91624

Роль и место человека в АСУ

Доклад

Информатика, кибернетика и программирование

Тем не менее вряд ли возможно получить оптимальный симбиоз человека и машины в системе управления если упускать из вида основные достоинства и недостатки человека и машины табл. Нельзя забывать что в условиях организационного управления даже самая совершенная вычислительная машина по многим своим умственным возможностям пока что на несколько порядков слабее среднего человека. Но следует иметь в виду что современные задачи особенно оперативного управления очень сложны и часто выходят за рамки возможностей и образного мышления. Свойства...

Русский

2015-07-21

44.12 KB

17 чел.

Роль и место человека в АСУ

Успех внедрения АСУ и ее эффективность во многом зависят от умелого распределения функций между человеком и машиной. Конечно, проектировщикам АСУ всегда приходится помнить о некоторой условности сравнения возможностей машины и человека, иметь в виду его несомненный приоритет в управлении. Тем не менее вряд ли возможно получить оптимальный симбиоз человека и машины в системе управления, если упускать из вида основные достоинства и недостатки человека и машины, табл. 1.2, и роль человека в АСУ.

Нельзя забывать, что в условиях организационного управления даже самая совершенная вычислительная машина по многим своим "умственным" возможностям пока что на несколько порядков "слабее" среднего человека. Важнейшим и ценнейшим качеством человеческого мышления является его образность и интуиция.

Таблица 1.2. Некоторые характеристики возможностей человека и ЭВМ

Показатель

Человек

ЭВМ

АСУ

Способность вырабатывать решения в неожиданных ситуациях и в условиях дефицита времени

Способен принимать решения

Не способна. Как правило, невозможно запрограммировать случайные стохастические процессы

Человек регулирует работу системы с использованием эвристических программ и человеко-машинного диалога

То же в условиях недостаточной информации

Тоже

Возможность выбора способа действия весьма ограничена или отсутствует

Человек в ряде случаев использует ЭВМ для выбора вариантов решения и их реализует

Скорость выполнения вычислительных и логических операций

Десятые доли секунды

Миллионные доли секунды

Вычисления выполняет машина

Работоспособность

Снижается

Практически неизменна

ЭВМ помогает человеку в выполнении трудоемких и сложных расчетов

Человек мыслит образами, благодаря чему тренированный мозг в считанные секунды создает зрительный, мысленный аналог самого сложного явления, в котором участвуют многие элементы. Благодаря этому, опытному руководителю удается принять правильные и целесообразные решения. Для машины решения во многих случаях либо непосильны вообще из-за трудностей формализации задач, либо требуют таких больших затрат машинного времени, что такой путь достижения цели становится бессмысленным.

Очень ценным является то обстоятельство, что, владея интуицией, человек принимает в большинстве своем достаточно правильные решения при существенном недостатке исходных данных. В этом случае человек подсознательно, почти машинально, использует весь свой накопленный опыт. Если попытаться выяснить, как это удается человеку, то обнаруживается что он часто сам не помнит, где и когда он приобрел нужную для данного решения информацию, а принимает решения на основе стереотипных действий в сходных ситуациях. Простейшим примером интуитивного решения задач может служить составление письма, когда мы, не обращаясь к грамматическим и синтаксическим правилам, машинально пишем грамотно. Подобные задачи для машины абсолютно нереальны.

Но следует иметь в виду, что современные задачи, особенно оперативного управления, очень сложны и часто выходят за рамки возможностей и образного мышления. Зрительный правдоподобный образ даже опытному руководителю в ряде случаев создать не удается из-за отвлеченности понятий. В то же время слишком приближенные управленческие решения, как правило, недопустимы. Во всех этих случаях машина является незаменимым помощником человека. Человек решает такие задачи в интерактивном режиме, т.е. в режиме человеко-машинного диалога, используя эвристические и другие методы, весь свой опыт.

