9158

Развитие психики человека. Историческое развитие психики и сознания (филогенез)

Контрольная

Психология и эзотерика

Развитие психики человека Историческое развитие психики и сознания (филогенез) Этапы Характеристика Примеры Сенсорный (ощущения) Простые безусловные рефлексы - совершенствование двигательного аппарата - постепенно развивается способность дифференци...

Русский

2013-02-24

25.05 KB

27 чел.

Развитие психики человека

Историческое развитие психики и сознания (филогенез)

Этапы

Характеристика

Примеры

Сенсорный (ощущения)

Простые безусловные рефлексы

- совершенствование двигательного аппарата;

- постепенно развивается способность дифференцированно отвечать на воздействие внешних и внутренних раздражителей;

- одновременно развиваются органы рецепции - обоняния, зрения, слуха, осязания и др., позволяющие более точно дифференцировать внешние раздражения.

На этом этапе

находятся простейшие — амебы, инфузории, черви, рыбы, насекомые

Перцептивный (восприятие)

Сложные безусловные рефлексы (инстинкты)

-появляется сложная нервная система;

- наблюдается значительное развитие и усложнение рецепторных процессов, а также усложняется их роль в поведении;

- совершенствуются центральные отделы нервной системы, позволяющие образовывать связи между анализаторами;

- появляется предметно-образное отражение действительности;

- появляется память, прежде всего моторная

- появляются эмоции животных.

Большинство животных находится именно

на этом этапе развития психики.

Интеллектуальный

Навыки животных

- появляется способность к интеллектуальному поведению при возникновении препятствий на пути достижения цели;

- интеллектуальные действия носят примитивный характер и не являются следствием знания объективных законов природы;

- интеллектуальные действия не занимают главенствующего положения в их поведении;

- изобретенные способы действий не передаются от одного животного к другому и не являются, таким образом, продуктом видового развития.

Млекопитающие

Физическое и психологическое развитие человека*

- руки становятся не только органом движения, но и осязания, помогая человеку познавать важные для процесса труда особенности предметов;

-изменяется характер деятельности

- появляется способность к мышлению;

- появляется потребность к общению с другими людьми;

- появление речи содействовало развитию абстрактного мышления;

- отражательная деятельность начинает носить сознательный характер

Только у человека

Развитие сознания*

- появляется способность определенным образом относиться к окружающей действительности;

- появляется способность познавать общее и особенное в окружающей действительности

- появляется способность заниматься творчеством.

Развитие самосознания человека*

- познания себя путем познания других;

- самопознания путем анализа собственной деятельности и поведения, самоконтроля и самовоспитания.

Развитие социального поведения человека*

На этом этапе психика и

сознание человека достигают совершенства.

Развитие психики человека определяется не только биологическими (как у животных), но социокультурными факторами (например, трудовая деятельность является главной причиной формирования сознания).

Развитие психики в онтогенезе

Теории периодизации психики

Первые психологические периодизации были созданы в начале XX в. при этом основным вопросом стал вопрос об объективном критерии, который давал бы возможность выделить различные этапы формирования психики.

  1.  Биологические критерии

Немецкий психолог В. Штратце считал, что критерием должно стать развитие полового влечения. Поэтому им были выделены периоды минимального влияния сексуального влечения, его умеренного роста и с 16 лет — максимального роста и влияния на психическую жизнь человека.

А. Гезелл, который в качестве критерия предложил темп психического развития. Им было выделено три периода — от рождения до года (максимально высокий тем психического развития), от 1 до 3 лет (средний) и от 3 до 18 лет (низкий).

  1.  Социальные критерии

Р. Заззо, Ш. Бюлер и Л. Сэв, напротив, использовали социальный критерий, связанный с условиями жизни и деятельности людей, прежде всего с изменением ролевой позиции человека. Например, в периодизации Ш. Бюлер (!) были этапы, на которых человек еще не обрел профессию и семью, получил ее, самореализовался в ней и т.д.

  1.  Психологические, внутренние критерии
  2.  Интеллектуальное  развитие. Э. Мейман, Э. Клапаред и Ж. Пиаже отождествляя психическое развитие с формированием мышления, они доказывали, что критерием деления детства на периоды служат переходы от одного вида познания к другому, например от восприятия к речи, от речи к мышлению (Клаиаред).
  3.  Мотивационная сторона становления психики (стадии выделялись на основе изменения мотивации и способов ее удовлетворения).

Одним из первых этот подход был реализован в периодизации К. Бюлера (!), который выделил три основные стадии психического развития, доказывая, что эмоциональное развитие при переходе от стадии к стадии выражается в том, что удовольствие от деятельности смещается из конца в начало.

Фрейд создает свою периодизацию исходя из закономерностей развития либидозной энергии,которая непосредственно связана с влечением к жизни, продолжению рода и является основой развития личности.

