9160

Основные понятия педагогики

Доклад

Педагогика и дидактика

Основные понятия педагогики Педагогика изучая процессы передачи и усвоения социально - исторического и культурного опыта, не может не задеть субъектов этого процесса, понимание динамики их личностного развития и влияние на личность различных фа...

Русский

2013-02-24

17.86 KB

12 чел.

Основные понятия педагогики

Педагогика изучая процессы передачи и усвоения социально – исторического и культурного опыта, не может не задеть субъектов этого процесса, понимание динамики их личностного развития и влияние на личность различных факторов. Поэтому педагогический аспект проблемы личности заключается в выявление и изучение наиболее эффективных условий для полноценного развития личности в процессе обучения и воспитания. В педагогике Личность рассматривается как целостное явление, сложного взаимно обусловленного влияния природных и социальных факторов, по разному проявляющихся в онтагенезе. Личность (Выготский  Л.С.)- целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции.  Личность формируется, существует и проявляется в деятельности и общение. Развитие личности представляет собой единый биосоциальный процесс в котором происходяи и количественные изменения и качественные преобразования. Движущимися силами процесса развития выступают возникающие противоречия развития (потребностями и возможностями их удовлетворения), которые разрешаются в ходе воспитания и обучения. Педагогика изучает возможности личностного развития и пути его оптимизации в образовательном процессе.

Основные категории педагогики:

  1.  Образование – это процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний , умений и навыков, определенного уровня интеллектуального и эмоционального развития, формирование мировоззрения и познавательных интересов. Оно характеризуется: усвоением опыта накопленного в процессе культурно – исторического развития общества, воспитание социально приемлемых и одобряемых форм поведения, интеллектуальное и физическое развитие. В процессе образования человек получает навыки, знания, умения которые необходимы для формирования личности и эффективного вкл.  Ее В жизнь общества.

Звенья Системы образования: дошкольное воспитание, общее,  профессионально –техническое, средне –специальное, высшее, послевузовское, повыш. квалификация и переподготовка кадров.

 Основные элементы в системе образования:  учебно  – воспитательные учреждения, социальные общности, учебный процесс.

  1.  Воспитание (в шир.)- вкл. В себя воздействие на личность общества в целом (социализация).

Воспитание (в узк.) – это целенаправленная деятельность, нацеленная на формирование у воспитанников  определенных качеств личности, взглядов и убеждений. Процесс воспитания представляет собой  социальное взаимодействие различных субъектов – инд., групповых и условно социальных институтов воспитания. Центральными фигурами в процессе воспитания, остаются  воспитатель и воспитуемый. Взаимодействие в процессе воспитания представляет между собой обмен между его участниками информацией, типами и способами деятельности, ценностными ориентациями, социальными установками, отбор и усвоение которых имеет добровольный и избирательный х-р.

  1.  Обучение ( как и воспитание) направлено на развитие личности, она реализуется  посредством организации усвоения обучающимся  научных знаний и способов деятельности. Цель и обуч. И воспит. –это система требований общества к формированию таких качеств личности, которые позволили бы ей самостоятельно включиться в нужные обществу социальная деятельность и социальные отношения.
  2.  Педагогическая деятельность – это особый вид социальной (профессиональной) деятельности, которая направлена на реализацию целей образования.  Обучение и воспитание –это виды педагогич. деятельности. Важным критерием эффективности обучения является достижения учебной цели. Воспитательная работа не преследует прямого достижения цели, она предусматривает последовательное  решение конкретных задач, ориентированных на цель. Критерии решения задач – позитивное изменение в сознание воспитанников, проявляющиеся  в эмоциональных реакциях и поведение.

В структуре педагогической деятельности можно выделить три компонента:

1)конструктивная деятельность – конструктивно – содержательная(отбор и сочетание учебного материала), Конструктивно –оперативная (планирование своих действий и действий уч-ся) и конструктивно –материальное .

2)организаторская деятельность – выполнение системы действий. Направленных на вкл. уч-ся в различные виды деятельности и организацию совместной деятельности.

3) коммуникативная деятельность – установление педагогически целесообразных отношений педагога  с воспитанниками, другими педагогами,  представителями общественных организаций, родителями.

  1.  Педагогический процесс –это движение от целей образования к его результатам путем обеспечения ед-ва обучения и воспитания.

П.П. –это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, нацеленное на  решение развивающих и образовательных задач.