Свойства человека, работающего в системе управления, учитываются конструктором устройств ЭВМ и организационной техники, имея в виду главную цель повысить качество принимаемых управленческих решений и при этом не превзойти физиологические возможности человека в восприятии подаваемой ему информации. Так, приборы, за которыми следит оператор, должны устанавливаться в местах, удобных для обзора, кнопки и рычаги управления на уровне руки и т.д.

Скорость и объемы передачи информации для нормального восприятия ее человеком увязываются с психофизиологическими возможностями оператора соответствующих устройств. При этом человек-оператор предварительно проходит необходимую переподготовку для работы в новых условиях.

При разработке АСУ рациональное разделение труда между человеком и машиной позволяет наилучшим образом использовать сильные их стороны, а именно:

- на машины передаются формализуемые процедуры управления, в том числе регистрация, сбор, передача, переработка,  хранение информации и выработка вариантов, в том числе близких к оптимальным решениям;

- человек (руководитель, работник аппарата управления) твочески анализирует подготовленные машиной варианты решений, выбирает и утверждает один из них, направляет усилия коллектива на реализацию принятого решения, несет всю полноту ответственности за последствия реализации решения.

Благодаря такому разделению функций между человеком и машиной повышается качество управления производственно-хозяйственной деятельностью предприятия в результате:

- высвобождения времени руководителей для выполнения творческой части управленческого труда, особенно для решения таких, например, слабо формализуемых задач, как прогнозирование, оценка эффективности принимаемых решений, учет влияния на управление ряда возмущающих факторов, вопросы морального стимулирования, воспитание инициативности и ответственности, умелое использование экономических рычагов, подбор и расстановка кадров, развитие изобретательства;

- ускорения выработки плановых и других управленческих решений и доведения их до исполнителей;

- решения задач управления на оптимизированном или близком к нему уровне;

- обеспечение объективности и необходимой точности решения задач, в том числе в ходе регулирования производственного и технологического процессов;

- своевременного внесения корректив в расписание работ при возникновении в этом необходимости.

Обязательным условием успешной работы руководителя в условиях функционирования АСУ является его непрерывный творческий рост, освоение методов формализации и оптимального решения задач управления. Этому в немалой степени способствует мониторинг АСУ предприятия, позволяющий вести целенаправленное накопление и обработку данных в ЭВМ, характеризующих процессы управленческой работы. Выявленные закономерности и зависимости используются для организации обучения принятию рациональных управленческих решений в различных производственно-хозяйственных ситуациях.

Успешное функционирование автоматизированных систем во многом определяется человеческим фактором.

В организационных АСУ в которых человек входит в контур управления и без него оно невозможно, требуется активизировать людей, чтобы они работали проявляя максимум полезной инициативы. Человек здесь является главным звеном системы управления, его способности и собственно цели в значительной степени влияют на поведение системы, его инициатива и старание определяют объем полезной управляющей информации, вырабатываемой системой. Для стимулирования инициативы работника аппарата управления и интереса его к повышению квалификации очень важно при создании автоматизированных систем управления правильно выбрать критерии оценки труда.

Какие дополнительные обязанности в связи с внедрением АСУ возлагаются на управленческий и инженерно-технический персонал?

На стадии создания АСУ персонал организации привлекается к постановке и разработке задач, переводимых на автоматизированное решение с помощью ЭВМ. Опыт показал, что если сотрудники принимают активное участие в постановке задач, формировании внемашинной и внутримашинной информационной базы, разработке алгоритмов, отладке и приемке рабочих программ, то это существенно облегчает внедрение и эксплуатацию АСУ, а руководящему персоналу позволяет возможно раньше реально прочувствовать возможности технических средств АСУ при решении конкретных задач управления.

На стадии эксплуатации автоматизированной системы инженерно-технический и управленческий персонал предприятия участвует в подготовке, вводе данных в ЭВМ, выполняет необходимые запросы с использованием технологий типа "клиент-сервер", "файл-сервер" и др., использует выходные машинные документы в своей работе. Кроме того, в обязанности работников аппарата управления входит участие в анализе функционирования системы, в разработке дальнейших направлений ее совершенствования и развития.

