91624

Роль и место человека в АСУ

Доклад

Информатика, кибернетика и программирование

Тем не менее вряд ли возможно получить оптимальный симбиоз человека и машины в системе управления если упускать из вида основные достоинства и недостатки человека и машины табл. Нельзя забывать что в условиях организационного управления даже самая совершенная вычислительная машина по многим своим умственным возможностям пока что на несколько порядков слабее среднего человека. Но следует иметь в виду что современные задачи особенно оперативного управления очень сложны и часто выходят за рамки возможностей и образного мышления. Свойства...

Русский

2015-07-21

44.12 KB

11 чел.

Роль и место человека в АСУ

Успех внедрения АСУ и ее эффективность во многом зависят от умелого распределения функций между человеком и машиной. Конечно, проектировщикам АСУ всегда приходится помнить о некоторой условности сравнения возможностей машины и человека, иметь в виду его несомненный приоритет в управлении. Тем не менее вряд ли возможно получить оптимальный симбиоз человека и машины в системе управления, если упускать из вида основные достоинства и недостатки человека и машины, табл. 1.2, и роль человека в АСУ.

Нельзя забывать, что в условиях организационного управления даже самая совершенная вычислительная машина по многим своим "умственным" возможностям пока что на несколько порядков "слабее" среднего человека. Важнейшим и ценнейшим качеством человеческого мышления является его образность и интуиция.

Таблица 1.2. Некоторые характеристики возможностей человека и ЭВМ

Показатель

Человек

ЭВМ

АСУ

Способность вырабатывать решения в неожиданных ситуациях и в условиях дефицита времени

Способен принимать решения

Не способна. Как правило, невозможно запрограммировать случайные стохастические процессы

Человек регулирует работу системы с использованием эвристических программ и человеко-машинного диалога

То же в условиях недостаточной информации

Тоже

Возможность выбора способа действия весьма ограничена или отсутствует

Человек в ряде случаев использует ЭВМ для выбора вариантов решения и их реализует

Скорость выполнения вычислительных и логических операций

Десятые доли секунды

Миллионные доли секунды

Вычисления выполняет машина

Работоспособность

Снижается

Практически неизменна

ЭВМ помогает человеку в выполнении трудоемких и сложных расчетов

Человек мыслит образами, благодаря чему тренированный мозг в считанные секунды создает зрительный, мысленный аналог самого сложного явления, в котором участвуют многие элементы. Благодаря этому, опытному руководителю удается принять правильные и целесообразные решения. Для машины решения во многих случаях либо непосильны вообще из-за трудностей формализации задач, либо требуют таких больших затрат машинного времени, что такой путь достижения цели становится бессмысленным.

Очень ценным является то обстоятельство, что, владея интуицией, человек принимает в большинстве своем достаточно правильные решения при существенном недостатке исходных данных. В этом случае человек подсознательно, почти машинально, использует весь свой накопленный опыт. Если попытаться выяснить, как это удается человеку, то обнаруживается что он часто сам не помнит, где и когда он приобрел нужную для данного решения информацию, а принимает решения на основе стереотипных действий в сходных ситуациях. Простейшим примером интуитивного решения задач может служить составление письма, когда мы, не обращаясь к грамматическим и синтаксическим правилам, машинально пишем грамотно. Подобные задачи для машины абсолютно нереальны.

Но следует иметь в виду, что современные задачи, особенно оперативного управления, очень сложны и часто выходят за рамки возможностей и образного мышления. Зрительный правдоподобный образ даже опытному руководителю в ряде случаев создать не удается из-за отвлеченности понятий. В то же время слишком приближенные управленческие решения, как правило, недопустимы. Во всех этих случаях машина является незаменимым помощником человека. Человек решает такие задачи в интерактивном режиме, т.е. в режиме человеко-машинного диалога, используя эвристические и другие методы, весь свой опыт.

Свойства человека, работающего в системе управления, учитываются конструктором устройств ЭВМ и организационной техники, имея в виду главную цель повысить качество принимаемых управленческих решений и при этом не превзойти физиологические возможности человека в восприятии подаваемой ему информации. Так, приборы, за которыми следит оператор, должны устанавливаться в местах, удобных для обзора, кнопки и рычаги управления на уровне руки и т.д.

Скорость и объемы передачи информации для нормального восприятия ее человеком увязываются с психофизиологическими возможностями оператора соответствующих устройств. При этом человек-оператор предварительно проходит необходимую переподготовку для работы в новых условиях.

