9165

Воображение и творчество

Лекция

Психология и эзотерика

Воображение и творчество Воображение Воображение и творчество знать: понятие о воображении виды воображения (активное, пассивное, преднамеренное, непреднамеренное, воссоздающее, творческое) способы создания образов воображения (агглютинация, акцен...

Русский

2013-02-24

45 KB

9 чел.

Воображение и творчество

Воображение

Воображение и творчество

знать: понятие о воображении; виды воображения (активное, пассивное, преднамеренное, непреднамеренное, воссоздающее, творческое); способы создания образов воображения (агглютинация, акцентирование, схематизация, типизация).

уметь: определять способы создания воображаемых образов.

это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, т.е. процесс преобразующего отражения действительности.

это процесс отражения действительности за пределами существующих связей и отношений.

Воображение расширяет границы нашего опыта, продуцируя новые, еще не существующие в действительности факты и ситуации, часто помогая предугадать последствия наших действий и, соответственно, выстроить адекватную схему поведения. Для изменения данных и создания продуктов в воображении, как и в мышлении, используются операции воображения.

Операции воображения

Классификация по Крысько

  1.  вычленение из целостного образа предмета какого-либо его элемента или свойства (например, ножом можно резать, а палкой достать то, до чего не дотягивается рука)
  2.  изменение величины, размеров объектов в сторону преувеличения (гипербола) или преуменьшения ее (так создаются образы гигантов, гномов и т.п.)
  3.  соединение частей различных объектов и создание таким путем представления нового, не существовавшего ранее в природе (сфинкс, кентавр)
  4.  конструирование предмета в связи с его назначением (например, чтобы резать, нож должен быть острым; чтобы далеко лететь, дротик должен быть легким)
  5.  мысленное усиление какого-либо свойства или качества, придание этому свойству несоразмерно большего или особого значения в характеристике объекта (хитрость у лисы, трусость у зайца)
  6.  перенос этого свойства на другие объекты (вождь племени хитер, как лиса; враги трусливы, как зайцы)
  7.  мысленное ослабление какого-либо свойства или качества предмета, в своей сильной степени приводящее к построению контрастного образа, наделенного свойствами, прямо противоположными исходному (многие персонажи народного эпоса, сказок)
  8.  создание нового образа в результате обобщения черт, наблюдавшихся у ряда сходных объектов (типизация)

Классификация по Григоровичу

  1.  слияние - подразумевает произвольное комбинирование, сравнение и объединение качеств и характерных черт разных объектов в одном образе
  2.  особый вид слияния, агглютинация, при которой соединяются несоединимые в реальности черты (кентавр, сфинкс)
  3.  гиперболизация повышает яркость и выразительность образа, выдвигая на первый план какие-то определенные его черты; и акцентирование, когда выделяется какая-то часть или деталь, которая становится доминирующей (шаржи, карикатуры)
  4.  типизация - обобщение наиболее типичных для данной группы людей черт

 

Виды воображения (по степени активности)

Виды воображения, расположенные в порядке усиления осознанности и управляемости:

  1.  Непроизвольное (пассивное, непреднамеренное) - это создание новых образов без каких-либо внешних побудителей. Оно делится на:
    1.  сон
    2.  грезы - подразумевают возможность вызвать их содержание по собственному усмотрению, как правило, человек воображает в этом случае желаемые, приятные для себя картины.
    3.  мечты (иногда относят к произвольному воображению!)- более активный вариант грез - образ желаемого будущего, но уже гораздо более реальный и связанный с действительностью, чем грезы. Мечты обычно человек старается воплотить в жизнь, здесь возможна сознательная регуляция вызываемых образов, создание достаточно жесткой схемы их реализации.
  2.  Произвольное (активное, преднамеренное) - создание новых образов с помощью волевых усилий.
    1.  воссоздающее (репродуктивное) воображение - это воображение на основе прочитанного или услышанного. Оно имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда им раньше не воспринимался.
    2.  творческое воображение (иногда приравнивается к творческому мышлению, креативности, творчеству вообще) - это создание новых образов в процессе творческой деятельности человека. Предполагает наибольшую активность и субъективность автора, так как содержание продукта полностью зависит от него, его мыслей, переживаний, опыта. Однако такая всецелая зависимость от субъекта творчества не приводит к абсолютной оторванности от действительности, как в грезах. Именно поэтому результаты творчества значимы и интересны не только автору, но и окружающим. Креативность (творчество) бывает 2 видов:
      1.  образная - преимущественная способность создавать новое в образном плане (появляется первой, до 7-8 лет опережает вербальную)
      2.  вербальная - преимущественная способность создавать новое в образном или словесном (вербальном) плане.

