9157

Психика, поведение и деятельность

Доклад

Психология и эзотерика

Психика, поведение и деятельность. Развитие психики в филогенезе Первый вопрос, который возникает при исследовании развития психики в онтогенезе, это вопрос об объективном критерии, который отделяет психическую жизнь от допсихической. Су...

Русский

2015-02-01

28.67 KB

21 чел.

Психика, поведение и деятельность.

Развитие психики в филогенезе

Первый вопрос, который возникает при исследовании развития психики в онтогенезе, это вопрос об объективном критерии, который отделяет психическую жизнь от допсихической. Субъективно этим критерием является наличие чувствительности, т.е. ощущения. Однако тот факт, что ощущения возникают у самых простейших живых существ, не оставляя исследователям иного пути, кроме внешнего наблюдения, поскольку рефлексией эти живые существа, естественно, не обладают. Итак, необходимо, исходя из особенностей поведения, разделить раздражимость и чувствительность. Раздражимость — это реакция любого живого существа (и обладающего психикой, и не обладающего ею) на жизненно важный стимул. Так, простейшие инфузории плывут в сторону света, который является для них источником жизни, растения раскрываются навстречу солнцу и т.д. Чувствительность — это способность к ощущениям, и она существует только у тех организмов, которые обладают психикой.

Появление ощущения свидетельствует о том, что данное существо находится на первом этапе развития психики, получившем название сенсорного (сенсорика — ощущения).. На втором этапе, получившем название перцептивного (перцепция — восприятие), поведение значительно усложняется. Млекопитающие, находящиеся на т р е т ь е м этапе развития

психики, обладают не только ощущениями, восприятием, памятью, но и мышлением. Поэтому этот этап и получил название этапа интеллекта.

Развитие, психики в онтогенезе.

Важным для психологии является и вопрос о границах и особенностях динамики процесса психического развития, о том, является ли он преформированным или непреформированным. Преформированное развитие имеет верхний предел, заложенный изначально в развивающуюся систему. Например, любой цветок, как бы он ни изменялся, распустившись или увядая, остается розой или фиалкой, не превращаясь в ландыш или ромашку. Его развитие преформировано и ограничено структурой того семени, из

которого вырастает конкретный цветок. Но ограничено ли развитие психики? В определенной степени психологи склонны были положительно ответить на этот вопрос, так как существуют, на пример, ограничения, связанные с продолжительностью жизни

человека, его врожденными способностями, границами его ощущений и т.д. В то же время многие данные показывают, что развитие, познание, совершенствование воли, личности человека не имеют предела.

Теории периодизации психики

Первые психологические периодизации были созданы в начале

XX в., при этом основным вопросом, как и при создании периодизации развития психики в филогенезе, стал вопрос об объективном критерии, который давал бы возможность выделить различные этапы формирования психики.

Однако наиболее значимыми для понимания природы и механизмов психического развития стали периодизации, построенные на основании чисто внутренних, психологических параметров, прежде всего изменений в интеллектуальной и мотивационной сферах. Э. Мейман, Э. Клапаред и Ж. Пиаже разработали Периодизации, критерием в которых являются этапы интеллектуального развития.

Т ри основные стадии:

0—2 года — стадия сенсомоторного интеллекта;

2—11 лет — стадия конкретных операций (2—7 — дооперациональный этап);

с 12 лет — стадия формальных операций.

Поведение и деятельность

В психологии выделяется два вида активности — активность внешняя и активность внутренняя. При этом внешняя активность отождествляется с поведением, а внутренняя — с познавательными процессами, о которых подробнее будет рассказано в следующей главе.

Теория деятельности Рубинштейна — Леонтьева

Теория деятельности, созданная С.Л. Рубинштейном и А.Н. Леонтьевым, не только раскрывает структуру и содержание психологической деятельности и ее связь с потребностями, но и помогает понять, каким образом исследование внешней деятельности, поведения, может стать методом исследования внутренних состояний психики. Поэому она, как уже указывалось выше, и является одним из важнейших методологических положений российской психологии. Потребность - это внутреннее состояние организма, испытывающего нужду в чем-то.

Потребность ——» Мотив —• Деятельность

Цель <—- Действие

Условие —• Операция

Исследования поведения в бихевиоризме

Бихевиоризм сделал предметом своего исследования поведение, с чем связано и название этого направления в психологии (behavior — поведение).

Основные закона научения:

1. Закон повторяемости (упражнения). Его суть в том, что чем

чаще повторяется связь между стимулом и реакцией, тем быстрее

она закрепляется и тем она прочнее. Согласно этому закону, реакция на ситуацию связывается с этой ситуацией пропорционально частоте, силе и длительности повторения связей.

2. Закон эффекта, который говорит о том, что из нескольких ре-

акций на одну и ту же ситуацию, при прочих равных условиях, более прочно связываются с ситуацией те из них, которые вызывают

чувство удовлетворения. Позднее этот закон был модифицирован,

так как оказалось, что для ребенка важен результат любой его деятельности, т.е. в конце выученной реакции обязательно должно

быть подкрепление, неважно положительное или отрицательное.

