9170

Методы, приемы, средства управления образовательными системами

Лекция

Педагогика и дидактика

Методы, приемы, средства управления образовательными системами Научное управление системой образования Методы, приемы, средства управления образовательными системами знать: методы, приемы и средства управления образовательными системами уметь...

Русский

2013-02-24

156.5 KB

158 чел.

Методы, приемы, средства управления образовательными системами

Научное управление системой образования

Методы, приемы, средства управления образовательными системами

знать: методы, приемы и средства управления образовательными системами

уметь: определять конкретные условия их применения в практике управления

- это систематическое, планомерное сознательное и целенаправленное взаимодействие субъектов управления различного уровня на все ее звенья (от министерств до школ, дошкольных и внешкольных учреждений) в целях обеспечения воспитания подрастающих поколений.

Методы

- это пути, способы реализации принципов управления, достижения намеченных целей. Более вариативны, чем принципы.

Управление и руководство

Управляют процессами, а людьми - руководят. Методы руководства - способы воздействия на людей, реализующих, претворяющих в жизнь цели.

Вопрос о методах руководства тесно связан с вопросом о стиле работы, который представляет собой совокупность наиболее типичных для данного лица методов решения тех или иных задач и проблем, возникающих в процессе руководящей деятельности.

Выделяют три основных стиля руководства - авторитарный, либеральный и демократический.

Системный подход к управлению школой

 Функции управления

  •  анализ и планирование
  •  организация и контроль
  •  координация и стимулирование

Функции руководителя

• информационно-аналитическая;

• мотивационно-целевая;

• планово-прогностическая;

• организационно-исполнительская;

• контрольно-диагностическая;

• регулятивно-коррекционная.

Схема подготовки и принятия управленческих решений

Виды управленческих решений

  •  организационно-административные решения
    •  рассчитанные на длительный период, стратегически важные и определяющие деятельность практически всего коллектива школы. К таким решениям относятся: планирование работы школы, распорядок; инструкции, правила. Уставы, методические рекомендации, длительные поручения.
    •  решения кратковременного воздействия: приказы, указания, советы, предложения.
  •  экономические, связанные с материальным обеспечением школы
  •  социально-психологические, связанные с моральным воздействием. Это благодарности, выговора, а также материалы и рекомендации по изучению, описанию и внедрению передового опыта

Структура управляющей системы

4 уровня управления образовательными системами:

  1.  Первый уровень - директор школы, назначаемый государственным органом или выбранный коллективом; руководители совета школы, ученического комитета, общественных объединений. Этот уровень определяет стратегические направления развития школы.
  2.  Второй уровень - заместители директора школы, школьный психолог, социальный педагог, ответственный за организацию общественно полезного труда, старшие вожатые, помощник директора школы по административно-хозяйственной работе, а также органы и объединения, участвующие в самоуправлении.
  3.  Третий уровень - учителя, воспитатели, классные руководители, выполняющие управленческие функции по отношению к учащимся и родителям, детским объединениям, кружкам в системе внеучебной деятельности. К этому уровню могут быть отнесены и педагоги, взаимодействующие с органами общественного управления и самоуправления, с учреждениями дополнительного образования.
  4.  Четвертый уровень - учащиеся, органы классного и общешкольного ученического самоуправления. Выделение данного уровня подчеркивает субъект-субъектный характер отношений между учителями и учениками: ученик, являясь объектом взаимодействия, в то же время выступает и субъектом своего развития. можно выделить два уровня управления по вертикали: общешкольный коллектив и классные коллективы. По горизонтали управляемая система представлена ученическими общественными организациями, спортивными секциями, творческими объединениями, кружками, бригадами и т.д.

Внутришкольный контроль

Основные виды: 

  •  Тематический контроль направлен на углубленное изучение какого-либо конкретного вопроса в системе деятельности педагогического коллектива или отдельного учителя; это частные вопросы, изучаемые глубоко и целенаправленно.
  •  Фронтальный контроль направлен на всестороннее изучение деятельности педагогического коллектива, методического объединения или отдельного учителя (3-4 раза в год).

В зависимости от объекта контроля: 

  •  Персональный контроль осуществляется за работой отдельного педагога, может быть тематическим или фронтальным.
  •  Классно-обобщающий контроль применяется при изучении группы факторов, влияющих на формирование классного коллектива в учебной и внеучебной деятельности.
  •  Предметно-обобщающий контроль используется в тех случаях, когда изучается состояние и качество преподавания отдельного предмета в одном классе, в параллели классов или в школе.
  •  Тематически-обобщающий контроль имеет своей целью изучение работы разных педагогов в разных классах, но по отдельным направлениям учебно-воспитательного процесса (например, развитие учебной мотивации, формирование основ эстетической культуры и др.).
  •  Комплексно-обобщающий контроль используется при осуществлении контроля за организацией изучения ряда учебных дисциплин в одном или нескольких классах.

Реальным воплощением общественного характера управления образованием является деятельность коллективного органа управления — совета школы. Функции и содержание работы совета определяются «Временным положением о государственных общеобразовательных учебных заведениях в Российской Федерации».

Cовет школы выступает в роли высшего руководящего органа в период между конференциями, которые проводятся 1-2 раза в год и являются высшим руководящим органом школы. Конференция имеет широкие полномочия: на общешкольной конференции избирается совет школы, его председатель, определяется срок их деятельности. Каждое учебное заведение принимает на конференции устав учебного заведения, учитывающий реальное состояние, цели, задачи, перспективы своего развития.

Там, где совет школы вписался в систему управления и стал органической частью этой системы, он, как показал опыт, стал крайне полезным и важным органом управления.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38035. Нумерованные и маркированные списки 60.5 KB
  Сдвиг один Сдвиг другой Сдвиг сякой Хочу обратить ваше внимание что это прописано без параметра type но при помощи тэга ul : ul li Сдвиг один li ul ul ul li Сдвиг другой li ul ul ul ul ul li Сдвиг сякой li ul ul ul Списки могут быть и вложенными: как это выглядит: Код: тема 1 подтема 1 подтема 2 подподтема подтема 3 тема 2 UL LI тема 1 OL LI подтема 1 LI подтема 2 OL strt= 10 LI подподтема OL LI подтема 3 OL LI тема 2 UL Оформление списков может нумероваться...
38036. Вставка изображений на WEB-страницу 274.5 KB
  Если картинка лежит в поддиректории то ссылка на неё будет выглядеть так img src= путь к картинке название картинки.расширение картинки Для вашего удобства кладите картинку в ту же директорию что и документ тогда путаницы будет меньше и записывать короче img src= название картинки.расширение картинки Если картинка лежит на уровень выше а документ находится в поддиректории то ссылка на неё будет такой: img src= . название картинки.
38037. Гиперссылки 138.5 KB
  href= т ссылка. Атрибуты: href= задает URL адрес. Чтобы по ссылке в левом кадре открылся файл в правом кадре конструкция ссылки в файле загруженном в левый кадр должна быть такой: href= имя файлаимя метки trget= правый указатель ссылки где: имя файла имя файла загружаемого в правый кадр имя метки имя метки в этом файле. Принципы прописывания пути здесь такие же как в случае с картинками: 1 href= prf.
38038. Интегрирование мультимедиа на WEB-страницу 260.5 KB
  Если на странице обнаружен элемент embed или object то производится попытка использовать один из имеющихся плагинов для вывода мультимедиафайла в окне браузера. Применяется созданный компанией Netscpe и получивший широкое распространение элемент embed . Например: embed nme= Moviel src= moviel.com quicktime downlod embed ПРИМЕЧАНИЕ Internet Explorer 5.