91623

Производство как кибернетическая система. Основные элементы управления

Доклад

Информатика, кибернетика и программирование

Основные элементы управления В самом общем понимании управление это процесс формирования и реализации целей. Объект управления является управляемой частью системы а орган или субъект управления управляющей ее частью. Эта схема наиболее совершенна по сравнению с разомкнутой системой управления рис. Во первых кибернетическая система имеет объект и субъект орган управления а также прямую и обратную связь объекта с субъектом.

Русский

2015-07-21

41.6 KB

0 чел.

Производство как кибернетическая система. Основные элементы управления

В самом общем понимании управление это процесс формирования и реализации целей. В ходе реализации целей осуществляется целенаправленное информационное воздействие одной системы (подсистемы) на другую, имея ввиду изменить поведение последней в необходимом направлении. Объект управления является управляемой частью системы, а орган или субъект управления управляющей ее частью. Благодаря прямым (1) и обратным (2) связям обе части находятся в непрерывном взаимодействии и устраняют помехи в производственном процессе, непрерывно следя за появлением внешних и внутренних возмущающих воздействий, рис. 1.3.

Эта схема наиболее совершенна по сравнению с разомкнутой системой управления, рис. 1.1, когда отсутствует информация о состоянии объекта, с замкнутой системой, почти не учитывающей возмущающие воздействия, рис. 1.2; она является комбинированной системой, имеющей активную связь (3) на входе в систему. Производство является сложной или очень сложной системой, требующей к ее созданию кибернетического подхода. Имеются следующие обязательные отличительные признаки кибернетической системы. Во первых, кибернетическая система имеет объект и субъект (орган) управления, а также прямую и обратную связь объекта с субъектом. Во вторых, управленческие процессы в кибернетической системе осуществляются по определенному алгоритму. И наконец, должно приниматься во внимание наличие окружающей среды, воздействующей в отрицательную сторону на ход производственного процесса из-за различного рода препятствий.

Понятие "кибернетическая система" связано с понятиями вход, выход, внутреннее состояние системы, которые являются функциями времени и образуют так называемое пространство состояния системы. Отсюда высокая сложность поведения, довольно развитая структура и свойства системы делиться, то есть выделять подсистемы. В то же время кибернетические системыэто целостные, очень сложные, вероятностные динамические системы.

             М                 М

Объект управления

      Х      У                                                                                   

Объект управления

                                                                          Х    У

а.       б.   

Процессор

 1    2        3                                  1                                                 3       2

ИВС

руководитель

Оператор

Рис. 1.5. Место человека в АСУ:

а человек (руководитель) входит в контур управления АСУ; бчеловек (оператор) не входит в контур управления; 1 — прямая связь; 2 — обратная связь; 3 — связь по которой передаются возмущающие воздействия

Кибернетическая система производства включает обычно чрезвычайно большое количество элементов, уровней управления, отличается сложностью взаимодействия подсистем и элементов, наличием человека и даже групп управленцев в контуре управления, возникновением новых свойств, сложностью и изменчивостью алгоритма взаимодействия по горизонтали и вертикали, а также сложностью формализации задач управления из-за обилия неформализуемых субъективных факторов. Информационные потоки в кибернетической системе упрощенно показаны на рис. 1.4.

Следует иметь в виду, что недостаточно одного факта наличия информационно-вычислительной системы (ИВС) для того, чтобы считать, что в этой организации (предприятии) функционирует АСУ. Необходимо, чтобы ИВС входила в контур управления, а не использовалась бы работниками аппарата управления строительной организации только для решения отдельных задач. Только в этом случае, когда почти вся информация по различным каналам связи поступает непосредственно в ИВС, а после обработки руководителям, можно считать, что в данной организации функционирует АСУ, рис. 1.5а. Если человек не входит в контур управления, как это имеет место в АСУ ТП, то о наличии АСУ в организации говорить пока преждевременно. При функционировании АСУ подавляющая часть поступающей в орган управления информации, обрабатывается, как правило, с помощью ИВС и выдается руководителям в виде справок или вариантов решений.