3. Закон готовности, суть которого в том, что образование новых связей зависит от состояния субъекта (голода, жажды, усталости, возбуждения и т.д.).

4. Закон ассоциативного сдвига — если при одновременном появлении двух раздражителей один из них вызывает позитивную реакцию, то и другой приобретает способность вызывать ту же самую реакцию. То есть нейтральный стимул, связанный по ассоциации со значимым, тоже начинает вызывать нужное поведение. Торндайком были выделены и дополнительные условия успешности научения — легкость различения стимула и реакции и осознание человеком связи между ними.

В работах Торндайка, направленных на исследование интеллектуального поведения, впервые было экспериментально доказано,

что психические процессы являются интериоризованными внешними реакциями. Этот факт получил подтверждение и в работах Уотсона. Его эксперименты, направленные на исследование речи и мышления, доказывали правильность понимания интеллектуальных операций как перенесенных во внутренний план действий сформированных путем проб и ошибок, о которых писал Торндайк. Уотсон просил испытуемых произнести какую-то фразу, при этом он с помощью осциллографа наблюдал движения мышц гортани на экране и измерял их по осциллограмме.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28085. Классификация источников экологического права 10.52 KB
  По юридической силе все источники подразделяются на законы и подзаконные акты. Законы как источники экологического права представляют собой нормативные акты принимаемые представительным и законодательным органом РФ Федеральным Собранием состоящим из двух палат Совета Федерации и Государственной Думы. Подзаконные нормативные акты как источники экологического права представляют собой документы правового характера принимаемые Правительством РФ правительствами республик РФ органами исполнительной...
28086. Конституционные основы охраны окружающей среды 4.7 KB
  Законы и иные НПА не должны противоречить конституции РФ. Наиболее важные положения по вопросам использования и охраны окружающей природной среды предусмотрены в нормах Конституции РФ. Провозглашение осуществление и защита предусмотренных в Конституции экологических прав физических и юридических лиц по поводу окружающей среды является одним из направлений развития конституционного права России. Нормы Конституции РФ можно разбить на две группы: первая непосредственно посвященная...
28087. Международное экологическое право 3.31 KB
  Международное экологическое право МЭП или международное право окружающей среды составная часть отрасль системы международного права представляющая собой совокупность норм и принципов международного права регулирующих деятельность его субъектов по предотвращению и устранению ущерба окружающей среде из различных источников а также по рациональному использованию природных ресурсов. Объектом МЭП являются отношения субъектов международного права по поводу защиты и разумной эксплуатации окружающей среды на благо нынешнего и будущих...
28088. Общественные экологические организации и их роль в обеспечении экологической безопасности 2.77 KB
  Важно чтобы научнотехнический потенциал общественных объединений нашел достойное применение и поддержку в решении многих проблем по оздоровлению окружающей среды улучшению здоровья населения рациональному использованию природных ресурсов. Общественные и иные некоммерческие объединения осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды имеют право: разрабатывать пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды защищать права и законные интересы граждан в области охраны...
28089. Органы муниципального управления в области ПП и охраны ОС. Их функции. На примере Омской области 9.19 KB
  10 Федерального закона Об охране окружающей среды управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной...
28090. Сформулюйте вимоги для приведеної в завданні функції інформаційної системи 132.55 KB
  Запустити сервер Відключити сервер під ними розташовуються інтерфейсні елементи для управління параметрами компоненту на формі серверу. Провести тестування роботи серверу під управлінням контролера. Умова завдання: Компонент на формі серверу Функції контролера автоматизації управління компонентом на формі серверу TListBox При натисненні: 1ї кнопки в список TListBox на сервері додається рядок з поля редагування TEdit; 2ї кнопки із списку видаляється поточний рядок; 3ї кнопки список очищуеться.
28091. Виконайте декомпозицію інформаційної системи по її опису 148.64 KB
  У телефонній компанії ведеться оперативний облік міжміських розмов з реквізитів: номер телефону прізвище імя побатькові абонента ідентифікаційний код стать дата народження вік адреса час початку та закінчення розмови її тривалість населений пункт та номер телефону з яким велась розмова тариф в залежності від пункту усередині чи поза однієї області і періоду доби день чи ніч вартість розмови відомості про сплату послуг з зазначенням дат та сум. Розробити БД та підготувати звіт про стан оплати розмов за вибраний квартал за...
28092. Сформулюйте вимоги для наведеної в завданні функції інформаційної системи 148.33 KB
  Функція «Обробка звітів». Податкова інспекція приймає звіти по прибутковому податку щомісяця. Звіти від підприємств приходять в електронному виді. Для безпеки використовується шифрування за допомогою відкритого ключа. Підприємство шифрує звіт відкритим ключем податкової, податкова шифрує звіт відкритим ключем підприємства
28093. Виконайте декомпозицію інформаційної системи по її опису 32.5 KB
  Основні завдання, які вирішує підрозділ: облік продажів комп’ютерів й їх комплектуючих. Покупець може вибрати або готову конфігурацію комп’ютера, або сформувати свою конфігурацію разом з менеджером, або придбати комплектуючі окремо. Для підвищення ефективності роботи менеджера існує можливість підбора аналогічних комплектуючих