9169

Методы, приемы и средства педагогического воздействия на личность

Лекция

Педагогика и дидактика

Методы, приемы и средства педагогического воздействия на личность знать: основные методы, приемы и средства педагогического воздействия на личность, условия их применения. уметь: классифицировать методы воспитания. Методы воспитания Методы восп...

Русский

2013-02-24

22.21 KB

105 чел.

Методы, приемы и средства педагогического воздействия на личность

знать: основные методы, приемы и средства педагогического воздействия на личность, условия их применения.

уметь: классифицировать методы воспитания.

Методы воспитания

Методы воспитания — это, с одной стороны, конкретные пути влияния на сознание, чувства и поведение воспитанников для решения педагогических задач, а с другой стороны, способы педагогического управления деятельностью (познавательной, игровой, трудовой и др.), в процессе которой осуществляется самореализация и развитие личности.

Методы воспитания условно можно разделить :

1. Методы убеждений, которые позволяют формировать мировоззрение воспитанников (внушение, повествование, инструктаж, обращение призыв и т.д.).

2. Методы упражнений (приучения), с помощью которых организуется деятельность воспитанников и стимулируются позитивные ее мотивы (поручения, требования, показ образцов и примеров, создание ситуаций успеха и т.д.).

3. Методы поощрения и наказания, которые направлены на развитие у воспитанников саморегуляции поведения, рефлексии и самооценки с учетом внешней оценки их поступков (поощрение, похвала, замечание, наказание, создание ситуаций контроля и самоконтроля, критики и самокритики).

Прием выступает как элементарное звено педагогического процесса, как практический акт реализации того или иного метода в различных педагогических ситуациях. (Беседа по  душам, диспут, разъяснение — это примеры приемов убеждения.  Одобрение, похвала, благодарность — приемы поощрения).

Методы убеждений

Эти методы являются ведущими в воспитательной работе. Методы убеждений позволяют оказывать воздействие на знания воспитанниками социальных норм и правил, формировать их мировоззрение.

Рекомендации по применению метода:

1. Методы убеждений являются эффективными лишь при их систематическом применении.

2. Целесообразно использовать разнообразные формы убеждений (внушение, рассказ, диалог, инструктаж и др.).  

3. Воспитательные воздействия надо направлять не только на понимание воспитанниками предъявляемого содержания, но и на эмоциональное переживание ими этого материала.

4. Эффективность применения методов убеждений во многом определяется личной убежденностью педагога в правильности произносимых им норм и ценностей, т.е. убедить других легче в том, в чем убежден сам.

5. Важно использовать методы убеждений своевременно, ориентируясь при этом на готовность (в первую очередь — физиологическую и мотивационную) воспитанника воспринимать информацию.

6. Воспитанников следует учить доказывать и отстаивать свою позицию, т.е. желать и уметь использовать свою убежденность в общении с другими.

7. В воспитательной работе необходимо сочетать  метод убеждения их с другими методами (методами упражнений, поощрений и наказаний).

Методы упражнений (приучения)

Это методы управления деятельностью воспитанников, направленные на формирование единства сознания и поведения, а поскольку процесс такого формирования длительный, то результат применения  данных воспитательных методов отсрочен во времени.

Методы упражнений реализуются в воспитательном процессе прежде всего в форме поручений.

Рекомендации по применению метода:

1. Педагогу следует хорошо знать мотивы участия воспитанников в деятельности, их отношение к поручениям и обязанностям.

2. Методы упражнений эффективны только при использовании их с методами убеждений, важно чтобы воспитанники знали и понимали цели выполняемых ими поручений, т.е. относились к ним сознательно.

3. Положительное влияние на качественное выполнение поручений оказывают предъявляемые воспитанникам образцы поведения и примеры для подражания.

4. От несложных по содержанию дел упражнений, следует переходить к предъявлению таких поручений, которые требуют все более и более значительных волевых усилий, при этом важно, чтобы определенный уровень морально-волевого напряжения всегда сохранялся.

5. При формулировке поручения необходимо определять воспитаннику степень его личной ответственности за выполнение или невыполнение поручения.

