91689

Понятие предмета доказывания. Факты не подлежащие доказыванию. Доказательственные презумпции

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Под предметом доказывания понимается совокупность фактов имеющих материальноправовое значение установление которых необходимо для вынесения судом законного и обоснованного решения по делу Факты имеющие материальноправовое значение или юридические факты это факты с наличием или отсутствием которых закон связывает возможность возникновения изменения или прекращения материальноправовых отношений между их субъектами. Все юридически значимые факты входящие в предмет доказывания образуют фактический состав по делу. Объем юридически...

Русский

2015-07-21

35.38 KB

0 чел.

Понятие предмета доказывания. Факты не подлежащие доказыванию. Доказательственные презумпции.

Под предметом доказывания понимается совокупность фактов, имеющих материально-правовое значение, установление которых необходимо для вынесения судом законного и обоснованного решения по делу

Факты, имеющие материально-правовое значение, или юридические факты, — это факты с наличием или отсутствием которых закон связывает возможность возникновения, изменения или прекращения материально-правовых отношений между их субъектами. Установление фактов, имеющих материально-правовое значение, имеет главенствующее значение при рассмотрении дела в хозяйственном суде, поскольку в первую очередь от правильного их определения и установления зависит правильное разрешение дела.

Все юридически значимые факты, входящие в предмет доказывания, образуют фактический состав по делу. Фактический состав формируется исходя из:

- оснований иска и возражений ответчика;

- норм материального права, подлежащих применению.

Объем юридически значимых фактов, входящих в предмет доказывания, может изменяться в процессе рассмотрения спора. Во-первых, истец имеет право дополнить или изменить основание иска, ответчик - привести в обоснование своих возражений дополнительные юридически значимые факты.

В процессе разбирательства дела может возникнуть необходимость установления не только фактов материально правового характера, но и иных. В частности, фактов, имеющих процессуальное значение, т.е. фактов с наличием или отсутствием которых связана возможность возникновения, изменения или прекращения процессуальных правоотношений. В частности, правоотношений, связанных с возбуждением дела (например, соблюдения претензионного порядка рассмотрения спора).

Не все факты, имеющие значение для дела, нуждаются в установлении в процессе судебного доказывания.

В соответствии со ст. 106 ХПК два вида фактов не требуют доказывания:

признанные хозяйственным судом общеизвестными;

преюдициальные.

Общеизвестность факта может быть признана хозяйственным судом при наличии двух условий. Во-первых, данный факт должен быть известен широкому кругу лиц. Объем круга лиц зависит от распространенности данного события-факта в определенной местности. Во-вторых, факт обязательно должен быть известен всему составу суда, рассматривающему дело.

Преюдициальные (предрешенные) факты — это факты, установленные:

вступившим в законную силу решением хозяйственного суда по одному спору, не подлежащие доказыванию при разрешении других споров с участием тех же сторон;

вступившим в законную силу приговором суда по уголовному делу, не подлежащие доказыванию при рассмотрении дела хозяйственным судом по вопросам, имели ли отдельно место определенные действия и кем они совершены;

вступившим в законную силу решением суда по гражданскому делу не подлежащие доказыванию обстоятельства при разрешении спора хозяйственным судом по вопросам, имеющим отношение к лицам, участвующим в деле.

Кроме того, на основании ст. 107 ХПК обстоятельства дела, признанные сторонами в результате достигнутого между ними согласия, принимаются хозяйственным судом в качестве факта, не требующего доказывания. Такое согласие может быть достигнуто как вне судебного заседания, так и в судебном заседании. Если стороны достигли такого согласия вне стен судебного заседания, то содержание такого согласия удостоверяется судом путем составления протокола, который подписывается сторонами и утверждается хозяйственным судом. При достижении согласия в зале судебного заседания оно заносится в протокол и также удостоверяется подписями сторон.

Весьма существенное значение имеет вопрос о том, на ком лежит обязанность доказывания фактов, входящих в предмет доказывания по делу.

По общему правилу, закрепленному в хозяйственном процессуальном законодательстве (ст. 100 ХПК), обязанность доказывания фактов, имеющих значение для дела, возлагается на сторону, которая на них ссылается в обоснование своих требований или возражений. При рассмотрении споров о признании недействительными ненормативных актов государственных органов, органов местного управления и самоуправления и иных органов обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия указанных актов, возлагается на орган, принявший акт.

Доказательства представляются сторонами и другими липами, участвующими в деле, - третьими лицами, прокурором, государственными и иными органами.

Все участники гражданских правоотношений предполагаются добросовестными исполнителями своих прав и обязанностей, поэтому кредитор (потерпевший) обязан доказать факт неисполнения или ненадлежащего исполнения должником его обязанностей, а также наличие убытков и причинную связь между фактом наличия убытков и фактом правонарушения.

Помимо общего правила распределения обязанностей по доказыванию действующим законодательством предусмотрены и специальные правила, содержащиеся в нормах матери&чьного права. В отличие от общего специальные правила возлагают обязанность доказывания фактов на определенную сторону.

Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66040. Органы управления финансами в разных странах 65.02 KB
  В России главными властными структурами по управлению финансами являются Федеральное Собрание, Президент и Правительство. Именно эти органы принимают окончательное решение при утверждении федерального бюджета и отчета о его исполнении. Участие Президента...
66044. Организации системы ООН, Экономическая и социальная комиссия ООН, Южный общий рынок (МЕРКОСУР), Центральноамериканский банк экономической интеграции, Центральноамериканский общий рынок 102 KB
  В июле 2011 года число стран входящих в ООН достигло 193. В 1965 году Индонезия временно вышла из состава ООН в связи со спором с соседней Малайзией однако в следующем году восстановила свое членство. Вступая в ООН страна принимает цели и правила изложенные в Уставе.
66045. Парижский и Лондонский клубы кредиторов 38 KB
  Наличие непосредственной угрозы прекращения платежей по погашению задолженности. Чтобы условия погашения кредита могли быть пересмотрены, должнику следует доказать, что без этого он не в состоянии выполнить свои обязательства по выплате внешнего долга.
66046. Формирование пенсий. Проблемы пенсионной реформы 30.18 KB
  До 2002 года выплаты пенсий происходили по четко отлаженной схеме: те кто на пенсии получали деньги за счет налогов которые платились предприятиями за работающих граждан. Трудовые пенсии делятся на три типа: трудовая пенсия по старости трудовая пенсия по инвалидности трудовая...
66048. Приоритеты программы антикризисных мер 579.77 KB
  Глобальный экономический кризис приводит во всех странах мира к падению производства росту безработицы снижению доходов населения. Практически во всех странах будут значительно снижаться доходы населения.