9166

Индивидуально-психологические свойства личности

Лекция

Психология и эзотерика

Индивидуально-психологические свойства личности Темперамент. Темперамент как динамическая характеристика психики Поведение человека зависит не только от его направленности и характера, но и от темперамента, то есть такого психологического свойства л...

Русский

2013-02-24

1015.83 KB

22 чел.

Индивидуально-психологические свойства личности

Темперамент.

Темперамент как динамическая характеристика психики Поведение человека зависит не только от его направленности и характера, но и от темперамента, то есть такого психологического свойства личности, в котором проявляется динамика психических процессов и других свойств личности.

В основе всей психической деятельности человека, как известно, лежат два процесса: возбуждение и торможение. Возбуждение  это функциональная активность нервных клеток и центров коры головного мозга, обеспечивающая образование и оживление условнорефлекторных связей, на основе которых приходят в действие механизмы памяти, мышления и т. д. Торможение  это процесс затухания корковых связей, прекращения активности нервных клеток и центров, на основе которого происходит забывание, ослабление внимания и т. п.

Равновесие нервных процессов  это соотношение сил возбуждения и торможения. Они могут быть уравновешенными или неуравновешенными  один процесс может быть сильнее, чем другой. Подвижность  это быстрота смены одного процесса другим, обеспечивающая приспособление к неожиданным и резким изменениям обстоятельств.

Различное сочетание силы, равновесия и подвижности процессов возбуждения и торможения характеризует специфические типы высшей нервной деятельности, каждому из которых соответствуют свои особенности протекания психических процессов. В зависимости от соотношения процессов возбуждения и торможения И. П. Павлов выделил четыре основных типа высшей нервной деятельности, которым соответствует четыре вида темперамента (см. табл.).

Таблица Типизация темперамента по И. П. Павлову

Особенности динамики поведения

Вид

темперамента

Тип

высшей нервной деятельности

Особенности нервных процессов

по силе

по равновесию

по подвижности

Экспансивный

холерик

безудержный

сильные

неуравновешенные

подвижные

Активный

сангвиник

сильный

сильные

уравновешенные

подвижные

Спокойный

флегматик

инертный

сильные

уравновешенные

малоподвижные

Подавленный

меланхолик

слабый

слабые

неуравновешенные

малоподвижные

Холерик. Пониженная сензитивность. Высокая реактивность и высокая активность с преобладанием реактивности. РигидностьЭкстравертированность. Повышенная эмоциональная возбудимость. Ускоренный темп реакции. Внешне эти особенности проявляются в том, что холерик решителен, быстро схватывает обстановку и энергично решает задачу, инициативен, способен внести «живинку» в дело и т. д. Вместе с тем холерик отличается неуравновешенностью, с трудом сдерживает себя, вспыльчив, в действиях и поступках бывает резок, склонен к грубости, может быть нетерпимым, раздражительным, всегда всем недовольным, брюзжащим.

Сангвиник. Пониженная сензитивность. Высокая реактивность и высокая активность, уравновешенность. Пластичность. Экстравертированность. Повышенная эмоциональная возбудимость. Ускоренный темп реакций. Внешне, в реакциях и действиях, этот вид темперамента проявляется в том, что сангвиник, как правило, подвижен, активен, впечатлителен, быстро запоминает учебный материал, обычно жизнерадостен. Отрицательным у сангвиника может быть отсутствие усидчивости, настойчивости, склонность разбрасываться  не доводить начатое дело до конца.

Флегматик. Пониженная сензитивность. Низкая реактивность и высокая активность. Ригидность. Интравертированность. Пониженная эмоциональная возбудимость. Замедленный темп реакции. В поведении флегматик обычно уравновешен и редко выходит из этого состояния. Работоспособен, способен к большому напряжению, взявшись за дело, доводит его до конца. И. П. Павлов говорил, что флегматики  труженики жизни, они могут одинаково успешно выполнять и интересную, и малоинтересную работу. Отрицательные стороны флегматика: он медлителен, малоподвижен, что ярко проявляется в мышлении и поведении; решая задачу, долго ее обдумывает, может быть пассивным, безразличным к делам коллектива.