При разработке АСУ рациональное разделение труда между человеком и машиной позволяет наилучшим образом использовать сильные их стороны, а именно:

- на машины передаются формализуемые процедуры управления, в том числе регистрация, сбор, передача, переработка,  хранение информации и выработка вариантов, в том числе близких к оптимальным решениям;

- человек (руководитель, работник аппарата управления) твочески анализирует подготовленные машиной варианты решений, выбирает и утверждает один из них, направляет усилия коллектива на реализацию принятого решения, несет всю полноту ответственности за последствия реализации решения.

Благодаря такому разделению функций между человеком и машиной повышается качество управления производственно-хозяйственной деятельностью предприятия в результате:

- высвобождения времени руководителей для выполнения творческой части управленческого труда, особенно для решения таких, например, слабо формализуемых задач, как прогнозирование, оценка эффективности принимаемых решений, учет влияния на управление ряда возмущающих факторов, вопросы морального стимулирования, воспитание инициативности и ответственности, умелое использование экономических рычагов, подбор и расстановка кадров, развитие изобретательства;

- ускорения выработки плановых и других управленческих решений и доведения их до исполнителей;

- решения задач управления на оптимизированном или близком к нему уровне;

- обеспечение объективности и необходимой точности решения задач, в том числе в ходе регулирования производственного и технологического процессов;

- своевременного внесения корректив в расписание работ при возникновении в этом необходимости.

Обязательным условием успешной работы руководителя в условиях функционирования АСУ является его непрерывный творческий рост, освоение методов формализации и оптимального решения задач управления. Этому в немалой степени способствует мониторинг АСУ предприятия, позволяющий вести целенаправленное накопление и обработку данных в ЭВМ, характеризующих процессы управленческой работы. Выявленные закономерности и зависимости используются для организации обучения принятию рациональных управленческих решений в различных производственно-хозяйственных ситуациях.

Успешное функционирование автоматизированных систем во многом определяется человеческим фактором.

В организационных АСУ в которых человек входит в контур управления и без него оно невозможно, требуется активизировать людей, чтобы они работали проявляя максимум полезной инициативы. Человек здесь является главным звеном системы управления, его способности и собственно цели в значительной степени влияют на поведение системы, его инициатива и старание определяют объем полезной управляющей информации, вырабатываемой системой. Для стимулирования инициативы работника аппарата управления и интереса его к повышению квалификации очень важно при создании автоматизированных систем управления правильно выбрать критерии оценки труда.

Какие дополнительные обязанности в связи с внедрением АСУ возлагаются на управленческий и инженерно-технический персонал?

На стадии создания АСУ персонал организации привлекается к постановке и разработке задач, переводимых на автоматизированное решение с помощью ЭВМ. Опыт показал, что если сотрудники принимают активное участие в постановке задач, формировании внемашинной и внутримашинной информационной базы, разработке алгоритмов, отладке и приемке рабочих программ, то это существенно облегчает внедрение и эксплуатацию АСУ, а руководящему персоналу позволяет возможно раньше реально прочувствовать возможности технических средств АСУ при решении конкретных задач управления.

На стадии эксплуатации автоматизированной системы инженерно-технический и управленческий персонал предприятия участвует в подготовке, вводе данных в ЭВМ, выполняет необходимые запросы с использованием технологий типа "клиент-сервер", "файл-сервер" и др., использует выходные машинные документы в своей работе. Кроме того, в обязанности работников аппарата управления входит участие в анализе функционирования системы, в разработке дальнейших направлений ее совершенствования и развития.

В неавтоматизированных системах управления, как известно, подготовка данных об управляемых объектах, передача сведений в нижестоящие и вышестоящие органы, учет, обработка, обобщение и другие операции проводятся вручную без использования ЭВМ; в автоматизированных системах управления они осуществляются с помощью комплекса технических средств, включая ЭВМ. В системах управления производством, где объектом управления являются люди, автоматическое управление принципиально невозможно, поэтому там создаются автоматизированные системы управления. Автоматизированные системы управления представляют собой человеко-машинные системы, в которых управление осуществляется человеком с помощью ЭВМ и других технических средств. АСУ является мощной поддержкой руководителя при выборе и принятии наиболее Рациональных решений, при этом руководитель из представленных ему вариантов решений принимает то, которое учитывает неформализуемые ограничения, которые ЭВМ не может учесть. полегчает формализацию задач применение современных экономико-математических методов и моделей. Оптимизация управления состоит в выборе такого варианта управления, при котором достигается экстремальное значение некоторого критерия, характеризующего качество управления.

