9165

Воображение и творчество

Лекция

Психология и эзотерика

Воображение и творчество Воображение Воображение и творчество знать: понятие о воображении виды воображения (активное, пассивное, преднамеренное, непреднамеренное, воссоздающее, творческое) способы создания образов воображения (агглютинация, акцен...

Русский

2013-02-24

45 KB

9 чел.

Воображение и творчество

Воображение

Воображение и творчество

знать: понятие о воображении; виды воображения (активное, пассивное, преднамеренное, непреднамеренное, воссоздающее, творческое); способы создания образов воображения (агглютинация, акцентирование, схематизация, типизация).

уметь: определять способы создания воображаемых образов.

это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, т.е. процесс преобразующего отражения действительности.

это процесс отражения действительности за пределами существующих связей и отношений.

Воображение расширяет границы нашего опыта, продуцируя новые, еще не существующие в действительности факты и ситуации, часто помогая предугадать последствия наших действий и, соответственно, выстроить адекватную схему поведения. Для изменения данных и создания продуктов в воображении, как и в мышлении, используются операции воображения.

Операции воображения

Классификация по Крысько

  1.  вычленение из целостного образа предмета какого-либо его элемента или свойства (например, ножом можно резать, а палкой достать то, до чего не дотягивается рука)
  2.  изменение величины, размеров объектов в сторону преувеличения (гипербола) или преуменьшения ее (так создаются образы гигантов, гномов и т.п.)
  3.  соединение частей различных объектов и создание таким путем представления нового, не существовавшего ранее в природе (сфинкс, кентавр)
  4.  конструирование предмета в связи с его назначением (например, чтобы резать, нож должен быть острым; чтобы далеко лететь, дротик должен быть легким)
  5.  мысленное усиление какого-либо свойства или качества, придание этому свойству несоразмерно большего или особого значения в характеристике объекта (хитрость у лисы, трусость у зайца)
  6.  перенос этого свойства на другие объекты (вождь племени хитер, как лиса; враги трусливы, как зайцы)
  7.  мысленное ослабление какого-либо свойства или качества предмета, в своей сильной степени приводящее к построению контрастного образа, наделенного свойствами, прямо противоположными исходному (многие персонажи народного эпоса, сказок)
  8.  создание нового образа в результате обобщения черт, наблюдавшихся у ряда сходных объектов (типизация)

Классификация по Григоровичу

  1.  слияние - подразумевает произвольное комбинирование, сравнение и объединение качеств и характерных черт разных объектов в одном образе
  2.  особый вид слияния, агглютинация, при которой соединяются несоединимые в реальности черты (кентавр, сфинкс)
  3.  гиперболизация повышает яркость и выразительность образа, выдвигая на первый план какие-то определенные его черты; и акцентирование, когда выделяется какая-то часть или деталь, которая становится доминирующей (шаржи, карикатуры)
  4.  типизация - обобщение наиболее типичных для данной группы людей черт

 

Виды воображения (по степени активности)

Виды воображения, расположенные в порядке усиления осознанности и управляемости:

  1.  Непроизвольное (пассивное, непреднамеренное) - это создание новых образов без каких-либо внешних побудителей. Оно делится на:
    1.  сон
    2.  грезы - подразумевают возможность вызвать их содержание по собственному усмотрению, как правило, человек воображает в этом случае желаемые, приятные для себя картины.
    3.  мечты (иногда относят к произвольному воображению!)- более активный вариант грез - образ желаемого будущего, но уже гораздо более реальный и связанный с действительностью, чем грезы. Мечты обычно человек старается воплотить в жизнь, здесь возможна сознательная регуляция вызываемых образов, создание достаточно жесткой схемы их реализации.
  2.  Произвольное (активное, преднамеренное) - создание новых образов с помощью волевых усилий.
    1.  воссоздающее (репродуктивное) воображение - это воображение на основе прочитанного или услышанного. Оно имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда им раньше не воспринимался.
    2.  творческое воображение (иногда приравнивается к творческому мышлению, креативности, творчеству вообще) - это создание новых образов в процессе творческой деятельности человека. Предполагает наибольшую активность и субъективность автора, так как содержание продукта полностью зависит от него, его мыслей, переживаний, опыта. Однако такая всецелая зависимость от субъекта творчества не приводит к абсолютной оторванности от действительности, как в грезах. Именно поэтому результаты творчества значимы и интересны не только автору, но и окружающим. Креативность (творчество) бывает 2 видов:
      1.  образная - преимущественная способность создавать новое в образном плане (появляется первой, до 7-8 лет опережает вербальную)
      2.  вербальная - преимущественная способность создавать новое в образном или словесном (вербальном) плане.

