9159

Методы педагогических исследований. Исследование в области педагогики

Лекция

Педагогика и дидактика

Методы педагогических исследований Исследование в области педагогики - процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях. М...

Русский

2013-02-24

62.5 KB

5 чел.

Методы педагогических исследований

Исследование в области педагогики -

процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях.

Методы исследования -

способы решения научно-исследовательских задач.

2 принципа выбора метода в конкретном исследовании

  1.  Принцип совокупности методов исследования означает, что для решения любой научной проблемы используется не один, а несколько методов.
  2.  Принцип адекватности метода существу изучаемого предмета и тому конкретному продукту, который должен быть получен.

Методы педагогических исследований

Виды наблюдения 

  •  непосредственное и опосредованное
  •  сплошное и дискретное (выборочное)
  •  открытое и конспиративное (скрытое)
  •  лонгитюдное(продольное, все время пока идет процесс) и ретроспективное (обращенное к прошлому)

По позициям исследователя при наблюдении:

  •  нейтральная (наблюдатель), позиция руководителя педагогического процесса (преподаватель) и при включении исследователя в реальную естественную деятельность (учащийся)

Анализ результатов деятельности - метод опосредованного изучения педагогических явлений по результатам обучения и воспитания людей.

Метод тестов - метод психологической диагностики испытуемых.

Виды тестирований: 

  •  проективное (исследование разнообразных проявлений психики: обычно оно включает использование конститутивных, интерпретативных, катарсических, импрессивных, экспрессивных и аддитивных методик)
  •  коррекционное (направленное на изменение поведения и состояния: обычно предполагающее применение методик поведенческой и когнитивистской коррекции, психоанализа, гештальт- и телесно-ориентированной терапии, психодрамы, психосинтеза и трансперсонального подхода).

Виды опросов

  •  беседа
  •  анкетирование (контактное, заочное, прессовое)
  •  интервьюирование

Виды экспериментов 

  •  глобальные (охватывающие значительное число испытуемых), локальные и микроэксперименты
  •  мысленный, стендовый (лабораторный) и натурный (естественный)
  •  констатирующий (устанавливает только реальное состояние дел в процессе) и преобразующий (развивающий)

Биографический метод - изучение результатов обучения по биографическим характеристикам.

Обобщение независимых характеристик предполагает выявление и анализ мнений о результатах обучения и воспитания, полученных от различных людей.

Теоретический анализ - осмысление результатов исследования на основе теоретических постулатов и моделей, разработанных педагогической наукой.

Математические и статические методы (контент-анализ, факторный анализ, метод ранжирования, метод графопостроения и др.)

Из неосновных методов можно выделить

  •  социометрический
  •  терминологический (анализ педагогических явлений через изучение терминов)
  •  инструментальные методы физиологии и медицины; тремограммы, ЭЭГ, КГР, изменяющиеся скорости реакции и др.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26819. Простейшие формулы ЧИ. Методология и технология создания ИС. Основные задачи и требования 2.89 MB
  Области применения имитационного моделирования. Попытаемся обобщить достоинства метода имитационного моделирования целесообразность его применения в тех или иных случаях и существующие недостатки данного вида моделирования. 1 Основным достоинством имитационного моделирования является универсальность подхода при моделировании систем различной сложности и с различной степенью детализации. С одной стороны имитационное моделирование позволяет рассматривать процессы происходящие в системе практически на любом уровне детализации.
26820. Формирование монологической речи у дошкольников 51.5 KB
  Монологическая речь – более сложный вид связной речи. Говоря о монологической речи, имеется в виду формирование связного высказывания или, по определению лингвистов, умения создавать текст.
26821. Задача Коши для ОДУ первого порядка 111.5 KB
  При объектном подходе акцент переносится на конкретные характеристики системы являющейся предметом программного моделирования. Это позволило создавать программные системы максимально похожие на реальные и при этом добиваться наивысшего уровня абстракции. Концептуальная модель системы С чего начать Для одной и той же системы можно составить множество моделей. Они будут отличаться: степенью детализации учета тех или иных особенностей и режимов функционирования отражать определенную грань сущности системы ориентироваться на...
26823. Анатомический состав и морфофункциональная характеристика органов кровообращения. Особенности кровоснабжения отдельных органов 5.99 KB
  Анатомический состав и морфофункциональная характеристика органов кровообращения. особенности кровоснабжения отдельных органов. Система органов кровообращения состоит из центрального органа сердца; кроветворных органов селезенки костного мозга и лимфатических узлов; кровеносных сосудов артерий вен и капилляров. Таким образом сосуды несущие кровь от сердца к органам называются артериями а сосуды несущие кровь от органов к сердцу венами.
26824. Общие закономерности строения, хода и ветвления кровеносных сосудов 5.4 KB
  Строение кровеносных сосудов: Кровеносные сосуды по функции и строению разделяются на проводящие сосуды артерии и вены и питающие сосуды капилляры. Сосуды vasa vasorum и нервы nervi vasorum. Артерии arteria сосуды по которым кровь выносится из сердца. Соединяет сосуды с органами и мышцами По строению стенок различают артерии эластического переходного и мышечного типов.
26825. Основные данные фило- и онтогенеза сердечно -сосудистой системы 3.41 KB
  У амфибий на ряду с жаберным дыханием появляется легочное с образованием легочного круга кровообращения: из жаберной артерии появл. У рептилий 2 круга кровообращения: легочной и соматический. Следовательно 2 круга кровообращения. Одновременно с ними закладывается сердце которое на 7 неделе становится 4хкамерным устанавливается желточный круг кровообращения который заменяется на плацентарное кровообращещение связанное со стенкой матки.
26826. Круги кровообращения 2.55 KB
  круги кровообращения Большой или системный круг кровообращения начинается от левого желудочка сердца из которого кровь поступает в аорту. Путь крови от левого желудочка до правого предсердия составляет большой круг кровообращения. Из правого предсердия кровь поступает в правый желудочек который служит началом малого круга кровообращения. Малый или легочный круг кровообращения начинается из правого желудочка легочной Артерией которая в легких распадается на многочисленные капилляры что способствует освобождению крови от углекислого...
26827. Анатомическое строение сердца 4.15 KB
  анатомическое строение сердца Сердце cor гр. Предсердия располагаются в основании сердца и снаружи от желудочков отделены венечной бороздой sulcus coronarius. Желудочки образуют большую часть сердца.Обе борозды сходятся на краниальной поверхности сердца не достигая его верхушки.