В неавтоматизированных системах управления, как известно, подготовка данных об управляемых объектах, передача сведений в нижестоящие и вышестоящие органы, учет, обработка, обобщение и другие операции проводятся вручную без использования ЭВМ; в автоматизированных системах управления они осуществляются с помощью комплекса технических средств, включая ЭВМ. В системах управления производством, где объектом управления являются люди, автоматическое управление принципиально невозможно, поэтому там создаются автоматизированные системы управления. Автоматизированные системы управления представляют собой человеко-машинные системы, в которых управление осуществляется человеком с помощью ЭВМ и других технических средств. АСУ является мощной поддержкой руководителя при выборе и принятии наиболее Рациональных решений, при этом руководитель из представленных ему вариантов решений принимает то, которое учитывает неформализуемые ограничения, которые ЭВМ не может учесть. полегчает формализацию задач применение современных экономико-математических методов и моделей. Оптимизация управления состоит в выборе такого варианта управления, при котором достигается экстремальное значение некоторого критерия, характеризующего качество управления.

асу позволяет:

повысить оперативность, точность, достоверность информа ции, увеличить ее полноту и на этой основе улучшить качестве принимаемых решений, при прямом или косвенном сокращении штатов. Косвенное сокращение имеет место, когда, не увеличивая штат, аппарат управления предприятием справляется руководством большего объема строительно-монтажных работ

обеспечить решение управленческих и других задач по новому, а также новых задач, решение которых до появления ЭВМ было немыслимо, в т.ч. задач по оптимизации, сбалансирован ности производства и синхронизации поставок с ходом производственного процесса;

повысить производительность управленческого труда, дать возможность работникам аппарата управления вместо выполнения рутинных трудоемких операций уделять больше внимания творческой работе, прогнозированию и вообще повысить качество управления;

  • повысить не только скорость обработки и прохождени информации в системе, но и сократить время "отклика" за счет быстроты восприятия человеком информации, выдаваемой ЭВМ после обработки, поскольку данные выдаются пользователю в удобной для него форме и с той степенью обработки, которая необходима ему для принятия решения.

