9170

Методы, приемы, средства управления образовательными системами

Лекция

Педагогика и дидактика

Методы, приемы, средства управления образовательными системами Научное управление системой образования Методы, приемы, средства управления образовательными системами знать: методы, приемы и средства управления образовательными системами уметь...

Русский

2013-02-24

156.5 KB

159 чел.

Методы, приемы, средства управления образовательными системами

Научное управление системой образования

Методы, приемы, средства управления образовательными системами

знать: методы, приемы и средства управления образовательными системами

уметь: определять конкретные условия их применения в практике управления

- это систематическое, планомерное сознательное и целенаправленное взаимодействие субъектов управления различного уровня на все ее звенья (от министерств до школ, дошкольных и внешкольных учреждений) в целях обеспечения воспитания подрастающих поколений.

Методы

- это пути, способы реализации принципов управления, достижения намеченных целей. Более вариативны, чем принципы.

Управление и руководство

Управляют процессами, а людьми - руководят. Методы руководства - способы воздействия на людей, реализующих, претворяющих в жизнь цели.

Вопрос о методах руководства тесно связан с вопросом о стиле работы, который представляет собой совокупность наиболее типичных для данного лица методов решения тех или иных задач и проблем, возникающих в процессе руководящей деятельности.

Выделяют три основных стиля руководства - авторитарный, либеральный и демократический.

Системный подход к управлению школой

 Функции управления

  •  анализ и планирование
  •  организация и контроль
  •  координация и стимулирование

Функции руководителя

• информационно-аналитическая;

• мотивационно-целевая;

• планово-прогностическая;

• организационно-исполнительская;

• контрольно-диагностическая;

• регулятивно-коррекционная.

Схема подготовки и принятия управленческих решений

Виды управленческих решений

  •  организационно-административные решения
    •  рассчитанные на длительный период, стратегически важные и определяющие деятельность практически всего коллектива школы. К таким решениям относятся: планирование работы школы, распорядок; инструкции, правила. Уставы, методические рекомендации, длительные поручения.
    •  решения кратковременного воздействия: приказы, указания, советы, предложения.
  •  экономические, связанные с материальным обеспечением школы
  •  социально-психологические, связанные с моральным воздействием. Это благодарности, выговора, а также материалы и рекомендации по изучению, описанию и внедрению передового опыта

Структура управляющей системы

4 уровня управления образовательными системами:

  1.  Первый уровень - директор школы, назначаемый государственным органом или выбранный коллективом; руководители совета школы, ученического комитета, общественных объединений. Этот уровень определяет стратегические направления развития школы.
  2.  Второй уровень - заместители директора школы, школьный психолог, социальный педагог, ответственный за организацию общественно полезного труда, старшие вожатые, помощник директора школы по административно-хозяйственной работе, а также органы и объединения, участвующие в самоуправлении.
  3.  Третий уровень - учителя, воспитатели, классные руководители, выполняющие управленческие функции по отношению к учащимся и родителям, детским объединениям, кружкам в системе внеучебной деятельности. К этому уровню могут быть отнесены и педагоги, взаимодействующие с органами общественного управления и самоуправления, с учреждениями дополнительного образования.
  4.  Четвертый уровень - учащиеся, органы классного и общешкольного ученического самоуправления. Выделение данного уровня подчеркивает субъект-субъектный характер отношений между учителями и учениками: ученик, являясь объектом взаимодействия, в то же время выступает и субъектом своего развития. можно выделить два уровня управления по вертикали: общешкольный коллектив и классные коллективы. По горизонтали управляемая система представлена ученическими общественными организациями, спортивными секциями, творческими объединениями, кружками, бригадами и т.д.

Внутришкольный контроль

Основные виды: 

  •  Тематический контроль направлен на углубленное изучение какого-либо конкретного вопроса в системе деятельности педагогического коллектива или отдельного учителя; это частные вопросы, изучаемые глубоко и целенаправленно.
  •  Фронтальный контроль направлен на всестороннее изучение деятельности педагогического коллектива, методического объединения или отдельного учителя (3-4 раза в год).

