9161

Педагогика как наука. Функции педагогической науки

Лекция

Педагогика и дидактика

Педагогика как наука Свое название педагогика получила от греческого слова пай-дагогос (пайд - дитя, гогос - веду), которое означает детоводство или дитяведение. Во взглядах ученых на педагогику, как в прошлом, так и в настоящем времени существ...

Русский

2013-02-24

20.26 KB

26 чел.

Педагогика как наука

Свое название педагогика получила от греческого слова пай-дагогос (пайд - дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Во взглядах ученых на педагогику, как в прошлом, так и в настоящем времени существуют три концепции.

  1.  Междисциплинарная область человеческого знания. Однако такой подход фактически отрицает педагогику как самостоятельную теоретическую науку, т.е. как область отражения педагогических явлений. В педагогике в этом случае оказываются представленными самые разные сложные объекты действительности (космос, культура, политика и др.).
  2.  Другие ученые отводят педагогике роль прикладной дисциплины, функция которой состоит в опосредованном использовании знаний, заимствованных из других наук (психологии, естествознания, социологии и др.) и адаптированных к решению задач, возникающих в сфере образования или воспитания. При таком подходе не может быть разработана целостная фундаментальная основа для функционирования и преобразования педагогической практики. Содержание такой педагогики составляет совокупность фрагментарных представлений об отдельных сторонах педагогических явлений.
  3.  Продуктивной для науки и практики, по мнению В.В.Краевского, является только третья концепция, согласно которой педагогика — это относительно самостоятельная дисциплина, имеющая свой объект и предмет изучения.

Объект - "педагогический факт (явление)". Являясь одной из наук о человеке, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности.

Объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.

Предмет педагогики — это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствования деятельности педагога (педагогическая деятельность) и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их взаимодействия.

Функции педагогической науки обусловлены ее предметом. Это теоретическая и технологическая функции, которые она реализует в органичном единстве.

Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях:

  1.  описательном или объяснительном — изучение передового и новаторского педагогического опыта;
  2.  диагностическом — выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих;
  3.  прогностическом — экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности. Прогностический уровень теоретической функции связан с раскрытием сущности педагогических явлений, нахождением глубинных явлений в педагогическом процессе, научным обоснованием предполагаемых изменений. На этом уровне создаются теории обучения и воспитания, модели педагогических систем, опережающие образовательную практику.

Технологическая функция педагогики предлагает также три уровня реализации:

  1.  проективный, связанный с разработкой соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций), воплощающих в себе теоретические концепции и определяющих "нормативный или регулятивный" (В.В.Краевский) план педагогической деятельности, ее содержание и характер;
  2.  преобразовательный, направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции;
  3.  рефлексивный и корректировочный, предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85565. РЕАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ МОДЕЛИ БАЗЫ ДАННЫХ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВА 472 KB
  Финансовый контроль по своей экономической сути это функция управления которая включает совокупность наблюдений проверок по деятельности объекта управления с целью оценки обоснованности и эффективности принятия решений и результатов их выполнение.
85566. Создание программного обеспечения для автоматизации ассортимента продукции на МЧП «Инвикта» 1.5 MB
  Ассортимент является важным элементом деятельности предприятия. Создание информационной системы для определения оптимального ассортимента товаров позволит постоянно отслеживать ситуацию на рынке, оценить факторы, обеспечивающие успех фирмы, сделать максимально эффективными продажи товара.
85567. МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ТРЕСТ КРАСНОДОНШАХТОСТРОЙ» 698 KB
  Первый состоит в минимизации затрат при достижении заданного результата; второй заключается в максимизации результатов при заданных затратах ресурсах. Расчетноаналитические нормы разрабатываются на основе анализа техники технологии и организации производства в заданных или запроектированных условиях. Опытноэкспериментальные нормы устанавливаются на основе опытных или экспериментальных данных полученных в реально существующих условиях производства. Интегрированная автоматизированная система Современные персональные компьютеры...
85568. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАДРОВЫМ СОСТАВОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ С УЧЕТОМ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ 821.5 KB
  В работе рассмотрены основные функции и задачи организации и основные функции службы кадров, исследована информационная среда организации, проведен анализ существующей модели прогнозирования, дана характеристика сетевого управления предприятием с описанием его аппаратного и программного обеспечения.
85569. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ЭВОЛЮЦИИ ПОПУЛЯЦИЙ 687 KB
  Разработаны различные модели управления системой формализована процедура анализа параметров системы и приведены математические методы ее решения; разработана компьютерная реализация информационно-вычислительной системы для исследования экосистем.
85570. Компьютеризация экономического мониторинга реализации инвестиционных проектов в регионе 1.08 MB
  В данной бакалаврской работе разработана система, автоматизирующая поступление отчетов от хозяйствующих субъектов на территориях приоритетного развития и, заносящая их в базу данных. Система ориентирована на работу с непрограммирующими пользователями и не предусматривает процедуры дополнительного...
85571. Система оценки банковской ликвидности как важнейшего показателя надежности банка 512.5 KB
  Данная работа посвящена проблеме оценки банковской ликвидности как важнейшего показателя надежности банка. В ней рассмотрена система нормативных показателей ликвидности НБУ прогнозирование прибыли банка с помощью многофакторного прогнозирования социально-экономических явлений на основании регрессионного...