Первый этап (оральная) — либидо-объект характерен тем, что ребенок нуждается в постороннем объекте для реализации либидо.

Второй этап (нарциссизм), который длится до начала полового созревания, — либидо-субъект характеризуется тем, что для удовлетворения своих инстинктов ребенку не требуется никакой внешний объект.

В подростковом возрасте дети вступают в третий этап (генитальный) - либидо-объект, так как для удовлетворения сексуального инстинкта человеку опять необходим партнер.

Эриксон доказывал, что для человека ведущей потребностью является стремление к сохранению идентичности, целостности Эго, а ее трансформации и знаменуют переход от стадии к стадии. Так как Эго, самосознание человека развивается в процессе всей его жизни, то и потребность в сохранении идентичности остается всегда актуальной, а

следовательно, периодизация должна не оканчиваться на юношеском возрасте, но охватывать весь жизненный путь. Он выделил всего восемь основных стадий.

Л.С. Выготский. В основу предложенной им периодизации были положены два критерия — динамический и содержательный. С точки зрения динамики развития он разделил детство на критические (революционные)  и литические (эволюционные) периоды, дав качественную характеристику кризисов. С точки зрения содержания он делит детство исходя из новообразований каждого периода, т.е. из тех психических и социальных изменний, которые определяют сознание и деятельность детей определенного возраста. На этих основаниях он выстраивает следующую периодизацию:

кризис новорожденное;

младенчество (2 мес. — 1год);

кризис 1 года;

раннее детство (1—3 года);

кризис 3 лет;

дошкольный возраст (3—7 лет);

кризис 7 лет;

школьный возраст (8—12 лет);

кризис 13 лет;

пубертатный возраст (14—17 лет);

кризис 17 лет.

Идеи Выготского развивали Л. Божович   и Д. Эльконин 

Основные закономерности развития психики ( взято из интернета)

1. Психическое развитие имеет такие признаки, как: Гетерохронность, асинхронность, сензитивность, стадиальность, дифференциация и интеграция психических процессов, изменение соотношения детерминант психического развития, пластичность;

2. Критериями разграничения стадий психического развития выступают социальная ситуация развития, основные новообразования психики и личности, ведущая деятельность;

3. Для человека ведущую роль в психическом развитии играет социальный фактор.

Неравномерность развития. Проявляется она в неодинаковом развитии различных психических функций, свойств, образований: каждая из них имеет стадии подъема, стабилизации и спада.

Гетерохронность (несвоевременность), асинхронность (несовпадение во времени) фаз развития отдельных органов и функций. Если неравномерность развития обусловлена ​​нелинейной, многовариантной природой системы, то Гетерохронность - особенностями ее структуры, прежде всего неоднородностью элементов (единством через разнообразие). По данным исследований, чем нужнее функция, чем важнее ее роль на определенном этапе развития, тем раньше она развивается. Например, ребенок учится ориентироваться в пространстве быстрее, чем во времени.

Сензитивность развития. В определенные периоды своей жизни ребенок проявляет наивысшую чувствительность к тем или иным воздействиям, у нее активнее происходит становление тех или иных сторон его психики, интенсивно развиваются ее функции. Например, наиболее благоприятным для овладения родным языком является возраст с двух до пяти лет, когда ребенок активно расширяет свой словарный запас, усваивает законы грамматики родного языка, овладевает связную речь.

Стадиальность развития. Психическое развитие происходит поэтапно, каждая возрастная стадия имеет свой темп и ритм. Например, год жизни младенца не равноценный года жизни в дошкольном возрасте.

Дифференциация. означает последовательное усложнение психики с появлением новообразований. Так, после рождения наиболее развитым психическим процессом является ощущение, на его основе возникает восприятие, затем память, впоследствии — наглядно-действенное мышление и воображение.

Интеграция — укрепление связей между отдельными психическими образованиями. Так, благодаря развитию свободы появляются произвольное внимание, память, управление эмоциями. Взрослый обладает всеми видами мышления, которые в онтогенезе появились последовательно.

Изменение соотношения детерминант психического развития означает, что с возрастом у ребенка меняется соотношение биологических и социальных факторов его психического развития. С расширением связей ребенка с социальной средой (с возрастом) возрастает роль социальных воздействий. Меняются и сами социальные детерминанты (семья, школа, класс, друзья). Для человека ведущую роль в психическом развитии играет социальный фактор.

