91623

Производство как кибернетическая система. Основные элементы управления

Доклад

Информатика, кибернетика и программирование

Основные элементы управления В самом общем понимании управление это процесс формирования и реализации целей. Объект управления является управляемой частью системы а орган или субъект управления управляющей ее частью. Эта схема наиболее совершенна по сравнению с разомкнутой системой управления рис. Во первых кибернетическая система имеет объект и субъект орган управления а также прямую и обратную связь объекта с субъектом.

Русский

2015-07-21

41.6 KB

0 чел.

Производство как кибернетическая система. Основные элементы управления

В самом общем понимании управление это процесс формирования и реализации целей. В ходе реализации целей осуществляется целенаправленное информационное воздействие одной системы (подсистемы) на другую, имея ввиду изменить поведение последней в необходимом направлении. Объект управления является управляемой частью системы, а орган или субъект управления управляющей ее частью. Благодаря прямым (1) и обратным (2) связям обе части находятся в непрерывном взаимодействии и устраняют помехи в производственном процессе, непрерывно следя за появлением внешних и внутренних возмущающих воздействий, рис. 1.3.

Эта схема наиболее совершенна по сравнению с разомкнутой системой управления, рис. 1.1, когда отсутствует информация о состоянии объекта, с замкнутой системой, почти не учитывающей возмущающие воздействия, рис. 1.2; она является комбинированной системой, имеющей активную связь (3) на входе в систему. Производство является сложной или очень сложной системой, требующей к ее созданию кибернетического подхода. Имеются следующие обязательные отличительные признаки кибернетической системы. Во первых, кибернетическая система имеет объект и субъект (орган) управления, а также прямую и обратную связь объекта с субъектом. Во вторых, управленческие процессы в кибернетической системе осуществляются по определенному алгоритму. И наконец, должно приниматься во внимание наличие окружающей среды, воздействующей в отрицательную сторону на ход производственного процесса из-за различного рода препятствий.

Понятие "кибернетическая система" связано с понятиями вход, выход, внутреннее состояние системы, которые являются функциями времени и образуют так называемое пространство состояния системы. Отсюда высокая сложность поведения, довольно развитая структура и свойства системы делиться, то есть выделять подсистемы. В то же время кибернетические системыэто целостные, очень сложные, вероятностные динамические системы.

             М                 М

Объект управления

      Х      У                                                                                   

Объект управления

                                                                          Х    У

а.       б.   

Процессор

 1    2        3                                  1                                                 3       2

ИВС

руководитель

Оператор

Рис. 1.5. Место человека в АСУ:

а человек (руководитель) входит в контур управления АСУ; бчеловек (оператор) не входит в контур управления; 1 — прямая связь; 2 — обратная связь; 3 — связь по которой передаются возмущающие воздействия

Кибернетическая система производства включает обычно чрезвычайно большое количество элементов, уровней управления, отличается сложностью взаимодействия подсистем и элементов, наличием человека и даже групп управленцев в контуре управления, возникновением новых свойств, сложностью и изменчивостью алгоритма взаимодействия по горизонтали и вертикали, а также сложностью формализации задач управления из-за обилия неформализуемых субъективных факторов. Информационные потоки в кибернетической системе упрощенно показаны на рис. 1.4.

Следует иметь в виду, что недостаточно одного факта наличия информационно-вычислительной системы (ИВС) для того, чтобы считать, что в этой организации (предприятии) функционирует АСУ. Необходимо, чтобы ИВС входила в контур управления, а не использовалась бы работниками аппарата управления строительной организации только для решения отдельных задач. Только в этом случае, когда почти вся информация по различным каналам связи поступает непосредственно в ИВС, а после обработки руководителям, можно считать, что в данной организации функционирует АСУ, рис. 1.5а. Если человек не входит в контур управления, как это имеет место в АСУ ТП, то о наличии АСУ в организации говорить пока преждевременно. При функционировании АСУ подавляющая часть поступающей в орган управления информации, обрабатывается, как правило, с помощью ИВС и выдается руководителям в виде справок или вариантов решений.

Внедрение АСУ позволяет работникам аппарата управления своевременно и с минимальными затратами времени справляться со сбором, передачей, обработкой, выдачей и хранением информации. У работников органа управления, в том числе и у руководителей, появляется резерв времени для продумывания с помощью ЭВМ наиболее целесообразных решений, близких к оптимальным. Руководитель может больше внимания уделить оперативному управлению, прогнозированию, маркетингу, социальным проблемам и т.д. Он заранее может принять меры для предотвращения возможных сбоев и помех или снижения их отрицательного влияния на ход выполнения плана.

