9159

Методы педагогических исследований. Исследование в области педагогики

Лекция

Педагогика и дидактика

Методы педагогических исследований Исследование в области педагогики - процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях. М...

Русский

2013-02-24

62.5 KB

5 чел.

Методы педагогических исследований

Исследование в области педагогики -

процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях.

Методы исследования -

способы решения научно-исследовательских задач.

2 принципа выбора метода в конкретном исследовании

  1.  Принцип совокупности методов исследования означает, что для решения любой научной проблемы используется не один, а несколько методов.
  2.  Принцип адекватности метода существу изучаемого предмета и тому конкретному продукту, который должен быть получен.

Методы педагогических исследований

Виды наблюдения 

  •  непосредственное и опосредованное
  •  сплошное и дискретное (выборочное)
  •  открытое и конспиративное (скрытое)
  •  лонгитюдное(продольное, все время пока идет процесс) и ретроспективное (обращенное к прошлому)

По позициям исследователя при наблюдении:

  •  нейтральная (наблюдатель), позиция руководителя педагогического процесса (преподаватель) и при включении исследователя в реальную естественную деятельность (учащийся)

Анализ результатов деятельности - метод опосредованного изучения педагогических явлений по результатам обучения и воспитания людей.

Метод тестов - метод психологической диагностики испытуемых.

Виды тестирований: 

  •  проективное (исследование разнообразных проявлений психики: обычно оно включает использование конститутивных, интерпретативных, катарсических, импрессивных, экспрессивных и аддитивных методик)
  •  коррекционное (направленное на изменение поведения и состояния: обычно предполагающее применение методик поведенческой и когнитивистской коррекции, психоанализа, гештальт- и телесно-ориентированной терапии, психодрамы, психосинтеза и трансперсонального подхода).

Виды опросов

  •  беседа
  •  анкетирование (контактное, заочное, прессовое)
  •  интервьюирование

Виды экспериментов 

  •  глобальные (охватывающие значительное число испытуемых), локальные и микроэксперименты
  •  мысленный, стендовый (лабораторный) и натурный (естественный)
  •  констатирующий (устанавливает только реальное состояние дел в процессе) и преобразующий (развивающий)

Биографический метод - изучение результатов обучения по биографическим характеристикам.

Обобщение независимых характеристик предполагает выявление и анализ мнений о результатах обучения и воспитания, полученных от различных людей.

Теоретический анализ - осмысление результатов исследования на основе теоретических постулатов и моделей, разработанных педагогической наукой.

Математические и статические методы (контент-анализ, факторный анализ, метод ранжирования, метод графопостроения и др.)

Из неосновных методов можно выделить

  •  социометрический
  •  терминологический (анализ педагогических явлений через изучение терминов)
  •  инструментальные методы физиологии и медицины; тремограммы, ЭЭГ, КГР, изменяющиеся скорости реакции и др.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61055. Смислові зв’язки між частинами складносурядного речення 58 KB
  Мета: поглибити знання учнів про складносурядні речення; ознайомити із засобами звязку між їхніми частинами; зясувати поняття смислових відношень між частинами складносурядних речень...
61059. СЛОВОСПОЛУЧЕННЯ Й РЕЧЕННЯ. ЧЛЕНИ РЕЧЕННЯ. ЗВЕРТАННЯ. ВСТАВНІ СЛОВА 102.5 KB
  Мета: повторити найважливіші теоретичні відомості з синтаксису і пунктуації зокрема про словосполучення й речення як основні синтаксичні одиниці про особливості вживання звертань вставних слів і однорідних членів речення...
61061. Г. Сковорода. Біблійна основа творчості. «Вступні двері до християнської добронравності», афоризми 86.5 KB
  Сковорода і що з цього приводу зазначено в Біблії Чи спроможний кожний із вас пізнати себе виявити свої задатки і в результаті цього обрати в майбутньому вид практичної діяльності Відповідь стисло вмотивуйте.
61062. Розділові знаки між частинами складносурядного речення 48.5 KB
  Мета: поглибити знання учнів про складносурядні речення; формувати вміння правильно розставляти розділові знаки та інтонувати складносурядні речення; розвивати творчі вміння моделювати складносурядні речення за поданим початком або з кількох простих речень...