Важнейшей хар-кой  П.П. является его целостность,  которая может быть рассмотрена с позиции системного подхода, позволяющего увидеть всю педагогическую систему. Целостность –синтетическое качество П.П. хар –щее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий участвующих в нем субъектов . Два компанента ПП. – содержания образования, средства образования.

  1.  Педагогическое взаимодействие – всегда имеет два взаимообусловленных  компонента – педагогическое воздействие и обратная реакцию воспитанника. Воздействия и обратные реакции могут быть разнообразны. П.В. является следствием взаимодействия педагогов и воспитуемых.

Виды П.В.:

  1.  Педагогические (отнош. Воспит. И воспитанников)
  2.  Взаимные (Отношения со взрослыми и сверстниками)
  3.  Предметные (отнош. Воспитан. С предметами материальной культуры)
  4.  Отношение к самому себе.

  1.  Педагогическая технология ( технологии образования) – фиксирует целесообразные и оптимальные этапы  и способы достижения выдвинутых целей образования. П.Т. – это последовательная взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением различных методов воспитания и обучения и осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач.
  2.  Педагогическая задача – основная единица педагогического процесса. П.З. – это ситуация воспитания и обучения. хар-щая взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью. Принято различать задачи разного класса, типа и уровня сложности, но все они имеют общее свойство – они яв-ся задачами соц. Управления и их решения предпологает наличие след. Этапов-  анализ ситуации и постановка задачи; проектирование вариантов решения и выбор оптимального для них условий, осуществления плана решения задач на практике; анализ результатов решения.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52499. Як без зусилля запамятати неправильні дієслова 32 KB
  Кошка мышке telltoldtold: Дам тебе свой бутерброд. Мама Ване telltoldtold Ужинать не позовет. Наводжу приклади учнівських віршиків: Мама Коле telltoldtold: От конфет болит животâ€.
52500. Ефективність навчання 116.5 KB
  Працюючи в школі я впевнилась що особистіснорозвивальна спрямованість освіти реалізація якої є головним завданням сучасної школи неможлива без диференційованого навчання. Головне завдання вчителів початкової ланки не забути жодної дитини дати можливість розкрити все краще закладене природою сімєю школою.Сухомлинський: До кожного учня треба підійти побачити його труднощі кожному дати тільки для нього призначене завдання. Враховуючи те що рівень готовності учнів до навчальної діяльності різний необхідно...
52502. Доказывание в арбитражном процессе 341.04 KB
  Институт судебных доказательств относится к числу важнейших в тех отраслях российского права, которые регламентируют порядки отправления правосудия по гражданским, арбитражным, уголовным делам. Данному институту в целом и его отдельным аспектам посвящено неисчислимое количество монографий, статей, комментариев, диссертаций. Это вполне объяснимо, поскольку правильное использование доказательств в судебной практике гарантирует установление объективной истины:
52503. Диференціація – умова успішного навчання 95.5 KB
  Виконувати диференційовані завдання систематично майже на кожному уроці уникаючи стандарту. Добирати завдання з поступовим ускладненням для сильніших і зменшувати міру допомоги для слабших учнів. Диференціацію бажано застосовувати під час фронтальної роботи коли учні розвязують загальні навчальні завдання. Добирати варіативні завдання що полегшують роботу вчителя і учнів в перевірці цих завдань.
52504. Практический материал для развития речевого дыхания при открытой ринолалии 75 KB
  Речевое дыхание характеризуется коротким вдохом и удлиненным выдохом. При проведении работы по нормолизации дыхания необходимо соблюдать ряд правил: заниматься только в проветренном помещении до еды; строго дозировать количество и темп упражнений при недомогании лучше отложить занятия не делать слишком большой вдох; следить чтобы ребенок не напрягал плечи шею; ребенок должен ощущать движения диафрагмы межреберные мышцы мышцы нижней части живота; движения необходимо производить плавно под счет тихо. Сделать полный...
52505. Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосовой аппарат 378 KB
  Строение и функции органов дыхания. Разработка содержит: конспект урока с поэтапным описанием методов и форм работы учителя и учащихся продолжительностью этапов урока в виде таблицы и ожидаемыми результатами презентации: Строение органов дыхания Эрудицион созданы в PowerPoint видеофайл Строение органов дыхания формат МР4 аудиозапись отрывков из оперы Джузеппе Верди. Тема: Значение дыхания.