Меланхолик. Повышенная сензитивность. Невысокая реактивность и активность. Ригидность. u1048 Интравертированность. Повышенная возбудимость. Депрессивный характер эмоций.

В чистом виде темпераменты не встречаются. Их отдельные черты, как правило, сочетаются.

 Сензитивность (чувствительность). Она определяется наименьшей силой внешних воздействий, вызывающих психическую реакцию человека, а также скоростью ее протекания. Реактивность степень непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы. Активность степень энергичности человека при воздействии на внешний мир и преодолении препятствий на пути к цели. Соотношение реактивности и активности определяется тем, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств (от настроения, желаний, случайных событий) или от целей, намерений, стремлений, убеждений.

Темп реакций проявляется в скорости протекания различных психических реакций и процессов: скорости движений, темпе речи, находчивости, скорости запоминания, быстроте ума. Пластичность  в том, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям. Ригидность  свойство, противоположное пластичности. Она проявляется в том, насколько инертны и косны поведение человека, его привычки, суждения.

Характер.

Характер как ключевое психологическое свойство личности определяет линию поведения человека, его поступки, выражающиеся в его отношении к окружающему, труду, другим людям, к самому себе. Характер как совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливает типичные для нее способы поведения. В характере наиболее полно отражаются индивидуальные особенности человека. Оценивается характер прежде всего по свойственной человеку системе отношений. В них выражается содержание характера, духовный мир личности.

Здесь приведены крайние (полярные) оценки характера, его черты, особенности. В реальной жизни в характере людей наблюдается множество оттенков, переходов между полярными особенностями, чем во многом и объясняются бесконечное разнообразие характеров, непохожесть людей друг на друга.

Характер можно оценивать также по его силе. Сильным характером обладают те люди, которые всегда поступают сообразно своим убеждениям, последовательно ведут себя в различных, в том числе трудных, условиях, проявляют настойчивость в достижении поставленной цели. И наоборот, люди со слабым характером отличаются непоследовательностью в поведении, их слова расходятся с делами, они боятся трудностей.

Характеру человека, наряду с сугубо индивидуальными чертами, присущи и общие черты. Общими чертами характера, в которых раскрывается моральный облик человека, являются любовь к Родине, коллективизм, верность традициям, честность, правдивость, доброжелательность и др.

Акцентуациизаострение черт определенного типа характера. Они являются крайним вариантом психической нормы и занимают промежуточное положение между состоянием психологического здоровья и психопатологическими расстройствами.

Акцентуированные личности отличаются некоторыми индивидуальными качествами, гипертрофированными до такой степени, что возникает впечатление о легкой дисгармоничности психики, хотя и не нарушающей социальной адаптации, но привлекающей внимание своей необычностью.

Чистые психопатические типы встречаются редко, но по преобладанию у тех или иных свойств П.Б. Ганнушкин предложил выделить следующие типы психопатий:

1. Циклоиды — основной признак — периодическая смена настроения с колебаниями цикла от нескольких часов до нескольких месяцев.

2. Шизоиды — для них характерен уход от контактов, замкнутость, скрытность, легкая ранимость, отсутствие эмпатии, угловатость движений.

3. Эпилептоиды — основной признак — крайняя раздражительность с приступами тоски, страха, гнева, нетерпения, упрямства, обидчивости. Их характеризует жестокость, склонность к скандалам.

4. Астеники — им свойственна повышенная впечатлительность, психическая возбудимость, сочетающаяся с быстрой истощаемостью, раздражительность, нерешительность.

5. Психастеники — тревожные, не уверенные в себе, склонные к постоянным раздумьям, патологическим сомнениям.

6. Паранойяльные психопаты — склонны к образованию «сверхценных идей», упрямы, эгоистичны, отличаются отсутствием сомнений, уверенностью в себе и завышенной оценкой.

7. Истерические психопаты — характеризуются стремлением во что бы то ни стало обратить на себя внимание окружающих, при этом оценка ими реальных событий всегда искажена в благоприятную для них сторону, в общении манерны, театральны.