Внедрение АСУ позволяет работникам аппарата управления своевременно и с минимальными затратами времени справляться со сбором, передачей, обработкой, выдачей и хранением информации. У работников органа управления, в том числе и у руководителей, появляется резерв времени для продумывания с помощью ЭВМ наиболее целесообразных решений, близких к оптимальным. Руководитель может больше внимания уделить оперативному управлению, прогнозированию, маркетингу, социальным проблемам и т.д. Он заранее может принять меры для предотвращения возможных сбоев и помех или снижения их отрицательного влияния на ход выполнения плана.

Объективная необходимость внедрения АСУ в управлениями предприятиями (объединениями) объясняется нелинейным ростом объемов информации, происходящим по мере роста объема и усложнения строительства. А этот рост объемов информации имеет следующие причины:

дальнейшее углубление специализации, кооперирования и концентрации в производстве, вызывающих нелинейный рост связей между участниками производстве;

рост масштабов производства, объемов всех видов работ;

постоянное усложнение производства в результате внедрения достижений научно-технического прогресса:

внедрением автоматики, телемеханики, электронных и волоконных средств связи и сигнализации;

усложнение технологии и средств механизации объектов, узкая специализация сложных и дорогостоящих машин.

В связи с этим экстенсивный путь совершенствования управления на основе увеличения численности аппарата управления уже давно стал совершенно неприемлемым.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80147. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫХ НОРМ 53.5 KB
  Как и любая другая норма права финансовоправовая норма представляет собой установленное и охраняемое государством правило поведения участников общественных отношений выраженное в их юридических правах и обязанностях. Особенности финансовоправовой нормы обусловлены тем что она в отличие от норм других отраслей права регулирует отношения возникающие в процессе планового образования распределения и использования государством и органами местного самоуправления финансовых ресурсов необходимых им для осуществления своих задач. Это...
80148. ВИДЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 53.5 KB
  Одним из важнейших принципов контроля в государстве является финансовый контроль. Финансовый контроль в России особенно актуален в период перехода от командноадминистративных к рыночным формам управления экономикой. По мере развития рыночной экономики тем более с усилением ее социальной ориентации контрольнофинансовые функции государства все более усложняются все большее число функций по защите финансовых прав и интересов граждан ложится на плечи государства.
80149. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 99.5 KB
  Бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов представляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации одновременно с представлением проектов законов субъектов Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год и утверждаются одновременно с принятием...
80150. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА 131 KB
  Функционирование системы государственного кредита ведет к образованию государственного долга. Под управлением государственным кредитом в узком смысле понимается совокупность действий связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства регулированию рынка государственных ценных бумаг обслуживанию и погашению государственного долга представлению кредитов и гарантий. Рефинансирование государственного долга погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов; 3. Аннулирование...
80154. СТАДИЯ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА 33 KB
  Исполнение бюджета обеспечивает в установленном порядке Министерство финансов РФ вся система органов управления финансами РФ. В процессе исполнения бюджета органы исполнительной и представительной власти осуществляют корректировку бюджетных назначений с учетом динамики цен и поступлений доходов в федеральный бюджет осуществляют контроль за исполнением федерального бюджета и целевым использованием средств выделяемых из федерального бюджета предприятиям учреждениям и организациям. Главный распорядитель средств федерального бюджета орган...
80155. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСОВОГО ПРАВА. ФИНАНСОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО 47 KB
  Нормы финансового права Российской Федерации содержатся в большом числе разнообразных правовых нормативных актов или источниках. В дореволюционном российском праве под источниками права понимались формы выражения положительного права которые имеют значение обязательных средств ознакомления с действующим правом. В современной российской юридической науке под источником права обычно понимают форму выражения правила сообщающую ему качество правовой нормы; тот единственный резервуар в котором пребывают...