Объективная необходимость внедрения АСУ в управлениями предприятиями (объединениями) объясняется нелинейным ростом объемов информации, происходящим по мере роста объема и усложнения строительства. А этот рост объемов информации имеет следующие причины:

дальнейшее углубление специализации, кооперирования и концентрации в производстве, вызывающих нелинейный рост связей между участниками производстве;

рост масштабов производства, объемов всех видов работ;

постоянное усложнение производства в результате внедрения достижений научно-технического прогресса:

внедрением автоматики, телемеханики, электронных и волоконных средств связи и сигнализации;

усложнение технологии и средств механизации объектов, узкая специализация сложных и дорогостоящих машин.

В связи с этим экстенсивный путь совершенствования управления на основе увеличения численности аппарата управления уже давно стал совершенно неприемлемым.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81175. Виды методов социологического исследования 81.24 KB
  Этот социологический эмпирический метод незаменим при сборе ограниченного объема информации у большого числа людей и может выступать в двух видах: анкетирование когда опрашиваемый сам заполняет анкету в присутствии анкетера или без него; может быть очным и заочным; среди форм заочного анкетирования наиболее распространен почтовый опрос а также прессовый через газету журнал; значимым преимуществом анкетирования является принцип анонимности однако даже он не гарантирует что ответы респондента опрашиваемого будут правдивыми поэтому...
81176. Управление творческим потенциалом организации 33.2 KB
  В настоящее время в результате глобальных перемен произошедших в результате развития нашей страны и перехода к рыночной экономике возникает необходимость разработки новой системы формирования и развития кадрового потенциала управления так как эффективное функционирование предприятия в решающей степени зависит от кадров руководителей. С целью укрепления позиций на рынке и повышения конкурентоспособности компании при прочих неизменных условиях современные управляющие стараются использовать творческий резерв компании а именно формируют новую...
81177. Методы управления творческим коллективом 43.59 KB
  Теперь это норма активное устаревание оборудования и систем управления. Система управления персоналом это стержень организации труда для определенных профессий он может быть условным содержащим несколько инструкций и требующий формальный контроль. Чем более творческие задачи у специалистов чем более нестандартных решений вы ожидаете в результате тем более жесткий должен быть стерженьсистема управления.
81178. Внутренняя творческая среда 41.13 KB
  Для того чтобы ее создать необходимо поддерживать инициативные и творческие устремления сотрудников. Эффективное взаимодействие творцов особого внимания заслуживают особенности межличностного взаимодействия внутри творческой группы так как процессы общения и взаимодействия могут оказывать на сотрудников как мотивирующий результат так и демотивирующий. Эффективной чертой управления творческими потенциалами сотрудников является тесная увязка инновационных стратегий и политики управления человеческими ресурсами. Он может как стимулировать...
81179. Методы активизации творческого мышления 42.1 KB
  Разработка и генерация новых идей для решения стратегических целей и задач предприятия – это не просто. Часто, творческий специалист не знает с чего начать, как собраться и сфокусировать свое внимание на нужном объекте, активизировать свои творческие способности.
81180. Исследование творческого потенциала сотрудников 35.83 KB
  Направления исследований: наличие творческого потенциала; степень уровень его актуализации; факторы стимулирующие препятствующие развитию и актуализации; проявление творческого потенциала в условиях стабильности и в условиях инноваций. При проведении исследований изучается не столько наличие или отсутствие творческого потенциала и инициативы сколько желание и возможность реализовывать их в профессиональной деятельности а также факторы которые могут оказывать влияние на проявление креативности10. Таким образом при исследовании творческого...
81181. Оценка эффективности управления творческим потенциалом компании 39.05 KB
  Исходя из этого показатели эффективности системы управления развитием творческого потенциала постоянного состава компании рассматриваются через результат развития творческого потенциала сотрудников; реализацию всех возможных мотивов побуждающих персонал к творческой деятельности; показатели качества организационной структуры...
81183. Психолого-педагогические принципы организации деловой игры 35.65 KB
  Моделирование реальных условий профессиональной деятельности специалиста во всем многообразии служебных социальных и личностных связей является основой методов интерактивного обучения; принцип игрового моделирования содержания и форм профессиональной деятельности. Реализация этого принципа является необходимым условием учебной игры поскольку несет в себе обучающие функции; принцип совместной деятельности. В деловой игре этот принцип требует реализации посредством вовлечения в познавательную деятельность нескольких участников.