8. Неустойчивые психопаты — их основные признаки: слабохарактерность, отсутствие глубоких интересов, податливость влиянию окружающих.

9. Органические психопаты — отличаются врожденной умственной ограниченностью, могут хорошо учиться, но бесплодны, когда нужно применить знания на практике или проявить инициативу, умеют «держать себя в обществе», но банальны в суждениях.

Способности  это совокупность таких индивидуальнопсихологических особенностей человека, которые позволяют ему успешно овладевать и заниматься одним или несколькими видами деятельности.

Природную основу способностей составляют задатки. Задатками являются благоприятные, биологически обусловленные, врожденные анатомофизиологмческие особенности строения нервной системы и организма в целом. Например, свойство

слухового анализатора к различению звуков (музыкальный слух);Задатки могут передаваться по наследству. Они облегчают развитие тех или иных способностей в процессе обучения, воспитания и практической деятельности. Так, например, для развития интеллектуальных способностей большое значение имеют возбудимость и подвижность нервных процессов, быстрота образования и прочность временных связей, скорость образования и переделки динамических стереотипов и др.

На базе задатков формируются способности. Они не являются врожденными, по наследству не передаются, а развиваются в процессе жизни и деятельности человека. Однако сами задатки не однозначны, то есть из них могут получиться различные способности. Все зависит от тех условий, в которые попадает человек с полученными задатками, от той деятельности, в которую он включается на различных этапах своей жизни.

Развитие способностей неразрывно связано не только с врожденными особенностями высшей нервной системы людей, но и с особенностями первой и второй сигнальных систем. Известно, что человек отражает действительность в тесном взаимодействии первой сигнальной системы (ощущения, восприятия и представления) и второй сигнальной системы (мышление, воображение и т. д.) В зависимости от преобладания в работе коры головного мозга первой или второй сигнальных систем И. П. Павлов выделил три «чисто человеческих» типа нервной системы: художественный, мыслительный, средний.

Художественный тип нервной системы характеризуется преобладанием у данного человека первой сигнальной системы и отличается яркостью непосредственных впечатлений, образностью восприятия и памяти, живостью и богатством воображения.

Мыслительный тип, наоборот, отличается относительным преобладанием второй сигнальной системы и характеризуется преимущественным значением в деятельности человека процессов мышления, то есть он склонен к анализу и систематизации, более абстрактному и обобщенному восприятию действительности, при недостаточной яркости и живости восприятия отдельных фактов, явлений и событий.

Средний тип нервной системы характеризуется уравновешенностью первой и второй сигнальных систем. К нему относится большинство людей.

В психологии различают общие и специальные способности. Общие способности  это благоприятные возможности развития особенностей психики человека, которые одинаково важны для многих видов деятельности: развитый ум и память, работоспособность и наблюдательность, находчивость и сообразительность и др.

Специальные (профессиональные) способности  это возможности к развитию отдельных психических процессов или узких свойств личности для какогото конкретного рода деятельности: острота зрения, быстрота реакции, тонкий слух, высокая цветочувствительность, обоняние и др.

По уровню развития различают способности репродуктивные и творческие. Репродуктивные способности характеризуются высоким умением человека усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по определенному образцу.

Творческие способности обеспечивают возможность открыть новое, оригинальное. По уровню развития творческих способностей выделяют одаренность, талант и гениальность. Одаренность наличие выдающихся способностей к какомулибо одному или нескольким видам деятельности, развившихся на основе задатков. Это благоприятное сочетание общих и спе

циальных способностей. В воинской деятельности могут быть одаренные летчики, танкисты, ракетчики и другие.

Талант высокая одаренность, сочетающаяся с большим трудолюбием. Талантливость проявляется в открытии нового, достижении больших результатов в какойто деятельности, получившей общественное признание.

Гениальность исключительно высокий уровень одаренности человека, выражающийся в оригинальных, новых научных открытиях, имеющих большое общественное значение. Гений создает новую эпоху в своей области.

В своей совокупности общие и специальные способности представляют собой профессиональную пригодность человека, от которой зависит не только его успешная учеба, но и показатели профессиональной деятельности. Очень низкий уровень способностей может послужить основанием для заключения о непригодности человека к данной профессии.