В условиях АСУ происходит более четкое разделение труда человеком и компьютерными системами: на последние передаются выполнявшиеся раньше вручную формализуемые процедуры и стереотипные операции, а за человеком остаются не сложные творческие функции. К таким функциям можно отнести постановку задачи, оценку достоверности информации, выбор и утверждение сформированных на ЭВМ вариантов управленческих решений, осуществление мероприятий по реализации принятого варианта решения, решение неформализуемых, главным образом, оперативных задач. Кроме того, за человеком сохраняется ответственность за конечные результаты принятых им решений.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23535. Турецкий язык за 30 уроков 765 KB
  Урок 1 Здравствуйте Ольга: Merhaba Здравствуйте Эрол: Merhaba Здравствуйте Ольга: Adınız ne Как вас зовут имя Ваше как Эрол: Adım Erol. Ольга: Nasılsınız Как поживаете как вы Эрол: Teşekkür ederim iyiyim. А у вас как дела Ольга: Teşekkür ederim ben de iyiyim. 1В Знакомство Ольга: Adınız ne Как вас зовут Эрол: Adım Erol.
23536. УЧЕБНИК ТУРЕЦКОГО ЯЗЫКА 3.45 MB
  18 Гласный а 18 Гласный ı 18 Согласные l m n s 18 Согласные b d r 18 УПРАЖНЕНИЯ 19 Гласный i 19 Гласный e 19 О СМЯГЧЕНИИ СОГЛАСНЫХ unsuz yumuşaması 20 УПРАЖНЬНИЯ 20 СЛОВАРЬ 22 НЕОПРЕДЕЛЕННЫЙ АРТИКЛЬ 23 ПРИНЦИП НЕБНОГО ПРИТЯЖЕНИЯ 24 АФФИКС МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА çoğul eki 24 УПРАЖНЕНИЯ 25 ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ ГРУППА belirtme grupu 25 УПРАЖНЕНИЯ 16 АФФИКСЫ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ iyelik ekleri 27 Аффикс принадлежности 1го лица единственного числа birinci kişi tekil iyelik eki 27Аффикс принадлежнocmu 2го лица единственного...
23537. ГРАММАТИКА ШВЕДСКОГО ЯЗЫКА 401 KB
  Неопределённый артикль который ставится перед существительным для общего рода en а для среднего рода ett например: en flicka девочка en dag день ett hus дом ett regn дождь. Это происходит по схеме: существительное неопределённый артикль en ett например: Dag en dagen hus ett huset. Определённый артикль среднего рода с существительными на согласный имеет вид et а на безударный гласный t например: hus huset öga ögat глаз. например: den långa dagen долгий день det långa borget длинный стол de långa...
23538. ЭКСПРЕСС–КУРС ЯПОНСКОГО ЯЗЫКА 678.5 KB
  Перед тем, как приступить непосредственно к урокам, необходимо овладеть каной. Кана – слоговая азбука, возникшая в VII в. нашей эры в результате графического сокращения и преобразования китайских иероглифов в знаки алфавита. Существует два вида каны – хирагана и катакана. Хирагана предназначена для записи собственно японских слов и китаизмов
23539. Учебник языка эсперанто 888 KB
  В отличие от русского языка в настоящем времени глаголсвязка estas 'есть' 'является' 'имеется' 'находится' от глагола esti 'быть' не опускается: Nia celo estas demokratio. Marso estas planedo. Формы множественного числа слов оканчивающихся на o или a образуются прибавлением окончания j: novaj frazoj; niaj geografiaj kartoj; Vi estas juna 'Ты молод'; Vi estas junaj 'Вы молоды'. Глагол havi всегда требует винительного падежа глагол esti никогда; Li havas elegantan palton; Lia palto estas eleganta.
23540. ГРАММАТИКА ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА 1.02 MB
  1 Имя существительное Nombre sustantivo В испанском языке существительные бывают: собственные Rosa Роза Carmen Кармен нарицательные la mesa стол el árbol дерево одушевленные el hombre мужчина el gato кот неодушевленные el bosque лес la silla стул конкретные la cara лицо el techo потолок абстрактные el tiempo время el aire воздух собирательные la biblioteca библиотека la muchedumbre толпа 1. Существительные которые оканчиваются в единственном числе на согласные z и x меняют их во множественном числе на c:...
23541. НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК. УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СПРАВОЧНИК 3.34 MB
  2] К ЧИТАТЕЛЮ [1] Язык DIE SPRACHE [1. Die Anwendung des Zeitwortes [2.2] Префиксы die Vorsilben er ent ver.3] Никаких сложносоставных существительных die Substantivkopellungen.
23542. Генетическая классификация языков мира: необходимый минимум для студентов I курса 47.5 KB
  Для перечисленных ниже языков полезно знать не только то к какой группе и семье они относятся но и где на них говорят с точностью до страны или хотя бы континента A. Языки Евразии включая циркумполярную область Индоевропейская семья более 400 языков Албанский Армянский Греческий древне и новогреческий Кельтские: бретонский корнский валлийский ирландский шотландский и др. Тохарские мертвые: тохарский А и тохарский Б Уральская семья более 30 языков Прибалтийскофинские: финский эстонский ливский водский карельский...
23543. МЕТОДЫ КОМПАРАТИВИСТИКИ 103 KB
  Многообразие методов изучения языков III. Трактовка и апробация методов изучения языков разными ученымилингвистами: сравнительноисторический метод; сравнительный метод; сопоставительный метод; сопоставительнотипологический метод; метод индексирования; описательный метод; метод контрастивного анализа и его типы; IV. Настоящая работа посвящена тем аспектам языкознания или лингвистики которые занимаются сравнительным изучением внутренних законов развития и функционирования языка и ставит своей целью выявление принципов...