9159

Методы педагогических исследований. Исследование в области педагогики

Лекция

Педагогика и дидактика

Методы педагогических исследований Исследование в области педагогики - процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях. М...

Русский

2013-02-24

62.5 KB

5 чел.

Методы педагогических исследований

Исследование в области педагогики -

процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях.

Методы исследования -

способы решения научно-исследовательских задач.

2 принципа выбора метода в конкретном исследовании

  1.  Принцип совокупности методов исследования означает, что для решения любой научной проблемы используется не один, а несколько методов.
  2.  Принцип адекватности метода существу изучаемого предмета и тому конкретному продукту, который должен быть получен.

Методы педагогических исследований

Виды наблюдения 

  •  непосредственное и опосредованное
  •  сплошное и дискретное (выборочное)
  •  открытое и конспиративное (скрытое)
  •  лонгитюдное(продольное, все время пока идет процесс) и ретроспективное (обращенное к прошлому)

По позициям исследователя при наблюдении:

  •  нейтральная (наблюдатель), позиция руководителя педагогического процесса (преподаватель) и при включении исследователя в реальную естественную деятельность (учащийся)

Анализ результатов деятельности - метод опосредованного изучения педагогических явлений по результатам обучения и воспитания людей.

Метод тестов - метод психологической диагностики испытуемых.

Виды тестирований: 

  •  проективное (исследование разнообразных проявлений психики: обычно оно включает использование конститутивных, интерпретативных, катарсических, импрессивных, экспрессивных и аддитивных методик)
  •  коррекционное (направленное на изменение поведения и состояния: обычно предполагающее применение методик поведенческой и когнитивистской коррекции, психоанализа, гештальт- и телесно-ориентированной терапии, психодрамы, психосинтеза и трансперсонального подхода).

Виды опросов

  •  беседа
  •  анкетирование (контактное, заочное, прессовое)
  •  интервьюирование

Виды экспериментов 

  •  глобальные (охватывающие значительное число испытуемых), локальные и микроэксперименты
  •  мысленный, стендовый (лабораторный) и натурный (естественный)
  •  констатирующий (устанавливает только реальное состояние дел в процессе) и преобразующий (развивающий)

Биографический метод - изучение результатов обучения по биографическим характеристикам.

Обобщение независимых характеристик предполагает выявление и анализ мнений о результатах обучения и воспитания, полученных от различных людей.

Теоретический анализ - осмысление результатов исследования на основе теоретических постулатов и моделей, разработанных педагогической наукой.

Математические и статические методы (контент-анализ, факторный анализ, метод ранжирования, метод графопостроения и др.)

Из неосновных методов можно выделить

  •  социометрический
  •  терминологический (анализ педагогических явлений через изучение терминов)
  •  инструментальные методы физиологии и медицины; тремограммы, ЭЭГ, КГР, изменяющиеся скорости реакции и др.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

49634. Методичні вказівки. Мікропроцесорні пристрої 1.01 MB
  Варіанти завдань до курсового проекту № варіанта Зміст завдання Спроектувати мікропроцесорну систему керування пасажирським ліфтом Спроектувати мікропроцесорну систему регулювання температури Спроектувати мікропроцесорну систему контролю та індикації температури Спроектувати мікропроцесорну систему контролю й обліку споживаної електроенергії Спроектувати мікропроцесорну систему контролю й облік витрати води Спроектувати мікропроцесорну систему контролю й обліку витрати теплоносія Спроектувати мікропроцесорну систему...
49637. 36-квартирный 9-этажный 1-секционный жилой дом для посемейного заселения и постоянного проживания 736.5 KB
  Любое здание как искусственно созданная среда оказывает этическое и эстетическое воздействие на человека. Организация внутреннего пространства должна соответствовать этическим требованиям общества. Внешний облик здания, его интерьеры должны формироваться по законам архитектурной композиции.
49640. Організація роботи по перегляду і встановленню норм на підприємстві 363.5 KB
  Соціальноекономічні перетворення які характеризують сучасний стан і тенденції розвитку національної і міжнародної економіки потребують приведення в дію всіх резервів ефективності використання трудового і виробничого потенціалу що є неможливим без успішного вирішення проблем в сфері нормування праці. Нині ситуація зі значенням нормування праці радикально змінюється. Питанням побудови системи нормування праці управління системою нормування праці на різних рівнях управління економікою країни присвячені роботи російських науковців Генкіна Б....