6. Личная ответственность и стремление хорошо выполнить порученное возрастают, если поручение исходит от значимого, авторитетного человека (педагога, родителя, сверстника).

7. Нельзя недооценивать роли коллектива при формулировке индивидуальных и групповых поручений.

8. Говорить об эффективности методов упражнений можно только после систематического и длительного их применения.

9. Важно, чтобы при выполнении принятых обязательств воспитанники испытывали положительные эмоции от сознания выполненного долга и личного успеха.

Методы поощрения и наказания

Эти методы педагогического воздействия используются для того, чтобы помочь воспитанникам осознать свои достоинства и недостатки, стимулировать или сдерживать определенное поведение, развивать навыки самоконтроля и самооценки.

Поощрение— метод воспитания, целью которого является обучение ребенка следованию общепринятым нормам поведения без использования физического воздействия, лишения ребенка чего-либо, а с помощью положительного подкрепления одобряемого поведения. Формами поощрения являются одобрение, похвала и награда.

Одобрение заключается в действиях и словах, а также в положительном отношении взрослых к детям. Оно служит для создания благоприятной атмосферы в процессе обучения, снимает тревожность, помогает ребенку не чувствовать дискомфорт даже в ситуации ошибки, способствует проявлению упорства и целеустремленности. Одобрение применяется независимо от успешности деятельности ребенка, тем самым доказывая ему, что его ценность для взрослых неизменна.

Похвала сконцентрирована на конечном продукте, успешном завершении ребенком чего-либо. Похвала — это устное поощрение.При чрезмерном ее использовании ребенок может ориентироваться не на поступки, а на получение похвалы.

Награда — это поощрение за успех, вещественный подарок. Награду рекомендуется использовать в сочетании с одобрением.

Наиболее эффективно в процессе воспитания комплексное использование похвалы, одобрения и награды.

Наказание — метод воспитания, цель которого научить ребенка следовать общепринятым нормам поведения. Метод основан на лишении ребенка чего-либо, ограничении его свободы, физическом воздействии на него и т.п. До 3 лет ребенок еще не может осознать цель наказания, поэтому к нему не стоит прибегать. Воспитание как процесс интериоризации социокультурных ценностей .

Отрицательные последствия наказания

1. Наказание часто не исправляет, а преображает поведение ребенка.

2. Наказание вынуждает ребенка бояться потерять родительскую любовь, он чувствует себя отвергнутым, что непосредственно сказывается на его психическом развитии.

3. У наказанного ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям и педагогам, что приведет к конфликту.

4. Частые наказания так или иначе побуждают ребенка оставаться инфантильным, эмоционально незрелым.

5. Наказание может служить ребенку средством привлечения внимания родителей и педагога к себе, и он тогда будет специально совершать проступки, чтобы получить (в данном случае хотя бы негативное) внимание.

6. Наказание неэффективно при обучении, поскольку повышает боязнь ошибок, тревожность, что сказывается на результатах обучения.

Если наказание неизбежно, то оно должно быть кратковременным и следовать непосредственно за проступком. Выбор вида наказания определяется возрастом ребенка, типом личности ребенка и родителя или педагога. В целом наказание относится к малоэффективным методам воспитания.

Методы обучения

Подразделяют методы по доминирующим средствам на  словесные, наглядные и практические. Их классифицируют также на: 1) методы приобретения новых знаний; 2) методы формирования умений, навыков и  применения знаний на практике; 3) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.

Эту классификацию дополняют методами закрепления  изучаемого материала и методами самостоятельной работы учащихся.

 Классификация включает в себя пять методов:

1) объяснительно-иллюстративный метод (лекция, рассказ,

работа с литературой и т. п.);

2) репродуктивный метод;

3) метод проблемного изложения;

4.) частично-поисковый (или эвристический) метод;

5) исследовательский метод. 