Важно не только определять способности, но и постоянно их развивать у человека. Прежде всего следует уделить внимание совершенствованию тех психических познавательных процессов (память, воображение, внимание и т. д.), которые необходимы для данной специальности и составляют внутреннюю структуру способностей.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19258. Модель сечения выведения для быстрых нейтронов: основные предположения, границы применимости. Сечение выведения смесей и гетерогенных сред 78 KB
  Лекция 6. Модель сечения выведения для быстрых нейтронов: основные предположения границы применимости. Сечение выведения смесей и гетерогенных сред. 6.1. Модель сечения выведения для быстрых нейтронов. Модель сечения выведения приближенный метод вычисления мо
19259. Модификация модели сечения выведения для различных спектров быстрых нейтронов и неводородосодержащих сред 37.5 KB
  Лекция 7. Модификация модели сечения выведения для различных спектров быстрых нейтронов и неводородосодержащих сред. 7.1. Модификация модели сечения выведения для различных спектров. При получении значений сечений выведения для задач реакторной защиты обычно пр...
19260. Основные процессы взаимодействия гамма-квантов с веществом. Газокинетическое уравнение переноса гамма-квантов в задачах с внешним источником 124 KB
  Лекция 8. Основные процессы взаимодействия гаммаквантов с веществом. Газокинетическое уравнение переноса гаммаквантов в задачах с внешним источником. 8.1. Понятие гаммаизлучения. Электромагнитное излучение высокой энергии высокой частоты испускаемое возбуж
19261. Модель факторов накопления гамма-квантов. Аналитические аппроксимации факторов накопления гамма-квантов. Фактор накопления для многослойных систем 54.5 KB
  Лекция 9. Модель факторов накопления гаммаквантов. Аналитические аппроксимации факторов накопления гаммаквантов. Фактор накопления для многослойных систем. 9.1. Расчет защиты от фотонного излучения. Для расчета мощности дозы гаммаквантов за защитой модель сеч
19262. Многогрупповое приближение. Технология получения групповых констант. Понятие спектра свертки. Стандартные спектры. Библиотеки групповых констант нейтронов. Комбинированные библиотеки констант 139.5 KB
  Лекция 10. Многогрупповое приближение. Технология получения групповых констант. Понятие спектра свертки. Стандартные спектры. Библиотеки групповых констант нейтронов. Комбинированные библиотеки констант. 10.1. Многогрупповое приближение. Аналитическое решени...
19263. Методы моментов, сферических гармоник. Уравнение переноса в Р1-приближении. Границы применимости диффузионного приближения в задачах расчета защит 82.5 KB
  Лекция 11. Методы моментов сферических гармоник. Уравнение переноса в Р1приближении. Границы применимости диффузионного приближения в задачах расчета защит. 11.1. Методы моментов. Методы моментов или полиномиальные методы основаны на представлении угловой завис
19264. Метод дискретных ординат, SN-метод. Понятие квадратуры. Квадратуры Гаусса 48.5 KB
  Лекция 12. Метод дискретных ординат SNметод. Понятие квадратуры. Квадратуры Гаусса. 12.1. Особенности методов дискретных ординат. Методы дискретных ординат и связанные с ними методы получения численных решений уравнения переноса широко используются в реакторных р...
19265. Аппроксимации пространственной зависимости потока в уравнении переноса. Операторный вид уравнения переноса 97 KB
  Лекция 13. Аппроксимации пространственной зависимости потока в уравнении переноса. Операторный вид уравнения переноса. 13.1. Уравнение переноса в одномерной плоской геометрии. Одномерная плоская геометрия система бесконечных параллельных пластин частный случ...
19266. Организация итерационного процесса. Проблемы сходимости численных схем. Улучшенные итерационные методы. Внутренние и внешние итерации 89.5 KB
  Лекция 14. Организация итерационного процесса. Проблемы сходимости численных схем. Улучшенные итерационные методы. Внутренние и внешние итерации. 14.1. Прямой метод решения уравнений в матричной форме. Систему конечноразностных уравнений записанную в матричной