Физиологическая основа воображения

Физиологическую основу воображения составляют остаточные (следовые) процессы в корковых отделах различных анализаторов:

  1.  процессы возбуждения и торможения
  2.  иррадиации и концентрации
  3.  положительной и отрицательной индукции
  4.  анализа и синтеза

Связь воображения с другими сторонами психики

Воображение тесно связано с другими сторонами психики — эмоциями, памятью, мышлением.

  •  Воображение может стимулировать эмоции (пациент, ожидающий своей очереди у зубного врача, воображает себе предстоящее испытание, а голос врача или звук бормашины делают образы еще более живыми и отчетливыми, усиливая страх), как и эмоции - воображение (например, ожидаемая радость, также вызывает в воображении разнообразные картины реализации желания).
  •  Роль памяти, знаний особенно отчетливо видна в репродуктивном воображении, так как многие факты, не известные человеку, он просто не может себе представить. Это проявляется, например, в реакции людей, не переживших войну, на рассказы или поведение беженцев из Чечни, описания исторических событий. Хорошая механическая память может быть показателем творческих способностей, но ее отсутствие не говорит о низком уровне креативности.
  •  В затруднительных случаях при решении проблемных ситуаций воображение заменяет мышление, помогая дополнить недостающие данные воображаемыми.Важным моментом является и несовпадение уровня креативности с уровнем интеллекта, прежде всего с уровнем мышления. Как показали исследования, интеллект только до определенного уровня стимулирует развитие творчества, а высокоразвитое мышление(особенно словесно-логическое) может даже ему препятствовать, направляя интеллектуальную деятельность на быстрое достижение правильного, но не оригинального, результата.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85934. Использование элементов управления по результатам на муниципальном уровне в сфере культуры (на примере г. Саратова) 73.5 KB
  Концептуальные основы управления по результатам в органах государственной власти и местного самоуправления. Сущность и основные составляющие системы управления по результатам. Правовые основы управления по результатам в России. Развитие элементов управления по результатам в области муниципального управления в России.
85935. Оценка эффективности лизинговой операции 848 KB
  Одним из путей формирования интеллектуального капитала предприятия является использование лизинга. Лизинг − это вид инвестиционной деятельности при котором лизингодатель лизинговая компания приобретает у поставщика оборудование предмет лизинга и затем сдает его в аренду за определенную плату...
85936. Планирование маркетинга 1.17 MB
  В начале игры показатель количество целей экспонирования товаров торговых точек равен 3 у всех фирм в каждом канале распространения товаров. Каждая фирма имеет по 20 торговых представителей которые поровну распределены между двумя каналами распространения продукции.
85938. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БЕЗОТКАЗНОСТИ. ЛОГИКО-ВЕРОЯТНОСТНЫЙ МЕТОД РАСЧЕТА 334.5 KB
  Надежность является сложным свойством, и формируется такими составляющими, как безотказность, долговечность, восстанавливаемость и сохраняемость. Основным здесь является свойство безотказности - способность изделия непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого промежутка времени. Потому наиболее важным в обеспечении надежности систем является повышение их безотказности.
85940. Расчет проекта годового плана мебельной фабрики с объемом товарной продукции 6243 тысячи рублей 478.5 KB
  В современных рыночных отношениях планирование производственной хозяйственной деятельности всех предприятий и фирм, является важной предпосылкой эффективной работы предприятия. Планирование производственной хозяйственной деятельности стало в настоящее время экономической основой свободных рыночных отношений...
85941. Поверочный расчет конвективных поверхностей нагрева котла ТП – 230 879 KB
  При поверочном расчете котла вначале определяют объемы и энтальпии воздуха и продуктов сгорания, КПД и расход топлива, а затем выполняют расчет теплообмена в топочной камере и в других поверхностях в последовательности, соответствующей их расположению по ходу продуктов сгорания.
85942. Оценка устойчивости функционирования ООО «Омега-Профи’С» г. Тирасполь в ЧС 185.26 KB
  Предприятия малого бизнеса за последние годы экономических реформ стали важнейшим сектором экономики, который оказывает значительное влияние на социально-экономическую ситуацию современной России и Приднестровья. Именно в этом секторе экономики создаются новые рабочие места.