Физиологическая основа воображения

Физиологическую основу воображения составляют остаточные (следовые) процессы в корковых отделах различных анализаторов:

  1.  процессы возбуждения и торможения
  2.  иррадиации и концентрации
  3.  положительной и отрицательной индукции
  4.  анализа и синтеза

Связь воображения с другими сторонами психики

Воображение тесно связано с другими сторонами психики — эмоциями, памятью, мышлением.

  •  Воображение может стимулировать эмоции (пациент, ожидающий своей очереди у зубного врача, воображает себе предстоящее испытание, а голос врача или звук бормашины делают образы еще более живыми и отчетливыми, усиливая страх), как и эмоции - воображение (например, ожидаемая радость, также вызывает в воображении разнообразные картины реализации желания).
  •  Роль памяти, знаний особенно отчетливо видна в репродуктивном воображении, так как многие факты, не известные человеку, он просто не может себе представить. Это проявляется, например, в реакции людей, не переживших войну, на рассказы или поведение беженцев из Чечни, описания исторических событий. Хорошая механическая память может быть показателем творческих способностей, но ее отсутствие не говорит о низком уровне креативности.
  •  В затруднительных случаях при решении проблемных ситуаций воображение заменяет мышление, помогая дополнить недостающие данные воображаемыми.Важным моментом является и несовпадение уровня креативности с уровнем интеллекта, прежде всего с уровнем мышления. Как показали исследования, интеллект только до определенного уровня стимулирует развитие творчества, а высокоразвитое мышление(особенно словесно-логическое) может даже ему препятствовать, направляя интеллектуальную деятельность на быстрое достижение правильного, но не оригинального, результата.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51643. УРОК ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА 145 KB
  Образовательный потенциал урока иностранного языка. Методическое содержание урока иностранного языка. Логика урока иностранного языка. Образовательный потенциал урока иностранного языка Урок иностранного языка это законченный отрезок учебной работы на протяжении которого осуществляется достижение конкретной практической образовательной развивающей и воспитательной целей путём выполнения заранее спланированных упражнений индивидуального и индивидуальногруппового характера на основе использования учителем средств и приёмов обучения.
51644. Садовые цветы. Тюльпан 137 KB
  Тюльпан Цель: формирование графических умений и навыков; развитие наблюдательности; развить умение рисования тюльпанов; обобщить знания детей о садовых цветах. В 11 веке в природе насчитывалось до 110 видов тюльпанов. К XVI веку было известно уже около 300 сортов тюльпанов. На Руси дикие виды тюльпанов были известны ещё в XII веке но луковицы сортов садовых тюльпанов впервые были завезены в Россию в эпоху царствования Петра I в 1702 году из Голландии.
51645. Конструирование организаторской, коммуникативной и рефлексивно-аналитической деятельности педагога 244 KB
  Решение психологопедагогических задач на этапах организации деятельности и её анализа. Конструирование организаторской коммуникативной и рефлексивноаналитической деятельности педагога. Задачи организаторской и коммуникативной деятельности педагога в детском коллективе организационнодеятельностный и коммуникативнокоррекционный этапы. Понятие организаторской деятельности.
51646. Трехмерное компьютерное моделирование 9.37 MB
  Работать с объектами можно именно в активном окне. В окне проекции Perspective Перспективный вид работает принцип центрального проецирования при котором трехмерность объекта сохраняется но объект имеет искажения. Следовательно строить и перемещать объекты мы будем в ортогональных видах а смотреть на результат своих трудов в окне Perspective Перспективный вид.7 показано контекстное меню которое появляется при щелчке в окне проекции правой кнопкой мыши.
51648. Архитектурная 3D визуализация многоэтажного дома 1.87 MB
  Как я уже говорил архитектурная 3D визуализация в таких программах как 3ds mx Vry доступна многим. Во второй части урока мы рассмотрим Vry материалы и Vry освещение. Архитектурная 3d визуализация настройка Vry.Vry материалы и Vry освещение 14.