных потребностей по мнению Л. Начало его психической жизни состоит в формировании у ребенка специфически человеческой потребности в общении.
46858. Рисование. Уроки рисования. Рисование карандашом. Рисование лиц карандашом 11.89 MB
  Эти уроки рисования карандашом и этот сайт о рисовании станут для Вас основой в увлекательном процессе обучения и вы поймёте как научиться рисовать. Очень хорошо, что вся человеческая раса, каждый мужчина, женщина и дети имеют неповторимые индивидуальные черты лица. Если бы лица были одинаковыми, как бирки на баночках с томатами