Пластичность психики — то есть ее способности к изменениям. Например, недостатки зрения, слуха компенсируются усиленным развитием осязания, обоняния. С возрастом пластичность психики снижается. Так, ребенок может овладеть любым языком, в зависимости от социального окружения и расы или национальности. О взрослого так сказать мы не сможем.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38833. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ 159 KB
  Подготовка и защита дипломного проекта являются завершающим этапом обучения студентов. Выпускная квалификационная работа должна отражать реальный профессиональный уровень документоведа по специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления»
38834. Розроблення, оформлення та захист дипломних проектів 3.81 MB
  Мета та завдання дипломного проектування. Тематика дипломного проектування. Порядок проведення та контролю дипломного проектування. Обовязки керівника дипломного проекту.
38835. Методические рекомендации по подготовке, написанию, оформлению и защите дипломного проекта 193.5 KB
  Менеджмент организации Цель и задачи дипломного проекта Выбор темы дипломного проекта и ее утверждение Задание на дипломный проект Структура и примерный план дипломного проекта Краткое содержание составных частей дипломного проекта Основные этапы и сроки выполнения дипломного проекта Изложение текстового материала дипломного проекта Порядок оформления материалов дипломного проекта к защите Руководитель дипломного проекта Внешнее рецензирование дипломного проекта Доклад при защите дипломного...
38836. МЕТОДИЧНІ РЕКОМЕНДАЦІЇ ЩОДО ВИКОНАННЯ ДИПЛОМНИХ МАГІСТЕРСЬКИХ РОБІТ 243.5 KB
  заступник декана юридичного факультету з наукової роботи завідувач кафедри кримінальноправових дисциплін Харківського національного університету ім. ПОНЯТТЯ МЕТА І ЗАВДАННЯ ДИПЛОМНОЇ МАГІСТЕРСЬКОЇ РОБОТИ Дипломна магістерська робота є самостійним закінченим науковим дослідженням в галузі кримінального права кримінології або кримінальновиконавчого права що виконане у вигляді спеціально підготовленого рукопису яке характеризується єдністю змісту і свідчить про внесок автора в науку. Вона виконується на базі теоретичних знань і...
38837. МЕТОДИЧНІ ВКАЗІВКИ до виконання, оформлення та захисту дипломних робіт 275 KB
  Методичні вказівки до виконання оформлення та захисту дипломних робіт студентів юридичного факультету спеціальності “Правознавство†містять загальні положення щодо організації підготовки дослідження побудови структури та оформлення роботи підготовки до попереднього захисту та захисту дипломної роботи в Державній екзаменаційній комісії. Вибір теми дипломної роботи 8 1. Затвердження теми дипломної роботи та наукового керівника 10 РОЗДІЛ 2. ПРОВЕДЕННЯ ДОСЛІДЖЕННЯ НАПИСАННЯ ДИПЛОМНОЇ РОБОТИ 12 2.
38838. МЕТОДИЧНІ ВКАЗІВКИ ТА ВИМОГИ до виконання та захисту магістерської дипломної роботи 371.5 KB
  У процесі виконання дипломної роботи студент відповідно до кваліфікаційних вимог повинен виявити: знання загальнотеоретичних загальноекономічних професійноорієнтованих і спеціальних дисциплін які розкривають теоретичні основи та практичні питання щодо зовнішньоекономічної діяльності підприємства розробки та реалізації стратегії та тактики управління міжнародною комерційною діяльністю; вміння відбирати систематизувати та обробляти інформацію відповідно до цілей дослідження; вміння визначати і використовувати причиннонаслідкові...
38839. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению выпускных квалификационных работ (ВКР) 195.5 KB
  Оформление выпускной квалификационной работы 8. Во время защиты она оценивает по следующим параметрам: соответствие структуры работы данным методическим рекомендациям; правильность и полнота использования источников охват исследуемой темы глубина анализа качество расчетной части и умение грамотно изложить выносимые на защиту материалы; своевременность представления материалов для проверки научному руководителю решающему вопрос о допуске к защите или необходимой доработке материалов; качество оформления отчетных материалов; ...
38840. МЕТОДИЧНІ ВКАЗІВКИ ПО ВИКОНАННЮ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТУ 308.5 KB
  МЕТОДИЧНІ ВКАЗІВКИ ПО ВИКОНАННЮ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТУ по спеціальності 5. Дипломне проектування як завершальний етап навчання підводить підсумки учбової і науководослідної роботи студента в коледжі і грає дуже важливу поважну роль в його підготовці до майбутньої самостійній роботі на автоексплуатаційних підприємствах в проектнотехнологічних і науководослідних організаціях автомобільного транспорту. Основними цілями дипломного проектування є з'являються узагальнення раніше отриманих одержувати знань і їх подальше дальше розширення а також...
38841. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ, ОФОРМЛЕНИЮ И ЗАЩИТЕ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ (ДИПЛОМНЫХ) РАБОТ 196 KB
  Выполнение дипломной работы. Содержание дипломной работы. Оформление дипломной работы18 6. Оценка дипломной работы.