В зависимости от объекта контроля: 

  •  Персональный контроль осуществляется за работой отдельного педагога, может быть тематическим или фронтальным.
  •  Классно-обобщающий контроль применяется при изучении группы факторов, влияющих на формирование классного коллектива в учебной и внеучебной деятельности.
  •  Предметно-обобщающий контроль используется в тех случаях, когда изучается состояние и качество преподавания отдельного предмета в одном классе, в параллели классов или в школе.
  •  Тематически-обобщающий контроль имеет своей целью изучение работы разных педагогов в разных классах, но по отдельным направлениям учебно-воспитательного процесса (например, развитие учебной мотивации, формирование основ эстетической культуры и др.).
  •  Комплексно-обобщающий контроль используется при осуществлении контроля за организацией изучения ряда учебных дисциплин в одном или нескольких классах.

Реальным воплощением общественного характера управления образованием является деятельность коллективного органа управления — совета школы. Функции и содержание работы совета определяются «Временным положением о государственных общеобразовательных учебных заведениях в Российской Федерации».

Cовет школы выступает в роли высшего руководящего органа в период между конференциями, которые проводятся 1-2 раза в год и являются высшим руководящим органом школы. Конференция имеет широкие полномочия: на общешкольной конференции избирается совет школы, его председатель, определяется срок их деятельности. Каждое учебное заведение принимает на конференции устав учебного заведения, учитывающий реальное состояние, цели, задачи, перспективы своего развития.

Там, где совет школы вписался в систему управления и стал органической частью этой системы, он, как показал опыт, стал крайне полезным и важным органом управления.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

405. Создание программы с цветным движущимся изображением 79 KB
  По заданию требуется разработать программу, реализующую цветное движение: вращение многоугольника (количество углов от 3 до 5 задается пользователем). Алгоритмы работы программ различные, что обусловлено высоким уровнем библиотеки OpenGL и относительно низким уровнем средств DirectX.
406. Разработка электронного устройства на примере RC-генератора 1.72 MB
  Назначение и виды генераторов. Схема трёхзвенной RC-цепи. Генераторы синусоидальных колебаний. Режимы самовозбуждения. Автоматическое смещение с помощью базового делителя. Мощные усилительные каскады. Выбор электрической схемы электронного устройства и её описание.
407. Разработка сети кампуса с выходом во внешнюю среду 955 KB
  Список оборудования и линий связи. Сети кампуса объединяют множество сетей различных отделов одного предприятия в пределах одного здания или в пределах одной территории. Сеть разрабатывалась на основе структурированной кабельной системы.
408. Схема модификации резонаторного фильтра для использования в полосовых структурно-перекрытых реализациях фильтров 178.5 KB
  Коэффициенты передачи в выходные узлы можно вычислить методом графов, так как данная схема довольно проста. Формула Мейсона представляет собой отношение произведения коэффициентов передачи ветвей. Для вычисления γ12 выделим в отдельную схему элементы и связи между ними.
409. Анализ и прогнозирование деятельности предприятия ремонтная организация 413 KB
  Возможности организации (резюме). Правовое обеспечение деятельности организации. Стратегия финансирования. Организационный план, конкуренция и рынок сбыта. Оценка рисков и страхования.
410. Исследование таблично заданной функции 669.5 KB
  Дана система линейных алгебраических уравнений шестого порядка. Найти ее решение методом простых итераций с заданной точностью E. Выполнить проверку истинности полученного решения. Метод простых итераций.
411. Разработка программы Кафе с использованием классов на языке программирования С# 417.5 KB
  Автоматизация деятельности кафе на основе объектно-ориентированного подхода, а также получение навыков в реализации этого подхода, проектировании и реализации схемы данных. Проектирование иерархии классов и интерфейсов на основе выделенных сущностей.
412. Проектирование передаточного и кулачкового механизма зубострогального станка 516.5 KB
  Проектирование передаточного зубчатого механизма зубострогального станка. Расчет выходных характеристик и координат профиля кулачка. Расчет вспомогательных элементов (радиуса ролика и пружины). Синтез эвольвентной зубчатой передачи.
413. Инженерные решения в разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом 320.5 KB
  Решения инженерных задач горной промышленности. Принятия управленческих и проектных решений в недропользовании на примере открытых горных работ, формирующих наибольшую нагрузку на окружающую среду.