91645

Социально—психологические вопросы автоматизации управления

Доклад

Информатика, кибернетика и программирование

О защите информации При проектировании и внедрении методов автоматизированного управления строительством должны быть учтены социальнопсихологические последствия вызываемые изменениями характера деятельности человека в сфере управления. Опыт внедрения АСУ показал что социальнопсихологическое обеспечение создания и функционирования человекомашинной системы должно предусматривать формирование устойчивых отношений между людьми в системе управления в целом и ее частях немашиной и человекомашинной между человеком и машиной и между...

Русский

2015-07-21

34.59 KB

0 чел.

Социально—психологические вопросы автоматизации управления.

О защите информации

При проектировании и внедрении методов автоматизированного управления строительством должны быть учтены социально-психологические последствия, вызываемые изменениями характера деятельности человека в сфере управления.

Опыт внедрения АСУ показал, что социально-психологическое обеспечение создания и функционирования человеко-машинной системы должно предусматривать формирование устойчивых отношений между людьми в системе управления в целом и ее частях (немашиной и человеко-машинной), между человеком и машиной и между разработчиками и персоналом, обслуживающим систему управления.

Реализация задач социально-психологического обеспечения требует больших усилий, всестороннего учета и прогноза социально-психологических проблем коллектива, выявления и анализа психологических барьеров. Психологические барьеры возникают часто из-за инерционности традиционной системы управления, игнорирования и даже сопротивления новым методам управления со стороны некоторой части работников аппарата управления.

Психологические барьеры подразделяются на частные и общие. Общие психологические барьеры проявляются обычно в недоверии к новым методам и формам работы, в неверной установке на новое из-за неудач организационных перестроек в прошлом, дополнительной загрузки работников на этапе проектирования и освоения АСУ, трудностей освоения и задач первой очереди системы и недостаточно эффективных мер стимулирования работников аппарата управления, внедряющих новые методы работы.

Частные барьеры по разному проявляются в зависимости от квалификации, возраста, образования, среднего заработка и пола работников сферы управления. Так, у некоторых руководящих работников возникает опасение конкуренции и вытеснения с занимаемой должности новыми специалистами, освоив шими работу в условиях функционирующей АСУ, опасение потери монополии в данной области управления и желание оградить себя от постоянного вмешательства в свои дела. Все это проявляется в отрицательной оценке значения создания АСУ по сравнению с привычной производственной деятельностью, нежелании переучиваться, осваивать новые отрасли знания, в скрытом или явном сопротивлении мероприятиям, направленным на изменение и совершенствование сложившейся немашинной системы управления.

Психологические барьеры возникают нередко и в производственной сфере, работники которой опасаются снижения заработной платы в условиях функционирования АСУ, появления новых необычных обязанностей, требующих для их выполнения дополнительных затрат времени на освоение новых областей науки и техники. В результате этого настороженное или даже недоброжелательное отношение к мероприятиям по внедрению АСУ.

Группы проектирования, внедрения и эксплуатации средств АСУ имеют свои специфические социально-психологические проблемы, а именно проблемы по устранению противоречий между:

  1.  программистами и постановщиками задач, которыми становятся обычно наиболее опытные работники аппарата управления;
  2.  работниками строительной (проектной) организации и специалистами разработчиками АСУ;
  3.  "ветеранами" и "новичками".

Главная причина возникновения этих проблем состоит в том, что на всех стадиях создания системы в работе участвуют специалисты разных уровней квалификации, профессий и специальностей с различными подходами к интересам данной организации. Существенное значение имеют также не всегда достаточная изученность проектировщиками социально-психологических аспектов управления, отсутствие эффективной системы адаптации новых работников и др.

Всякая организация представляет собой не только административную систему, но и особую человеческую общность, живущую по своим законам. Следовательно, внедрять новые дополнения в систему это значит свести воедино системы естественно сложившиеся и искусственно созданные. В этом сочетании естественной и искусственной систем и лежит причина невероятной сложности производственной организации, которой, как и организму человека, свойственна реакция отчуждения. Эта реакция проявляется в меньшей степени, если более полно и заранее решены вопросы взаимоадаптации АСУ и организации.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8224. Основные направления развития и модернизации образования в России на современном этапе 15.77 KB
  Основные направления развития и модернизации образования в России на современном этапе. Необходимость:1) диктуется устаревшим и перегруженным содержанием школьного образования. 2) Не отвечает требованиям времени. 3) Неготовность ученика найти для се...
8225. Педагогический процесс: сущность, закономерности и принципы 24.99 KB
  Педагогический процесс: сущность, закономерности и принципы Процесс обучения - это движение по пути познания, от незнания к знанию, от неполного и неточного знания к более полному и точному. В процессе обучения накапливаются знания, формируются...
8226. Характеристика современного процесса обучения: сущность, противоречия, закономерности 15.66 KB
  Характеристика современного процесса обучения: сущность, противоречия, закономерности. Обучение - это совокупность последовательных и взаимосвязанных действий учителя и учащегося, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, ...
8227. Характеристика принципов обучения, их реализация на уроках 15.43 KB
  Характеристика принципов обучения, их реализация на уроках. Обучение - это общение, в процессе которого происходит усвоение общественно-исторического опыта, освоение деятельностью, лежащей в основе формирования личности. Принцип - исходное...
8228. Государственный образовательный стандарт: базовая, вариативная, дополнительная составляющие 17.47 KB
  Государственный образовательный стандарт: базовая, вариативная, дополнительная составляющие Содержание образования отвечает на вопрос чему учить. это знание основ наук, умение применять их на практике, навыки, опыт творческой деятельности...
8229. Содержание образования в современной школе 19.16 KB
  Содержание образования в современной школе Обучение - процесс социально обусловленный, выраженный необходимостью воспроизводства человека как субъекта общественных отношений. Отсюда важнейшая социальная функция обучения заключается в формирован...
8230. Характеристика современного урока 16.57 KB
  Характеристика современного урока. Современный урок это неотъемлемая часть всей жизнедеятельности школьников, так как именно на уроке ученик больше всего познает, на уроке происходит его воспитание, развитие, раскрывается его ...
8231. Межпредметные связи в обучении, значение, виды, пути осуществления на уроках(на примере уроков географии) 15.65 KB
  Межпредметные связи в обучении, значение, виды, пути осуществления на уроках(на примере уроков географии) Межпредметные связи согласованное изучение разных учебных предметов. Они позволяют отразить в школьном обучении процесс интеграции раз...
8232. Самостоятельная учебно-познавательная деятельность учащихся: значение, виды самостоятельных работ, условия эффективности 18.64 KB
  Самостоятельная учебно-познавательная деятельность учащихся: значение, виды самостоятельных работ, условия эффективности. К самостоятельной учебно-познавательной деятельности относиться: кружки, практикумы, конференции, консультации, фак...