Указанные методы подразделяются на две группы:   репродуктивную ( 1 и 2 методы), при которой учащийся усваивает готовые знания и репродуцирует (воспроизводит) уже известные ему способы деятельности; 2) продуктивную (3 и 5 методы), отличающуюся тем, что учащийся добывает (субъективно) новые знания в результате  творческой деятельности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15226. Ұлттық тіл 33.5 KB
  Ұлттық тіл ауызекі және жазбаша түрдегі ұлттық қарым қатынас құралы.Қазақ тілінің пайда болуы дамып жетілуі қазақ халқының ұлт болуымен тікелей байланысты. Адам өз ортасымен күнделікті түрлі қарым – қатынаста болады.Сол арқылы тіршілік жасайдыбілімтәжірибе...
15227. Ахмет Байтұрсынов қазақ тілтану ғылымының атасы 60.5 KB
  Ахмет Байтұрсынов қазақ тілтану ғылымының атасы Кіріспе Өнер алды – қызыл тіл деп мақалдап өткен қазақ ақындары жазушылары осы күнге дейін қазақ поэзиясында биік орын алады. Солардың бірі Ахмет Байтұрсынұлы. Өз заманының ағысына қарсы тұра білген қайраткер. Қаз
15228. Азаматтық қарым-қатынас құжаттары 111 KB
  Қазақ тіліндегі ресми іс қағаздары Азаматтық қарымқатынастарды реттейтін құжаттар. Оған төмендегідей құжаттар жатады: сенімхат кепілхат өтінім тапсырыс келісімшарт еңбек шарты шарт еңбек келісімі ҚОЛХАТ СЕ...
15229. Алфавит - рухани бірлік негізі 51 KB
  Иманғазы Нұрахмет филология ғылымдарының кандидаты АЛФАВИТ – РУХАНИ БІРЛІК НЕГІЗІ Қазір қазақ халқының рухани дамуы бір жолайрықта тұрған сияқты. Руханиятымызға батыс мәдениетін үлгі етеміз бе Жоқ дәстүрлі ұлттық мәдениетімізді негіз етіп алып ...
15230. Аударматану терминдерінің когнитивтік-семантикалық құрылымы 291 KB
  Сонымен бірге лингвистикалық терминдерді қазақ тіл білімінің метатілі мәселелеріне қатысты тезаурустық сипатта қарастырған Е.Қ.Әбдірәсіловтің, терминдердің танымдық сипатын зерттеу нысаны еткен С.Ақаевтың зерттеулері терминология саласын зерттеудің жаңа деңгейін көрсетеді.
15231. ТЕРМИНТАНУДЫҢ ТАРИХЫ ТЕРЕҢДЕ 60 KB
  ТЕРМИНТАНУДЫҢ ТАРИХЫ ТЕРЕҢДЕ Жуырда терминтану саласында өнімді еңбек етіп жүрген белгілі тілтанушы ғалым филология ғылымдарының докторы профессор Шерубай Құрманбайұлының €œАлаш және терминтану€ €œТерминологиялық әдебиеттердің библиографиялық көрсеткіші€ ...
15232. Басқару-ұйымдастырушылық құжаттары 139.5 KB
  Қазақ тіліндегі ресми ісқағаздары Басқару ұйымдастыру өкім шығару қызметіне қатысты құжаттар. Оған төмендегідей құжаттар жатады үкім өкім Жарғы жарлық Ереже хабарлама ...
15233. Ғұрыптық фольклор лексикасы: идиоэтникалық 251.5 KB
  Қазақ тіл білімінде әсіресе соңғы жылдары көбірек көңіл бөліне бастаған антропоцентристік бағыттағы зерттеулердің нәтижесі этностың байырғы тұрмыс-тіршілігінің, қазіргі болмысы мен өткендегі өмір сүру тәжірибесінің, күнкөріс мәдениетінің, өзіндік ежелгі заттық және рухани құндылықтарының түрлі тілдік көріністері тек лексика мен фразеологияда ғана емес, ономасиологияда да
15234. Дискурс 46 KB
  Дискурс Дискурс ұғымы XX ғасырдың 70жылдарынан бастап философияда кеңінен қолданыла бастады. Тұңғыш болып дискурс ұғымын Ю. Хабермас өзінің Коммуникативтік компетенция теориясына дайындық атты еңбегінде қолданған болатын. Содан бері бұл термин батыстық философи...