асу позволяет:

повысить оперативность, точность, достоверность информа ции, увеличить ее полноту и на этой основе улучшить качестве принимаемых решений, при прямом или косвенном сокращении штатов. Косвенное сокращение имеет место, когда, не увеличивая штат, аппарат управления предприятием справляется руководством большего объема строительно-монтажных работ

обеспечить решение управленческих и других задач по новому, а также новых задач, решение которых до появления ЭВМ было немыслимо, в т.ч. задач по оптимизации, сбалансирован ности производства и синхронизации поставок с ходом производственного процесса;

повысить производительность управленческого труда, дать возможность работникам аппарата управления вместо выполнения рутинных трудоемких операций уделять больше внимания творческой работе, прогнозированию и вообще повысить качество управления;

  • повысить не только скорость обработки и прохождени информации в системе, но и сократить время "отклика" за счет быстроты восприятия человеком информации, выдаваемой ЭВМ после обработки, поскольку данные выдаются пользователю в удобной для него форме и с той степенью обработки, которая необходима ему для принятия решения.

В условиях АСУ происходит более четкое разделение труда человеком и компьютерными системами: на последние передаются выполнявшиеся раньше вручную формализуемые процедуры и стереотипные операции, а за человеком остаются не сложные творческие функции. К таким функциям можно отнести постановку задачи, оценку достоверности информации, выбор и утверждение сформированных на ЭВМ вариантов управленческих решений, осуществление мероприятий по реализации принятого варианта решения, решение неформализуемых, главным образом, оперативных задач. Кроме того, за человеком сохраняется ответственность за конечные результаты принятых им решений.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33095. Рух матерії 12.92 KB
  Рух є способом існування матерії. Ніде і ніколи не було і не може бути матерії без руху як і руху без матерії. Рух матерії абсолютний і вічний. Такий стан руху матерії називається спокоєм.
33096. Простір та час як філософські категорії 12.45 KB
  Простір і час це атрибути тобто суттєві властивості рухомої матерії. Однак філософи ідеалісти заперечують залежність часу і простору від матерії. Кантом простір і час апріорні й абсолютно порожні форми чуттєвого споглядання речей внутрішньо і споконвічно притаманні людській свідомості.
33097. Проблема свідомості в філософії 13.7 KB
  Жодна наукова проблема не є предметом таких далеких від науки і таких широких за змістом інтелектуальних спекуляцій як проблема свідомості. Варте уваги те що з кожним кроком уперед у дослідженнях психіки і свідомості людини кількість такого роду спекуляцій не зменшується. Однак слід пам'ятати що лише наукове осягнення природи свідомості може відкрити істину.
33098. Суспільна свідомість 13.6 KB
  Виділяють буденну і теоретичну свідомості. В основу цього членування покладено відношення свідомості до практики ступінь її узагальнення глибина зв'язку з практичними основами життя. У свідомості виділяють два рівні ідеологію і суспільну психологію. Суспільна психологія є частиною буденної свідомості.
33099. Формы собственности в условиях рыночной экономики 38 KB
  Содержание собственности в экономической литературе в том числе и учебной рассматривается как правило в трех проявлениях: социальном экономическом и правовом. Социальноэкономическую сущность собственности экономисты определяют неоднозначно. В этом определении очевидным является тесное взаимодействие социальной и экономической сторон собственности.
33100. Хозяйственные ситуации (операции), их виды и классификация 39 KB
  Хозяйственные операции фиксируются отражаются в первичных документах и регистрируются в текущем учете. Определение во времени необходимо для того чтобы установить момент регистрации хозяйственной операции. Стоимостная оценка проводится по первичным документам подтверждающим факт осуществления хозяйственной операции.
33101. Центральный банк Российской Федерации 49 KB
  Банк России выполняя роль главного координирующего и регулирующего органа всей кредитной системы страны выступает органом экономического управления. Банк России контролирует деятельность кредитных организаций выдаёт и отзывает у них лицензии на осуществление банковских операций а уже кредитные организации работают с прочими юридическими и физическими лицами. Статус цели деятельности функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации определяются Федеральным законом О Центральном банке Российской Федерации Банке России[3] и...
33102. Цель и основы организации бухгалтерского дела 30 KB
  Цель и основы организации бухгалтерского дела Бухгалтерское дело являясь составной частью системы бухгалтерского учета обеспечивает организационные и технические аспекты сбора обработки и формирования в учете информации для внешних и внутренних пользователей. В отношении информации для внешних пользователей цель бухгалтерского учета состоит в формировании информации о финансовом положении финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом положении организации полезной широкому кругу заинтересованных пользователей при...
33103. Цена: понятие, виды, этапы ценообразования. Диспаритет цен 32.5 KB
  В первом случае цена определяется как денежное выражение стоимости товара. Стоимость представляет содержание а цена форму. Во втором случае цена это количество денег получаемых и уплачиваемых за товар. Цена таким образом определяется спросом покупателей которые приобретают товар прежде всего изза его ценности или полезности.